Формы внеурочной работы по математике с младшими школьниками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы внеурочной работы по математике с младшими школьниками



Математический кружок, математические соревнования и игры (викторины, КВН и др.), математические утренники. Математические факультативы. Методика их проведения.

Математические олимпиады, конкурсы, турниры для младших школьников.

Методические особенности внеурочных занятий по математике

Элементы истории математики на внеурочных занятиях с младшими школьниками. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по математике во внеурочной работе.

Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Байрамукова П. У. Внеклассная работа по математике: учебное пособие / П. У. Байрамукова. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2007.

2. Дик Н. Ф. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе / Н. Ф. Дик. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2008.

3. Дик Н. Ф. Лучшие проекты, олимпиады и классные часы в 3–4 классах / Н. Ф. Дик. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2009.

4. Кордемский Б. А. Увлечь школьников математикой / Б. А Кордемский. – М.: Просвещение, 1981.

5. Минскин Е. М. От игры к знаниям: пособие для учителя / Е. М. Минскин. – М.: Просвещение, 1987.

6. Моро М. И. Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся 1 (2, 3, 4) класса начальной школы / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2005.

7. Олехник С. И. Старинные занимательные задачи / С. И. Олехник. – М.: УНЦ ДО МГУ, 1996.

8. Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся // Примерные программы общего образования. В 2-х частях. Ч. 1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

9. Русанов В. Н. Математические олимпиады младших школьников / В. Н. Русанов. – М.: Просвещение, 1990.

10. Свечников А. А. Числа, фигуры, задачи во внеклассной работе / А. А. Свечников, П.И. Сорокин. – М.: Просвещение, 1977.

11. Смолеусова Т. В. Уроки-экскурсии по математике в начальной школе. Методическое пособие / Т. В Смолеусова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

12. Трошин В. В. Занимательные дидактические материалы по математике / В. В. Трошин. – М.: Глобус, 2008.

13. Труднев В. П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Пособие для учителей / В. П. Труднев. – М.: Просвещение, 1975.

14. Шарыгин И. Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы / И.Ф. Шарыгин. – М.: Дрофа, 2003.

15. Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике / М.Ю. Шуба. – М.: Просвещение, 1994.

 

Дополнительная

16. Аменицкий Н. Н. Забавная арифметика / Н. Н. Аменицкий, И. П. Сахаров. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1992.

17. Белицкая Н. Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2–4 классы / Н. Г. Белицкая, А. О. Орг. – М.: Айрис-пресс, 2006.

18. Гейдман Б. П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2–4 классы / Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина. – М.: Айрис-пресс, 2007.

19. Дробышев Ю. А. Олимпиады по математике: 1–4 классы / Ю. А. Дробышев. – М.: Первое сентября, 2003.

20. Жильцова Т. В. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1–4 класс / Т. В. Жильцова, Л. А. Обухова. – М.:ВАКО, 2004.

21. Лёвшин В. В поисках похищенной марки: повесть / В.В. Лёвшин. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2008.

22. Лёвшин В. В. Магистр Рассеянных Наук / В. В. Лёвшин. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2009.

23. Лёвшин В. В. Нулик-мореход / В. В. Лёвшин. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2009.

24. Лёвшин В. Три дня в Карликании: Сказка, да не сказка / В.В. Лёвшин. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2009

25. Махров В. Г. Математические задачи-сказки: материалы для уроков в внеклассной работы. 3–4 классы / В. Г. Махров, В. Н. Махрова. – М.: НЦ ЭНАС, 2006.

26. Олехник С. Н. В калейдоскопе чисел от 1 до 10: методическое пособие / С. Н. Олехник, М. К. Потапов. – М.: Дрофа, 2005.

27. Фарков А. В. Математические кружки в школе. 5–8 классы / А. В. Фарков. – М.: Айрис- пресс, 2006.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Специальность 050708.65 – Педагогика и методика начального образования (сокращенный срок обучения)

Курс VI

Форма обучения: очно-заочная

Лекции – 20 ч

Практические занятия – 20 ч

Самостоятельная работа – 52 ч

Экзамен

Всего – 92 ч

 

 

Тема 1. Общие вопросы организации и методики проведения внеурочной работы по математике в начальных классах

 

Цель: ознакомление с организацией внеурочной работы по математике как составной частью учебно-воспитательной работы с младшими школьниками.

 

Содержание занятия (4 ч)

 

Литература: [1], [8] [13] из списка основной литературы.

 

Вопросы для обсуждения

1. Как давно в российских школах ведутся внеурочные занятия по математике? Какова их цель?

2. В каких пособиях для учителя раскрыта методика внеклассной работы по математике в начальных классах, и каковы ее особенности?

3. Как представлена внеурочная деятельность младших школьников в Федеральном государственном стандарте начального общего образования?

4. Согласны ли вы с таким пониманием внеурочной работы по математике в начальной школе: внеурочная работа – это необязательные, добровольные занятия учащихся по математике, которые нацелены на развитие их интересов и способностей, а также способствуют углублению и расширению знаний, умений и навыков по математике, получаемых школьниками на уроках?

5. Каковы условия эффективности внеурочных занятий?

 

Тема 2. Учебно-методическая литература для внеурочных занятий по математике. Решение задач из пособий для младших школьников

 

Цель: ознакомление с учебно-методической литературой для внеурочных занятий по математике, адресованной учащимся начальной школы.

Содержание занятия (4 ч)

 

Литература: [6], [7], [10] из списка основной литературы; [20], [26] – из списка дополнительной. Кроме того, на занятии анализируются пособия:

1. Дружинин Б. А. Путешествие в мир учения: Развивающий курс для младших школьников. Рабочая тетрадь. Уровень 1. Части 1 и 2. / Б. А. Дружинин, Г. И. Кукулевская, И.И. Куминова. – М.: УЦ «Перспектива», 2005.

2. Дружинин Б. А. Путешествие в мир учения: Развивающий курс для младших школьников. Рабочая тетрадь. Уровень 2. Части 1 и 2. / Б. А. Дружинин, Г. И. Кукулевская, И.И. Куминова. – М.: УЦ «Перспектива», 2004.

3. Дружинин Б. А. Путешествие в мир учения: Развивающий курс для младших школьников. Рабочая тетрадь. Уровень 3. Части 1 и 2. / Б. А. Дружинин, Г. И. Кукулевская, И.И. Куминова. – М.: УЦ «Перспектива», 2004.

4. Дружинин Б. А. Путешествие в мир учения: Развивающий курс для младших школьников. Рабочая тетрадь. Уровень 4. Части 1 и 2. / Б. А. Дружинин, Г. И. Кукулевская, И.И. Куминова. – М.: УЦ «Перспектива», 2005.

5. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: В 2-х частях. / О. Холоднова – М., 2005 (для 1, 2, 3 и 4 классов).

6. Никольская И. Л. Гимнастика для ума: Книга для учащихся начальных классов / И.Л. Никольская, Л. И. Тигранова. – М., 2007.

 

Вопросы для обсуждения

1. Каковы особенности программ, реализованных в названных учебных пособиях для внеурочных занятий в начальной школе?

2. Какие виды задач предлагаются учащимся в данных пособиях? Какова методика обучения их решению?

3. Почему решение задач, предлагаемых авторами данных учебных пособий, может способствовать развитию у младших школьников логического мышления и интереса к занятиям математикой? Какие условия при этом следует соблюдать?

 

Решение задач пособий Холодовой О.

Задание. Решите нижеприведенные задачи и ответьте на вопрос: какой эвристический прием вы можете рекомендовать учащимся, если у них возникнут затруднения при решении данных задач?

1. Полная банка с водой имеет массу 5 кг, а та же банка, наполненная до половины, имеет массу 3 кг 250 г. Сколько воды вмещает банка? (Холодова О., 4 кл., ч. 1, зан. 13, № 9)

2. Две мухи соревнуются в беге. Они бегут от пола к потолку и обратно. Первая муха бежит вверх и вниз с одинаковой скоростью. Вторая бежит вниз вдвое быстрее, чем первая, а вверх – вдвое медленнее, чем первая. Которая из них победит? (Холодова О., 4 кл., ч. 1, зан. 13, № 8)

3. Имеется квадратный лист бумаги, сторона которого 8 см. Через середины каждой пары соседних сторон провели карандашом отрезки и по ним выполнили разрезы ножницами. Какова площадь получившегося квадрата? (Холодова О., 4 кл., ч. 2, зан. 22, № 9)

4. Кота Базилио посадили в подвал за плохое поведение. Базилио питался там одними мышами. Он поймал их за 4 дня 80 штук. При этом его мастерство день ото дня возрастало, и он каждый день ловил столько мышей, сколько во все предыдущие дни вместе. Сколько мышей поймал Базилио в каждый из этих четырех дней? (Холодова О., 4 кл., ч. 2, зан. 27, № 9)

5. На олимпиаде ученики должны были решить 10 задач. За каждую решенную задачу насчитывалось 5 очков, а за каждую нерешенную списывалось 3 очка. Сколько задач ученик решил правильно, если он получил 10 очков? (Холодова О., 4 кл., ч. 2, зан. 30, № 8)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.50.252 (0.016 с.)