Часть 2 методические аспекты обучения в малокомплектной начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 2 методические аспекты обучения в малокомплектной начальной школе



Тема 5. Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса в МКНШ

 

Особенности уроков в МКНШ


Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание, 2) классно-урочная система и 3) лекционно-семинарская система.

Классно-урочная система в отличие от индивидуального обучения и ее индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста, стабильное расписание. Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я.А.Коменскому, должен быть урок. Задача урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось упражнению. Дальнейшее развитие классического учения Я.А.Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил К.Д.Ушинский. Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков.

Урок является основной формой организации учебного процесса в современной школе. Он представляет собой более или менее законченный отрезок. Как форма обучения урок имеет следующие признаки:

- точно установленную продолжительность (обычно это отрезок времени в 40-45 мин, а в начальных классах он может составлять 30—35 мин);
- в каждой школе имеется твердое расписание уроков;

- на каждом уроке присутствуют учащиеся одного класса примерно одного возраста и состава;

-учитель осуществляет четкое планирование урока для решения образовательных задач;

- на уроке применяются различные методы и средства обучения, использование которых зависит от поставленных дидактических задач.

Особое место в системе образования имеет вопрос об организации уроков в малокомплектной школе. Малокомплектная школа отличается от остальных небольшим количеством учащихся. В ней организуют классы с малой наполняемостью, в которые входят ученики разного возраста. Такие школы обычно существуют в поселках, аулах и деревнях, а также в поселках городского типа, в мелких же и крупных городах такой вид школ не распространен, потому что есть больше возможностей для создания школ с обычной комплектацией учащихся. Малокомплектные школы в основном начальные, но среди них встречаются и средние. В РК существует несколько тысяч малокомплектных школ. По своему укладу малокомплектные школы похожи на большие семьи, где учителя — это родители, а ученики — их дети. Поскольку учеников в таких школах очень мало, то учителя хорошо знают каждого из них, следовательно, могут применять к ним индивидуальные методы обучения. В начальной малокомплектной школе могут работать всего 1—2 учителя, поэтому на них возложено еще много других обязанностей, кроме непосредственных обязанностей учителя. Они сами могут формировать классы и подходят к этому процессу творчески, исходя из индивидуальных особенностей учеников и конкретных условий существования школы в данной местности. При том условии, что в школе работают 2 учителя, можно соединять учеников разных классов и с ними проводить урок. Поэтому, когда планируют расписание занятий, то стараются у этих классов одновременно ставить урок по одному предмету. Это позволяет в некоторых случаях вести уроки по одной теме. Например, если это урок литературного чтения, то можно двум разным по возрасту классам представить материал об одном писателе. В других случаях сочетают разные по тематике и направленности уроки, например математику и рисование, русский язык и познание мира. Словом, в малокомплектной школе учитель должен уметь быстро и четко перестраиваться на работу с разными классами. Его задача — уметь так распределять свое внимание и время, чтобы он сам успевал объяснить новый материал обоим классам и чтобы ученики его поняли, а также не оставались без работы в то время, когда он занят другим классом. Поэтому лучше всего использовать комбинированный тип урока, потому что в его структуре присутствует большой объем самостоятельной работы в виде занятий с книгой и различных упражнений. Пока учитель объясняет материал одному классу, другой класс в это время выполняет небольшую самостоятельную работу, а потом наоборот. Особенности такой самостоятельной работы заключаются в том, что она не требует внимания учителя и выполняется учениками самостоятельно. А комбинированный урок помогает в течение одного занятия сделать несколько переходов от работы с учителем к самостоятельным занятиям и обратно. Поскольку малокомплектные школы в основном расположены в деревнях, то их основной проблемой является отсутствие учебных пособий и в особенности разнообразных средств обучения, наглядности. Поэтому учитель в основном сам обеспечивает своих учеников рабочим материалом, а также средствами обучения. Он создает рисунки, плакаты, карты и некоторые другие учебные пособия, необходимые для проведения урока и обеспечения лучшего результата знаний у учащихся.

В МКНШ, где обучаются дети разного возраста в одной классной комнате, сложились три основных типа уроков.

1. Урок, на котором в обоих классах изучается новый материал.

2. Урок, на котором в одном классе изучается новый материал, а в другом классе организуется работа по закреплению знаний и умений, повторение изученного или учет знаний и умений детей.

3. Урок, на котором в обоих классах проводится работа по повторению изученного ранее (по И.Т. Огородникову).

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися на уроке многообразие типов и видов уроков открывает широкие возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы учителя с учащимися. Эти формы организации учебной работы могут применяться как на обязательных (классных), так и на факультативных занятиях, как на уроках, так и на семинарах, практикумах и других формах учебного процесса. Именно поэтому их называют общими формами организации учебно-воспитательной работы. При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь ученический коллектив и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность неизменно повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Фронтальная работа может использоваться на всех этапах урока, однако она, будучи ориентированной на среднего ученика, должна дополняться групповыми и индивидуальными формами

Приведем пример последовательности чередования самостоятельной работы и работы под руководством учителя на уроке в МКНШ

Вариант схемы плана-конспекта урока в сельской начальной малокомплектной школе.

Тема урока: 2 класс ___________________________

3 класс ____________________________

Цель урока: 2 класс ____________________________

3 класс ____________________________

Тип урока __________________________________

Оборудование ________________________________

Этап урока 2 класс 3 класс Дозировка времени на каждый вид деятельности
Орг. момент     1-2 мин.
  Работа с учителем. (описание деятельности учителя и учащихся). Самостоятельная работа учащихся (описание деятельности учащихся с предварительными заданиями). 10 мин.
  Самостоятельная работа учащихся. Работа с учителем. 15 мин.
  И т.д.    
Итог урока      
Д. задание      

Виды расписаний уроков и особенности их составления. Варианты составления расписания в условиях МКНШ.

Как показывает анализ результатов мониторинга модернизации структуры и содержания начального образования, в практике распространены и пятидневная и шестидневная рабочая недели. При этом школ, занимающихся в режиме 6 – дневки, примерно на 10 – 15 % меньше. Тот же анализ свидетельствует о том, что режим работы начального звена практически не зависит от того, какой из учебно – методических комплектов школа использует.

Вопрос комплектования – объединения классов в один комплект – проблема двухкомплектной начальной школы или начального звена неполной (полной) средней школы, где работает 2 учителя. Наибольшая трудность здесь – первый класс: с каким классом целесообразнее его объединить, имея в виду интересы детей и учителя. Вариантов много. Однако, несмотря на существующие многочисленные рекомендации, надо признать преимущественное право выбора за учителем, так как он руководствуется не только научными обоснованиями, но и рядом факторов, которые трудно, а иногда и невозможно установить вне школы: например, стабильностью педколлектива и доверием, уважением его членов друг к другу, количеством детей разновозрастной группы и стремлением учителей уравнять их число в каждом комплекте. Влияет на выбор учителя и уровень его квалификации, приспособленность, кубатура классного помещения, традиции школы, района в этом вопросе и т. д..

Эти реалии практики противоречат установке учителей на то, что структура комплекта должна определяться только возможностями учащихся длительное время работать самостоятельно. Но практика начинает склоняться в сторону выравнивания объёма и сложности нагрузки каждого учителя, хотя иногда и в ущерб интересам детей.

Режим учебной недели (расписание уроков) МКНШ может быть разнопредметным и однопредметным. Другими словами, учитель, составляя расписание для классов, входящих в комплект, старался включить математику в одном и математику в другом классе на одном уроке, чтение в одном и чтение в другом. Это однопредметный подход, который как один из вариантов сохранился и сейчас.

«Результаты анализа около 100 расписаний учебных занятий школ разных регионов России показывают, что однопредметность в подходе к составлению расписания занятий школ разных регионов России становится преобладающей. Это очень важный положительный факт, так как однопредметность в разновозрастном классе обеспечивает значительно лучшие условия для развития, воспитания и обучения детей, позволяя учителю использовать современные образовательные технологии, кардинально менять структуру учебных занятий».

Рассмотрим примеры организации учебной недели с позиции гигиенистов и педиатров: первые уроки понедельника малопродуктивны, активность детей, ко всему прочему, снижает, так называемая «дорожная», «транспортная усталость». Поэтому на первые уроки нежелательно ставить «Обучение грамоте», «Русский язык», «Чтение». Важно, что именно на уроках этих дисциплин и «Письма» дети во всех классах начального звена, да и последующих, устают более всего. И их утомление физическое и умственное лишь частично снимается разнообразными упражнениями на релаксацию. Неудачно, если урок русского языка вынесен на конец учебного дня, тем более, после занятий физкультурой. В приведённом ниже варианте расписания вполне справедливо облегчена среда – пик утомления школьников. Вторым и третьим уроками поставлены математика и русский язык.

Пример однопредметного расписания.

Дни недели № урока 2 класс 3 класс
Понедельник 1. Чтение Чтение
  2. Математика Математика
  3. Русский язык Русский язык
  4. Труд Труд
  5. Классный час  
Вторник   Внеклассное чтение История
    Русский язык Русский язык
    Математика Математика
    Чтение Внеклассное чтение
    ИЗО ИЗО
Среда   Окружающий мир Природоведение
    Математика Математика
    Русский язык Русский язык
    Физкультура Физкультура
Четверг   Русский язык Русский язык
    Математика Математика
    Чтение Чтение
    Музыка Музыка
    Труд Труд
Пятница   Чтение Чтение
    Математика Математика
    Русский язык Русский язык
    Физкультура Физкультура
      Классный час

Вопросы к теме.

1. Какими преимуществами обладает классно-урочная система обучения в сравнении с другими системами?

2. От чего зависит структура урока? Приведите примеры структуры уроков различных типов.

3. Назовите характерные признаки уроков разных типов.

4. Назовите основные требования к уроку в МКНШ.

5. Каковы особенности организации урока в МКНШ?

6. Как учитель может использовать на уроке фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы в условиях МКНШ?

7. Каково значение опроса в условиях МКНШ? Какое место занимает опрос на уроках МКНШ?

8. Каковы требования к материалу, помещаемому в карточках для опроса в условиях МКНШ? Назвать способы проверки ответов по карточкам.

9. Особенности составления расписания в условиях МКНШ.

 

Задания для самостоятельного изучения.

1. Изучить различные схемы анализа урока (см. приложение 1). Разработать схему анализа урока с учетом специфики МКНШ.

2. Изучить различные схемы самоанализа урока (см. приложение 2). Разработать схему самоанализа урока с учетом специфики МКНШ

Тема 6. Формирование у учащихся МКШ навыков самостоятельной работы на уроках.

6.1. Организация самостоятельной работы на уроках в малокомплектной школы

Особенности урока математики в МКНШ характеризуются:

1. Обязательным, ежеурочным проведением самостоятельной работы каждого класса.

2. Необходимостью чередования самостоятельной работы с работой под непосредственным руководством учителя.

3. Определением объема заданиядля самостоятельной работы в зависимости от содержания деятельности учителя, так как время, выделяемое на самостоятельную работу одного класса, прямо зависит от времени, необходимого для непосредственной работы учителя с другим классом.

4. Организованностью применения приборов, наглядности, зарисовок, больших таблиц и т.д., а также демонстрации диафильмов в ходе объяснения, так как дети другого класса отвлекаются, что становится помехой, нарушает ход учебного процесса.

5. Необходимостью проведения объединенных уроков. В этом случае урок включает в себя два или три самостоятельных урока со всеми присущими ему основными элементами: организационной частью, проверкой знаний, умений и навыков, сообщением нового учебного материала, первичным его закреплением, упражнениями в применении знаний, умений и навыков. Ученики каждого класса работают 45 минут на одном уроке, в то время как учитель на этом же уроке проводит одновременно два-три равных по цели, содержанию, средствам, методам обучения урока для учащихся двух, трех возрастов.

6. Зависимостью правильной организациипедагогического процесса от удачного сочетания математики с другими предметами, что получает свое воплощение в расписании уроков (см. приложение 1). В настоящее время существуют два подхода к составлению расписания уроков в МКНШ разнопредметное и однопредметное.

Виды самостоятельных работ в малокомплектной школе.

Успех обучения математике во многом зависит от организации и методики проведения самостоятельных работ. В практике малокомплектной школы получили распространение различные их виды:

· Самостоятельные работы, подготавливающие учеников к изучению нового материала.

· Самостоятельные работы, в процессе выполнения которых учащиеся изучают новый материал.

· Самостоятельные работы на закрепление и применение пройденного материала.

Изложение любого теоретического вопроса курса математики и русского языка опирается на ранее усвоенные знания, строится на известных фактах, правилах, выводах, которые являются частью новой информации. Это позволяет начать урок не с объяснения учителя, а с самостоятельной работы, подготавливающей учеников к изучению нового материала.

В ходе ее подготовки составляются упражнения таким образом, чтобы:

а) повторить определенные правила, знание которых необходимо для понимания нового материала;

б) выполнить ранее изученные вычисления и преобразования, которые являются составной частью нового материала;

в) ученики предугадывали существование алгоритма, формулы, понятия.

Таким образом, в процессе выполнения упражнений ученики уже изучают новый материал. Во время проверки итогов самостоятельной работы учитель может сделать обобщение.

После изучения нового материала легко организовать самостоятельную работу по ее закреплению.

Работая самостоятельно, значительную часть урока ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы, как ясное представление цели работы, выполнение ее, проверка и исправление ошибок. Для формирования таких навыков мы использовали систему методических приемов, которые выделяются в три группы.

1. Прием, обеспечивающий правильное понимание учащимися содержания задания для самостоятельной работы и предъявляемые к ним требования, доступности задания. Планируя в начале урока работу с одним классом, учитель дает задание для самостоятельной работы учащимся другого класса, при этом он лишен возможности отвечать на вопросы учеников. Чтобы предупредить возможные неясности, вместе с заданием показывается образец его выполнения, что предупредит вопросы.

Например.

Класс.

Образец:

1)6 + 2 5 + 2 4 + 3 4 + 6

2 + 6

8 - 2

8 - 6

7-5 5; 2; 4;

8-6 6; 8; 2;

10-8 2:3:4

Произведи вычисления по образцу.

Класс.

Образец:

68: 2 (60+8): 2 = 60: 2 + 8: 2 - 30 + 34

84: 4 = 99: 3 = 48: 2 = 88: 2 =



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.039 с.)