Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления трэкинга

Поиск

Объясняя каждый аспект своего учения, дон Хуан обращается к общепринятым концепциям. Флоринда Грау относится к ним как к предпосылкам обучения трэкингу (Дар). Я же понял их как основные направления, позволяющие оставаться на своем пути на каждой стадии овладения Искусством Осознания. Вот эти главные направления:

1. Существует высшая, направляющая сила, которая управляет всем сущим. Она называется истинной Силой, или Духом.

2. Реальность есть лишь интерпретация событий; поэтому то, как мы организуем и воспринимаем окружающий мир, зависит от его отражения внутри нас.

3. Мы гораздо сильнее связаны с природой, чем это видно из сегодняшней действительности или можно себе вообразить.

4. Наша задача заключается в развитии собственных способностей к осознанию.

5. Объединяясь над источником всего живого, являющегося также источником движущей силы внутри нас, мы можем раскрыть тайны самых глубоких аспектов природы.

6. По своей сущности мир является таинственным — и мы, как часть этого мира, тоже таинственны.

7. Что бы мы ни думали о себе, мир навсегда останется тайной; в противном случае мы зациклимся на том, что будем отражать внутри себя собственное внутреннее отражение.

 

Принципы

Дон Хуан и его группа объяснили Кастанеде суть принципов трэкинга с самых различных точек зрения. В книге «Сила безмолвия» дон Хуан говорит, что первый принцип трэкинга заключается в безжалостности (Безмолвие). В «Даре Орла» Грау утверждает, что первый принцип есть право рейнджеров самим выбрать себе поле битвы (Дар). Несмотря на все кажущиеся различия в трактовках, сказанное можно суммировать таким образом: необходимо проявлять безжалостность, чтобы иметь возможность определить условия, в которых будешь сражаться. Местом битвы может оказаться ваш дом, рабочий кабинет, или затерянный в чаще ручей, или точка, через которую проходит проведенная вами линия между поведенческими реакциями. Выбор зависит от вас.

Другие принципы заключаются в расслаблении, подчинении судьбе и решительном отбрасывании всего, что не имеет необходимости для вашей жизни. Как говорила Грау Кастанеде, последний принцип серьезно угрожает успеху в других предприятиях; он заключается в том, чтобы никогда не высовываться на передний край. Таким образом, вы можете отдыхать за пределами круга, который давит на остальных. Так, толтекский целитель, занимаясь ногой Флоринды, в процессе лечения прибегал к услугам помощника, который накладывал притирания и одновременно обучал Флоринду, как создать себе Тропу Толтеков. При этом сам врачеватель направлял действия своего помощника, оставаясь невидимым; таким образом он получал более четкое представление о происходящем. Грау полагала, что он всего лишь привратник, на самом же деле он, фактически, спланировал процесс ее лечения и обучения (Дар).

Кастанеду обучили этим принципам давно, еще в годы ученичества. Впоследствии он представилих в качестве определенной техники, а в своей третьей книге, «Путешествие в Икстлан», даже использовал принципы в названиях глав. К примеру, он обнаружил, что «Смерть — как советчик» способствовала выработке безжалостности, с помощью «Стирания личной истории» он научился укрывать свои следы; а наличие «Достойного противника» приучило его постоянно проверять имеющиеся в наличии ресурсы.

Вообще говоря, эти принципы состоят из основных догм по сдерживанию себя. Они представлены в виде, подпадающем под существующий способ управления внутренними духовными ресурсами. Следовательно, мы не ошибемся, если скажем, что первый принцип заключается в создании вокруг себя естественного энергетического поля. Вспомогательное упражнение к этому требует не ожидать ничего особенного. В результате наше поведение в значительной степени перегруппируется и изменится. Вместо того чтобы постоянно заниматься проекцией в будущее, мы начнем использовать трэкинг для концентрации на настоящем, а также приступим к выработке структур собственного ядра. И в процессе выполнения всего перечисленного мы научимся самостоятельно избирать свое поле битвы.

Далее, можно было бы сказать, что первым барьером на пути к восприятию является одиночество. Дабы решить эту проблему, необходимо отважно встретиться лицом к лицу со страхом, а также найти свой единственный путь в этом мире; следовательно, похожие результаты можно получить, создав собственный набор принципов и практических методов.

Из этого следует, что принципы Толтеков в основном помогают правильно определить направление, чтобы не растеряться в новой ситуации, чтобы можно было расслабиться, не привязываясь ни к чему, чтобы можно было достичь вершин осознания, живя собственной жизнью. Но, как добавляет дон Хуан, прежде всего нужно научиться применять трэкинг для себя и на себе (Безмолвие). Без тщательно спланированных усилий с помощью трэкинга устранить собственные фобии, познать и укрепить свою силу, можно потерять из виду основную цель трэкинга — стремление к свободе.

 

Стратегия

Чтобы задействовать описанные принципы, Толтеки используют опыт, приобретенный в результате перехода на третий цикл. Описывая Толтеков эпохи Конкисты, дон Хуан называет их безусловными мастерами трэкинга (Огонь). Отказавшись от устаревших методик второго цикла, пишет дон Хуан, они создали «наиболее эффективную стратегию», состоящую из шести взаимосвязанных элементов. Первые пять —это самоконтроль, дисциплина, выносливость, чувство времени и воля. Шестой элемент (по мнению дона Хуана, самый важный) связан с внешним миром; речь идет о мелком тиране, т. е. человеке, обладающем некоторой долей власти над вами. Повторимся вновь: поскольку данная стратегия требует значительных затрат энергии, главным условием в овладении ею является значительное уменьшение чувства собственной важности.

Самоконтроль или Устойчивость. Этот элемент стратегии позволяет гармонично увязать вашу энергию с концентрацией на настоящем. Он также позволяет направлять энергетические потоки в любом желаемом направлении, причем динамика процесса нередко определяется условиями постоянного внутреннего самоконтроля. Понятие самоконтроля по своей сути абсолютно противоположно возбуждению; главными его характеристиками являются настойчивость и независимость.

Дисциплина или Осмотрительность. Данный элемент включает в себя выраженную способность оценить и проанализировать как сильные, так и слабые места в окружающем мире, в себе и в других людях. Он позволяет накапливать энергию и увеличивать силу. Дисциплина рейнджера представляет собой способность сохранять осмотрительность даже в наиболее неблагоприятных обстоятельствах (Огонь).

Терпение или Выносливость. Эта форма сдерживания позволяет вам избежать захвата чужой собственности, помогая лишь указать границы собственных владений (Огонь). Спокойствие выносливости является отличительным признаком сознательного стремления достичь поставленных целей, как бы далеко они ни находились.

Чувство времени или Превосходное Равновесие. Чувство времени требует умения настроиться на собственный ритм Духа. Благодаря этому вы сможете автоматически уравновесить себя внутри себя, себя и окружающую среду, себя и другие измерения.

Воля или Личное намерение. Успех любого предприятия зависит от способности накопить и правильно использовать достаточное количество личной энергии. Суть трэкинга заключается в том, чтобы смоделировать, переделать вашу жизнь в соответствии с естественным ритмом движения Духа за счет уменьшения ненужных энергозатрат. Этому способствует активизация Воли.

Мелкий Тиран или Метод Аскетизма. Если у вас есть свой мелкий тиран — значит, у вас нет недостатка в возможности практически усвоить учение. Поскольку этот пункт весьма важен, более детальное его изложение вы найдете в разделе «Практика» этой главы.

Эта стратегия предлагает определенную программу действий; она выявляет основные моменты в наработке опыта, обобщении результатов и тренировок с целью дальнейшего самоочищения.

 

Особенности

Несколько по-иному объясняя основные моменты, дон Хуан утверждает, что в трэкинге существует четыре основных настроения, или особенности: безжалостность, искусность, мягкость и терпение. Все они представляют собой различные уровни намерения, или индивидуальные потоки энергии; это значит, что они являются одновременно и положениями точки фокусировки (Безмолвие). Кроме того, они обеспечивают ориентацию поведения в четырех направлениях соответственно сторонам света; безжалостность направлена к западу; искусность — к северу; мягкость — к востоку, а терпение — к югу. Сочетание и уравновешивание особенностей в правильной пропорции приводит существо в состояние рейнджера.

Безжалостность. Эта особенность заключается в безудержном стремлении. Это храбрость, лишенная безрассудства; это способность повелевать, но без оскорбительности; а еще — это основные условия Тропы Толтеков. Как говорит дон Хуан, безжалостность есть основное условие разрушения чувства собственной важности и, следовательно, восстановления естественной способности непосредственно воспринимать безмолвное знание Духа, то есть способности к мгновенному «познанию» без привычной произвольности (Безмолвие).

К этому дон Хуан добавляет, что древние видящие, исследовав чувство собственной важности, пришли к выводу, что оно представляет собой лишь заблудившуюся жалость к себе. Следовательно, успех зависит от вашей способности принять для себя условие «не жалеть», что с точки зрения расположения точки фокусировки совпадает с безжалостностью (Безмолвие). Без этой особенности вы останетесь беззащитным перед другими, которые не преминут втоптать вас в грязь. С другой стороны, обладая ею, вы станете более объективным и способным управлять своими внутренними ресурсами, а следовательно — более способным осуществлять трэкинг пути знания.

Обучая Кастанеду, дон Хуан среди главных целей называл стремление заставить его сдвинуть свою точку фокусировки. В то время Кастанеда считал своего учителя потрясающе рациональным. На это дон Хуан обычно отвечал, что он только кажется таким и что обманчивый облик рациональности создает его безжалостность. Но именно благодаря той самой обманчивости Кастанеда обрел достаточную безопасность мышления, чтобы рискнуть и вступить на новый путь. Главным условием было научить Кастанеду вливать свою энергию в поле дона Хуана. Эта процедура требовала значительно большей настойчивости со стороны дона Хуана — вот почему он говорит, что безжалостность в представлении Толтека является не жестокостью, но трезвостью разума (Безмолвие).

Ловкость. Эта характерная особенность включает в себя способность оценить ситуацию так, чтобы в результате можно было получить желаемое без подкачивания энергии других. Стремясь к точности, вы изучаете все нюансы конкретной ситуации, а также силы, действующие на вашем поле битвы, оставаясь при этом в полной готовности и сохраняя способность импровизировать. При этом вам необходимо знать, куда вас направляют и чего вы желаете добиться. Более того, ловкость включает в себя умение пользоваться искусством создания иллюзий (но без обмана). Не обладая ловкостью, вы будете вынуждены полагаться на оценки и заключения других людей; если же вы владеете ею, то вам удастся развить в себе способность к правильной оценке собственных сил и высокую приспособляемость.

Мягкость. Чтобы уравновесить безжалостность и ловкость, вам необходимо обрести внешнюю привлекательность; правда, при этом мягкость будет скрывать безжалостность. Не опускаясь до сострадания, вы сохраните холодный и расчетливый взгляд, но, как это ни парадоксально, вы также будете добры, поскольку, по словам дона Хуана, мудрость без доброты совершенно бесполезна (Огонь). Эта особенность совсем не означает, что вы должны постоянно сочиться мягкостью; в принципе, дон Хуан считает, что иногда недурно показывать зубы (Реальность).

Обладая мягкостью, вы можете развить в себе весьма тонкое чувство юмора. Вы также можете избавиться от собственных потерь и неудач, направившись к местам следующих встреч. Без чувства мягкости вы рискуете потерять внутреннее равновесие, защититься на собственных целях и (что не исключено) изрядно напугать других вашими способами достижения цели. С другой стороны, умея быть мягким, вы приобретаете способность смеяться над собой и остальным миром.

Терпение. Терпение — это выносливость, но без слабости. Это значит, что вы будете брать лишь то, что вам необходимо, не прикасаясь к остальному. Терпение даст вам также возможность слушать и ждать. Ваше молчание подарит вам доступ к более глубокому, безмолвному знанию, позволит достичь равновесия, с помощью которого вы будете контролировать другие особенности. В результате Дух будет неслышно перемещаться внутри и снаружи, естественным образом создавая обстоятельства, запрограммированные движением вашего намерения. Не имея терпения, вы вновь опуститесь до ощущения собственной важности и поверхностных желаний; но с терпением вы обретете мир в себе.

 

Практики

В сравнении с техникой сновидения трэкинг имеет дело лишь с незначительными сдвигами точки фокусировки (хотя для досужего наблюдателя это незначительное перемещение может показаться чудом). К примеру, превращение дона Хуана в ворону было для него именно таким незначительным сдвигом. Но прежде чем сдвиг произойдет, необходимо дестабилизировать или подвесить ваше первое энергетическое поле. Для этого вам необходимо нарушить нормальную последовательность ощущений. Подготовительными упражнениями для смещения точки фокусировки являются смена техники, пристальное созерцание и стирание личной истории.

После этого можно переходить к точке фокусировки. Поскольку намерение является той силой, которая изменяет вашу привязанность, ясное видение цели в процессе перехода способствует уменьшению случайных помех. Кроме того, намерение укрепляет или заново стабилизирует сдвиг. Стабилизации точки фокусировки в необычных местах также способствует неординарность мировоззрения, степень усвоения задачи, а также искренность в движении по избранной Тропе.

Первичная цель современной системы Толтеков заключается в дестабилизации обычного разумного мира и, вместо этого, стабилизации необычного мира воли. В дальнейшем целью является дестабилизация необычного мира с тем, чтобы стабилизировать естественное энергетическое поле, — именно тогда воля станет свободной.

Чтобы выполнить эту задачу, нужно воспользоваться техникой трэкинга, которая очистит вашу связь с Духом. К примеру, одна из основных идей, заключающаяся в том, что мир есть непознаваемая тайна, позволит вам избежать преждевременного «схло-пывания души»; при этом, единожды определив нечто, вы не станете переводить это определение в разряд догмы. Вы сохраните для себя возможность изменить свое решение.

Более того, использование этого метода позволяет освободить вашу энергию, а значит, оценить свои действия и их результаты. Осуществляя трэкинг Духа, вы обнаружите, что в любом своем начинании вам сопутствует необычайный успех. По мере того как трэкинг будет охватывать все и вся, ваше осознание погрузится в нечто находящееся за пределами обычного знания; в результате трэкинг будет вести вас к цели лучше, чем это могли бы сделать вы сами. Вот несколько методик, с помощью которых вы добьетесь успеха в трэкинге.

Контролируемая глупость. В книге «Сила безмолвия» дон Хуан называет контролируемую глупость одним из технических приемов трэкинга, в том же издании он ставит между ними знак равенства. Учитывая негативную окрашенность терминологии, дон Хуан говорит, что не очень хорошо называть трэкера «создателем контролируемой глупости». Впоследствии он советует Кастанеде использовать любой термин, который тот пожелает (Безмолвие).

В «Даре Орла» Кастанеда сообщает, что дон Хуан называет трэкеров практикующими контролируемую глупость, а сновидящих — практикующими сновидение. Здесь же появляются и рекомендации Флоринды Грау, которая рассказывает Кастанеде, что метод контролируемой глупости заключается в применении принципов трэкинга буквально ко всему (Дар). По словам Грау, в результате этого трэкеры никогда не спешат, а следовательно, никогда не огорчаются; так как они никогда не принимают что-либо близко к сердцу, они сохраняют свободу импровизации. Другими словами, даже ничего не понимая, они способны управлять своим поведением.

Дон Хуан также говорит, что контролировать собственную глупость могут лишь те, кто видит. Видящие трудятся гораздо больше остальных; при этом они могут выбирать гораздо быстрее, потому что более сильная способность к внутреннему созерцанию позволяет им оценить результат принятых ими решений. Более того, их труды подсказывают им, что в своем видении они действуют не самостоятельно, но под руководством неопределенной силы. Следовательно, в их представлении «мир представляет собой бесконечную тайну, а люди творят бесконечные безумства» (Реальность). Тем не менее, в человеческом царстве видящие вполне вольны обращаться со своей глупостью, как им заблагорассудится. Избрав направление, они следуют ему, как будто ничто не существует, кроме этого. Изначально искусство контролируемой глупости заключалось в том, чтобы остаться частью всего, не привязываясь ни к чему конкретно (Безмолвие).

Приспособляемость. Где бы ни находился рейнджер — в разумном мире, или мире «воли», — он, по словам дона Хуана, должен обладать гибкостью и приспособляемостью (Сказки). Обладая этим качеством, рейнджер смотрит на мир с самых разных точек зрения; в противном случае его энергия застоялась бы, превратившись в условное поле.

К примеру, большинство своих наставлений Кастанеде излагали на природе (на самом деле, его всегда пугало, что дон Хуан перебрался на городские улицы). С другой стороны, практически все мои встречи с доном Хуаном происходили в городской черте Тусона, и в конце концов он научил меня превращать город в охотничьи угодья. Он показал мне, как находить союзников на углу местного квартала вместо того, чтобы искать их в горных лесах.

Например, полицейские — они считаются символом власти. Наблюдая за Нью–Йоркскими полицейскими, разговаривая с ними, я научился тому, как сохранять большую осторожность в напряженной городской среде. Судя по моим наблюдениям, лучшие полицейские были всегда расслабленны, но ни на миг не теряли сознательного контроля над происходящим вокруг. Более опытные всегда держали наготове улыбку, и прежде чем вновь занять пост наблюдателя, всегда выказывали готовность помочь. Новички обычно предпочитали не вмешиваться, просто наблюдая за происходившим на улицах. Я также понял, что человек, не имеющий цели, становится мишенью для самых различных ископаемых рептилий, наводняющих не только городские улицы. В мире вас двигает цель; именно она дает вам силу, которая, в свою очередь, определяет ваши впечатления.

Кроме того, вместо того, чтобы использовать в качестве знака крик совы или полет ворона, вполне можно обойтись автомобильным клаксоном или комбинацией цветов в одежде. Вместо столба дыма от костра для пристального созерцания вполне подойдут облака пара, вырывающиеся из вентиляционных люков на тротуаре. Созерцание листьев можно отрабатывать на дубе, растущем неподалеку. И вообще, сидеть на каменных ступеньках и глазеть на уличную лампу дневного света, поблескивающую сквозь кроны деревьев, — воистину райское наслаждение.

Частью искусства трэкинга является создание соответствующего собственного образа перед теми, кто находится рядом с вами. Однако в Манхэттене лучше вести себя нестандартно — это более согласуется с тамошней моделью обычного поведения. Там все необычное выглядит обычно. К примеру, здешние жители воспримут ваше пристальное разглядывание теней на здании гораздо спокойнее, чем в каком-нибудь маленьком городке.

Маскировка. Для древних Толтеков маскировка была весьма важной процедурой, поскольку им приходилось иметь дело со многими захватчиками. Сегодня маскировка сохраняет свое значение, поскольку содержит непосредственные рекомендации о том, как управлять энергией; кроме того, она отвлекает внимание других от ваших намерений, стало быть дает вам больше свободы. Маскировка включает в себя смешивание, слияние и изучение других энергий. Еще дон Хуан говорил, что искусство притворяться входит в систему трэкинга (Безмолвие).

С помощью маскировки вы можете намеренно создавать новый образ. Однажды, гуляя по оживленным улочкам в центре Тусона, я поравнялся со старухой, одетой во все желтое. Она не шла, а буквально переваливалась из стороны в сторону — этакая бабушка-гусыня. В конце концов, оказалось, что это был дон Хуан. В годы ученичества Хулиан обучил дона Хуана искусству притворяться. В дальнейшем роль старой женщины примерила на себя Хозефина — ученица дона Хуана и, говорят, весьма привлекательная девушка. Ей это удалось, и никто из местных в тот день не обращал на нее внимания (Второе кольцо).

Маскировка может быть минимальной, достаточной лишь для достижения результата. Так, еще один ученик дона Хуана — Бениньо — будучи в Мехико, купил себе фотоаппарат и, изображая туриста, сделал 425 снимков. Правда, пленки в фотоаппарате не было (Дар).

Мой собственный опыт подсказывает мне еще один пример, Несколько лет назад я преподавал психологию в университете. Хотя я был холост, тем не менее я носил на руке обручальное кольцо: мой старший коллега как-то сказал мне, что некоторые студентки склонны оказывать знаки внимания преподавателям в надежде на лучшие оценки, поэтому я решил, что кольцо сведет к минимуму возможные приставания. Ближе к концу семестра у меня появилась возможность обучить группу азам трансперсо-нальной психологии, используя для этого простую ситуацию. Итак, я взвесил на ладони «кубический сантиметр шанса» — и начал лекцию о бессистемных, или подвешенных интерпретациях.

Вначале я спросил у группы: кто из них думает, что я женат. Все подняли руки, как один. Тогда сняв кольцо, я положил его в карман и поведал, что живу один. Потом мы говорили о том, как символы в нашей жизни определяют особенности восприятия; в нашем случае, основанном на хорошо узнаваемом символе, студенты определили мое семейное положение автоматически, полностью отключив свое собственное восприятие. Я объяснил им, что если бы они практиковали несистемность, им ничего не стоило бы воспринять кольцо именно как кольцо — и ничего больше. Только в результате дальнейшего расследования они смогли бы определить мое действительное семейное положение. В ответ все забормотали, что они согласны со мной. Тогда я вновь спросил, кто из них думает, что я холост. Большинство подняли руки (правда, кое-кто почувствовал, что все не так просто). Тут как раз прозвенел звонок, и я эффектно вернул кольцо на руку, наслаждаясь их растерянными взглядами.

Суть в том, чтобы вызвать у остальных людей определенное впечатление, а после позволить им вволю потрудиться над ассоциацией этого впечатления с известной им информацией. Как-то учитель дона Хуана рассказал, что знает несколько уловок для притворщика, которые обеспечат ему стопроцентный успех, ибо никто не догадается об обмане (Безмолвие). Зная все ходы и выходы, вы можете энергетически смешаться с любой выбранной вами формой; при этом ваше поведение будет соответствовать объекту маскировки. Вдобавок ко всему, любое притворство является незначительным сдвигом точки фокусировки — а это значит, что вы уже начинаете манипулировать своим энергетическим телом.

Не забывайте еще одно; среди наиболее трансформирующих процедур есть одна, заключающаяся в том, чтобы смешаться с остальным миром до высокой, но вполне определенной степени; при этом вы станете действительно личностью, индивидуальностью, которая знает свое место в мире. Занятие искусством трэкинга позволит вам добиться этого.

Изменение формы. Эта методика представляет собой более серьезное применение маскировки; при изменении формы ваше соединение с объектом достигает такой степени, что изменяется даже ваше физическое тело. К примеру, дон Хуан, читая Кас-танеде лекцию об отсутствии жалости, трансформировал свою энергию, уподобив ее полю истеричного старика. Дон Хуан, безусловно, не молод, но он определенно обладает силой и напористостью юноши. Но крайней мере, я ни разу не видел его действительно старым. Но для того, чтобы разрушить веру Кастанеды в своего учителя, он на время действительно стал дряхлым; правда, он сказал Кастанеде, что сделал это еще и для того, чтобы убедиться, может ли он сохранять эту форму (Безмолвие).

Дон Хуан добавляет, что превращение в старика сопровождается весьма незначительным смещением. Хулиан был способен превращаться в мириады человеческих форм — он вообще был изрядным профессионалом в этом. Еще одно незначительное смещение, сопровождающееся гораздо более существенными изменениями, — превращение в ворону. Этому дон Хуан научился у Арендатора; затем он передал свое знание Кастанеде (Учение).

Вначале дон Хуан дал Кастанеде кое-какие растения силы, чтобы с их помощью тот облегчил собственный процесс смещения. Я как-то узнал, что тело сновидения также содержит информацию об этом методе. Однажды я летал в форме тела сновидения и вдруг превратился в сокола. Мгновенно утратив все человеческое, я полностью отдался восхищению от волшебного полета. Через несколько лет, также в состоянии сновидения, я переместился в гремучую змею. Вначале я увидел, как ко мне приближается змея; вот она раскрыла пасть и показала зубы. Несмотря на ощущение ужаса, я продолжал неотрывно смотреть на змею. Потом я увидел, как в глубине ее пасти появился некий образ. Сосредоточившись на нем, я обнаружил, что смотрю на себя. Первоначальный испуг прошел, я расслабился — и тут неожиданно началось перемещение формы. Послушный перемещению, я оказался в гнезде гремучих змей. Меня удивляло, что они не вызывают во мне страха; но удивление прошло, как только я понял, что сам такой же, как они. Будучи змеей, я чувствовал, будто мое тело состоит из очень мощного и плотного сгустка энергии.

С точки зрения более широкого понятия трансформации, все эти ощущения выглядят разрозненными и непоследовательными — если не считать того, что они способствуют подготовке к лучшему использованию возможностей. От дона Хуана я узнал, что если мне удастся вернуться из сновидения, сохранив осознание изменения формы, я смогу добиваться изменений и в своем физическом теле. Вместе с тем он сказал, что как бы поразительно это ни было, изменение формы остается лишь одной из стадий на пути к освобождению энергетического тела. Это была всего лишь практика, ускоряющая процесс, которая способствовала выработке огня изнутри.

Познав силы, формирующие восприятие (такие, как ассоциация, подключение и познавательный диссонанс), и позже подключив к ним методы контролируемой глупости и мелкого тирана, можно создать основу для изучения маскировки. В свою очередь, маскировка является еще одним шагом на пути к изменению формы. Хотя понимание процессов способствует изменению, и все же способ требуют полноценной сонастройки, структурирования энергии. Основным составляющим при этом является несгибаемое намерение достичь цели; а полный рецепт включает в себя изучение особого списка форм, в которые вы будете перемещаться. Иными словами, необходимо до тонкостей изучить все особенности восприятия форм (Сновидение).

Разведка. Будучи лазутчиком, вы можете сделать многое: освоить базовые принципы разведки, научиться ничего не оставлять на волю случая, а также получить глубинное знание. Некоторые Толтеки даже посвящают этому всю свою жизнь. Они стремятся к одиночеству и гордятся своей способностью противостоять трудностям во имя остальных членов группы.

Дон Хуан говорит, что Толтеки регулярно засылают лазутчиков, или опытных бегунов «для исследования пределов нашего восприятия» (Безмолвие). Для этого он как-то даже применил стихотворение. Воспользовавшись его приемом, я обнаружил, что благодаря применению стихотворения в качестве прохода в новое измерение мыслей и чувств, можно транспортировать и собственное сознание.

Однажды я совершал свою дневную прогулку, между делом размышляя о сложной обстановке в Сомали. Мой брат недавно вернулся оттуда, и я думал о нашей последней беседе с ним. И вот эти мысли о Сомали привели меня в состояние сновидения наяву. Окружавший меня физический мир начал превращаться в саванну. Невдалеке слышался яростный рев льва. Тонкая, почти неуловимая ассоциация с Африкой направила мою энергию в эту среду. Можно сказать, что мои мысли выполняли роль лазутчиков, а собственно энергетическое тело следовало за ними. Постепенно появились сугубо физические ощущения: мне казалось, будто я нахожусь неподалеку от льва. Ощущение, будто я перемещаюсь в дальние края в момент, когда мое физическое тело бодрствует, настолько потрясло меня, что я немедленно вернулся обратно. Это был другой тип сновидения — не тот, к которому я постепенно привыкал. Мысленно я сделал себе замечание о необходимости быть осторожным в своих рассуждениях.

Самые прозаичные навыки лазутчика включают уменьшение потребностей до минимума, умение освещать себе путь, экономное расходование энергии и маскировку. Кроме того, лазутчику необходима безжалостность, чтобы храбро пробиваться вперед, самоконтроль — чтобы выдержать экспедицию, дисциплина — чтобы отмерять пройденный путь, ловкость, позволяющая применять умения, и терпение — невозмутимо продолжать начатое. Благодаря этому в вас разовьется способность открывать новые земли и составлять карты этих земель, практически не оставляя признаков своего присутствия там. Чем больше знаний вы соберете, тем больше вы продвинетесь за пределы восприятия. Нередко награда заключается в том, что вы отрываетесь от земной тверди и обнаруживаете, что поджидающие вас плотоядные монстры никогда не существовали в действительности.

Рассказывание историй. Рассказывание историй — одна из форм разведки; это традиционное и высокоуважаемое искусство. Для некоторых Толтеков это также стиль жизни, путь к Духу и свободе. Да и дон Хуан говорит, что это занятие представляет собой наилучший способ узнать о Тропах Толтеков, потому что лучшие сказания обретают жизнь и одновременно затрагивают несколько способов восприятия (Безмолвие). Например, в форме сказаний написаны книги Кастанеды (причем все они являются бестселлерами).

Искусство рассказывания историй прокладывает мост к чистому пониманию. Опять же, частично чистое понимание заключается в осознании, что рассказ действительно сейчас воплощается где-то в складках тонкой ткани бесконечности. Подчинившись канве сказания, вы следите за его нитью, как это делает лазутчик. Чем лучше следит за волшебными перипетиями ваше восприятие, тем более правдоподобным становится сказание — и тем больше реальность превращается в нечто иное.

Мелкий тиран. Создавая целую категорию тиранического поведения, древние видящие, наверное, веселились вовсю. Тиран был признан первоисточником энергии, единственным властителем Вселенной. Все остальные ступени власти и силы классифицировались лишь по степени их ничтожества. Дон Хуан говорит: чтобы совладать с мелким тираном, необходимо иметь основные элементы стратегии, то есть самоконтроль, дисциплину и выносливость. При этом он добавляет, что еще один элемент — волю — следует использовать лишь в случае крайней необходимости, поскольку он представляет собой «высший маневр, который невозможно применять на обычной сцене человеческих взаимоотношений» (Огонь).

Мелкие тираны настолько важны, что дон Хуан даже советует своим ученикам специально разыскивать их, не дожидаясь, пока они встретятся им. Идеальные мелкие тираны имеют над вами власть; и чем более они склонны к манипуляциям, тем лучше. Вам придется иметь дело с откровенными ударами в спину, едва (и не только) заметным ханжеством, слепой ненавистью и вспышками ярости. Но, с другой стороны, вы столкнетесь со всем этим в новом свете трэкинга. Необходимость избавиться от чувства собственной важности и сохранить свою неприкосновенность вытолкнет вас за ваши собственные рамки. Единственное, что совершенно справедливо для этой ситуации, — вам придется проиграть многие сражения, прежде чем вы сможете ухватить быка за рога. Тогда, научившись добывать свободу под ударами противника, вы поймете, что борьба — необычайно освобождающее занятие.

Чтобы добиться успеха, научитесь отказываться вначале от желаний и надежд, а затем и от остального. Урежьте собственные планы; дайте Духу пуститься в полет. Немедля начинайте избавляться от своих обусловленных реакций, старайтесь оставаться невозмутимым, несмотря на любые неожиданные повороты избранной Тропы. Избегайте конфронтации (за исключением случаев, когда вы стремитесь еще больше распалить нападающего. После этого выработайте в себе желание схватить врага за горло). В противном случае пусть конфронтация рассосется сама собой. Во время схваток вы обнаружите, что ваше чистосердечное следование по Тропе помогает вам сохранять фокусировку; оно утешит вас, когда нервы совершенно истрепаны, и поможет рассмеяться, когда вы почувствуете себя совсем без сил. И, тем не менее, все время продолжайте трэкинг. Оценивайте свои сильные и слабые позиции, затыкайте дыры, через которые из вас утекает энергия.

Всегда помните, во что вы втянулись. Осознайте, что вы теперь связаны с мелкими тиранами. Стычки с мелкими тиранами дадут вам достаточную практику в регулировании собственных сил и ресурсов. Кроме того, вы осознаете, что стали меньше реагировать на житейские события и что теперь вас больше привлекает свобода. Но помните: вы согласились пройти курс борьбы с отупляющими препятствиями. Общий эффект от борьбы с мелкими тиранами для вас будет заключаться в том, что для уменьшения раздражительности вы начнете постоянно повышать уровень своего осознания, поэтому в результате этот курс научит вас освобождению разума. В принципе, мелкими тиранами можно назвать любые раздражители, встречающиеся вам в жизни; но чем сильнее вы будете двигаться к высшему осознанию, тем меньше они будут действовать на вас.

Со временем вы также поймете, что самоконтроль избавляет вас от слепой реакции, а дисциплина позволяет оценить происходящее, даже если вы чувствуете себя совершенно избитым. Вы также научитесь тому, что с помощью ловкости можно постепенно менять ситуацию на противоположную; терпение придаст вам решимости. Наконец, вы осознаете, что стратегия и методы Толтеков спасают вас от превращения в мелкого тирана.

Воля. Дон Хуан утверждает, что добиться взаимодействия компонентов системы может лишь тот, кто обладает волей. Примером этому, вероятно, может служить поездка Кастанеды в Мексику, чтобы увидеться со своими учителями. В последнюю свою встречу с ними он активизировал свою волю, прыгнув со скалы. По прибытии в Мексик



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.227.250 (0.014 с.)