Социально-педагогической направленности объединения «ЛИТОШКа» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-педагогической направленности объединения «ЛИТОШКа»



Социально-педагогической направленности объединения «ЛИТОШКа»

 

педагог дополнительного образования

Возраст обучающихся: 12-18 лет

Срок реализации: 3 года

 

Автор составитель: Зубова Марина

Борисовна,

педагог дополнительного образования

 

г. Саров

2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ 3

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 14

4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 19

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 37

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

7. ПРИЛОЖЕНИЯ 50

ВВЕДЕНИЕ

«Важнейшим первоисточником творчества как самовыражения и самоутверждения личности является слово. И творческое вдохновение, которое переживается уже в детские годы, начинается с того, что слово как духовное богатство личности становится строительным материалом, из которого ребёнок что-то создаёт».

В. Сухомлинский

«Рождение гражданина»

«Литературное Объединение Школьников» ( «ЛИТОШКа») работает во Дворце Детского (юношеского) творчества с 1986 года. За это время объединение воспитало и выпустило более сотни ребят. Трое из них в настоящее время профессиональные литераторы, члены Союза писателей России: Наталья Суздальцева – кандидат филологических наук, директор Православной гимназии Сарова, автор двух книг; Наталья Колпакова - кандидат наук в области искусствоведенья, автор четырёх книг, одна из которых вышла в крупном издательстве «АРМАДА»; Елена Кашева- журналист, редактор газеты «Вести ВНИИЭФ», автор книги, автор сценария к фильму «Рассмешить бога» (2006 год). Выпускники «ЛИТОШКи» стали учителями, журналистами, выбрали другие профессии, но продолжают заниматься литературным творчеством.

Первым руководителем объединения была Любовь Петровна Ковшова – член Союза писателей России, редактор литературного журнала «Нижегородская провинция», педагогом объединения дополнительного образования «ЛИТОШКа» она проработала около 20 лет.

Итогом многолетней работы объединения стали десять выпусков журнала «Ни два, ни полтора» и двенадцать авторских книг воспитанников «ЛИТОШКи».

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Сила слова» – художественная.

Данная дополнительная общеразвивающая программа «Сила слова» является модифицированной. При её создании были изучены, критически переосмыслены и использованы психологическая концепция творчества Л.С. Выготского, педагогические воззрения П.П. Блонского, Л.Н. Толстого, Н.Е. Щурковой, развита и применена идея начального литературного образования (НЛО) поэта и педагога В. А. Левина.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Сила слова» заключается в том, что она:

ü сочетает теоретическую и практическую творческую деятельность;

ü позволяет реализовать высокую потребность подростков в общении;

ü формирует активную жизненную позицию;

ü даёт возможность, опираясь на курс средней школы, практически повышать знания и навыки по русскому языку и литературе;

ü позволяет учащимся ощущать себя наследниками великой русской литературы;

ü прививает литературный вкус;

ü развивает умение ориентироваться в потоке массовой литературы;

ü формирует устойчивый интерес к самостоятельному литературному творчеству.

Цели программы:

· творческое развитие подростков через приобщение к самостоятельному литературному творчеству;

· развитие личностных структур сознания поэтически одаренных детей через активизацию совокупности психических и познавательных процессов средствами теории стихосложения;

· творческая самореализация личности ребёнка.

Задачи:

Обучающие:

1. Освоить начальные знания по основам литературоведения.

2. Закрепить и расширить знания школьников по русскому языку и литературе.

3. Дать знания о принципах и закономерностях литературного творчества, познакомить с основными художественно – выразительными средствами.

4. Обучить навыкам литературного редактирования.

5. Познакомить с принципами подготовки и выпуска литературного журнала.

Развивающие:

1. Пробудить интерес ребят к глубокому и вдумчивому прочтению художественного произведения.

2. Формировать у кружковцев навыки написания художественных текстов разных жанров.

3. Развивать творческие способности детей, применяя индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении.

2. Способствовать развитию языкового эстетического идеала, то есть представления о прекрасном в языке и речи.

3. Особое внимание уделить патриотическому воспитанию: уважению к русскому языку, культуре, литературе, а также культуре своего города.

Эти цели и задачи перекликаются с целями, сформулированными в «Концепции развития дополнительного - 2014» образования детей:

· обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

· расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

· развитие инновационного потенциала общества.

Данная дополнительная общеразвивающая программа «Сила слова» призвана решать задачу, поставленную в «Концепции развития дополнительного образования – 2014» перед педагогами: развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту.

Личностный рост ребёнка обеспечивается данной общеразвивающей программой в трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях:

- в плоскости личностного роста ребёнка, развития его способностей, дарований, талантов;

- в плоскости профессионального самоопределения, совершенствования в избранной для освоения деятельности;

- в плоскости коммуникативных действий.

Решение задач, поставленных в данной дополнительной общеразвивающей программе, создает условия для достижения учащимися метапредметных результатов обозначенных в Федеральных государственных стандартах нового поколения общего образования:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения,

· ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной и творческой деятельности,

· развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой деятельности;

· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

· осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

· осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

· определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

· корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения свои действия;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Исходя из потребностей контингента учащихся дополнительная общеразвивающая программа «Сила слова» обновлена специальным блоком «Одарённые дети». Это позволяет работать с детьми, обладающими литературными способностями по особой программе, в основном подразумевающей, индивидуальный подход.

Дополнительная общеразвивающая программа «Сила слова» ориентирована на реализацию содержания образования, сформулированного в статье 14 Закона РФ «Об образовании» – «обеспечение самоопределение личности, создание условий для ее самореализации».

Новизна данной программы заключается в том, что в процессе её реализации ученики объединения много общаются с профессиональными литераторами, посещают литературные вечера, участвуют в работе мастер-классов, где идёт заинтересованный живой разговор на равных с известными людьми, сумевшими раскрыть и реализовать свой талант. Таким образом, образовательный маршрут учащихся и выпускников объединения позволяет им связать свою жизнь, а иногда, и профессию с литературным творчеством.

Закончив обучение, выпускники не расстаются с литературным творчеством. Они становятся частью «литературной параллели», которая творит, живёт, продвигает в народ произведения талантливых современных литераторов, не известных широкому кругу читателей.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она учитывает креативную (творческую) направленность учебных действий, развивает общеучебные умения, навыки и способы деятельности, принимая во внимание личностные качества учащихся; воспитывает и совершенствует креативные (творческие) качества – вдохновение, фантазию, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств; критичность; наличие своего мнения и др.

Набор ребят в объединение свободный. Учащиеся «ЛИТОШКи» часто выступают перед школьниками города, их произведения публикуются в периодических изданиях города и области. После таких творческих встреч и знакомства с работами ребят к нам часто приходят новые дети, имеющие пристрастие к сочинительству, а иногда и личный поэтический или прозаический опыт.

Программа представляет собой сочетание разнообразных учебных методик. Особое значение придаётся формам работы, позволяющим ребятам проявить собственную творческую активность, наиболее полно реализовать свои умения и знания:

Ø тренинги по технике стихосложения;

Ø тренинги общения, направленные на приобретение необходимых знаний, умений для успешного общения и творчества;

Ø творческие задания: сочинение стихов и прозы;

Ø игры, направленные на совершенствование навыков общения, культуры речи, пополнение словарного запаса;

Ø беседы, диспуты, конференции;

Ø работа со специальной литературой;

Ø практикумы по составлению и редактированию текстов;

Ø участие в массовых мероприятиях МБОУ ДОД ДДТ.

Дополнительная общеразвивающая программа «Сила слова» ориентирована на учащихся, достигших 12-летнего возраста и старше. Педагогическая целесообразность данной дополнительной общеразвивающей программы заключена в том, что к 12 – летнему возрасту подростки получили некоторый опыт сочинительства в школе и начинают обращаться к словесному, или литературному, творчеству, которое привлекательно для них, особенно в этот возрастной период.

Некоторые педагоги полагают даже, что только с этого возраста и можно говорить о словесном творчестве у детей в собственном смысле этого слова. «Само творчество словесное, - утверждает Выготский Л. С., - в подлинном смысле слова ведет свое начало именно с наступлением половой зрелости. Ведь нужен достаточный запас личных переживаний, нужен свой жизненный опыт, умение анализировать отношения между людьми в различной среде, чтобы создавать в слове нечто свое, по-новому (с особой точки зрения) воплощающее и комбинирующее действительные факты жизни. Ребенок раннего школьного возраста еще не в силах этого сделать, и поэтому его творчество имеет условный и во многих отношениях очень наивный характер».

Есть один основной факт, который очень убедительно показывает, что до литературного творчества ребенок должен дорасти. Только по мере накопления опыта, развития личного внутреннего мира для ребенка становится доступным литературное творчество. Этот факт заключается в отставании развития письменной речи детей от их устной речи.

Формы проведения занятий.

По форме проведения занятий программа является групповой и индивидуально-ориентированной

Педагогическое обоснование деятельности и особенности построения образовательного процесса.

Основное и дополнительное образование несут две разные функции: основное общее – воспроизводство культуры нации, дополнительное – развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре.

«В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и её внутреннего роста (самоопределения и саморазвития индивидуальности)» (Логинова Л.Г.).

Особенности обучения на занятиях по поэтике и стихосложению:

ü создание положительного эмоционального фона занятия,

ü доверительные отношения,

ü сотворчество,

ü взаимодействие,

ü открытость,

ü заинтересованность,

ü мотивация,

ü вхождение в состояние вдохновения.

В зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, осведомленности и уровня развития умений и способностей, меняется степень сложности и глубина теоретического материала и заданий для детей.

Дополнительная общеразвивающая программа «Сила слова» готовит учащихся к критическому осмыслению своего и чужого художественного текста, умению анализировать, находить ошибки, несоответствия. Дети должны понимать, что работа над сочинением, делает его лучше, совершеннее. В процессе работы над произведением, исправлении ошибок, указанных педагогом и товарищами, достигается некий «творческий идеал», доступный ученику на данном этапе развития. Добившись позитивного результата, одобрения педагога и соучеников, ребёнок испытывает гордость, что справился с поставленной задачей, преодолел трудности.

Отсутствие честности, критичности может воспитать человека с низким литературным вкусом, попросту графомана.

Раскрытие содержания программы в процессе обучения происходит по принципу: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частичного овладения к полному. Акцент в преподавании делается на развитие эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира.

Ожидаемые результаты реализации дополнительной общеразвивающей программы «Сила слова»:

Ø увеличение шансов каждого ребёнка овладеть навыками самостоятельного словотворчества;

Ø умение грамотно формулировать свои мысли в том или ином роде и виде литературы;

Ø формирование литературного вкуса, умения разбираться в литературе различных эпох и народов.

Год Должны ЗНАТЬ Должны УМЕТЬ
1 год · особенности произведений русского фольклора; · особенности древнерусской литературы; · особенности русской литературы 18- 20 веков. · элементарно разбирать произведения русской литературы, от фольклора до наших дней, выявляя при этом выразительные средства художественной речи. · иметь достаточно богатый словарный запас. · общаться на грамотном литературном языке. · владеть навыками словотворчества.
2 год · понятия «рифма» и «ритм» · основные виды родов литературы (эпос, лирика, драма) · виды периодических изданий и газетные жанры · Самостоятельно редактировать и править текст. · Находить и разбирать допущенные в произведениях ошибки. · Создавать литературный образ.
3 год · выразительные средства художественной речи; · основные жанры художественной литературы; · основные принципы написания художественного произведения. · Высказывать свою точку зрения на обсуждаемое произведение; · Писать литературные тексты разных типов и жанров; · Пользоваться приёмами литературного редактирования и совершенствовать свои произведения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Год обучения

«Первые шаги»

№ п/п Содержание Всего часов Теория Практика
1. Вводное занятие. Цели и задачи программы. Знакомство. История и традиции ДДТ, «ЛИТОШКи»      
2. По страницам истории русской литературы      
История русской литературы. Тексты по русской литературе в библиотеке объединения.      
«Живая вода»: беседа о русском фольклоре. Потешки, пестушки, скороговорки.      
Русский фольклор (продолжение): «К мудрости ступенька»- пословицы и поговорки. Работа со словарями, сборниками пословиц и поговорок      
«Золотые словечки»: заклички, приговорки. Практика: сочиняем заклички, приговорки      
«Загадки и отгадки»: русские народные загадки. Практика: сочиняем загадки      
«Что может быть прекрасней русской песни?»- русские песни: героические, исторические, свадебные, лирические, колыбельные      
«Солнцеворот» - русский месяцеслов, приметы, поверья, игры. Играем в игры наших предков.      
«Что за прелесть эти сказки!»-русские народные сказки: о животных, бытовые, волшебные, докучные. Пробуем сочинить сказку.      
«На заставе богатырской»- былины.      
«Пламенное слово»- особенности древнерусской литературы. Понятие апокрифической, агиографической литературы; летописи.      
Русская литература. Эпоха классицизма.      
Сентиментализм. Из истории русской басни.      
Романтизм. Литературные кружки начала 19 века.      
«Метелям не задуть свечу, Пока в России Пушкин длится!»- вечер памяти А.С. Пушкина.      
«Корифеи Золотого века»: творчество М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева Н.А. Некрасова      
Русская литература 20 века. Серебряный век: особенности и своеобразие. Литература 20-40 годов 20 века. Литература времён Великой Отечественной войны. Литература 50-90 годов 20 века. Современная литература. Писатели родного края.      
3. Работа над авторскими произведениями учащихся      
4. Промежуточная аттестация      
5. Выразительные средства художественной речи      
Художественная речь: особенности, своеобразие.      
Выразительные средства художественной речи.      
Выразительные средства лексики: метафора, эпитеты.      
Выразительные средства лексики: метонимия, сравнение и т.д.      
Выразительные средства синтаксиса: Риторические вопросы, обращения, градация      
Выразительные средства синтаксиса: Инверсия, оксюморон, антитеза и т.д.      
Юмор, ирония, сарказм, гротеск, каламбур      
Выразительные средства морфологии. Стилистические приёмы выразительной речи        
6. Работа над авторскими произведениями учащихся:Практика: правка своих произведений с учётом пройденного материала      
7. Работа с архивом произведений, написанных за этот учебный год.      
Понятие о редакционном портфеле.      
Навыки, необходимые при работе с рукописями.      
Формирование сборника с произведениями учащихся, его издание в печатном варианте.      
8. Промежуточная аттестация учащихся      
  Итого:      

Год обучения

«Твори, выдумывай, пробуй»

№ п/п Название темы Всего часов Теория Практика
1. Вводное занятие. Цели и задачи программы второго года обучения. Актуализация знаний, полученных за первый год обучения      
2. Богатство и разнообразие жанров всех родов литературы.      
Понятие эпоса, драмы, лирики.      
Архаический эпос: мифы, сказания, сказки. Классический эпос: историко-героический Крупные формы эпоса: эпопея, роман      
Средние формы эпоса: повесть Малые формы эпоса: новелла рассказ Особая форма: очерк      
Драматические жанры. Трагедия, комедия, драма. Понятие экспозиции, завязки, перипетий, кульминации и развязки      
Лирический жанр: лирический образ, лирический герой, лирическое отступление.      
Малые лирические формы: стихотворение, ода, элегия.      
Понятие лиро-эпического жанра. Крупные лирические формы: поэма, роман в стихах      
Малая лиро-эпическая форма: баллада      
Рифма и ритм.      
3. Промежуточная аттестация      
4. Творческая мастерская      
Написание лирического произведения, работа над ним.      
Написание миниатюры.      
Написание рассказа.      
Очерк. Работа над ним.      
5. Знакомство с периодическими изданиями      
Газетные жанры      
Технические средства, необходимые журналисту.      
6. Работа над авторскими произведениями учащихся.      
7. Промежуточная аттестация учащихся      
Итого:      

Год обучения

«Золотое пёрышко»

№ п/п Название темы Всего часов Теория Практика
1. Вводное занятие. Цели и задачи программы второго года обучения. Актуализация знаний, полученных за второй год обучения      
2. По страницам истории зарубежной литературы      
Литература древнего Востока.      
Литература Древней Греции и Древнего Рима.      
Литература Западноевропейского Средневековья.      
Литература Востока (2- 18 в.в.).      
Литература эпохи Возрождения      
Западноевропейская литература 17 века.      
Западноевропейская литература 18 века.      
Западноевропейская литература 19 века.      
Литература США и Канады.      
Литература Южной Америки.      
Литература Африки.      
Литература Азии.      
Современные тенденции иностранной литературы      
3. Промежуточная аттестация      
4. Творческая мастерская      
5. Литературное редактирование.      
Задачи литературного редактирования      
Требования к языку художественной литературы      
Методика литературного редактирования      
Техника литературной обработки рукописи      
Выбор заголовка      
  Работа над композицией рукописи      
Работа над лексическими средствами языка      
6. Работа над авторскими произведениями учащихся: Правка авторских текстов, с учётом пройденного материала.      
7. Промежуточная аттестация учащихся      
  Итого:      

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы 1 года обучения

«Первые шаги»

Содержание
1. Организационное занятие.Беседа по ТБ. Учащиеся получают знания о том, как вести себя во время занятий и перемен. Какие меры необходимо принять в экстренных случаях, связанных с нарушениями техники безопасности. Как оказать первую медицинскую помощь. Экскурсия по Дворцу. Словотворчество и его значение. Поэзия и проза как средство самовыражения. История и традиции «ЛИТОШКи». Учащихся знакомят с понятием «литературного творчества», с программой занятий
2. По страницам истории русской литературы. Особенности произведений русского фольклора. Особенности древнерусской литературы. Особенности русской литературы 18- 20 веков. Актуальные проблемы современной литературы. Обзор творчества писателей - нижегородцев. Изучение данного раздела программы позволяет детям осознать всё богатство великой русской литературы, прививает чувство гордости своей страной, воспитывает патриотизм. Тема не дублирует школьную программу, а расширяет её. Учащиеся близко знакомятся с поэтами и писателями Сарова, приобщаются к литературному краеведению.
3. Работа над авторскими произведениями учащихся. Это практическая часть программы: ребята учатся воспринимать критику, получают навыки анализа своих произведений и произведений товарищей. Создавая то или иное произведение, дети зачастую не видят своих ошибок – тавтологий, звукописей и других литературных «ляпов». Необходимо научить воспринимать так называемый разбор произведений, который практикуется в литературной среде; привить понятие «критического мышления» и понимание, что разбирают произведение для того, чтобы, прислушавшись к замечаниям педагога и юных коллег, проработав эти замечания, автор сможет сделать своё произведение совершенней и лучше.
4. Промежуточная аттестация (игра-путешествие).
5. Выразительные средства художественной речи. Данная тема знакомит учащихся с художественная речью, её особенностями, своеобразием: выразительные средства фонетики (звукопись). Выразительные средства лексики (метафора, эпитеты, метонимия, сравнение и т.д.). Выразительные средства синтаксиса (риторические вопросы, обращения градация, инверсия, оксюморон, антитеза и т.д.). Юмор, ирония, сарказм, гротеск, каламбур. Выразительные средства морфологии. Стилистические приёмы выразительной речи.
6. Работа над авторскими произведениями учащихся.Обсуждение, разбор и правка рукописей. Сравнительный анализ произведений до правки и после неё.
7. Работа с архивом произведений, написанных за этот учебный год. Понятие о редакционном портфеле. Навыки, необходимые при работе с рукописями. Формирование сборника с произведениями учащихся, его издание в печатном варианте.
8. Промежуточная аттестация (круглый стол).

Содержание программы 2 года обучения

«Твори, выдумывай, пробуй»

Содержание
1. Организационное занятие.Беседа по ТБ. Учащиеся закрепляют знания о том, как вести себя во время занятий и перемен. Какие меры необходимо принять в экстренных случаях, связанных с нарушениями техники безопасности. Как оказать первую медицинскую помощь. Цели и задачи программы второго года обучения. Актуализация знаний, полученных в первый год обучения.
2. Богатство и разнообразие жанров всех родов литературы. Данная темазнакомит учащихся со всем разнообразием жанров всех родов литературы. Основные понятия этого раздела программы – род литературы, виды родов литературы: «эпос» (архаический и классический, крупные, средние, малые и особые формы эпоса), «драма» (трагедия, комедия, драма), «лирика» (лирический образ, лирический герой, лирическое отступление; малые лирические формы, крупные лирические формы, лиро-эпическая форма). Подробно учащиеся объединения знакомятся с понятиями «рифма» и «ритм». Много интересного они узнают о ритме стихотворения (стихотворный размер, стопа) и прозы.
3. Промежуточная аттестация (игра-путешествие).
4. Творческая мастерская: Это практическая тема, где ребята могут создавать свои произведения, руководствуясь знаниями о жанрах литературы. Тема предполагает: написание лирического произведения, работу над ним; написание миниатюры; написание рассказа; написание очерка, написание драматической зарисовки.
5. Знакомство с периодическими изданиями: Учащиеся получают информацию о журналах, газетах, альманахах России. Отдельно знакомятся со страничками детского литературного творчества в журналах «Читайка», «Пионер», «Костёр», «Путеводная звезда: детское чтение», «Детская роман-газета». Большой интерес для учащихся представляют газеты «Саровская пустынь» и газета Союза писателей Россия «Слово». Чтобы закрепить пройденный материал, проводится экскурсия в Медиа-холдинг ВНИИЭФ, где ребята знакомятся с редактором газеты «Вести ВНИИЭФ», известным журналистом, выпускницей «ЛИТОШКи» Еленой Кашевой. Затем, учащиеся получают представление о газетных жанрах и технических средствах, необходимые журналисту.
6. Работа над авторскими произведениями учащихся.Ребята на практике осваивают газетные жанры, овладевают практическими навыками по их созданию.
7. Промежуточная аттестация учащихся (круглый стол).

 

Содержание программы 3 года обучения

«Золотое пёрышко»

Содержание
1. Организационное занятие.Беседа по ТБ. Учащиеся закрепляют знания о том, как вести себя во время занятий и перемен. Какие меры необходимо принять в экстренных случаях, связанных с нарушениями техники безопасности. Как оказать первую медицинскую помощь. Цели и задачи программы третьего года обучения. Актуализация знаний, полученных во второй год обучения.
2. По страницам истории зарубежной литературы. Особенности произведений зарубежного фольклора. Особенности древнегреческой и древнеримской литературы. Эпос. Особенности зарубежной литературы 18- 20 веков. Актуальные проблемы современной зарубежной литературы. Обзор творчества известных зарубежных писателей.
3. Промежуточная аттестация (собеседование)
4. Творческая мастерская.
5. Литературное редактирование. Задачи литературного редактирования. Требования к языку художественной литературы. Методика литературного редактирования. Техника литературной обработки рукописи. Выбор заголовка. Работа над композицией рукописи. Работа над лексическими средствами языка.
6. Работа над авторскими произведениями учащихся.
7. Промежуточная аттестация учащихся (круглый стол).

 

БЛОК «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

Особое внимание в дополнительной общеразвивающей программе «Сила слова» уделяется работе с одарёнными детьми.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

Выделяют следующие виды одарённости:

· одарённость в практической деятельности;

· одарённость в познавательной деятельности;

· одарённость в художественно-эстетической деятельности;

· одарённость в коммуникативной деятельности;

· одарённость в духовно-ценностной деятельности.

По типу предпочитаемой деятельности одарённость бывает:

· творческая;

· академическая;

· психомоторная;

· коммуникативная.

В свою очередь творческая одарённость условно подразделяется на: художественную, вокальную, литературную и артистическую.

Литературное дарование.

Раскрывается позднее. Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.

Психосоциальная чувствительность:

Ø одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

Ø они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Ø живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

Ø они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Ø им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

Ø порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

Ø эгоцентризм, как и у обычных детей.

нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

В основу данного раздела программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.074 с.)