Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Количественный и качественный анализ результатов проведенной работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика склонности к агрессивному поведению старших дошкольников с нарушением интеллекта.
У одного ребенка в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования имеется 1 уровень - нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; Четверо детей имеют 2 уровень, значит, есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением. Таблица 13 - Анализ повторных результатов наблюдения за контрольной группой по методике: «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)
У одного ребенка в контрольной группе на констатирующем этапе исследования имеется 1 уровень - нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; Так же два ребенок имеет 2 уровень, значит, есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением. И трое детей имеют 3 уровень, этим детям требуется значительная психолого-педагогическая помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций. Для выявления схожести или различия в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе исследования количества показателей агрессивного поведения проведен математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни. Расчет производился по формуле: Где: n1 – количество испытуемых в выборке 1 (экспериментальная или контрольная группа) n2 – количество испытуемых в выборке 2 (экспериментальная или контрольная группа) T – большая и з двух ранговых сумм nx – количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой
Uэмп > Uкр, то контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются. В данной работе были выявлены следующие результаты: Uэмп = 4 Uкр = 4 4 = 4 = Uэмп = Uкр Следовательно контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически различаются на контрольном этапе исследования. Для выявления схожести или различия в экспериментальной группе на контрольном и констатирующем этапах исследования количества показателей агрессивного поведения проведен математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни. Расчет производился по формуле: Где: n1 – количество испытуемых в выборке 1 (экспериментальная или контрольная группа) n2 – количество испытуемых в выборке 2 (экспериментальная или контрольная группа) T – большая и з двух ранговых сумм nx – количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой Uэмп > Uкр, то контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются. В данной работе были выявлены следующие результаты: Uэмп = 4 Uкр = 4 4 = 4 = Uэмп = Uкр Следовательно экспериментальная группа на контрольном и констатирующем этапах по уровню агрессивности статистически различаются. Рисунок 5 – Уровень проявлений агрессивного поведения по результатам наблюдения (с помощью методики «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)) для детей контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе исследования. Рисунок 6 – Уровень проявлений агрессивного поведения по результатам наблюдения (с помощью методики «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)) для детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе исследования.
Таблица 14 - Анализ результатов повторного наблюдения за экспериментальной группой по методике: Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).
Так, по данным анкетирования воспитателей видно, что данные экпериментальной группы значительно изменились 4 ребенка имеют средний уровень агрессивности, низкий уровень представлен у 1 ребенка. Таблица 15 - Анализ результатов наблюдения за контрольной группой по методике: Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).
Так, по данным анкетирования воспитателей видно, что 3 ребенка имеют высокий уровень агрессивности, 1 ребенок - средний, низкий уровень представлен у 1 ребенка. Для выявления схожести или различия в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе исследования количества показателей агрессивного поведения проведен математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни. Расчет производился по формуле: Где: n1 – количество испытуемых в выборке 1 (экспериментальная или контрольная группа) n2 – количество испытуемых в выборке 2 (экспериментальная или контрольная группа) T – большая и з двух ранговых сумм nx – количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой
Uэмп > Uкр , то контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются. В данной работе были выявлены следующие результаты: Uэмп = 3,5 Uкр = 4 3,5 < 4 = Uэмп < Uкр Следовательно контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически различаются на контрольном этапе исследования. Для выявления схожести или различия в экспериментальной группе на контрольном и констатирующем этапах исследования количества показателей агрессивного поведения проведен математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни. Расчет производился по формуле: Где: n1 – количество испытуемых в выборке 1 (экспериментальная или контрольная группа) n2 – количество испытуемых в выборке 2 (экспериментальная или контрольная группа) T – большая и з двух ранговых сумм nx – количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой
Uэмп > Uкр , то контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются. В данной работе были выявлены следующие результаты: Uэмп = 4 Uкр = 4 4 = 4 = Uэм = Uкр Следовательно экспериментальная группа на контрольном и констатирующем этапах по уровню агрессивности статистически различаются. Рисунок 7– Средние показатели уровня агрессивности детей по результатам анкетирования воспитателей (с помощью методики «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)) в контрольной и экспериментальной группе на контрольном этапе. Рисунок 8 – Средние показатели уровня агрессивности детей по результатам анкетирования воспитателей (с помощью методики «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)) в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе. Анализ результатов по методике «Кактус» М.А.Панфиловой, с целью выявления выраженной агрессивности у старших дошкольников с нарушением интеллекта. Методика проводилась индивидуально с каждым ребенком. Ребенку давалась инструкция придумать и нарисовать в горшке кактус. Во время создания ребенком рисунка фиксировались все его высказывания. При интерпретации рисунка в качестве показателей, свидетельствующих о наличии у ребенка агрессии, можно выделить следующие: • крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте; • частые иголки, расположенные по всему рисунку; • иголки острые, длинные; • промахивающиеся линии, не попадающие в одну точку. • Данные, полученные при интерпретации рисунка по перечисленным выше показателям, заносятся в таблицу, где знаком "+" обозначается наличие того или иного признака, а знаком "-" — отсутствие признака (см. таблицу 3): Таблица 16 - Анализ результатов проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования:
"+" — наличие признака "-" — отсутствие признака Таблица 17 - Анализ результатов проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в контрольной группе на констатирующем этапе исследования:
Так, по данным Таблицы видно, что среди старших дошкольников с нарушением интеллекта наличие признаков агрессивности есть у 8 детей. У них выявился повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение как враждебность, гнев; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся. Рисунок 3 – Наличие показателей агрессивности по результатам проведения проективной методики «Кактус» М. А. Панфиловой у детей контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования. Для выявления схожести или различия в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе исследования уровня агрессивности проведен математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни. Расчет производился по формуле Где: n1 – количество испытуемых в выборке 1 (экспериментальная или контрольная группа) n2 – количество испытуемых в выборке 2 (экспериментальная или контрольная группа) T – большая и з двух ранговых сумм nx – количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой
Uэмп > Uкр , то контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются. В данной работе были выявлены следующие результаты: Uэмп = 3,5 Uкр = 4 3,5 < 4 = Uэмп < Uкр Следовательно контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически различаются на контрольном этапе исследования. Рисунок 9 – Количество показателей агрессивности детей по результатам проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе исследования.
Для выявления схожести или различия в экспериментальной группе на контрольном и констатирующем этапах исследования уровня агрессивности проведен математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни. Расчет производился по формуле Где: n1 – количество испытуемых в выборке 1 (экспериментальная или контрольная группа) n2 – количество испытуемых в выборке 2 (экспериментальная или контрольная группа) T – большая и з двух ранговых сумм nx – количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой
Uэмп > Uкр , то контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются. В данной работе были выявлены следующие результаты: Uэмп = 4 Uкр = 4 4 = 4 = Uэмп = Uкр Следовательно экспериментальная группа на контрольном и констатирующем этапах по уровню агрессивности статистически различаются. Рисунок 9 – Количество показателей агрессивности детей по результатам проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе исследования.
Практическое изучение проблемы коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством арт-терапии проведено поэтапно в режиме эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный этапы). Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования в экспериментальной и контрольной группах детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта показали повышенную склонность детей к агрессивному поведению, что посвидетельствовало о необходимости создания программы по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. С целью отслеживания эффективности коррекционной деятельности проведен формирующий этап эксперимента в экспериментальной группе дошкольников. Целью формирующего этапа является снижение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Для проверки гипотезы исследования после реализации формирующего этапа эксперимента проведен контрольный этап исследования. Целью контрольного этапа являлось выявление динамики снижения склонности к агрессивному поведению дошкольников экспериментальной группы после проведения с ними коррекционной работы средствами арт-терапевтических методик. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по исследованию уровня склонности к агрессивному поведению дошкольников с нарушением интеллекта показал, что по сравнению с началом эксперимента в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика по всем критериям исследования. Анализ результатов контрольного эксперимента показал тенденцию к снижению агрессивности и частоты проявлений агрессивного поведения дошкольников экспериментальной группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коррекция агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта, а главное, профилактика являются одной из самых актуальных задач современной дефектологии. К сожалению, большинство научных работ носят теоретический характер. Исследований, основанных на практическом опыте и реальных результатах, сравнительно немного. Детская агрессивность трудно поддается коррекции, именно этот факт может создавать риск возникновения серьезных нарушений поведения на будущих этапах жизни ребенка. В то время, как главной задачей дефектологии является успешная социализация и интергация детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушением интеллекта, в общество, необходимо помнить о том, что люди с различными проявлениями девиантного поведения не смогут стать полноценным членом общества, а именно этими людьми могут стать дети с повышенной агрессивностью, без принятых коррекционных мер. Целью данного исследования являлось: определить уровень проявлений агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и возможности их коррекции с помоью арт-терапевтических методов. Гипотеза данного исследования - учитывая специфику нарушений поведения дошкольников с умственной отсталостью и коррекционные возможности арт-терапии, выдвигается предположение, что работа по снижению уровня агрессивности в дошкольном возрасте будет выступать эффективным средством коррекции. В данной работе для проверки гпотезы были реализованны следующие задачи: на подготовительном этапебыл проведен теоретический анализ проблемы агрессивного поведения описанный в I главе, раскрыта специфика коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением интеллекта, проанализированы особенности агрессивного поведения и их психологической коррекции в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением интеллекта, описанные во II главе; на последующих этапах подобраны методы исследования и проведена диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, реализована коррекционная программа с использованием методов арт-терапии с целью коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и оценена ее эффективность в практических данных III главы. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по исследованию уровня склонности к агрессивному поведению дошкольников с нарушением интеллекта показал, что по сравнению с началом эксперимента в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика по всем критериям исследования. Анализ результатов контрольного эксперимента показал тенденцию к снижению агрессивности и частоты проявлений агрессивного поведения дошкольников экспериментальной группы. Таким образом гипотеза исследования, говорящая о том, что учитывая специфику нарушений поведения дошкольников с умеренной умственной отсталостью и коррекционные возможности арт-терапии, выдвигается предположение, что работа по снижению уровня агрессивности в дошкольном возрасте будет выступать эффективным средством коррекции, была подтверждена.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Акимова М.К., Козлова Т. В. – Психологическая коррекция умственного развития дошкольников. – М., 2010. – С.211-219. 2. Артпедагогика и арттерапия в специальном обраовании: учеб.длястуд сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений/ Е.А. Медведева, Т.А. Добровольская, И.Ю. 3. Арт-терапия / Сост. и общая редакция А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. 4. Левченко, Л. Н. Комиссарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248с. 5. Базыма Б. А. Психология цвета. – Спб., 2015. – С.233-235. 6. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М., 2012. – 231 с. 7. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М., 2013. – 422 с. 8. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2015. -129 с. 9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах т.6. – М, 2014. – С.39-44. 10. Дети социального риска и их воспитание. – Спб., 2013. – 521 с. 11. Диагностика эмоционального состояния дошкольника. – Шадринск, 2013. – 318 с. 12. Диагностика и коррекционная работа с умственно отсталыми детьми. – Шадринск, 2010. – С.88-90. 13. Детская патопсихология. Хрестоматия. – М., 2014. – С.53-57. 14. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. – Практикум по креативной терапии. – Спб., 2013. – 411 с. 15. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. – Практикум по сказкотерапии. – Спб., 2010. – 128 с. 16. 3.Зинченко Е.Н. Изучение негативного поведения. – М.: «Мир», 1993. – 231 с. 17. Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб., 2010. – 123 с. 18. Комплексная практика в ДОУ для детей с отклонениями в развитии: Учебно-методическое пособие для студентов факультета коррекционной педагогики и психологии, работников психологической службы и системы специальной психологической помощи. / Составитель О.С. Назаревич. – Шадринск, 2015. – С.44-49. 19. Лазарева В.А. Принципы психокоррекционной работы с детьми с интеллектуальным недоразвитием, лишенными родительского попечения// Специальная психология,-2014.- №2 – 18 с. 20. Лаут Т. В. Коррекция поведения детей и подростков: практическое руководство. – М., 2015. -411 с. 21. Маллер А. П. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М. 2012. – С.45-49. 22. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1975. 23. Немов Р.С. Психология 1 Т. – М.: «Владос», 1995. – 433 с. 24. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. - Москва, 1996. 25. Остер Дж., Гаулд П., Рисунок в психотерапии.- Москва, 2000. 26. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. Беличевой С.А., Раскина В.Н. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1998., С.210 27. Паренс Г. Агрессия наших детей. - Москва, 1997. 28. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. - Волгоград, 2009. 29. Психология человеческой агрессивности. - Спб, 1997. 30. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р.Корсина, А.А. Ауэрбаха. - Спб, 2006. 31. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития/ Сост. В. М. Астапов. – Спб., 2011. 32. Психотерапия детей и подростков/ Под ред. Х. Ремшмидта – М., 2010. – 234 с. 33. Протасова Л., Гилева, Т. «Творческая гостиная»: Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения / Л. Протасова, Т. Гилева // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2006. № 15. С. 32 – 39. 34. Романова Е.С., Потемкин О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992. - 256с. 35. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // ВП. 1992. № 5-6. 36. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // ВП. 1991. № 1. 37. Рудякова О. Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми / О. Рудякова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2006. № 9. С. 14 – 15. 38. Рыбакова С.Г. Арт-терапия как способ социальной адаптации / С.Г. Рыбакова // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса: материалы всерос. науч.-практ. конф., 27 28 ноября 2003 г. Чебоксары, 2004. С. 25 – 29. 39. Сакович Н. «Я» в фокусе / Н. Сакович // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2005. № 22. С. 11 – 13. 40. Сакович Н. Достоинства песочной терапии // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2007. № 3. С. 26 – 27. 41. Сенчищева М. В. Арт-терапия как средство исследования образа цели / М. В. Сенчищева // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума Чебоксары, 2004. С. 82 – 85. 42. Сенчищева М. Арт-терапия / М. Сенчищева // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2006. № 7. С. 46 – 47. 43. Сергеева Н. Ю. Арт-педагогика: радость самовыражения: учебно-методическое пособие / Н. Сергеева. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2003. – 100 с. 44. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // ВП. 2002. № 1. 45. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2001. – 750 с. 46. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. – М.: «Академия», 1996. – 123 с. 47. Сушенцева Д.Б. Арт-терапия и арт-педагогика в системе образования / Сушенцева Д.Б. // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума Чебоксары, 2004. С. 74 – 76. 48. Терминологический глоссарий основных терминов динамической психиатрии. Под ред. В.А. Шаповаловой – М.: «Академия», 1996. – 123 с. 49. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Плэйт», 2001, с. 12 – 17 50. Рубинштейн СЯ. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. Гл. 2. С. 329. 51. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. С.-Пб., 1997. 52. Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность — Ярославль: Академия развития, 2003. — 160 с. 53. Шипицина Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе.– СПб: Изд-во "Дидактика Плюс", 2002. 54. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. – М.: ИНП, 2003. – 479 с. 55. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996. 56. Юрчук В.В. Краткий психологический словарь. – М.: «Просвещение», 1996. – 277 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.173.98 (0.013 с.) |