Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика вредных привычек, психической регуляции организма с использованием средствами физической культуры.

Поиск

Здор. образ жизни несовместим с вред. привычками. Употребление алкоголя, наркот. веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье.

Чем опасен алкоголь? Он разрушает важнейшие органы и системы чел-го орг-ма, в т.ч.и ЦНС. Плохо очищенный спирт, к-ый получают путем брожения из хлебных крахмалосодержащих злаков и овощей либо синтетически, содержит яд. примеси. Человек, пристрастившийся к спиртным напиткам, не может быстро и точно мыслить, становится невнимательным, допускает много ошибок. А если к этому добавить, что в состоянии опьянения человек теряет над собой контроль, ведет себя развязано и способен совершить различные антиобщественные поступки, то становится совершенно ясно, что алкоголь несовместим с понятием о зд. образе жизни.

У пьющих мужчин в 2,5 раза выше заболеваемость псих. расстройствами, болезнями печени, органов дыхания; у женщин часто рождаются дети с врожденными аномалиями. Алкоголь – это вещест­во наркот. действия; он обладает всеми характерными для данной группы веществ особенностями. Сразу после приема алкоголя наступает выраженная фаза возбуждения (эйфория), люди стано­вятся веселыми, общительными, разговорчивыми, смелыми (наруша­ются тормозные процессы в ЦНС); возбуждаются половые эмоции, но заглушается чувство стыда, появляется неразборчивость в связях (больш-во заражений венерич.болезнями происходит в со­стоянии опьянения). Под действием алкоголя возникает иллюзия о повышении работосп-сти, приводящая к переоценке сил и воз­можностей. На самом деле объективно снижается ум. работо­сп-сть (быстрота и точность мышления, ухудш.внимание, допускается много ошибок). Ухудшается и физ. работоспособность, значительно снижается точность, координация и быстрота движений, а также мышечная сила. Вслед за фазой возбуждения неизбеж­но наступает фаза угнетения.

Страдают также органы пищеварения, нарушается ф-ция ды­х. сис-мы, ухудшается выделительная ф-ия почек, страдает ф-ия половых желез.

Заблуждается и тот, кто полагает, что курение - безвредно, что оно, мол, даже стимулирует ум. деят-сть, придает бодрость. Как показали научные исследования, в первое время при курении наблюдается повышение возбудимости коры головного мозга, -ое сменяется угнетением нервных клеток, что требует повторного употребления табака. Чем опасен дымок сигареты? Вместе с ним организм поступает более 30 вредных веществ - никотин, сероводород, уксусная, муравьиная и синильная кислоты, этилен, изопрен, угарный и углекислые газы, различные смолы, радиоактивный полоний. Аргументов против курения очень много. Но, пожалуй, самый веский - высокая вероятность возникновения рака дых. путей. Ежегодно рак легких уносит миллионы жизней! Рак дыхательных путей, согласно научным данным, у курильщиков возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. Как чрезвычайно опасного врага каждый здравомыслящий человек должен рассматривать наркотики. Пристрастие к ним, даже эпизодическое, может привести к тяжелому заболеванию - наркомании. Коварное действие наркотиков состоит в том, что незаметно развивается неодолимая тяга к ним, это характеризуется рядом признаков, Во-первых, привычные дозы уже не дают желаемого эффекта. Во-вторых, возникает непреодолимое влечение к данному препарату и стремление получить его любой ценой. В-третьих, при лишении наркотика развивается тяжелое состояние (так называемая физ. ломка). При длит. употреблении наркотиков происходит хроническое отравление организма с глубокими нарушениями в различных органах. Постепенно наступает псих. и физ. истощение. Закоренелым наркоманам присущи: повышенная раздражительность, неустойчивое настроение, нарушение координации движений, дрожание рук, потливость. Заметно снижаются у них ум. способности, ухудшается память, резко падает трудосп-сть, слабеет воля, теряется чувство долга. Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому ис­тощению орг-ма, изменению обмена веществ, псих. рас­стройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, беспло­дию. Общая деградация личности наступает в 15—20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркомании очень слож­но, лучший вариант – даже не пробовать наркотики. Итак, здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, и эта несовместимость принципиальная.

16. Объективные и субъективные факторы учебного процесса студентов (краткая характеристика).

Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов, к объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный.

Уч.время студентов в среднем составляет 52—58 ч в неделю, вкл. самоподготовку), т.е. ежедневная уч. нагрузка равна 8––9 ч, след-но, их раб.день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням.

К субъективным факторам следует отнести: знания, проф.способности, мотивацию учения, работосп-сть, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деят-ти, утомляемость, психофиз.возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к соц. условиям обучения в вузе.

Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деят-ти, новые жизненные ситуации.

Критический и сложный для студентов экзаменационный период — один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования.

Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм студентов, при определенных условиях способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, псих.заболеваний.

17. Работоспособность студента в течение учебного периода (определение, краткая характеристика, влияющие факторы).

Работос-сть — это возможность чел-ка выпол­нять конкретную деят-сть в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Она отражает возмож­ности биолог. природы человека, служит пок-лем его дее­способности; выражает его соц. сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкрет­ной деят-ти. Основу работоспособности составляют спец. знания, умения, навыки, определен. Псих., физиологи­ч., физ. особенности. Кроме того, для успеха в деят-­ти большое значение имеют и такие св-ва личности, как сообрази­тельность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность спе­ц. кач-в, необх-ых в конкретной деят-ти. Работо­сп-ть зависит: от ур-я мотивации и интереса; поставленной цели, аде­кватной возможностям личности; оптим-го эмоционального напряжения, установка;

В кажд. момент работосп-ть определяется воздействием разнообразных вн. и внутр. факторов не только по отдель­ности, но и в их сочетании. Эти группы вн. и внутр.факторов, оказывающих воздействие на работосп-сть (их 3): 1-я — физиологич. характера — состояние здо­ровья, ССС, дых. и др.; 2-я — фи­зич. характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я псих. харак­тера — самочувствие, настроение, мотивация и др.

В определенной мере работосп-сть в уч.деят-ти зависит от св-тв личности, особенностей нервной системы, темпера­мента. Так, лицам, обладающим хорошей работосп-ью, прису­ща подвижность торможения, преобладание процесса внутр. возбуждения. Наряду с этим успешность обучения м.б. обу­словлена такой типологической характеристикой, как «усидчивость», к-ой в большей степени обладают лица с преобладанием внутр. и внеш. торможения. Аккуратность и сдержанность связаны с инертностью процессов возбуждения и торможения.

Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме: Выс. работосп-сть обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственны­ми орг-зму естественными биологич.ритмами его психофи­зиологич. функций.

1) Студенты, отнесенные к «утреннему» типу (жаворонки): вста­ют рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утрен. и днев. часы. Наиболее работосп-ы с 9 до 14 ч. Вечером их работосп-сть заметно снижается. Это — тип наибо­лее адаптированных к существующему режиму обучения студентов, поскольку их биологический ритм совпадает с соц. ритмом дневного вуза.

2) Студенты «вечернего» типа — «совы» — наиболее рабо­тоспособны с 18 до 24 ч. Они поздно ложатся спать, часто не высыпа­ются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня затор­можены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях, обу­чаясь на дневном отделении вуза. Очевидно, период снижения рабо­тосп-ти студентов обоих типов целесообразно использовать для отдыха, обеда, если же необходимо заниматься, то наименее труд­ными дисциплинами. Для «сов» целесообразно с 18 ч заниматься самост-ой работой по наиболее сложным разделам программы.

3) аритмики, они занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами», но все же они ближе к «жаворонкам».

Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения. Под влиянием учебно-трудовой деят-ти работосп-ть студентов претерпевает изменения, к-ые отчетливо на­блюдаются в теч. дня, недели, на протяжении кажд.полугодия и учебного года в целом. Длит-ть, глубина и направленность из­менений определяются функциональным состоянием орг-ма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и дру­гими причинами. Для уч. труда студентов независимо от его временных параметров (уч. день, неделя, семестры уч. года) изменение умственной работо­сп-ти характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и выс. работосп-ти и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет большое значение для планирования мероприятий по оптимизации условий учебно-труд.деят-ти и отдыха студентов, в частности, применением ср-тв физ. культуры и спорта.

По типу изменений работоспособности в уч. труде выделяют:

усиливающийся ( посте­пенно возрастающие кол-ные и кач-ные пок-ли работосп-ти — от начала к концу задания; относят преимущественно лиц с сильным типом нервной системы, способных длит. время заниматься ум. трудом ), неровный ( обладает резкими колебаниями интенсивности работы и ее кач-ва с тенденцией к снижению объема к моменту завершения задания ), ослабевающий ( характерно пост. снижение интенсивности работы при сопутствующем на­растании ошибок по мере выполнения работы ); ровный типы ( свойственны выс. кач-ые и кол-ые пок-и выполнения работы при небольш. их колебании в отд. промежутки времени ), связывая их с типологическими особенностями.

К не­ровному и ослабевающему типам относят лиц с преимущественно сла­б.нервной системой. Усиливающийся и ров­ный типы часто встречают­ся среди хорошо успевающих студентов.

Работосп-ть чел-ка опред-ся воздействием разнообразных вн. и внутр. факторов, к-ые условно можно разделить на три осн. группы:

1-я - физиологического характера - состояние ССС, дыхательной и др.;

2-я - физического характера - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и др.;

3-я - психического характера - самочувствие, настроение, мотивация и др.

Работосп. человека не м. б. пост., поэтому необх. знать ее изм-ия в теч. дня, недели, семестра, уч. года и во время сессии, чтобы нивелировать возможные ее отрицат. последствия.

Изменение работоспособности в течение учебного дня. В течение учебного дня наблюдаются, как правило, след.е фазы изменения работоспособности студента:

1.Врабатывание (10-15 мин). Характ-ся постеп. повышением работосп. и образованием раб. доминанты.

2. Опт. (устойчивая) работоспособность (1,5-3,0 час). В этой фазе изменения функций организма адекватны выполняемой уч. деят-ти.

3. Полная компенсация. Появляются нач. признаки утомления, к-ые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.

4. Неустойчивая компенсация. Нарастает утомление, и продуктивность уч. деят-ти снижается.

5.Прогрессивное сниж. работоспособности. Возможно кратковрем. Повыш. работосп. за счет мобилизации резервов организма (конечный прорыв).

6. Резкое снижение продуктивности работы. Происходит угасание рабочей доминанты.

На рис.4.1 схематично показано изм.работосп. студентов в теч. суток.

Фазы работосп. студентов в теч. недели и уч. года.

Изменения в теч.уч. недели: понедельник – врабатывание; вторник, среда, четверг – период высокой и устойчивой работосп.; пятница, суббота – снижение работосп..

Изменения по семестрам и в целом за уч. год. Для изменения работосп. студентов в теч. семестров и в целом за уч. год характерно следующее: 3-3,5 недели – период врабатывания; далее 2,5 месяца – период устойчивой работосп.; с началом зачетной недели – работосп. снижается; в период экзаменов – снижение работосп. усиливается; в период зимних каникул – работосп. восстанавливается к исходному уровню (в случае активных занятий физ. упражнениями наблюдается сверхвосстановление); начало второго полугодия (1,5 недели) – период врабатывания; период до середины апреля – выс. и устойчивый уровень работосп.; в конце апреля – снижение работосп.; в зачетную неделю и в период экзаменов – снижение работосп., причем резче, чем в первом полугодии; летний каникулярный отдых – восстановление работосп. несколько замедленно в первые 12 дней по сравнению с зимними каникулами. 1. Врабатывание. Характер-ся постепенным повышением работосп. и образованием раб. доминанты.

2. Оптим. (устойчивая) работосп. В этой фазе изм-ия ф-ий организма адекватны выполняемой уч. деят-ти.

3. Полная компенсация. Появляются нач. признаки утомления, -ые компенсируются волевым усилием и положит. мотивацией.

4. Неустойчивая компенсация. Нарастает утомление, и продуктивность уч. деят-ти снижается.

5. Прогрессивное снижение работосп. Возможно кратковременное повышение работоспос. за счет мобилизации резервов организма (конечный прорыв).

6. Резкое снижение продуктивности работы. Происходит угасание раб. доминанты

18. Принципы обучения в физ. воспитании (определение и общая характеристика).

Процесс обучения в любой сфере деят-ти базируется на опред. методических принципах и методах, к-ые в своей совокупности представляют методику овладения различными приемами и действиями.

Принципы обучения – это осн. исходные положения теории фк, определяющие направления формирования личности в уч. процессе.

Методы обучения – это способы направленного воздействия на человека с целью развития физ. кач-тв, формирования двигат. навыков, достижения опред-ых результатов.

В своей совокупности принципы и методы составляют основу обучения в процессе физ.воспитания. Обучение – процесс, вклю-ий преподавание и учение, имеющий целью овладение занимающимися систематическими знаниями, умениями и навыками, приобщение к ценностям и традициям, воспитание и развитие на основе достижений отечественной и мировой спортивной науки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.27 (0.013 с.)