Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Психофизиологические основы обеспечения безопасности деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исторические аспекты разработки вопросов обеспечения безопасности деятельности и медицинской авариологии. Понятие о личном и человеческом факторах. Их роль в безопасности деятельности. Системный подход к проблеме безопасности деятельности. Психофизиологические особенности деятельности оператора в аварийной ситуации. Теоретическая подготовка. Идеомоторная и тренажерная подготовка. Формирование навыков и умений поиска и анализа информации, действий в аварийной ситуации. Формирование психофизиологической готовности к действиям в особых случаях. Понятие ошибочного действия. Источники информации об ошибочных действиях оператора. Этапы изучения ошибочных действий оператора: анализ производственного задания; анализ роли человеческого фактора в причинах допущенного ошибочного действия; анализ роли личного фактора; обобщение материалов анализа; разработка предложений по предупреждению ошибочных действий. Профессиональная надежность оператора. Структурные компоненты профессиональной надежности и их характеристика. Роль профессиональной надежности летного состава в обеспечении надежности человеко-машинной системы. Профессиональное здоровье. Система мероприятий по сохранению профессионального здоровья и профессионального долголетия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ: 1. Классификация видов трудовой деятельности. 2. Физиологическая характеристика деятельности, требующей значительной мышечной активности. 3. Физиологическая характеристика операторской деятельности. 4. Физиологическая характеристика интеллектуальной деятельности. 5. Физиологические показатели тяжести и напряженности труда. 6. Понятие о функциональном состоянии. Классификации функциональных состояний. 7. Состояние оперативного покоя. 8. Утомление. Причины, характеристика, методы диагностики. 9. Центрально-корковая теория утомления. 10. Хроническое утомление и переутомление. 11. Нервно-эмоциональное напряжение и эмоциональная напряженность. 12. Монотония, как функциональное состояние человека. 13. Динамика работоспособности в процессе профессиональной деятельности. 14. Классификация методов изучения работоспособности. 15. Методики исследования функции сердечно-сосудистой системы. 16. Методики исследования функции внешнего дыхания. 17. Методики исследования функции центральной нервной системы. 18. Методики исследования функции анализаторов. 19. Социально обусловленные эмоции: эмоции общественного долга, эмоции идеалов, эмоции ответственности. 20. Личностно обусловленные эмоции: эмоции оценочного отражения, эмоции познания, эмоции интересов, эмоции оценки угрожающей обстановки, эмоции несоответствия уровню притязаний. 21. Эмоции процесса деятельности: эмоции творчества, риска и цены решения, эмоции смены алгоритма, эмоции престижа, эмоции соревнования, эмоции признания. 22. Диагностика эмоциональных состояний. 23. Изменения физиологических функций и работоспособности при укачивании. Методы оценки вестибулярной устойчивости. Способы и методы повышения устойчивости к укачиванию. 24. Характеристика шумов и вибраций. Действие шума и вибрации на организм человека. 25. Функциональное состояние и работоспособность оператора в условиях низкой температуры. 26. Функциональное состояние и работоспособность оператора в условиях высокой температуры. 27. Функциональное состояние и работоспособность оператора при пониженной и повышенной освещенности. 28. Изменения функционального состояния и работоспособности человека в состоянии десинхроноза. Средства и методы профилактики десинхронизации функций организма. 29. Классификация средств и методов сохранения работоспособности. 30. Характеристика эргономической оптимизации деятельности операторов. 31. Характеристика психолого-педагогической оптимизации деятельности операторов. 32. Характеристика и практическое использование психогенных методов: психическая саморегуляция; музыкальное кондиционирование; цветовое воздействие. 33. Характеристика и практическое использование электрофизиологических методов: электроимпульсная нейрорегуляция. 34. Характеристика и практическое использование фармакологических средств. 35. Виды навыков и психофизиологические механизмы их формирования. Стадии формирования навыка. 36. Положительный и отрицательный перенос навыков. 37. Методика оценки успешности формирования двигательных навыков при тренировках на тренажерах. 38. Понятие о личном и человеческом факторах. Их роль в безопасности деятельности. 39. Функциональное состояние и работоспособность оператора в аварийной ситуации. 40. Мероприятия по сохранению профессионального здоровья и профессионального долголетия.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Новиков В.С., Шустов Е.Б., Благинин А.А. и др. Способы оптимизации функционального состояния человека в экстремальных условиях. – СПб, 2001. – 38 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск, Изд-во БГУ им. В.И.Ленина, 1976. - 175 с. 2. Завалова H.Д., Пономаpенко В.А. Психические состояния человека в особых условиях деятельности // Психол. жуpн. - 1983. - Т. 4, N 6. - С. 92-105. 3. Ломов Б.Ф. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. - М.: Наука, 1985. - 231 с. 4. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.:Наука, 1981. - 278 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1988. - 267 с. 2. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства. - Обозр. психиат. и мед. психол., 1992, N 2, с. 5-10. 3. Анохин П.К. Принципы формирования защитных приспособлений организма // Вестн. АМН СССР. - 1962. - С. 16-26. 4. Горбов Ф.Д. Детерминация психических состояний // Вопр. психологии. - 1971. - № 5. - С. 20-29. 5. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск: Наука, 1980. - 191 с. 6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985. - 303 с. 7. Китаев-Смык Л.А. Психология стpесса. - М.: Наука, 1983. - 368 с. 8. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л.: Медицина, 1984. - 216 с. 9. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М.: Политиздат, 1989. - 304 с. 10. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 344 с. 11. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. - 167 с. 12. Пейсахов Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1974. - 253 с. 13. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972. - 312 с. 14. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. - М.: Медгиз, 1960. - 254 с. 15. Словарь физиологических терминов. - М., 1987. - 446 с. 16. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, Изд-во Горьк. пед. ин-та, 1975. - 118 с. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ»
СОСТАВИТЕЛЬ: доцент кафедры общей и прикладной психологии, кандидат психологических наук, доцент Константинов В. В.
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА Учебная программа по спецкурсу «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов различного профиля» разработана в соответствие с квалификационными требованиями к профессиональной подготовке выпускников психологических факультетов государственных университетов Российской Федерации, предусмотрена специализацией «Психология труда и организационная психология» и предназначена для специальной психолого-педагогической подготовки студентов в данном напревлении, изучении методологических подходов, форм организации и направлений практической деятельности психолога по психологическому сопровождению учащихся высших учебных заведений и специалистов различных сфер и направлений профессиональной деятельности. А также, для приобретения практических навыков в организации планирования и реализации мероприятий по психологическому сопровождению учащихся и специалистов различных направлений профессиональной деятельности. Значение курса заключается в том, что его содержание является методологической и практической основой деятельности психолога в планировании и организации работы по психологическому сопровождению профессиональной деятельности специалистов различного профиля. Главная цель обучения – подготовить психолога, в соответствие со специализацией, способного квалифицированно выполнять свои обязанности по профилю предстоящей профессиональной деятельности, обладающего знанием методологических подходов, основ планирования, навыков организации и практических навыков проведения мероприятий психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов различного профиля. В результате изучения спецкурса «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности» студент должен достигнуть следующих уровней подготовленности. Знать и иметь представление: о методологических подходах, основных принципах планирования и организации мероприятий по психологическому обеспечению профессиональной деятельности специалистов различного профиля. о месте мероприятий психологического сопровождения в системе психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов различного профиля; об основных системах и моделях психологического сопровождения профессиональной деятельности в работе практического психолога; об основных методах, используемых в организации процедур психологического сопровождения; - об анализе эффективности мероприятий психологического сопровождения специалистов различного профиля деятельности. Уметь и владеть практически: методическими подходами, основными принципами планирования и организации мероприятий по психологическому обеспечению профессиональной деятельности специалистов различного профиля. обоснованно и эффективно использовать психологические и психодиагностческие методы в процессе психологического сопровождения специалистов различного профиля; - осуществлять анализ эффективности собственной деятельности и проводимых мероприятий психологического сопровождения специалистов различного профиля деятельности.
Знанием теоретических основ и методологических подходов к организации процесса психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов различного профиля студенты овладевают в процессе лекционных курсов и самостоятельно. Основными навыками и умениями в организации и осуществлении мероприятий по психологическому сопровождению специалистов различного профиля деятельности студенты овладевают на практических занятиях в соответствие с учебным планом. Теоретико-методологический подход к изложению спецкурса основан на системном подходе (С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев), в русле основных традиций Московской и Санкт-Петербургской психологической школы. Ядром этого подхода является позиция диалектико-материалистического подхода становления, развития и создания системы психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов различного профиля. Положения о том, что практическую значимость существующей системы планирования и организации психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов может выявить лишь эффективность и результативность мероприятий по ее осуществлению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.223.136 (0.007 с.) |