Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На констатирующем этапе исследования было проведено наблюдение за дошкольниками (при помощи «Структурализированного наблюдения») и воспитателями («Критериев агрессивности»). Методика «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов) [45] помогает получить информацию для предварительного психологического анализа, выявить склонность к агрессивности у детей с нарушением интеллекта (дошкольного возраста). Наблюдение за детьми осуществлялось во время игровой деятельности, так как игра – ведущий вид деятельности дошкольника и в игре наиболее ярко проявляются особенности взаимоотношений детей, их коммуникативные навыки. В наблюдении использовалось оборудование: карта наблюдений, включающая 19 фрагментов, фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного. Показатели реакции агрессивности у ребенка: 0 – нет проявлений агрессивности; 1 – проявления агрессивности наблюдается иногда; 2 – часто; 3 – почти всегда; 4 – непрерывно. Таблица 1- Анализ результатов наблюдения за экспериментальной группой по методике: «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)
У одного ребенка в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования имеется 1 уровень - нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; Так же один ребенок имеет 2 уровень, значит, есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением. И трое детей имеют 3 уровень, этим детям требуется значительная психолого-педагогическая помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций. Таблица 2 - Анализ результатов наблюдения за контрольной группой по методике: «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)
У одного ребенка в контрольной группе на констатирующем этапе исследования имеется 1 уровень - нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; Так же два ребенок имеет 2 уровень, значит, есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением. И трое детей имеют 3 уровень, этим детям требуется значительная психолого-педагогическая помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций. Рисунок 1 – Уровень проявлений агрессивного поведения по результатам наблюдения (с помощью методики «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)) для детей контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования.
По результатам наблюдения можно отметить, что в контрольной группе выражены ярче проявления вербальной агрессии – 1.6 (3 детей) и физической агрессии – 1.2 (5 детей), в частности агрессии, направленной на другого человека (прямой) - 2 (5 детей). Так же можно отметить, что в экспериментальной группе выражены ярче проявления вербальной агрессии – 1.2% (3 детей) и физической агрессии – 1.2 % (5 детей), в частности агрессии, направленной на предметы (косвенной) - 2.2% (5 детей). У 3-х детей был выявлен высокий, у 2-х был выявлен средний показатель агрессивного поведения. Данные следующего наблюдения получены воспитателями; им были выданы «Критерии агрессивности», в которых перечислены ряд поведенческих реакций ребенка и по которым можно судить об агрессивном поведении, на эти положения можно ответить либо «да» либо «нет». Далее представлен анализ данных результатов наблюдения агрессии воспитателями, контактирующими с детьми. Данная методика применялась для всех дошкольников.
Таблица 3 - Анализ результатов наблюдения за экспериментальной группой по методике: Анкета для воспитателей Критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).
Так, по данным анкетирования воспитателей видно, что 2 ребенка имеют высокий уровень агрессивности, 2 ребенка - средний, низкий уровень представлен у 1 ребенка.
Таблица 4 - Анализ результатов наблюдения за контрольной группой по методике: Анкета для воспитателей Критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).
Так, по данным анкетирования воспитателей видно, что 3 ребенка имеют высокий уровень агрессивности, 1 ребенок - средний, низкий уровень представлен у 1 ребенка. Рисунок 2 – Средние показатели уровня агрессивности детей по результатам анкетирования воспитателей (с помощью методики «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)) в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе.
Анализ результатов по методике «Кактус» М.А.Панфиловой, с целью выявления выраженной агрессивности у старших дошкольников с нарушением интеллекта. Методика проводилась индивидуально с каждым ребенком. Ребенку давалась инструкция придумать и нарисовать в горшке кактус. Во время создания ребенком рисунка фиксировались все его высказывания. При интерпретации рисунка в качестве показателей, свидетельствующих о наличии у ребенка агрессии, можно выделить следующие: • крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте; • частые иголки, расположенные по всему рисунку; • иголки острые, длинные; • промахивающиеся линии, не попадающие в одну точку. • Данные, полученные при интерпретации рисунка по перечисленным выше показателям, заносятся в таблицу, где знаком "+" обозначается наличие того или иного признака, а знаком "-" — отсутствие признака (см. таблицу 3): Таблица 5 - Анализ результатов проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования:
"+" — наличие признака "-" — отсутствие признака Таблица 6 - Анализ результатов проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в контрольной группе на констатирующем этапе исследования:
Так, по данным Таблицы видно, что среди старших дошкольников с нарушением интеллекта наличие признаков агрессивности есть у 8 детей. У них выявился повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение как враждебность, гнев; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся. Рисунок 3 – Наличие показателей агрессивности по результатам проведения проективной методики «Кактус» М. А. Панфиловой у детей контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования.
Для выявления схожести или различия в контрольной и экспериментальной группах уровня агрессивности проведен математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни. Расчет производился по формуле
Где: n1 – количество испытуемых в выборке 1 (экспериментальная или контрольная группа) n2 – количество испытуемых в выборке 2 (экспериментальная или контрольная группа) T – большая и з двух ранговых сумм nx – количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой
Uэмп > Uкр , то контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются. В данной работе были выявлены следующие результаты: Uэмп = 9,5 Uкр = 4 9,5 > 4 = Uэмп > Uкр Следовательно контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются на констатирующем этапе исследования.
В целом по данным методик, в которых участвовали дети, и наблюдений взрослых получены не совсем гармоничные данные. Если проанализировать результаты всех четырех методик, можно пронаблюдать следующую картину: из 10 воспитанников – 6 человек имеют высокий уровень агрессивного поведения, 2 ребенка склонны к агрессивному поведению (показали средний уровень агрессивности); остальные 2 детей показали достаточно низкий уровень агрессивного поведения. Рисунок 5 – Уровень склонности к агрессивному поведению детей контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования
Результаты диагностики по 3-м методикам представлены в Рисунке 5, по которому видно, что признаки агрессии встречаются у 60% детей, средние показатели – у 20 % и низкие показатели – у 20% детей. Качественный анализ результатов диагностик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребенка. Но у одних детей агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других детей активный, ярко выраженный. Агрессивное поведение можно предотвратить или уменьшить частоту его проявлений путем коррекции агрессивного поведения, изменением психосоматического состояния в ситуации проявления гнева. Все это осуществляется в процессе проведения коррекционных занятий с детьми.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.008 с.) |