Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физ-как часть культуры общества её цель и задачи.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Физ-как часть культуры общества её цель и задачи. Физическая культура – это вид культуры общества, содержанием к-ой явл-ся оптим. двигательная активность, построенная на основе мат. и дух.ценностей, созданных обществом д/физ. совершенствования. ФК состоит из: физ воспитание – вид воспитания, содержанием к-го явл-я обучение движениям, воспитание физ качеств, овладение спец. физ знаниями, формирование осознанной потребности в занятиях ФК; физ подготовка – процесс воспитания физ качеств и овладение баз. движениями; физ развитие – процесс и рез-ат изменения биологических форм и функций организма человека; физ совершенство – исторически обусловленный идеал физ развития, физ подготовленности, к-ый оптимально соответствует требованиям современной жизни; физ движение – соц. течение, в к-ом осуществляется совместная деят-сть людей по использованию и развитию ФК в обществе; спорт - соревновательная деят-сть и подготовка к ней, а также межличностные отношения и нормы, присущие этой деят-ти. Показателями состояния ФК в обществе и гос-ве явл-ся совокупность мат. и дух. ценностей, созданных для физ. совершенствования людей, уровень их здоровья и физ. развития и степень использования физ. упр-ий в сфере воспитания. К мат. ценностям ФК относятся стадионы, бассейны, спорт.залы, мед.учреждения, занимающиеся проблемами ФК, учебные заведения, готовящие кадры ФК. Их кол-во в отношении к численности населения – важный пок-ль развития ФК. Дух. ценности ФК составляют наука о физ. воспитании и спорте, сеть учеб. заведений, готовящих специалистов по ФК, произведения искусства, посвященные ФК и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино). ФК личности связана с желанием, потребностью и умением чел-ка сохранять свое телесное «Я». Т,О, ФК как вид культуры общества занимает важное место в общественной жизни человека. Во многом она способствует оздоровлению населения, содержательному и активному досугу, формированию здорового образа и стиля жизни, и конечном итоге отвлечении подрастающего поколения от пагубных привычек цивилизации (курения, неограниченного употребления спиртных напитков, наркотиков и т.д.). Соц. роль ФК в обществе. ФК явл-ся по своей сущности соц. явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами соц. деят-ти, все шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. Соц. природа ФК опред-ся непосредственными и опосредованными потребностями труда и др. форм жизнедеят-сти чел-а, стремлениями общ-ва к широкому использованию её в кач-ве одного из важнейших ср-в воспитания личности и заинтересованностью самих трудящихся в собственном физ. совершенствовании. Воздействую на физ. природу чел-ка, ФК содействует развитию его жизненных сил, физ. качеств, двигательных навыков, а в целом – общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию дух. возможностей, что в конечном итоге приводит к всестороннему и гармоничному развитию личности. Одностороннее сведение ФК только к оздоровительному влиянию и укреплению организма чел-ка, является по мнению многих ученых, упрошенным пониманием её сущности. ФК – органическая часть культуры общества и личности. Основу её специфического содержания составляет рац. использование чел-ом двигательной деят-ти в качестве в кач-ве фактора физ. подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физ. состояния и развития. ФК служит одним из эффективных средств всестороннего гармоничного развития личности, действующим соц. фактором продвижения чел-ка по пути физ. совершенствования. В последнее десятилетие роль и значение ФК в обществе значительно возросли. Значительно усилилось внимание гос-ва и власти к ФК и спорту (создан Совет при Президенте РФ по ФК и спорту, увеличено бюджетное финансирование ФК и спорта, налаживаются деловые отношения между представителями бизнеса и спортивных организаций при непосредственном активном участии гос-ва, продолжается строительство и реконструкция спорт. сооружений, центров подготовки, олимпийских баз, серьёзное внимание начинает уделяться детскому спорту). ФК все больше и больше проникает в жизнь деловых людей, к-ые становятся завсегдатаями спортклубов и площадок. ФК – явление исторически обусловленное. Её возникновение относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является рез-ом общественно – исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деят-сти исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие ФК.
3. Сис-ма физ. воспитания в современном общ-ве (на примере учебных заведений). Сис-ма физ. воспитания — это исторически обусловленный тип соц.практики физ. воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физ. совершенствование людей и формирование здорового образа жизни. Мировоззренческие основы базируются на совокупности взглядов, идей, теорий, суждений, определяющих направленность человеческой деят-ти. В отеч. сис-ме ФК мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся и подготовки их к труд. дея-ти. Гос-во в соответствии с конституцией обязано предоставить условия для реализации возможностей достижения кажд. чел-м физ. совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к проф. видам деят-ти. Теоретико-методические основы системы ФК вкл. в себя достижения многих наук. Прежде всего, естественных наук: анатомия, физиология, биохимия, биомеханики и т.д. Научные положения нашли свое отражение в общественных (философия, социология), педагогических (психология, педагогика) науках. Это позволило сформировать учебную дисциплину «Теорию и методику физического воспитания», к-ая разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физ. развития чел-ка. В профилированных разделах теории и методики физ. воспитания представлены возрастные аспекты (напр. детей и взрослых), а также теоретико-методические аспекты общей и проф.-прикладной физ. подготовки. В наст. время большое значение приобретают теоретико-методические основы различных видов, разделов, форм и разновидностей ФК в сис-ме научной орг-ции труда и в условиях повседневного быта – оздоровительно - восстановительная и рекреативная ФК. Реализация целей и задач ФК осуществляется на основе обязат-ых гос. программ по ФК и спорту, что составляет программно-нормативные основы физ. обучения. Кажд. программа предназначена д/опред. контингента учащихся и содержит научно-обоснованные цели, задачи и ср-ва обучения, а также перечень конкретных форм и требований. В ВУЗе кафедра физ. воспитания разрабатывает программы обучения студентов для всех специальностей. Основу разработки учебных программ составляют требования Гос. образоват.стандарта выс. проф. образования по подготовке спец-ов в той или иной сфере деят-ти. Организационные основы сис-ы ФК составляют гос. и общественно-самодеятельные формы орг-ции, руководства и управления. ФЗ «О ФК и спорте в РФ» обеспечивает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в орг-иях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми, учащимися, работающими и пенсионерами. Осн. органом, регулирующим все сферы деят-ти ФК, является Гос.Комитет по ФК, спорту и туризму (Госкомспорт) РФ (образован 1 июня 1994 г.).В 1999 г. был принят закон «О ФК и спорте в РФ». Закон впервые в нашей стране четко устанавливает правовые, организац-ые, эк-ие и соц. основы деят-ти физкультурно-оздоровит-х ор-ций, определяет принципы гос. политики в области ФК и спорта и олимпийского движения в РФ. Специфические функции фк. Спец. ф-ии ФК отражают особенности, характерные с-ва, к-ые отсутствуют у др. явлений культуры. Спец. ф-ии отражают сущность ФК, основой к-ой явл-ся двигательная деят-сть. Спец. ф-ии выражают соц. бытие ФК как обществ-го явления, ее способность удовлетворять запросы общ-ва в области физ. воспитания в широком смысле слова. Выделяют 4 группы ф-й (по признакам общности их проявления): 1. Общее развитие и укрепление организма. 2. Подготовка к труд. деят-ти и защите Родины. 3. Удовлетворение потребностей в акт.отдыхе и рац. использовании внераб. времени. 4. Раскрытие волевых, физ. кач-в и двигат-х возможностей чел-ка на предельных уровнях. Нек-ые исследователи, уточняя и конкретизируя спец. ф-ии ФК, выделяют след. из них (по степени воздействия на организм занимающихся): образовательные, прикладные, «спортивные», рекреативные и оздоровительно-реабилитационные. Специф. образовательные ф-ии. В си-ме образования и воспитания эта ф-ия выражена наиболее ярко. Так в вузах она явл.одной из основных. Она реализуется в квалификационных характеристиках выпускников ВУЗов. Немаловажную роль эта ф-ия имеет в спорте и особенно в детско-юношеском возрасте, в т.ч. и в спортивной работе. Формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков (образование, ФК), освоение и совершенствование технических действий (спорт), формирование прикладных умений и навыков (проф.-прикладная ФК) и т.п. составляют содержание физ. образования. Спец. прикладные функции. Использование ФК в системе подготовки человека к конкретной дея-ти явл-ся делом гос. важности. Существует проф.-прикладная физ. подготовка. Она вкл. в себя не только знания, умения и навыки, составляющие предмет буд. проф. деят-ти, но и умения и навыки, способствующие освоению профессий, формирование к-ых необходимо для развития проф. важных способностей. «Спортивные функции». Наиболее ярко эти ф-ии выражены в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что ФК служит фактором достижения макс.рез-ов в реализации физ. и связанных с ними возможностей чел-ка.Современный спорт по своему хар-ру все больше становится особой разновидностью творческой деят-ти, требующей значительного потенциала интеллектуальных, нравственных, эстетических и физ. сил личности. Рекреативные функции. В основном они ярко выражены в сфере ФК, представленной в режиме расширенного отдыха (различные виды туризма, рыболовство, охота, физкультурные и спорт. развлечения). Необходимость физ.рекреации обусловлена потребностями пр-ва в ср-вах восстановления. В обществе эти ф-ии реализуются в спорт.работе, активном отдыхе, туризме и т.д. Двигат.активность в режиме расширенного отдыха позволяет оптимизировать физ. состояние, нивелировать негативное воздействие окр. среды (шум, вибрация и т.п.), характер самой проф. деят-ти. Оздоровительно-реабилитационные ф-ии. Они преимущественно проявляются в сис-ме спец. восстановительных мероприятий при использовании ФК в целях лечения заболеваний и восстановления ф-ий организма, нарушенных вследствие болезней, травм, длительных гиподинамии и гипокинезии. Кроме того, физкультурные оздоров.-реабилитационные мероприятия имеют большое значение и в системе научной орг-ии труда. Рассмотренные функции ФК (специфические и общие) представляют большую ценность для общ-ва и личности. В обществе основной целью явл-ся подготовка всесторонне и гармонически развитой личности, готовой к труд. и др. необходимым видам деят-ти. Общие функции фк. Под ф-ми ФК понимаются присущие ей св-ва воздействовать на чел-ка и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. Ф-ии ФК реализуются гл. образом через активную деят-сть чел-ка, направленную на использование соответствующих культурных ценностей. Различают специфические и общие функции физической культуры. Общ.ф-иисвойственны как культуре общества в целом, так и ФК, так как последняя явл-я частью культуры общества, тесно связана с др. ее сторонами. Общие функцииФК. ФК явл-ся органической частью общей культуры общества, поэтому ей свойственны соц. ф-ии, к-ые проявляются в эк., соц.полит., духовной сферах жизни человека, и, в то же время обнаруживаются в области ФК. Выделяют след. соц. (общекультурные) ф-ии: эстетические, нормат-ые, информационные, общевоспитательные ф-ии, а также ф-ии социализации личности и соц.интеграции. Эстетические ф-ииФК. ФК явл-я одной из сфер деят-и человека, к-ая в значит.степени оказывает эстетическое воздействие на чел-ка. Используя в своей деят-ти физ. упражнения, человек познает окр. мир, прежде всего в сфере движений, совершенствует телосложение, дееспособность по законам красоты, укрепляет физ.и псих. здоровье.Красивое телосложение, фигура в целом, правильное соотношение всех частей тела, по мнению ученых, явл-ся основой физ. красоты человека. Физ. красота человека, совершенство движений, правильное поведение, поступки и межчеловеческие отношения в области ФК и спорта имеют жизнеутверждающий характер, а, след-но, и эстетическое значение. Норматив. ф-ии ФК. ФК представляет одну из тех обл-ей деят-ти чел-ка, к-ая формирует у людей представления о возможностях чел-ка, о его физ.совершенстве, физ. подготовленности и спорт. мастерстве. В процессе использования ценностей ФК вырабатываются и закрепляются опред-ые нормы, имеющие регламентированное оценочное значения. В физ. воспитании это проявляется в нормативных требованиях к физ. подготовленности студентов и в Единой Всероссийской спорт. классификации. В спорт. деят-ти возможности чел-ка раскрываются в полной мере. Это выражается в установлении рекордов, достижений. В своем проявлении рекорд явл-ся как бы эталоном и ориентиром, к к-му должен стремиться чел-ек. Т.о., норм. ф-и ФК влияют на отношение людей к двигат. активности, стимулируют и упорядочивают ФК на использование в интересах личности и общ-ва. Информац.е ф-ии ФК. В процессе истор-го развития ФК накапливается и передается из поколения в поколение инф-ция о дух. и матер. ценностях, созданных в области ФК. Все эти сведения формируются в сис-му знаний, на основе к-ых вырабатываются новые знания, использование к-ых в практике ФК дает рациональные основы для совершенствования природных кач-в чел-ка. Воспитательные ф-ии ФК. ФК представляет большие возможности не только для физ. воспитания, но и для нравственного, эстетического, патриотического, труд. и др. видов воспитания. Притягательная сила физ. упражнений, высокие требования к проявлению физ. и духовных сил представляет широкие возможности для целенаправленного формирования духовных черт и кач-в чел-ка. Ф-ии социализации личности. Социализация человека происходит в процессе реализации его потребностей в физ. и дух. развитии. ФК явл-ся одной из сфер деят-ти, представляющей широкие возможности для вовлечения людей в общ-ую жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта соц.отношений. ФК дает простор для саморазвития личности, способствует формированию активной жизненной позиции. Ф-ии соц.интеграции. ФК способствует сближению людей в опред-ые орг-ции (спорт. команды, клубы, общества и т. п.). Пример: создана общественная орг-ция «Спортивная Россия». Это объединение происходит на основе общности интересов и совместной деят-ти. Особенно ярко это проявляется в спорте.
6. Фк в проф. подготовке специалиста (цель, предмет, обязательный мин. изучения, примеры специальностей). ФК как уч. предмет явл-ся процессом планомерного, систематического воздействия на студентов под ответственным наблюдением и руководством преподавателей, к-ые призваны дать буд. спец-там знания и сформировать у них глуб. понимание соц. значения ФК и спорта в условиях производственной деят-ти и на основе сформировать ФК личности. С 1994-1995 уч. г.в ВУЗах была введена нов.уч. программа по ФК, содержание к-ой отражало осн. направления реформы В/О в России, утверждающие принципы гуманистического характера образования и приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья чел-ка. В «з-не РФ об образовании» говорится: «Образов-ое учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». Д/реализации этого направления во всех ВУЗах, по всем спец-ям в образовательно – проф. программы вкл. цикл из 10 уч. гуманит. и соц.-эконом. дисциплин в объеме 1082 ч. (философия, история, ин. язык, ФК, педагогика, психология и другие). На основании Закона, постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 10 08 1993 года №773 утвержден Гос. образов. стандарт выс. проф. образования. В требованиях Гос.стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по всем спец-тям, в перечне знаний и умений по ФК записано: понимать роль ФКв развитии чел-ка и подготовке спец-та; знать основы ФК и здорового образа жизни; владеть системой практич. умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофиз. способностей и качеств, самоопределения в ФК; приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деят-ти для достижения жизненных и проф. целей. Нов. уч. программа по ФК отражает также «Основы законод-ва РФ о фФК и спорте» от 27 04 1999 года. Поэтому в перечне дисциплин гуманит. цикла уч. дисциплине «ФК» уделяется особое внимание, в уч. плане на нее выделяется самое большое кол-во уч. ч.(408 ч). В целом это позволяет проводить уч. занятия со студентами не менее 2х раз/нед. по 2ч.на 4х годах обучения. Одной из важных соц. ф-ий физ. воспитания в процессе обучения студентов явл-ся ф-ия, связанная с обеспечением их уч.-труд. активности и выс. проф. работосп-ти после окончания ВУЗа. Именно на это и направлена уч. программа, к-ая явилась прогрессивным шагом в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника ВУЗа с высокой степенью готовности к соц.о-проф. деят-ти. Содерж.е курса физ. воспитания регламентируются гос. уч. программой д/вузов "Физ. воспитание". Уч. материал программы предусматривает решение задач физ. воспитания студентов, и состоит из теорет. и практ. разделов. Содерж. теорет. раздела предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физ. воспитания. Теор. знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практ. занятиях, а также путём самостоят. изучения студентами уч. и спец. лит-ры. Лекционный курс в объёме 20 ч. рассчитан на 2 года обучения и состоит из 8 тем. Первые четыре темы в объёме 10 ч. читаются на первом курсе, а четыре последующие темы в таком же объёме — на 2 курсе. Цель – формирование ФК личности на основе оптимизации физ. развития, всестороннего совершенствования физ. кач-в и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием дух. и нравственных качеств, а также обеспечение на этой основе подготовленности учащейся молодежи к плодотворной труд. деят-ти. Задачи: – понимание соц. роли фк в развитии личности, обеспечении качества жизни и подготовке ее к проф. деят-ти; – знание научно-биологических и практических основ фк и здо образа жизни; – формирование мотивац.-ценностного отношения к фк, установки на Здор. стиль жизни, самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регул. занятиях физ. упр-ми и спортом; – овладение практ. умениями и навыками, обеспечивающими сохранение и укрепление здоровья, псих. благополучие, развитие и совершенствование психофиз. способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в существующих оздоровит.х технологиях и сис-ах фи. воспитания; – обеспечение общей и проф.-прикладной физ. подготовленности, определяющей психофиз. готовность студента к буд. профессии; – приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной дея-ти д/достижения жизненных и проф.х целей. Основные положения: – фк в общекультурной и проф. подготовке студентов. Ее соц.-биологические основы. ФК и спорт как соц. феномены общества. Закон-во о физ. культуре и спорте. Физ. культура личности; – основы Здор. образа жизни студента. Особенности использования средств фк для оптимизации работосп-сти; – общая физ. и спец.подготовка в системе физ. воспитания; – спорт. Индивид. выбор видов спорта или систем физ. упр-ий; – проф.-прикладная физ. подготовка студентов. Основы методики самостоят. занятий и самоконтроль за состоянием своего организма. 7. Особен-ти орг-ции фк при умственном и физ.труде (опред., хар-ка, виды утомления, особенности для разл. категорий занимающихся). (Почитать еще) В процессе своей жизнедеят-и чел. участвует в разл. труд. процессах. Между тем существуют 2 осн. вида труд. деят-ти чел. — физ. и ум. труд и их промежут. сочетания. Физ. труд—вид деят-ти чел-а, особенности к-го опред-ся комплексом факторов, отличающих один вид деят-и от др.связанного с наличием каких-либо климат. производственных, физ., информац-ых и тому подобных факторов. Выполнение физ. работы опред-ся тяжестью труда, к-ая свидетельствует о степени вовлечения в работу скелетных мышц и отражает физиологическую стоимость преимущественно физ. нагрузки. По степени тяжести различают физ. легкий труд, сред. тяжести, тяж. и очень тяж.. Критериями оценки тяжести труда служат эргометрические пок-ли (величины внешней работы, перемещенных грузов и др.) и физиологич. (уровни энергозатрат, частота сердечных сокращений, иные функцион.е изм-ия). Ум. труд — это деят-сть чел. по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе — гипотез и теории. Рез-ат ум. труда проявляется в научных и духовных ценностях или решениях, к-ые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются д/удовлетворения обществ-ых /личных потребностей. Ум. труд выступает в различных формах, зависящих от вида концептуальной модели и целей, к-ые стоят перед че-м. Эти условия опред-ют специфику ум. труда. К неспецифическим особенностям ум. тр.относятся прием и переработка инф-ии, сравнение полученной инф-ии с «хранящейся» в памяти чел., ее преобразование, опред-ие проблемной ситуации, путей разрешения проблемы и формирование цели ум. труда. В зависимости от вида и способов преобразования инф-ции и выработки решения различают репродукт. и продуктивные (творческие) виды ум. труда. В репр.видах труда используются заранее известные преобразования с фиксированными алгоритмами действий (напр., счетные операции), в творч. - алгоритмы либо вообще неизвестны, либо даны в неясном виде. При высокой напряженности ум. труда, особенно если она связана с дефицитом времени, могут возникать явления умств. блокады (временное торможение процесса ум. труда), к-ые предохраняют функцион. системы ЦНС от разобщения. Между физ. и ум. деят-тью существует неоспоримая взаимосвязь. Общеизвестно, что одна из важнейших характеристик личности — интеллект. Условием интеллектуальной деятельности и ее характеристикой служат умственные способности, к-ые формируются и развиваются в теч. всей жизни. Интеллект проявляется в познавательной, твор. деят-ти и вкл. процесс приобретения знаний, опыт и способность использовать их на практике.
Осн. ср-во фк — физ. упражнения. Существует физиолог. классификация упражнений, в к-ой вся многообразная мышечная деят-сть объединена в отд. группы упражнений по физиолог. признакам. Устойчивость орг-ма к неблагоприят. факторам зависит от врожденных и приобретенных св-тв. Физ. тренировка путем совершенствования физиологич.механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию нек-ых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность. Тренированные лыжники при охлаждении их тела до 35°С сохраняют выс. работоспособность. Если нетренированные люди не в состоянии выполнять работу при подъеме их температуры до 37—38°С, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже тогда, когда темп. их тела достигает 39°С и более. У людей, к-ые систематически и активно занимаются физ. упр., повышается псих., умств. и эмоц-ная устойчивость при выполнении напряженной умств. или физ. деят-ти. К числу осн. физ. (/двигательных) качеств, обеспечивающих выс. ур-нь физ. работоспособности чел-ка, относят силу, быстроту и выносливость, к-ые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двиг-ой дея-ти, ее хар-ра, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физ. кач-ам следует добавить гибкость и ловкость, к-ые во многом определяют успешность выполнения нек-ых видов физ.уп-ий. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм чел-ка можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физ. упр-ий (с т. з. спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологич. классификационные признаки, к-ые присущи всем видам мышечной деят-ти, входящим в конкретную группу. Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер. Деят-сть мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения характеризуется как статическая работа (стат. усилие). Стат. усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве. Есть также большая группа физ. упр., особенность к-ых в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения, в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). 2 большие группы физ. упр., связанные со стандартностью/ нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упр. (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упр. ациклического характера (упр. без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей). Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют работу пост.й и переем. мощности с различной продолжительностью. К ср-ам фк относятся не только физ.упр-я, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Использование оздоровит. сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил орг-ма стимулирует обмен веществ и деят-сть физиолог. сис-м и отд. органов.
8. Традиционные и нетрадиционные средства физического воспитания (общая характеристика, основные отличия, примеры). Ср-ва – с помощью чего достигается цель. Цель физ. воспитания – достижение физ. совершенствования, искоренение болезней (профилактика), готовность к экстимальным ситуациям. Традиц. (физ. упр.), нетрадиц. (охдоровление силами природы + йога). Для достижения цели физ. воспитания применяются след. группы ср-тв: 1) физ. упр.; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим ср-ом физ. воспитания явл. физ. упр., вспомогат. ср-ми – оздоровит. силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих ср-тв позволяет специалистам по фк и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Физ. упр. рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигат. действие, с друг. — как процесс многократного повторения. Эффект физ. упр. опред-ся прежде всего содержанием. Содержание физ. упр. — это совокупность физиологич., психологич. и биомеханич. процессов, происходящих в орг-ме человека при выполнении данного упр. (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физ. качеств и т.п.). В процессе физ. воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям: 1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в к-ых осуществляется процесс физ. воспитания. Они дополняют эффект воздействия физ. упр. на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологич. процессов, вызываемых физ. упр., повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.; 2) как относительно самостоят. ср-ва оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры). При оптим. воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления. Одним из гл. требований к использованию оздоровительных сил природы явл-ся системное и комплексное применение их в сочетании с физ. упр-ми.
9. Организм как единая биологическая система (адаптация, гомеостаз, акселерация, возрастные градации человека). Кажд. родившийся чел. наследует от род-ей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, к-ые во многом опред-т индивид.развитие в процессе его дальнейшей жизни. Необходимо отметить, что за послед. 100—150 лет в ряде стран наблюдается раннее морфофункциональное развитие орг-ма у детей и подростков. Это явление называют акселерацией (лат. accelera-tio — ускорение). Оно связано не только с ускорением роста и развития орг-ма вообще, но и с более ранним наступлением периода половой зрелости, ускоренным развитием сенсорных (лат. sensus — чувство), двиг.координаций и псих. с-ий. Поэтому границы между возрастными периодами достаточно условны и это связано со значительными индивид.и различиями, при к-ых «физиолог.» возраст и «паспортный» не всегда совпадают. Существует определенная градация, позволяющая выделить особенности орг-ма чел.на кажд.этапе его развития. По нынешней градации, введенной учеными, человек до 45 лет еще считается молодым, до 65 – сред. возраста, до 75 – пожилого, до 90 – старческого. Осн. этапы жизни чел. – юношеский возраст – 16–21 год; – молодой – 22–45 лет; – средний – 46–65 лет; – пожилой– 66–75 лет; – старческий – 76–90 лет. (дети – 0 – 6 лет, школьники – 7-16) Тех, кто преодолел 9 десяток, называют долгожителями. Как правило, юн. возраст связан с периодом созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зр. возраст (22—60 лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжит. периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигательной активности. Пож. воз. и старческому свойственны физиологич.процессы перестройки: сниж. активных возможностей орг-ма и его систем — иммунной, нервной, кровеносной и др. Гомеостаз — совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутр. среды и нек-ых физиологических ф-ий орг-ма чел-ка (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм как из внеш., так и из внутр. среды. Они позволяют сохранять постоянство состава, физико-хим. и биолог. свойств внутр. среды, несмотря на изменения во внешнем мире и физиологич. сдвиги, возникающие в процессе жизнедеят-ти орг-ма. В норма.состоянии колебания физиологических и биохимич.констант происходят в узких гомеостатических границах, и клетки орг-ма живут в относительно постоянной среде, так как они омываются кровью, лимфой и тканевой жидкостью. Постоянство физико-химического состава поддерживается благодаря саморегуляции обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения и др. физиологических процессов. Т. о., организм — сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деят-ти одного органа приводит к нарушению деят-ти др.. Пр. доступности. Уч. материал м. б. освоен только тогда, когда он будет посилен для данной группы занимающихся. Доступными и посильными для усвоения д. б. все элементы обучения: показ, объяснение, техническая сложность уч. материала, общая физ.нагрузка. Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, то есть такие трудности, к-ые м. б. успешно преодолены при надлежащей мобилизации физ. и духовных сил занимающихся. Доступность, обеспечивается при соблюдении условий: Преемственность физ. упр. Необх. так распределять материал, чтобы содержание кажд. предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей кратчайшим путем к освоению материала очередного занятия. Необх. соблюдать правило от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному. Постепенность – переход от одних заданий к др., более трудным. Соблюдение правила от простого к сложному, от легкого к трудному. Использование спец. средств и методов направленных на формирование непосредственной готовности к выполнению заданий (использование подготовительных и подводящих упражнений). Пр. индивидуализации. Индивидуализация – это такое построение всего процесса физ. воспитания, при к-ом осуществляется индивидуальный подход к воспитуемым и создаются условия для наибольшего развития их способностей. Функциональные возможности организма у кажд. человека индивидуальны. Поэтому процесс физ. воспитания необходимо индивидуализировать. Проблема индивидуализации в процессе физ. воспитания решается на основе органического сочетания 2-ух направлений: · Общеподготовительного (ОФП по программе общеобразоват. школы, вуза и т.д.). Индивидуализация осуществляется за счет методов обучения и воспитания и доп. ср-тв, позволяющих индивидуализировать путь к выполнению общ. программных требований. · Специализированного (спорт. специализация). Углубленное совершенствование в избранной деят-ти. Методы и содержание занятий опред-ся в зависимости от индивидуальных склонностей и одаренности человека. Пр. наглядности. В процессе обучения физ. упр-ям осн. назначение наглядности - создание у занимающегося яркого образа – представления о ранее незнакомом движении. Др. задача наглядности– помочь обучаемым при выполнении движений ориентироваться в пространстве и во времени, чтобы обеспечить, т. о., правильное исполнение упр. Представление о движении создается с помощью: Живого показа; Образного объяснения; Применением наглядных уч. пособий (фото и видеоматериалов). Особо важную роль в решении этой задачи играет практ. показ упр. При восприятии продемонстрированного упр. у занимающихся создается зрительный образ движения. достигается с помощью воспроизведения звука любым способом – подсчетом, хлопками или музыкой. Чтобы обеспечить наглядность в обучении, необх. руководствоваться правилами: Заранее продумать показ упр-ия; при объяснении и показе учитывать знания и предыдущий двигат. опыт занимающихся; Не показывать и не объяснять всех деталей упр-ия сразу, а делать это постепенно, по мере необх-ти; Использовать наглядность не только во время ознакомления с новым упр-ем, но и в процессе практ. его освоения (указание пространственных ориентиров, подача звуковых сигналов). Пр. сознательности и активности. Сознательность. Все произвольные действия человека, в т. ч. и действия, выполняемые в процессе обучения физ. упр., являются действиями сознательными. В процессе освоения но. действий движения всегда осмысливаются. Т. о., принцип сознательности вкл. в себя: Сознательное отношение обучающихся к учебному материалу и пони
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.15 (0.013 с.) |