Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И медицинский контроль за физическим воспитанием учащихся

Поиск

 

Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчаст­ных случаев при занятиях физической культурой и спортом являет­ся одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструк­торов, медицинских работников, дирекции школ. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Мно­жество случаев нарушений организационного, методического, са­нитарно-гигиенического характера приводило и приводит учащих: ся к травмам.

Учитель физкультуры проводил на уроке соревнования по встреч­ной эстафете в зале, где совсем не было предусмотрено расстояние для гашения скорости. Ученик IX класса не смог затормозить, руками уперся в стену зала, по инерции тело сильно прогнулось. Исход - пе­релом позвоночника.

Учитель физкультуры разделил ребят VIII класса на две шеренги, дал им гранаты, показал, как метать, и стал заниматься с девочками. Мальчики метали гранаты шеренга в шеренгу, пока не попали одному из учеников в голову. Исход - тяжелая черепно-мозговая травма.

На занятиях по вольной борьбе в спарринге боролись два девяти­классника при разнице массы тела почти в 30 кг. В результате тяжелая - травма - перелом плеча.

Учитель разрешил ребятам заниматься самостоятельно. Один из учащихся взобрался по канату, а другой раскрутил его конец. В результате - падение с высоты, перелом костей предплечья и сотрясение головного мозга.

Ученик М, по болезни был отстранен от занятий по физкультуре на 6 месяцев. В конце срока освобождения учитель самостоятельно до­пустил ученика к зачетным прыжкам в длину. Печальный финал - пере­лом костей правой голени.

При проведении школьных соревнований в морозную ветреную погоду в одном месте лыжня была проложена на спуске на открытом месте и при встречном ветре. В результате этих нарушений некото­рые школьники получили отморожения I и II степени.

Итак, основными причинами травматизма являются:

1. Организационные недостатки при проведении занятий и сорев­нований. Это нарушения инструкций и положений о проведении уроков физкультуры, соревнований, неквалифицированное составление программы соревнований, нарушение их правил; неправильное раз­мещение участников, судей и зрителей при проведении соревнований по метаниям, скоростным спускам, при проведении велогонок; пере­грузка программы и календаря соревнований; неправильное комплек­тование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), много­численность групп, занимающихся сложными в техническом отноше­нии видами спорта в зале, на площадке; неорганизованные смена снарядов и переход с места занятий; проведение занятий в отсутствие преподавателя и тренера.

2, Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с на­рушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенность увеличения нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической под­готовленности школьников.

Часто причиной повреждения является пренебрежительное отно­шение к вводной части урока, разминке; неправильное обучение тех­нике физических упражнений, отсутствие необходимой страховки, са­мостраховки, неправильное ее применение, частое применение мак­симальных или форсированных нагрузок; перенос средств и методов тренировки квалифицированных спортсменов на учащихся средней школы. Кроме этого, причинами травм являются недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную общефизическую подготовку и преемственность в формировании и совершен­ствовании у учащихся двигательных навыков и психофизических ка­честв.

3. Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, тесные тренажерные комнаты, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоат­летических дорожек и секторов, неровность футбольных и гандболь­ных полей, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жест­кие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных го­нок. Причинами травм может явиться плохое снаряжение занимающих­ся (одежда, обувь, защитные приспособления), его несоответствие особенностям вида спорта. Вероятность получения травм возрастает при плохой подготовке мест и инвентаря для проведения занятий и соревнований (плохое крепление снарядов, не выявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).

4. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние за­лов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построен­ные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низ­кая температура воздуха и воды в бассейне. Неблагоприятные метео­рологические условия: высокие влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащих­ся.

5. Низкий уровень воспитательной работы, который приводит к на­рушению дисциплины, невнимательности, поспешности, несерьезно­му отношению к страховке. Зачастую этому способствуют либерализм или низкая квалификация учителей физкультуры, судей и тренеров.

6. Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных тре­бований. Причинами травм, иногда даже со смертельным исходом, могут стать допуск к занятиям и участию в соревнованиях учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение преподавателем, тренером и спортсменом врачебных рекомендаций по срокам возоб­новления тренировок после заболевания и травм, по ограничению ин­тенсивности нагрузок, комплектованию групп в зависимости от сте­пени подготовленности.

Как видно из вышеизложенного, причины травм и несчастных слу­чаев - это нарушения правил, обязательных при проведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении. В ос­нове борьбы с травматизмом и заболеваниями, в предупреждении несчастных случаев лежит строгое выполнение этих требований учи­телем физкультуры, тренером, учащимися.

О еще одной, важнейшей причине травм - гипокинезии - необходи­мо сказать особо.

В общеобразовательной школе более 70% детей страдают от по­следствий малоподвижного образа жизни (доклинические изменения, заболевания, травматизм).

Отрицательные последствия гипокинезии общеизвестны: в первую очередь страдают энергетический обмен и основные физиологичес­кие системы растущего организма.

Малоподвижный образ жизни способствует развитию у учащихся различных отклонений в состоянии здоровья, таких, как нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление из­быточной массы тела. Наиболее распространенными недугами у школьников средних и старших классов являются хронические заболевания верхних дыхательных путей, бронхов, воспаление легких, брон­хиальная астма. Часто встречаются и другие отклонения - неврозы, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, в обмене веществ, а также аллергия, дефекты зрения, нарушение осанки и заболевания позвоночника.

Наблюдаемый контингент школьников составлял 28-30% детей, которые занимались физкультурой и спортом 6 часов и более в неде­лю, и 70-72% детей, организованная двигательная активность которых ограничивалась только уроками физкультуры. Наблюдения показали, что учащиеся с недостаточной двигательной активностью обладают плохой координацией движений, недостаточно хорошо ориентируют­ся в пространстве в статике и в динамике. Реакция на внешние раз­дражители у них замедленная и неадекватная, нет ловкости в движе­ниях. И что характерно - для таких детей случайные падения во время игр в школе, в быту, на уроках физкультуры оборачивались травмами разной степени тяжести.

Причинную роль гипокинезии в возникновении травм подтвердил и анализ более 150 тыс. травм, полученных в школах на уроках физкуль­туры и при занятиях в спортивных секциях. Из числа травмированных 84% детей получили травмы при падении с высоты своего роста. Эти дети воспитывались в условиях недостаточной двигательной активно­сти. И только 16% из числа получивших травмы составляли дети с не­адекватным поведением или форсированной спортивной специализа­цией.

Существенную роль в профилактике спортивного травматизма иг­рает хорошо организованный медицинский контроль. Медицинс­кий персонал школы должен содействовать использованию всех средств физической культуры и спорта в интересах укрепления здо­ровья учащихся, повышения их физической подготовленности и улуч­шения физического развития; обеспечивать распределение учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой, контро­лировать соответствие физической нагрузки состоянию здоровья уча­щихся; проводить врачебно-педагогические наблюдения на уроках, определять моторную плотность уроков, совместно с учителем физ­культуры составлять оздоровительные программы для ослабленных детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, после травм, при нарушениях опорно-двигательного аппарата, при ожире­нии и др.; принимать участие в организации физкультурно-оздорови­тельных мероприятий, контролировать их проведение; следить за обеспечением надлежащих условий для физического воспитания уча­щихся; осуществлять их медицинское обслуживание; постепенно вес­ти работу по профилактике спортивного травматизма. 24

Роль медицинской сестры в проведении всей этой работы особен­но велика, так как она непосредственно (под руководством врача) осу­ществляет контроль за строгим соблюдением всех медицинских тре­бований в организации при проведении мероприятий, связанных с физическим воспитанием школьников.

Медицинская сестра школы должна быть хорошо осведомлена в вопросах организации и проведения всех форм физического воспита­ния - от урока физкультуры, гимнастики до учебных занятий, физкуль­турных минут на уроках, подвижных игр и физических упражнений на удлиненных переменах, а также ежедневных занятий физкультурой и спортом, условно названных "спортивным часом", с учащимися групп продленного дня.

Медицинская сестра должна выявлять первые признаки утомления школьников во время урока физкультуры, информировать об этом пре­подавателя и врача; определять плотность урока, кривую физиологи­ческой нагрузки; проверять наличие необходимых материалов и средств для оказания первой помощи в случае травмы.

В определении соответствия физической нагрузки состоянию здо­ровья и уровню подготовленности учащихся по внешним признакам утомления медицинскому работнику и учителю поможет таблица 1.

В обязанности медицинского персонала школы входит обучение школьников оказанию первой помощи при различных травмах и не­счастных случаях, обмороках, утомлении, а также наложению повя­зок, остановке кровотечения, проведению искусственного дыхания, самоконтроля. Медицинский персонал школы должен обеспечить врачебный контроль за школьниками, занимающимися физкультурой и спортом, - это одно из важнейших звеньев профилактики травма­тизма.

Особое внимание следует уделять физическому воспитанию детей, ослабленных в результате перенесенных ими различных заболеваний или травм. В практике часто встречаются отрицательные последствия и различные осложнения при раннем назначении двигательных режи­мов после перенесенных заболеваний или травм.

Так, например, при воспалительном процессе в бронхах, легких, под действием сильных лекарств смазывается клиническая картина. Под­росток чувствует себя здоровым, а патологический процесс скрыто продолжается и на высоте физической нагрузки (особенно соревно­вательной - лыжные гонки, кросс, бег на коньках) может дать молние­носное обострение с явлениями острой сердечно-сосудистой недо­статочности, вплоть до смертельного исхода.

Поэтому следует строго выполнять предписания лечащих врачей по срокам начала занятий физкультурой. В практической работе школь­ные медицинские работники могут пользоваться табл. 2, где указаны примерные сроки возобновления занятий физкультурой после неко­торых заболеваний и травм.

Таблица 1. Внешние признаки утомления при физических напряжениях

Признаки Небольшое физиологическое утомление Значительное утомление (острое переутомление I степени) Резкое переутомление (острое переутомление II степени)
Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность
Потливость Небольшая Большая (выше пояса) Особо резкая (ниже пояса), выступание солей
Дыхание Учащенное (до 22-26 в 1 мин на равнине и до 36 на подъеме) Учащенное (38-46 в мин), поверхностное Резкое (более 50-60 в 1 мин), учащенное, через рот, переходящее в отдельные вдохи, сменяющееся беспорядочным дыханием
Движение Бодрая походка Неуверенный шаг, легкое покачивание, отставание на марше Резкие покачивания, появление некоординированных движений. Отказ от дальнейшего движения
Общий вид, ощущения Обычный Усталое выражение лица, нарушение осанки (сутулость, опущенные плечи). Снижение интереса к окружающему Изможденное выражение лица, резкое нарушение осанки («вот-вот упадет»), апатия, жалобы на резкую слабость (до прострации), сильное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота
Мимика Спокойная Напряженная Искаженная
Внимание Хорошее, безошибочное выполнение указаний Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направления Замедленное, неправильное выполнение команд. Воспринимается только громкая команда
Пульс, уд/мин 110-150 160-180 180-200 и более

25

Таблица 2

Примерные сроки возобновления занятий физкультурой уча­щимися основной медицинской группы после некоторых заболеваний и травм (от начала посещения школы)

 

Наименование болезни Сроки Примечание
Ангина   2-4 недели Для возобновления занятий необходимо дополнительное медицинское обследование. Избегать охлаждения во время занятий лыжами, плаванием и т.п.
Острые респираторные заболевания   1-3 недели Избегать охлаждения. Лыжи, коньки, плавание могут быть временно исключены. Зимой при занятиях на открытом воздухе дышать только через нос.
Острый отит     3-4 недели Запрещается плавание. Избегать охлаждения. При хроническом перфоративном отите противопоказаны все водные виды спорта. При вестибулярной неустойчивости, наступающей часто после операции, исключаются также упражнения, которые могут вызвать головокружение (резкие повороты, вращения, перевороты и т.д.).
Пневмония     1-2 месяца Избегать переохлаждения. Рекомендуется шире использовать дыхательные упражнения, а также плавание, греблю и зимние виды спорта (из-за чистоты воздуха, отсутствия пыли и положительного влияния на систему дыхания).
Плеврит   1-2 месяца Исключаются сроком до полугода упражнения на выносливость и упражнения, связанные с натуживанием. Рекомендуются плавание, гребля, зимние виды спорта
Грипп 2-3 недели Необходимо наблюдение врача, контроль ЭКГ
Острые инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия, дизентерия и др.).     1-2 месяца Лишь при удовлетворительной реакции сердечно­сосудистой системы на функциональные пробы. Если были изменения со стороны сердца, то исключаются сроком до полугода упражнения на выносливость, силу и связанные с натуживанием. ЭКГ-контроль.
Острый нефрит   2-3 месяца Навсегда запрещаются упражнения на выносливость и водные виды спорта. После начала занятий физкультурой необходим регулярный контроль за составом мочи.
Ревмокардит   2-3 месяца Занятия разрешаются лишь при условии санации очагов хронической инфекции. Не менее года занимаются в специальной группе. Необходим ЭКГ-контроль.
Гепатит инфекционный 6- 12 месяцев (в зависимости от течения и формы заболевания) Исключаются упражнения на выносливость. Необходим регулярный контроль за функцией печени.
Аппендицит (после операции)   1-2 месяца В первое время следует избегать натуживания, прыжков и упражнений, дающих нагрузки на мышцы живота.
Перелом костей конечностей   3 месяца Не менее трех месяцев следует исключать упражнения» дающие резкую нагрузку на поврежденную конечность.
Сотрясение мозга 2-3 месяца (в зависимости от тяжести и характера травмы) В каждом случае необходимо разрешение врача-невропатолога. Следует исключить упражнения, связанные с резким сотрясением тела (прыжки, футбол, волейбол, баскетбол и др.).
Растяжение мышц и связок   1-2 недели Увеличение нагрузки и амплитуды движений в поврежденной конечности должно быть постепенным.
Разрыв мышц и сухожилий Не менее 6 месяцев после операционного вмешательства Предварительное длительное применение лечебной гимнастики.

 

АЗБУКА БЕЗОПАСНОГО ПАДЕНИЯ

 

На занятиях гимнастикой с детьми неустой­чивая координация движений, отсутствие опыта предвидеть опасность приводит к падениям, которые иногда кончаются серьезными травма­ми. Это, безусловно, связано с отсутствием навыков безопасного па­дения. Повреждения при падении составляют около 80% травм у де­тей.

Научить ребенка владеть своим телом при потере равновесия не такая уж сложная задача. Обучение желательно проводить в местах, предназначенных для физкультурных занятий на достаточно мягком покрытии, - гимнастических матах, борцовском ковре и т.п. Технику выполнения всех приемов следует совершенствовать до полного ов­ладения ею. Детям 3-4-х лет можно преподнести элементы безопас­ного падения в игровой форме.

При падении на бок надо согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, тем самым, приблизив корпус к месту падения, согнуть руки в локтях и приставить их к туловищу, отклонить голову в сторону, про­тивоположную падению. Чем быстрее и точнее отработаны движения, тем меньше сила удара и безопаснее приземление.

Падение вперед на руки, вытянутые, слегка согнутые в локтевых суставах. Удар смягчается мышечной силой рук, а если ее недостаточ­но, то дополнительно - верхнего плечевого пояса. Голову при этом не­обходимо отклонить назад, ноги должны быть выпрямлены, чтобы из­бежать повреждения коленных суставов.

Опасно падать в упор на прямые руки. Это может привести к пере­ломам в области предплечья и локтевых суставов. Более сложным является падение вперед, когда развивается значительная сила инер­ции, например, при падениях во время разбега, выполнении опорных прыжков, разновидностей бега. Падение вперед в этом случае пере­водится в один или несколько кувырков вперед через плечо. Однако этот прием технически сложен и обучать ему следует с осторожнос­тью после предварительной специальной физической подготовки.

При падении вниз ноги слегка сгибают в коленных и тазобедрен­ных суставах, стопы удерживают параллельно поверхности приземле­ния. Корпус несколько наклоняют вперед. Руки сгибают в локтях и при­жимают к корпусу. Удар при приземлении смягчается мышечной си­лой ног, а если равновесие удержать не удалось, то приземление за­вершается падением набок или вперед на руки.

При падении назад руки надо развести в стороны, согнуть в локте­вых суставах ладонями вниз. Голову наклоняют к груди, ноги сгибают и прижимают к корпусу, силу удара при приземлении смягчают ударом рук о землю и завершают перехватом через спину и плечо или на спи­ну, если инерция незначительна.

Особенно опасно падение на спину в упор. Оно чревато серьезной травмой туловища, внутренних органов, головы. Приемам падения назад должно быть уделено особое внимание. В отдельных случаях падение назад при потере равновесия может быть переведено в бо­лее безопасное падение набок.

Инструктор физической культуры должен помнить, что навыки бе­зопасного падения, развитые в детском возрасте, сохраняются всю жизнь, предохраняя человека от травм.

а

ПАМЯТКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.39 (0.011 с.)