Основные пути достижения необходимой структуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные пути достижения необходимой структуры



Подготовленности: физической, технической, тактической

И психической

Подготовка спортсмена – сложный многосторонний процесс, включающий спортивную тренировку, спортивные соревнования и другие факторы: общий режим жизни, специальное питание, отдых, средства восстановления и др. Основными сторонами подготовки спортсмена являются физическая, техническая, тактическая, психическая и теоретическая подготовка.

Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижение высокого уровня физического развития, воспитание необходимых спортсмену физических качеств. Ее принято разделять на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СПФ).

Цель ОФП – достижение высокой работоспособности занимающегося. Ее средствами являются разнообразные физические упражнения (ходьба, бег, передвижения на лыжах, плавание, спортивные игры, гимнастика, упражнения с отягощениями и др.). СФП направлена на воспитание отдельных физических качеств, навыков и умений, необходимых в избранном виде спорта. Она проводится систематически и помогает спортсмену подготовиться к соревнованиям. Средствами ее являются специальные упражнения и элементы избранного вида спорта. Соотношение ОФП и СФП в процессе спортивной тренировки меняется – по мере роста спортивного мастерства постепенно возрастает удельный вес СФП.

Техническая подготовка спортсмена направлена на изучение и совершенствование техники движений, свойственных данному виду спорта. В основе ее лежит рациональное использование физических ресурсов спортсмена, направленное на достижение высокого результата.

Тактика - это совокупность способов применения технических приемов в соответствии с условиями и задачами соревновательной деятельности. Тактика имеет свои особенности в каждом виде спорта, что обусловливается его спецификой. В таких видах спорта, как лыжный спорт, легкая атлетика и в других видах спорта циклического характера возможности тактики ограничены. Это объясняется тем, что спортсмен выполняет заученные движения, соревнуясь в основном с собой и отсутствием контакта с соперником. Тем не менее, и в этих видах спорта спортсмены используют некоторые тактические приемы, заключающиеся в характере прохождения дистанции. Наиболее широкие возможности для тактики имеются в игровых видах спорта, единоборствах.

Для построения тактического плана спортивной борьбы необходимо изучать своих соперников и их тактические приемы, знать и правильно распределять свои силы, применять такие маневры, которые могут принести успех. План тактической борьбы должен быть подчинен интересам коллектива и команды.

Психическая подготовка спортсмена направлена на воспитание у него нравственных и волевых качеств. Воля – это сознательная активность спортсмена, направленная на преодоление препятствий и достижение поставленной цели. Воля воспитывается в процессе преодоления трудностей, возникающих в процессе тренировок и соревнований: страха перед трудным элементом, болезненных ощущений или неблагоприятных условий внешней среды (жары, холода, высокой влажности и др.); соблюдения установленного режима дня, подчинения правилам спортивных соревнований, выполнения дисциплинарных требований на учебно-тренировочных занятиях и др. Волевые усилия всегда носят осознанный характер. Наиболее отчетливо они проявляются, когда спортсмен встречается с серьезными трудностями. Так, например, требуется большая сила воли, чтобы преодолеть состояние так называемой «мертвой точки». В этих случаях рекомендуется использовать методы «настройки», «самопробуждения», «самоприказа» и т. д.

Воспитание воли, прежде всего, зависит от самих занимающихся. Каждый спортсмен, заботясь о своей волевой подготовке, должен изучать природу объективных и субъективных трудностей, с которыми может встретиться на соревнованиях, воспитывать у себя способность к их преодолению. Важно отметить, что морально-волевые качества, воспитанные в процессе занятий спортом, потом становятся постоянными чертами личности человека.

Непосредственная подготовка к спортивному соревнованию должна нести в основном психологическую направленность, так как именно психическая готовность в короткое время непосредственной подготовки в большей мере подвержена изменениям, чем функциональная и техническая. Именно изменения в психической готовности становятся причиной нарушения технической и функциональной готовности спортсмена.

Одним из способов непосредственной подготовки к соревнованиям является идеомоторная тренировка. Суть ее заключается в умении сознательно, преднамеренно вызывать кинестезические представления и комплекс тех ощущений и восприятий, от которых зависит успех выполнения реального действия.

Использование идеомоторной настройки перед соревнованием в течение 10-15 занятий подготавливает спортсмена к успешному выступлению. Все это происходит только в том случае, если спортсмен путем усиленной тренировки развивает у себя способность в нужный момент вызывать мышечно-двигательные представления о движении. Этому способствуют следующие приемы:

- систематическое индивидуальное планирование предстоящих действий;

- проговаривание заданий;

- мысленное выполнение упражнений с применением волевых усилий, мышечным напряжением и расслаблением, имитационными движениями;

- умение разделять движение на части и находить в них основные фазы двигательных действий;

- сравнение и анализ мышечно-двигательных ощущений реального действия с представляемым;

- внушение и самовнушение;

- выполнение упражнения после сокращенной специальной разминки.

 

3.9. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий

Цель контроля — оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на основе объективной оценки различных сторон его подготовленности.

Контролируется выполнение запланированного содержания спортивной подготовки на каждом ее этапе через выяснение состояния различных сторон подготовленности спортсменов (физической, технической, тактической).

Принято выделять три вида контроля: этапный, текущий и оперативный.

Этапный контроль позволяет подвести итоги учебно-тренировочной работы за определенный период: в течение нескольких лет, года, макроцикла или этапа.

Текущий контроль направлен на оценку текущих состояний, которые являются следствием нагрузок серии занятий тренировочных или соревновательных микроциклов.

Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных состояний — срочных реакций организма спортсмена на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий или соревнований.

Все виды контроля зависят от особенностей вида спорта. В вузах этапный и текущий контроль обычно соотносятся с семестром и учебным годом. Самоконтроль также входит в систему контроля за эффективностью спортивной подготовки.

Средства и методы контроля зависят от особенностей конкретного вида спорта (системы физических упражнений), состава занимающихся, наличия специальной аппаратуры и других материально-технических возможностей и условий и могут носить педагогический, психологический и медико-биологический характер. Поэтому в каждом вузе по конкретному виду спорта (системам физических упражнений) кафедрой физического воспитания разрабатываются и утверждаются соответствующие виды контроля и их сроки. Таким же образом определяются методы и средства контроля за эффективностью учебно-тренировочного процесса на семестр, учебный год, на весь срок обучения в вузе.

3.10. Специальные зачетные требования и нормативы

В избранном виде спорта

В конце каждого семестра для получения зачета студенты помимо общепринятых нормативов по ОФП сдают специальные, специфичные нормативы по избранному виду спорта.

В волейболе принимаются следующие нормативы: подачи мяча, нападающий удар, передачи мяча, постановка блоков.

В баскетболе используются обводка на время, броски с места и в движении, штрафные броски, передачи мяча, комбинированные упражнения.

В футболе сдают обводку, набивание, передачи, удары по воротам.

В лыжном спорте и легкой атлетике – бег на различные дистанции.

У пловцов применяется плавание на 50, 100 м различными стилями.

В тяжелой атлетике – приседание со штангой, жим лежа, становая тяга. Борцы демонстрируют броски, подсечки.

В аэробике оценивается силовая подготовка, выполнение связок и комплексов.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Аэробика: В 2 т. Т.1. Теория и методика. – М.: Федерация аэробики России, 2002. – С.232.

2. Белова, Т.Ю. Легкая атлетика. Техника и методика обучения. Учеб. пособие / Т.Ю. Белова, О.Г. Ковальчук, Ю.В. Семенова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 132 с.

3.Евсеев, Ю.И. Физическая культура: Учеб. пособие /Ю.И. Евсеев.– Ростов н /Д: 2011. – 444 с.

4. Кузьмин В.И. Анатомо-физиологическое обоснование в силовых видах спорта. Учеб. пособие / В.И. Кузьмин. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 94 c.

5. Общая и спортивная психология: учеб. для высших физкультурных учебных заведений / под ред. Г.Д. Бабушкина. - Омск: СибГУФК, 2004. – 400 с.

7. О единой всероссийской спортивной классификации: положение / сборник официальных документов и материалов // Федеральное агентство по физической культуре и спорту. -2005.-№ 11.

 

 

Тема 4. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА

В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (часть 1)

4.1.Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс со­вершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере де­ятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены сле­дующие задачи:

-достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответст­вующей силы мышц;

-приобрести общую выносливость;

-повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

-увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

-улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и слож­ные движения;

-научиться выполнять движения без излишних напряжений, овла­деть умением расслабляться.

Так, например, профессор В.М. Зациорский отмечает, что незави­симо от спортивной специализации наиболее важные группы мышц, определяющие нормальную жизнедеятельность человека, должны иметь хорошее развитие. Это группы мышц: разгибатели позвоночно­го столба, сгибатели ног, разгибатели рук, большая грудная мышца. Необходимое условие развития этих групп мышц – предварительно укрепить мышцы брюшного пресса и поясничной области.

Основной целевой задачей физической подготовки основного кон­тингента студентов является общая физическая подготовка.

 

Таблица 1

12-минутный тест К. Купера в км для мужчин и женщин (до 30 лет)

Степень подготовленности Мужчины Женщины
Очень плохая До 1,6 До 1,5
Плохая 1,6-1,9 1,5-1,8
Удовлетворительная 2,0-2,4 1,83-2,15
Хорошая 2,5-2,7 2,16-2,6
Отличная 2,8 и более 2,65 и более

 

Именно с ориентацией на достижения минимально необходимого уровня основных двигательных качеств при общей физической подго­товке в учебную программу для вузов по дисциплине «Физическая культура» были введены научно разработанные тесты и их оценка в очках, так американским физиологом К. Купером были разработаны нормативы, определяющие состояние сердечно-сосудистой системы (выносливости) при преодолении расстояния за 12 мин.

 

Таблица 2

Обязательные тесты определения физической подготовленности студентов

Характеристика направленности тестов Мужчины Женщины
Тест на скоростно - силовую подготовленность Бег 100 м (с) Бег 100 м (с)
Тест на силовую подготовленность Подтягивание на перекладине (кол-во) Поднимание и опускание туловища из положения лёжа, руки за головой (кол-во)
Тест на общую выносливость 3000 м (мин.,с) Бег 2000 м (мин.,с)

 

Эти тесты должны проводиться в начале каждого учебного года как контрольные и в конце — как зачетные.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой дея­тельности в определенных исторически сложившихся условиях про­изводства, военного дела и других сферах общественной жизни. Но даже достаточно высокая общая физи­ческая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в кон­кретной спортивной дисциплине или в различных видах профессио­нального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других – силы и т.д.

4.2. Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка – это процесс воспи­тания физических качеств, обеспечивающий преимущественное разви­тие тех двигательных способностей, которые необходимы для кон­кретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой де­ятельности.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – разновидность специальной физической подготовки, самостоятельное направление физического воспита­ния, нацеленное на психофизическую подготовку человека к профес­сиональному труду.

Спортивная подготовка (тренировка) – это целесообраз­ное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, – массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естест­венного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта – укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений – добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Под технической подготовленностью следует понимать степень ос­воения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактичес­кими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.

К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта.

К дополнительным относятся второстепенные движения и дейст­вия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рацио­нальность и в то же время характерны для индивидуальных особен­ностей данного спортсмена.

Физическая подготовленность – это возможности функциональ­ных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, на­сколько он овладеет средствами спортивной тактики, ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Тактические задачи могут носить перспективный характер (напри­мер, участие в серии соревнований, где одно из них главное в сезоне и локальный, т.е. связанные с участием в отдельном соревновании, конкретном поединке, схватке, заезде, заплыве, игре. При разработке тактического плана учитываются не только собственные технико-тактические возможности, но и возможности партнеров по команде и соперников.

Эффективность тактической подготовленности при состязании равных соперников во многих видах спорта определяется способнос­тями спортсмена предвосхищать соревновательную ситуацию до ее развертывания. Способность к этому развивается на тренировочных занятиях, а также при постоянном анализе соревновательного опыта. Активность тактических действий во время соревнований является важным показателем спортивного мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязывать сопернику свою волю во время соревнования.

Среди равных бегунов победит тот, кто сможет навязать соперникам свою тактику преодоления дистанции.

Сложнее дело обстоит с тактической подготовкой в играх, едино­борствах. Сложность тактических действий спортсмена здесь опреде­ляется не только технической, функциональной подготовленностью, количеством заблаговременно отработанных тактических действий, но и быстротой принятия решений и их реализацией при частой смене со­ревновательных ситуаций. Умение принимать быстрые и действенные решения в условиях дефицита времени, ограниченности пространства, недостаточности информации из-за того, что соперник маскирует свои возможные действия, отличает мастера от новичка.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновре­менно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психичес­кую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманнос­тью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и дейст­виями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспиты­вается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировоч­ной работы и спортивных соревнований.

Основой методи­ки волевой подготовки служат следующие требования.

1. Регулярно и обязательно выполнять требования тренировочной программы и соревновательных установок.

Это требование связано с воспитанием спортивного трудолюбия, привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодоле­нии трудностей. На этой основе реализуется воспитание целеустремлен­ности, настойчивости и упорства в достижении цели, самодисциплина и стойкость.

2. Системно вводить дополнительные трудности.

Это значит постоянно включать дополнительные усложненные двигательные задания, проводить тренировочные занятия в усложнен­ных условиях, увеличивать степень риска, вводить сбивающие сенсорно-эмоциональные факторы, усложнять соревновательные програм­мы.

3. Использовать соревнования и соревновательный метод.

Сам дух соперничества в соревнованиях повышает степень психи­ческой напряженности спортсмена, а значит, к нему предъ­являются дополнительные требования: проявить активность, инициа­тивность, самообладание, решительность, стойкость и смелость.

В структуре специальной психической подготовленности спорт­смена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

-устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревно­вательной деятельности;

-кинестетические и визуальные восприятия двигательных дейст­вий и окружающей среды;

-способность к психическим регуляциям движений, обеспечение эффективной мышечной координации;

-способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

-способность к формированию в структурах головного мозга опе­режающих реакций, программ, предшествующих реальному дей­ствию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.037 с.)