Врачебно-педагогический контроль на занятиях физическими упражнениями (определение, виды диагностики, критерии контроля).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Врачебно-педагогический контроль на занятиях физическими упражнениями (определение, виды диагностики, критерии контроля).



Среди актуальных проблем физ. воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие осн. физ. (двигательных) качеств. Важную роль здесь здесь играют не только пути их развития и совершенствования, но и средства их контроля, особенно педагогического.

Задача последнего состоит в необходимости ознакомиться с вопросами решаемыми с помощью педагогических наблюдений, познакомиться с методами и орг-ей их проведения. Такие наблюдения могут проводиться не только во время занятий или тренировки, но и до и после них.

Осн. задача этих наблюдений - совершенствование учебно-тренировочного процесса с целью получения наилучшего эффекта. Такая задача м.б. решена плодотворно с участием врача, хорошо знающего спорт, методы планирования, а педагог-тренер, в свою очередь, должен обладать необходимыми мед. знаниями. При этом тренер должен четко представлять какие сведения он может получить с помощью врача и какие самост-но. Такие наблюдения в естественных условиях спорт. деят-ти, проводимые совместно с врачом позволяют оценить физ. подготовленность и спец. тренированность спортсмена, оценить правильность используемых методик и режима тренировок, предупредить перенапряжения, переутомление и перетренерованность. Исходя их вышеизложенного, эти наблюдения следует называть врачебно-педагогическими.

Важнейшей задачей врачебно-педагогического контроля является уточнения в планировании учебно-тренировочного процесса, дозировка физ.нагрузок в недельном цикле, определения длительности интервалов отдыха между упр-ми и тренировками, нахождение наиболее рац. сочетания различных ср-в тренировок и т.п.

Практическая реализация врачебно-педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физ. воспитанию, либо тренировочных занятий.

Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:

· определение степени усвоения техники двигат. действий;

· определение уровня развития двигат. (физ.) качеств.

Существующие методы врачебно-педагогического контроля можно разделить на 2 группы:

· не тренирующие сложной аппаратуры, отличающиеся простотой методики оценки (визуальное наблюдение, определение частоты дыхания, измерение артериального давления, веса тела, различные координационные пробы и др.)

· требующие довольно сложной аппаратуры и специально подготовленных людей, проводящих контроль (Электрокардиография и др.)

В системе педагогического контроля за усвоением техники двигат. действий, осуществляемого в процессе занятий преподавателями физ. воспитания, принято различать 3 вида проверок (контроля):

· предварительную (прием первичных контрольных нормативов);

· текущую (отмечается преподавателем-тренером в журнале или дневнике);

· итоговую (прием государственных тестов).

Особое место при проведении педагогического контроля занимает мед. обеспечение - одно из решающих условий рационального использования ср-тв фк и спорта, высокой эффективности проведения учебно-тренировочных занятий.

Мед. обеспечение способствует реализации принципа оздоровительной направленности системы физ. воспитания и осуществляется в виде врачебного контроля.

Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий вопросы физ. развития, функционального состояния и состояния здоровья человеческого орг-ма в процессе занятий физ. упр. и спортом. Врачебный контроль явл-я осн. разделом спорт. медицины, имеющей свои четко определенные принципы и задачи.

Гл. задача врачебного контроля - обеспечение правильности и высокой эффективности учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий. Задача врачебного контроля - ознакомить студентов с основными вопросами мед. контроля.

Выполнение этой задачи облегчается тем, что на практ.занятиях студенты уже получают нек-ые представления об основных методах контроля. Однако, следует учитывать, что в наст. время все болшее число людей, причем, различного возраста охвачено занятиями физ. упр. и спортом. Это обстоятельство требует от них более глубоких знаний в области медицины, поскольку не все из них находятся под контролем преподавателя-тренера на занятиях (чаще) или врача (реже).

Цель врачебного контроля является всемерное содействие эффективности процесса физ. воспитания, правильному использованию средств физ. культуры. Он призван исключить все условия, при к-ых могут появляться отрицат. воздействия от занятий физ. упр. и спортом на организм занимающихся.

Врачебный контроль является обязат. условием предупреждения травматизма, сохранения здоровья человека, долголетия, творческой активности и осуществляется в соответствии с "Положением о врачебном контроле за физ. воспитанием в вузе".

Основные задачи врачебного контроля:

1.опред. состояния здоровья занимающихся и решение вопросов допуска их к занятиям в различных формах и группах;

2.осуществление врачебного контроля на занятиях по физ. воспитанию и спортом;

3.диагностика функцион.о состояния;

4.оценка физии. развития и выявление заболеваний и травм;

5.мед. обеспечение соревнований;

6.агитация и пропаганда фк среди населения.

42. Самоконтроль на самостоятельных занятиях физ. упр-ми (определение, задачи, показатели самоконтроля).

Самоконтроль - это регул. самостоят. наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, физ. развития, за влиянием на орг-зм занятий физ. упр0ми и спортом. Сегодня уже никто не сомневается в целесообразности самоконтроля. Правда многие спортсмены, даже выс. класса, его игнорируют. Одна из причин этого больш. объем инф-ции, к-ую следует записывать в дневник самокон-ля. Самокон-ль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле. Он имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Это связано с тем, что, 1 – регул. врачебные осмотры проводятся 1 раз в год и в период между ними сведения о состоянии здоровья студентов отсутствуют. 2 – пост. фиксирование субъект. и объект. Пок-лей самокон-ля способствуют оц-ке физ. состояния занимающихся. Кроме того, они помогают тренеру-преподавателю, самим занимающимся контрол-ть и рег-вать правильность подбора ср-в, методику проведения уч.-тренировочных занятий.

Субъект. пок-ли оцениваются по 5-ти балльной системе. Подобная форма самоконтроля требует от занимающихся мин. затраты времени - не более 5-10 минут ежедневно, при этом дает ценные сведения.

При занятиях физ. упр-ми по уч. программе, а также в группах здоровья и спортивного совершенствования можно ограничиться такими субъект. пок-ми, как напр.:

Настроение. Очень существенный пок-ль, отражающий психич. состояние занимающихся. Занятия всегда должны доставлять удовольствие.

Настроение можно считать - хорошим, когда уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоц. состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.

Самочувствие. Этому пок-лю порой не уделяется должного внимания, т.к. считают недостаточно объективным. Самочувствие, отмечается как хорошее (бодрость, сила), удовлетворительное или плохое (вялость, слабость).

Желание заниматься - отмечается в дневнике как "большое", "безразличное", "нет желания".

Сон - отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).

Аппетит - отмечается как хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой.

Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, хар-ру (острые, тупые, режущие и т.п.) и силы проявления. По тренировочным нагрузкам, из-за нарушения режима можно судить с состоянии здоровья занимающихся.

Объект. Пок-ли:

Дыхание. При правильном дозировании физ. нагрузок (при выполнении циклических упражнений) динамический контроль за простейшими пок-ми сис-мы внеш. дыхания (частота дыхания, ЖЕЛ) позволяет оценить физ. состояние занимающихся. Частота дыхания зависит от возраста, уровня тренированности, состояния здоровья, величины выполняемой физ. нагрузки. Взрослый человек делает в минуту 14-18 дыханий. У спортсмена частота дыхания в покое 10-16 в минуту. При увеличении физ. нагрузки частота дыхания может достичь 60 и более в минуту.

О силе дыхательной мускулатуры можно судить по данным пневмотонометрии и пневмотахонометрии. Пневмотахонометрия позволяем измерить давление, развиваемое в легких при вдохе. Сила вдоха в большинстве случаев - 50-80 мм. ртутного столба. У спортсменов 60-120 мм ртутного столба. Сила выдоха чаще всего составляет 80-120 мм ртутного столба, у спортсменов - достигает 100-240 и более.

При регул. занятиях физ. упр-ми мощность форсированного вдоха и выдоха может существенно увелич-ся, чтс обеспечивает лучшую вентиляцию легких во время физ. нагрузок.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – пок-ель отражающий функциональные возможности системы дыхания, измеряется с помощью спирометра.

У Здор. нетренированных мужчин ЖЕЛ обычно лежит в пределах 3.0-4.5 л, у женщин 2.5-3.5 л. ЖЕЛ теоретически можно рассчитать по формуле Людвига (смотри таблицу 1 и таблицу 2) в которой

ЖЕЛ для мужчин = 40* [pocт (см) + вес (кг)]- 4400

ЖЕЛ для женщин = 40* [рост (см) + вес (кг)]- 3800

С возрастом ЖЕЛ снижается. Снижение ЖЕЛ на 15% и более указывает на патологию легких. Повышение ЖЕЛ указывает на высокое функцион. состояние легких.

ЧСС (пульс) - важный пок-ль дающий инф-цию с деят-ти ССС. Его рекомендуется подсчитывать регулярно, в одно и тоже время суток в покое. Лучше всего утром, лежа после пробуждения.

В норме у взрослого нетренированного мужчины ЧСС колеблется в пределах 60-80 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов меньше, чем стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя (ортостатическая проба) можно судить о состоянии вегетативной нервной системы. Резкое учащение пульса более 80 уд/мин (тахикардия) и резкое замедление пульса менее 60 уд/мин (брадикардия) по сравнению с предыдущими пок-ми может являться следствием переутомления либо заболевания (паталогии) сердца.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.009 с.)