Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в отечественной и в зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу массе детей (они составляют более 2% от общей детской популяции), которых объединяет наличие органического повреждения мозга, имеющего диффузный, т.е. широко распространенный, как бы разлитой характер. Исследования выше указанных ученых показали, что у умственно отсталых имеются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю и личность в целом. В большинстве случаев отмечается капризность, раздражительность, драчливость. Они с трудом ладят со сверстниками, легко вступают в конфликты, драки. Рано вовлекаются в асоциальные компании, легко приобщаются к употреблению алкоголя. В состоянии алкогольного опьянения становятся вспыльчивыми, придирчивыми. Среди умственно отсталых младших школьников встречаются и такие, у которых агрессия выражается в следующих формах: дети обижают маленьких, слабых, отнимают у них игрушки, вещи; отмечается мстительность, иногда спустя некоторое время. У некоторых детей с умственной отсталостью возможны скрытые (смещенные) проявления агрессии в форме злорадства при виде несчастья, боли другого ребенка при недостаточности активных форм агрессии. Смещенное агрессивное поведении – важная форма защитного реагирования, поскольку она позволяет ребенку справиться со своей тревогой путем высвобождения агрессии в безопасных условиях. [50] Выделяют следующие виды агрессивности у умственно отсталых дошкольников: ● агрессия как проявление извращенных влечений сексуального характера; При олигофрении наблюдается задержка психосексуального развития, коррелирующая с глубиной интеллектуальной недостаточности. Изменения сексуального поведения по типу его расторможенности, как правило, сочетающиеся с сильными вариантами половой конституции и наблюдаемые преимущественно при умственной отсталости органического генеза (травмы мозга, энцефалит, менингит). В других случаях врач-сексопатолог сталкивается с экспертизой нарушения сексуального поведения у олигофренов, которые могут легко становиться объектом гомосексуальных притязаний, агрессии или развратных действий в связи с недостаточной дифференцировкой сексуального поведения или снижением критики в сочетании с расторможенностью инстинктивных влечений. ● агрессия при психомоторном и аффективном возбуждении; Дети - олигофрены не способны подавлять аффект. Часты сильные аффективные реакции по незначительному поводу, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство. Преобладающие и господствующие у того или иного ребенка переживания, постепенно фиксируясь, образуют те или иные оттенки свойств его характера (угрюмость, раздражительность, гневливость, агрессивность, равнодушие, жизнерадостность, легкомыслие). Помимо полного отсутствия защитной агрессии можно наблюдать другую форму агрессивного поведения, если агрессия ребенка не регулируется страхами и другими эмоциями (например, любовь к тому человеку, на которого направлена агрессия). Как правило, такая импульсивная агрессия, направленная на разрушение барьера, наблюдается у эмоционально примитивных детей, для которых непереносимость барьера выражена сильнее, чем страх наказания за агрессию со стороны любимого ими взрослого. Особые случаи представляют те патологические варианты агрессии, при которых агрессия не только слабо тормозится страхами, но и связана с патологией влечений. К ним относятся: ● агрессия как реакция протеста на трудности во взаимоотношениях; ● агрессия подражательного характера, становящаяся стереотипом поведения; Для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью характерны те или иные формы агрессии. Ситуация осложняется тем, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, деформируется его личностное развитие. Установлено, что умственно отсталые дошкольники оценивают себя и свое поведение неадекватно, а также в силу ограниченности словарного запаса и скудности эмоциональной сферы крайне поверхностно рассуждают о психических состояниях и чувствах. Склонность к открытому агрессивному поведению положительно коррелирует с высоким уровнем тревожности. Показано, что психическая депривация, обделенность любовью и лаской, психические травмы, наслаиваясь на органическое поражение головного мозга, приводят к повышению деструктивной агрессии и подавлению социально полезной агрессивности, выражающейся в активности и способности к адаптации. Поэтому единственный способ направить агрессию в безопасное русло это социализация ребенка, умение регулировать свои агрессивные стремления, адаптируясь к требованиям окружающего его общества. Таким образом, проблема агрессивности умственно отсталых дошкольников в настоящее время очень актуальна. Ее изучение, а так же выявление способов коррекции ведется активно, в различных сферах и направлениях. Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать следующие выводы: а) тип отношения родителей к ребенку; б) стрессы и негативные примеры в социальном окружении; в) индивидуальные особенности ребенка; г) препятствование реализации базовых потребностей ребенка – потребности в движении, общении, внимании; д) биологический фактор, связанный с неправильным формированием головного мозга или заболевания. Для умственно отсталых детей характерно наличие нарушений, как в познавательной, так и в эмоциональной сфере, которые проявляются в повышенной возбудимости, или наоборот, инертности, раздражительности, неусидчивости, агрессивности и т.д. Особенности проявления агрессивности у умственно отсталых детей обусловлены деформацией компонентов агрессии, таких как: - познавательный компонент; - эмоциональный компонент; - волевая сторона. Таким образом, содержательные данные этой главы необходимы для знания психологических особенностей агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта. Обычно выделяют следующие виды агрессивности у умственно отсталых дошкольников: агрессия как проявление извращенных влечений сексуального характера;агрессия при психомоторном и аффективном возбуждении (садистическая агрессия, аутоагрессия, агрессия, являющаяся следствиями паранойяльной установкой ребенка (искаженный инстинкт самосохранения)); агрессия как реакция протеста на трудности во взаимоотношениях; агрессия подражательного характера, становящаяся стереотипом поведения. Таким образом, агрессивность дошкольников с нарушением интеллекта можно охарактеризовать как одну из самых значимых тем в специальной психологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.107.57 (0.008 с.) |