Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль и формы подведения промежуточной аттестации по программе.

Поиск

В процессе обучения применяются следующие виды контроля:

1. Вводный. Он проводится в начале каждого занятия и направлен на определение степени готовности учащихся с целью планирования работы на занятии.

2. Текущий. Проводится в процессе занятия и направлен на закрепление практических умений и навыков.

3. Этапный. Контроль готовых произведений.

4. Итоговый. Проводится по завершению работы над произведением.

По результатам итогового контроля принимается решение о переходе к созданию более сложного произведения.

Формы подведения аттестации.

Промежуточная аттестация в середине учебного года:

Ø игры - путешествие «Что я знаю о русской литературе?», «Литературное лото», «Путешествие по стране Литературы» и д.р., где обучающиеся демонстрируют свои знания, умения и навыки, полученные в течение учебного года;

Ø собеседование с выпускниками объединения, где ребятам предлагается представить для разбора произведение или отрывок произведения собственного сочинения. Практическая частьпроходит в форме мастер – классов с известными прозаиками и поэтами объединения «Радуга». Ребятам предлагается представить для разбора произведение или отрывок произведения собственного сочинения.

Промежуточная аттестация в конце учебного года:

· круглый стол всех учащихся литературного объединения, где разбираются произведения каждого из аттестуемых. Оценивая личностные достижения учащихся педагог использует педагогическое наблюдение, анализ и изучение педагогической документации, анализ и изучение результатов творческой деятельности учащихся, анкеты, психологические тесты ребят.

Педагог оценивает:

· уровень знаний, умений и навыков (высокий, средний, низкий);

· уровень творческой активности (высокий, средний, низкий);

· уровень созданных литературных произведений (высокий, средний, низкий);

· степень самостоятельности (высокий, средний, низкий).

Лучшие произведения отбираются для концертных выступлений детей, для журналов «Читайка», «Нижегородская провинция», альманахов «Арина» и «Голгофа», для последующих презентаций данных номеров журналов.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Год обучения

«Первые шаги»

№ п/п Содержание Всего часов Теория Практика
1. Вводное занятие. Цели и задачи программы. Знакомство. История и традиции ДДТ, «ЛИТОШКи»      
2. По страницам истории русской литературы      
История русской литературы. Тексты по русской литературе в библиотеке объединения.      
«Живая вода»: беседа о русском фольклоре. Потешки, пестушки, скороговорки.      
Русский фольклор (продолжение): «К мудрости ступенька»- пословицы и поговорки. Работа со словарями, сборниками пословиц и поговорок      
«Золотые словечки»: заклички, приговорки. Практика: сочиняем заклички, приговорки      
«Загадки и отгадки»: русские народные загадки. Практика: сочиняем загадки      
«Что может быть прекрасней русской песни?»- русские песни: героические, исторические, свадебные, лирические, колыбельные      
«Солнцеворот» - русский месяцеслов, приметы, поверья, игры. Играем в игры наших предков.      
«Что за прелесть эти сказки!»-русские народные сказки: о животных, бытовые, волшебные, докучные. Пробуем сочинить сказку.      
«На заставе богатырской»- былины.      
«Пламенное слово»- особенности древнерусской литературы. Понятие апокрифической, агиографической литературы; летописи.      
Русская литература. Эпоха классицизма.      
Сентиментализм. Из истории русской басни.      
Романтизм. Литературные кружки начала 19 века.      
«Метелям не задуть свечу, Пока в России Пушкин длится!»- вечер памяти А.С. Пушкина.      
«Корифеи Золотого века»: творчество М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева Н.А. Некрасова      
Русская литература 20 века. Серебряный век: особенности и своеобразие. Литература 20-40 годов 20 века. Литература времён Великой Отечественной войны. Литература 50-90 годов 20 века. Современная литература. Писатели родного края.      
3. Работа над авторскими произведениями учащихся      
4. Промежуточная аттестация      
5. Выразительные средства художественной речи      
Художественная речь: особенности, своеобразие.      
Выразительные средства художественной речи.      
Выразительные средства лексики: метафора, эпитеты.      
Выразительные средства лексики: метонимия, сравнение и т.д.      
Выразительные средства синтаксиса: Риторические вопросы, обращения, градация      
Выразительные средства синтаксиса: Инверсия, оксюморон, антитеза и т.д.      
Юмор, ирония, сарказм, гротеск, каламбур      
Выразительные средства морфологии. Стилистические приёмы выразительной речи        
6. Работа над авторскими произведениями учащихся:Практика: правка своих произведений с учётом пройденного материала      
7. Работа с архивом произведений, написанных за этот учебный год.      
Понятие о редакционном портфеле.      
Навыки, необходимые при работе с рукописями.      
Формирование сборника с произведениями учащихся, его издание в печатном варианте.      
8. Промежуточная аттестация учащихся      
  Итого:      

Год обучения

«Твори, выдумывай, пробуй»

№ п/п Название темы Всего часов Теория Практика
1. Вводное занятие. Цели и задачи программы второго года обучения. Актуализация знаний, полученных за первый год обучения      
2. Богатство и разнообразие жанров всех родов литературы.      
Понятие эпоса, драмы, лирики.      
Архаический эпос: мифы, сказания, сказки. Классический эпос: историко-героический Крупные формы эпоса: эпопея, роман      
Средние формы эпоса: повесть Малые формы эпоса: новелла рассказ Особая форма: очерк      
Драматические жанры. Трагедия, комедия, драма. Понятие экспозиции, завязки, перипетий, кульминации и развязки      
Лирический жанр: лирический образ, лирический герой, лирическое отступление.      
Малые лирические формы: стихотворение, ода, элегия.      
Понятие лиро-эпического жанра. Крупные лирические формы: поэма, роман в стихах      
Малая лиро-эпическая форма: баллада      
Рифма и ритм.      
3. Промежуточная аттестация      
4. Творческая мастерская      
Написание лирического произведения, работа над ним.      
Написание миниатюры.      
Написание рассказа.      
Очерк. Работа над ним.      
5. Знакомство с периодическими изданиями      
Газетные жанры      
Технические средства, необходимые журналисту.      
6. Работа над авторскими произведениями учащихся.      
7. Промежуточная аттестация учащихся      
Итого:      

Год обучения

«Золотое пёрышко»

№ п/п Название темы Всего часов Теория Практика
1. Вводное занятие. Цели и задачи программы второго года обучения. Актуализация знаний, полученных за второй год обучения      
2. По страницам истории зарубежной литературы      
Литература древнего Востока.      
Литература Древней Греции и Древнего Рима.      
Литература Западноевропейского Средневековья.      
Литература Востока (2- 18 в.в.).      
Литература эпохи Возрождения      
Западноевропейская литература 17 века.      
Западноевропейская литература 18 века.      
Западноевропейская литература 19 века.      
Литература США и Канады.      
Литература Южной Америки.      
Литература Африки.      
Литература Азии.      
Современные тенденции иностранной литературы      
3. Промежуточная аттестация      
4. Творческая мастерская      
5. Литературное редактирование.      
Задачи литературного редактирования      
Требования к языку художественной литературы      
Методика литературного редактирования      
Техника литературной обработки рукописи      
Выбор заголовка      
  Работа над композицией рукописи      
Работа над лексическими средствами языка      
6. Работа над авторскими произведениями учащихся: Правка авторских текстов, с учётом пройденного материала.      
7. Промежуточная аттестация учащихся      
  Итого:      

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы 1 года обучения

«Первые шаги»

Содержание
1. Организационное занятие.Беседа по ТБ. Учащиеся получают знания о том, как вести себя во время занятий и перемен. Какие меры необходимо принять в экстренных случаях, связанных с нарушениями техники безопасности. Как оказать первую медицинскую помощь. Экскурсия по Дворцу. Словотворчество и его значение. Поэзия и проза как средство самовыражения. История и традиции «ЛИТОШКи». Учащихся знакомят с понятием «литературного творчества», с программой занятий
2. По страницам истории русской литературы. Особенности произведений русского фольклора. Особенности древнерусской литературы. Особенности русской литературы 18- 20 веков. Актуальные проблемы современной литературы. Обзор творчества писателей - нижегородцев. Изучение данного раздела программы позволяет детям осознать всё богатство великой русской литературы, прививает чувство гордости своей страной, воспитывает патриотизм. Тема не дублирует школьную программу, а расширяет её. Учащиеся близко знакомятся с поэтами и писателями Сарова, приобщаются к литературному краеведению.
3. Работа над авторскими произведениями учащихся. Это практическая часть программы: ребята учатся воспринимать критику, получают навыки анализа своих произведений и произведений товарищей. Создавая то или иное произведение, дети зачастую не видят своих ошибок – тавтологий, звукописей и других литературных «ляпов». Необходимо научить воспринимать так называемый разбор произведений, который практикуется в литературной среде; привить понятие «критического мышления» и понимание, что разбирают произведение для того, чтобы, прислушавшись к замечаниям педагога и юных коллег, проработав эти замечания, автор сможет сделать своё произведение совершенней и лучше.
4. Промежуточная аттестация (игра-путешествие).
5. Выразительные средства художественной речи. Данная тема знакомит учащихся с художественная речью, её особенностями, своеобразием: выразительные средства фонетики (звукопись). Выразительные средства лексики (метафора, эпитеты, метонимия, сравнение и т.д.). Выразительные средства синтаксиса (риторические вопросы, обращения градация, инверсия, оксюморон, антитеза и т.д.). Юмор, ирония, сарказм, гротеск, каламбур. Выразительные средства морфологии. Стилистические приёмы выразительной речи.
6. Работа над авторскими произведениями учащихся.Обсуждение, разбор и правка рукописей. Сравнительный анализ произведений до правки и после неё.
7. Работа с архивом произведений, написанных за этот учебный год. Понятие о редакционном портфеле. Навыки, необходимые при работе с рукописями. Формирование сборника с произведениями учащихся, его издание в печатном варианте.
8. Промежуточная аттестация (круглый стол).

Содержание программы 2 года обучения

«Твори, выдумывай, пробуй»

Содержание
1. Организационное занятие.Беседа по ТБ. Учащиеся закрепляют знания о том, как вести себя во время занятий и перемен. Какие меры необходимо принять в экстренных случаях, связанных с нарушениями техники безопасности. Как оказать первую медицинскую помощь. Цели и задачи программы второго года обучения. Актуализация знаний, полученных в первый год обучения.
2. Богатство и разнообразие жанров всех родов литературы. Данная темазнакомит учащихся со всем разнообразием жанров всех родов литературы. Основные понятия этого раздела программы – род литературы, виды родов литературы: «эпос» (архаический и классический, крупные, средние, малые и особые формы эпоса), «драма» (трагедия, комедия, драма), «лирика» (лирический образ, лирический герой, лирическое отступление; малые лирические формы, крупные лирические формы, лиро-эпическая форма). Подробно учащиеся объединения знакомятся с понятиями «рифма» и «ритм». Много интересного они узнают о ритме стихотворения (стихотворный размер, стопа) и прозы.
3. Промежуточная аттестация (игра-путешествие).
4. Творческая мастерская: Это практическая тема, где ребята могут создавать свои произведения, руководствуясь знаниями о жанрах литературы. Тема предполагает: написание лирического произведения, работу над ним; написание миниатюры; написание рассказа; написание очерка, написание драматической зарисовки.
5. Знакомство с периодическими изданиями: Учащиеся получают информацию о журналах, газетах, альманахах России. Отдельно знакомятся со страничками детского литературного творчества в журналах «Читайка», «Пионер», «Костёр», «Путеводная звезда: детское чтение», «Детская роман-газета». Большой интерес для учащихся представляют газеты «Саровская пустынь» и газета Союза писателей Россия «Слово». Чтобы закрепить пройденный материал, проводится экскурсия в Медиа-холдинг ВНИИЭФ, где ребята знакомятся с редактором газеты «Вести ВНИИЭФ», известным журналистом, выпускницей «ЛИТОШКи» Еленой Кашевой. Затем, учащиеся получают представление о газетных жанрах и технических средствах, необходимые журналисту.
6. Работа над авторскими произведениями учащихся.Ребята на практике осваивают газетные жанры, овладевают практическими навыками по их созданию.
7. Промежуточная аттестация учащихся (круглый стол).

 

Содержание программы 3 года обучения

«Золотое пёрышко»

Содержание
1. Организационное занятие.Беседа по ТБ. Учащиеся закрепляют знания о том, как вести себя во время занятий и перемен. Какие меры необходимо принять в экстренных случаях, связанных с нарушениями техники безопасности. Как оказать первую медицинскую помощь. Цели и задачи программы третьего года обучения. Актуализация знаний, полученных во второй год обучения.
2. По страницам истории зарубежной литературы. Особенности произведений зарубежного фольклора. Особенности древнегреческой и древнеримской литературы. Эпос. Особенности зарубежной литературы 18- 20 веков. Актуальные проблемы современной зарубежной литературы. Обзор творчества известных зарубежных писателей.
3. Промежуточная аттестация (собеседование)
4. Творческая мастерская.
5. Литературное редактирование. Задачи литературного редактирования. Требования к языку художественной литературы. Методика литературного редактирования. Техника литературной обработки рукописи. Выбор заголовка. Работа над композицией рукописи. Работа над лексическими средствами языка.
6. Работа над авторскими произведениями учащихся.
7. Промежуточная аттестация учащихся (круглый стол).

 

БЛОК «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

Особое внимание в дополнительной общеразвивающей программе «Сила слова» уделяется работе с одарёнными детьми.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

Выделяют следующие виды одарённости:

· одарённость в практической деятельности;

· одарённость в познавательной деятельности;

· одарённость в художественно-эстетической деятельности;

· одарённость в коммуникативной деятельности;

· одарённость в духовно-ценностной деятельности.

По типу предпочитаемой деятельности одарённость бывает:

· творческая;

· академическая;

· психомоторная;

· коммуникативная.

В свою очередь творческая одарённость условно подразделяется на: художественную, вокальную, литературную и артистическую.

Литературное дарование.

Раскрывается позднее. Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.

Психосоциальная чувствительность:

Ø одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

Ø они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Ø живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

Ø они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Ø им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

Ø порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

Ø эгоцентризм, как и у обычных детей.

нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

В основу данного раздела программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Основная цель программы данного блока программы заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей, а также в создании среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в области литературного творчества.

Задачами данного блока программы являются:

Ø обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства;

Ø адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;

Ø «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на творческую деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;

Ø учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;

Ø разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения;

Ø обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

Ø принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и педагога;

Ø принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

Ø принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса.

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на занятиях является:

· совершенствование творческих умений и навыков;

· повышение творческой мотивации одаренных детей;

· развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;

· развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;

· овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы педагога на занятиях.

Методы:

- частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);

- исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);

- проблемный;

- проективный.

Формы:

- нетрадиционные уроки (урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);

- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;

- ролевые игры;

- консультации.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

Такая система деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы Идея создать блок «Одарённые дети» пришла в процессе работы. В объединение часто приходят талантливые дети, которые уже сочиняют стихи или прозу. Часто им не хватает теоритических знаний и практических навыков. Разбирая со своими учениками задания олимпиад по литературе, выявила их пробелы и обобщила их в данном блоке программы.

Блок рассчитан на 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Блок «Одарённые дети»

№ п/п Содержание Всего часов Теория Практика
1. Вводное занятие. Цели и задачи программы. Знакомство. История и традиции ДДТ, «ЛИТОШКи»      
2. Особенности художественной литературы      
3. Стихи и проза: в чём разница, в чём отличие      
4. Поэтика: понятие, история развития      
5. Стихи.      
Рифма      
Ритм. Понятие стиха, стопы, строфы.      
Какие бывают стихотворные размеры. Практикум-тренинг по определению стихотворных размеров. Составление ритмической схемы стихотворения.      
Строфа. Виды строф      
Тропы выразительные средства стихотворения.      
  Вдохновение - особое состояние души.Подключаем ощущения.Как передать синтез ощущений средствами поэзии? Важность цвета в стихах. Символика цвета в стихах А.А. Блока и Ю.П. Кузнецова.      
Выразительные средства художественной речи.      
6. Проза      
Сюжет. Фабула. Литературные штампы      
Правдоподобие: факт и художественный вымысел. Фамилии и имена героев: как их выбирать или придумывать?      
Нормативная лексика и правильный литературный язык. Важность орфографии в прозе      
Рассказ. Повесть. Роман. Общие и отличительные черты прозаических произведений.      
Динамичность текста и сюжета. Детализация: необходимая и излишняя.      
Композиция литературного произведения. Идея художественного произведения.      
  Архитектоника литературного произведения: · Структурирование текста, · Составление синопсиса, · Составление карточек персонажей, · Составление карточек локаций.      
Правдоподобие: факт и художественный вымысел      
Художественный характер. Литературный герой.      
Литературный персонаж, архетипы.      
Образ героя. Лирический герой. Литературный тип.      
Персонаж и характер. Структура литературного героя.      
Разработка персонажа. Система персонажей.      
Основное повествование. Лирические отступления. Роль пейзажа в прозаическом произведении      
Роль эпоса в художественном произведении (по лекциям педагога Литературного института, поэта Ю.П. Кузнецова)      
7. Тренинги по анализу поэтических произведений      
8. Тренинги по анализу прозаических произведений      
9. Участие в литературных конкурсах      
  Итого:      

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Блок «Одарённые дети»

Содержание
1. Организационное занятие.Беседа по ТБ. Учащиеся получают знания о том, как вести себя во время занятий и перемен. Какие меры необходимо принять в экстренных случаях, связанных с нарушениями техники безопасности. Как оказать первую медицинскую помощь. Экскурсия по Дворцу. Словотворчество и его значение. Поэзия и проза как средство самовыражения. История и традиции «ЛИТОШКи». Учащихся знакомят с понятием «литературного творчества», с программой занятий
2. Особенности художественной литературы
3. Стихи и проза: в чём разница, в чём отличие.
4. Поэтика: понятие, история развития.
5. Стихи. Рифма.
Классификация рифм в зависимости от положения ударения: женские, мужские, дакталические, гипердактилические.
Классификация рифм по точности созвучий и способам создания: · Богатые, · Бедные, · Неточные: ассонансные рифмы, диссонансные (контрсонансные) рифмы, · Усечённая рифма, · Йотированная рифма, · Составная рифма, · Банальные рифмы, · Панторифма, · Сквозная рифма, · Эхо-рифма.
Классификация рифм по положению в стихотворении: · кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма abba, · смежная (парная) рифма aabb, · перекрёстная рифма abab, · сквозная рифма aaaa. · холостая абсб, · гиперхолостая абас, · Смешанная рифмовка (терцина, лимерик, триолет, монорим, рубаи, панторифма) · Рифмовка 4+4 и 3+3.
Стихи без рифмы (белый стих):верлибр, вольный стих, холостой стих, рифмойд, стихотворение в прозе, монорим (газель, касыда, месневи, рубаи, тарджибанд и др.), акростих.
Строфа.
Виды строф.
I. Простые строфы: Дистих (или двустишие) — (схема рифмовки: АА) две строки: ž нестрофические двустишия (Александрийский стих: свободная форма, замкнутая форма); ž строфические двустишия; ž рифма-эхо. Терцет (Трёхстишие), терцина. Катрен (Четверостишие): балладная строфа, рубаи, монорим, фард. II. Сложные строфы: · Квинтет (пятистишие): Лимерик. · Шестистишие: Секстина. · Септима (семистишие): Королевская строфа. · Восьмистишие: сицилиана, октава, триолет. · Нона (девятистишие): спенсерова строфа. · Одическая строфа. · Онегинская строфа. · Сонет: итальянский сонет, английский сонет, венок сонетов. · Рондо: восьмистрочное рондо, тринадцатистрочное рондо, пятнадцатистрочное рондо, совершенное рондо. III. Особые виды строф: · Нетождественные строфы. · Строфойды. · Астрофизм.
Тропы выразительные средства стихотворения.
Виды тропов:метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола, дисфемизм, каламбур, литота, сравнение, перифраз, аллегория, олицетворение, ирония, пафос, сарказм, эвфемизм, мейозис.
Дискуссия:«Нужны ли тропы в стихотворении». Отношение поэтов к тропам: мнение Маяковского В.В., Есенина С.А., Ахматовой А.А., Цветаевой М.И., Мандельштама О. Э., Кедрина Д., Кузнецова Ю.П.
Вдохновение- особое состояние души.
Подключаем ощущения:зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Как передать синтез ощущений средствами поэзии.
Важность цвета в стихах. Символика цвета в стихах А.А. Блока и Ю.П. Кузнецова.
6. Выразительные средства художественной речи:
Выразительные средства фонетики:звукопись. ввукоподражание. Ассонанс, аллитерация.
Выразительные средства лексики: синонимы (семантические, стилистические, стилевые, семантико-стилистические); устаревшие слова (историзмы,архаизмы, неологизмы); тропы (метафора, эпитеты, метонимия, сравнение и т.д.).
Выразительные средства синтаксиса (риторические вопросы, обращения градация, инверсия, оксюморон, антитеза и т.д.).
Юмор, ирония, сарказм, гротеск, каламбур.
Выразительные средства морфологии.
Стилистические приёмы выразительной речи: эллипсис, бессоюзие (асиндетон), повтор (повторение, удвоение), подхват (анадиплозис), инверсия, параллелизм, хиазм, анафора (фонетическая, морфемная, лексическая, синтаксическая), эпифора, парцелляция.
Интонационные средства выразительности речи: мелодический (ритмический) контур речи, интенсивность движения тона, степень громкости, паузы, логические ударения.
Графические средства выразительности: абзацное членение (красная строка), знаки препинания, нумерация, шрифтовые средства, сочетание кириллического и латинского шрифтов, цветовые выделения, подчёркивание и т.д.
7. Проза
Сюжет
Фабула
Литературные штампы
Правдоподобие: факт и художественный вымысел
Фамилии и имена героев: как их выбирать или придумывать?
Нормативная лексика и правильный литературный язык
Важность орфографии в прозе
Рассказ. Повесть. Роман. Общие и отличительные черты прозаических произведений.
Динамичность текста и сюжета.
Детализация: необходимая и излишняя
Композиция литературного произве


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.124 (0.016 с.)