Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Психология способностей, как методологическая проблема профессионального психологического отбора

Поиск

 

Общее понятие о способностях человека. История возникновения проблемы способностей человека. Задатки и способности. Структура способностей. Проблема способностей в трудах отечественных ученых. Понятие «способность» (по Б.М. Теплову). Проблема способностей и задачи профессионального психологического отбора.

Современные подходы к изучению проблемы способностей. Соотношение врожденного или приобретенного в проявлении способностей. Два основных подхода к изучению способностей: личностно-деятельностный и функционально-генетический. Функционально-деятельностный подход к изучению способностей.

Какие бывают способности? Классификации способностей. Интеллектуальные, академические, творческие, художественные и др. способности. Двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмена: общие и частные способности. Многофакторная модель способностей Л. Терстоуна. Иерархические модели способностей. Социальные способности.

Способности и профессионально важные качества человека. Понятие о профессионально важных качествах. Проблема построения структуры профессионально важных качеств.

 

Тема 6. Психодиагностика, как основной элемент профессионального психологического обора

Общее понятие о психодиагностике. Что такое «психодиагностика»? Методологические основы психодиагностики.

Особенности измерения в современной психодиагностике. Проблема измерения психических явлений. Уровни измерения. Виды измерения: нормативное, критериальное, ипсативное. Шкалы измерений в психологи.

Кратка история возникновения и развития психологического тестирования. Понятие «тест». История возникновения тестирования и предпосылок к созданию психодиагностики, как научной дисциплины. Психодиагностика в конце XIX, начале XX веков. Первые психологические тесты. Современные психологические тесы и проблемы профессионального психологического отбора.

Какие тесты существуют? Основные подходы к классификации тестов. Тесты используемые при проведении профессионального психологического отбора. Методологические проблемы использования психодиагностических методик в мероприятий профессионального психологического отбора.

Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам профотбора. Понятие стандартизации теста. Объективность теста. Тестовые нормы. Валидность и надежность теста.

Ошибки, которых следует избегать при проведении мероприятий профессионального психологического отбора. Субъективные причины возможных ошибок при формировании заключения о профессиональной психологической пригодности. Объективные причины возможных ошибок при формировании заключения о профессиональной психологической пригодности.

 

Тема 7. Общие вопросы методологии организации и проведения профессионального психологического отбора

Два подхода к выбору методологии решения задач профессионального психологического отбора. Основные этапы осуществления мероприятий профотбора. Факторный подход к разработке системы профессионального психологического отбора. Метод двух портретов. Концептуальный (логический) подход к разработке системы профессионального психологического отбора.

Свойства личности и социальные способности человека. Существуют ли социальные способности человека? Личностные качества свойства) и эффективность профессиональной деятельности. Иерархия личностных свойств.

Личностный адаптационный потенциал как характеристика социально обусловленной способности человека. Общее понятие об адаптации. Адаптация как процесс и как свойство. Концепция адаптационного потенциала личности. Тест МЛО «Адаптивность».

Две точки зрения на использование метода ассессмент-центра в решении задач отбора персонала. Понятие «ассесмент-центра». Основные понятия ассессмент-центра. асесмент-центр и профессиональный психологический отбор.

Сфера компетенций профессионального психологического отбора. Место и роль профессионального психологического отбора в структуре общего отбора персонала. Виды отбора персонала. Что следует относить к профессиональному психологическому отбору персонала.

 

 

РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА

Тема 8. Технология выявления профессионально важных качеств

Метод инженерно-психологического анализа деятельности (метод профессиографии). Суть метода профессиографии. Последовательность построения психологического эталона специальности. Что такое профессиограмма. Методы сбора информации о профессии. Недостатки метода профессиографии. Объективизации метода профессиографии. Методики изучения профессионально важных качеств при построении профессиограммы. Структура профессиограммы.

Организации и проведение экспертной оценки ПВК с помощью психографических опросников. Цель использования опросниковых методоы при изучении профессионально важных качеств. Наиболее популярные опросники изучения ПВК. Методология разработка авторских опросников изучения ПВК. Методы работы с экспертами и экспертными группами. Конструктивные особенности современных методик выявления профессионально важных качеств.

Оформление и представление результатов психографического опроса. Правила оформления результатов профессиографического исследования. Основные группы профессионально важных качеств.

Метод классификации видов деятельности. Понятие о мет оде классификации видов деятельности. Сфера применения метода классификации видов деятельности. Преимущества и недостатки метода классификации видов деятельности.

Метод «пилотажного обследования». Понятие о методе пилотажного обследования. Преимущества и недостатки метода «пилотажного обследования». Метод контрастных пар. Недостатки метода контрастных пар.

Метод двух портретов. Общее понятие о методе двух портретов. Структура психографического опоросника Т.П. Зинченко.

Тема 9. Основные принципы, методы и технология подбора методик для решения задач профессионального психологического отбора

 

Основные принципы выбора методик для проведения мероприятий профессионального психологического обора. Принцип учета предназначения методик. Принцип использования стандартизированных методик. Принцип использования методик с едиными измерительными (нормализованными) шкалами. Принцип использования в профессиональном психологическом отборе методик с единым интегральным показателем.Принцип оптимального количества методик.

Основные этапы оценки степени пригодности методик для решения задач профессионального психологического отбора. Анализ литературных источников. Апробация методик. Пилотажное обследование. Анализ результатов.

Оценка надежности и валидности психологического теста. Требования к выборке обследуемых. Понятие валидности теста. Понятие надежности теста. Виды валидности и надежности теста и методы их проверки.

Основные принципы и способы проведения пилотажного исследования. Понятие прогностичности теста. Формирование группы обследуемых для проведения пилотажного обследования. Способы организации и проведения пилотажного обследования.

Математико-статистический анализ результатов проведения пилотажного исследования. Методы математико-статистического анализа результатов пилотажного обследования. Этапы анализа результатов и способы его осуществления. Понятие о распределении показателей.

Принципы и методы отбора критериев успешности профессиональной деятельности. Показатели, которые могут быть использованы в качестве критериев успешности деятельности. Принцип релевантности. Принцип полноты критерия. Принцип обеспечения надежности критерия. Принцип обеспечения дифференциации работников. Принцип объективности критерия. Оценочные шкалы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.27.78 (0.007 с.)