Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Формы внеурочной работы по математике с младшими школьникамиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: ознакомление с различными формами внеурочной работы по математике, которые используются в школьной практике; рассмотрение методических особенностей работы математического кружка. Занятие 1 (4 ч). Формы внеурочной работы по математике с младшими школьниками
Литература: [1], [ 8], [11], [13] из списка основной литературы; [27] – из списка дополнительной.
Вопросы для обсуждения 1. Какие формы внеурочной работы по математике можно использовать в начальной школе? Можете ли вы дополнить предлагаемый ниже список таких форм: • математический кружок; • факультатив; • математическая олимпиада; • математическая викторина; • неделя математики? 2. Знакомы ли вы с опытом проведения внеурочной работы по математике в начальных классах? Каждому студенту предлагается статья о внеурочной работе по математике. Он должен ее прочитать, а затем выступить с сообщением, в котором кратко охарактеризовать ее содержание, высказать свое отношение к предлагаемой форме занятий, привести примеры заданий, которые его заинтересовали. Список публикаций, предлагаемых студентам: 1. Гунина С. А. Факультатив по математике в начальных классах / С. А. Гунина // Начальная школа. – 2009. – № 7. 2. Зимовец Н. А. Игры на внеклассных занятиях по математике / Н. А. Зимовец // Начальная школа. – 1986. – № 6. 3. Зиновьева С. В. Неделя математики во II классе / С. В. Зиновьева // Начальная школа. – 2007. – № 2. 4. Коркачева Н. А. И прекрасна, и сильна математики страна! (КВН для учащихся 2 класса) / Н. А. Коркачева // Начальная школа. – 2005. – № 5. 5. Кушнерук Е. Н. Геометрия вокруг нас. Утренник / Е. Н. Кушнерук // Начальная школа. – 1977. – № 6. 6. Литовченко З. М. Экскурсия по математике / З. М. Литовченко, Н.И. Багрий // Начальная школа. – 1992. – № 5–6. 7. Махров В. Задачи-сказки / В. Махров // Начальная школа. – 1984. – № 6. 8. Петровская Н. А. Вечер веселых и смекалистых в IV классе / Н.А. Петровская // Математика в школе. – 1993. – № 4. 9. Русанов В. Н. Занимательные задачи сказочного характера / В. Н. Русанов // Начальная школа. – 1987. – № 5. 10. Русанов В. Н. Конкурс знатоков / В. Н. Русанов // Начальная школа. – 1992. – № 5–6. 11. Скранжевская Т. А. Геометрия вокруг нас / Т. А. Сканжевская // Начальная школа. – 1989. – № 6. 12. Соколова А. В. Интеллектуальные игры / А. В. Соколова. – М., 2008. 13. Ширяков А. Н. Математические сказки / А. Н. Ширяков // Начальная школа. – 1989. – № 6.
Задание для самостоятельной работы 1. Проанализировать материал раздела «Внеклассные занятия по математике» (сайт «Я иду на урок» газеты «Начальная школа – еженедельник»). 2. Написать отзыв на одну разработку. Решить 10 задач из разработки Лаптевой О. «Классный календарь».
Занятие 2 (4 ч). Математический кружок как основная форма внеурочной работы в начальной школе Литература: [1], [13] из списка основной литературы, [27] – из списка дополнительной литературы.
Вопросы для обсуждения 1. Согласны ли вы с таким определением математического кружка: математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия во внеурочное время? 2. С какой целью проводятся занятия математического кружка? 3. Каким требованиям должно удовлетворять содержание занятий математического кружка? 4. Как организуется работа математического кружка? 5. Надо ли планировать работу математического кружка? 6. Какими могут быть формы проведения занятий кружка? 7. Как учителю готовиться к занятию математического кружка? 8. Какой может быть методика проведения математического кружка? 9. Можно ли провести в 4 классе занятие математического кружка так, как предлагает А. В. Фарков? (4 из списка дополнительной литературы). 10. Как вы можете оценить разработку внеурочного занятия для 3-го класса из учебного пособия Байрамуковой П.У. [1]?
Занятие № 1 Тема: Путешествие в страну Цифирию. Цель: через занимательные упражнения повысить интерес у детей к математике; закрепить умения и навыки детей по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100», развивать память, внимание.
Ход занятия - Добрый день, ребята! Сегодня мы проведем занятие, посвященное математике – царице всех наук. Математика – очень важная наука. Без нее не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии. Чтоб водить корабли. Чтобы в небо взлететь, Надо многое знать, Надо много уметь! И при этом, и при этом, Вы заметьте-ка Очень важная наука – А-риф-ме-ти-ка! Почему корабли не садятся на мель, А по курсу идут сквозь туман и метель? Потому что, потому что, Вы заметьте-ка, Очень важная наука – А-риф-ме-ти-ка! Задание № 1. Это задание позволит узнать, чем мы будем заниматься на нашем занятии. Каждая команда получает карточку с заданием. Команда, правильно выполнившая задание, открывает закрытое слово на доске. 5 · 9 – 386 · 8: 432: 4 = 64: 8 думать смекать играть
Задание № 2. Цифра – потерялась. В приведенных таблицах числа записаны по определенному правилу. Установите, по какому правилу они записаны, и найдите недостающие числа, которые надо записать вместо точек: а) б) в)
Задание № 3. Расставьте числа 6, 5, 4, 3, 2, 1 в кружках так, чтобы сумма чисел вдоль каждой прямой линии равнялась 12. Ответ: на рис. 22. Рис.22 Задание № 4. Игра «Вставь числа». Рис. 23 Ответ: 21 = 7 · 3, значит, 12 = 2 · 6 или 12 = 4 · 3. Задание № 5. «Найди ответ».
Задание № 6. «Сосчитай ноги». На березовом листочке 3 жука, А на липовом сидят 3 паука. В уголке шуршат листвою 2 ежа, А на ветке распевают 2 чижа. Кто, ребята, сосчитать бы мне помог, Сколько вместе все они имеют ног? Ответ: 54 ноги.
Задание № 7. «Путешествие в страну Цифирию». 1) Далеко-далеко, за морями и горами была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Ноль отличался ленью и нечестностью. 2) Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Математика, зовущая к себе на службу жителей Цифирии. Служить королеве захотели все. Между Цифирией и королевством Математики пролегла пустыня, которую пересекали реки Сложение и Вычитание. Как добраться до Математики? Числа решили объединиться (ведь с товарищами легче преодолеть трудности) и попробовали перейти пустыню. 3) Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы искупаться, но река сказала: «Прежде изучите таблички, которые развешаны на моем берегу». Числа стали внимательно разглядывать и запоминать таблички, написанные на большой доске.
- От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется, – сказала река голосом, напоминающим нашу учительницу. И вдруг запела: Я – добрый знак соединенья, И в этом – мое предназначенье.
4) Солнце печет еще больше. Наконец, дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: изучить все таблички, а затем встать парами и вычесть меньшее число из большего; у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды.
Пример: А – А = 0 2 – 2 = 0
Число, стоящее в паре с Нулем, оказалось в проигрыше и было расстроено. А тут еще как назло река Вычитание затянула такую песенку: Хоть у всех я отнимаю, Но это не беда. Я роль свою ведь выполняю, А это не со зла. 5) Совсем плохо пришлось бы зазнайке Нулю в стране Цифирии, если бы не королева Математика, которой удалось примирить все цифры с ним: она стала просто приписывать Нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать да добра наживать. А сможете ли вы пересказать эту сказку, мы ее разделим на 5 маленьких частей. А ну-ка попробуйте!
Текстовые задачи–1 (задачи, решаемые с конца) Организационные вопросы Объяснить учащимся, как будет проходить работа кружка, каковы права, обязанности учащихся. Как будет организована самостоятельная работа учащихся. Организация домашней работы. Подготовка докладов.
Работа по теме занятия Учитель предлагает учащимся для самостоятельного решения задачи № 1–3. После разбора решений задач № 1 и № 2 можно ввести понятие текстовой задачи, сюжетной задачи и перейти к обсуждению задачи № 3, которая может вызвать проблемы. Показать ее правильное решение и образцы записи: по действиям и с помощью таблицы. 1. Отцу и сыну вместе 65 лет. Сын родился, когда отцу было 25 лет. Какого возраста отец и сын? Решение. Так как сын родился тогда, когда отцу было 25 лет, то разница в их возрасте будет 25 лет. Тогда 65 – 25 = 40 (лет) – будет удвоенный возраст сына, а значит, сыну будет 20 лет, а отцу 45. 2. Одну овцу лев съел за 2 дня, волк за 3 дня, собака за 6 дней. За сколько дней они вместе съедят овцу? Решение. 1) Так как лев съел овцу за 2 дня, то за 1 день он съел ½ овцы. 2) Так как волк съел овцу за 3 дня, то за 1 день он съел 1/3 овцы. 3) Так как собака съела овцу за 6 дней, то за 1 день она съела 1/6 овцы. 4) Вместе лев, волк и собака за 1 день съедят ½ + 1/3 + 1/6 = 1, то есть 1 овцу. 3. Трое мальчиков имеют по некоторому количеству яблок. Первый мальчик дает другим столько яблок, сколько каждый из них имеет. Затем второй мальчик дает двум другим столько яблок, сколько каждый из них теперь имеет; в свою очередь и третий дает каждому из двух других столько, сколько есть у каждого в этот момент. После этого у каждого из мальчиков оказывается по 8 яблок. Сколько яблок было у каждого мальчика вначале? Решение. Решаем задачу с конца при помощи таблицы 17. Таблица 17
Таким образом, первоначально яблок у первого, второго и третьего мальчиков было соответственно 13, 7 и 4.
Устные упражнения Одно из необходимых умений, которое важно для правильного решения текстовых задач, – это внимательное чтение условия задачи. Решим несколько задач. 4. Вы – шофер автобуса. В автобусе первоначально было 23 пассажира. На первой остановке вышло 3 женщины и зашло 5 мужчин. На второй остановке зашло 4 мужчин и вышло 7 женщин. Сколько лет шоферу? 5. Какое слово из 11 букв все отличники пишут неправильно? 6. Продавая в магазине попугая, продавец пообещал, что попугай будет повторять каждое услышанное им слово. Покупатель очень обрадовался, но, придя домой, обнаружил, что попугай «нем как рыба». Тем не менее продавец не лгал. Как это могло быть? 7. Английский офицер, вернувшийся из Китая, заснул в церкви во время службы. Ему приснилось, что к нему приближается палач, чтобы отрубить ему голову, и в тот самый момент, когда сабля опускалась на шею несчастного, его жена, желая разбудить заснувшего, слегка дотронулась до его шеи веером. Потрясение было столь велико, что офицер тут же умер. В этой истории, рассказанной вдовой офицера, что-то неладно. Что же именно? 8. Петя решил купить Маше мороженое, но для его покупки ему не хватало 3 рублей, а Маше всего лишь 1 рубля. Тогда они решили сложить свои деньги, но опять не хватило 1 рубля на покупку даже одного мороженого. Сколько стоила порция мороженого?
Самостоятельная работа 9. Я задумал число, умножил его на два, прибавил три и получил 17. Какое число я задумал? 10. Однажды черт предложил бездельнику заработать. «Как только ты перейдешь через этот мост, – сказал он, – твои деньги удвоятся. Можешь переходить по нему сколько хочешь раз, но после каждого перехода отдавай мне за это 24 копейки». Бездельник согласился и… после третьего перехода остался без гроша. Сколько денег у него было сначала? 11. Группа туристов отправилась в поход. В первый день они прошли 1/3 пути, во второй 1/3 остатка, в третий – 1/3 нового остатка. В результате им осталось пройти 32 км. Скольким километрам равнялся маршрут туристов?
Домашнее задание 12. Играя в рулетку, Виктор удвоил количество своих денег, потом потерял 10 рублей, затем он утроил количество своих денег и потерял 12 рублей. После этого у него осталось 60 рублей. С какой суммой он начал игру? 13. Над озерами летели гуси. На каждом озере садилась половина гусей и еще полгуся, остальные летели дальше. Все сели на семи озерах. Сколько было гусей? 14. Решите ребус: + КОКА КОЛА ВОДА
Задание для самостоятельной работы 1. Разработайте программу занятий математического кружка для 1 (2, 3, 4) класса на год с учетом содержания учебника, по которому школьники изучают математику. 2. Разработайте конспект одного занятия математического кружка в соответствии с предложенной программой.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.011 с.) |