Физ-как часть культуры общества её цель и задачи. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физ-как часть культуры общества её цель и задачи.



Физ-как часть культуры общества её цель и задачи.

Физическая культура – это вид культуры общества, содержанием к-ой явл-ся оптим. двигательная активность, построенная на основе мат. и дух.ценностей, созданных обществом д/физ. совершенствования. ФК состоит из: физ воспитание – вид воспитания, содержанием к-го явл-я обучение движениям, воспитание физ качеств, овладение спец. физ знаниями, формирование осознанной потребности в занятиях ФК; физ подготовка – процесс воспитания физ качеств и овладение баз. движениями; физ развитие – процесс и рез-ат изменения биологических форм и функций организма человека; физ совершенство – исторически обусловленный идеал физ развития, физ подготовленности, к-ый оптимально соответствует требованиям современной жизни; физ движение – соц. течение, в к-ом осуществляется совместная деят-сть людей по использованию и развитию ФК в обществе; спорт - соревновательная деят-сть и подготовка к ней, а также межличностные отношения и нормы, присущие этой деят-ти. Показателями состояния ФК в обществе и гос-ве явл-ся совокупность мат. и дух. ценностей, созданных для физ. совершенствования людей, уровень их здоровья и физ. развития и степень использования физ. упр-ий в сфере воспитания. К мат. ценностям ФК относятся стадионы, бассейны, спорт.залы, мед.учреждения, занимающиеся проблемами ФК, учебные заведения, готовящие кадры ФК. Их кол-во в отношении к численности населения – важный пок-ль развития ФК. Дух. ценности ФК составляют наука о физ. воспитании и спорте, сеть учеб. заведений, готовящих специалистов по ФК, произведения искусства, посвященные ФК и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино). ФК личности связана с желанием, потребностью и умением чел-ка сохранять свое телесное «Я». Т,О, ФК как вид культуры общества занимает важное место в общественной жизни человека. Во многом она способствует оздоровлению населения, содержательному и активному досугу, формированию здорового образа и стиля жизни, и конечном итоге отвлечении подрастающего поколения от пагубных привычек цивилизации (курения, неограниченного употребления спиртных напитков, наркотиков и т.д.).

Соц. роль ФК в обществе.

ФК явл-ся по своей сущности соц. явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами соц. деят-ти, все шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. Соц. природа ФК опред-ся непосредственными и опосредованными потребностями труда и др. форм жизнедеят-сти чел-а, стремлениями общ-ва к широкому использованию её в кач-ве одного из важнейших ср-в воспитания личности и заинтересованностью самих трудящихся в собственном физ. совершенствовании.

Воздействую на физ. природу чел-ка, ФК содействует развитию его жизненных сил, физ. качеств, двигательных навыков, а в целом – общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию дух. возможностей, что в конечном итоге приводит к всестороннему и гармоничному развитию личности. Одностороннее сведение ФК только к оздоровительному влиянию и укреплению организма чел-ка, является по мнению многих ученых, упрошенным пониманием её сущности. ФК – органическая часть культуры общества и личности. Основу её специфического содержания составляет рац. использование чел-ом двигательной деят-ти в качестве в кач-ве фактора физ. подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физ. состояния и развития. ФК служит одним из эффективных средств всестороннего гармоничного развития личности, действующим соц. фактором продвижения чел-ка по пути физ. совершенствования. В последнее десятилетие роль и значение ФК в обществе значительно возросли. Значительно усилилось внимание гос-ва и власти к ФК и спорту (создан Совет при Президенте РФ по ФК и спорту, увеличено бюджетное финансирование ФК и спорта, налаживаются деловые отношения между представителями бизнеса и спортивных организаций при непосредственном активном участии гос-ва, продолжается строительство и реконструкция спорт. сооружений, центров подготовки, олимпийских баз, серьёзное внимание начинает уделяться детскому спорту).

ФК все больше и больше проникает в жизнь деловых людей, к-ые становятся завсегдатаями спортклубов и площадок. ФК – явление исторически обусловленное. Её возникновение относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является рез-ом общественно – исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деят-сти исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие ФК.

 

3. Сис-ма физ. воспитания в современном общ-ве (на примере учебных заведений).

Сис-ма физ. воспитания — это исторически обусловленный тип соц.практики физ. воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физ. совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

Мировоззренческие основы базируются на совокупности взглядов, идей, теорий, суждений, определяющих направленность человеческой деят-ти. В отеч. сис-ме ФК мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся и подготовки их к труд. дея-ти. Гос-во в соответствии с конституцией обязано предоставить условия для реализации возможностей достижения кажд. чел-м физ. совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к проф. видам деят-ти.

Теоретико-методические основы системы ФК вкл. в себя достижения многих наук. Прежде всего, естественных наук: анатомия, физиология, биохимия, биомеханики и т.д. Научные положения нашли свое отражение в общественных (философия, социология), педагогических (психология, педагогика) науках. Это позволило сформировать учебную дисциплину «Теорию и методику физического воспитания», к-ая разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физ. развития чел-ка. В профилированных разделах теории и методики физ. воспитания представлены возрастные аспекты (напр. детей и взрослых), а также теоретико-методические аспекты общей и проф.-прикладной физ. подготовки. В наст. время большое значение приобретают теоретико-методические основы различных видов, разделов, форм и разновидностей ФК в сис-ме научной орг-ции труда и в условиях повседневного быта – оздоровительно - восстановительная и рекреативная ФК.

Реализация целей и задач ФК осуществляется на основе обязат-ых гос. программ по ФК и спорту, что составляет программно-нормативные основы физ. обучения. Кажд. программа предназначена д/опред. контингента учащихся и содержит научно-обоснованные цели, задачи и ср-ва обучения, а также перечень конкретных форм и требований. В ВУЗе кафедра физ. воспитания разрабатывает программы обучения студентов для всех специальностей. Основу разработки учебных программ составляют требования Гос. образоват.стандарта выс. проф. образования по подготовке спец-ов в той или иной сфере деят-ти.

Организационные основы сис-ы ФК составляют гос. и общественно-самодеятельные формы орг-ции, руководства и управления. ФЗ «О ФК и спорте в РФ» обеспечивает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в орг-иях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми, учащимися, работающими и пенсионерами.

Осн. органом, регулирующим все сферы деят-ти ФК, является Гос.Комитет по ФК, спорту и туризму (Госкомспорт) РФ (образован 1 июня 1994 г.).В 1999 г. был принят закон «О ФК и спорте в РФ». Закон впервые в нашей стране четко устанавливает правовые, организац-ые, эк-ие и соц. основы деят-ти физкультурно-оздоровит-х ор-ций, определяет принципы гос. политики в области ФК и спорта и олимпийского движения в РФ.

Специфические функции фк.

Спец. ф-ии ФК отражают особенности, характерные с-ва, к-ые отсутствуют у др. явлений культуры. Спец. ф-ии отражают сущность ФК, основой к-ой явл-ся двигательная деят-сть. Спец. ф-ии выражают соц. бытие ФК как обществ-го явления, ее способность удовлетворять запросы общ-ва в области физ. воспитания в широком смысле слова. Выделяют 4 группы ф-й (по признакам общности их проявления): 1. Общее развитие и укрепление организма. 2. Подготовка к труд. деят-ти и защите Родины. 3. Удовлетворение потребностей в акт.отдыхе и рац. использовании внераб. времени. 4. Раскрытие волевых, физ. кач-в и двигат-х возможностей чел-ка на предельных уровнях.

Нек-ые исследователи, уточняя и конкретизируя спец. ф-ии ФК, выделяют след. из них (по степени воздействия на организм занимающихся): образовательные, прикладные, «спортивные», рекреативные и оздоровительно-реабилитационные.

Специф. образовательные ф-ии. В си-ме образования и воспитания эта ф-ия выражена наиболее ярко. Так в вузах она явл.одной из основных. Она реализуется в квалификационных характеристиках выпускников ВУЗов. Немаловажную роль эта ф-ия имеет в спорте и особенно в детско-юношеском возрасте, в т.ч. и в спортивной работе. Формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков (образование, ФК), освоение и совершенствование технических действий (спорт), формирование прикладных умений и навыков (проф.-прикладная ФК) и т.п. составляют содержание физ. образования.

Спец. прикладные функции. Использование ФК в системе подготовки человека к конкретной дея-ти явл-ся делом гос. важности. Существует проф.-прикладная физ. подготовка. Она вкл. в себя не только знания, умения и навыки, составляющие предмет буд. проф. деят-ти, но и умения и навыки, способствующие освоению профессий, формирование к-ых необходимо для развития проф. важных способностей.

«Спортивные функции». Наиболее ярко эти ф-ии выражены в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что ФК служит фактором достижения макс.рез-ов в реализации физ. и связанных с ними возможностей чел-ка.Современный спорт по своему хар-ру все больше становится особой разновидностью творческой деят-ти, требующей значительного потенциала интеллектуальных, нравственных, эстетических и физ. сил личности. Рекреативные функции. В основном они ярко выражены в сфере ФК, представленной в режиме расширенного отдыха (различные виды туризма, рыболовство, охота, физкультурные и спорт. развлечения). Необходимость физ.рекреации обусловлена потребностями пр-ва в ср-вах восстановления. В обществе эти ф-ии реализуются в спорт.работе, активном отдыхе, туризме и т.д. Двигат.активность в режиме расширенного отдыха позволяет оптимизировать физ. состояние, нивелировать негативное воздействие окр. среды (шум, вибрация и т.п.), характер самой проф. деят-ти.

Оздоровительно-реабилитационные ф-ии. Они преимущественно проявляются в сис-ме спец. восстановительных мероприятий при использовании ФК в целях лечения заболеваний и восстановления ф-ий организма, нарушенных вследствие болезней, травм, длительных гиподинамии и гипокинезии. Кроме того, физкультурные оздоров.-реабилитационные мероприятия имеют большое значение и в системе научной орг-ии труда.

Рассмотренные функции ФК (специфические и общие) представляют большую ценность для общ-ва и личности. В обществе основной целью явл-ся подготовка всесторонне и гармонически развитой личности, готовой к труд. и др. необходимым видам деят-ти.

Общие функции фк.

Под ф-ми ФК понимаются присущие ей св-ва воздействовать на чел-ка и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. Ф-ии ФК реализуются гл. образом через активную деят-сть чел-ка, направленную на использование соответствующих культурных ценностей. Различают специфические и общие функции физической культуры. Общ.ф-иисвойственны как культуре общества в целом, так и ФК, так как последняя явл-я частью культуры общества, тесно связана с др. ее сторонами. Общие функцииФК.ФК явл-ся органической частью общей культуры общества, поэтому ей свойственны соц. ф-ии, к-ые проявляются в эк., соц.полит., духовной сферах жизни человека, и, в то же время обнаруживаются в области ФК.

Выделяют след. соц. (общекультурные) ф-ии: эстетические, нормат-ые, информационные, общевоспитательные ф-ии, а также ф-ии социализации личности и соц.интеграции.

Эстетические ф-ииФК. ФК явл-я одной из сфер деят-и человека, к-ая в значит.степени оказывает эстетическое воздействие на чел-ка. Используя в своей деят-ти физ. упражнения, человек познает окр. мир, прежде всего в сфере движений, совершенствует телосложение, дееспособность по законам красоты, укрепляет физ.и псих. здоровье.Красивое телосложение, фигура в целом, правильное соотношение всех частей тела, по мнению ученых, явл-ся основой физ. красоты человека. Физ. красота человека, совершенство движений, правильное поведение, поступки и межчеловеческие отношения в области ФК и спорта имеют жизнеутверждающий характер, а, след-но, и эстетическое значение.

Норматив. ф-ии ФК. ФК представляет одну из тех обл-ей деят-ти чел-ка, к-ая формирует у людей представления о возможностях чел-ка, о его физ.совершенстве, физ. подготовленности и спорт. мастерстве. В процессе использования ценностей ФК вырабатываются и закрепляются опред-ые нормы, имеющие регламентированное оценочное значения. В физ. воспитании это проявляется в нормативных требованиях к физ. подготовленности студентов и в Единой Всероссийской спорт. классификации. В спорт. деят-ти возможности чел-ка раскрываются в полной мере. Это выражается в установлении рекордов, достижений. В своем проявлении рекорд явл-ся как бы эталоном и ориентиром, к к-му должен стремиться чел-ек. Т.о., норм. ф-и ФК влияют на отношение людей к двигат. активности, стимулируют и упорядочивают ФК на использование в интересах личности и общ-ва.

Информац.е ф-ии ФК. В процессе истор-го развития ФК накапливается и передается из поколения в поколение инф-ция о дух. и матер. ценностях, созданных в области ФК. Все эти сведения формируются в сис-му знаний, на основе к-ых вырабатываются новые знания, использование к-ых в практике ФК дает рациональные основы для совершенствования природных кач-в чел-ка.

Воспитательные ф-ии ФК. ФК представляет большие возможности не только для физ. воспитания, но и для нравственного, эстетического, патриотического, труд. и др. видов воспитания. Притягательная сила физ. упражнений, высокие требования к проявлению физ. и духовных сил представляет широкие возможности для целенаправленного формирования духовных черт и кач-в чел-ка.

Ф-ии социализации личности. Социализация человека происходит в процессе реализации его потребностей в физ. и дух. развитии. ФК явл-ся одной из сфер деят-ти, представляющей широкие возможности для вовлечения людей в общ-ую жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта соц.отношений. ФК дает простор для саморазвития личности, способствует формированию активной жизненной позиции. Ф-ии соц.интеграции. ФК способствует сближению людей в опред-ые орг-ции (спорт. команды, клубы, общества и т. п.). Пример: создана общественная орг-ция «Спортивная Россия». Это объединение происходит на основе общности интересов и совместной деят-ти. Особенно ярко это проявляется в спорте.

 

6. Фк в проф. подготовке специалиста (цель, предмет, обязательный мин. изучения, примеры специальностей).

ФК как уч. предмет явл-ся процессом планомерного, систематического воздействия на студентов под ответственным наблюдением и руководством преподавателей, к-ые призваны дать буд. спец-там знания и сформировать у них глуб. понимание соц. значения ФК и спорта в условиях производственной деят-ти и на основе сформировать ФК личности. С 1994-1995 уч. г.в ВУЗах была введена нов.уч. программа по ФК, содержание к-ой отражало осн. направления реформы В/О в России, утверждающие принципы гуманистического характера образования и приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья чел-ка. В «з-не РФ об образовании» говорится: «Образов-ое учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». Д/реализации этого направления во всех ВУЗах, по всем спец-ям в образовательно – проф. программы вкл. цикл из 10 уч. гуманит. и соц.-эконом. дисциплин в объеме 1082 ч. (философия, история, ин. язык, ФК, педагогика, психология и другие). На основании Закона, постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 10 08 1993 года №773 утвержден Гос. образов. стандарт выс. проф. образования. В требованиях Гос.стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по всем спец-тям, в перечне знаний и умений по ФК записано: понимать роль ФКв развитии чел-ка и подготовке спец-та; знать основы ФК и здорового образа жизни; владеть системой практич. умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофиз. способностей и качеств, самоопределения в ФК; приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деят-ти для достижения жизненных и проф. целей.

Нов. уч. программа по ФК отражает также «Основы законод-ва РФ о фФК и спорте» от 27 04 1999 года. Поэтому в перечне дисциплин гуманит. цикла уч. дисциплине «ФК» уделяется особое внимание, в уч. плане на нее выделяется самое большое кол-во уч. ч.(408 ч).

В целом это позволяет проводить уч. занятия со студентами не менее 2х раз/нед. по 2ч.на 4х годах обучения. Одной из важных соц. ф-ий физ. воспитания в процессе обучения студентов явл-ся ф-ия, связанная с обеспечением их уч.-труд. активности и выс. проф. работосп-ти после окончания ВУЗа. Именно на это и направлена уч. программа, к-ая явилась прогрессивным шагом в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника ВУЗа с высокой степенью готовности к соц.о-проф. деят-ти.

Содерж.е курса физ. воспитания регламентируются гос. уч. программой д/вузов "Физ. воспитание". Уч. материал программы предусматривает решение задач физ. воспитания студентов, и состоит из теорет. и практ. разделов. Содерж. теорет. раздела предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физ. воспитания. Теор. знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практ. занятиях, а также путём самостоят. изучения студентами уч. и спец. лит-ры. Лекционный курс в объёме 20 ч. рассчитан на 2 года обучения и состоит из 8 тем. Первые четыре темы в объёме 10 ч. читаются на первом курсе, а четыре последующие темы в таком же объёме — на 2 курсе.

Цель – формирование ФК личности на основе оптимизации физ. развития, всестороннего совершенствования физ. кач-в и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием дух. и нравственных качеств, а также обеспечение на этой основе подготовленности учащейся молодежи к плодотворной труд. деят-ти.

Задачи: – понимание соц. роли фк в развитии личности, обеспечении качества жизни и подготовке ее к проф. деят-ти; – знание научно-биологических и практических основ фк и здо образа жизни; – формирование мотивац.-ценностного отношения к фк, установки на Здор. стиль жизни, самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регул. занятиях физ. упр-ми и спортом; – овладение практ. умениями и навыками, обеспечивающими сохранение и укрепление здоровья, псих. благополучие, развитие и совершенствование психофиз. способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в существующих оздоровит.х технологиях и сис-ах фи. воспитания; – обеспечение общей и проф.-прикладной физ. подготовленности, определяющей психофиз. готовность студента к буд. профессии; – приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной дея-ти д/достижения жизненных и проф.х целей.

Основные положения: – фк в общекультурной и проф. подготовке студентов. Ее соц.-биологические основы. ФК и спорт как соц. феномены общества. Закон-во о физ. культуре и спорте. Физ. культура личности; – основы Здор. образа жизни студента. Особенности использования средств фк для оптимизации работосп-сти; – общая физ. и спец.подготовка в системе физ. воспитания; – спорт. Индивид. выбор видов спорта или систем физ. упр-ий; – проф.-прикладная физ. подготовка студентов. Основы методики самостоят. занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

7. Особен-ти орг-ции фк при умственном и физ.труде (опред., хар-ка, виды утомления, особенности для разл. категорий занимающихся). (Почитать еще)

В процессе своей жизнедеят-и чел. участвует в разл. труд. процессах. Между тем существуют 2 осн. вида труд. деят-ти чел. — физ. и ум. труд и их промежут. соче­тания.

Физ. труд—вид деят-ти чел-а, особенности к-го опред-ся комплексом факторов, отличающих один вид деят-и от др.связанного с наличием каких-либо климат. производственных, физ., информац-ых и тому по­добных факторов. Выполнение физ. работы опред-ся тяжестью труда, к-ая свидетельствует о степени вовле­чения в работу скелетных мышц и отражает физиологическую сто­имость преимущественно физ. нагрузки. По степени тяжести различают физ. легкий труд, сред. тяжести, тяж. и очень тяж.. Критериями оценки тяжести труда служат эргометрические пок-ли (величины внешней работы, перемещенных грузов и др.) и физиологич. (уровни энергозатрат, частота сердечных сокраще­ний, иные функцион.е изм-ия).

Ум. трудэто деят-сть чел. по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действитель­ности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе — гипотез и теории. Рез-ат ум. труда проявляется в науч­ных и духовных ценностях или решениях, к-ые посредством управ­ляющих воздействий на орудия труда используются д/удовлетворе­ния обществ-ых /личных потребностей.

Ум. труд вы­ступает в различных формах, зависящих от вида концептуальной мо­дели и целей, к-ые стоят перед че-м. Эти условия опред-ют специфику ум. труда. К неспецифическим особенностям ум. тр.относятся прием и переработка инф-ии, срав­нение полученной инф-ии с «хранящейся» в памяти чел., ее преобразование, опред-ие проблемной ситуации, путей разреше­ния проблемы и формирование цели ум. труда. В зависимос­ти от вида и способов преобразования инф-ции и выработки ре­шения различают репродукт. и продуктивные (творческие) виды ум. труда. В репр.видах труда используются за­ранее известные преобразования с фиксированными алгоритмами действий (напр., счетные операции), в творч. - алгорит­мы либо вообще неизвестны, либо даны в неясном виде.

При вы­сокой напряженности ум. труда, особенно если она связана с дефицитом времени, могут возникать явления умств. блокады (временное торможение процесса ум. труда), к-ые предо­храняют функцион. системы ЦНС от разобщения.

Между физ. и ум. деят-тью существует неоспоримая взаимосвязь. Общеизвестно, что одна из важнейших характеристик личности — интеллект. Условием интеллектуальной деятельности и ее характеристи­кой служат умственные способности, к-ые формируются и развиваются в теч. всей жизни. Интеллект проявляется в познавательной, твор. деят-ти и вкл. процесс приобретения знаний, опыт и способность использовать их на практике.

№п/п Подготовленность Интенсивность нагрузки
1. Начинающие физкультурники ЧСС = 170 минус возраст
2. Занимающиеся регулярно, не менее 1 года ЧСС = 180 минус возраст
3. Физкультурники, готовящиеся к соревнованиям ЧСС = 170 минус ½ возраста
4. Макс.нагрузка для всех категорий ЧСС = 220 минус возраст

Осн. ср-во фк — физ. упражнения. Существует физиолог. классификация упражнений, в к-ой вся многообразная мышечная деят-сть объединена в отд. группы упражнений по физиолог. признакам.

Устойчивость орг-ма к неблагоприят. факторам зависит от врожденных и приобретенных св-тв. Физ. тренировка путем совершенствования физиологич.механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию нек-ых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность. Тренированные лыжники при охлаждении их тела до 35°С сохраняют выс. работоспособность. Если нетренированные люди не в состоянии выполнять работу при подъеме их температуры до 37—38°С, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже тогда, когда темп. их тела достигает 39°С и более. У людей, к-ые систематически и активно занимаются физ. упр., повышается псих., умств. и эмоц-ная устойчивость при выполнении напряженной умств. или физ. деят-ти.

К числу осн. физ. (/двигательных) качеств, обеспечивающих выс. ур-нь физ. работоспособности чел-ка, относят силу, быстроту и выносливость, к-ые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двиг-ой дея-ти, ее хар-ра, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физ. кач-ам следует добавить гибкость и ловкость, к-ые во многом определяют успешность выполнения нек-ых видов физ.уп-ий. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм чел-ка можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физ. упр-ий (с т. з. спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологич. классификационные признаки, к-ые присущи всем видам мышечной деят-ти, входящим в конкретную группу. Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер. Деят-сть мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения характеризуется как статическая работа (стат. усилие). Стат. усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве.

Есть также большая группа физ. упр., особенность к-ых в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения, в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). 2 большие группы физ. упр., связанные со стандартностью/ нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упр. (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упр. ациклического характера (упр. без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей). Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют работу пост.й и переем. мощности с различной продолжительностью. К ср-ам фк относятся не только физ.упр-я, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Использование оздоровит. сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил орг-ма стимулирует обмен веществ и деят-сть физиолог. сис-м и отд. органов.

 

 

8. Традиционные и нетрадиционные средства физического воспитания (общая характеристика, основные отличия, примеры).

Ср-ва – с помощью чего достигается цель. Цель физ. воспитания – достижение физ. совершенствования, искоренение болезней (профилактика), готовность к экстимальным ситуациям.

Традиц. (физ. упр.), нетрадиц. (охдоровление силами природы + йога).

Для достижения цели физ. воспитания применяются след. группы ср-тв: 1) физ. упр.; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим ср-ом физ. воспитания явл. физ. упр., вспомогат. ср-ми – оздоровит. силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих ср-тв позволяет специалистам по фк и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Физ. упр. рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигат. действие, с друг. — как процесс многократного повторения. Эффект физ. упр. опред-ся прежде всего содержанием. Содержание физ. упр. — это совокупность физиологич., психологич. и биомеханич. процессов, происходящих в орг-ме человека при выполнении данного упр. (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физ. качеств и т.п.). В процессе физ. воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям: 1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в к-ых осуществляется процесс физ. воспитания. Они дополняют эффект воздействия физ. упр. на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологич. процессов, вызываемых физ. упр., повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.; 2) как относительно самостоят. ср-ва оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры). При оптим. воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления. Одним из гл. требований к использованию оздоровительных сил природы явл-ся системное и комплексное применение их в сочетании с физ. упр-ми.

 

9. Организм как единая биологическая система (адаптация, гомеостаз, акселерация, возрастные градации человека).

Кажд. родившийся чел. наследует от род-ей врожденные, ге­нетически обусловленные черты и особенности, к-ые во многом оп­ред-т индивид.развитие в процессе его дальнейшей жизни.

Необходимо отметить, что за послед. 100—150 лет в ряде стран наблюдается раннее морфофункциональное развитие орг-ма у детей и подростков. Это явление называют акселерацией (лат. accelera-tio — ускорение). Оно связано не только с ускорением роста и развития орг-ма вообще, но и с более ранним наступлением периода поло­вой зрелости, ускоренным развитием сенсорных (лат. sensus — чувст­во), двиг.координаций и псих. с-ий. Поэтому гра­ницы между возрастными периодами достаточно условны и это связа­но со значительными индивид.и различиями, при к-ых «физиолог.» возраст и «паспортный» не всегда совпадают.

Существует определенная градация, позволяющая выделить особенности орг-ма чел.на кажд.этапе его развития. По нынешней градации, введенной учеными, человек до 45 лет еще считается молодым, до 65 – сред. возраста, до 75 – пожилого, до 90 – старческого.

Осн. этапы жизни чел. – юношеский возраст – 16–21 год; – молодой – 22–45 лет; – средний – 46–65 лет; – пожилой– 66–75 лет; – старческий – 76–90 лет. (дети – 0 – 6 лет, школьники – 7-16) Тех, кто преодолел 9 десяток, называют долгожителями. Как правило, юн. возраст связан с периодом со­зревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зр. возраст (22—60 лет) характеризу­ется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжит. периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигатель­ной активности. Пож. воз. и старческому свойственны физиологич.процессы перестройки: сниж. активных возможностей орг-ма и его систем — иммунной, нерв­ной, кровеносной и др.

Гомеостазсовокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внут­р. среды и нек-ых физиологических ф-ий орг-ма че­л-ка (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ог­раничение факторов, воздействующих на организм как из внеш., так и из внутр. среды. Они позволяют сохранять постоянство со­става, физико-хим. и биолог. свойств внутр. среды, несмотря на изменения во внешнем мире и физиологич. сдвиги, возникающие в процессе жизнедеят-ти орг-ма. В норма.состоянии колебания физиологических и биохимич.констант происходят в узких гомеостатических границах, и клетки орг-ма живут в относительно постоянной среде, так как они омыва­ются кровью, лимфой и тканевой жидкостью. Постоянство физико-химического состава поддерживается благодаря саморегуляции обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения и др. физиологических процессов. Т. о., организмсложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деят-ти одного органа приводит к нарушению деят-ти др..

Пр. доступности. Уч. материал м. б. освоен только тогда, когда он будет посилен для данной группы занимающихся. Доступными и посильными для усвоения д. б. все элементы обучения: показ, объяснение, техническая сложность уч. материала, общая физ.нагрузка. Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, то есть такие трудности, к-ые м. б. успешно преодолены при надлежащей мобилизации физ. и духовных сил занимающихся.

Доступность, обеспечивается при соблюдении условий:

– Преемственность физ. упр. Необх. так распределять материал, чтобы содержание кажд. предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей кратчайшим путем к освоению материала очередного занятия. Необх. соблюдать правило от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному.

– Постепенность – переход от одних заданий к др., более трудным. Соблюдение правила от простого к сложному, от легкого к трудному.

– Использование спец. средств и методов направленных на формирование непосредственной готовности к выполнению заданий (использование подготовительных и подводящих упражнений).

Пр. индивидуализации. Индивидуализация – это такое построение всего процесса физ. воспитания, при к-ом осуществляется индивидуальный подход к воспитуемым и создаются условия для наибольшего развития их способностей. Функциональные возможности организма у кажд. человека индивидуальны. Поэтому процесс физ. воспитания необходимо индивидуализировать. Проблема индивидуализации в процессе физ. воспитания решается на основе органического сочетания 2-ух направлений:

· Общеподготовительного (ОФП по программе общеобразоват. школы, вуза и т.д.). Индивидуализация осуществляется за счет методов обучения и воспитания и доп. ср-тв, позволяющих индивидуализировать путь к выполнению общ. программных требований.

· Специализированного (спорт. специализация). Углубленное совершенствование в избранной деят-ти. Методы и содержание занятий опред-ся в зависимости от индивидуальных склонностей и одаренности человека.

Пр. наглядности.В процессе обучения физ. упр-ям осн. назначение наглядности - создание у занимающегося яркого образа – представления о ранее незнакомом движении.

Др. задача наглядности– помочь обучаемым при выполнении движений ориентироваться в пространстве и во времени, чтобы обеспечить, т. о., правильное исполнение упр. Представление о движении создается с помощью: Живого показа; Образного объяснения; Применением наглядных уч. пособий (фото и видеоматериалов).

Особо важную роль в решении этой задачи играет практ. показ упр. При восприятии продемонстрированного упр. у занимающихся создается зрительный образ движения. достигается с помощью воспроизведения звука любым способом – подсчетом, хлопками или музыкой. Чтобы обеспечить наглядность в обучении, необх. руководствоваться правилами: Заранее продумать показ упр-ия; при объяснении и показе учитывать знания и предыдущий двигат. опыт занимающихся; Не показывать и не объяснять всех деталей упр-ия сразу, а делать это постепенно, по мере необх-ти; Использовать наглядность не только во время ознакомления с новым упр-ем, но и в процессе практ. его освоения (указание пространственных ориентиров, подача звуковых сигналов).

Пр. сознательности и активности. Сознательность. Все произвольные действия человека, в т. ч. и действия, выполняемые в процессе обучения физ. упр., являются действиями сознательными. В процессе освоения но. действий движения всегда осмысливаются. Т. о., принцип сознательности вкл. в себя: Сознательное отношение обучающихся к учебному материалу и пони





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.223.150 (0.012 с.)