Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях малокомплектной начальной школы (мкнш) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях малокомплектной начальной школы (мкнш)



Тема № 1.Понятие МКНШ. Обзор развития малокомплектных школ. Современное состояние обучения в МКНШ.

Определение МКШ

Для рассмотрения психолого-педагогических и частнометодических вопросов организации деятельности учителя и учеников в условиях малокомплектной школы, необходимо определить, что вкладывается в это понятие, какие условия влияют на возникновение и функционирование малокомплектной школы (МКШ), в частности малокомплектной начальной школы (МКНШ).

МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА - средняя, восьмилетняя, начальная общеобразовательная школа без параллельных классов с небольшим контингентом учащихся (до 100 человек), организуемая в небольших населённых пунктах для осуществления всеобщего обязательного обучения. В начальной м алокомплектной школе один учитель может работать одновременно с несколькими классами в одном учебном помещении (что определяет специфику учебного процесса — значительный объём самостоятельной деятельности учащихся), в 5—11-х — занятия ведутся с каждым классом отдельно. Малокомплектные школы существуют в большинстве стран. Распространены главным образом в сельской местности.

В СССР до начала 70-х гг. термин "Малокомплектная школа" применялся к начальной школе, в которой несколько классов, насчитывавших вместе менее 15 учеников, объединялись в один класс-комплект. С классом-комплектом работает один учитель. Для малокомплектной школы разрабатываются специальные дидактические материалы, позволяющие организовать самостоятельную работу учащихся одного класса в то время, пока учитель занят с другим классом. В 70-е гг. в понятие "малокомплектная школа" стали включать неполные средние и средние школы с малой наполняемостью классов. В малонаселённых регионах Республики Казахстан удельный вес малокомплекной школы в структуре школьной сети постепенно возрастает. Малокомплектная школа становится одним из главных селообразующих факторов, особенно значимым в условиях многоукладности крестьянского хозяйства.

Малокомплектная школа (1,2,3, комплектная) (от лат. complector охватываю) - начальная школа, в которой учитель работает одновременно с несколькими классами.

Малокомплектная школа, как определено Законом Республики Казахстан "Об образовании" (от 07.06.2001 ст.1. п.23) - это общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными классами комплектами и со специфической формой организации занятий.

Важнейшей чертой сельской школы является малокомплектность, которая является устойчивой характерной чертой, пронизывающей начальную, среднюю и неполную среднюю школу. Недавняя традиция отказа от сохранения и развития таких школ сказалась и на результатах обучения и воспитания сельских школьников, и на уровне образованности и культуры сельского населения.

Сокращение контингента школьников приводит к исчезновению в школе параллельных классов, заметно сокращается педагогический коллектив, что затрудняет организационно-педагогическую работу с учителями.

Уменьшение контингента учащихся начальной школы села, или их изначально малое число в селе привело в свое время к так называемой “вертикальной интеграции” (Суворова Г.Ф.), т.е. к объединению двух или трех начальных классов в один класс-комплект. Так появились одно-двух-комплектные школы, которые стали называться МКШ.

Известно, что МКШ организуются в небольших населенных пунктах, где число учащихся, принимаемых в 1 класс, ниже нормы. Контингент учеников в них от 3 до 30 человек. Бывают 1,2,3-хкомплектная начальная школа.

Существенным признаком такой школы является наличие совмещенных классов и отличительная особенность состоит в том, что в одном учебном помещении занимаются учащиеся 1-4 классов.

Малый контингент МКШ дает еще одну особенность - отсутствие параллельных классов или полное отсутствие целых классов.

Наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения. Следовательно, принимая во внимание низкую, как правило, наполняемость обучающихся в I-IV классов, находящихся в составе сельских общеобразовательных школах по сложившейся практике учредитель может принять решение о создании меньшего количества I-IV классов, путем объединения обучающихся в один или два класса-комплекта.

Такая практика применяется довольно давно, в связи с чем для улучшения условий работы неоднократно принимались нормативные правовые акты о порядке расчета штатов и оплаты труда учителей I-IV классов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.004 с.)