Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа государственного экзамена

Поиск

Программа государственного экзамена

Содержание программы по разделам и темам

 

Раздел 1. Педагогика

Понятие о процессе обучения. Функции процесса обучения. Признаки процесса обучения: двусторонний характер; совместная деятельность учителя и учащихся; педагогическое руководство; планомерная специальная организация и управление; целостность и единство; соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; управление развитием и воспитанием учащихся. Движущая сила процесса обучения. Структура процесса обучения. Цикличный характер. Закономерности процесса обучения. Общие закономерности: закономерность цели; закономерность содержания; закономерность качества обучения; закономерность методов обучения; закономерность управления обучением; закономерность стимулирования.

Понятие системы образования. Образовательные учреждения. Системы дошкольного и школьного образования.

Образовательный стандарт. Инвариантная и вариативная часть общеобразовательного стандарта.

Понятие об уроке. Функции урока. Требования к уроку (общие, педагогические, психологические, санитарно-гигиенические). Урок как целостная система. Подструктуры урока: дидактическая, методическая и логико-психологическая. Компоненты урока. Типы и виды уроков.

Раздел 2. Специальная педагогика

 

Определение специальной (коррекционной) педагогики. Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Основные понятия и термины специальной педагогики. Предметные области специальной педагогики.

Периоды эволюции отношения государства и общества к детям с нарушениями в развитии. Периоды развития системы специального образования, их хронологические сроки в Западной Европе и России. Содержание периодов развития системы образования в России.Современный период развития системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: экономические и общественные проблемы.

Права инва­лидов, закрепленные в различных нормативно-правовых актах. Концепция социально-правовой защиты детства в России: понятие, принципы, способы, направления, приоритеты. Государственно-правовая защита детей-инвалидов в Российской Федерации. Принципы государственной политики в интересах детей. Международные правовые нормы по защите детей-инвалидов и детей с психическими и физическими недостатками. Декларации о правах инвалида (ООН, 1975) и Рекомендациям Парламентской Ассамблеи Совета Европы (1992).

Концепция Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Варианты образовательных стандартов для обучающихся с ОВЗ. Содержательные области образования лиц с ОВЗ. Академические и жизненный компетенции и их соотношение при разных вариантах стандарта.

Раздел 3. Психология

Общая психология.

Современное определение психологии, характеристика её предмета (психики), структура психологии. Характеристика методов исследования, используемых в психологии, и требования, предъявляемые к ним.

Понятие о человеке, индивиде, личности, индивидуальности и субъекте. Различные подходы к изучению человека. Определение поведения. Понятие и структура деятельности. Характеристика основных видов деятельности: общения, игры, учебной и трудовой деятельности.

Определение психики. Характеристика психических процессов, состояний и свойств. Определения познавательных процессов. Виды и свойства познавательных процессов. Определение и структура личности; характеристика свойств и состояний личности.

Психология развития.

Предмет, задачи, структура и методы исследования психологии развития. Понятие о движущих силах, условиях и факторах возрастного развития. Содержание основных понятий психологии развития: психологический возраст, периодизация возрастного развития, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, возрастной кризис, психологические возрастные новообразования, центральное новообразование. Закономерности и законы психического развития.

Характеристика кризисов новорожденности и одного года. Ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития в младенчестве. Основные достижения в развитии познавательной, двигательной сферы и личности ребёнка. Возрастные психологические новообразования младенчества.

Общая характеристика возраста. Ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития в раннем возрасте. Особенности развития познавательной сферы, личности и деятельности ребёнка от одного до трёх лет. Возрастные психологические новообразования возраста. Характеристика кризиса трёх лет.

Общая характеристика возраста. Ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития дошкольного возраста. Характеристика возрастных психологических новообразований возраста. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе.

Определение, виды и структура игры. Роль игры в развитии психики человека. Развитие игровой деятельности у детей. Особенности становления и развития игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общая характеристика возраста. Ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития младшего школьного возраста. Характеристика возрастных психологических новообразований возраста.

Общая характеристика возраста. Ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития подросткового возраста. Характеристика возрастных психологических новообразований возраста. Причины и признаки подросткового кризиса.

Общая характеристика возраста. Ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития юношеского возраста. Характеристика возрастных психологических новообразований возраста.

Социальная и педагогическая психология.

Предмет, задачи, структура и методы исследования социальной психологии. Характеристика основных феноменов социальной психологии: общение, совместная деятельность, личность, межличностные отношения, малые и большие социальные группы.

Предмет, задачи, структура и методы исследования педагогической психологии. Психологическая сущность понятий: образование, учебная деятельность, учение, педагогическая деятельность, обучение, воспитание, учебно-педагогическое сотрудничество и общение.

Психологическая характеристика учебной деятельности: определение, основные компоненты и характеристики. Психологическая характеристика субъекта учебной деятельности: определение обучающегося, типические особенности и черты обучающихся в различные возрастные периоды.

Психологическая характеристика педагогической деятельности: определение, структура, содержание, характеристики. Понятие о стиле педагогической деятельности. Психология педагога: понятие педагогических способностей и умений учителя, субъектные свойства педагога. Определение и структура педагогических функций. Психологические аспекты педагогической оценки.

Раздел 5. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

Раздел 9. Тифлопсихология

Определение и подходы к систематике нарушений зрения у детей. Развитие представлений о детях с нарушениями зрения за рубежом и в отечественной науке. Этиология и распространённость зрительных нарушений. Классификация детей по степени нарушения зрения и зрительным возможностям (слепые, слабовидящие, слепорождённые; рано или поздно ослепшие). Краткая характеристика психического развития детей с нарушениями зрения.

Особенности развития предпосылок познавательной деятельности при нарушениях зрения в период младенчества и раннего возраста. Особенности развития восприятия, внимания и памяти детей с нарушениями зрения в дошкольном и младшем школьном возрасте. Характеристика мышления и речи детей с нарушениями зрения на разных возрастных этапах.

Характеристика эмоционального развития дошкольников и младших школьников с нарушениями зрения. Особенности волевого поведения детей и подростков с нарушениями зрения. Особенности развития самооценки и уровня притязаний слепых и слабовидящих детей на разных этапах возрастного развития.

Особенности деятельности детей с нарушениями зрения, мотивационно - потребностная и операционально - техническая сфера деятельности. Смена ведущих видов деятельности и общения при нарушениях зрения. Специфика овладения предметной деятельностью. Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушениями зрения.

Продуктивные виды деятельности и труд. Характеристика учебной деятельности.

 

Раздел 10. Сурдопсихология

Определение и подходы к систематике нарушений слуха у детей. Развитие представлений о детях с нарушениями слуха за рубежом и в отечественной науке. Этиология и распространённость нарушений слуха. Классификации нарушений слуха у детей. Краткая характеристика психического развития детей с нарушениями слуха.

Особенности развития предпосылок познавательной деятельности при нарушениях слуха в период младенчества и раннего возраста. Особенности развития восприятия, внимания и памяти детей с нарушениями слуха в дошкольном и младшем школьном возрасте. Характеристика мышления и речи детей с нарушениями слуха на разных возрастных этапах. Особенности становления устной, письменной, дактильной и жестовой форм речи.

Характеристика эмоционального развития дошкольников и младших школьников с нарушениями слуха (В. Петшак, Т.А. Григорьева, М.М. Нудельман). Особенности волевого поведения детей и подростков с нарушениями слуха. Особенности развития самооценки и уровня притязаний глухих и слабослышащих детей на разных этапах возрастного развития.

Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями слуха.

Особенности деятельности детей с сенсорными нарушениями, мотивационно-потребностная и операционально-техническая сфера деятельности. Смена ведущих видов деятельности и общения при сенсорных нарушениях. Специфика овладения предметной деятельностью. Особенности игровой деятельности дошкольников с сенсорными нарушениями и условия ее формирования. Продуктивные виды деятельности и труд. Характеристика учебной деятельности.

 

Программа государственного экзамена

Содержание программы по разделам и темам

 

Раздел 1. Педагогика

Понятие о процессе обучения. Функции процесса обучения. Признаки процесса обучения: двусторонний характер; совместная деятельность учителя и учащихся; педагогическое руководство; планомерная специальная организация и управление; целостность и единство; соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; управление развитием и воспитанием учащихся. Движущая сила процесса обучения. Структура процесса обучения. Цикличный характер. Закономерности процесса обучения. Общие закономерности: закономерность цели; закономерность содержания; закономерность качества обучения; закономерность методов обучения; закономерность управления обучением; закономерность стимулирования.

Понятие системы образования. Образовательные учреждения. Системы дошкольного и школьного образования.

Образовательный стандарт. Инвариантная и вариативная часть общеобразовательного стандарта.

Понятие об уроке. Функции урока. Требования к уроку (общие, педагогические, психологические, санитарно-гигиенические). Урок как целостная система. Подструктуры урока: дидактическая, методическая и логико-психологическая. Компоненты урока. Типы и виды уроков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.250 (0.009 с.)