Основные положения организации физического воспитания в вузе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения организации физического воспитания в вузе



В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего, специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.

Распределение недельной учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения – 4 часа (практические, семинарские или методико-практические); на третьем – в одном из семестров - 2 часа (практические, семинарские), в другом – 4 часа (2 часа – практические, семинарские), 2 часа – лекционные..

Этот обязательный курс необходимо дополнить 1-2 часами в неделю для самостоятельных занятий другими видами спорта или системами физических упражнений. Организационно-методические мероприятия с участиям органов управления физической культурой осуществляется при проведении дополнительных элективных занятий с целью увеличения двигательной активности студентов до 5- 6 часов в неделю.

Физическая культура, как учебная дисциплина в вузе, по содержа­нию, организации и проведению занятий существенно отличается от уро­ков по физической культуре в средней школе и предусматривает использование дифференцированных форм и методов обучения в работе трех учебных отделений: основном (подготовительном), специальном и спортивном. Спе­цифика учебного процесса в данных отделениях связана с комплектова­нием учебных групп с учетом индивидуальных особенностей, потребностно-мотивационной сферы, физического развития и физической подготовленности студентов. Это предусматривает соответствующую регла­ментацию «должных» норм объема и интенсивности физических нагрузок, направленность и чередование различных видов и форм учебной работы.

Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется в начале каждого учебного года по результатам педагогической диагностики и медицинского обследования, где определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень физической и спортивно-технической под­готовленности.

Характерными особенностями со­держания учебной программы являются ее общеобразовательная направ­ленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации. Профессионально-прикладная направленность образовательно-воспитатель­ного процесса по физической культуре отражена во всех ее разделах, вы­полняя, таким образом, интегративную функцию. Вместе с тем, расширение объема гуманитарных знаний обеспечивает возможность преодоления технократичности мышления будущего специалиста и помогает сформировать духовно богатую творческую личность. Нормативное и программно-мето­дическое обеспечение физкультурного образования студентов формирует­ся с учетом требований федерального компонента государственного образо­вательного стандарта, устанавливающего минимальные требования к содержанию и уровню подготовленности студентов по физической культу­ре, и регионального компонента, позволяющего существенно расширить академические свободы кафедр физического воспитания по разработке со­держания учебных планов и программ физкультурного образования.

Кафедра физического воспитания пре­доставляет студентам широкие возможности для освоения различных оздоровительных систем и видов спорта, для чего рекомендовано использовать вариативные, элективные (авторские, интегративные и междисциплинар­ные) частные методики и программы, отвечающие потребностям студен­тов в их познавательной и практической деятельности.

Целью физкультурного образования студентов высших учеб­ных заведений является формирование физической культуры будущего ква­лифицированного специалиста. Данная цель, выполняя стимулирующую роль, осуществляет программирующую функцию и определяет интегративную специфику педагогической деятельности при решении следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:

· понимание роли физической культуры в развитии личности, в под­готовке к профессиональной деятельности;

· освоение научно-практических основ физической культуры и здорового стиля жизни;

· формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к
физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;

· овладение системой практических умений и навыков, обеспечива­ющих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических спо­собностей;

· обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности студентов к будущей профессии;

· приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессионально значимых целей.

Практический раздел программы физического воспитания студентов отражает содержание примерной учебной программы по физической куль­туре и представлен в двух формах занятий: во-первых, обязательных уроч­ных (методико-практических) занятий, направленных на освоение знани­ями, методами, обеспечивающими достижение практических результатов по физической культуре; во-вторых, учебно-тренировочных занятий, на­правленных на достижение и поддержание оптимального уровня физичес­кой подготовленности студентов, а также формирование устойчивого мотивационно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности.

Учебные (академические) занятия являются основной формой физи­ческого воспитания, включая:

-теоретические, практические и контрольные;

-элективные практические занятия (по выбору);

-индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);

-самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.

В методико-практической подготовке студентов могут быть использо­ваны ролевые, имитационные игры, проблемные ситуации, тематические задания для самостоятельного выполнения. Индивидуальные, индивиду­ально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся для студентов, желающих углубить свои знания по данной учебной дисципли­не. Они обеспечивают освоение методов и способов физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизнен­но важных целей личности. В части профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) предусмот­рено освоение методики составления комплексов утренней зарядки, про­изводственной гимнастики, индивидуальных тренировочных программ.

Учебно-тренировочные занятия связаны с приобретением необходи­мого опыта творческой практической деятельности, развитием самодея­тельности в физической культуре и спорте в целях достижения гармонии физического развития, повышения уровня функциональных и двигатель­ных возможностей, направленного формирования свойств личности. Они носят преимущественно тренировочную (профессионально-прикладную) направленность по разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости) и координационных (быстрота перестроения и согласования двигательных действий, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость) способностей и их сочетаний с учетом требований будущей профессиональной деятельности. Одновременно совершенствуются техника двига­тельных действий и тактика соревновательной деятельности, формируют­ся навыки по их использованию в различных условиях. Выбор средств ППФП осуществляется с учетом требований трех принципов: максималь­ной реализации задач ППФП; адекватности и наибольшего переноса ка­честв и навыков; обеспечения комплексности решения задач физического воспитания.

Внеучебные (самостоятельные) занятия организуются в форме выпол­нения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интере­сам; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, ту­ризмом; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных меропри­ятий. Выделяют гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечеб­ное направления деятельности при организации самостоятельных занятий.

Занятия спортом в элективном курсе физического воспитания предус­матривают самостоятельный выбор вида спорта или системы физических упражнений (например, атлетической гимнастики, восточных единоборств, шейпинга и т.д.) из числа культивируемых кафедрой физического воспи­тания. Эти занятия проходят в спортивных секциях в свободное время и направлены, во-первых, на укрепление здоровья и коррекцию телосложе­ния, повышение функциональных возможностей организма студентов; во-вторых, на психофизическую подготовку к будущей профессиональной деятельности; в-третьих, на достижение наивысших спортивных результа­тов. Учебно-воспитательный процесс отражает, таким образом, взаимо­связь учебных и внеучебных форм физкультурно-оздоровительной и спортив­ной работы, с тенденцией к возрастанию роли и значимости сферы студенческого спорта (развитие системы спортивных секций, клубов, объе­динений по интересам). Ориентация студентов к постепенному переходу от обязательных регламентированных занятий по физической культуре к индивидуальным самостоятельным занятиям является одной из важных за­дач всего учебного процесса по этой дисциплине. Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность как высшее проявление сознательной активности студентов является критерием, позволяющим оценить каче­ственную сторону образовательного процесса в решении практических за­дач физкультурного образования студенческой молодежи.

Единство рассмотренных форм учебных и внеучебных занятий обеспе­чивает необходимые условия для реализации объема двигательной актив­ности не менее 6 часов в неделю. Содержание работы спортивного отделения определяется рабочими программами по видам спорта.

Контрольный раздел обеспечивает получение оперативной (о ходе вы­полнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы), теку­щей (степени освоения раздела, темы) и итоговой (зачет) ин­формации о качестве освоения теоретико-методических знаний, о динамике физического развития студентов и их профессионально-прикладной подго­товленности. Студенты всех учебных отделений обязаны сдать зачет по физической культуре, отражающий уровень их подготовленности по трем разделам: 1) теоретико-методической подготовленности; 2) общей физи­ческой и спортивно-технической подготовленности; 3) сформированности профессионально-значимых умений и навыков. К итоговой аттестации студенты могут быть допущены при условии выполнения контрольных тес­тов по физической, спортивной подготовке.

При итоговой аттестации учитывается выполнение студентами практи­ческого раздела программы. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный срок, при сдаче зачета должны выполнить пись­менную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания (или по тематике лекционного курса).

 

1.7. Понятие «Здоровье», его содержание и критерии

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или недугов.

Здоровье человека следует рассматривать не только как хорошее самочувствие и отсутствие болезней, но и как стабильное психофизическое и духовное состояние, в котором человек может реализовывать все заложенные природой свойства и способности.

Профессором А.Г. Щедриной выдвинут тезис о материальном (морфофункциональном, психофизиологическом) субстрате здоровья и определена структура здоровья как целостного состояния организма.

Согласно принципу системы (А.Г. Щедрина, 1989 г.), элементами (показателями) здоровья можно назвать следующие его признаки:

· уровень и гармоничность физического развития;

· функциональное состояние организма (его резервные возможности, и, прежде всего, сердечно-сосудистой системы);

· уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности;

· наличие какого-либо заболевания или дефекта развития;

· уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

При таком подходе к сущности здоровья любому человеку, даже неспециалисту, понятно, на какие из показателей могут влиять физические нагрузки, закаливание, профилактические мероприятия.

Получая при рождении определённые задатки здоровья и потенциальные возможности, человек в процессе своей жизни реализует их в полной или ограниченной степени. Решающую роль при этом играет организация внешней среды (социальные, гигиенические, экологические условия), особенности воспитания, обучения, степень соответствия программы воспитания и обучения закономерностям онтогенеза (развития организма) на различных его этапах, индивидуально-типологическим проявлениям и интересам личности.

 

Факторы риска и здоровье

В настоящее время массово-профилактические обследования неинфекционных заболеваний ведутся в направлении выяснения сложных причинно-следственных связей между многочисленными факторами риска и возникновением заболеваний. В связи с этим широко проводятся обширные и продолжительные массово-профилактические обследования различных популяционных групп для установления распространённости артериальной гипертонии (АГ), ишемической болезни сердца (ИБС), атеросклероза, сосудистых поражений мозга, онкологических болезней и обнаружения фактора риска с целью разработки профилактических мероприятий.

Факторы риска принято подразделять на внешние (социально-культурные) и внутренние. К внешним (экзогенным или первичным, обусловленным неправильным образом жизни либо неблагоприятными условиями окружающей среды) относятся интенсивное курение табака, систематическое нервно-психическое перенапряжение, физически малоактивный образ жизни, неправильное питание. К внутренним (эндогенным), проявляющимся в результате предрасполагающих особенностей организма или развития определенного патологического процесса, относят гиперхолистеринемию, артериальную гипертензию, ожирение, наследственную предрасположенность и др.

Один из наиболее распространенных и ведущих факторов риска таких заболеваний, занимающих ведущее место среди всей неинфекционной патологии во всём мире, как ишемическая болезнь сердца и злокачественные опухоли (рак лёгких) – курение.

Курение повышает риск развития инфаркта миокарда от 1,5 до 6,5 раз, при этом наиболее выраженное отрицательное влияние этот фактор риска оказывает на лиц, относящихся к более молодым возрастным группам.

Одним из внешних факторов риска, наряду с курением, является избыточная масса тела. Исследования страховых обществ в ряде стран подтвердили, что увеличение массы, способствуя раннему развитию атеросклероза, повышает вероятность развития ИБС на 14 % при лишней массе, составляющей 10-19 %, на 26 % при лишней массе 20-39 % и на 43 % при массе, превышающей нормальную на 40 %.

Привычки питания, потенциально ведущие к повышенному уровню холестерина в крови, устанавливаются в раннем детстве. Холестерин сыворотки стабильно остаётся через 4 года после измерения его у детей в возрасте 1 – 14 лет и даже спустя 30 лет. Поэтому большинство исследователей считают, что наибольший эффект в снижении величины этого фактора риска может быть достигнут в проведении соответствующих мероприятий с детского возраста.

Данные эпидемиологических исследований свидетельствуют, что при увеличении систолического давления от 120 до 180 мм. рт. ст. риск развития ИБС возрастает примерно в 7 раз.

Особое значение придается такому распространенному в настоящее время фактору риска, как малая физическая активность (гиподинамия). Установлено, что физически активные работники менее подвержены сердечным приступам, чем ведущие «сидячий образ жизни».

Данные английских и американских эпидемиологических исследований свидетельствуют о снижении риска ишемической болезни сердца у лиц с интенсивной физической активностью (как профессиональной, так и в виде тренировок) независимо от наличия или отсутствия других факторов риска (курения, гипертензии, холистеринемии и др.).

Резкое перенапряжение нервной системы – одна из характерных черт жизни человека в современную эпоху, при этом реакция на воздействие внешней среды и психоэмоциональную нагрузку зависит от психологических свойств личности. Существуют данные о тесной связи распространения ишемической болезни сердца с психоэмоциональным напряжением, стрессогенными ситуациями, приводящими к артериальной гипертензии и сердечным изменениям.

Однако важнейшее значение, по мнению учёных, принадлежит не какому-то отдельному фактору, а совместному их воздействию.

Существуют так называемые «фоновые» факторы, действующие на более ранних этапах жизни и влияние которых сказывается в дальнейшем. К ним относятся генетические факторы, биологические последствия раннего жизненного опыта, образовательные, культурные, психологические и социальные факторы.

Важно попытаться провести различие между двумя группами влияний (в ранние и последующие годы), поскольку знание их соотношения может иметь решающее значение при определении направления вмешательства, так как позволяет улучшить общее состояние здоровья и снизить социально-экономические различия в заболеваемости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.022 с.)