Дети с овз — неоднородная по составу группа дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дети с овз — неоднородная по составу группа дошкольников



 

К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного уч-реждения вне специальных условий воспитания и обучения.


 


го нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития. Каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой, которые необходимо учитывать при определении коррекционной работы с ними в интеграционном образовательном пространстве.

 

Значительную по численности группу детей составляют дети с не-резко выраженными, а следовательно, трудно выявляемыми отклонени-ями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы (В. И. Селиверстов, Б. П. Пузанов). Группа детей с минимальными либо парциальными нарушениями полиморфна и может быть представлена следующими вариантами:

• дети с минимальными нарушениями слуха;

 

• дети с минимальными нарушениями зрения, том числе с косоглази-ем и амблиопией;

 

• дети с нарушениями речи (дислалия, минимальные дизартрические расстройства, закрытая ринолалия, дисфония, заикание, полтерн, тахила-лия, брадилалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия);

 

• дети с легкой задержкой психического развития (конституциональ-ной, соматогенной, психогенной);

 

• педагогически запущенные дети;

 

• дети — носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита) соматогенной или церебрально-органической природы без на-рушений интеллектуального развития (часто болеющие, посттравматики, аллергики, с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией,

 

с цереброэндокринными состояниями);

 

• дети с психопатоподобными формами поведения (по типу аффек-тивной возбудимости, истероидности, психастении и др.);

 

• дети с нарушенными формами поведения органического генеза (ги-перактивность, синдром дефицита внимания);

 

• дети с психогениями (неврозами);

 

• дети с начальным проявлением психических заболеваний (шизоф-рения, ранний детский аутизм, эпилепсия);

 

• дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебраль-но-органической природы;

 

• дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур голо-вного мозга или нарушения их функционального или органического гене-за (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции).


 


Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который означает всесторонность обсле-дования и оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специа-листами, и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состо-яние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.

 

Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (лицами, их заменяющими).

 

Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности беременности матери; длительность приема лекарственных препаратов и влияние вредных факторов на беременность; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др.; вес ребенка при рождении, время начала кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболева-ния, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение.

 

В семейном анамнезе анализируются данные о семье ребенка и на-следственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотноше-ний в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

 

Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, за-ключения специалистов. Это помогает сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.

 

Психолого-педагогическое обследование является одним из компо-нентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.

 

Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, уста-новление характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.


 


обучении, темпа усвоения учебного материала, выявление особенностей образовательной деятельности. Интересующие сведения можно получить с помощью таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ ребенка (рисунков, поделок и др.), педагоги-ческое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть специаль-но спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за ведущей деятельностью ребенка, его познавательной активностью, в процессе ко-торого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствую-щий о личностной зрелости дошкольника.

В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается:

• назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;

 

• рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы, место работы родителей;

 

• назвать имя и отчество близких взрослых, имена сверстников;

 

• рассказать об основных правилах поведения на улице, в обществен-ных местах, о любимом занятии дома и др.

 

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения де-тей с ОВЗ.

 

Образовательные области программы дошкольного образования

 

Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстни-ков. Охарактеризуем основные образовательные области.

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 

Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь. Задачи социально-коммуникативного развития:

 

• формирование у ребенка представлений о самом себе и элементар-ных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

 

• формирование навыков самообслуживания;


 


ровья каждого ребенка, формирования культурно-гигиенических навы-ков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.

 

Примерное содержание работы по развитию культурно-гигиеничес-ких умений:

 

• прием пищи: обучение пользованию ложкой, вилкой, чашкой, сал-феткой (с учетом индивидуальных возможностей); соблюдать опрятность при приеме пищи, выражать благодарность после приема пищи (знаком, движением, речью);

 

• гигиенические навыки: обучение умению выполнять утренние и ве-черние гигиенические процедуры (туалет, мытье рук, мытье ног и т.д.); пользоваться туалетными принадлежностями (бумага, жидкое и твердое мыло, паста, салфетка, губка, полотенце, расческа, щетка, зеркало), носо-вым платком; соблюдать правила хранения туалетных принадлежностей; выражать благодарность за оказываемые виды помощи;

 

• одежда и внешний вид: обучение умению различать разные виды одежды по их функциональному использованию; соблюдать порядок пос-ледовательности одевания и раздевания; хранить в соответствующих местах разные предметы одежды; правильно обращаться с пуговицами, молнией, шнурками и др.; выбирать одежду по погоде, по сезону; контро-лировать опрятность своего внешнего вида с помощью зеркала, инструк-ций воспитателя.

 

Для реализации задач необходимо правильно организовать режим дня в детском саду и дома, чередовать различные виды деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма.

 

Дети с ОВЗ могут оказаться в различной жизненной ситуации, опас-ной для здоровья, жизни, поэтому при формировании знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе, педагог, воспитатель может «проигрывать» несколько моделей поведения в той или иной ситу-ации, формируя активную жизненную позицию, ориентировать детей на самостоятельное принятие решений.

 

Можно предложить следующие наиболее типичные ситуации и сфор-мулировать простейшие алгоритмы поведения:

 

• пользование общественным транспортом;

 

• правила безопасности дорожного движения;

 

• домашняя аптечка;

 

• пользование электроприборами;

 

• поведение в общественных местах (вокзал, магазин) и др.;

 

• сведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека (огонь, травматизм, ядовитые вещества).


 


ных факторов, влияющих на овладение речью, реальное использование в условиях общения, является организация слухоречевой среды в группе сада и в семье. В создании этой среды участвуют воспитатели, педагоги группы, родители, другие взрослые и сверстники.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

 

Основная цель — формирование познавательных процессов и спосо-бов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные про-цессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:

• формирование и совершенствование перцептивных действий;

 

• ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

 

• развитие внимания, памяти;

 

• развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Образовательная область «Познавательное развитие» включает: Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными

 

возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируют-ся полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсор-ное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождест-вления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстра-гирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Имеющиеся нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного ап-парата препятствуют полноценному сенсорному развитию, поэтому при организации работы по сенсорному развитию необходимо учитывать психо-физические особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций. При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.

 

Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конс-труктивной деятельности, направленное на формирование правильного


 


ка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

 

Воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предпола-гает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному зву-копроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овла-дение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голо-са, темп, ударение, сила голоса, интонация).

 

Формирование грамматического строя речи. Формирование грамма-тического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).

 

Развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитиедиалогической и монологической речи. а) Развитие диалогической (раз-говорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, разви-вать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогичес-кой речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения — монолога. умений слушать и понимать связные тексты, пере-сказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.

 

Формирование элементарного осознавания явлений языка и речи,обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.

 

Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки. Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе с детьми с ОВЗ, они тесно связаны между собой. Эти отношения опреде-

 

ляются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает пред-посылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

 

Развитие речи у дошкольников с ОВЗ осуществляется во всех видах деятельности: игра, занятия по физическому развитию, ИЗО (рисование,


 


ных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Главное в развитии детского словаря — освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

 

У детей с нарушениями деятельности зрительного анализатора про-является своеобразие речевого развития, выражающееся в более замед-ленном темпе ее поэтапного становления, ограничении возможностей подражательной деятельности, наблюдается неадекватность между сло-вом и представлениями о том, что оно означает. Поэтому особое внима-ние в работе по развитию речи уделяется уяснению, уточнению значений слов, их предметной соотнесенности с объектом действительности.

 

Особым образом строится работа по развитию речи с детьми, имею-щими нарушения слухового анализатора. Известно, что нарушение слуха является главным препятствием в спонтанном овладении звуковой сло-весной речью. Оценивая сенсорную базу, которой располагает ребенок с нарушенным слухом для усвоения речи, следует учитывать возможности каждого анализатора — зрительного, кожного, двигательного и остаточно-го слуха. Исключительная роль принадлежит зрительному анализатору, с помощью которого ребенок может воспринимать некоторые движения речевых органов, а значит лучше понимать обращенную речь. Для лучшего взаимопонимания при выполнении заданий применяются графические приемы — таблички со словами, обозначаемые определенные предметы, таблички-инструкции. Речевая деятельность детей с нарушениями слуха реализуется в разных видах: слухозрительное и слуховое восприятие, го-ворение, чтение (глобальное и аналитическое), письмо, дактилирование. Эти виды речевой деятельности рассматриваются как основные виды вза-имодействия в процессе речевого общения. В процессе обучения дошколь-ников с нарушениями слуха речи каждому виду речевой деятельности уделяется особое внимание, учитывается правильное их соотношение и последовательность обучения в зависимости от потребностей общения.

 

Особенности звуковой стороны речи отражают просодические еди-ницы: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп речи). Они составляют особый пласт специальной логопедической ра-боты с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), минимальными дизартрическими расстройствами.

 

Для детей с речевыми нарушениями работу по этой образовательной области необходимо выстраивать индивидуально.

 

Воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной речи представляет большую сложность для детей с ОВЗ всех категорий. Например, грамматические категории характеризуются


 


• посадить ребенка в удобную позу, способствующую нормализации мышечного тонуса, снижению напряжения;

 

• определить ведущую руку у каждого ребенка, имеющего нарушения ДЦП;

 

• для снижения гиперкинезов необходимо воспользоваться такими приемами, как крепкое сжатие кисти руки ребенка (в отдельных случаях требуется на руку ребенка надеть браслеты — утяжелители);

 

• на всех этапах работы широко используется активно-пассивный ме-тод (взрослый своей рукой помогает действию руки ребенка).

 

«Музыка». Основная цель — слушание детьми музыки, пение, вы-полнение музыкально-ритмических движений, танцы, игра на музыкаль-ных инструментах. Контингент детей с ОВЗ неоднороден по степени вы-раженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций, следовательно, необходимо уделять внимание способам предъявления звучания музыкальных инструментов (для детей с нарушениями слуха), танцевальных движений, музыкальных инструментов для игры на них (для детей с двигательными нарушениями).

 

Образовательная область «Физическое развитие»

 

Основная цель — совершенствование функций формирующегося ор-ганизма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие ле-жит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особен-ностей дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

 

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача — сти-мулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование орга-низма. На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными

и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

 

• формирование в процессе физического воспитания пространствен-ных и временных представлений;

 

• изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;


 


детей с ОВЗ посредством физической активности и спорта. Основной задачей является решение конкретных психомоторных проблем, как пу-тем изменения самого ребенка, так и изменения окружающей среды, по возможности устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу жизни, к равным со своими здоровыми сверстниками возможностям зани-маться спортом.

 

Система занятий по физическому воспитанию для дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) разрабатывается индивидуально (совместно с инструктором ЛФК). На первичном приеме ребенка присутствует воспитатель по физической культуре. Он анали-зирует медицинскую документацию совместно с инструктором ЛФК (выписки из истории болезни, рекомендации ортопеда, невролога, врачей из стационаров и др.), беседует с родителями, наблюдает за ребенком в свободной деятельности. Совместно с инструктором ЛФК определяется двигательный статус в соответствии с ведущим неврологическим синдро-мом: состояние моторной функции, рук, наличие тонических рефлексов. Затем заполняется первичный протокол обследования ребенка, в котором подробно описывается двигательный статус ребенка. На втором этапе организуется комплексное обследование, результаты которого заносятся в карту. Исходя из этого, разрабатывается индивидуальная программа по формированию двигательных умений и навыков для каждого ребенка.

 

В программе определяется двигательный и ортопедический режим (использование различных ортопедических приспособлений для ходьбы, коррекции положения рук и пальцев, для удержания головы), дозиро-вание нагрузок, указываются противопоказания к применению тех или иных приемов. В ходе работы по физическому воспитанию учитываются рекомендации всех специалистов. Для ребенка с ДЦП важно соблюдать общий двигательный режим. Он не должен более 20 минут находиться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются наиболее адекватные позы. В процессе работы с детьми используются физкультминутки, физкультпаузы. В свободное время дети принима-ют участие в физкультурно-массовых мероприятиях, интеграционных спортивных праздниках, досугах. Все мероприятия, которые будут про-водиться с ребенком, обсуждаются на консилиуме специалистов. Целью физического воспитания детей, страдающих церебральным параличом, является создание при помощи коррекционных физических упражне-ний и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе. При разработке программы по физическому развитию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует


 


Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предпо-лагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения из-менений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должно быть предусмотрено увеличение времени, отводи-мого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматри-вается широкое варьирование организационных форм коррекционно-об-разовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

 

Большинству детей с ОВЗ вначале необходим адаптационный пери-од. Адаптация — это часть приспособительских реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное про-странство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, со-здать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

 

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обу-чения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснаще-ние его специальным оборудованием:

 

• для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, не-обходимо подбирать специальные кресла с подлокотниками, специаль-ные столы, корректоры осанки (реклинаторы); предусматривается нали-чие пандуса;

 

• для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции.В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;

 

• для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппа-раты и других технические устройства.

 

Для организации и проведения коррекционных мероприятий необхо-димо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного ап-парата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

 

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее до-ступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказа-ли, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных


 


Если детям с ОВЗ из-за тяжести физических, психических наруше-ний недоступно для усвоения большинство образовательных областей, то разрабатываются индивидуальные программы, направленные на соци-ализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоциональ-ного поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.

 

Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений, программ повышения роди-тельской компетентности. Включение родителей в совместную деятель-ность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям, так как они выступают основ-ными заказчиками образовательных услуг для своих детей с ОВЗ. Задача родителей заключается в организации жизни ребенка таким образом, чтобы он мог ощущать свою принадлежность к обществу.

 

Список

литературы

 

А к с е н о в а Л. И. Социально-педагогическая помощь лицам с огра-ниченными возможностями // Специальная педагогика. — М., 2001.

 

А р х и п о в а Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для сту-дентов вузов. — М., 2006.

 

Б а р я е в а Л. Б., Га в р и л у ш к и н а О. П., З а р и н А. П. и др. Про-грамма воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недо-статочностью. — СПб., 2001.

 

Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: Про-граммы для спец. дошк. учреждений /Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц,

 

Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская и др. — М., 1991.

 

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. — М., 1994. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множествен-

 

ными нарушениями развития / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М., 2007. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста:

 

Программы для спец. дошк. учреждений / Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н.Д. Шматко и др. — М., 1991.

 

Го л о в ч и ц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обу-чение дошкольников с нарушениями слуха. — М., 2001.

 

Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания: Хрестоматия /Сост. Л. В. Калиннико-ва, Н. Д. Соколова. — М., 2005.


 


Л е в ч е н к о И. Ю., Т к а ч е в а В. В., П р и х о д ь к о О. Г. и др. Дет-ский церебральный паралич. Дошкольный возраст. — М., 2008.

 

Л е в ч е н к о И. Ю., Т к а ч е в а В. В. Психологическая помощь се-мье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод. посо-бие. — М., 2008.

 

Л е о н г а р д Э. И., С а м с о н о в а Е. Г. Развитие речи детей с нару-шенным слухом в семье. — М., 1991.

 

Л о п а т и н а Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного воз-раста. — СПб., 2005.

 

М а с т ю к о в а Е. М., И п п о л и т о в а М. В. Нарушение речи у детей

с церебральным параличом. — М., 1985.

 

П л а к с и н а Л. И., Гр и г о р я н Л. А. Содержание медико-педагоги-ческой помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зре-ния. — М., 1998.

 

П л а к с и н а Л. И. Коррекционно-развивающая среда в детских са-дах компенсирующего вида. — М., 2008.

 

Программа специальных (коррекционных) образовательных уч-реждений IV вида (для детей с нарушениями зрения): Программа детского сада: коррекционная работа / Под ред. Л. И. Плаксиной. — М., 2003.

 

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М. М. Семаго. — М., 2001.

 

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 1998.

 

Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко,

С. Д. Забрамной — М., 2003.

 

С т е п а н о в а О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комби-нированного видов: Справочное пособие. — М., 2008.

 

Ул ь е н к о в а У. В. Дети с задержкой психического развития. — Н. Новгород, 1994.

 

Ф и л и ч е в а Т. Б., Ту м а н о в а Т. В., Ч и р к и н а Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009.

 

Ф и л и ч е в а Т. Б., Ту м а н о в а Т. В., Ч и р к и н а Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. — М., 2008.


 


 

ПРИМЕРНОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СОБЫТИЙ, ПРАЗДНИКОВ, МЕРОПРИЯТИЙ

 

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРИМЕРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ, ПОДВИЖНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ


 

 


Продолжение таблицы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.147 с.)