Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные положения организации физического воспитания в вузе
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего, специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма. Распределение недельной учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения – 4 часа (практические, семинарские или методико-практические); на третьем – в одном из семестров - 2 часа (практические, семинарские), в другом – 4 часа (2 часа – практические, семинарские), 2 часа – лекционные.. Этот обязательный курс необходимо дополнить 1-2 часами в неделю для самостоятельных занятий другими видами спорта или системами физических упражнений. Организационно-методические мероприятия с участиям органов управления физической культурой осуществляется при проведении дополнительных элективных занятий с целью увеличения двигательной активности студентов до 5- 6 часов в неделю. Физическая культура, как учебная дисциплина в вузе, по содержанию, организации и проведению занятий существенно отличается от уроков по физической культуре в средней школе и предусматривает использование дифференцированных форм и методов обучения в работе трех учебных отделений: основном (подготовительном), специальном и спортивном. Специфика учебного процесса в данных отделениях связана с комплектованием учебных групп с учетом индивидуальных особенностей, потребностно-мотивационной сферы, физического развития и физической подготовленности студентов. Это предусматривает соответствующую регламентацию «должных» норм объема и интенсивности физических нагрузок, направленность и чередование различных видов и форм учебной работы.
Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется в начале каждого учебного года по результатам педагогической диагностики и медицинского обследования, где определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень физической и спортивно-технической подготовленности. Характерными особенностями содержания учебной программы являются ее общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации. Профессионально-прикладная направленность образовательно-воспитательного процесса по физической культуре отражена во всех ее разделах, выполняя, таким образом, интегративную функцию. Вместе с тем, расширение объема гуманитарных знаний обеспечивает возможность преодоления технократичности мышления будущего специалиста и помогает сформировать духовно богатую творческую личность. Нормативное и программно-методическое обеспечение физкультурного образования студентов формируется с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта, устанавливающего минимальные требования к содержанию и уровню подготовленности студентов по физической культуре, и регионального компонента, позволяющего существенно расширить академические свободы кафедр физического воспитания по разработке содержания учебных планов и программ физкультурного образования. Кафедра физического воспитания предоставляет студентам широкие возможности для освоения различных оздоровительных систем и видов спорта, для чего рекомендовано использовать вариативные, элективные (авторские, интегративные и междисциплинарные) частные методики и программы, отвечающие потребностям студентов в их познавательной и практической деятельности. Целью физкультурного образования студентов высших учебных заведений является формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста. Данная цель, выполняя стимулирующую роль, осуществляет программирующую функцию и определяет интегративную специфику педагогической деятельности при решении следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:
· понимание роли физической культуры в развитии личности, в подготовке к профессиональной деятельности; · освоение научно-практических основ физической культуры и здорового стиля жизни; · формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к · овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей; · обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности студентов к будущей профессии; · приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессионально значимых целей. Практический раздел программы физического воспитания студентов отражает содержание примерной учебной программы по физической культуре и представлен в двух формах занятий: во-первых, обязательных урочных (методико-практических) занятий, направленных на освоение знаниями, методами, обеспечивающими достижение практических результатов по физической культуре; во-вторых, учебно-тренировочных занятий, направленных на достижение и поддержание оптимального уровня физической подготовленности студентов, а также формирование устойчивого мотивационно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Учебные (академические) занятия являются основной формой физического воспитания, включая: -теоретические, практические и контрольные; -элективные практические занятия (по выбору); -индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации); -самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя. В методико-практической подготовке студентов могут быть использованы ролевые, имитационные игры, проблемные ситуации, тематические задания для самостоятельного выполнения. Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся для студентов, желающих углубить свои знания по данной учебной дисциплине. Они обеспечивают освоение методов и способов физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненно важных целей личности. В части профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) предусмотрено освоение методики составления комплексов утренней зарядки, производственной гимнастики, индивидуальных тренировочных программ. Учебно-тренировочные занятия связаны с приобретением необходимого опыта творческой практической деятельности, развитием самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения гармонии физического развития, повышения уровня функциональных и двигательных возможностей, направленного формирования свойств личности. Они носят преимущественно тренировочную (профессионально-прикладную) направленность по разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости) и координационных (быстрота перестроения и согласования двигательных действий, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость) способностей и их сочетаний с учетом требований будущей профессиональной деятельности. Одновременно совершенствуются техника двигательных действий и тактика соревновательной деятельности, формируются навыки по их использованию в различных условиях. Выбор средств ППФП осуществляется с учетом требований трех принципов: максимальной реализации задач ППФП; адекватности и наибольшего переноса качеств и навыков; обеспечения комплексности решения задач физического воспитания.
Внеучебные (самостоятельные) занятия организуются в форме выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий. Выделяют гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления деятельности при организации самостоятельных занятий. Занятия спортом в элективном курсе физического воспитания предусматривают самостоятельный выбор вида спорта или системы физических упражнений (например, атлетической гимнастики, восточных единоборств, шейпинга и т.д.) из числа культивируемых кафедрой физического воспитания. Эти занятия проходят в спортивных секциях в свободное время и направлены, во-первых, на укрепление здоровья и коррекцию телосложения, повышение функциональных возможностей организма студентов; во-вторых, на психофизическую подготовку к будущей профессиональной деятельности; в-третьих, на достижение наивысших спортивных результатов. Учебно-воспитательный процесс отражает, таким образом, взаимосвязь учебных и внеучебных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, с тенденцией к возрастанию роли и значимости сферы студенческого спорта (развитие системы спортивных секций, клубов, объединений по интересам). Ориентация студентов к постепенному переходу от обязательных регламентированных занятий по физической культуре к индивидуальным самостоятельным занятиям является одной из важных задач всего учебного процесса по этой дисциплине. Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность как высшее проявление сознательной активности студентов является критерием, позволяющим оценить качественную сторону образовательного процесса в решении практических задач физкультурного образования студенческой молодежи.
Единство рассмотренных форм учебных и внеучебных занятий обеспечивает необходимые условия для реализации объема двигательной активности не менее 6 часов в неделю. Содержание работы спортивного отделения определяется рабочими программами по видам спорта. Контрольный раздел обеспечивает получение оперативной (о ходе выполнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы), текущей (степени освоения раздела, темы) и итоговой (зачет) информации о качестве освоения теоретико-методических знаний, о динамике физического развития студентов и их профессионально-прикладной подготовленности. Студенты всех учебных отделений обязаны сдать зачет по физической культуре, отражающий уровень их подготовленности по трем разделам: 1) теоретико-методической подготовленности; 2) общей физической и спортивно-технической подготовленности; 3) сформированности профессионально-значимых умений и навыков. К итоговой аттестации студенты могут быть допущены при условии выполнения контрольных тестов по физической, спортивной подготовке. При итоговой аттестации учитывается выполнение студентами практического раздела программы. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный срок, при сдаче зачета должны выполнить письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания (или по тематике лекционного курса).
1.7. Понятие «Здоровье», его содержание и критерии Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или недугов. Здоровье человека следует рассматривать не только как хорошее самочувствие и отсутствие болезней, но и как стабильное психофизическое и духовное состояние, в котором человек может реализовывать все заложенные природой свойства и способности. Профессором А.Г. Щедриной выдвинут тезис о материальном (морфофункциональном, психофизиологическом) субстрате здоровья и определена структура здоровья как целостного состояния организма. Согласно принципу системы (А.Г. Щедрина, 1989 г.), элементами (показателями) здоровья можно назвать следующие его признаки: · уровень и гармоничность физического развития; · функциональное состояние организма (его резервные возможности, и, прежде всего, сердечно-сосудистой системы); · уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности; · наличие какого-либо заболевания или дефекта развития; · уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. При таком подходе к сущности здоровья любому человеку, даже неспециалисту, понятно, на какие из показателей могут влиять физические нагрузки, закаливание, профилактические мероприятия. Получая при рождении определённые задатки здоровья и потенциальные возможности, человек в процессе своей жизни реализует их в полной или ограниченной степени. Решающую роль при этом играет организация внешней среды (социальные, гигиенические, экологические условия), особенности воспитания, обучения, степень соответствия программы воспитания и обучения закономерностям онтогенеза (развития организма) на различных его этапах, индивидуально-типологическим проявлениям и интересам личности.
Факторы риска и здоровье В настоящее время массово-профилактические обследования неинфекционных заболеваний ведутся в направлении выяснения сложных причинно-следственных связей между многочисленными факторами риска и возникновением заболеваний. В связи с этим широко проводятся обширные и продолжительные массово-профилактические обследования различных популяционных групп для установления распространённости артериальной гипертонии (АГ), ишемической болезни сердца (ИБС), атеросклероза, сосудистых поражений мозга, онкологических болезней и обнаружения фактора риска с целью разработки профилактических мероприятий. Факторы риска принято подразделять на внешние (социально-культурные) и внутренние. К внешним (экзогенным или первичным, обусловленным неправильным образом жизни либо неблагоприятными условиями окружающей среды) относятся интенсивное курение табака, систематическое нервно-психическое перенапряжение, физически малоактивный образ жизни, неправильное питание. К внутренним (эндогенным), проявляющимся в результате предрасполагающих особенностей организма или развития определенного патологического процесса, относят гиперхолистеринемию, артериальную гипертензию, ожирение, наследственную предрасположенность и др. Один из наиболее распространенных и ведущих факторов риска таких заболеваний, занимающих ведущее место среди всей неинфекционной патологии во всём мире, как ишемическая болезнь сердца и злокачественные опухоли (рак лёгких) – курение. Курение повышает риск развития инфаркта миокарда от 1,5 до 6,5 раз, при этом наиболее выраженное отрицательное влияние этот фактор риска оказывает на лиц, относящихся к более молодым возрастным группам. Одним из внешних факторов риска, наряду с курением, является избыточная масса тела. Исследования страховых обществ в ряде стран подтвердили, что увеличение массы, способствуя раннему развитию атеросклероза, повышает вероятность развития ИБС на 14 % при лишней массе, составляющей 10-19 %, на 26 % при лишней массе 20-39 % и на 43 % при массе, превышающей нормальную на 40 %. Привычки питания, потенциально ведущие к повышенному уровню холестерина в крови, устанавливаются в раннем детстве. Холестерин сыворотки стабильно остаётся через 4 года после измерения его у детей в возрасте 1 – 14 лет и даже спустя 30 лет. Поэтому большинство исследователей считают, что наибольший эффект в снижении величины этого фактора риска может быть достигнут в проведении соответствующих мероприятий с детского возраста. Данные эпидемиологических исследований свидетельствуют, что при увеличении систолического давления от 120 до 180 мм. рт. ст. риск развития ИБС возрастает примерно в 7 раз. Особое значение придается такому распространенному в настоящее время фактору риска, как малая физическая активность (гиподинамия). Установлено, что физически активные работники менее подвержены сердечным приступам, чем ведущие «сидячий образ жизни». Данные английских и американских эпидемиологических исследований свидетельствуют о снижении риска ишемической болезни сердца у лиц с интенсивной физической активностью (как профессиональной, так и в виде тренировок) независимо от наличия или отсутствия других факторов риска (курения, гипертензии, холистеринемии и др.). Резкое перенапряжение нервной системы – одна из характерных черт жизни человека в современную эпоху, при этом реакция на воздействие внешней среды и психоэмоциональную нагрузку зависит от психологических свойств личности. Существуют данные о тесной связи распространения ишемической болезни сердца с психоэмоциональным напряжением, стрессогенными ситуациями, приводящими к артериальной гипертензии и сердечным изменениям. Однако важнейшее значение, по мнению учёных, принадлежит не какому-то отдельному фактору, а совместному их воздействию. Существуют так называемые «фоновые» факторы, действующие на более ранних этапах жизни и влияние которых сказывается в дальнейшем. К ним относятся генетические факторы, биологические последствия раннего жизненного опыта, образовательные, культурные, психологические и социальные факторы. Важно попытаться провести различие между двумя группами влияний (в ранние и последующие годы), поскольку знание их соотношения может иметь решающее значение при определении направления вмешательства, так как позволяет улучшить общее состояние здоровья и снизить социально-экономические различия в заболеваемости.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.022 с.) |