Старших дошкольников с задержкой психического развития в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Старших дошкольников с задержкой психического развития в



Старших дошкольников с задержкой психического развития в

Условиях детского дома»»

 

Новосибирск 2004г.

План.

Введение

1 Теоретические основы изучения игровой деятельности дошкольников

1.1. Основные подходы и классификации игр

1.2.Закономерности развития игровой деятельности ребенка

1.3.Влияние игры на общее психическое развитие дошкольника

II Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития в условиях детского дома

2.1. ЗПР как результат воспитания в детском доме

2.2. Проблемы формирования игровой деятельности у старших дошкольников с ЗПР

III Игровая деятельность старшей дошкольной группы воспитанников ОС(К)дд

3.1. Краткая характеристика группы

3.2.Определение уровня развития игровой деятельности у данной группы

 

Заключение

 

Список используемой литературы

Введение.

Данная работа посвящена одной из актуальных проблем в области дошкольного образования детей - особенностям игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР в условиях детского дома.

Ведущая деятельность дошкольника, согласно теоретическим позициям отечественной психологии, - игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образной мышление, самосознание и пр.

Детская игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей. Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходит преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

Игровая деятельность детей с отклонениями, значительно отстает в своем развитии от игровой деятельности здоровых детей того же возраста. Становление игровой деятельности у детей с задержкой психического развития подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся детей, но идет значительно медленней и имеет ряд специфических особенностей. В семье, дети, имеющие отклонения в развитии, к году компенсируют их. Любовь и внимание матери, а также медицинское лечение буквально с первых дней рождения помогают таким детям компенсировать заболевание.

Что же происходит с детьми, которые воспитываются в учреждениях закрытого типа? С детьми, которые изолированы от окружающего внешнего мира и имеют один, а то и несколько, неврологических диагнозов, т.е. органическое поражение ЦНС.

 

I Теоретические основы изучения игровой деятельности дошкольника

Основные подходы к классификации игр

 

А. В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию:

- Игры творческие и их разновидности: игры - драматизации и строительные игры;

- подвижные игры;

- дидактические игры

Несколько другой подход к классификации игры у Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Они предлагают следующий вариант:

- игры с правилами

- подвижные игры

- сюжетные игры

- ролевые

- режиссерские

- игра - драматизация

1. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. Игры с правилами можно разделить:

- подвижные

- дидактические

В практике воспитания наибольшее значение приобрели следующие группы с готовыми правилами:

- строительные, конструкторские, трудовые игры;

- дидактические, познавательные, интеллектуальные игры;

- игры под музыку, ритмические, хороводные;

- игры - упражнения, игры - занятия, тренировочные;

- игры - шутки, игры - забавы;

- подвижные и спортивные игры.

Во многих из этих игр содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет (тема игры, последовательность событий) предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает не только помощь в адаптации, но и усвоение знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный материал.

2. Сюжетно -ролевые игры.

Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры - драматизации -разыгрывание сказок и рассказов, строительные.

При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.

Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх - без этого не может успешно проходить игра, но эти правила, дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

Отличия между играми с правилами и творческими заключается в следующем:

в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.

В играх с правилами главное - решение задачи, выполнение правил.

 

Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

- по области деятельности

(физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические)

- по характеру педагогического процесса

(обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические)

- по игровой методике

(предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации) - по предметной области

(математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие)

- по игровой среде

(без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, по местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения).

Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо уяснить, что игра - это не только детская деятельность или «деловая» игра. Она носит возвратно - перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых людей

II Игровая деятельность дошкольников с ЗПР в условиях детского дома

Проблема формирования игровой деятельности у старших дошкольников с ЗПР

У детей с ЗПР не формируется замысел игры. Действуют импульсивно и чаще в играх детей привлекает атрибутика, внешняя сторона, часто за игрушкой (предметом), ребёнок не видит того, что с ней можно делать. Даже если дети разыгрывают какой-то сюжет, он беден, тяготеет к стереотипам. Ролевое поведение отличается неустойчивостью, непроизвольностью, стремится в основном подражать действиям взрослых, их действия носит очень долго предметноотобразительный характер.

Мало используют предметы-заместители или используются в одной функции.

Игровой коллектив как таковой не формируется.

Совместная деятельность не развивается. Игровые объединения преимущественно чистые по половому составу.

Содержание игры

- что составляет основное содержание игры

- насколько разнообразно содержание

Сюжет игры

- насколько разнообразны сюжеты

- устойчивость сюжета

- сколько событий объединяет в один сюжет

- насколько развернут сюжет

- как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

- каковы источники сюжетов игры.

Игровые правила

- выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правило ребенком.

- как соотносит ребенок выполнение правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.

- как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил.

Достижение результата игры

- как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.

- соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом

- какими средствами достигается реализация замысла

Игровая среда.

- готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры.

- использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как.

Сравнительная диаграмма

 

На январь 2005 года, группа имела следующие данные:

1 уровень-10%

2 уровень - 40%

3 уровень - 50%

На май месяц следующие результаты:

1 уровень - 10%

2 уровень - 70%

3 уровень - 20%

На данной диаграмме видно как происходит развитие игровой деятельности детей.

Сопоставляя полученные результаты нашего исследования с результатами исследования Слепович и Васильевой в 1997 году, можно прийти к такому выводу, что в детском доме созданы благоприятные условия для развития сюжетно-ролевой игры детей.

Очень хорошо развиты в группах центры сюжетно-ролевой игры (уголки ряжения), в детском доме существует авторская программа обучения игровой деятельности детей.

Воспитание детей приближенны к условиям воспитания в семье, что и показывают результаты исследования, так как разница между показателями нормальных детей и детьми с ЗПР, воспитывающихся в детском доме сведена к минимуму.

Полученных результатов.

 

Компоненты игры ______

Старший дошкольный возраст

Замысел игры

Замысел игры постоянно развивается, дети совместно обсуждают правила игры___

Содержание игры _____

Разные модели взаимоотношений взрослых.

Сюжет игры

Для детей характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют.____________

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре ______

Вступают в ролевое взаимодействие на длительное время.

У детей насчитывается 5-9 ролей в играх.

Игровые действия, игровые предметы

Игровое действие часто заменяется словом. Дети осуществляют игровое действие с предметами -заместителями. Широко используют подсобный материал.

 

Заключение.

К пяти годам дошкольники, при правильном педагогическом влиянии, обеспечивающем своевременное обогащение жизненного опыта, уже умеют самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры: выбирать тему игры, создавать предметно-игровую среду, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Они знают несколько настольно-печатных, подвижных и хороводных игр; имеют опыт постановки игр -драматизации.

У детей, воспитывающих в условиях детского дома, и имеющих один, а зачастую и несколько неврологических диагнозов, возникают большие трудности при построении игровой ситуации. Для того чтобы игровая деятельность детей с ЗПР достигла такого развития, при котором ее можно использовать в качестве одного из ведущих средств воспитания этих детей в дошкольном возрасте, чтобы она способствовала формированию психических свойств и способностей, усвоению знаний, умений, навыков, необходимо предварительно сформировать в ней отдельные структуры.

Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладевать новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением

Эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах.

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а частичного изменения - «расшатывания» уже известных.

Используемая литература.

1. «Психология и педагогика» Москва-Новосибирск 2000 г. под ред. Николаенко В.М.

2. «Возрастная психология» В.С. Мухина Москва 2000 г. «Психология» Москва 2001 г. под ред. А.А. Крылова.

3. Г. А. Урунтаева Ю.А. Афонькина «Практикум по дошкольной психологии» Москва 1998 г.

4. «Воспитание и развитие детей в детском доме» Иванова Н.П. Москва 1996 г.

5. Д.Б. Эльконин «Психология игры» Москва 1999 г.

6. Марковская И.Ф. «Задержка психического развития» Москва 1995 г.

7. «Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений» под ред. О.М. Дьяченко М 1999г.

8. Авторская программа ОСКДД «Развитие детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях детского дома».

9. «Основные принципы психодиагностической и психокоррекционной работы психолога в детском доме» ОСКдд 2000г.

10 А.К. Бондаренко А.И. Матусик «Воспитание детей в игре» Москва 1983г.

11. Р.И. Жуковская «Игра и ее педагогическое значение Москва 1975 г.

15. «Воспитание игрой» Аникиева Н.П. Москва 1987г

16. «Игра в педагогическом процессе» Аникиева Н.П. Новосибирск 1989г.

17. «Что такое игра?» Ваурен Н. Москва 1982г..

18. «Игра» Усова А.П. Москва 1962 г.

19. Слепович Е.С. «Игровая деятельность дошкольника с задержкой психического

развития» Москва Педагогика 1990 г. 20.Михайленко Н.Я. Короткова Н.А «Организация сюжетно - ролевой игры в детском саду» М. 2001 г.

 

старших дошкольников с задержкой психического развития в

Условиях детского дома»»

 

Новосибирск 2004г.

План.

Введение

1 Теоретические основы изучения игровой деятельности дошкольников

1.1. Основные подходы и классификации игр

1.2.Закономерности развития игровой деятельности ребенка

1.3.Влияние игры на общее психическое развитие дошкольника

II Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития в условиях детского дома

2.1. ЗПР как результат воспитания в детском доме

2.2. Проблемы формирования игровой деятельности у старших дошкольников с ЗПР



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.05 с.)