Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль Арт-терапевтических методов в коррекции агрессивного поведения у детей с нарушением интеллектаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современный опыт показывает, что применение арт-терапевтических методик в работе по коррекции агрессивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с нарушением интеллекта, имеет позитивный отклик. Коррекционные возможности арт-терапии обусловлены предоставлением ребенку с проблемами возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания. Созданные ребенком в процессе арт-терапии творческие работы их признание взрослыми повышают уровень самооценки и степень его самопризнания. Наиболее эффективными в коррекции агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта принято считать следующие виды арт-терапии. Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии) Именокатарситическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы вразвитии. Специалисты различают рецептивную (пассивную) и активную формы музыкотерапии. В первом случае пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие их эмоциональному состоянию. В случае же активной музыкотерапии, пациент (ребенок) является непосредственным участником музыкотерапевтического процесса посредством пения (вокалотерапия) или движения (кинезитерапия - танцетерапия, хореотерапия) и игры на музыкальных инструментах (инструментальная музыкотерапия) Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому естественность и доступность, которая есть в музыке, - одна из причин бурного развития музыкальной терапии в последние 2-3 десятилетия. Коррекционная работа с агрессивными детьми с нарушением интеллекта посредством музыкотерапии является весьма эффективной так как: - помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре; - музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание; - косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка; - способствует регуляции психоэмоционального состояния ребенка; - облегчает усвоение новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции. Чем раньше начинается коррекция, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении. Коррекция агрессивного поведения так же осуществляется посредством интегративной музыкотерапии на основе синтеза музыкального и зрительного восприятия: музыкоцветотерапия (восприятие музыки в сочетании с цветом), музыкоизотерапия (восприятие произведений изобразительного искусства, картин природы, а также «изображение» музыки в рисунке). Так же одним из наиболее эффективных видов арт-терапии, используемых в коррекции агрессивного поведения детей с нарушением интеллекта, является изотерапия (рисунок, лепка) – коррекция посредством изобразительной деятельности. В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В.Е. Фолке, Т.В. Келлер; Р.Б. Хайкин, 1977, М.Е. Бруно) выделяют направление этого метода: - использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпритации пациентами; - побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности. Характеризуя коррекционную направленность рисуночной терапи, используемой в работе с детьми, О. А. Карабанова определяет три принципиальных ее отличия от учебных уроков рисования. 1. Изотерапия-это самовыражение в рисунке и моделирование кофликтных ситуаций. Урок рисование- это овладение навыками техники рисования. 2. Продукт изотерапии- собственная ценность рисунка, связанная с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка. Продукт урока рисования- качество овладения ребенком навыков техники рисования. 3. Взрослый в процессе рисуночной терапии помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне выразить ее в рисунке, лепке и определить выход из нее. Взрослый на уроке рисования передает новые способы и средства изображения и организации процесса усвоения их ребенком. Следующим широко используемым методом в коррекции агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта является либропсихотерапия(лечебное чтение, метод предложен В. М. Бехтеревым) и библиотерапия (терапия через книгу, предложенная В.Н. Месищевым). В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения – сказки (Д. Ю. Соколов, 1997, Е. Ю. Петрова, 1998 и др.) Этот вид библиотерапии наиболее приемлем в работе со старшими дошкольниками с нарушением интеллекта (Т. В. Вохмянина, 1998; Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2000). [ 2, C. 24-68] Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности. Возможности работы со сказкой: 1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены. 2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала. 3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо. 4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции. 5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации. 6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой). В основе создания продуктов деятельности в процессе арт-терапии лежит система побуждений, где основным является: - выражение субъектом своих чувств; - удовлетворение потребности в общении с другими людьми через продукт своей деятельности; - познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок). Таким образом, в коррекционной работе с агрессивными дошкольниками с нарушением интеллекта активно используются различные методы арт-терапии, наиболее распространенными из которых являются: музыкотерапия, изотерапия и сказкотерапия. Данные виды арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития. ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (НА ПРИМЕРЕ АРТ-ТЕРАПИИ)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.243 (0.008 с.) |