Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицинское обеспечение школьников

Поиск

Медицинское обеспечение школьников предполагает:

• организацию необходимых профилактических, оздоровительных и
лечебных мероприятий;

• предупреждение инфекционных заболеваний среди детей, профи­
лактику травматизма и несчастных случаев;

• контроль всестороннего развития и здоровья детей;

• организацию и контроль выполнения комплекса гигиенических
мероприятий, необходимых для правильной постановки режима, оздо­
ровительной, воспитательной и учебной работы в учреждении;

• ознакомление детей и их родителей с основами гигиены, распрост­
ранение санитарных знаний среди персонала и родителей.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ВРАЧА ШКОЛЫ

Врач школы по своему профилю должен быть педиатром, владею­щим знаниями по возрастной физиологии и патологии детей школьно­го возраста, школьной гигиены, врачебного контроля за физическим и трудовым воспитанием школьников, ориентирующимся и вопросах профессиональной пригодности.

Врач, оказывающий лечебно-профилактическую помощи школьни­кам, руководствуется в работе приказами, инструкциями и распоряже­ниями органов здравоохранения, народного образования, просвещения и вышестоящих должностных лиц (главного врача поликлиники, замес­тителя главного врача больницы по поликлиническому разделу работы, заведующего отделением помощи детям и подросткам и образователь­ных учреждениях). Медицинский персонал школы входит в штат детс­кой поликлиники, в районе деятельности которой она находится. Ос­новная задача медицинского персонала общем о образовательного уч­реждения (ООУ) заключается в организации профилактических, сани-тарно-противоэпидемических и лечебно-оздоровительных мероприя­тий, направленных на улучшение здоровья учащихся. Медицинский персонал школы работает в тесном контакте с врачами детской полик­линики (участковыми педиатрами и узкими специалистами), врачами врачебно-физкультурного диспансера, санитарно-эпидемиологической станции, администрацией, учителями и общественными организация-


ми школы. Школьный врач должен входит в состав педагогического со­вета школы.

Обязанности врача

• Составление плана работы на текущий год, который утверждает
главный врач детской поликлиники или заведующий отделением, и до­
ведение его содержания до сведения педагогического совета школы.

• Своевременная организация и проведение медицинских осмотров
школьников в соответствии с методическими рекомендациями по про­
ведению диспансеризации детского населения, составление комплекс­
ного заключения о состоянии здоровья каждого школьника (с учетом
данных врачей-специалистов), определение медицинской группы для
занятий физической культурой и при необходимости назначение лечеб­
но-оздоровительных мероприятий.

• Проведение анализа результатов углубленного осмотра школьни­
ков. Составление на основании полученных данных общего плана ме­
роприятий, направленных на укрепление их здоровья. План рассматри­
вают на педагогическом совете, его утверждает главный врач детской
поликлиники (заместитель главного врача больницы по поликлиничес­
кому разделу работы), директор школы.

• Осуществление контроля физического воспитания в школе, при
посещении уроков физической культуры и занятий спортивных сек­
ций; режима учебной работы, отдыха и организации питания учащихся,
уделяя особое внимание учащимся групп продленного дня; проведения
противоэпидемических мероприятий, профилактических осмотров де­
тей и подростков перед профилактическими прививками.

• Проведение совместно с педагогическим персоналом школы рабо­
ты по профессиональной консультации и ориентации школьников с
учетом состояния их здоровья.

• Выявление учащихся, нуждающихся в облегчении режима сдачи
переводных и выпускных экзаменов. Представление подготовленных
на них материалов на рассмотрение комиссий соответствующих полик­
линик (детских и взрослых).

• Проведение амбулаторного приема в школе и оказание медицинс­
кой помощи.

• Проведение санитарно-просветительной работы среди персонала
школы, родителей и учащихся.

• Доведение до сведения главного врача поликлиники и членов
педагогического совета школы результатов анализа данных о состо­
янии здоровья учащихся, их заболеваемости (в том числе травматиз­
ма) и мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьни­
ков.


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Диспансерное наблюдение школьников проводят согласно приказам МЗ РФ (приказ МЗ РФ № 60 от 19.01-83 г.; приложение 24 приказа МЗ РФ № 151 от 07.05.98 г.; приказ № 154 от 05.05.99 г.). Его осуществля­ют школьный врач и медсестра с привлечением Узких специалистов. Углубленный осмотр проводят в школах с 1-го сентября по 15-е ноября (первоклассников осматривают в коНЦе учебного года) с привлечением специалистов детской поликлиники, в районе деятельности которой на­ходится школа. Врач школы должен составить график медосмотров учащихся, который утверждают заведующий детской поликлиникой и директор школы. Директор школы обеспечивает своевременную явку всех учащихся на медосмотр. По результатам медосмотров составляют комплексное заключение о состоянии здоровья каждого школьника, оп­ределяют медицинскую группу для занятия физкультурой и назначают лечебно-оздоровительные мероприятия. Все данные по диспансериза­ции вносят в индивидуальную каРтУ развития школьника (форма 026/у-2000).

Детей диспансерной группы осматривают узкие специалисты 2 раза в год. Подготовку к осмотру и проведение параклинических обследова­ний осуществляет заведующий ООМПДП поликлиники, /lei и диспан­серной группы, страдающие хроническими заболеваниями, и реконва-лесценты острых заболеваний осматривают и обследуют ирачи ООУ в сроки, обусловленные соответствующими рекомендациями для каждой формы патологии.

АДАПТАЦИЯ ДЕТС-Й К ОБУЧЕНИЮ

В младшем школьном возрасте изменяются ба-юиые механизмы ор­ганизации всех физиологических И психофизиологических функций, увеличивается напряжение адаптационных процессов. Происходит из­менение всей жизни ребенка - появляются новые контакты, новые ус­ловия жизни, принципиально новый вид деятельности, новые требова­ния и так далее. Напряженность этого периода определяется, прежде всего, тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, тре­бует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических резервов.

Интеллектуальные и эмоциональные нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением, связанным с сохранением оп-


ределенной позы при работе в классе. Статическая нагрузка для детей 6-7 лет наиболее утомительна, так как при удержании определенной позы необходимо длительное напряжение спинных мышц, недостаточ­но развитых у детей этого возраста, и длительное статическое напряже­ние мышц руки (сгибателей и разгибателей пальцев).

АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ

Она представляет собой довольно длительный этапный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты. Этапы адаптации к школе

• Первый этап — ориентировочный (фаза острой адаптации), когда
на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом системати­
ческого обучения, дети отвечают бурной реакцией и значительным нап­
ряжением практически всех систем организма. Эта «физиологическая
буря» длится достаточно долго (от 10 дней у здоровых детей до 2-3-х
нед и более у детей, имеющих морфофункциональные отклонения). На
первом этапе, ни о какой экономии ресурсов организма говорить не
приходится, организм тратит все, что есть, поэтому так важно помнить,
какую высокую «цену» платит каждый ребенок в этот период.

• Второй этап — неустойчивое приспособление (фаза подострой
адаптации), когда формируются оптимальные или близкие к оптималь­
ным варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе эта «цена»
снижается, «буря» начинает затихать.

• Третий этап — период относительно устойчивого приспособления
(компенсаторная фаза), когда организм находит наиболее оптимальные
варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения
всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умствен­
ная работа но усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую
испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе или психоло­
гическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, каж­
дая из систем организма реагирует напряжением. Длительное же функ­
циональное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление
могут привести к нарушению здоровья.

Длительность периода адаптации детей к обучению индивидуальна, и все три фазы адаптации длятся приблизительно 5-6 нед, т.е. этот пе­риод продолжается до 10-15 октября. Наибольшие сложности возника­ют на 1-4-й нед.

Чем же характеризуются первые недели обучения? Прежде всего, достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой и симпатоад-реналовой систем, а также низким показателем координации (взаимо-


действия) различных систем организма между собой. По интенсивнос­ти и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в первые недели обучения, учебные занятия можно сравнить с влиянием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагру­зок.

Только на 5—6-й нед обучения постепенно повышаются и становят­ся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается нап­ряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма и наступа­ет относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагру­зок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям эта фа­за (относительно устойчивого приспособления) затягивается до 16 нед. И хотя считают, что период острой физиологической адаптации орга­низма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6-й наделе обучения, весь первый год учебы (если сравнить его со следующими периодами обуче­ния) можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.235 (0.012 с.)