Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа внеурочной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Программа внеурочной деятельности По научно-познавательному направлению В 1-4 классах «Школа исследователя» Рабочая группа по составлению программы: Белобородова Ольга Георгиевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №8 Шалашова Жанна Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №8 Кулакова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №8 Черемхово, 2011 г Пояснительная записка Программа «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Вид программы: комбинаторная. Программа рассчитана на 135 часов. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «Школа исследователя» максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе. Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках «Школы исследователя», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, и этим данная программа отличается от имеющихся. Исследовательская деятельность учащихся в рамках программы организуется таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7- 11 лет. Сроки реализации программы:4 года Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику. Задачи программы: ¾ Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников. ¾ Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований. ¾ Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска. ¾ Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия. ¾ Приобретение опыта создания продуктов, значимых для других. Содержание программы представлено 4 сквозными модулями: «Познавательные процессы» (36 ч), «Исследовательские умения» (28 ч), «Коллективное творчество» (9 ч), «Самостоятельная исследовательская практика» (30 ч), «Наблюдения, опыты и эксперименты» (32 ч). Задачи программы по модулям: Модуль I «Познавательные процессы»: ¾ совершенствование познавательных потребностей; ¾ развитие познавательной сферы. Модуль II «Исследовательские умения»: ¾ обучение детей специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске; ¾ формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска. Модуль III «Коллективное творчество»: ¾ развитие у детей способностей творчески работать в коллективе. Модуль IV «Самостоятельная исследовательская практика»: ¾ формирование у учащихся представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности. Модуль V «Наблюдения, опыты и эксперименты»: ¾ формирование ценностного отношения к базовой ценности знания; ¾ формирование и развитие умений экспериментировать.
Класс Цель: приобретениезнаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
В ходе освоения программы «Школа исследователя» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» в 1 классе: Познавательные УУД: ¾ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); ¾ синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов; ¾ выбор оснований и критериев для сравнения, сериации; ¾ классификации объектов; ¾ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные УУД: ¾ способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; ¾ умение действовать по плану и планировать свою деятельность; ¾ понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем; ¾ умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной; ¾ основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем. Коммуникативные УУД: ¾ преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях; ¾ понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ¾ ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. Класс Цель: развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» во 2 классе: Познавательные УУД: ¾ подведение под понятия, выведение следствий; ¾ установление причинно-следственных связей; ¾ построение логической цепи рассуждений; ¾ умение структурировать знания; ¾ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ¾ смысловое чтение, извлечение информации; ¾ определение основной и второстепенной информации. Регулятивные УУД: ¾ способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; ¾ умение действовать по плану и планировать свою деятельность; ¾ преодоление импульсивности, непроизвольности; ¾ понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем; ¾ умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем; ¾ форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная; ¾ степень развернутости (в полном составе операций или свернуто). Коммуникативные УУД: ¾ понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору; ¾ учет разных мнений и умение обосновать собственное; ¾ умение договариваться, находить общее решение. Класс Цель: развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» в 3 классе: Познавательные УУД: ¾ построение логической цепи рассуждений; ¾ доказательство; ¾ выдвижение гипотез и их обоснование; ¾ поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; ¾ знаково-символические моделирование и преобразованиемодели с целью выявления общих законов; ¾ умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме ¾ выбор эффективных способов решения задач; ¾ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ¾ смысловое чтение, извлечение информации; ¾ определение основной и второстепенной информации; ¾ свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; ¾ понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Регулятивные УУД: ¾ преодоление импульсивности, непроизвольности; ¾ умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; ¾ умение адекватно воспринимать оценки и отметки; ¾ самостоятельное выполнение или в сотрудничестве; ¾ различение способа и результата действий; ¾ умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Коммуникативные УУД: ¾ умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; ¾ способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; ¾ взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Класс Цель: приобретение школьником опыта взаимодействия с социальными субъектами в открытой общественной среде.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» в 4 классе: Познавательные УУД: ¾ построение логической цепи рассуждений; ¾ доказательство; ¾ выдвижение гипотез и их обоснование; ¾ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ¾ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ¾ смысловое чтение, извлечение информации; ¾ определение основной и второстепенной информации; ¾ свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; ¾ понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; ¾ постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем. Регулятивные УУД: ¾ умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; ¾ умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; ¾ умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль); ¾ адекватность и дифференцированность самооценки; ¾ умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха. Коммуникативные УУД: ¾ рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий, ¾ способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; ¾ умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Личностные УУД (1, 2, 3, 4 – е классы): ¾ Внутренняя позиция школьника ( положительное отношение к школе; чувство необходимости учения); ¾ Самооценка ( широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием); ¾ Мотивация учебной деятельности ( сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью). Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Содержание программы в 1 классе Содержание программы во 2 классе Модуль III «Самостоятельная исследовательская практика» (10 ч) Занятие 1. Тема: Мини-курс «Тайны великих открытий» Цель: развитие познавательного интереса в области естественно - научных дисциплин. Содержание занятия: Таинственное царство растений. Многообразие растений в природе: растения - людоеды, растения – светильники, растения – индикаторы и др. Строение растений. Опыты по изменению окраски растений. Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, предметная экскурсия.
Занятие 2. Тема: Мини-курс «Тайны великих открытий» Цель: развитие познавательного интереса в области естественно - научных дисциплин. Содержание занятия: Откуда появились домашние животные. Животные, которые живут у нас дома. Все ли животные поддаются дрессировке? Опыт по изучению повадок у домашних животных. Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, познавательный опыт.
Занятие 3. Тема: Мини-курс «К царице всех наук» Цель: развитие познавательного интереса в области точных наук. Содержание занятия: Появление науки математики. Великие математики древности. Измерение длины древности. Практикум «Семь раз измерь – один раз отрежь». Математические фокусы. Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, познавательный опыт. Занятие 4. Тема: Мини-курс «Там на неведомых дорожках» Цель: развитие познавательного интереса в области филологических наук. Содержание занятия: Тема природы в стихотворениях Саши Чёрного, Романа Сефа и других современных поэтов. Легко ли быть поэтом? Понятие рифмы и ритма. Проба пера. Буриме. Синквейн. Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, познавательный опыт, литературные пробы.
Занятие 5. Тема: Мини-курс «От древнего человека до наших дней». Цель: развитие познавательного интереса в области исторических наук. Содержание занятия: Знакомство с электронной энциклопедией«Путешествие по Древнему миру» (составители учащиеся 6 класса, руководитель – учитель истории Гурченкова Л.П.) Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, предметная экскурсия.
Занятие 6. Тема: Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования. Цель: развитие исследовательских умений (умение структурировать информацию). Содержание занятия: Презентация индивидуальных Папок исследователя. Оформление титульного листа Папки по индивидуальным исследованиям. Презентация промежуточных результатов исследования. Форма занятия: презентация продуктов деятельности.
Занятие 7. Тема: Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования. Цель: развитие исследовательских умений (умение структурировать информацию). Содержание занятия: Презентация индивидуальных Папок исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования. Форма занятия: презентация продуктов деятельности, выставка- демонстрация папок исследователя.
Занятие 8. Тема: Как подготовить защиту исследовательской работы. Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления) Содержание занятия: Учимся пользоваться мимикой и жестами. Дыхание наш помощник. Культура выступления. Культура внешнего вида. Что такое ораторское мастерство. Как эффектно начать своё выступление. Форма занятия: тренинг.
Занятие 9. Тема: Презентация результатов исследования на «Школе исследователя» Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления) Содержание занятия: Презентация результатов индивидуальных и коллективных исследований в разных предметных областях. Подведение итогов. Рекомендации для выступлений на конференции. Форма занятия: презентация продуктов деятельности.
Занятие 10. Тема: Научно-практическая конференция младших школьников «Молодость. Творчество. Талант» Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления) Содержание занятия: Презентация результатов индивидуальных и коллективных исследований в разных предметных областях. Подведение итогов. Награждение участников конференции. Форма занятия: презентация продуктов деятельности. Форма подведения итогов реализации модуля: публичная презентация результатов проведенного исследования Содержание программы в 3 классе Модуль III «Самостоятельная исследовательская практика» (10 ч)
Занятие 1. Тема: Мини-курс «Загадки «философского камня». Цель: развитие познавательного интереса в области естественно – научных дисциплин. Содержание занятия: Мир веществ. Свойства веществ: газы, жидкости, твёрдые вещества, плазма. Опыт по выращиванию кристаллов. Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, познавательный опыт. Занятие 2. Тема: Мини-курс «Чудеса человеческого тела». Цель: развитие познавательного интереса в области естественно – научных дисциплин. Содержание занятия: Возможности головного мозга. Яблоко, которое нельзя съесть. Конструирование пищеварительной системы из подручного материала. Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, познавательный опыт.
Занятие 3. Тема: Мини-курс «Все ли считают одинаково. Счётные системы счисления» Цель: развитие познавательного интереса в области точных наук. Содержание занятия: Решение проблемной ситуации. Как считали в Древней Греции. Понятие о счётных системах счисления. Использование счётных систем в жизни человека. Практикум: перевод из десятичной системы счисления в другие. Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, практикум.
Занятие 4. Тема: Мини-курс «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь» Цель: развитие познавательного интереса в области филологических наук. Содержание занятия: Фразеологизмы и их значение в русском языке. Употребление фразеологизмов в русских народных сказках. Практикум – замена фразеологизмов словом или словосочетанием в современном русском языке. Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, практикум. Занятие 5. Тема: Мини-курс «Древнейшие изобретения человека» Цель: развитие познавательного интереса в области исторических наук. Содержание занятия: Колесо, лодка, телега, лук и стрелы как первые изобретения человека. Материалы, внешний вид, назначение. Практикум – изготовление моделей орудий труда человека. Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, практикум.
Занятие 6. Тема: Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатовисследования. Цель: развитие исследовательских умений (умение структурировать информацию). Содержание занятия: Презентация индивидуальных Папок исследователя. Оформление титульного листа Папки по индивидуальным исследованиям. Презентация промежуточных результатов исследования. Форма занятия: презентация продуктов деятельности.
Занятие 7. Тема: Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатовисследования. Цель: развитие исследовательских умений (умение структурировать информацию). Содержание занятия: Презентация индивидуальных Папок исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования. Форма занятия: презентация продуктов деятельности.
Занятие 8. Тема: Подготовка к защите исследовательской работы. Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления) Содержание занятия: Учимся пользоваться мимикой и жестами. Дыхание наш помощник. Культура выступления. Культура внешнего вида. Секреты великих ораторов. Форма занятия: тренинг.
Занятие 9. Тема: Презентация результатов исследования на «Школе исследователя». Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления) Содержание занятия: Презентация результатов индивидуальных и коллективных исследований в разных предметных областях. Подведение итогов. Рекомендации для выступлений на конференции. Форма занятия: презентация продуктов деятельности.
Занятие 10. Тема: Научно-практическая конференция младших школьников «Молодость. Творчество. Талант» Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления) Содержание занятия: Презентация результатов индивидуальных и коллективных исследований в разных предметных областях. Подведение итогов. Награждение участников конференции. Форма занятия: презентация продуктов деятельности. Форма подведения итогов реализации модуля: публичная презентация результатов проведенного исследования Содержание программы в 4 классе Модуль III «Самостоятельная исследовательская практика» (10 ч) Занятие 1. Тема: Мини-курс «В споре рождается истина». Тематическая дискуссия «Всегда ли научные открытия полезны для человечества?» Цель: развитие познавательного интереса в области естественно - научных дисциплин. Содержание занятия: Антибиотики – великое открытие XX века. Наблюдение за развитием плесени. Влияние плесневых грибов на организм человека. Наблюдение за клетками плесени в микроскоп. Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, предметная экскурсия
Занятие 2. Тема: Мини-курс «Химия на службе у человека». Дискуссия «Пищевые добавки это безвредно». Цель: развитие познавательного интереса в области естественно - научных дисциплин. Содержание занятия: Что такое пищевые добавки. Какие продукты содержат пищевые добавки. Влияние пищевых добавок на организм человека. Опыт по изучению влияния газированных напитков на печень. Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, познавательный опыт.
Занятие 3. Тема: Мини-курс «Теорема Пифагора – источник удивительных открытий». Цель: развитие познавательного интереса в области точных наук. Содержание занятия: Древний математик Пифагор. Математическое открытие Пифагора на все времена. «Пифагоровы штаны на все стороны равны». Открытия, связанные с теоремой Пифагора. Математический практикум. Форма занятия: «Клуб юных Пифагоров», практикум.
Занятие 4. Тема: Мини-курс «Такой незнакомый знакомый русский язык» Цель: развитие познавательного интереса в области филологических наук. Содержание занятия: Тайны русского языка. Антонимы и синонимы ищут пары. Что таят в себе омонимы. Практикум «Забавные перевертыши». Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, лингвистический практикум.
Занятие 5. Тема: Мини-курс «История России в символах». Тематическая дискуссия «Трудно ли жить человеку в нашем обществе без знания истории?» Цель: развитие познавательного интереса в области исторических наук. Содержание занятия: Появление первых флагов. Флаги государственные и флаги военные. Триколор. Андр
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.015 с.) |