Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На констатирующем этапе исследования было проведено наблюдение за дошкольниками (при помощи «Структурализированного наблюдения») и воспитателями («Критериев агрессивности»). Методика «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов) [45] помогает получить информацию для предварительного психологического анализа, выявить склонность к агрессивности у детей с нарушением интеллекта (дошкольного возраста). Наблюдение за детьми осуществлялось во время игровой деятельности, так как игра – ведущий вид деятельности дошкольника и в игре наиболее ярко проявляются особенности взаимоотношений детей, их коммуникативные навыки. В наблюдении использовалось оборудование: карта наблюдений, включающая 19 фрагментов, фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного. Показатели реакции агрессивности у ребенка: 0 – нет проявлений агрессивности; 1 – проявления агрессивности наблюдается иногда; 2 – часто; 3 – почти всегда; 4 – непрерывно. Таблица 1- Анализ результатов наблюдения за экспериментальной группой по методике: «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)
У одного ребенка в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования имеется 1 уровень - нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; Так же один ребенок имеет 2 уровень, значит, есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением. И трое детей имеют 3 уровень, этим детям требуется значительная психолого-педагогическая помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций. Таблица 2 - Анализ результатов наблюдения за контрольной группой по методике: «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)
У одного ребенка в контрольной группе на констатирующем этапе исследования имеется 1 уровень - нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; Так же два ребенок имеет 2 уровень, значит, есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением. И трое детей имеют 3 уровень, этим детям требуется значительная психолого-педагогическая помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций. Рисунок 1 – Уровень проявлений агрессивного поведения по результатам наблюдения (с помощью методики «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)) для детей контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования.
По результатам наблюдения можно отметить, что в контрольной группе выражены ярче проявления вербальной агрессии – 1.6 (3 детей) и физической агрессии – 1.2 (5 детей), в частности агрессии, направленной на другого человека (прямой) - 2 (5 детей). Так же можно отметить, что в экспериментальной группе выражены ярче проявления вербальной агрессии – 1.2% (3 детей) и физической агрессии – 1.2 % (5 детей), в частности агрессии, направленной на предметы (косвенной) - 2.2% (5 детей). У 3-х детей был выявлен высокий, у 2-х был выявлен средний показатель агрессивного поведения. Данные следующего наблюдения получены воспитателями; им были выданы «Критерии агрессивности», в которых перечислены ряд поведенческих реакций ребенка и по которым можно судить об агрессивном поведении, на эти положения можно ответить либо «да» либо «нет». Далее представлен анализ данных результатов наблюдения агрессии воспитателями, контактирующими с детьми. Данная методика применялась для всех дошкольников.
Таблица 3 - Анализ результатов наблюдения за экспериментальной группой по методике: Анкета для воспитателей Критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).
Так, по данным анкетирования воспитателей видно, что 2 ребенка имеют высокий уровень агрессивности, 2 ребенка - средний, низкий уровень представлен у 1 ребенка.
Таблица 4 - Анализ результатов наблюдения за контрольной группой по методике: Анкета для воспитателей Критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).
Так, по данным анкетирования воспитателей видно, что 3 ребенка имеют высокий уровень агрессивности, 1 ребенок - средний, низкий уровень представлен у 1 ребенка. Рисунок 2 – Средние показатели уровня агрессивности детей по результатам анкетирования воспитателей (с помощью методики «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)) в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе. Анализ результатов по методике «Кактус» М.А.Панфиловой, с целью выявления выраженной агрессивности у старших дошкольников с нарушением интеллекта. Методика проводилась индивидуально с каждым ребенком. Ребенку давалась инструкция придумать и нарисовать в горшке кактус. Во время создания ребенком рисунка фиксировались все его высказывания. При интерпретации рисунка в качестве показателей, свидетельствующих о наличии у ребенка агрессии, можно выделить следующие: • крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте; • частые иголки, расположенные по всему рисунку; • иголки острые, длинные; • промахивающиеся линии, не попадающие в одну точку. • Данные, полученные при интерпретации рисунка по перечисленным выше показателям, заносятся в таблицу, где знаком "+" обозначается наличие того или иного признака, а знаком "-" — отсутствие признака (см. таблицу 3): Таблица 5 - Анализ результатов проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования:
"+" — наличие признака "-" — отсутствие признака Таблица 6 - Анализ результатов проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в контрольной группе на констатирующем этапе исследования:
Так, по данным Таблицы видно, что среди старших дошкольников с нарушением интеллекта наличие признаков агрессивности есть у 8 детей. У них выявился повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение как враждебность, гнев; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся. Рисунок 3 – Наличие показателей агрессивности по результатам проведения проективной методики «Кактус» М. А. Панфиловой у детей контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования. Для выявления схожести или различия в контрольной и экспериментальной группах уровня агрессивности проведен математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни. Расчет производился по формуле
Где: n1 – количество испытуемых в выборке 1 (экспериментальная или контрольная группа) n2 – количество испытуемых в выборке 2 (экспериментальная или контрольная группа) T – большая и з двух ранговых сумм nx – количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой
Uэмп > Uкр , то контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются. В данной работе были выявлены следующие результаты: Uэмп = 9,5 Uкр = 4 9,5 > 4 = Uэмп > Uкр Следовательно контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются на констатирующем этапе исследования. В целом по данным методик, в которых участвовали дети, и наблюдений взрослых получены не совсем гармоничные данные. Если проанализировать результаты всех четырех методик, можно пронаблюдать следующую картину: из 10 воспитанников – 6 человек имеют высокий уровень агрессивного поведения, 2 ребенка склонны к агрессивному поведению (показали средний уровень агрессивности); остальные 2 детей показали достаточно низкий уровень агрессивного поведения. Рисунок 5 – Уровень склонности к агрессивному поведению детей контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования Результаты диагностики по 3-м методикам представлены в Рисунке 5, по которому видно, что признаки агрессии встречаются у 60% детей, средние показатели – у 20 % и низкие показатели – у 20% детей. Качественный анализ результатов диагностик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребенка. Но у одних детей агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других детей активный, ярко выраженный. Агрессивное поведение можно предотвратить или уменьшить частоту его проявлений путем коррекции агрессивного поведения, изменением психосоматического состояния в ситуации проявления гнева. Все это осуществляется в процессе проведения коррекционных занятий с детьми.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.89 (0.01 с.) |