Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура и спорт – составляющие общей культуры общества

Поиск

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Курс лекций

 

Омск 2012

 

УД К 796.(075) (0.034)

ББ К 75 я 73я 045

Ф 50

 

 

Рецензенты:

Л.Г. Харитонова, д-р. биолог. наук, профессор.

Л.М. Иванова, к.п.н., доцент

 

- Ф50 Физическая культура: Учеб. пособие (третье издание) / Ж.Б. Сафонова, Н.Н.Ляликова, И.Н. Шевелева, О.А. Мельникова, Т.В. Чернышова; под ред. Ж.Б. Сафоновой. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. - 129 с.

 

Пособие включает цикл лекций обязательного теоретико-методического материала для итоговой аттестации по дисциплине «Физическая культура» и позволяет систематизировать и углубить знания по основам теории и методике физического воспитания. Освещены вопросы методики формирования навыка здорового образа жизни, психофизической подготовки, врачебно-педагогических наблюдений при организованных и самостоятельных формах занятий физической культурой.

Предназначено для преподавателей физической культуры и студентов высших и средних учебных заведений.

 

Предисловие

(к третьему изданию)

Высшие учебные заведения любого общественного строя выполняют свою главную задачу – способствуют формированию образованного, всесторонне развитого специалиста, готовят его к трудовой деятельности в сфере производства. Одновременно задачей высшей школы является воспитание культурного человека, способного в повседневной жизни реализовать свои потребности, участвуя в различных видах деятельности.

Наряду со специальными предметами «Физическая культура» в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности.

Принимая во внимание введение в учебный процесс ФГОС ВПО (3-го поколения), ООП по направлению подготовки бакалавриата, специалитета (для всех направлений) авторским коллективом нашего учебного пособия были внесены изменения в отдельные разделы в виде более упрощенного для понимания студентов текста (с исключением сугубо научных специфических терминов теории и методики физической культуры). Переработаны темы лекционного материала 1,2,3,8 с позиций современного видения необходимости знаний для будущих специалистов с примерами, убеждающими в полезности их использования для обеспечения высокой работоспособности.

Новое издание дополнено библиографическими источниками последних лет. Пособие содержит лекционный материал, необходимый для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения использовать полученные знания для личного и профессионального развития, самосовершенствования, а также организации здорового образа жизни. В отличие от популярных изданий, авторы представили учебный материал по вопросам теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры, спортивной медицины, личной гигиены и психофизической тренировки в адаптированном варианте для студентов нефизкультурных вузов, используя научные труды ученых по вышеназванным дисциплинам.

Пособие содержит 8 лекций по предусмотренным программой обязательным темам теоретических занятий. Обращаем внимание читателей на третью тему, дополненную текстом для расширения знаний об особенностях занятий избранным видом спорта. В оглавлении представлена рубрикация каждой темы, ее разделы и подразделы.

Разумеется, лекции не претендуют на исчерпывающее освещение рекомендуемой учебной программой тематики. Тем не менее, надеемся, что разработанный материал явится значительным вкладом в углубление знаний по данной дисциплине.

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Основные понятия и терминология

В понятиях и терминах раскрывается предмет изучения и преподавания любой дисциплины. В понятиях и терминологии концентрируются накапливаемые наукой знания. Понятие считается полным, если оно имеет определение, т.е. краткую формулировку критериев отличия одного понятия от других, способов его повторения и употребления. Ниже дается определение основных понятий и терминов, которые имеют место в учебном пособии.

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков,, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни, в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Физическое воспитание – вид физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интере­сах всестороннего развития личности, положительного отношения к физи­ческой культуре, выработке ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.

Спорт – вид физической культуры, игровая, соревновательная деятель­ность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражне­ний и направленные на достижение наивысших результатов.

Спортивная деятельность направлена на раскрытие резервных возмож­ностей и выявление предельных для данного времени уровней функциони­рования организма человека в процессе двигательной деятельности. Со­стязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими признаками спорта как вида фи­зической культуры.

Физическая рекреация – вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, раз­влечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.

Она составляет основное содержание массовых форм физической куль­туры и представляет собой рекреативную деятельность.

Двигательная реабилитация – вид физической культуры: целе­направленный процесс использования физических упражнений для восстанов­ления или компенсации частично или временно утраченных двигательных спо­собностей, лечения травм и их последствий.

Этот процесс осуществляется комплексно, под воздействием специ­ально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиоте­рапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановитель­ная деятельность.

Физическая подготовка – вид неспециального физкультурного об­разования: процесс формирования двигательных навыков и развития физичес­ких способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, сталевара и т.п.).

Она может определяться и как вид общей подготовки спортсмена (фи­зическая подготовка спринтера, боксера, борца и т.п.).

Физическое развитие – процесс изменения форм и функций орга­низма либо под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физичес­ких упражнений.

Это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в данный конкретный момент (размеры тела и его частей, показатели различных двигательных качеств и способностей, функциональные возможности систем организма).

Физические упражнения – движения или действия, используе­мые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.

С одной стороны – это средство физического совершенствования, те­лесного преобразования человека, его биологической, психической, ин­теллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. С другой – это метод (способ) физического развития человека. Физические упражнения являются основным, «сквозным» средством всех видов физической куль­туры (неспециального физкультурного образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации).

 

Факторы риска и здоровье

В настоящее время массово-профилактические обследования неинфекционных заболеваний ведутся в направлении выяснения сложных причинно-следственных связей между многочисленными факторами риска и возникновением заболеваний. В связи с этим широко проводятся обширные и продолжительные массово-профилактические обследования различных популяционных групп для установления распространённости артериальной гипертонии (АГ), ишемической болезни сердца (ИБС), атеросклероза, сосудистых поражений мозга, онкологических болезней и обнаружения фактора риска с целью разработки профилактических мероприятий.

Факторы риска принято подразделять на внешние (социально-культурные) и внутренние. К внешним (экзогенным или первичным, обусловленным неправильным образом жизни либо неблагоприятными условиями окружающей среды) относятся интенсивное курение табака, систематическое нервно-психическое перенапряжение, физически малоактивный образ жизни, неправильное питание. К внутренним (эндогенным), проявляющимся в результате предрасполагающих особенностей организма или развития определенного патологического процесса, относят гиперхолистеринемию, артериальную гипертензию, ожирение, наследственную предрасположенность и др.

Один из наиболее распространенных и ведущих факторов риска таких заболеваний, занимающих ведущее место среди всей неинфекционной патологии во всём мире, как ишемическая болезнь сердца и злокачественные опухоли (рак лёгких) – курение.

Курение повышает риск развития инфаркта миокарда от 1,5 до 6,5 раз, при этом наиболее выраженное отрицательное влияние этот фактор риска оказывает на лиц, относящихся к более молодым возрастным группам.

Одним из внешних факторов риска, наряду с курением, является избыточная масса тела. Исследования страховых обществ в ряде стран подтвердили, что увеличение массы, способствуя раннему развитию атеросклероза, повышает вероятность развития ИБС на 14 % при лишней массе, составляющей 10-19 %, на 26 % при лишней массе 20-39 % и на 43 % при массе, превышающей нормальную на 40 %.

Привычки питания, потенциально ведущие к повышенному уровню холестерина в крови, устанавливаются в раннем детстве. Холестерин сыворотки стабильно остаётся через 4 года после измерения его у детей в возрасте 1 – 14 лет и даже спустя 30 лет. Поэтому большинство исследователей считают, что наибольший эффект в снижении величины этого фактора риска может быть достигнут в проведении соответствующих мероприятий с детского возраста.

Данные эпидемиологических исследований свидетельствуют, что при увеличении систолического давления от 120 до 180 мм. рт. ст. риск развития ИБС возрастает примерно в 7 раз.

Особое значение придается такому распространенному в настоящее время фактору риска, как малая физическая активность (гиподинамия). Установлено, что физически активные работники менее подвержены сердечным приступам, чем ведущие «сидячий образ жизни».

Данные английских и американских эпидемиологических исследований свидетельствуют о снижении риска ишемической болезни сердца у лиц с интенсивной физической активностью (как профессиональной, так и в виде тренировок) независимо от наличия или отсутствия других факторов риска (курения, гипертензии, холистеринемии и др.).

Резкое перенапряжение нервной системы – одна из характерных черт жизни человека в современную эпоху, при этом реакция на воздействие внешней среды и психоэмоциональную нагрузку зависит от психологических свойств личности. Существуют данные о тесной связи распространения ишемической болезни сердца с психоэмоциональным напряжением, стрессогенными ситуациями, приводящими к артериальной гипертензии и сердечным изменениям.

Однако важнейшее значение, по мнению учёных, принадлежит не какому-то отдельному фактору, а совместному их воздействию.

Существуют так называемые «фоновые» факторы, действующие на более ранних этапах жизни и влияние которых сказывается в дальнейшем. К ним относятся генетические факторы, биологические последствия раннего жизненного опыта, образовательные, культурные, психологические и социальные факторы.

Важно попытаться провести различие между двумя группами влияний (в ранние и последующие годы), поскольку знание их соотношения может иметь решающее значение при определении направления вмешательства, так как позволяет улучшить общее состояние здоровья и снизить социально-экономические различия в заболеваемости.

 

Жизни

Составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха, организация сна, организация режима, питания, организация двигательной активности, личная гигиена и закаливание, профилактика вредных привычек, культура межличностного общения, прихофизическая регуляция организма, культура сексуального поведения.

Рассмотрим некоторые из составляющих.

Режим труда и отдыха

Одно из главных требований гигиены – науки о сохранении и укреплении здоровья – научно обоснованный и неукоснительно соблюдаемый порядок труда, отдыха, сна и питания. Соблюдение режима значительно облегчает любую деятельность, позволяя максимально использовать все возможности организма человека. Примером положительного влияния строгой организованности на здоровье и работоспособность служит жизнь замечательного немецкого философа И. Канта, которую называли уникальным гигиеническим экспериментом. Будучи с детства болезненным и слабым ребёнком, он создал для себя в зрелые годы строгий режим дня и соблюдал его практически всю жизнь, подвергаясь жестким ограничениям. Это помогало ему сохранять высокую работоспособность и хорошее самочувствие.

Физиологической основой режима дня является выработка динамического стереотипа. Динамический стереотип – система условных рефлексов. В результате длительного следования определённому распорядку дня эта система закрепляется, упрочивается. Беспорядочное же чередование занятий разрушает стереотип и отрицательно сказывается на состоянии организма.

Наилучшему восстановлению сил, полноценному отдыху способствует также регулярное выполнение физических упражнений. Великие люди неоднократно подчёркивали их важность для сохранения и укрепления здоровья, для продления активной творческой жизни. В режиме дня необходимо отвести постоянное время для утренней зарядки и регулярных физкультурных упражнений. Их следует планировать в зависимости от занятости.

 

Организация режима питания

Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание — это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами — белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.

Пища служит источником энергии для работы всех систем организма, обновления тканей. В среднем суточное потребление энергии у юношей составляет 2700 ккал, девушек — 2400 ккал. Потребность в энергии населения северных зон выше, чем центральной, на 10—15%, в южных — на 5% ниже.

Калорийность рациона на 1400—1600 ккал обеспечивается за счет. углеводов (350—450 г), 600—700 ккал за счет жиров (80—90 г) и 400 ккал за счёт белков (100 г). Из общего количества углеводов доля сахара должна составлять не более 25%. Желательно, чтобы не менее 30% углеводов обеспечивалось за счет картофеля, овощей, фруктов. Жировую часть рациона целесообразно обеспечить на 1/4 сливочным маслом, 1/4 — растительным, а 2/4 — за счет жира, содержащегося в самих пищевых продуктах. Количество белков животного происхождения должно составлять 50—60% его суточной нормы, половина которой обеспечивается за счет молочных продуктов.

В период экзаменационных сессий, когда энерготраты возрастают, распад белков усиливается, вследствие чего энергетическая ценность рациона повышается до 3000 ккал, а потребление белков до 120 г.

В процессе регулярных занятий физическими упражнениями и спортом, в зависимости от его видов, энерготраты возрастают до 3500—4000 ккал.

Потребность организма в воде соответствует количеству теряемой им жидкости. Вода составляет в среднем 66% нашего тела. В нормальных условиях человек теряет за сутки в среднем 2300—2800 мл воды. Потребность в воде составляет 35—45 мл на 1 кг массы тела. В обычных условиях потребность организма в воде частично удовлетворяется за счет поступления с твердой пищей (в среднем 800—1000 мл/сут) и оксидационной воды (образующейся в самом организме при окислении. Поэтому для полного удовлетворения потребности организма в воде необходимо употреблять дополнительно около 1200—1500 мл так называемой свободной жидкости (чай, молоко, вода, компоты, супы, соки и др.). Недостаток воды способствует накоплению в организме продуктов распада белков и жиров, а избыток — вымыванию из него минеральных солей, водорастворимых витаминов и других необходимых веществ.

К режиму питания следует подходить строго индивидуально. Главное правило — полноценно питаться не менее 3—4 раз в день.

При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует за 2—2,5 ч до и спустя 30—40 мин после их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличить суточную норму потребления поваренной соли с 15 до 20—25 г. Полезно употреблять минеральную или слегка подсоленную воду.

 

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Костная система

Костная система образует скелет человека, состоящий из бо­лее 200 костей, соединяющихся между собой посредством суста­вов. В зависимости от формы и функции они делятся на трубчатые (кости конечностей), губчатые (выполняют в основном защитную и опорную функции – ребра, грудина, позвонки и др.), плоские (кости черепа, таза, поясов конечностей) и смешанные (основание черепа). Скелет человека состоит из позвоночника, черепа, грудной клетки, поясов конечностей и скелета свободных конечностей. По­звоночник, состоящий из 33-34 позвонков, делят на 5 отделов: шейный (7), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5), копчи­ковый (4-5). Позвоночный столб позволяет совершать сгибания вперед и назад, в стороны, вращательные движения вокруг вертикальной оси.

В норме он имеет два изгиба вперед (шейный и пояс­ничный – лордозы) и два изгиба назад (грудной и крестцовый – кифозы). Названные изгибы имеют большое функциональное зна­чение при выполнении различных движений (ходьба, бег, прыжки, кувырки и т.д.): они ослабляют толчки, удары и т.п., амортизируя как эластичная система.

Суставы – в основном под­вижные соединения, область со­прикосновения костей в них по­крыта специальной оболочкой -суставной сумкой из плотной со­единительной ткани, срастающей­ся с надкостницей и сочленяю­щихся костей. Полость суставов герметически закрыта и имеет небольшой объем, завися­щий от формы и размеров сустава. Суставная жидкость в суставной щели уменьшает трение между суставными поверхностями при движении, как и гладкий хрящ, покрывающий эти поверхности. В простейшем случае в суставе осу­ществляются сгибание и разгибание, наиболее сложными сустава­ми являются шаровидные (например, в тазобедренном суставе можно производить сгибание, разгибание, приведение, отведение ног, вращение). Главная функция суставов – обеспечение возмож­ности для осуществления движений. Вместе с этим они выполня­ют роль демпферов, своеобразных тормозов, гасящих инерцию движения и позволяющих производить мгновенную остановку по­сле быстрого движения. Суставы при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются и укрепляют­ся, повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость. Отсутствие достаточной двигательной активности приводит к разрыхлению суставного хряща и измене­нию суставных поверхностей, сочленяющихся костей, к появле­нию болевых ощущений, создаются условия для образования в них воспалительных процессов.

 

Мышечная система

Мышечная система человека делится на два вида мускулату­ры: гладкую (непроизвольную) и поперечно-полосатую (произ­вольную). У человека насчитывается более 600 различных мышц. Они составляют у мужчин 35-40 % массы тела (у спортсменов -50 % и более), у женщин – несколько меньше. Механическая дея­тельность мышц осуществляется в результате способности мы­шечных волокон переходить в состояние возбуждения, т.е. в дея­тельное состояние под влиянием биотоков (импульсов), идущих к мышцам по нервным волокнам. Возбуждение мышечных волокон представляет собой сложную систему энергетических, химиче­ских, структурных и иных изменений в клетках, обеспечивающих специфическую работу мышечной ткани. Работа мышц реализует­ся за счет их напряжения или сокращения. Напряжение может происходить без изменений длины мышцы (статическая работа), сокращение – с уменьшением длины ее (динамическая работа). Чаще всего мышцы работают в смешанном ре­жиме, одновременно напрягаясь и сокращаясь по длине. Сила мышц зависит от количества мышечных волокон и их поперечного сечения, а также от эластичности и исходной длины отдельной мышцы. Систематическая физическая тренировка увеличивает си­лу мышц, в том числе и за счет увеличения их эластичности.

Гладкие мышцы расположены в стенках кровеносных сосудов и некоторых внутренних органах. Они обеспечивают сужение или расширение сосудов, осуществляют продвижение пищи по желу­дочно-кишечному тракту, сокращают стенки мочевого пузыря.

Поперечно-полосатые мышцы – это все скелетные мышцы, которые обеспечивают многообразные движения тела и отдельных его частей. К поперечно-полосатым мышцам относится также и сердечная мышца, обеспечивающая ритмическую работу сердца на протяжении всей жизни человека автоматически. Поперечно-полосатыми эти мышцы называются потому, что в поле зрения под микроскопом они имеют поперечную исчерченность. Основой мышц, как и всего живого вообще, являются белки. Они составля­ют 80-85 % мышечной ткани. Главным свойством мышечной тка­ни является сократимость, которая обеспечи­вается за счет сократительных мышечных белков – актина и миозина. Строение мышечной ткани весьма сложно. Она имеет волок­нистую структуру, совокупность этих волокон образует мышцу в целом.

В свою очередь, мышечное волокно состоит из миофибрилл. Каждая миофибрилла по длине делится на чередующиеся свет­лые и темные участки. Темные участки – протофибриллы, состоя­щие из длинных цепочек молекул миозина, светлые – образованы еще более тонкими белковыми нитями актина. Когда мышца нахо­дится в несокращенном (расслабленном) состоянии, нити актина и миозина лишь частично продвинуты относительно друг друга, причем каждой нити миозина противостоят, окружая ее, несколько нитей актина. Более глубокое продвижение относительно друг друга обусловливает укорочение всей мышцы в целом.

К мышце подходят и отходят многочисленные нервные во­локна. Двигательные (эфферентные) нервные волокна передают импульсы от головного и спинного мозга, приводящие мышцы в рабочее состояние, чувствительные (афферентные) волокна пере­дают импульсы в обратном направлении, информируя централь­ную нервную систему о деятельности мышц. Каждую мышцу пронизывает разветвленная сеть кровенос­ных капилляров, по которым с кровью поступают необходимые для жизнедеятельности мышц вещества и выводятся конечные продукты обмена.

Силовые качества мышцы принято оценивать весом груза, который она при максимальном возбуждении способна удержи­вать, не изменяя своей длины (так называемая «общая сила мыш­цы»). Сила мышц зависит от суммы сил мышечных волокон (их сократительной способности); количества мышечных волокон в мышце и количества функциональных единиц, одновременно воз­буждающихся при развитии напряжения; исходной длины мышцы (предварительно растянутая мышца развивает большую силу); ха­рактера регуляторных влияний; условий взаимодействия с костями скелета.

 

Кровеносная система

Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Кровь в организме находится в постоянном движении, которое осуществляется по кровеносной системе.

Кровь в организме человека выполняет следующие основные функции:

1) транспортную – в процессе обмена веществ переносит к тканям тела питательные вещества и кислород, а из тканей к органам выделения транспортирует продукты распада, образующиеся в результате жизнедеятельности клеток тканей;

2) регуляторную – осуществляет гуморальную (гумор – жидкость) регуляцию функций организма с помощью гормонов и других химических веществ и рефлекторную - вследствие гидростатического давления на нервные окончания (барорецепторы), расположенные в стенках кровеносных сосудов;

3) защитную – защищает организм от вредных веществ и инородных тел, кроме этого, при повреждении тканей тела останавливает кровотечение;

4) теплообмен – участвует в поддержании постоянной температуры тела.

Кровь состоит из жидкой части (плазмы) (55 %) и взвешенных в ней форменных элементов (эритроцитов, лейкоцитов и др.) (45 %). Кровь имеет слабую щелочную реакцию.

Эритроциты – красные кровяные тельца, носители дыхательного пигмента - гемоглобина. Эритроциты переносят кислород из легких к тканям и частично углекислый газ из тканей к легким.

Лейкоциты – белые кровяные клетки, их имеется несколько видов. Они способны проникать через стенки кровеносных сосудов в ткани тела и уничтожать болезнетворные микробы и инородные тела, попавшие в организм. Это явление называется «фагоцитозом».

Тромбоциты – кровяные пластинки. Они защищают организм от потери крови. При повреждении тела и кровеносных сосудов тромбоциты способствуют свертыванию крови, образованию сгустка (тромба), который закупоривает сосуд и прекращает потерю крови.

При регулярных занятиях физическими упражнениями или спортом:

· увеличивается количество эритроцитов и количество гемоглобина в них, в результате чего повышается кислородная емкость крови;

· повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, благодаря повышению активности лейкоцитов;

· ускоряются процессы восстановления после значительной потери крови.

Одним из важных показателей является минутный объем крови, т.е. коли­чество крови, выбрасываемое одним желудочком сердца в течение минуты. В состоянии покоя минутный объем крови составляет в среднем 4–6 л. При интенсивной мышечной деятельности он повышается у нетренированных до 18–20 л, у тренированных людей – 30–40 л.

В положении лежа и при быстрой ходьбе сердце нетренированного человека для того, чтобы обеспечить необходимый минутный объем крови, вынуждено сокращаться с большей частотой, так как систолический объем у него меньше. При быстром беге сердце нетренированного человека, имея недостаточный систолический объем крови, даже при ЧСС (частота сердечных сокращений) 200 ударов в минуту (предельная возможность) не может обеспечить минутный объем в 30 л крови, который необходим человеку при быстром беге. Поэтому нетренированный человек через несколько минут, а иногда и секунд после начала интенсивного бега, чувствует большое утомление и прекращает бег. Если же человек находится в условиях, когда прекратить бег невозможно и продолжает его – наступает обморочное состояние.

Роль мышечного насоса ярко проявляется в явлении, которое называется гравитационным шоком.

Если спортсмен, например, после финиша бега сразу остановится, то кровь под действием силы тяжести задержится в крупных венозных сосудах мышц ног, в которых прекратится действие мышечного насоса, и венозные сосуды будут широко раскрыты. Следовательно, сердце будет получать и направлять в сосудистое русло недостаточное количество крови. Давление крови и кровоснабжение головного мозга резко понижаются, человек бледнеет, появляется головокружение, и может наступить обморочное состояние.

Чтобы избежать наступления гравитационного шока, необходимо соблюдать следующее правило: после интенсивного бега или других циклических упражнений на соревнованиях или тренировочных занятиях переходить в состояние покоя, т.е. останавливаться следует постепенно. Сначала необходимо, снижая скорость бега, пробежать 50–100 м, а затем в течение 3–5 мин передвигаться шагом, постепенно замедляя ходьбу.

Сердечно-сосудистая система

Напом­ним, что кровеносная система состоит из сердца и сосудов крови. Ритмические сокра­щения сердечной мышцы обеспечивают непрерывное движение крови в замкнутой сердечно-сосудистой системе, состоящей из сердца и двух кругов кровообращения – большого и малого. Большой круг кровообращения начина­ется от левого желудочка сердца, из которого артериальная кровь поступает в аорту. Прохо­дя по артериям, артериолам и капиллярам всех органов, кроме лег­ких, она отдает им кислород и питательные вещества, а забирает углекислоту и продукты метаболизма. Затем кровь собирается в венулы и вены и через верхнюю и нижнюю полые вены поступает в правое предсердие и далее в правый желудочек. Малый круг кровообращения берет начало в правом желудочке, откуда веноз­ная кровь направляется в легочную артерию. Пройдя через легоч­ные капилляры, кровь освобождается от углекислоты, насыщается кислородом и уже в качестве артериальной поступает через легоч­ные вены в левое предсердие сердца. Таким образом, обес­печивая транспортировку кислорода от легких к тканям и углеки­слого газа от тканей к легким, кровь осуществляет дыхательную функцию. Выполняя трофическую функцию, кровь переносит пи­тательные вещества из тонкого кишечника и синтезированные в печени вещества к клеткам всего организма. Не надо забывать, что при этом в крови циркулирует большое количество биологически активных веществ, которые регулируют и объединяют функцио­нальную деятельность клеток всего организма. При этом движение крови обеспечивает выравнивание температуры различных частей тела.

Дыхательная система

Дыхательная система включает в себя носовую полость, гортань, трахею, бронхи и легкие. В процессе дыхания из атмосферного воздуха через альвеолы легких в организм постоянно поступает кислород, а из организма выделяется углекислый газ. Дыхание – это целый комплекс физиологических процессов, в реа­лизации которых участвует не толь­ко дыхательный аппарат, но и сис­тема кровообращения.

Дыханием называется процесс потребления кислорода и выделения углекислого газа тканями живого организма. Его осуществляют две системы организма: дыхательная и кровеносная.

Различают внешнее (легочное) и внутриклеточное (тканевое) дыхание. Внешним дыханием называется обмен воздухом между окружающей средой и легкими, внутриклеточным – обмен кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела (при этом кислород переходит из крови в клетки, а углекислый газ, как один из продуктов обмена веществ, переходит из клеток в кровь).

Показателями работоспособности органов дыхания являются: дыхательный объем, частота дыхания, жизненная емкость легких, легочная вентиляция, кислородный запрос, потребление кислорода, кислородный долг и др.

Дыхательный объем – количество воздуха, проходящее через легкие при одном дыхательном цикле (вдох, выдох, дыхательная пауза). Величина дыхательного объема находится в прямой зависимости от степени тренированности к физическим нагрузкам и колеблется в состояния покоя от 350 до 800 мл. В покое у нетренированных людей дыхательный объем находятся на уровне 350–500 мл, у тренированных – 800 мл и более.

При интенсивной физической работе дыхательный объем может увеличиваться до 2500 мл.

Частота дыхания – количество дыхательных циклов в 1 мин. Средняя частота дыхания у нетренированных людей в покое – 16-20 циклов в 1мин, у тренированных за счет увеличения дыхательного объема частота дыхания сни­жается до 8-12 циклов в 1 мин. У женщин частота дыхания на 1–2 цикла больше.

При спортивной деятельности частота дыхания у лыжников и бегунов увеличивается до 20–28 циклов в 1 мин., у пловцов – 36–45; наблюдались случаи увеличения частоты дыхания до 75 циклов в 1мин.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – максимальное количество воздуха, которое может выдохнуть человек после полного вдоха (измеряется методом спирометрии). Средние величины жизненной емкости легких: у нетренированных мужчин – 3500 мл, у женщин – 3000 мл.; у тренированных мужчин – 4700 мл, у женщин – 3500 мл.. При занятиях циклическими видами спорта на выносливость (гребля, плавание, лыжные гонки и т.п.) жизненная емкость легких может достигать у мужчин 7000 мл и более, у женщин – 5000 мл и более.

Легочная вентиляция – объем воздуха, который проходит через легкие за 1 мин. Легочная вентиляция определяется путем умножения величины дыхательного объема на частоту дыхания. Легочная вентиляция в покое находится на уровне 5000–9000 мл (5–9 л). При физической работе этот объем достигает 50 л.

В состоянии покоя человек потребляет 250–300 мл кислорода в 1 мин. При мышечной работе эта величина возрастает.

Наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при определенно-интенсивной мышечной работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК), МПК зависит от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, кислородной ем



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 944; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.019 с.)