Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Психофизиологические основы обеспечения безопасности деятельности

Поиск

Исторические аспекты разработки вопросов обеспечения безопасности деятельности и медицинской авариологии. Понятие о личном и человеческом факторах. Их роль в безопасности деятельности. Системный подход к проблеме безопасности деятельности.

Психофизиологические особенности деятельности оператора в аварийной ситуации.

Теоретическая подготовка. Идеомоторная и тренажерная подготовка. Формирование навыков и умений поиска и анализа информации, действий в аварийной ситуации. Формирование психофизиологической готовности к действиям в особых случаях.

Понятие ошибочного действия. Источники информации об ошибочных действиях оператора. Этапы изучения ошибочных действий оператора: анализ производственного задания; анализ роли человеческого фактора в причинах допущенного ошибочного действия; анализ роли личного фактора; обобщение материалов анализа; разработка предложений по предупреждению ошибочных действий.

Профессиональная надежность оператора. Структурные компоненты профессиональной надежности и их характеристика. Роль профессиональной надежности летного состава в обеспечении надежности человеко-машинной системы. Профессиональное здоровье. Система мероприятий по сохранению профессионального здоровья и профессионального долголетия.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ:

1. Классификация видов трудовой деятельности.

2. Физиологическая характеристика деятельности, требующей значительной мышечной активности.

3. Физиологическая характеристика операторской деятельности.

4. Физиологическая характеристика интеллектуальной деятельности.

5. Физиологические показатели тяжести и напряженности труда.

6. Понятие о функциональном состоянии. Классификации функциональных состояний.

7. Состояние оперативного покоя.

8. Утомление. Причины, характеристика, методы диагностики.

9. Центрально-корковая теория утомления.

10. Хроническое утомление и переутомление.

11. Нервно-эмоциональное напряжение и эмоциональная напряженность.

12. Монотония, как функциональное состояние человека.

13. Динамика работоспособности в процессе профессиональной деятельности.

14. Классификация методов изучения работоспособности.

15. Методики исследования функции сердечно-сосудистой системы.

16. Методики исследования функции внешнего дыхания.

17. Методики исследования функции центральной нервной системы.

18. Методики исследования функции анализаторов.

19. Социально обусловленные эмоции: эмоции общественного долга, эмоции идеалов, эмоции ответственности.

20. Личностно обусловленные эмоции: эмоции оценочного отражения, эмоции познания, эмоции интересов, эмоции оценки угрожающей обстановки, эмоции несоответствия уровню притязаний.

21. Эмоции процесса деятельности: эмоции творчества, риска и цены решения, эмоции смены алгоритма, эмоции престижа, эмоции соревнования, эмоции признания.

22. Диагностика эмоциональных состояний.

23. Изменения физиологических функций и работоспособности при укачивании. Методы оценки вестибулярной устойчивости. Способы и методы повышения устойчивости к укачиванию.

24. Характеристика шумов и вибраций. Действие шума и вибрации на организм человека.

25. Функциональное состояние и работоспособность оператора в условиях низкой температуры.

26. Функциональное состояние и работоспособность оператора в условиях высокой температуры.

27. Функциональное состояние и работоспособность оператора при пониженной и повышенной освещенности.

28. Изменения функционального состояния и работоспособности человека в состоянии десинхроноза. Средства и методы профилактики десинхронизации функций организма.

29. Классификация средств и методов сохранения работоспособности.

30. Характеристика эргономической оптимизации деятельности операторов.

31. Характеристика психолого-педагогической оптимизации деятельности операторов.

32. Характеристика и практическое использование психогенных методов: психическая саморегуляция; музыкальное кондиционирование; цветовое воздействие.

33. Характеристика и практическое использование электрофизиологических методов: электроимпульсная нейрорегуляция.

34. Характеристика и практическое использование фармакологических средств.

35. Виды навыков и психофизиологические механизмы их формирования. Стадии формирования навыка.

36. Положительный и отрицательный перенос навыков.

37. Методика оценки успешности формирования двигательных навыков при тренировках на тренажерах.

38. Понятие о личном и человеческом факторах. Их роль в безопасности деятельности.

39. Функциональное состояние и работоспособность оператора в аварийной ситуации.

40. Мероприятия по сохранению профессионального здоровья и профессионального долголетия.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Новиков В.С., Шустов Е.Б., Благинин А.А. и др. Способы оптимизации функционального состояния человека в экстремальных условиях. – СПб, 2001. – 38 с.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск, Изд-во БГУ им. В.И.Ленина, 1976. - 175 с.

2. Завалова H.Д., Пономаpенко В.А. Психические состояния человека в особых условиях деятельности // Психол. жуpн. - 1983. - Т. 4, N 6. - С. 92-105.

3. Ломов Б.Ф. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. - М.: Наука, 1985. - 231 с.

4. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.:Наука, 1981. - 278 с.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1988. - 267 с.

2. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства. - Обозр. психиат. и мед. психол., 1992, N 2, с. 5-10.

3. Анохин П.К. Принципы формирования защитных приспособлений организма // Вестн. АМН СССР. - 1962. - С. 16-26.

4. Горбов Ф.Д. Детерминация психических состояний // Вопр. психологии. - 1971. - № 5. - С. 20-29.

5. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск: Наука, 1980. - 191 с.

6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985. - 303 с.

7. Китаев-Смык Л.А. Психология стpесса. - М.: Наука, 1983. - 368 с.

8. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л.: Медицина, 1984. - 216 с.

9. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М.: Политиздат, 1989. - 304 с.

10. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 344 с.

11. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. - 167 с.

12. Пейсахов Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1974. - 253 с.

13. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972. - 312 с.

14. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. - М.: Медгиз, 1960. - 254 с.

15. Словарь физиологических терминов. - М., 1987. - 446 с.

16. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, Изд-во Горьк. пед. ин-та, 1975. - 118 с.



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ»

 

СОСТАВИТЕЛЬ: доцент кафедры общей и прикладной психологии, кандидат психологических наук, доцент Константинов В. В.

 

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Учебная программа по спецкурсу «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов различного профиля» разработана в соответствие с квалификационными требованиями к профессиональной подготовке выпускников психологических факультетов государственных университетов Российской Федерации, предусмотрена специализацией «Психология труда и организационная психология» и предназначена для специальной психолого-педагогической подготовки студентов в данном напревлении, изучении методологических подходов, форм организации и направлений практической деятельности психолога по психологическому сопровождению учащихся высших учебных заведений и специалистов различных сфер и направлений профессиональной деятельности. А также, для приобретения практических навыков в организации планирования и реализации мероприятий по психологическому сопровождению учащихся и специалистов различных направлений профессиональной деятельности.

Значение курса заключается в том, что его содержание является методологической и практической основой деятельности психолога в планировании и организации работы по психологическому сопровождению профессиональной деятельности специалистов различного профиля.

Главная цель обучения – подготовить психолога, в соответствие со специализацией, способного квалифицированно выполнять свои обязанности по профилю предстоящей профессиональной деятельности, обладающего знанием методологических подходов, основ планирования, навыков организации и практических навыков проведения мероприятий психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов различного профиля.

В результате изучения спецкурса «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности» студент должен достигнуть следующих уровней подготовленности.

Знать и иметь представление:

о методологических подходах, основных принципах планирования и организации мероприятий по психологическому обеспечению профессиональной деятельности специалистов различного профиля.

о месте мероприятий психологического сопровождения в системе психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов различного профиля;

об основных системах и моделях психологического сопровождения профессиональной деятельности в работе практического психолога;

об основных методах, используемых в организации процедур психологического сопровождения;

- об анализе эффективности мероприятий психологического сопровождения специалистов различного профиля деятельности.

Уметь и владеть практически:

методическими подходами, основными принципами планирования и организации мероприятий по психологическому обеспечению профессиональной деятельности специалистов различного профиля.

обоснованно и эффективно использовать психологические и психодиагностческие методы в процессе психологического сопровождения специалистов различного профиля;

- осуществлять анализ эффективности собственной деятельности и проводимых мероприятий психологического сопровождения специалистов различного профиля деятельности.

 

Знанием теоретических основ и методологических подходов к организации процесса психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов различного профиля студенты овладевают в процессе лекционных курсов и самостоятельно. Основными навыками и умениями в организации и осуществлении мероприятий по психологическому сопровождению специалистов различного профиля деятельности студенты овладевают на практических занятиях в соответствие с учебным планом.

Теоретико-методологический подход к изложению спецкурса основан на системном подходе (С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев), в русле основных традиций Московской и Санкт-Петербургской психологической школы. Ядром этого подхода является позиция диалектико-материалистического подхода становления, развития и создания системы психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов различного профиля.

Положения о том, что практическую значимость существующей системы планирования и организации психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов может выявить лишь эффективность и результативность мероприятий по ее осуществлению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.223.136 (0.007 с.)