Результаты экспериментальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты экспериментальной работы



 

Цель 3 этапа исследования – анализ и оценка результативности обучающего эксперимента с детьми 3 – 4 лет. ……………………………………………

Результаты контрольного среза экспериментальной группы по каждому ребёнку отражены в таблице 2.3, a результаты контрольного среза контрольной группы по каждому ребёнку отражены в таблице 2.4. …………………………..

Результаты констатирующего и контрольного среза экспериментальной и контрольной группы по каждому ребёнку отражены в таблице 2.5. ………

На третьем этапе эксперимента нами был проведён контрольный срез с целью определения эффективности подобранных нами заданий. Результаты среза представлены в табл. 2.3. ……………………………………………………

В каждом из 4-х заданий было несколько практических действий, так например: в 1-м заданий детям необходимо было выполнить – 4 практических действия, во 2-м задании – 3 практических действия, в 3-м задании – 4 практическое действие и в 4-м задании выполнялось – 9 практических действий. В констатирующем срезе дети выполняли следующие игровые задания. В каждом задании мы прибавили по одному усложнению. …………………………..

Задание № 1: «Уровень знаний о количестве: много, один, ни одного, одинаково». ………………………………………………………………………….

Дидактическое упражнение: «Один, много, ни одного, поровну». ……..

Цель: показать полочку, где стоит много игрушек, одна игрушка, ни одной игрушки и разделить их поровну. …………………………………………..

Материал: три игрушки. ………………………………………………………

Методика проведения: воспитатель на полках шкафчика расставляет игрушки в следующем порядке: ……………………………………………………..

– на одной много игрушек, …………………………………………………..

– на второй – одна, ………………………………………………………….

– на третьей – ни одной, ……………………………………………………..

– положить по одной игрушке, на каждую полочку. ………………………

Критерии оценки: …………………………………………………………….

1 балл – ребёнок не справился с заданием и после наводящих вопросов.

2 балла – ребёнок допустил одну ошибку. ………………………………..

3 балла – ребёнок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки. ……

Задание № 2: «Уровень знаний об эталонах величины и иx использовании»; …………………………………………………………………………………..

1. Дидактическое упражнение: «Соберём куклу на прогулку». …………

Цель: определить цвет, ширину и длину полоски способом наложения.

Материал: полоски разного цвета, разной длинны и ширины. ………..

Методика проведения: воспитатель предлагает рассмотреть полоски – «шарфики». ………………………………………………………………………..

– Какая полоска длинная (короткая)?……………………………………..

– Назови цвет полосок (шарфиков)?........................................................

– Какая полоска широкая (узкая)?........................................................

2. Дидактическое упражнение: «Найди высокую ёлочку и большой грибочек». ……………………………………………………………………………….

Цель: найти самую высокую (низкую) ёлочку и расположить под ней большой (маленький) гриб, применив способ наложения. ……………………..

Материал: ёлочки и грибочки, разные по высоте и размеру. ……………

Методика проведения: воспитатель расставляет ёлочки с грибочками и предлагает ребёнку рассмотреть их и положить под высокую ёлочку – большой гриб, а под маленькую ёлочку – маленький гриб. ………………………………

Критерии оценки: …………………………………………………………….

1 балл – ребёнок не справился с заданием даже при активной помощи воспитателя. Не владеет понятиями «ниже – выше», «шире – уже», «длиннее – короче», «больше – меньше».

2 балла – ребёнок видит разницу в размерах двух предметов, но требует дополнительной инструкции, допускает одну ошибку. …………………………

3 балла – ребёнок видит разницу в размерах двух предметов по длине (высоте), показывает (называет), какой из двух предметов широкий – узкий, высокий – низкий. …………………………………………………………………

Задание №3: «Уровень представлений о форме и цвете». ……………….

Дидактическая игра: «Найди домик». ………………………………………

Цель: расселить маленькие фигуры по своим домикам в соответствии с цветом. ………………………………………………………………………………

Материал: Набор кругов, квадратов, треугольников разных цветов маленького размера и круг – красный, квадрат – синий, треугольник – жёлтый – «домики» большего размера.

Методика проведения: воспитатель показывает большие круг, квадрат и треугольник, поясняет, что это домики для геометрических фигур. …………..

Критерии оценки: …………………………………………………………….

1 балл – ребёнок не справился с заданием даже при помощи взрослого.

2 балла – ребёнок допустил одну ошибку. ……………………………….

3 балла – ребёнок различает круг, квадрат, треугольник. ……………..

Задание №4: «Ориентировка в пространстве». ……………………………..

Дидактическая игра «Поиграем с золотой рыбкой». …………………….

Цель: определить направление золотой рыбки. …………………………..

Материал: игрушка – золотая рыбка. ………………………………………

Методика проведения: ……………………………………………………….

Инструкция ребёнку. ………………………………………………………….

Направление золотой рыбки игрушку и выполни задание: ……………..

– золотая рыбка поплыла направо; ………………………………………

– золотая рыбка поплыла налево; …………………………………….

– золотая рыбка поплыла вверх; ………………………………………….

– золотая рыбка поплыла вниз; …………………………………………..

– золотая рыбка поплыла за спину; ……………………………………

– золотая рыбка проплыла перед тобой; ……………………………………

– золотая рыбка проплыла над тобой; ……………………………………

– золотая рыбка проплыла под аркой. ……………………………………

Критерии оценки:………………………………………………………………

1 балл – ребёнок не справился с заданием даже после наводящих вопросов.

2 балла – ребёнок понимает смысл обозначений: «вверх – вниз», «впереди – сзади», «направо – налево», допускает ошибки при определении левой и правой стороны. ………………………………………………………………………..

3 балла – ребёнок понимает смысл обозначений: «вверх – вниз», «впереди – сзади», «направо – налево», «над – под». Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки. ………………………………………………………………………

 

Таблица 2.3

Результаты контрольного среза в экспериментальной группе

  № п/п Пол   Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Кол-во баллов Коэф-т усвоения детей
1.К.Ш.             0,91
2.А.Б.             0,83
3.А.Г.             0,75
4.Д.А.             0,83
5.М.Н.             0,75
6.К.Р.             0,91
7.Р.Д.             0,91
8.У.М.             0,83
9.О.П.             0,75
10.М.З.             0,83
11.Л.А.             0,83
12.Г.П.             0,83
13.В.Х.             0,91
14.В.М.              
15.А.Х.             0,75
16.Л.И.             0,91
Среднее значение коэффициента усвоения по группе 0,85 0,83     0,83 0,87 0,85 0,85

 

Из таблицы 2.3 видно, что в экспериментальной группе значительное повышение коэффициента усвоения 0,85 – 0,55 = 0,27.

Коэффициент усвоения повысился на 0,27 – это показывает эффективность подобранных нами задач и учета особенностей. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….......

Таблица 2.4

Результаты контрольного среза в контрольной группе

  № п/п Пол Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Кол-во баллов Коэф-т усвоения детей
1.А.М.             0,75
2.Д.Б.             0,83
3.С.К.             0,66
4.М.Д.             0,66
5.С.Г.             0,75
6.А.Я.             0,58
7.Д.Г.              
8.А.Д.             0,83
9.А.Б.             0,66
10.Н.П.             0,83
11.Т.Т.             0,75
12.М.Л.             0,75
13.Я.Л.             0,91
14.М.М.             0,66
15.К.Н.             0,83
16.Ю.С.              
Среднее значение коэффициента усвоения по группе       0,70 0,77 0,81 0,83 0,78     0,78

 

Из таблицы 2.4 видно, что и в контрольной группе есть незначительное повышение коэффициента усвоения: 0,78 – 0,62 = 0,16. …………………………

Таблица 2.5

Результаты констатирующего и контрольного срезов

Группа Констатирующий срез Контрольный срез Динамика коэффициента усвоения по группе
Экспериментальная группа 0,58 0,85 0,27
Контрольная группа 0,62 0,78 0,16
Различие коэффициента усвоения 0,04 0,07 На 0,11 выше в экспер. группе

 

Увеличение коэффициента усвоения в экспериментальной группе на 0,11 выше, чем в контрольной группе – это доказывает гипотезу. …………………

Таким образом, данные таблицы 2.5, отражающие средние значение изменения ко­эффициента усвоения в экспериментальной и контрольной группе пока­зывает, что в каждом из заданий результаты хотя и отличаются, но по всем четырём заданиям в экспериментальной группе значение выше, чем в контрольной группе. Это свидетельствует об эффективности проведённого нами формирующего эксперимента с детьми 3 – 4 лет, в экспериментальной группе, что и подтверждает гипотезу. …………………………………………………….

При первичной диагностике в группах № 9 и № 5 уровень развития математических представлений у детей 3 – 4 лет был низкий. На констатирующем этапе эксперимента результаты показали, что коэффициенты усвоения в группах № 9 и № 5 почти одинаковы: в группе № 9 – 0,58, а в группе № 5 – 0,62.

На втором этапе проводилась апробация серий занятий с детьми младшего дошкольного возраста по математическому развитию в группе № 9. На занятии детям предлагались подобранные нами задания (см. вторую главу). В контрольной группе велись обычные занятия по программе, предусмотренной в этом ДОУ. …………………………………………………………………………..

На третьем этапе проводилась вторичное диагностическое обследова­ние, детям предлагались задания, аналогичные тем, что они выполняли на первом констатирующем этапе эксперимента. ………………………………………….

При вторичном об­следовании в экспериментальной группе результаты стали лучше: коэффициент усвоения – 0,85; в контрольной группе коэффициент усвоения – 0,78. …………………………………………………………………….

Таким образом, сравнительные результаты первичной и повторной диагностик показа­ли результативность проделанной работы, так как видна положительная ди­намика, при наблюдении за выполнением игровых математических заданий. Она повысилась благодаря тому, что при работе по математическому развитию детей учитывались особенности организации математического развития детей 3-4 лет, таких как: ………………………………………………………

– ребёнок должен показать все приёмы работы и детально разъяснить последовательность действия; ………………………………………………………

– объяснения его должны быть доступным восприятию маленького ребёнка;

– на одном занятии давать от 2 до 4 разных заданий, каждое из них повторять не более 2-3 раз; …………………………………………………………..

– используются только те слова, смысл которых понятен детям; ……….

– занятия по математике и дидактические игры должны быль звеньями единой системы для достижения хороших результатов работы по формированию математических представлений; ……………………………………………

– когда дети усвоят способ действия, то его показ становится ненужным, предлагается выполнять задание самостоятельно; …………………………….

– занятия по развитию математических представлений у детей 3-4 лет проводят с сентября месяца в определённый день недели, не более – 12-15 минут;

– новые занятия давать постепенно, с учётом того, что дети уже знают и умеют делать; ………………………………………………………………………

– использовать привлекательные наглядные пособия, указывающие именно тот признак, на который должно быть направлено внимание малышей;

– для того чтобы поддержать активность и предупредить утомление малышей на занятии, надо изменять характер их деятельности; …………………

– организовывать работу малышей с дидактическим материалом в определённой последовательности; ………………………………………………...

– в ходе работы важно не только указывать детям на ошибки, но и выяснять их причины; ………………………………………………………………….

– ошибки исправлять непосредственно в действии с дидактическим материалом; ……………………………………………………………………………..

– для активной работы на занятиях использовать игровые приёмы и дидактические игры, в которых по возможности должны участвовать все дети;

– неоднократно повторять однотипные упражнения, но при этом меняя наглядный материал, варьируя приёмами работы; …………………………….

– использовать комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые знания и закреплять уже усвоенные ранее; ………………………………

– новое слово проговаривать не спеша, выделяя его интонацией, варьируя вопросы и задания к нему; …………………………………………………………

– постоянно сочетать индивидуальные (2-3) и хоровые ответы детей; …..

– дать образец ответа или начать его, а ребёнок завершает; ……………..

– в заключение, организовать у своего стола игру детей с игрушками и другим наглядным материалом, которые использовались на занятии; …………

– знания, полученные детьми на занятиях, надо закреплять в дидактических играх математического содержания; ……………………………………….

– если ребёнок не справляется с заданием, то ему нужно дать образец каждого нового способа действия; …………………………………………………

– многократно показывать и называть одни и те же действия в разных ситуациях, при смене наглядного материала, что позволит детям усвоить способы действий. …………………………………………………………………………….

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разные по характеру ситуации, требующие элементарных математических представлений у детей 3-4 лет. Чем лучше ребенок овладевает ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность. Научившись правильно определять количество, размер, форму геометрических фигур, ориентироваться в пространстве и во времени, дети смогут использовать эти умения на специально организованных занятиях, в процессе самостоятельной продуктивной деятельности, трудовой, опытно - исследовательской и т. д. Все эти основные направления часто встречаются и используются в играх, в быту и т.д.

Целенаправленное формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет закладывает основы дальнейшего их математического развития в средней, старшей и подготовительной группах.

Целью данной работы было выявление особенностей организации математического развития детей 3-4 лет в ДОУ. …………………………………….

Было выявлено, что обучение элементарным математическим представлениям детей 3-4 лет выполняется с учетом ряда особенностей организации математического развития таких как: ………………………………………………

– для того чтобы поддержать активность и предупредить утомление малышей на занятии, надо изменять характер их деятельности; ………………….

– организовывать работу малышей с дидактическим материалом в определённой последовательности; …………………………………………………….

– в ходе работы важно не только указывать детям на ошибки, но и выяснять их причины; …………………………………………………………………..

– когда дети усвоят способ действия, то его показ становится ненужным, предлагается выполнять задание самостоятельно; ………………………………

– если есть цель выделить какое-то свойство и сосредоточить внимание детей на нём, то игровые ситуации могут и отсутствовать; …………………….

– ребёнок должен показать все приёмы работы и детально разъяснить последовательность действия; ……………………………………………………….

– объяснения его должны быть доступным восприятию маленького ребёнка.

– многократно показывать и называть одни и те же действия в разных ситуациях, при смене наглядного материала, что позволит детям усвоить способы действий; …………………………………………………………………………..

– на одном занятии давалось от 2 до 4 разных заданий, каждое из них повторялось не более 2-3 раз; ……………………………………………………….

– для активной работы на занятиях использовались игровые приёмы и дидактические игры, в которых по возможности должны участвовать все дети;

– использовать привлекательные наглядные пособия, указывающие именно тот признак, на который должно быть направлено внимание малышей;

– ошибки исправлять непосредственно в действии с дидактическим материалом; …………………………………………………………………………….

– пояснять детям неназойливо и немногословно; …………………………

– иногда ошибки лучше исправлять без пояснений; ……………………….

– неоднократно повторять однотипные упражнения, но при этом меняя наглядный материал, варьируя приёмами работы; ……………………………..

– использовать комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые знания и закреплять уже усвоенные ранее; ……………………………….

– новое слово проговаривать не спеша, выделяя его интонацией, варьируя вопросы и задания к нему; ………………………………………………………….

– постоянно сочетать индивидуальные (2-3) и хоровые ответы детей; ……

– дать образец ответа или начать его, а ребёнок завершает; …………….

– используются только те слова, смысл которых понятен детям; ……….

– чтобы поддержать интерес к занятиям по математике, нужно хвалить ребят за правильные действия и ответы как в ходе, так и в конце занятия;…….

– в заключение, организовать у своего стола игру детей с игрушками и другим наглядным материалом, которые использовались на занятии; ……….

– знания, полученные детьми на занятиях, надо закреплять в дидактических играх математического содержания; ………………………………………..

– занятия по математике и дидактические игры должны быль звеньями единой системы для достижения хороших результатов работы по формированию математических представлений; ……………………………………………..

– если ребёнок не справляется с заданием, то ему нужно дать образец каждого нового способа действия; …………………………………………………..

– новые занятия даются постепенно, с учётом того, что дети уже знают и умеют делать; …………………………………………………………………….

– определив объём работы, не допускать недооценки или переоценки возможностей малышей, иначе это приведёт к бездействию их на занятиях;

– занятия по развитию математических представлений у детей 3-4 лет про-

водят с сентября месяца в определённый день недели, не более – 12-15 минут.

В ходе исследования были поставлены и выполнены следующие задачи:

– на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы было описано современное состояние проблемы исследования;

– проанализированы и охарактеризованы использования методических приемов в математическом развитии детей 3-4 лет; …………………………

– разработаны материалы для эксперимента, эксперимент и проверено его эффективность; ……………………………………………………………………..

– опираясь на результаты исследования, были разработаны рекомендации по совершенствованию математического развития детей 3-4 лет в ДОУ. ……..

Проанализировав психолога – педагогическую литературу по вопросу формирования представлений о элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста можно отметить, что современные исследователи считают: на основе элементарных математических представлений появляется возможность развития у детей умения различать основные направления математических особенностей. Освоение элементарных математических представлений влияет на дальнейшее развитие дошкольника. …………………

В ходе практического исследования был выявлен уровень развития элементарных математических представлениях у детей 3-4 лет. ………………….

Были спланированы и проведены занятия по математике и дидактические игры, которые были звеньями единой системы для достижения хороших результатов работы по формированию элементарных математических представлений. …………………………………………………………………………………

Сравнительные результаты первичной и повторной диагностик показали результативность проделанной работы, так как видна положительная динамика в выполнении игровых задании, по развитию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет. Результаты диагностики показывают эффективность формирующего эксперимента, который доказывает положительная динамика коэффициента усвоения. ……………………………………………………..

Таким образом, среднее значение коэффициента усвоения по контроль ной и экспериментальной групп показывает, что в каждом из заданий результаты хотя и отличаются, но по всем четырем задачами в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Это свидетельствует об эффективности формирующего эксперимента с детьми 3-4 лет экспериментальной группы, и подтверждает гипотезу. Таким образом задача данной работы реализованы, цель достигнута, гипотеза подтверждена. Это дает основание сформировать следующие рекомендации: …………………………………………………………….

– новые занятия давать постепенно, с учетом того, что дети уже знают и умеют делать; ……………………………………………………………………….

– использовать привлекательные наглядные пособия, которые указывают именно тот признак, на который должна быть направлена ​​внимание малышей;

– для того чтобы поддержать активность и предупредить утомление детей на занятии, надо менять характер их деятельности; ……………………………..

– организовывать работу детей с дидактическим материалом в определенной последовательности; ………………………………………………………..

– в ходе работы важно не только указывать детям на ошибки, но и выяснять их причины; ……………………………………………………………………..

– ошибки исправлять непосредственно в действии с дидактическим материалом; ……………………………………………………………………………….

– для активной работы на занятиях использовать игровые приемы и дидактические игры, в которых по возможности должны участвовать все дети;

– неоднократно повторять однотипные упражнения, но при этом изменяя наглядный материал, варьируя приемами работы; ……………………………..

– использовать комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые знания и закреплять уже усвоенные ранее; ……………………………….

– новое слово говорить не спеша, выделяя его интонацией, варьируя вопросы и задания к нему; …………………………………………………………..

– постоянно сочетать индивидуальные (2-3) и хоровые ответы детей; ……

– дать образец ответа или начать его, а ребенок завершает; ………………

– в заключение, организовать у своего стола игру детей с игрушками и другим наглядным материалом, которые использовались на занятии;………..

– знания, полученные детьми на занятиях, надо закреплять в дидактических играх математического содержания; ………………………………………..

– если ребенок не справляется с задачей, то ему нужно дать образец каждого нового способа действия; ……………………………………………………

– многократно показывать и называть одни и те же действия в различных ситуациях, при изменении наглядного материала, что позволит детям усвоить способы действий; …………………………………………………………………..

– когда есть цель выделить какое-то свойство и сосредоточить внимание детей на нем, то игровые ситуации туда не включаются; ………………………..

– помощь детям проводятся ненавязчиво и немногословно; ……………….

– иногда ошибки исправляются без объяснений; …………………………

– поддержкой интереса к занятиям по математике, является похвала ребят за правильные действия и ответы, как в ходе, так и в конце занятия; ………….

– определив объем работы, не допускается недооценки или переоценки возможностей ребенка, это приводит к бездействию их на занятиях. …………

 

 

______________________________

_____________________________________________________

_____________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.074 с.)