Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Специальная педагогика

Поиск

 

Определение специальной (коррекционной) педагогики. Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Основные понятия и термины специальной педагогики. Предметные области специальной педагогики.

Периоды эволюции отношения государства и общества к детям с нарушениями в развитии. Периоды развития системы специального образования, их хронологические сроки в Западной Европе и России. Содержание периодов развития системы образования в России.Современный период развития системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: экономические и общественные проблемы.

Права инва­лидов, закрепленные в различных нормативно-правовых актах. Концепция социально-правовой защиты детства в России: понятие, принципы, способы, направления, приоритеты. Государственно-правовая защита детей-инвалидов в Российской Федерации. Принципы государственной политики в интересах детей. Международные правовые нормы по защите детей-инвалидов и детей с психическими и физическими недостатками. Декларации о правах инвалида (ООН, 1975) и Рекомендациям Парламентской Ассамблеи Совета Европы (1992).

Концепция Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Варианты образовательных стандартов для обучающихся с ОВЗ. Содержательные области образования лиц с ОВЗ. Академические и жизненный компетенции и их соотношение при разных вариантах стандарта.

Раздел 3. Психология

Общая психология.

Современное определение психологии, характеристика её предмета (психики), структура психологии. Характеристика методов исследования, используемых в психологии, и требования, предъявляемые к ним.

Понятие о человеке, индивиде, личности, индивидуальности и субъекте. Различные подходы к изучению человека. Определение поведения. Понятие и структура деятельности. Характеристика основных видов деятельности: общения, игры, учебной и трудовой деятельности.

Определение психики. Характеристика психических процессов, состояний и свойств. Определения познавательных процессов. Виды и свойства познавательных процессов. Определение и структура личности; характеристика свойств и состояний личности.

Психология развития.

Предмет, задачи, структура и методы исследования психологии развития. Понятие о движущих силах, условиях и факторах возрастного развития. Содержание основных понятий психологии развития: психологический возраст, периодизация возрастного развития, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, возрастной кризис, психологические возрастные новообразования, центральное новообразование. Закономерности и законы психического развития.

Характеристика кризисов новорожденности и одного года. Ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития в младенчестве. Основные достижения в развитии познавательной, двигательной сферы и личности ребёнка. Возрастные психологические новообразования младенчества.

Общая характеристика возраста. Ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития в раннем возрасте. Особенности развития познавательной сферы, личности и деятельности ребёнка от одного до трёх лет. Возрастные психологические новообразования возраста. Характеристика кризиса трёх лет.

Общая характеристика возраста. Ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития дошкольного возраста. Характеристика возрастных психологических новообразований возраста. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе.

Определение, виды и структура игры. Роль игры в развитии психики человека. Развитие игровой деятельности у детей. Особенности становления и развития игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общая характеристика возраста. Ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития младшего школьного возраста. Характеристика возрастных психологических новообразований возраста.

Общая характеристика возраста. Ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития подросткового возраста. Характеристика возрастных психологических новообразований возраста. Причины и признаки подросткового кризиса.

Общая характеристика возраста. Ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития юношеского возраста. Характеристика возрастных психологических новообразований возраста.

Социальная и педагогическая психология.

Предмет, задачи, структура и методы исследования социальной психологии. Характеристика основных феноменов социальной психологии: общение, совместная деятельность, личность, межличностные отношения, малые и большие социальные группы.

Предмет, задачи, структура и методы исследования педагогической психологии. Психологическая сущность понятий: образование, учебная деятельность, учение, педагогическая деятельность, обучение, воспитание, учебно-педагогическое сотрудничество и общение.

Психологическая характеристика учебной деятельности: определение, основные компоненты и характеристики. Психологическая характеристика субъекта учебной деятельности: определение обучающегося, типические особенности и черты обучающихся в различные возрастные периоды.

Психологическая характеристика педагогической деятельности: определение, структура, содержание, характеристики. Понятие о стиле педагогической деятельности. Психология педагога: понятие педагогических способностей и умений учителя, субъектные свойства педагога. Определение и структура педагогических функций. Психологические аспекты педагогической оценки.

Раздел 4. Специальная психология

Предмет и задачи психологии детей с проблемами в развитии. История становления данной отрасли психологии. Принципы и методы специальной психологии. Категориальный аппарат. Связь специальной психологии с другими науками. Культурно-историческая парадигма в специальной психологии и вклад Л.С. Выготского.

Критерии определения нормы психического развития в современной психологии (статистическая, функциональная, идеальная норма). Сущность феномена нарушенного развития. Причины нарушений в развитии. Подходы к систематике нарушений в психическом развитии (Т.А. Власова и М.С. Певзнер; О.Н. Усанова; В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов).

Определение понятия «нарушенное развитие». Общие закономерности развития психики при нарушенном развитии. Специфические закономерности психического развития разных уровней и их проявление при психических, сенсорных интеллектуальных и физических нарушениях.

Определение понятия «нарушенное развитие». Структура нарушенного развития. Механизмы возникновения системных нарушений в психическом развитии. Определение понятия «компенсация». Виды и уровни компенсации. Сравнительная характеристика теорий компенсации А. Адлера, Л.С. Выготского.

Определение понятия «дизонтогенез». Параметры психического дизонтогенеза. Виды психического дизонтогенеза (Л. Каннер, Г.Е. Сухарева, В.В. Лебединский). Краткая психологическая характеристика групп отклонений по типу ретардации, асинхронии и повреждения.

Определение понятия «психическая депривация». Виды и формы проявления психической депривации. Психологическая характеристика последствий различных видов психической депривации. Психическая депривация как причина и как следствие нарушений психического развития в детском возрасте.

Теоретические проблемы специальной психологии: определение проблемного поля, единой методологической основы, единой терминологии. Практические проблемы: разработка приоритетных направлений специальной психологии, психологическое сопровождение специального и инклюзивного образования, психологическое обоснование системы помощи лицам с ограниченными возможностями.

 

Раздел 5. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.145 (0.011 с.)