Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальная, групповая, парная, коллективная, фронтальная работа. Особенности их организации.

Поиск

Принципиальная схема организации учебного процесса в малокомплектных сельских школах предложена Манук Мкртчян, она попыталась схематизировать ситуацию учебного процесса в малокомплектной школе. Причём такая ситуация может быть не только в малокомплектной школе.

Для ситуации этой школы характерно малое количество учеников. Какие бы занятия не организовались с таким составом участников, одним из главных средств в учебном процессе должен быть дидактический материал: книги, учебно-методические комплекты, компьютер – то, откуда ребёнок должен черпать для себя информацию. На схеме прямоугольником обозначен источник информации. Определённую часть материала ученики осваивают, работая самостоятельно. С помощью прямоугольника и стрелочки мы обозначим индивидуальную работу. Это первая ситуация.

Другой вид работы, который возможен в таком учебном процессе, – обучаться у знающего: учителя или ученика. На схеме это обозначено односторонней стрелкой. Это ситуация одностороннего обучения: учитель может обучать учеников любого уровня; ученики разного уровня могут общаться между собой в одностороннем порядке – один другого учит или проверяет. Это вторая ситуация.

Ученики, находящиеся на одном, близком уровне, могут иметь другую форму совместной деятельности: взаимообучение, взаимоконтроль, совместное обсуждение, т.е. нечто, что можно взаимно осуществлять. Это ситуация 3.

Такова принципиальная схема организации учебного процесса в малокомплектной школе. На этой схеме отражены основные виды работ:
• Парная работа (как правило, обучение в одну сторону; иногда может
встречаться взаимообучение).

• Индивидуальная работа учеников.

По этой принципиальной схеме можно организовать учебный процесс в малокомплектной или малочисленной школе. Что же должен представлять из себя технолог (организатор учебного процесса) в малокомплектной школе? Во-первых, ему важно хорошо понимать эту принципиальную схему. Во-вторых, у него в арсенале должно быть достаточно средств для организации индивидуальной работы.

Чтобы подготовить учителей для работы в малокомплектной школе, необходимо обеспечить освоение ими этой схемы, научить их организовывать разные процессы, ставить в разные ситуации, когда они вынуждены организовать такие процессы, дать средства для обучения (книги, дидактический материал и т.п.). Тогда они будут готовы организовать учебный процесс. Им необходимо организовать коммуникацию, постараться, чтобы люди в разных ситуациях друг друга понимали; учить учеников самостоятельно осваивать тот или иной материал; учить обучать других.

Конечно же, для подготовки учителя-технолога учебного процесса малокомплектной школы, ещё много чему должны его научить. Например, как он должен вести себя в ситуации 1, ситуации 2, ситуации 3. Это дополнительные схемы, которые должны лежать в основе образования учителей малокомплектной школы, которые нужно разрабатывать. Учитель должен ими владеть и на основе этих схем организовывать учебный процесс.

КСО - это коллективный способ обучения. КСО - это метод обучения, который позволяет включить в учебный процесс – диалогические пары.

Приемы и методы КСО:

· Взаимные диктанты в парах сменного состава

· Разучивание стихотворений

· Работа в парах сменного состава по карточкам

· Взаимообмен заданиями (ВОЗ)

· Методика работы по вопросникам.

Разновозрастная учебная группа (РВГ) формируется для организации самообеспечивающегося самообслуживающегося коллектива из разных классов для осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля в учебном процессе. Учебный процесс обеспечивается коллективной организационной формой как ведущей наряду с другими организационными формами: индивидуальной, парной, групповой. Разумное комбинирование методик и организационных форм позволяет гибко строить учебные занятия, главная цель которых развитие способов мыследеятельности, коммуникативных умений, навыков коллективного труда, общепризнанных норм поведения и получения системы знаний.

 

4.2 Работа под руководством учителя и самостоятельная работа. Особенности их организации

 

Отличительной особенностью уроков в малокомплектной школе является широкое использование всех видов раздаточного материала. Эта особенность также вызвана необходимостью проводить ежеурочную самостоятельную работу. Основные требования к организации самостоятельной работы таковы. Содержание и характер её определяется задачами конкретного урока и целью изучения всей темы, при этом содержание должно быть посильным, а характер деятельности разнообразным, чтобы в усвоении материала принимали участие разные виды восприятия и памяти (слуховая, зрительная, двигательная). Важно предусматривать в содержании самостоятельной работы постепенное наращивание трудностей. Содержание заданий должно быть доступно учащимся. Это означает, что формулировка задания четка, лаконична, понятна ребёнку, характер задания предполагает, что ученик владеет необходимыми для его выполнения исполнительскими операциями, умениями и навыками. В зависимости от конкретных задач урока, под готовка учителя и учащихся, наличия средств обучения самостоятельная работа может проводиться на разных этапах усвоения учебного материала: при подготовке к восприятию нового; при ознакомлении с новым; при первичном закреплении и совершенствовании формулируемых умений и навыков; при контроле и при повторении усвоенного.

Итак, самостоятельная работа является органической частью учебного процесса, поэтому методика её проведения определяется прежде всего задачами урока, особенностями формирования определенного вида понятий, подготовленностью учащихся. Планируя самостоятельную работу, учитель определяет: на каком этапе урока в каждом из классов самостоятельная работа наиболее целесообразна; что можно требовать от учащихся на данном уровне овладения материалом: какими должны быть характер и форма задания.

Самостоятельная работа может проводиться по учебнику (с дополнительными пояснениями), в тетрадях с печатной основой, в рабочих тетрадях, непосредственно на карточках (особенно удобно для учащихся 1-2 классов). Приведем несколько примеров таких карточек.

Для отработки вычислительных навыков удобно использовать карточки, в которых специально отведены места для записи (с целью экономии времени и для упрощения записи). Например, после изучения темы внетабличного умножения и деления и правила о порядке выполнения действий (3 класс), можно предложить такую самостоятельную работу (в нескольких вариантах).

Карточка №1

Вычисли:

5х6+3х4= 1) 2) 3) (17+3):2+2= 1) 2) 3)

Карточка №2

Подсчитай очки. Запиши выражения, используя знаки «х» и «+»

       
     
     
     
     
Жанболат Сергей Борис
Имя Очки Место
     
     
           

Карточка №3

1.Дополни рисунок. Вставь числа так, чтобы задачи были обратными.

а) В трех вазах по .

Сколько всего яблок?

Решение:

Ответ:

б) _____ яблок разложили по_____ в вазы. Сколько ваз понадобилось?

Решение:

Ответ:

в) ___яблок разложили в 3 вазы поровну. Сколько яблок в каждой вазе?

Решение:

Ответ:

Карточка №4.

       
7 + 8+ 12– 14–
+8 +7 –6 –6
6+ +6 –8 13–
+5 9+ 14–4 –8

Карточка №5.

Заполни таблицы.

Уменьшаемое 80+20 100-10     70+30  
Вычитаемое     41+ 9 24+20   13+10
Разность            

 

Слагаемое 24+10 37-20 52+7 74+5    
Слагаемое         25-20 13-10
Сумма            

На уроках русского языка требуется регулярное повторение написания словарных слов. Однако, проводить частые словарные диктанты не всегда возможно. Поэтому уместно использовать карточки подобного вида. После выполнения работы дети могут самостоятельно сверить выполненную работу с эталоном.

Карточка №1.

М…лина К…пуста П…нал …сина …бед
М…шина К…ртофель П…тух С…лома …вес
К…ртина Р…кета П…сок Т…пор П…суда
Кв…ртира П…льто М…тро Г…рох С…лдат

Карточка №2.

З…вод Комн…та Г…рой Л…пата Г…тов
Н…род С…п…ги Ч…тверг П…года Ул…ца
Р…бота Р…стение Т…традь П…том П…тница
Р…бочий Р..сст…яние Д…журный Р…бята М…дведь

Большое внимание в начальной школе уделяется и домашней работе. Домашняя работа приучает учеников добросовестно относиться к своим обязанностям, воспитывая трудолюбие, ответственность, умение контролировать себя, преодолеть трудности.подготавливает к самообразованию и формирует первоначальные навыки органиизации труда. Но домашняя работа не должна подменять урок. Она вытекает из него и обслуживает его потребности. Так же характер и объём домашней работы определяется характером и объёмом работы, выполненной на конкретном уроке и запланированной на следующие уроки. При этом объём домашней работы регулируется ещё и нормами времени на её выполнение (1 класс -без домашнего задания; 2 класс - до 1,5 часов; 3 -4 классы - до 2 часов на все домашние задания). Обязательна систематичность домашней работы. У детей младшего школьного возраста не сформируется представление о ежедневном домашнем учебном труде, если они не будут получать задания на дом ежедневно. Бытующие в некоторых школах выражения " вы сегодня хорошо поработали на уроке, поэтому домашнего задания не получите" наносят большой воспитательный вред, приучая ребёнка видеть в домашней работе не радость познания, интереса учения, а наказание за недостаточно качественный труд на уроке. По степени трудности она не должна превышать работы, выполненной на уроке. В целом, система домашних заданий должна строиться так, чтобы каждое задание или группа заданий формировала или закрепляла, углубляла определённое конкретное умение, а сочетание продуктивных, конструктивных и творческих видов заданий обеспечивает всестороннее усвоение учебного материала учащимися и их развитие.

Вопросы к теме.

1. Особенности организации индивидуальной, групповой, парной, коллективной, фронтальной работы в МКНШ.

2. Приемы и методы КСО, используемые в МКНШ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.35 (0.007 с.)