Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Количественный и качественный анализ результатов проведенной работы

Поиск

 

На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика склонности к агрессивному поведению старших дошкольников с нарушением интеллекта.
Таблица 12 - Анализ повторных результатов наблюдения за экспериментальной группой по методике: «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)

  ГС СК ВЛ ГД ВМ
Вегетативные признаки          
Внешние проявления агрессивности          
Длительность агрессии          
Чувствительность к помощи взрослого          
Особенности отношения к собственной агрессии          
Недостаточность в проявлении гуманных чувств          
Реакция на новизну          
Реакция на ограничение          
Реактивность (чувствительность к агрессии других)          
Чувствительность к присутствию других          
Физическая агрессия, направленная на предмет          
Агрессия, направленная на сверстников          
Агрессия, направленная на себя          
Агрессия, направленная на взрослого          
Вербальная агрессия          
Агрессивность в виде угрозы          
Агрессия, направленная на животных          
Агрессия разных видов направленности          
Неупорядоченные проявления агрессии          
ИТОГО:          
Уровень          

У одного ребенка в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования имеется 1 уровень - нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; Четверо детей имеют 2 уровень, значит, есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.

Таблица 13 - Анализ повторных результатов наблюдения за контрольной группой по методике: «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)

  ПП ТА ШЛ ВИ КД
Вегетативные признаки          
Внешние проявления агрессивности          
Длительность агрессии          
Чувствительность к помощи взрослого          
Особенности отношения к собственной агрессии          
Недостаточность в проявлении гуманных чувств          
Реакция на новизну          
Реакция на ограничение          
Реактивность (чувствительность к агрессии других)          
Чувствительность к присутствию других          
Физическая агрессия, направленная на предмет          
Агрессия, направленная на сверстников          
Агрессия, направленная на себя          
Агрессия, направленная на взрослого          
Вербальная агрессия          
Агрессивность в виде угрозы          
Агрессия, направленная на животных          
Агрессия разных видов направленности          
Неупорядоченные проявления агрессии          
ИТОГО:          
Уровень          

У одного ребенка в контрольной группе на констатирующем этапе исследования имеется 1 уровень - нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; Так же два ребенок имеет 2 уровень, значит, есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением. И трое детей имеют 3 уровень, этим детям требуется значительная психолого-педагогическая помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

Для выявления схожести или различия в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе исследования количества показателей агрессивного поведения проведен математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Расчет производился по формуле:

Где:

n1 – количество испытуемых в выборке 1 (экспериментальная или контрольная группа)

n2 – количество испытуемых в выборке 2 (экспериментальная или контрольная группа)

T – большая и з двух ранговых сумм

nx – количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой

 

Uэмп > Uкр, то контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются.

В данной работе были выявлены следующие результаты:

Uэмп = 4

Uкр = 4

4 = 4 = Uэмп = Uкр

Следовательно контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически различаются на контрольном этапе исследования.

Для выявления схожести или различия в экспериментальной группе на контрольном и констатирующем этапах исследования количества показателей агрессивного поведения проведен математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Расчет производился по формуле:

Где:

n1 – количество испытуемых в выборке 1 (экспериментальная или контрольная группа)

n2 – количество испытуемых в выборке 2 (экспериментальная или контрольная группа)

T – большая и з двух ранговых сумм

nx – количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой

Uэмп > Uкр, то контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются.

В данной работе были выявлены следующие результаты:

Uэмп = 4

Uкр = 4

4 = 4 = Uэмп = Uкр

Следовательно экспериментальная группа на контрольном и констатирующем этапах по уровню агрессивности статистически различаются.

Рисунок 5 – Уровень проявлений агрессивного поведения по результатам наблюдения (с помощью методики «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)) для детей контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе исследования.

Рисунок 6 – Уровень проявлений агрессивного поведения по результатам наблюдения (с помощью методики «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)) для детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе исследования.

Таблица 14 - Анализ результатов повторного наблюдения за экспериментальной группой по методике: Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).

 

                                          Баллы Уровень агрессивности
ГС - - + - - - + - + - - - - + + - - - - -   Низкая
СК - + - + - + - - - + - + - - - + - + + +   Средняя
ВЛ - - + - + - - + - + + - + - - - - - + +   Средняя
ГД - + + - + + + - + - + + - - + - - + + -   Средняя
ВМ - - + - + + - + + + - + + + - - + + + +   Средняя
Итого                                            
Сред                                         7,2 Средняя

 

Так, по данным анкетирования воспитателей видно, что данные экпериментальной группы значительно изменились 4 ребенка имеют средний уровень агрессивности, низкий уровень представлен у 1 ребенка.

Таблица 15 - Анализ результатов наблюдения за контрольной группой по методике: Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).

                                          Баллы Ур-нь агрессивности
ПП + - + + + - + + + + + + + + + - - + - +   Высокая
ТА - + - + - + - - - + - + - - - - - - - -   Низкая
ШЛ - - + - + - - + - + + - + - + - + - + +   Средняя
ВИ - + + + + + + - + - + + - + + + + + + -   Высокая
КД + - + + - + - + + + + + + + - - + + + +   Высокая
Итого                                            
Ср                                         12.6 Средняя

 

Так, по данным анкетирования воспитателей видно, что 3 ребенка имеют высокий уровень агрессивности, 1 ребенок - средний, низкий уровень представлен у 1 ребенка.

Для выявления схожести или различия в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе исследования количества показателей агрессивного поведения проведен математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Расчет производился по формуле:

Где:

n1 – количество испытуемых в выборке 1 (экспериментальная или контрольная группа)

n2 – количество испытуемых в выборке 2 (экспериментальная или контрольная группа)

T – большая и з двух ранговых сумм

nx – количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой

 

Uэмп > Uкр , то контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются.

В данной работе были выявлены следующие результаты:

Uэмп = 3,5

Uкр = 4

3,5 < 4 = Uэмп < Uкр

Следовательно контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически различаются на контрольном этапе исследования.

Для выявления схожести или различия в экспериментальной группе на контрольном и констатирующем этапах исследования количества показателей агрессивного поведения проведен математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Расчет производился по формуле:

Где:

n1 – количество испытуемых в выборке 1 (экспериментальная или контрольная группа)

n2 – количество испытуемых в выборке 2 (экспериментальная или контрольная группа)

T – большая и з двух ранговых сумм

nx – количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой

 

Uэмп > Uкр , то контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются.

В данной работе были выявлены следующие результаты:

Uэмп = 4

Uкр = 4

4 = 4 = Uэм = Uкр

Следовательно экспериментальная группа на контрольном и констатирующем этапах по уровню агрессивности статистически различаются.

Рисунок 7– Средние показатели уровня агрессивности детей по результатам анкетирования воспитателей (с помощью методики «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)) в контрольной и экспериментальной группе на контрольном этапе.

Рисунок 8 – Средние показатели уровня агрессивности детей по результатам анкетирования воспитателей (с помощью методики «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)) в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе.

Анализ результатов по методике «Кактус» М.А.Панфиловой, с целью выявления выраженной агрессивности у старших дошкольников с нарушением интеллекта.

Методика проводилась индивидуально с каждым ребенком.

Ребенку давалась инструкция придумать и нарисовать в горшке кактус. Во время создания ребенком рисунка фиксировались все его высказывания.

При интерпретации рисунка в качестве показателей, свидетельствующих о наличии у ребенка агрессии, можно выделить следующие:

• крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте;

• частые иголки, расположенные по всему рисунку;

• иголки острые, длинные;

• промахивающиеся линии, не попадающие в одну точку.

• Данные, полученные при интерпретации рисунка по перечисленным выше показателям, заносятся в таблицу, где знаком "+" обозначается наличие того или иного признака, а знаком "-" — отсутствие признака (см. таблицу 3):

Таблица 16 - Анализ результатов проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования:

  Показатели агрессивности
          Общ кол-во
СГ - - - -  
СК - - - +  
ВЛ - - - +  
ГД - + - -  
ДА + + - +  
Средний результат         1,4

 

"+" — наличие признака

"-" — отсутствие признака

Таблица 17 - Анализ результатов проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в контрольной группе на констатирующем этапе исследования:

 

  Показатели агрессивности
          Общ кол-во
ПП + - + -  
ТА - + + +  
ШЛ + + + -  
ВИ - - + +  
КД + + - +  
Средний результат         1.8

 

Так, по данным Таблицы видно, что среди старших дошкольников с нарушением интеллекта наличие признаков агрессивности есть у 8 детей. У них выявился повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение как враждебность, гнев; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

Рисунок 3 – Наличие показателей агрессивности по результатам проведения проективной методики «Кактус» М. А. Панфиловой у детей контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования.

Для выявления схожести или различия в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе исследования уровня агрессивности проведен математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Расчет производился по формуле

Где:

n1 – количество испытуемых в выборке 1 (экспериментальная или контрольная группа)

n2 – количество испытуемых в выборке 2 (экспериментальная или контрольная группа)

T – большая и з двух ранговых сумм

nx – количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой

 

Uэмп > Uкр , то контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются.

В данной работе были выявлены следующие результаты:

Uэмп = 3,5

Uкр = 4

3,5 < 4 = Uэмп < Uкр

Следовательно контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически различаются на контрольном этапе исследования.

Рисунок 9 – Количество показателей агрессивности детей по результатам проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе исследования.

 

Для выявления схожести или различия в экспериментальной группе на контрольном и констатирующем этапах исследования уровня агрессивности проведен математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Расчет производился по формуле

Где:

n1 – количество испытуемых в выборке 1 (экспериментальная или контрольная группа)

n2 – количество испытуемых в выборке 2 (экспериментальная или контрольная группа)

T – большая и з двух ранговых сумм

nx – количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой

 

Uэмп > Uкр , то контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются.

В данной работе были выявлены следующие результаты:

Uэмп = 4

Uкр = 4

4 = 4 = Uэмп = Uкр

Следовательно экспериментальная группа на контрольном и констатирующем этапах по уровню агрессивности статистически различаются.

Рисунок 9 – Количество показателей агрессивности детей по результатам проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе исследования.

 

 

Практическое изучение проблемы коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством арт-терапии проведено поэтапно в режиме эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).

Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования в экспериментальной и контрольной группах детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта показали повышенную склонность детей к агрессивному поведению, что посвидетельствовало о необходимости создания программы по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

С целью отслеживания эффективности коррекционной деятельности проведен формирующий этап эксперимента в экспериментальной группе дошкольников. Целью формирующего этапа является снижение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Для проверки гипотезы исследования после реализации формирующего этапа эксперимента проведен контрольный этап исследования. Целью контрольного этапа являлось выявление динамики снижения склонности к агрессивному поведению дошкольников экспериментальной группы после проведения с ними коррекционной работы средствами арт-терапевтических методик.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по исследованию уровня склонности к агрессивному поведению дошкольников с нарушением интеллекта показал, что по сравнению с началом эксперимента в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика по всем критериям исследования. Анализ результатов контрольного эксперимента показал тенденцию к снижению агрессивности и частоты проявлений агрессивного поведения дошкольников экспериментальной группы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Коррекция агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта, а главное, профилактика являются одной из самых актуальных задач современной дефектологии. К сожалению, большинство научных работ носят теоретический характер. Исследований, основанных на практическом опыте и реальных результатах, сравнительно немного.

Детская агрессивность трудно поддается коррекции, именно этот факт может создавать риск возникновения серьезных нарушений поведения на будущих этапах жизни ребенка. В то время, как главной задачей дефектологии является успешная социализация и интергация детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушением интеллекта, в общество, необходимо помнить о том, что люди с различными проявлениями девиантного поведения не смогут стать полноценным членом общества, а именно этими людьми могут стать дети с повышенной агрессивностью, без принятых коррекционных мер.

Целью данного исследования являлось: определить уровень проявлений агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и возможности их коррекции с помоью арт-терапевтических методов.

Гипотеза данного исследования - учитывая специфику нарушений поведения дошкольников с умственной отсталостью и коррекционные возможности арт-терапии, выдвигается предположение, что работа по снижению уровня агрессивности в дошкольном возрасте будет выступать эффективным средством коррекции.

В данной работе для проверки гпотезы были реализованны следующие задачи: на подготовительном этапебыл проведен теоретический анализ проблемы агрессивного поведения описанный в I главе, раскрыта специфика коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением интеллекта, проанализированы особенности агрессивного поведения и их психологической коррекции в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением интеллекта, описанные во II главе; на последующих этапах подобраны методы исследования и проведена диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, реализована коррекционная программа с использованием методов арт-терапии с целью коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и оценена ее эффективность в практических данных III главы.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по исследованию уровня склонности к агрессивному поведению дошкольников с нарушением интеллекта показал, что по сравнению с началом эксперимента в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика по всем критериям исследования. Анализ результатов контрольного эксперимента показал тенденцию к снижению агрессивности и частоты проявлений агрессивного поведения дошкольников экспериментальной группы.

Таким образом гипотеза исследования, говорящая о том, что учитывая специфику нарушений поведения дошкольников с умеренной умственной отсталостью и коррекционные возможности арт-терапии, выдвигается предположение, что работа по снижению уровня агрессивности в дошкольном возрасте будет выступать эффективным средством коррекции, была подтверждена.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акимова М.К., Козлова Т. В. – Психологическая коррекция умственного развития дошкольников. – М., 2010. – С.211-219.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном обраовании: учеб.длястуд сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений/ Е.А. Медведева, Т.А. Добровольская, И.Ю.

3. Арт-терапия / Сост. и общая редакция А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001.

4. Левченко, Л. Н. Комиссарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248с.

5. Базыма Б. А. Психология цвета. – Спб., 2015. – С.233-235.

6. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М., 2012. – 231 с.

7. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М., 2013. – 422 с.

8. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2015. -129 с.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах т.6. – М, 2014. – С.39-44.

10. Дети социального риска и их воспитание. – Спб., 2013. – 521 с.

11. Диагностика эмоционального состояния дошкольника. – Шадринск, 2013. – 318 с.

12. Диагностика и коррекционная работа с умственно отсталыми детьми. – Шадринск, 2010. – С.88-90.

13. Детская патопсихология. Хрестоматия. – М., 2014. – С.53-57.

14. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. – Практикум по креативной терапии. – Спб., 2013. – 411 с.

15. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. – Практикум по сказкотерапии. – Спб., 2010. – 128 с.

16. 3.Зинченко Е.Н. Изучение негативного поведения. – М.: «Мир», 1993. – 231 с.

17. Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб., 2010. – 123 с.

18. Комплексная практика в ДОУ для детей с отклонениями в развитии: Учебно-методическое пособие для студентов факультета коррекционной педагогики и психологии, работников психологической службы и системы специальной психологической помощи. / Составитель О.С. Назаревич. – Шадринск, 2015. – С.44-49.

19. Лазарева В.А. Принципы психокоррекционной работы с детьми с интеллектуальным недоразвитием, лишенными родительского попечения// Специальная психология,-2014.- №2 – 18 с.

20. Лаут Т. В. Коррекция поведения детей и подростков: практическое руководство. – М., 2015. -411 с.

21. Маллер А. П. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М. 2012. – С.45-49.

22. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1975.

23. Немов Р.С. Психология 1 Т. – М.: «Владос», 1995. – 433 с.

24. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. - Москва, 1996.

25. Остер Дж., Гаулд П., Рисунок в психотерапии.- Москва, 2000.

26. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. Беличевой С.А., Раскина В.Н. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1998., С.210

27. Паренс Г. Агрессия наших детей. - Москва, 1997.

28. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. - Волгоград, 2009.

29. Психология человеческой агрессивности. - Спб, 1997.

30. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р.Корсина, А.А. Ауэрбаха. - Спб, 2006.

31. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития/ Сост. В. М. Астапов. – Спб., 2011.

32. Психотерапия детей и подростков/ Под ред. Х. Ремшмидта – М., 2010. – 234 с.

33. Протасова Л., Гилева, Т. «Творческая гостиная»: Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения / Л. Протасова, Т. Гилева // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2006. № 15. С. 32 – 39.

34. Романова Е.С., Потемкин О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992. - 256с.

35. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // ВП. 1992. № 5-6.

36. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // ВП. 1991. № 1.

37. Рудякова О. Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми / О. Рудякова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2006. № 9. С. 14 – 15.

38. Рыбакова С.Г. Арт-терапия как способ социальной адаптации / С.Г. Рыбакова // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса: материалы всерос. науч.-практ. конф., 27 28 ноября 2003 г. Чебоксары, 2004. С. 25 – 29.

39. Сакович Н. «Я» в фокусе / Н. Сакович // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2005. № 22. С. 11 – 13.

40. Сакович Н. Достоинства песочной терапии // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2007. № 3. С. 26 – 27.

41. Сенчищева М. В. Арт-терапия как средство исследования образа цели / М. В. Сенчищева // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума Чебоксары, 2004. С. 82 – 85.

42. Сенчищева М. Арт-терапия / М. Сенчищева // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2006. № 7. С. 46 – 47.

43. Сергеева Н. Ю. Арт-педагогика: радость самовыражения: учебно-методическое пособие / Н. Сергеева. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2003. – 100 с.

44. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // ВП. 2002. № 1.

45. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2001. – 750 с.

46. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. – М.: «Академия», 1996. – 123 с.

47. Сушенцева Д.Б. Арт-терапия и арт-педагогика в системе образования / Сушенцева Д.Б. // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума Чебоксары, 2004. С. 74 – 76.

48. Терминологический глоссарий основных терминов динамической психиатрии. Под ред. В.А. Шаповаловой – М.: «Академия», 1996. – 123 с.

49. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Плэйт», 2001, с. 12 – 17

50. Рубинштейн СЯ. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. Гл. 2. С. 329.

51. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. С.-Пб., 1997.

52. Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность — Ярославль: Академия развития, 2003. — 160 с.

53. Шипицина Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе.– СПб: Изд-во "Дидактика Плюс", 2002.

54. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. – М.: ИНП, 2003. – 479 с.

55. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.

56. Юрчук В.В. Краткий психологический словарь. – М.: «Просвещение», 1996. – 277 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.173.98 (0.013 с.)