Глава 1. Теоретическое изучение проблемы агрессивности у детей с нарушением интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы агрессивности у детей с нарушением интеллекта



ВВЕДЕНИЕ

Проблема агрессивного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта актуальна на сегодняшний день по ряду причин. Во-первых, данные статистики свидетельствуют об увеличении количества детей с нарушением интеллекта, во-вторых, данные о распространенности деструктивного поведения среди детей рассматриваемой категории не утешают. Эта проблема требует самого пристального внимания как в направлении разработки профилактических методов, исследования особенностей проявления агрессивного поведения у умственно отсталых детей, так и в области специфики построения профилактической и коррекционной работы.

Социальная адаптация детей с нарушением интеллекта практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения. Для профилактики серьезных нарушений поведения в подростковом и взрослом возрасте, ведущих за собой повышение колличества совершаемых преступлений, бродяжничества и других, различного рода девиаций, следует обращать внимание на развитие агрессивности у детей с нарушением интеллекта уже в дошкольном возрасте.

Проблема агрессии у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции, начиная с дошкольного детства, были рассмотрены в работах отечественных психологов Е.М. Гаспаровой, А.Д. Кошелевой, Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой, И.А. Фурманова, зарубежных авторов А. Адлера, А. Бандура, Х. Хеккаузена.

Цель исследования: определить уровень проявлений агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и возможности их коррекции и психопрофилактики.

Объект исследования - агрессивное поведение детей 5-7-летнего возраста с нарушением интеллекта.

Предмет исследования - особенности агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и их коррекция (на примере арт-терапии).

Гипотеза - учитывая специфику нарушений поведения дошкольников с умственной отсталостью и коррекционные возможности арт-терапии, выдвигается предположение, что работа по снижению уровня агрессивности в дошкольном возрасте будет выступать эффективным средством коррекции, если выбрать следующие направления работы:

-обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева;

-обучение детей навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;

-формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 133 комбинированного вида"

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта;

2. Раскрыть специфику коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением интеллекта с помощью методов арт-терапии;

3. Проанализировать особенности агрессивного поведения и их психологической коррекции в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением интеллекта;

4. Подобрать методы исследования и провести диагностику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта;

5. Реализовать программу с использованием методов арт-терапии с целью коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и оценить ее эффективность.

Методологическая основа исследования: теоретические (анализ научной литературы), эмпирические (диагностические методики исследования уровня склонности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта к агрессивному поведению: структурализированное наблюдение, анкетирование, тестирование); метод эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов: количественный метод (математическая обработка данных – U - критерий Манна-Уитни) и качественный анализ результатов исследования; метод наглядного представления результатов (таблицы и рисунки).

Теоретическая основа исследования: основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского; научные взгляды на проблему агрессии Дж. Доллардом, Л. Берковитцем, С. Розенцвейгом, Д. Уотсоном, А. Бандурой, З. Фрейдом, Э. Фроммом А. Адлером, К. Юнгом, К. Хорни, Н.Д. Левитов, Ю.М. Антонян, А.Е. Личко, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, Т.Г. Румянцева, С.А. Беличева, И.А. Фурманов, С.Н. Ениколопов, Е.В. Ольшанская, В.Т. Кондрашенко, Г.М. Миньковский, И.А. Невский и других; на роль арт-терапии в коррекционной работе (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.).

Практическая значимость: комплекс методик и результатов обследования детей с нарушением интеллекта могут быть использованы специальными психологами и олигофренопедагогами. Разработанная коррекционная программа также может быть внедрена в активную коррекционную работу в дошкольных образовательных учреждениях.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (НА ПРИМЕРЕ АРТ-ТЕРАПИИ)

Рисунок 2 – Средние показатели уровня агрессивности детей по результатам анкетирования воспитателей (с помощью методики «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)) в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе.

Анализ результатов по методике «Кактус» М.А.Панфиловой, с целью выявления выраженной агрессивности у старших дошкольников с нарушением интеллекта.

Методика проводилась индивидуально с каждым ребенком.

Ребенку давалась инструкция придумать и нарисовать в горшке кактус. Во время создания ребенком рисунка фиксировались все его высказывания.

При интерпретации рисунка в качестве показателей, свидетельствующих о наличии у ребенка агрессии, можно выделить следующие:

• крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте;

• частые иголки, расположенные по всему рисунку;

• иголки острые, длинные;

• промахивающиеся линии, не попадающие в одну точку.

• Данные, полученные при интерпретации рисунка по перечисленным выше показателям, заносятся в таблицу, где знаком "+" обозначается наличие того или иного признака, а знаком "-" — отсутствие признака (см. таблицу 3):

Таблица 5 - Анализ результатов проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования:

  Показатели агрессивности
          Общ кол-во
СГ - - - -  
СК + + - +  
ВЛ - - - +  
ГД - + - +  
ДА + + + +  
Средний результат          

 

"+" — наличие признака

"-" — отсутствие признака

Таблица 6 - Анализ результатов проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в контрольной группе на констатирующем этапе исследования:

 

  Показатели агрессивности
          Общ кол-во
ПП + - + -  
ТА - + + +  
ШЛ - - - -  
ВИ - - + +  
КД + + - +  
Средний результат         1.8

 

Так, по данным Таблицы видно, что среди старших дошкольников с нарушением интеллекта наличие признаков агрессивности есть у 8 детей. У них выявился повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение как враждебность, гнев; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

Рисунок 3 – Наличие показателей агрессивности по результатам проведения проективной методики «Кактус» М. А. Панфиловой у детей контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования.

Для выявления схожести или различия в контрольной и экспериментальной группах уровня агрессивности проведен математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Расчет производился по формуле

 

Где:

n1 – количество испытуемых в выборке 1 (экспериментальная или контрольная группа)

n2 – количество испытуемых в выборке 2 (экспериментальная или контрольная группа)

T – большая и з двух ранговых сумм

nx – количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой

 

Uэмп > Uкр , то контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются.

В данной работе были выявлены следующие результаты:

Uэмп = 9,5

Uкр = 4

9,5 > 4 = Uэмп > Uкр

Следовательно контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются на констатирующем этапе исследования.

В целом по данным методик, в которых участвовали дети, и наблюдений взрослых получены не совсем гармоничные данные.

Если проанализировать результаты всех четырех методик, можно пронаблюдать следующую картину: из 10 воспитанников – 6 человек имеют высокий уровень агрессивного поведения, 2 ребенка склонны к агрессивному поведению (показали средний уровень агрессивности); остальные 2 детей показали достаточно низкий уровень агрессивного поведения.

Рисунок 5 – Уровень склонности к агрессивному поведению детей контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования

Результаты диагностики по 3-м методикам представлены в Рисунке 5, по которому видно, что признаки агрессии встречаются у 60% детей, средние показатели – у 20 % и низкие показатели – у 20% детей.

Качественный анализ результатов диагностик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребенка. Но у одних детей агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других детей активный, ярко выраженный.

Агрессивное поведение можно предотвратить или уменьшить частоту его проявлений путем коррекции агрессивного поведения, изменением психосоматического состояния в ситуации проявления гнева. Все это осуществляется в процессе проведения коррекционных занятий с детьми.

Рисунок 7– Средние показатели уровня агрессивности детей по результатам анкетирования воспитателей (с помощью методики «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)) в контрольной и экспериментальной группе на контрольном этапе.

Рисунок 8 – Средние показатели уровня агрессивности детей по результатам анкетирования воспитателей (с помощью методики «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)) в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе.

Анализ результатов по методике «Кактус» М.А.Панфиловой, с целью выявления выраженной агрессивности у старших дошкольников с нарушением интеллекта.

Методика проводилась индивидуально с каждым ребенком.

Ребенку давалась инструкция придумать и нарисовать в горшке кактус. Во время создания ребенком рисунка фиксировались все его высказывания.

При интерпретации рисунка в качестве показателей, свидетельствующих о наличии у ребенка агрессии, можно выделить следующие:

• крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте;

• частые иголки, расположенные по всему рисунку;

• иголки острые, длинные;

• промахивающиеся линии, не попадающие в одну точку.

• Данные, полученные при интерпретации рисунка по перечисленным выше показателям, заносятся в таблицу, где знаком "+" обозначается наличие того или иного признака, а знаком "-" — отсутствие признака (см. таблицу 3):

Таблица 16 - Анализ результатов проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования:

  Показатели агрессивности
          Общ кол-во
СГ - - - -  
СК - - - +  
ВЛ - - - +  
ГД - + - -  
ДА + + - +  
Средний результат         1,4

 

"+" — наличие признака

"-" — отсутствие признака

Таблица 17 - Анализ результатов проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в контрольной группе на констатирующем этапе исследования:

 

  Показатели агрессивности
          Общ кол-во
ПП + - + -  
ТА - + + +  
ШЛ + + + -  
ВИ - - + +  
КД + + - +  
Средний результат         1.8

 

Так, по данным Таблицы видно, что среди старших дошкольников с нарушением интеллекта наличие признаков агрессивности есть у 8 детей. У них выявился повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение как враждебность, гнев; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

Рисунок 3 – Наличие показателей агрессивности по результатам проведения проективной методики «Кактус» М. А. Панфиловой у детей контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования.

Для выявления схожести или различия в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе исследования уровня агрессивности проведен математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Расчет производился по формуле

Где:

n1 – количество испытуемых в выборке 1 (экспериментальная или контрольная группа)

n2 – количество испытуемых в выборке 2 (экспериментальная или контрольная группа)

T – большая и з двух ранговых сумм

nx – количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой

 

Uэмп > Uкр , то контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются.

В данной работе были выявлены следующие результаты:

Uэмп = 3,5

Uкр = 4

3,5 < 4 = Uэмп < Uкр

Следовательно контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически различаются на контрольном этапе исследования.

Рисунок 9 – Количество показателей агрессивности детей по результатам проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе исследования.

 

Для выявления схожести или различия в экспериментальной группе на контрольном и констатирующем этапах исследования уровня агрессивности проведен математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Расчет производился по формуле

Где:

n1 – количество испытуемых в выборке 1 (экспериментальная или контрольная группа)

n2 – количество испытуемых в выборке 2 (экспериментальная или контрольная группа)

T – большая и з двух ранговых сумм

nx – количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой

 

Uэмп > Uкр , то контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются.

В данной работе были выявлены следующие результаты:

Uэмп = 4

Uкр = 4

4 = 4 = Uэмп = Uкр

Следовательно экспериментальная группа на контрольном и констатирующем этапах по уровню агрессивности статистически различаются.

Рисунок 9 – Количество показателей агрессивности детей по результатам проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе исследования.

 

 

Практическое изучение проблемы коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством арт-терапии проведено поэтапно в режиме эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).

Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования в экспериментальной и контрольной группах детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта показали повышенную склонность детей к агрессивному поведению, что посвидетельствовало о необходимости создания программы по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

С целью отслеживания эффективности коррекционной деятельности проведен формирующий этап эксперимента в экспериментальной группе дошкольников. Целью формирующего этапа является снижение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Для проверки гипотезы исследования после реализации формирующего этапа эксперимента проведен контрольный этап исследования. Целью контрольного этапа являлось выявление динамики снижения склонности к агрессивному поведению дошкольников экспериментальной группы после проведения с ними коррекционной работы средствами арт-терапевтических методик.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по исследованию уровня склонности к агрессивному поведению дошкольников с нарушением интеллекта показал, что по сравнению с началом эксперимента в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика по всем критериям исследования. Анализ результатов контрольного эксперимента показал тенденцию к снижению агрессивности и частоты проявлений агрессивного поведения дошкольников экспериментальной группы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Коррекция агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта, а главное, профилактика являются одной из самых актуальных задач современной дефектологии. К сожалению, большинство научных работ носят теоретический характер. Исследований, основанных на практическом опыте и реальных результатах, сравнительно немного.

Детская агрессивность трудно поддается коррекции, именно этот факт может создавать риск возникновения серьезных нарушений поведения на будущих этапах жизни ребенка. В то время, как главной задачей дефектологии является успешная социализация и интергация детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушением интеллекта, в общество, необходимо помнить о том, что люди с различными проявлениями девиантного поведения не смогут стать полноценным членом общества, а именно этими людьми могут стать дети с повышенной агрессивностью, без принятых коррекционных мер.

Целью данного исследования являлось: определить уровень проявлений агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и возможности их коррекции с помоью арт-терапевтических методов.

Гипотеза данного исследования - учитывая специфику нарушений поведения дошкольников с умственной отсталостью и коррекционные возможности арт-терапии, выдвигается предположение, что работа по снижению уровня агрессивности в дошкольном возрасте будет выступать эффективным средством коррекции.

В данной работе для проверки гпотезы были реализованны следующие задачи: на подготовительном этапебыл проведен теоретический анализ проблемы агрессивного поведения описанный в I главе, раскрыта специфика коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением интеллекта, проанализированы особенности агрессивного поведения и их психологической коррекции в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением интеллекта, описанные во II главе; на последующих этапах подобраны методы исследования и проведена диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, реализована коррекционная программа с использованием методов арт-терапии с целью коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и оценена ее эффективность в практических данных III главы.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по исследованию уровня склонности к агрессивному поведению дошкольников с нарушением интеллекта показал, что по сравнению с началом эксперимента в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика по всем критериям исследования. Анализ результатов контрольного эксперимента показал тенденцию к снижению агрессивности и частоты проявлений агрессивного поведения дошкольников экспериментальной группы.

Таким образом гипотеза исследования, говорящая о том, что учитывая специфику нарушений поведения дошкольников с умеренной умственной отсталостью и коррекционные возможности арт-терапии, выдвигается предположение, что работа по снижению уровня агрессивности в дошкольном возрасте будет выступать эффективным средством коррекции, была подтверждена.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акимова М.К., Козлова Т. В. – Психологическая коррекция умственного развития дошкольников. – М., 2010. – С.211-219.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном обраовании: учеб.длястуд сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений/ Е.А. Медведева, Т.А. Добровольская, И.Ю.

3. Арт-терапия / Сост. и общая редакция А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001.

4. Левченко, Л. Н. Комиссарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248с.

5. Базыма Б. А. Психология цвета. – Спб., 2015. – С.233-235.

6. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М., 2012. – 231 с.

7. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М., 2013. – 422 с.

8. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2015. -129 с.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах т.6. – М, 2014. – С.39-44.

10. Дети социального риска и их воспитание. – Спб., 2013. – 521 с.

11. Диагностика эмоционального состояния дошкольника. – Шадринск, 2013. – 318 с.

12. Диагностика и коррекционная работа с умственно отсталыми детьми. – Шадринск, 2010. – С.88-90.

13. Детская патопсихология. Хрестоматия. – М., 2014. – С.53-57.

14. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. – Практикум по креативной терапии. – Спб., 2013. – 411 с.

15. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. – Практикум по сказкотерапии. – Спб., 2010. – 128 с.

16. 3.Зинченко Е.Н. Изучение негативного поведения. – М.: «Мир», 1993. – 231 с.

17. Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб., 2010. – 123 с.

18. Комплексная практика в ДОУ для детей с отклонениями в развитии: Учебно-методическое пособие для студентов факультета коррекционной педагогики и психологии, работников психологической службы и системы специальной психологической помощи. / Составитель О.С. Назаревич. – Шадринск, 2015. – С.44-49.

19. Лазарева В.А. Принципы психокоррекционной работы с детьми с интеллектуальным недоразвитием, лишенными родительского попечения// Специальная психология,-2014.- №2 – 18 с.

20. Лаут Т. В. Коррекция поведения детей и подростков: практическое руководство. – М., 2015. -411 с.

21. Маллер А. П. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М. 2012. – С.45-49.

22. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1975.

23. Немов Р.С. Психология 1 Т. – М.: «Владос», 1995. – 433 с.

24. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. - Москва, 1996.

25. Остер Дж., Гаулд П., Рисунок в психотерапии.- Москва, 2000.

26. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. Беличевой С.А., Раскина В.Н. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1998., С.210

27. Паренс Г. Агрессия наших детей. - Москва, 1997.

28. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. - Волгоград, 2009.

29. Психология человеческой агрессивности. - Спб, 1997.

30. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р.Корсина, А.А. Ауэрбаха. - Спб, 2006.

31. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития/ Сост. В. М. Астапов. – Спб., 2011.

32. Психотерапия детей и подростков/ Под ред. Х. Ремшмидта – М., 2010. – 234 с.

33. Протасова Л., Гилева, Т. «Творческая гостиная»: Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения / Л. Протасова, Т. Гилева // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2006. № 15. С. 32 – 39.

34. Романова Е.С., Потемкин О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992. - 256с.

35. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // ВП. 1992. № 5-6.

36. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // ВП. 1991. № 1.

37. Рудякова О. Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми / О. Рудякова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2006. № 9. С. 14 – 15.

38. Рыбакова С.Г. Арт-терапия как способ социальной адаптации / С.Г. Рыбакова // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса: материалы всерос. науч.-практ. конф., 27 28 ноября 2003 г. Чебоксары, 2004. С. 25 – 29.

39. Сакович Н. «Я» в фокусе / Н. Сакович // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2005. № 22. С. 11 – 13.

40. Сакович Н. Достоинства песочной терапии // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2007. № 3. С. 26 – 27.

41. Сенчищева М. В. Арт-терапия как средство исследования образа цели / М. В. Сенчищева // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума Чебоксары, 2004. С. 82 – 85.

42. Сенчищева М. Арт-терапия / М. Сенчищева // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2006. № 7. С. 46 – 47.

43. Сергеева Н. Ю. Арт-педагогика: радость самовыражения: учебно-методическое пособие / Н. Сергеева. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2003. – 100 с.

44. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // ВП. 2002. № 1.

45. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2001. – 750 с.

46. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. – М.: «Академия», 1996. – 123 с.

47. Сушенцева Д.Б. Арт-терапия и арт-педагогика в системе образования / Сушенцева Д.Б. // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума Чебоксары, 2004. С. 74 – 76.

48. Терминологический глоссарий основных терминов динамической психиатрии. Под ред. В.А. Шаповаловой – М.: «Академия», 1996. – 123 с.

49. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Плэйт», 2001, с. 12 – 17

50. Рубинштейн СЯ. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. Гл. 2. С. 329.

51. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. С.-Пб., 1997.

52. Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность — Ярославль: Академия развития, 2003. — 160 с.

53. Шипицина Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе.– СПб: Изд-во "Дидактика Плюс", 2002.

54. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. – М.: ИНП, 2003. – 479 с.

55. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.

56. Юрчук В.В. Краткий психологический словарь. – М.: «Просвещение», 1996. – 277 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

План-конспект индивидуального занятия с дефектологом

Занятие №1

Декабрь 1 неделя

Время проведения: 15 минут

Тема: «В гостях у сказки»

Цель: Создание благоприятной атмосферы, настрой на совместную работу, усиление внимания к чувствам, усиление осознания, установление позитивного эмоционального контакта с детьми.

Тип: вводное занятие.

Задачи занятия:

Образовательные: обучатьвладению приемами устной, монологической и диалогической речи;

Воспитательные: формироватьнравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения, мотивацию и интерес к занятиям

Развивающие: развитие речи, мышления, сенсорной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно - мотивационной областей; развитие способности наблюдать, делать выводы.

Средства: дидактический материал и наглядные пособия (игрушки в виде героев сказки (Зайчик, Волчонок, Мальчик), компакт-диск с аудиоматериалом (А. Бородин - Ноктюрн из Струнного квартета; Ф. Шопен - Ноктюрны Фа мажор, Ре бемоль мажор, Этюд Ми мажор, крайние части; Ф. Шуберт - “Аве Мария”; К. Сен-Санс - “Лебедь”), сказка “О том, как злой волчонок добрым стал”.

План занятия:

Организационный момент

Релаксация

Чтение сказки с использованием игрушек

Обсуждение сказки с ребенком

Рефлексия

 

Продолжение приложения Б

Ритуал прощания.

Ход урока:

Организационный момент:

- Здравствуй, Сёма, как твое настроение? Чем сегодня занимался?

Релаксация

Предлагаем ребенку присесть на пуфик, и включаем музыку для того тобы настроить ребенка на спокойный лад. Аудиоматериал: А. Бородин - Ноктюрн из Струнного квартета; Ф. Шопен - Ноктюрны Фа мажор)

Чтение сказки с использованием игрушек

Во время проигрывания сказки играют следующие композиции (Ф. Шуберт - “Аве Мария”; К. Сен-Санс - “Лебедь”)

- Сегодня к нам пришли в гости Зайчишка и Волчонок, они очень хорошие друзья.

- Сейчас я расскажу тебе сказку, а ты внимательно послушай.

Текст сказки:

Жил был Волчонок, и было ему очень одиноко, много грустил он, да и друзей у него совсем не было. А все потому что Волчонок часто грубил и дрался.

Как то раз шел Волчонок по лесу и увидел Зайчика с целой корзиной ягод, Зайчик очень торопился и случайно рассыпал все ягодки из своей корзинки.

- Волчонок, помоги мне собрать ягодки, я очень тороплюсь.

- Еще чего, ответил Волчонок, ты чего Зайчик, не боишься меня? Сейчас как стукну тебя.

Зайчик забоялся и спрятался за дерево. Мимо шел медвежонок, увидел Зайчика и спросил:

- Ты чего трясешься?

- Я рассыпал в ягодки из корзинки, и Волченок меня напугал, а я просто хотел попросит помощи.

- Пойдем, я тебе помогу

 

Продолжение приложения Б

Медвежонок помог Зайке собрать ягодки в корзину, а Волченок все видел и не понимал:

- Почему это Медвежонок Зайке помогает?

Медвежонок сказал Зайке:

- Ну вот, а Волченок этот злой, ему бы только в драку лезть.

- Нет, Волченок не злой, он просто такой вредный, потому что у него друзей нет.

Услышал это все Волченок, и понял, что с ним никто дружить не хочет, потому что он так себя ведет. Зайчик крикнул Волченку:

- Волченок, давай дружить!

- Давай!

С тех пор Волченок больше никого не обижал, и с Зайчиком они стали лучишими друзьями.

Обсуждение сказки с ребенком, рефлексия:

- Понравилась тебе сказка?

- Почему у Волченка друзей не было?

- Почему Зайчик предложил дружить Волченку?

Ритуал прощания

Релаксация

Протянуть руки вверх. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

 

Продолжение приложения Б

План-конспект индивидуального занятия с дефектологом

Занятие №2

Декабрь 2 неделя

Время проведения: 15 минут

Тема: «Волшебный сундучок»

Цель: Коррекция коммуникативной функции.

Тип: коррекционное занятие.

Задачи занятия:

Коррекционные: Расширение сферы чувств и переживаний; Способствовать расширению поведенческого репертуара детей.

Образовательные: обучатьвладению изобразительными навыками

Воспитательные: формироватьнравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения, мотивацию и интерес к занятиям

Развивающие: развитие мышления, сенсорной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно - мотивационной областей; развитие мелкой моторики.

Средства: Лист бумаги, цветные карандаши 36 штук, дидактический материал и наглядные пособия Волшебный сундучок, компакт-диск с аудиоматериалом (Радость - Дмитрий Шостакович - Праздничная увертюра; Ференц Лист - финалы венгерских рапсодий №6, 10, 11; В. Моцарт - Маленькая ночная серенада (I и IV); Спокойствие - Александр Порфрьевич Бородин - Ноктюрн из Струнного квартета; Фредерик Шопен - Ноктюрны Фа мажор, Ре бемоль мажор, Этюд Ми мажор, крайние части; Франц Шуберт - “Аве Мария”; К. Сен-Санс - “Лебедь”, Гнев - Ф. Шопен - Этюды №12, 23, 24, Скерцо №1, А. Скрябин - Этюд №6; П. Чайковский - Увертюра “Буря”, Роберт Шуман - “Порыв” Л. Бетховен - финалы сонат №14, 23),

План занятия:

1. Организационный момент

2. Релаксация

3. Прослушивание музыкальных композиций

 

Продолжение приложения Б

4. Процесс музыкорисования

5. Рефлексия

6. Ритуал прощания.

Ход урока:

Организационный момент:

- Здравствуй, Сёма, как твое настроение? Чем сегодня занимался?

Релаксация

Предлагаем ребенку присесть на пуфик, и включаем музыку для того тобы настроить ребенка на спокойный лад. Аудиоматериал: А. Бородин - Ноктюрн из Струнного квартета; Ф. Шопен - Ноктюрны Фа мажор)

Прослушивание музыкальных композиций:

- У меня есть волшебный сундучок. В нем лежат волшебные карточки. Вытягивай по одной и узнаем, что же произойдет.

Ребенок вытягиват карточки, и в соответствии с цветом карточки играет определенная композиция:

Желтый - Радость - В. Моцарт - Маленькая ночная серенада (I и IV);

Синий - Спокойствие - Франц Шуберт - “Аве Мария”;

Красный - Гнев - Ф. Шопен - Этюды №12,

Процесс музыкорисования

Повторяется процесс вытягивания карточек, но теперь ребенку предлагается нарисовать рисунок, слушая музыку, рисунок на свободную тематику.

Желтый - Радость - В. Моцарт - Маленькая ночная серенада (IV),

Синий - Спокойствие - Фредерик Шопен - Ноктюрн Ре бемоль мажор,

Красный - Гнев - Скрябин - Этюд №6.

Ритуал прощания играет композиция - К. Сен-Санс - “Лебедь”

Релаксация

Протянуть руки вверх. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

 

 

Продолжение приложения Б

План-конспект индивидуального занятия с дефектологом

Занятие №3

Декабрь 3 неделя

Время проведения: 15 минут

Тема: «Волшебный лес»

Цель: Коррекция психоэмоционального состояния ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.185 с.)