Описание констатирующего эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание констатирующего эксперимента



Обучающий эксперимент проводился в двух группах детей 3-4 лет в Муниципальное автономное дошкольное образовательном учреждение (МАДОУ) № 17 «Шатлык» города Мелеуз, так же он выступал в качестве опытно – практической базы. Специального отбора по уровню развития детей или другими показателями в этих группах не проводилось. Это создало фон для проявления их максимальной активности. …………………………………………………..

Главной целью формирующего эксперимента явилось повышение уровня математического развития детей младшего дошкольного возраста. …………..

На основании теоретического анализа, проведенного нами в первой главе, были выявлены особенности организации работы на занятиях математического развития детей 3-4 лет. С целью реализации поставленных нами задач и подтверждения гипотезы была проведена экспериментальная работа. …………

Цель экспериментальной работы: апробировать подобранные нами в ходе теоретического анализа особенностей организации математического развития детей 3-4 лет для совершенствования математической деятельности воспитанников младшей группы. …………………………………………………………

Задачи экспериментальной работы: провести первичную диагностику математических знаний у детей младшего дошкольного возраста; провести апробацию серии занятий по обучению математической деятельности с детьми младшего дошкольного возраста; провести повторную диагностику развития и проанализировать полученные результаты. ……………………………………

В экспериментальной части работы мы выделили три этапа: …………..

1 этап – выявление уровня математических знаний у детей младшего дошкольного возраста; …………………………………………………………….

2 этап – апробация серии занятий по обучению математической деятельности с помощью ранее выявленных особенностей организации математического развития детей 3-4 лет; …………………………………………………………

3 этап – анализ и оценка результативности особенностей организации математического развития детей 3-4 лет. ……………………………………….

В экспериментальной работе принимали участие дети младшего дошкольного возраста. Были взяты две группы детей: группа № 5 и группа № 9. Для выявления уровня математических знаний у детей младшего дошкольного возраста был избран и проведен ряд последовательных игровых задач. С целью выявления умения детей выполнять математическую деятельность и уровня развития такого умения нами подобраны следующие игровые задачи: ……..

Задача № 1: «Уровень знаний о количестве: много, один, ни одного"; …

Задача № 2: «Уровень знаний об эталонах величины и иx использовании»;

Задача № 3: «Уровень представлений о форме»; ……………………….

Задача № 4: «Ориентирование в пространстве». ……………………….

Данные задачи предполагают выполнение детьми тех учебных действий по подготовке к математической деятельности, которые регламентированы программой по развитию математических представлений у дошкольников. [Веракса, 2014, с. 103]. …………………………………………………………………..

Согласно указанной программе «От рождения до школы» у детей младшей группы предполагается следующее: ………………………………………

– закреплять умение устанавливать размерные отношения между 2-3 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине;

– отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру («одна лента – широкая, другая – узкая, одна лента – короткая, другая – длинная и т. д.»); ……………………………………………..

– развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте); …………………………………………………………………………….

– развивать глазомер найдя образцы и равные ему (ниже), шире (уже) толще (тоньше) [Веракса, в 2014 году, с. 190]. …………………………….

Опишем подробно методику проведения каждого игрового задания и анализа ее результатов по трем уровням: высокий, средний, низкий. Критерий уровней описаны в книге «диагностика уровня развития детей дошкольного возраста» [Злобенко, Ерофеева, Морозова, Мишуткина 2013, с. 110]. ………

Проведенный нами учебный эксперимент с помощью игр оценивался по трехбалльной системе: …………………………………………………………..

– высокий уровень 3 балла: ребенок самостоятельно выполняет действия в сравнении предметов, самостоятельно может проверить результат, пользуясь приемами наложения, приложения (полосок, карандашей и т.п.); …………….

– средний уровень 2 балла: с помощью взрослого (после показа или объяснения взрослым приемов наложения и приложения) ребенок устанавливает соотношение двух предметов; ребенок допускает ошибки, но может устранить их по указанию или просьбе взрослого. Ребенок использует в речи слова, качественные признаки; ………………………………………………………………

– низкий уровень 1 балл: ребенок затрудняется самостоятельно выполнить задание. Для решения поставленной задачи ребенку необходима активная помощь взрослого. Ребенок повторяет за взрослым инструкцию к заданию. На вопрос воспитателя дает неправильные ответы. …………………………………

Так же использовался коэффициент усвоения. Более точную информацию об уровне усвоения учебного материала даёт применение при обработке результатов так называемый коэффициент усвоения, вычисляемого по данной формуле: …………………………………………………………………………

К = . …………………………………………

Коэффициент усвоения учебного материала выражается в долях единицы или в процентах [Сорокин, 1986, с. 60-61]. ……………………………………

При этом для каждого из четырех задач учитывалось количество вопросов и выполненных практических действий. В 1-м задании детям необходимо было выполнить 3 практических действия, во 2-м задании – 2 практических действия, в 3-м задании – 1 практическое действие и в 4-м задании выполнялось 7 практических действий. В констатирующем срезе дети выполняли такие игровые задания. ………………………………………………………………

Задача № 1: «Уровень представлений о количестве». …………………….

Дидактическое упражнение: «Один, много, ни одного». ……………….

Цель: показать полочку, где стоит много игрушек; где не стоит ни одной игрушки; где стоит одна игрушка. ……………………………………………….

Материал: игрушки. ……………………………………………………….

Методика проведения: воспитатель на полках шкафчика расставляет игрушки в следующем порядке: ………………………………………………….

– на первой полочке много игрушек; ……………………………………..

– на второй – одна; ………………………………………………………….

– на третий – ни одной. …………………………………………………..

Критерии оценки: …………………………………………………………

1 балл – ребенок не справился с заданием и после наводящих вопросов.

2 балла – ребенок допустил одну ошибку. …………………………..

3 балла – ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки. ….

Задача № 2: «Уровень знаний об эталонах величины и иx использовании»;

1. Дидактическое упражнение «Соберем куклу на прогулку». …………

Цель: определить цвет и длину полоски способом наложения. …………

Материал: полоски разного цвета, разной длины. ………………………..

Методика проведения: воспитатель предлагает рассмотреть полоски – «шарфики». ……………………………………………………………………..

– Какая полоска длинная (короткая)? ……………………………………..

– Названия цвет полосок (шарфиков)? …………………………………..

2. Дидактическое упражнение «Найди высокую елку». ………………..

Материал: елки, различные по высоте. …………………………………..

Цель: найти самую высокую (низкую) елку, применив способ наложения.

Методика проведения: воспитатель расставляет елки и предлагает ребенку рассмотреть их и выбрать высокую елку. …………………………………….

Критерии оценки: ………………………………………………………..

1 балл – ребенок не справился с заданием даже при активной помощи воспитателя. Или не обладает понятиями «ниже – выше», «шире – уже». …..

2 балла – ребенок видит разницу в размерах двух предметов, но требует дополнительной инструкции, допускает одну ошибку. ………………………

3 балла – ребенок видит разницу в размерах двух предметов по длине (высоте), показывает (называет), который по двум предметам широкий (узкий), высокий (низкий). …………………………………………………………………

Задача №3: ​​«Уровень представлений о форме». ………………………..

Дидактическая игра «Найди домик». ……………………………………

Материал: крупные круг, квадрат, треугольник – «домики». ………….

Набор кругов, квадратов, треугольников различных цветов меньшего размера. Цель: расселить маленькие фигуры по своим домиков. …………….

Методика проведения: воспитатель показывает большие круг, квадрат и треугольник, объясняет, что это домики для геометрических фигур. ………

Критерии оценки: ………………………………………………………..

1 балл – ребенок не справился с заданием даже с помощью взрослого. …

2 балла – ребенок допустил одну ошибку. ………………………………..

3 балла – ребенок различает круг, квадрат, треугольник. ……………..

Задача №4: «Ориентирование в пространстве». …………………………

Дидактическая игра «Поиграем с золотой рыбкой». …………………….

Материал: игрушка – золотая рыбка. ……………………………………..

Цель: определить правильное направление золотой рыбки. ………………

Воспитатель задает вопрос – «Куда поплыла золотая рыбка?» ………..

Методика проведения: детей инструктируют. ………………………….

Выбери направление золотой рыбки – игрушки и выполни задание: …..

– Золотая рыбка поплыла направо; ………………………………………

– Золотая рыбка поплыла влево; ………………………………………

– Золотая рыбка поплыла вверх; ………………………………………

– Золотая рыбка поплыла вниз; ………………………………………

– Золотая рыбка поплыла вперед; ………………………………………

– Золотая рыбка поплыла назад; ………………………………………

– Золотая рыбка поплыла под аркой; ………………………………………

Критерии оценки: …………………………………………………………..

1 балл – ребенок не справился с заданием даже после наводящих вопросов.

2 балла – ребенок понимает смысл обозначений: «вверх – вниз», «вперед – назад», «направо – налево», допускает ошибки при определении левой и правой стороны. ……………………………………………………………………..

3 балла – ребенок понимает смысл обозначений: «вверх – вниз», «вперед – назад», «направо – налево», «над – под». Справился с задачей, не сделал ни одной ошибки. …………………………………………………………………….

Полученные данные по группе № 9 и группе № 5 представлены в таблицах 2.1 и 2.2. Каждый из детей мог максимально набрать 12 баллов. В таблице 2.1 представлен общий результат развития элементарных математических представлений у детей в группе № 9.

 

Таблица 2.1

Результаты констатирующего среза группы № 9

  № п/п Пол   Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Кол-во баллов Коэф-т усвоения детей
1.К.Ш.             0,41
2.А.Б.             0,66
3.А.Г.             0,58
4.Д.А.             0,5
5.М.Н.             0,66
6.К.Р.             0,33
7.Р.Д.             0,83
8.У.М.             0,75
9.О.П.             0,5
10.М.З.             0,66
11.Л.А.             0,41
12.Г.П.             0,5
13.В.Х.             0,75
14.В.М.             0,41
15.А.Х.             0,75
16.Л.И.             0,5
Среднее значение коэффициента усвоения по группе   0,50     0,60   0,62 0,58 0,58 0,58

Из таблицы 2.1 видно, что в группе № 9 коэффициент знаний – 0,58.

 

Таблица 2.2

Результаты констатирующего среза группы № 5

  № п/п   Пол Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Кол-во баллов Коэф-т усвоения детей
1.А.М.             0,58
2.Д.Б.             0,66
3.С.К.             0,58
4.М.Д.             0,5
5.С.Г.             0,66
6.А.Я.             0,33
7.Д.Г.              
8.А.Д.             0,75
9.А.Б.             0,5
10.Н.П.             0,66
11.Т.Т.             0,41
12.М.Л.             0,5
13.Я.Л.             0,91
14.М.М.             0,41
15.К.Н.             0,75
16.Ю.С.             0,66
Среднее значение коэффициента усвоения по группе       0,60     0,58   0,64   0,68   0,63   0,62

 

Также из таблицы 2.2 видно, что в группе № 5 коэффициент знаний – 0,62.

Результаты эксперимента данные в таблицах 2.1 и 2.2 констатирующего среза показали, что коэффициент усвоения в группе № 9 – 0,58, меньше на 0,04, чем в группе № 5 – 0,62. Поэтому в качестве экспериментальной группы была выбрана группа № 9, а в качестве контрольной – № 5. констатирующий этап эксперимента проводился с целью выявления уровня математических знаний у детей младшего дошкольного возраста. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития. Детям были предложены задания, в состав которых входили дидактические игры.

Таким образом, мы поставили перед собой цель: на основе подобранных нами задач и учета особенностей организации математического развития провести формирующий эксперимент с детьми 3-4 лет. ………………………..

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.04 с.)