Система арт-терапевтических занятий по коррекции агрессивного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система арт-терапевтических занятий по коррекции агрессивного поведения



Разработка способов коррекции агрессивного поведения, а главное, профилактика являются одной из самых актуальных задач современной психологической науки. К сожалению, большинство научных работ носят теоретический характер. Исследований, основанных на практическом опыте и реальных результатах, сравнительно немного.

Детская агрессивность трудно поддается коррекции, особенно у детей с нарушением интеллекта, поэтому работа в этом направлении достаточно продолжительна, кропотлива и требует особого терпения. Такие дети не могут объективно оценить свои поступки и, как правило, имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию. В общении с другими детьми они проявляют низкий уровень эмпатии, у них слабо развит контроль над эмоциями. Само возникновение агрессии предотвратить сложно, но научить ребенка преодолевать негативные эмоции приемлемым способом, расширить его поведенческий репертуар возможно.

В связи с этим была составлена программа коррекции агрессивного поведения детей с умстенной отсталостью, которая нацелена на преодоление агрессивности в старшем дошкольном возрасте.

Целью данной программы является снижение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Задачи:

● снижение уровня агрессивных проявлений;

● формирование осознания своего внутреннего мира, развитие самоконтроля;

● обучение техникам и способам саморегуляции;

● отреагирование агрессивных тенденций;

● расширение поведенческого репертуара.

Методы, используемые в программе: музыкотерапия; игротерапия; сказкотерапия; изо-терапия.

При составлении программы учитывались следующие принципы:

● принцип оптимальности - означает, что в системе упражнения в наибольшей степени способны решать поставленную задачу;

● принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия;

● принцип сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия;

● принцип систематичности, последовательности и постепенности;

● принцип системности развития психологической деятельности - определяется иерархией задач;

● принцип сочетания основных и фоновых упражнений;

● принцип разнообразия упражнений, основанный на чередовании видов деятельности.

Ожидаемый результат.

В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий поможет детям старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта снизить проявление агрессивных реакций. Дети научатся конструктивно решать конфликты, расширится их поведенческий репертуар.

В целях профилактики и коррекции агрессивного поведения старших дошкольников были подобраны и апробированы коррекционные упражнения с использованием приёмов арттерапии.

Для эффективной работы недостаточно учитывать общие особенности развития умственно отсталых детей. При определении задач, выборе содержания и форм проведения занятий учитывались психофизические и личностные особенности каждого ребенка.

Занятия проходили во второй половине дня, поэтому первым этапом каждого занятия стала релаксация или медитация, прослушивание соответствующей музыки, что способствовало расслаблению и отдыху, а затем, активизации целенаправленной деятельности.

На занятии ребёнок последовательно переживает несколько этапов взаимодействия: с миром искусства, с детьми, с педагогом.

В процессе планирования соблюдались следующие принципы:

● единства коррекции и развития;

● единства возрастного и индивидуального в развитии;

● единства диагностики и коррекции развития;

● деятельностный принцип;

● подход к каждому ребёнку как к личности.

Занятия проводились в индивидуальной и групповой форме с детьми 5-8 лет 2 раза в неделю в течение 6-и месяцев. Общее количество занятий - 40. Продолжительность одного индивидуального занятия – 15 минут. Продолжительность одного группового занятия – 25 минут. Так же была разработана программа просветительской работы с родителями и детско-родительских тренингов. Перспективный и тематический планы представлены в таблицах 10 и 11.

Таблица 10 - Перспективное планирование коррекционно – педагогической работы посредством арт-терапии

Месяц Направление работы Задачи направления работы Общее количество занятий
Ноябрь 1-4 неделя Установление позитивного эмоционального контакта с детьми; Диагностика агрессивного поведения у старших дошкольников с нарушением интеллекта. Выявить уровень склонности к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе исследования.    
Декабрь 1 неделя Создание благоприятной атмосферы, настрой на совместную работу, усиление внимания к чувствам, усиление осознания. Установление позитивного эмоционального контакта с детьми; Создание интереса к занятиям.  
2 неделя   Коррекция коммуникативной функции. Расширение сферы чувств и переживаний; Способствовать расширению поведенческого репертуара детей.  
3 неделя   Регуляция психоэмоционального состояния детей. Дать возможность детям осознать свои чувства и ощущения, свое настроение. Снятие негативных настроений.  
4 неделя   Регуляция психоэмоционального состояния детей. Освобождение от отрицательных эмоций, снятие эмоционального и мышечного напряжения.  
Январь 2 неделя   Регуляция психоэмоционального состояния детей. Освобождение от отрицательных эмоций  
3 неделя Коррекция агрессивных проявлений в поведении детей. Способствовать обучению детей распознаванию гнева  
4 неделя Коррекция агрессивных проявлений в поведении детей Обучить детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Предоставить ребенку «легальным» образом выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение.  
Февраль 1 неделя Коррекция агрессивных проявлений в поведении детей Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.  
2 неделя Коррекция коммуникативной функции. Обучить детей эффективным способам общения.  
3 неделя Коррекция агрессивных проявлений в поведении детей Способствовать снятию эмоционального напряжения, работа с гневом.  
4 неделя   Коррекция коммуникативной функции. Проведение специальных мероприятий для повышения коммуникативных умений.  
Март 1 неделя   Усвоение новых положительных установок и форм поведения. Способствовать формированию у детей эмпатии, настроить на спокойный лад.  
2 неделя Усвоение новых положительных установок и форм поведения. Способствовать формированию у детей чувства доверия к окружающим  
3 неделя Усвоение новых положительных установок и форм поведения.. Способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать  
4 неделя Усвоение новых положительных установок и форм поведения. Развивать навыки сотрудничества  
Апрель 1 неделя Закрепление полученных знаний, умений, навыков, подведение итогов Обобщение и закрепление сформированных на предыдущем этапе знаний и умений; Формирование и закрепление доверительных отношений; Перенос нового позитивного опыта в реальные жизненные ситуации.  
2 – 4 неделя Повторная диагностика агрессивного поведения у старших дошкольников с нарушением интеллекта. Выявить уровень склонности к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе исследования.    
       

 

Таблица 11 - Тематическое планирование коррекционно – педагогической работы посредством арт-терапии
Месяц Тема Виды работ Количество занятий
Ноябрь 1-4 неделя Методика «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов), Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992), Проективная методика «Кактус» М.А.Панфиловой.   Проведение процедуры диагностики агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе исследования.    
Декабрь 1 неделя Занятия с элементами сказкотерапии «В гостях у сказки» 1. Беседа 2. Чтение и обсуждение сказок 3. Рефлексия в игровой форме  
2 неделя   Занятия с элементами музыкотерапии и изотерапии «Волшебный сундучок» 1. Пассивная музыкотерапия 2. Рисование под музыку 3. Рефлексия в игровой форме  
3 неделя   Занятия с элементами музыкотерапии и кинезитерапии «Волшебный лес» 1. Пассивная музыкотерапия 2. Упражнения с движениями под музыку и пантомимикой 3. Интегративная музыкотерапия 4. Рефлексия в игровой форме  
4 неделя   Занятия с элементами музыкотерапии и изотерапии «Подводный мир» 1. Пассивная музыкотерапия 2. Упражнения с движениями под музыку и пантомимикой 3. Интегративная музыкотерапия 4. Рефлексия в игровой форме  
Январь 2 неделя   Занятия с элементами музыкотерапии, изотерапии и игротерапии «В гостях у Зайки» 1. Лепка из пластилина 2. Театрализация, направленная на развитие эмпатии. 3. Рефлексия в игровой форме  
3 неделя Занятия с элементами изотерапии и игротерапии «Зимняя сказка» 1. Игра в группе «Снежки» 2. Пластилиновая аппликация  
4 неделя Занятия с элементами изотерапии «Зимний лес» 1. Аппликация из бумажных комочков 2. Рисование печатями и губкой 3. Рефлексия в игровой форме  
Февраль 1 неделя Занятия с элементами изотерапии «Дикие животные» 1. Рисование цветным рисом 2. Пластилиновая аппликация 3. Рефлексия в игровой форме  
2 неделя Занятия с элементами игротерапии и сказкотерапии «Заяц и Волк» 1. Игры в группе 2. Работа со сказкой  
3 неделя Занятия с элементами музыкотерапии, изотерапии “Помоги Мишутке” 1. Мешочек гнева 2. Аппликация мозаичная 3. Рефлексия в игровой форме  
4 неделя   Занятие с элементами игротерапии и изотерапии “Мы - друзья” 1. Музыкорисование 2. Игры в группе 3. Рефлексия в игровой форме  
Март 1 неделя   Занятия с элементами игротерапии и сказкотерапии “Красавица Весна” 1. Игры на доверие в группе 2. Чтение сказки с театрализацией в группе 3. Рефлексия в игровой форме  
2 неделя Занятия с элементами игротерапии и изотерапии “Домик для Белочки” 1. Игры на усвоение навыков общения 2. Рисование в группе 3. Рефлексия в игровой форме  
3 неделя Занятия с элементами музыкотерапии и игротерапии “Театр” 1. Игры на доверие в группе 2. Упражнения с движениями и пантомимикой 3. Рефлексия в игровой форме  
4 неделя Занятия с элементами изотерапии и музыкотерапии “Волшебные мелодии” 1. Рисование своего гнева 2. Музыкорисование 3. Рефлексия в игровой форме  
Апрель 1 неделя Занятие с элементами сказкотерапии и изотерапии “Сказка про доброго Волчонка” 1. Чтение и обсуждение сказки 2. Рисование по мотивам сказки 3. Беседа 4. Рефлексия в игровой форме  
2 – 4 неделя Методика «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов), Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992), Проективная методика «Кактус» М.А.Панфиловой.   1. Повторное проведение процедуры диагностики агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы  
    .    

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.211.101 (0.13 с.)