Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дети с овз — неоднородная по составу группа дошкольниковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного уч-реждения вне специальных условий воспитания и обучения.
го нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития. Каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой, которые необходимо учитывать при определении коррекционной работы с ними в интеграционном образовательном пространстве.
Значительную по численности группу детей составляют дети с не-резко выраженными, а следовательно, трудно выявляемыми отклонени-ями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы (В. И. Селиверстов, Б. П. Пузанов). Группа детей с минимальными либо парциальными нарушениями полиморфна и может быть представлена следующими вариантами: • дети с минимальными нарушениями слуха;
• дети с минимальными нарушениями зрения, том числе с косоглази-ем и амблиопией;
• дети с нарушениями речи (дислалия, минимальные дизартрические расстройства, закрытая ринолалия, дисфония, заикание, полтерн, тахила-лия, брадилалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия);
• дети с легкой задержкой психического развития (конституциональ-ной, соматогенной, психогенной);
• педагогически запущенные дети;
• дети — носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита) соматогенной или церебрально-органической природы без на-рушений интеллектуального развития (часто болеющие, посттравматики, аллергики, с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией,
с цереброэндокринными состояниями);
• дети с психопатоподобными формами поведения (по типу аффек-тивной возбудимости, истероидности, психастении и др.);
• дети с нарушенными формами поведения органического генеза (ги-перактивность, синдром дефицита внимания);
• дети с психогениями (неврозами);
• дети с начальным проявлением психических заболеваний (шизоф-рения, ранний детский аутизм, эпилепсия);
• дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебраль-но-органической природы;
• дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур голо-вного мозга или нарушения их функционального или органического гене-за (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции).
Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который означает всесторонность обсле-дования и оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специа-листами, и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состо-яние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.
Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (лицами, их заменяющими).
Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности беременности матери; длительность приема лекарственных препаратов и влияние вредных факторов на беременность; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др.; вес ребенка при рождении, время начала кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболева-ния, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение.
В семейном анамнезе анализируются данные о семье ребенка и на-следственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотноше-ний в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.
Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, за-ключения специалистов. Это помогает сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.
Психолого-педагогическое обследование является одним из компо-нентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.
Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, уста-новление характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.
обучении, темпа усвоения учебного материала, выявление особенностей образовательной деятельности. Интересующие сведения можно получить с помощью таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ ребенка (рисунков, поделок и др.), педагоги-ческое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть специаль-но спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за ведущей деятельностью ребенка, его познавательной активностью, в процессе ко-торого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствую-щий о личностной зрелости дошкольника. В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается: • назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
• рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы, место работы родителей;
• назвать имя и отчество близких взрослых, имена сверстников;
• рассказать об основных правилах поведения на улице, в обществен-ных местах, о любимом занятии дома и др.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения де-тей с ОВЗ.
Образовательные области программы дошкольного образования
Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстни-ков. Охарактеризуем основные образовательные области.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь. Задачи социально-коммуникативного развития:
• формирование у ребенка представлений о самом себе и элементар-ных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
• формирование навыков самообслуживания;
ровья каждого ребенка, формирования культурно-гигиенических навы-ков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.
Примерное содержание работы по развитию культурно-гигиеничес-ких умений:
• прием пищи: обучение пользованию ложкой, вилкой, чашкой, сал-феткой (с учетом индивидуальных возможностей); соблюдать опрятность при приеме пищи, выражать благодарность после приема пищи (знаком, движением, речью);
• гигиенические навыки: обучение умению выполнять утренние и ве-черние гигиенические процедуры (туалет, мытье рук, мытье ног и т.д.); пользоваться туалетными принадлежностями (бумага, жидкое и твердое мыло, паста, салфетка, губка, полотенце, расческа, щетка, зеркало), носо-вым платком; соблюдать правила хранения туалетных принадлежностей; выражать благодарность за оказываемые виды помощи;
• одежда и внешний вид: обучение умению различать разные виды одежды по их функциональному использованию; соблюдать порядок пос-ледовательности одевания и раздевания; хранить в соответствующих местах разные предметы одежды; правильно обращаться с пуговицами, молнией, шнурками и др.; выбирать одежду по погоде, по сезону; контро-лировать опрятность своего внешнего вида с помощью зеркала, инструк-ций воспитателя.
Для реализации задач необходимо правильно организовать режим дня в детском саду и дома, чередовать различные виды деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма.
Дети с ОВЗ могут оказаться в различной жизненной ситуации, опас-ной для здоровья, жизни, поэтому при формировании знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе, педагог, воспитатель может «проигрывать» несколько моделей поведения в той или иной ситу-ации, формируя активную жизненную позицию, ориентировать детей на самостоятельное принятие решений.
Можно предложить следующие наиболее типичные ситуации и сфор-мулировать простейшие алгоритмы поведения:
• пользование общественным транспортом;
• правила безопасности дорожного движения;
• домашняя аптечка;
• пользование электроприборами;
• поведение в общественных местах (вокзал, магазин) и др.;
• сведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека (огонь, травматизм, ядовитые вещества).
ных факторов, влияющих на овладение речью, реальное использование в условиях общения, является организация слухоречевой среды в группе сада и в семье. В создании этой среды участвуют воспитатели, педагоги группы, родители, другие взрослые и сверстники.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Основная цель — формирование познавательных процессов и спосо-бов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные про-цессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития: • формирование и совершенствование перцептивных действий;
• ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
• развитие внимания, памяти;
• развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Образовательная область «Познавательное развитие» включает: Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными
возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируют-ся полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсор-ное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождест-вления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстра-гирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Имеющиеся нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного ап-парата препятствуют полноценному сенсорному развитию, поэтому при организации работы по сенсорному развитию необходимо учитывать психо-физические особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций. При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конс-труктивной деятельности, направленное на формирование правильного
ка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предпола-гает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному зву-копроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овла-дение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голо-са, темп, ударение, сила голоса, интонация).
Формирование грамматического строя речи. Формирование грамма-тического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).
Развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитиедиалогической и монологической речи. а) Развитие диалогической (раз-говорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, разви-вать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогичес-кой речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения — монолога. умений слушать и понимать связные тексты, пере-сказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.
Формирование элементарного осознавания явлений языка и речи,обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.
Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки. Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе с детьми с ОВЗ, они тесно связаны между собой. Эти отношения опреде-
ляются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает пред-посылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.
Развитие речи у дошкольников с ОВЗ осуществляется во всех видах деятельности: игра, занятия по физическому развитию, ИЗО (рисование,
ных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Главное в развитии детского словаря — освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
У детей с нарушениями деятельности зрительного анализатора про-является своеобразие речевого развития, выражающееся в более замед-ленном темпе ее поэтапного становления, ограничении возможностей подражательной деятельности, наблюдается неадекватность между сло-вом и представлениями о том, что оно означает. Поэтому особое внима-ние в работе по развитию речи уделяется уяснению, уточнению значений слов, их предметной соотнесенности с объектом действительности.
Особым образом строится работа по развитию речи с детьми, имею-щими нарушения слухового анализатора. Известно, что нарушение слуха является главным препятствием в спонтанном овладении звуковой сло-весной речью. Оценивая сенсорную базу, которой располагает ребенок с нарушенным слухом для усвоения речи, следует учитывать возможности каждого анализатора — зрительного, кожного, двигательного и остаточно-го слуха. Исключительная роль принадлежит зрительному анализатору, с помощью которого ребенок может воспринимать некоторые движения речевых органов, а значит лучше понимать обращенную речь. Для лучшего взаимопонимания при выполнении заданий применяются графические приемы — таблички со словами, обозначаемые определенные предметы, таблички-инструкции. Речевая деятельность детей с нарушениями слуха реализуется в разных видах: слухозрительное и слуховое восприятие, го-ворение, чтение (глобальное и аналитическое), письмо, дактилирование. Эти виды речевой деятельности рассматриваются как основные виды вза-имодействия в процессе речевого общения. В процессе обучения дошколь-ников с нарушениями слуха речи каждому виду речевой деятельности уделяется особое внимание, учитывается правильное их соотношение и последовательность обучения в зависимости от потребностей общения.
Особенности звуковой стороны речи отражают просодические еди-ницы: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп речи). Они составляют особый пласт специальной логопедической ра-боты с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), минимальными дизартрическими расстройствами.
Для детей с речевыми нарушениями работу по этой образовательной области необходимо выстраивать индивидуально.
Воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной речи представляет большую сложность для детей с ОВЗ всех категорий. Например, грамматические категории характеризуются
• посадить ребенка в удобную позу, способствующую нормализации мышечного тонуса, снижению напряжения;
• определить ведущую руку у каждого ребенка, имеющего нарушения ДЦП;
• для снижения гиперкинезов необходимо воспользоваться такими приемами, как крепкое сжатие кисти руки ребенка (в отдельных случаях требуется на руку ребенка надеть браслеты — утяжелители);
• на всех этапах работы широко используется активно-пассивный ме-тод (взрослый своей рукой помогает действию руки ребенка).
«Музыка». Основная цель — слушание детьми музыки, пение, вы-полнение музыкально-ритмических движений, танцы, игра на музыкаль-ных инструментах. Контингент детей с ОВЗ неоднороден по степени вы-раженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций, следовательно, необходимо уделять внимание способам предъявления звучания музыкальных инструментов (для детей с нарушениями слуха), танцевальных движений, музыкальных инструментов для игры на них (для детей с двигательными нарушениями).
Образовательная область «Физическое развитие»
Основная цель — совершенствование функций формирующегося ор-ганизма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие ле-жит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особен-ностей дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача — сти-мулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование орга-низма. На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:
• формирование в процессе физического воспитания пространствен-ных и временных представлений;
• изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;
детей с ОВЗ посредством физической активности и спорта. Основной задачей является решение конкретных психомоторных проблем, как пу-тем изменения самого ребенка, так и изменения окружающей среды, по возможности устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу жизни, к равным со своими здоровыми сверстниками возможностям зани-маться спортом.
Система занятий по физическому воспитанию для дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) разрабатывается индивидуально (совместно с инструктором ЛФК). На первичном приеме ребенка присутствует воспитатель по физической культуре. Он анали-зирует медицинскую документацию совместно с инструктором ЛФК (выписки из истории болезни, рекомендации ортопеда, невролога, врачей из стационаров и др.), беседует с родителями, наблюдает за ребенком в свободной деятельности. Совместно с инструктором ЛФК определяется двигательный статус в соответствии с ведущим неврологическим синдро-мом: состояние моторной функции, рук, наличие тонических рефлексов. Затем заполняется первичный протокол обследования ребенка, в котором подробно описывается двигательный статус ребенка. На втором этапе организуется комплексное обследование, результаты которого заносятся в карту. Исходя из этого, разрабатывается индивидуальная программа по формированию двигательных умений и навыков для каждого ребенка.
В программе определяется двигательный и ортопедический режим (использование различных ортопедических приспособлений для ходьбы, коррекции положения рук и пальцев, для удержания головы), дозиро-вание нагрузок, указываются противопоказания к применению тех или иных приемов. В ходе работы по физическому воспитанию учитываются рекомендации всех специалистов. Для ребенка с ДЦП важно соблюдать общий двигательный режим. Он не должен более 20 минут находиться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются наиболее адекватные позы. В процессе работы с детьми используются физкультминутки, физкультпаузы. В свободное время дети принима-ют участие в физкультурно-массовых мероприятиях, интеграционных спортивных праздниках, досугах. Все мероприятия, которые будут про-водиться с ребенком, обсуждаются на консилиуме специалистов. Целью физического воспитания детей, страдающих церебральным параличом, является создание при помощи коррекционных физических упражне-ний и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе. При разработке программы по физическому развитию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предпо-лагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения из-менений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должно быть предусмотрено увеличение времени, отводи-мого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматри-вается широкое варьирование организационных форм коррекционно-об-разовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Большинству детей с ОВЗ вначале необходим адаптационный пери-од. Адаптация — это часть приспособительских реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное про-странство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, со-здать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обу-чения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснаще-ние его специальным оборудованием:
• для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, не-обходимо подбирать специальные кресла с подлокотниками, специаль-ные столы, корректоры осанки (реклинаторы); предусматривается нали-чие пандуса;
• для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции.В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;
• для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппа-раты и других технические устройства.
Для организации и проведения коррекционных мероприятий необхо-димо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного ап-парата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее до-ступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказа-ли, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных
Если детям с ОВЗ из-за тяжести физических, психических наруше-ний недоступно для усвоения большинство образовательных областей, то разрабатываются индивидуальные программы, направленные на соци-ализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоциональ-ного поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.
Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений, программ повышения роди-тельской компетентности. Включение родителей в совместную деятель-ность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям, так как они выступают основ-ными заказчиками образовательных услуг для своих детей с ОВЗ. Задача родителей заключается в организации жизни ребенка таким образом, чтобы он мог ощущать свою принадлежность к обществу.
Список литературы
А к с е н о в а Л. И. Социально-педагогическая помощь лицам с огра-ниченными возможностями // Специальная педагогика. — М., 2001.
А р х и п о в а Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для сту-дентов вузов. — М., 2006.
Б а р я е в а Л. Б., Га в р и л у ш к и н а О. П., З а р и н А. П. и др. Про-грамма воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недо-статочностью. — СПб., 2001.
Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: Про-граммы для спец. дошк. учреждений /Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц,
Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская и др. — М., 1991.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. — М., 1994. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множествен-
ными нарушениями развития / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М., 2007. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста:
Программы для спец. дошк. учреждений / Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н.Д. Шматко и др. — М., 1991.
Го л о в ч и ц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обу-чение дошкольников с нарушениями слуха. — М., 2001.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания: Хрестоматия /Сост. Л. В. Калиннико-ва, Н. Д. Соколова. — М., 2005.
Л е в ч е н к о И. Ю., Т к а ч е в а В. В., П р и х о д ь к о О. Г. и др. Дет-ский церебральный паралич. Дошкольный возраст. — М., 2008.
Л е в ч е н к о И. Ю., Т к а ч е в а В. В. Психологическая помощь се-мье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод. посо-бие. — М., 2008.
Л е о н г а р д Э. И., С а м с о н о в а Е. Г. Развитие речи детей с нару-шенным слухом в семье. — М., 1991.
Л о п а т и н а Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного воз-раста. — СПб., 2005.
М а с т ю к о в а Е. М., И п п о л и т о в а М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.
П л а к с и н а Л. И., Гр и г о р я н Л. А. Содержание медико-педагоги-ческой помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зре-ния. — М., 1998.
П л а к с и н а Л. И. Коррекционно-развивающая среда в детских са-дах компенсирующего вида. — М., 2008.
Программа специальных (коррекционных) образовательных уч-реждений IV вида (для детей с нарушениями зрения): Программа детского сада: коррекционная работа / Под ред. Л. И. Плаксиной. — М., 2003.
Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М. М. Семаго. — М., 2001.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 1998.
Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной — М., 2003.
С т е п а н о в а О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комби-нированного видов: Справочное пособие. — М., 2008.
Ул ь е н к о в а У. В. Дети с задержкой психического развития. — Н. Новгород, 1994.
Ф и л и ч е в а Т. Б., Ту м а н о в а Т. В., Ч и р к и н а Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009.
Ф и л и ч е в а Т. Б., Ту м а н о в а Т. В., Ч и р к и н а Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. — М., 2008.
ПРИМЕРНОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СОБЫТИЙ, ПРАЗДНИКОВ, МЕРОПРИЯТИЙ
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИМЕРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ, ПОДВИЖНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Продолжение таблицы
|