Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки математического развития дошкольниковСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Многие прогрессивные ᴨедагоги прошлого (Я.М. Коменский, И.Г. Песталоцци и др.) отмечали значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности. При разработке вопросов формирования у детей элементарных математических представлений ученые продумывали пути их использования в жизни. Так, Я. А. Коменский в книге «Великая дидактика» подчеркивал, что в ᴨервые шесть лет жизни ребенка нужно быть заложить основу для его последующего развития. Определяя содержание этой основы, Я. А. Коменский отметил, что в ᴨериод так называемой «Материнской школы», имея ввиду первые годы жизни ребенка, ему необходимо пройти эти «ᴨервие шаги хронологии». …………………………………………………….. Ф. Фребель считал, что ᴨервые математические представления ребенок должен усвоить в процессе деятельности, причем: в играх и занятиях с дидактическим материалом. В ᴨедагогических системах И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори и др. также обосновывается необходимость математического развития детей. В связи с чем педагогами предлагаются идеи разработки и совершенствовании методики обучения малолетних детей. [Приводится по: Столяр, 1988, с. 114]. Основоположником теории первоначального обучения считают И. Г. Песталоцци. Он резко критиковал существовавшие в то время догматические, формальные методы обучения, предлагая учить детей счету на основе понимания смысла действий с числами, а не механического запоминания результатов вычислений. Смысл предлагаемой И. Г. Песталоцци методики: ᴨереход от простых элементов в счете к более сложным. Большое местое отводилось наглядным методам, что облегчает усвоение детьми вычислений. Ф. Фребель и М. Монтессори также много внимания уделяли наглядным и практическим методам. Разработанные сᴨециально дидактические материалы («дары» Ф. Фребеля и комплекты-наборы М. Монтессори) способствовали достаточно осознанному овладению детьми знаниями. В методике Ф. Фребеля основным методом выступала игра, в ней ребенок мог поспупать достаточно свободно. По мнению Ф. Фребеля и М. Монтессори, свобода ребенка должна быть активной и опираться на самостоятельность. Педагоги при этом должны были создавать благоприятные условия игре [Приводится по: Мусейибова, Корнеева, 1989, с. 53]. Сказанное показывает, что педагогическая теория и практика обучения малолетних детей в 17 – 19 веках накопила определенный опыт использования различных методов и приемов работы с такими детьми, в частности, в области развития первоначальных математических представлений. В ᴨериод становления общественного дошкольного воспитания, как отмечает А.А. Столяр, на развитие методики формирования элементарных математических представлений повлияли методы обучения математике в начальной школе [Столяр, 1988, с. 15-18]. Так, во второй половине 19 века в детских садах стали применять монографический метод А.В. Грубе и вычислительный метод (в начальной школе он известен как метод изучения действий – А.И. Гольденберг). ………………. К.Д. Ушинский (19 в.) советовал: «При первичном обучении счету не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-то, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу» [Ушинский, 1954, с. 156]. При этом он подчеркивал необходимость применения изученного в новых условиях, отличных от тех, в которых ребенок их усваивал. Рекомендации известного русского педагога значимы и в настоящее время. Современные воспитатели- практики и ученые опираются на них, разрабатывая методику обучения дошкольников элементам математических знаний. ………………. Известный швейцарский психолог Жан Пиаже (20 в.) разработал серию задач для дошкольников. Например, задача о сравнении объемов жидкости: в два одинаковых прозрачных стакана надо налить одинаковое количество слегка подкрашенной воды (для подкрашивания можно использовать несколько кристалликов марганцовки). Затем, показывая на стаканы, у ребенка надо спросить, в каком из стаканов воды больше, а, в каком стакане – меньше? Фактически все дети уверенно отвечают, что воды в стаканах поровну. Затем, надо взять третий стакан, более узкий, и под наблюдением ребенка ᴨерелить в него воду из ᴨервого стакана. Спрашивая снова, в каком из стаканов: во втором или третьем, больше воды, можно получить противоречивый ответ. Многие дети без колебаний заявят, что в третьем стакане воды больше. Большого труда стоит переубеждение ребенка, а некоторые дети остаются при своем мнении. В лучшем случае ребенок сделает вид, что с вами согласен. Однако наблюдение за таким ребенком покажет, что внутреннее его мнение не изменилось. Почему это происходит? Почему ребенку не понятно, что при ᴨереливании осталась та же вода, ведь ее не доливали? ………………………………………….. Приведенная задача – только одна из многого числа задач, которые предлагались детям в эксᴨериментах известного швейцарского психолога Жана Пиаже. В честь его заслуг эти задачи в научной литературе стали называть «задачами Пиаже», а выявленные в них явления – «феноменами Пиаже» [Приводится по: Зайцев, 1999, с. 13]. Этот опыт можно повторить на разном дидактическом материале и различными способами, но, если одна из величин изменяет свою форму (например, посуда заменяется на более широкую или узкую) т.е. оказывается в каком-то отношении явно больше или меньше другй, ребенок утверждает, что и величины стали больше или меньше. Пиаже этот результат объясняет тем, что у ребенка еще нет понимания «принципа сохранения количества». Ребенок думает, что количество вещества изменилось, если явно изменилось одно из его измерений. Если его спросить: «Почему?», то он, как в случае с водой, отвечает: «Потому, что ее ᴨерелили». Успешность таких эксᴨериментов требует проведения комплекса занятий, которые должны ориентировать ребенка на количественную характеристику объектов, ориентируя его при этом на необходимость выполнения счета, который выполняется в процессе измерения величины. ….. Итак, математическое развитие дошкольника является важным компонентом формирования у ребенка «картины мира». Поэтому одной из важных задач воспитателей и родителей выступает развитие у детей интереса к математике в уже дошкольном возрасте. Заинтересовать к этим предметом можно, используя игровую и занимательную формы. Интерес к математике поможет ребенку на следующей ступени развития быстрее и легче усваивать школьную программу. Л.С. Выготский характеризовал тип обучения дошкольного возраста, называя его промежуточным между спонтанным, присущим детям раннего возраста, и реактивным, свойственным детям школьного возраста. Ребенок в дошкольном возрасте уже может учиться по программе, которая задается взрослыми. Но только если программа взрослых принимается ребенком, так, что становится и его программой, она составляет основу естественного хода его развития. Такой тип обучения дошкольников Л.С. Выготский называл спонтанно-реактивным, т.е. промежуточным между развитием в раннем и школьным возрасте. [Приводится по: Зинкевич и Евстигнеева, 2006, с. 103]. По словам Л.С. Выготского, научные понятия не усваиваются и не заучивают ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью активности его собственного мнения, [Приводится по: Тарунтаева, 1980, с. 51]. Ведущую роль в обучении дошкольников выполняют дидактические игры. Если для воспитанников ДОУ цель игры – в самой игре, то для взрослого – педагога, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими программных знаний, умений, воспитание определенных качеств личности. Характер этого противоречия и определяет воспитательно-образовательную ценность игры. При достижении дидактической цели в ходе игры как деятельности и как метода включающего эту цель в саму себя, то и развивающая, и воспитательная ценность игры будет более эффективной. ………………………….. Математика в дошкольном периоде развития детей может и должна играть особую роль как для гуманизации образования, так и для его ориентации на воспитание и развитие личности ребенка. Особую роль математика выполняет в умственном воспитании ребенка, в развитии его мышления. Математические знания – это важная составляющая личности, которая включает умственное развитие, способность применять знания и умения для изучения окружающей детей действительности. Поэтому важное место в обучении дошкольников отводится основам математики. Это обусловлено различными причинами: началом школьного обучения с шести с половиной лет, большим количеством информации, получаемой ребенком в его дошкольном развитии, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным [Щербакова, 2005, с. 56]. ……………………………………… При работе с дошкольниками, Е.И. Тихеева предложила и апробировала новые средства, методы обучения детей этого возрастного периода. Так, составленные ею игры-занятия сочетали в себе беседу и игровые действия с наглядностью. По ее мнению, дети до 7 лет должны учиться считать в процессе игры и повседневной жизни. Игру как метод обучения математике Е.И. Тихеевой предлагалось вводить по мере того, как представление о том или ином числе дети уже получили из жизненной ситуации. ……………………………. В тридцатых годах 20-го века Ф.Н. Блехер также обосновывалась идея применения игр в обучении дошкольников счету. Позднее серьезный вклад в разработку дидактических игр и их апробацию в системе обучения дошкольников элементарным математическим представлениям был сделан Т.В. Васильевой, Т.А. Мусейибовой, А.И. Сорокиной, Л.И. Сысуевой, Е.И. Удальцовой и др. Начиная с 50-х годов, в процессе обучения дошкольников стали чаще использовать практические методы. К ведущим педагогам советского периода развития дошкольного образования, прежде всего, относится А.М. Леушина. Она продолжила внедрение практических методов в системе с другими (словесными и наглядными) методами в процесс математического образования дошкольников. По мнению А.М. Леушиной, именно из практических действий с предметными множествами начинается знакомство детей младшего дошкольного возраста с элементами математики. Это было доказано как в исследованиях самой А.М. Леушиной, так и ее учеников – последователей [Приводится по: Щербакова, 2005, с. 95-99]. Так, исследования, выполненные Т.А. Мусейибовой, Т.В. Тарунтаевой, В.В. Даниловой, Н.И. Непомнящей и др. по ряду других проблем математического развития дошкольников, дали возможность определить объем и содержание обучения математике в детском саду, учитывающие возрастные особенности детей. В программу по математике были введены такие вопросы: ознакомление с величиной (размером) и формой предметов, рассмотрение пространственных и временных отношений, изучение способов измерения непрерывных величин (длина и объем-емкость, масса предметов), ознакомление с соотношением частей и целого и др. вопросы [Приводится по: Микляева, 2015, с.53]. Вместе с этим выполняется дальнейшая научная разработка проблемы развития у детей-дошкольников обобщенных способов познавательной деятельности, широкого применения материализованных форм наглядности таких, как: схемы, модели, графики. Применение таких наглядных средств: схем, моделей, графиков в образовательном процессе детского сада создает условия развитию у дошкольников умственной активности, способности использовать усвоенные знания самостоятельно на практике (А.А. Фунтиков и др.). Уже дошкольном развитии детей, как показывает опыт работы в дошкольных учреждениях, целесообразно специальное внимание уделять развитию математического словаря детей в процессе формирования элементарных математических представлений. При этом возникает необходимость исследовать специфику усвоения дошкольниками математической терминологии, развития элементарной математической логики. [Микляева, 2015, с. 55-56]. ……………….... Таким образом, ведущую роль, наряду со словесными и наглядными методами, при развитии математических представлений детей младшего дошкольного возраста играют практические методы, практические действия детей с предметными множествами, геометрическими фигурами. Причем эти действия выполняются в игре, в процессе которой и формируются у детей начальные математические представления и элементарные действия с множествами предметов: сравнение, уравнивание, прикладывание, накладывание и т.п. ……….
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.200.197 (0.013 с.) |