Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профилактика вредных привычек, психической регуляции организма с использованием средствами физической культуры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Здор. образ жизни несовместим с вред. привычками. Употребление алкоголя, наркот. веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье. Чем опасен алкоголь? Он разрушает важнейшие органы и системы чел-го орг-ма, в т.ч.и ЦНС. Плохо очищенный спирт, к-ый получают путем брожения из хлебных крахмалосодержащих злаков и овощей либо синтетически, содержит яд. примеси. Человек, пристрастившийся к спиртным напиткам, не может быстро и точно мыслить, становится невнимательным, допускает много ошибок. А если к этому добавить, что в состоянии опьянения человек теряет над собой контроль, ведет себя развязано и способен совершить различные антиобщественные поступки, то становится совершенно ясно, что алкоголь несовместим с понятием о зд. образе жизни.У пьющих мужчин в 2,5 раза выше заболеваемость псих. расстройствами, болезнями печени, органов дыхания; у женщин часто рождаются дети с врожденными аномалиями. Алкоголь – это вещество наркот. действия; он обладает всеми характерными для данной группы веществ особенностями. Сразу после приема алкоголя наступает выраженная фаза возбуждения (эйфория), люди становятся веселыми, общительными, разговорчивыми, смелыми (нарушаются тормозные процессы в ЦНС); возбуждаются половые эмоции, но заглушается чувство стыда, появляется неразборчивость в связях (больш-во заражений венерич.болезнями происходит в состоянии опьянения). Под действием алкоголя возникает иллюзия о повышении работосп-сти, приводящая к переоценке сил и возможностей. На самом деле объективно снижается ум. работосп-сть (быстрота и точность мышления, ухудш.внимание, допускается много ошибок). Ухудшается и физ. работоспособность, значительно снижается точность, координация и быстрота движений, а также мышечная сила. Вслед за фазой возбуждения неизбежно наступает фаза угнетения. Страдают также органы пищеварения, нарушается ф-ция дых. сис-мы, ухудшается выделительная ф-ия почек, страдает ф-ия половых желез. Заблуждается и тот, кто полагает, что курение - безвредно, что оно, мол, даже стимулирует ум. деят-сть, придает бодрость. Как показали научные исследования, в первое время при курении наблюдается повышение возбудимости коры головного мозга, -ое сменяется угнетением нервных клеток, что требует повторного употребления табака. Чем опасен дымок сигареты? Вместе с ним организм поступает более 30 вредных веществ - никотин, сероводород, уксусная, муравьиная и синильная кислоты, этилен, изопрен, угарный и углекислые газы, различные смолы, радиоактивный полоний. Аргументов против курения очень много. Но, пожалуй, самый веский - высокая вероятность возникновения рака дых. путей. Ежегодно рак легких уносит миллионы жизней! Рак дыхательных путей, согласно научным данным, у курильщиков возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. Как чрезвычайно опасного врага каждый здравомыслящий человек должен рассматривать наркотики. Пристрастие к ним, даже эпизодическое, может привести к тяжелому заболеванию - наркомании. Коварное действие наркотиков состоит в том, что незаметно развивается неодолимая тяга к ним, это характеризуется рядом признаков, Во-первых, привычные дозы уже не дают желаемого эффекта. Во-вторых, возникает непреодолимое влечение к данному препарату и стремление получить его любой ценой. В-третьих, при лишении наркотика развивается тяжелое состояние (так называемая физ. ломка). При длит. употреблении наркотиков происходит хроническое отравление организма с глубокими нарушениями в различных органах. Постепенно наступает псих. и физ. истощение. Закоренелым наркоманам присущи: повышенная раздражительность, неустойчивое настроение, нарушение координации движений, дрожание рук, потливость. Заметно снижаются у них ум. способности, ухудшается память, резко падает трудосп-сть, слабеет воля, теряется чувство долга. Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению орг-ма, изменению обмена веществ, псих. расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает в 15—20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант – даже не пробовать наркотики. Итак, здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, и эта несовместимость принципиальная.16. Объективные и субъективные факторы учебного процесса студентов (краткая характеристика). Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов, к объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. Уч.время студентов в среднем составляет 52—58 ч в неделю, вкл. самоподготовку), т.е. ежедневная уч. нагрузка равна 8––9 ч, след-но, их раб.день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням. К субъективным факторам следует отнести: знания, проф.способности, мотивацию учения, работосп-сть, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деят-ти, утомляемость, психофиз.возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к соц. условиям обучения в вузе. Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деят-ти, новые жизненные ситуации. Критический и сложный для студентов экзаменационный период — один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования. Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм студентов, при определенных условиях способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, псих.заболеваний. 17. Работоспособность студента в течение учебного периода (определение, краткая характеристика, влияющие факторы). Работос-сть — это возможность чел-ка выполнять конкретную деят-сть в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Она отражает возможности биолог. природы человека, служит пок-лем его дееспособности; выражает его соц. сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деят-ти. Основу работоспособности составляют спец. знания, умения, навыки, определен. Псих., физиологич., физ. особенности. Кроме того, для успеха в деят-ти большое значение имеют и такие св-ва личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность спец. кач-в, необх-ых в конкретной деят-ти. Работосп-ть зависит: от ур-я мотивации и интереса; поставленной цели, адекватной возможностям личности; оптим-го эмоционального напряжения, установка; В кажд. момент работосп-ть определяется воздействием разнообразных вн. и внутр. факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти группы вн. и внутр.факторов, оказывающих воздействие на работосп-сть (их 3): 1-я — физиологич. характера — состояние здоровья, ССС, дых. и др.; 2-я — физич. характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я псих. характера — самочувствие, настроение, мотивация и др. В определенной мере работосп-сть в уч.деят-ти зависит от св-тв личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей работосп-ью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутр. возбуждения. Наряду с этим успешность обучения м.б. обусловлена такой типологической характеристикой, как «усидчивость», к-ой в большей степени обладают лица с преобладанием внутр. и внеш. торможения. Аккуратность и сдержанность связаны с инертностью процессов возбуждения и торможения. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме: Выс. работосп-сть обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными орг-зму естественными биологич.ритмами его психофизиологич. функций. 1) Студенты, отнесенные к «утреннему» типу (жаворонки): встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утрен. и днев. часы. Наиболее работосп-ы с 9 до 14 ч. Вечером их работосп-сть заметно снижается. Это — тип наиболее адаптированных к существующему режиму обучения студентов, поскольку их биологический ритм совпадает с соц. ритмом дневного вуза. 2) Студенты «вечернего» типа — «совы» — наиболее работоспособны с 18 до 24 ч. Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза. Очевидно, период снижения работосп-ти студентов обоих типов целесообразно использовать для отдыха, обеда, если же необходимо заниматься, то наименее трудными дисциплинами. Для «сов» целесообразно с 18 ч заниматься самост-ой работой по наиболее сложным разделам программы. 3) аритмики, они занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами», но все же они ближе к «жаворонкам». Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения. Под влиянием учебно-трудовой деят-ти работосп-ть студентов претерпевает изменения, к-ые отчетливо наблюдаются в теч. дня, недели, на протяжении кажд.полугодия и учебного года в целом. Длит-ть, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием орг-ма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и другими причинами. Для уч. труда студентов независимо от его временных параметров (уч. день, неделя, семестры уч. года) изменение умственной работосп-ти характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и выс. работосп-ти и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет большое значение для планирования мероприятий по оптимизации условий учебно-труд.деят-ти и отдыха студентов, в частности, применением ср-тв физ. культуры и спорта. По типу изменений работоспособности в уч. труде выделяют: усиливающийся ( постепенно возрастающие кол-ные и кач-ные пок-ли работосп-ти — от начала к концу задания; относят преимущественно лиц с сильным типом нервной системы, способных длит. время заниматься ум. трудом ), неровный ( обладает резкими колебаниями интенсивности работы и ее кач-ва с тенденцией к снижению объема к моменту завершения задания ), ослабевающий ( характерно пост. снижение интенсивности работы при сопутствующем нарастании ошибок по мере выполнения работы ); ровный типы ( свойственны выс. кач-ые и кол-ые пок-и выполнения работы при небольш. их колебании в отд. промежутки времени ), связывая их с типологическими особенностями. К неровному и ослабевающему типам относят лиц с преимущественно слаб.нервной системой. Усиливающийся и ровный типы часто встречаются среди хорошо успевающих студентов. Работосп-ть чел-ка опред-ся воздействием разнообразных вн. и внутр. факторов, к-ые условно можно разделить на три осн. группы: 1-я - физиологического характера - состояние ССС, дыхательной и др.; 2-я - физического характера - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и др.; 3-я - психического характера - самочувствие, настроение, мотивация и др. Работосп. человека не м. б. пост., поэтому необх. знать ее изм-ия в теч. дня, недели, семестра, уч. года и во время сессии, чтобы нивелировать возможные ее отрицат. последствия. Изменение работоспособности в течение учебного дня. В течение учебного дня наблюдаются, как правило, след.е фазы изменения работоспособности студента: 1.Врабатывание (10-15 мин). Характ-ся постеп. повышением работосп. и образованием раб. доминанты. 2. Опт. (устойчивая) работоспособность (1,5-3,0 час). В этой фазе изменения функций организма адекватны выполняемой уч. деят-ти. 3. Полная компенсация. Появляются нач. признаки утомления, к-ые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. 4. Неустойчивая компенсация. Нарастает утомление, и продуктивность уч. деят-ти снижается. 5.Прогрессивное сниж. работоспособности. Возможно кратковрем. Повыш. работосп. за счет мобилизации резервов организма (конечный прорыв). 6. Резкое снижение продуктивности работы. Происходит угасание рабочей доминанты. На рис.4.1 схематично показано изм.работосп. студентов в теч. суток. Фазы работосп. студентов в теч. недели и уч. года. Изменения в теч.уч. недели: понедельник – врабатывание; вторник, среда, четверг – период высокой и устойчивой работосп.; пятница, суббота – снижение работосп.. Изменения по семестрам и в целом за уч. год. Для изменения работосп. студентов в теч. семестров и в целом за уч. год характерно следующее: 3-3,5 недели – период врабатывания; далее 2,5 месяца – период устойчивой работосп.; с началом зачетной недели – работосп. снижается; в период экзаменов – снижение работосп. усиливается; в период зимних каникул – работосп. восстанавливается к исходному уровню (в случае активных занятий физ. упражнениями наблюдается сверхвосстановление); начало второго полугодия (1,5 недели) – период врабатывания; период до середины апреля – выс. и устойчивый уровень работосп.; в конце апреля – снижение работосп.; в зачетную неделю и в период экзаменов – снижение работосп., причем резче, чем в первом полугодии; летний каникулярный отдых – восстановление работосп. несколько замедленно в первые 12 дней по сравнению с зимними каникулами. 1. Врабатывание. Характер-ся постепенным повышением работосп. и образованием раб. доминанты. 2. Оптим. (устойчивая) работосп. В этой фазе изм-ия ф-ий организма адекватны выполняемой уч. деят-ти. 3. Полная компенсация. Появляются нач. признаки утомления, -ые компенсируются волевым усилием и положит. мотивацией. 4. Неустойчивая компенсация. Нарастает утомление, и продуктивность уч. деят-ти снижается. 5. Прогрессивное снижение работосп. Возможно кратковременное повышение работоспос. за счет мобилизации резервов организма (конечный прорыв). 6. Резкое снижение продуктивности работы. Происходит угасание раб. доминанты 18. Принципы обучения в физ. воспитании (определение и общая характеристика). Процесс обучения в любой сфере деят-ти базируется на опред. методических принципах и методах, к-ые в своей совокупности представляют методику овладения различными приемами и действиями. Принципы обучения – это осн. исходные положения теории фк, определяющие направления формирования личности в уч. процессе. Методы обучения – это способы направленного воздействия на человека с целью развития физ. кач-тв, формирования двигат. навыков, достижения опред-ых результатов. В своей совокупности принципы и методы составляют основу обучения в процессе физ.воспитания. Обучение – процесс, вклю-ий преподавание и учение, имеющий целью овладение занимающимися систематическими знаниями, умениями и навыками, приобщение к ценностям и традициям, воспитание и развитие на основе достижений отечественной и мировой спортивной науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.27 (0.013 с.) |