Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеллект, определение, понятие, функции

Поиск

Интеллект, определение, понятие, функции

Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. В понимании его сущности мнения психологов расходятся. Трудности возникают даже при самом определении интеллекта. Вот некоторые из определений:

1)Интеллект - это способность к мышлению.
2)Интеллект - это вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели.
3)Интеллект - это целостная характеристика познавательных процессов человека.
Обобщенное определение может иметь такой вид: Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.

Функции интеллекта:

1. Способность к восприятию информации;
2. Способность к генерализации информации;
3. Способность к анализу информации;
4. Способность к синтезу информации;
5. Способность к прогнозированию изменения информации;
6. Способность к изменению (адаптации) этих способностей;

Виды нарушений интеллекта.

В клинической психиатрии принято выделять две основные формы интеллектуальных нарушений: умственную отсталость (олигофрению) как разновидность дизонтогенеза и деменцию. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Деменция представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных функций.

Умственная отсталость – это совокупность этиологически – различных, наследственных, врождённых или раннеприобретённых, стойких, непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации, главным образом, из-за преобладающего интеллектуального дефекта.

Классификация умственной отсталости в МКБ-10:

1. Умственная отсталость лёгкой степени - Ф70

2. Умственная отсталость умеренной степени – Ф71

3. Умственная отсталость тяжёлой степени – Ф72

4. Умственная отсталость глубокой степени – Ф73.

Деменция – это обеднение психической деятельности, с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, эмоциональным исхуданием, снижением группы интересов, присущих ранее индивидуальных черт.

Признаки и симптомы

Деменция по-разному поражает людей – это зависит от воздействия болезни и от индивидуальных особенностей человека перед заболеванием. Признаки и симптомы, связанные с деменцией, проходят три стадии развития.

Ранняя стадия: ранняя стадия деменции часто остается незамеченной, так как развивается постепенно. Общие симптомы включают: забывчивость; потерю счета времени; нарушение ориентации в знакомой местности.

Средняя стадия: по мере прогрессирования деменции к средней стадии признаки и симптомы становятся более явными и все более суживающими возможности. Они включают: забывчивость в отношении недавних событий и имен людей; нарушение ориентации дома; возрастающие трудности в общении; потребность в помощи для ухода за собой; поведенческие трудности, включая бесцельное хождение и задавание одних и тех же вопросов.

Поздняя стадия: на поздней стадии деменции развивается почти полная зависимость и пассивность. Нарушения памяти становятся значительными, а физические признаки и симптомы более очевидными. Симптомы включают: потерю ориентации во времени и пространстве; трудности в узнавании родственников и друзей; возрастающую потребность в помощи для ухода за собой; трудности в передвижении; поведенческие изменения, которые могут усугубляться и включать агрессивность.

Умственная отсталость, понятие, виды

Умственная отсталость – это совокупность этиологически – различных, наследственных, врождённых или раннеприобретённых, стойких, непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации, главным образом, из-за преобладающего интеллектуального дефекта.

Виды:

· Практически (помогает в быту)

· Концептуальный (горе о тума)

· Социальный

Классификации интеллектуальной недостаточности

 

Эскероля:

· По степени выраженности интеллектуального дефекта

· По степени выраженности речи

Этиогенетические

Этиопатогенетические – это классификация созданная в целях социального педагогического прогноза, они делят умственную отсталость на основе способности обучения и социальной адаптации.

 

По особенностям эмоционального проявления

Основанные на клинических и биологических признаках

 

 

Первая классификация умственной отсталости по Филиппу Пиннелю

 

1. Состояние близкое к животному, характеризующееся полной дикостью, отсутствием всех чувств, вплоть до физических потребностей;

2. Состояние, при котором имеются некоторые понятия и физические потребности;

3. Глупость — состояние, при котором в какой-то степени имеются разум и речь;

4. Имебецилизм — состояние, при котором у субъекта наблюдается постепенное ухудшение некогда имевшегося разума.

 

Первая классификацию по степени выраженности интеллектуально интелекта выделяет 3 группы.

 

По Эскиролю:

идиотия — это врожденное состояние,

умственная отсталость — приобретенное,

имбецильность может быть и врожденной, и приобретенной.

 

Эскироль также систематизировал слабоумных на основании одного их ведущих симптомов — степени развития речи:

Имбецильники 1-ой степени,(имеющие свободную и понимаемую речь);

2-ой степени, (имеющие понимаемую речь и ограниченный запас слов);

Идиоты 1-ой степени,(пользующиеся короткими словами и фразами);

Идиоты 2-ой степени,(пользующиеся только односложными словами и выкриками);

Идиоты 3-ей степени,(не обладающие речью).

Умственная отсталость тератогенного происхождения

Умственная отсталость, связанная с травмой головного мозга

Снижение интеллекта при синдроме Дауна.

Синдро́м Да́уна (трисомия по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями.

Английский врач Джон Лэнгдон Даун первый в 1862 году описал и охарактеризовал синдром, впоследствии названный его именем, как форму психического расстройства.

Синдром Дауна не является редкой патологией — в среднем наблюдается один случай на 700 родов. У обоих полов аномалия встречается с одинаковой частотой.

Возраст матери влияет на шансы зачатия ребёнка с синдромом Дауна. Если матери от 20 до 24, вероятность этого 1 к 1562, если матери от 35 до 39, то 1 к 214, а в возрасте старше 45, вероятность 1 к 19. Хоть вероятность и увеличивается с возрастом матери, 80 % детей с данным синдромом рождаются у женщин в возрасте до 35 лет. Это объясняется более высокой рождаемостью в данной возрастной группе. По последним данным отцовский возраст, особенно если старше 42 лет, также увеличивает риск синдрома.

Синдром Дауна — хромосомная патология, характеризующаяся наличием дополнительных копий генетического материала по 21-й хромосоме, либо полностью (трисомия), либо частично (например, за счёт транслокации).

Трисомия 21-й хромосомы в 95 % случаев является причиной возникновения синдрома Дауна, и в 88 % случаев из-за нерасхождения материнских гамет и в 8 % — мужских.

При мозаицизме нерасхождение возникает в клетке зародыша на ранних стадиях его развития, в результате чего нарушение кариотипа затрагивает только некоторые ткани и органы. Данный вариант развития синдрома Дауна называется «мозаичный синдром Дауна» (46, XX/47, XX, 21). Данная форма синдрома является как правило более лёгкой (в зависимости от обширности изменённых тканей и их расположения в организме), однако более трудна для пренатальной диагностики. По данному типу синдром появляется в 1—2 % случаев.

Микроцефалия. Краниостеноз.

Одна из самых частых аномалий при тяжелых степенях умственной отсталости (3-10%). Микроцефалия отмечается при болезни Дауна, болезни Тея—Сакса, фенилкетонурии и других заболеваниях. Частота всех случаев в популяции — 1: 2000. Истинная микроцефалия, будучи наследственной аномалией, встречается реже — 1: 25 000.

Клиника. Для синдрома характерно симметричное уменьшение че­репа не менее чем на три стандартных отклонения при нормальном или незначительно уменьшенном лице и уплощенном лбе. Уши увели­чены, нос удлинен, косоглазие.

Умственная отсталость тяжелой степени (реже легкой) — обязатель­ный признак синдрома.

Патогенез. Микроцефалия — заболевание, в основе которого раз­личные причины. Это могут быть аутосомно-рецессивные гены и по­лигенные комплексы, вызывающие семейную микроцефалию.

Краниостеноз – преждевременное заращение одного или всех черепных швов, приводящее к ограниченному объему черепной коробки, что способствует повышению внутричерепного давления. заболевание характеризуется также различными деформациями черепа. Данная патология встречается примерно один раз на тысячу новорожденных, причем чаще страдают младенцы мужского пол.

Краниостеноз классифицируется на скафоцефалию — сращение сагиттального шва, приводит к увеличению черепа в передне-заднем диаметре; брахицефалия — сращение венечного и ламбовидного швов, характеризуется увеличением черепа в поперечном диаметре; тригоноцефалия — сращение метопических швов, что приводит к треугольным выпячиванием черепа в области лба.

Этиопатогенез Краниостеноза.

Заболевание обусловлено наследственностью и перенесенными внутриутробно заболеваниями. Основной причиной является неправильная закладка костной ткани в период эмбрионального развития. Заращение швов возможно как в пренатальный период – тогда наблюдается сильная деформация черепа. так и в постнатальный период.

Клиническая картина Краниостеноза.

У больных краниостенозом отмечаются сильные головные боли, рвота. постоянная тошнота, внутричерепное давление существенно повышено. Возможны судороги, экзофтальм. задержка умственного развития, а так же симптомы менингита и психические расстройства.

Диагноз Краниостеноза.

Диагностические исследования, такие как рентген и томография, позволяют установить точный диагноз в кратчайшие сроки. Краниостеноз необходимо дифференцировать от микроцефалии.

Лечение Краниостеноза.

На ранней стадии заболевание показано проведение хирургических операций по увеличению объема черепа. Своевременно проведенное лечение позволяет полностью восстановить нормальную функцию мозга и избавиться от всех симптомов заболевания.

Расстройства мышления

Расстройства мышления — первейший признак умственной отсталости.

Снижение уровня обобщения. Умственно отсталые индивиды мыслят конкретно, т. е. остаются во власти единичных наглядных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное. Они скорее вспоминают, чем размышляют. Предметы ими группируются на основе второстепенных признаков. Этот тип нарушения мышления выявляется также методом «четвертый лишний».

Не понимают, что в пословице два смысла. Затруднен анализ решение задач. При сравнении предметов отсталым субъектам легче установить различия, чем уловить сходство. В процессе обучения слабость обобщений проявляется в плохом усваивании правил и общих понятий. Дети способны заучить правила наизусть, но не понимают смысла и не могут применить на практике. Умственно отсталые индивиды не умеют абстрагироваться от конкретных деталей.

Недоразвитие высших форм мышления — «первое и наиболее частое осложнение, возникающее как вторичный синдром при умственной отсталости», но осложнение, возникающее не обязательно. Нарушение динамики мыслительные деятельности проявляются в форме лабильности и инертности мышления

Инертность мышления, затрудненность переключения с одной мысли на другую, т. е. вязкость, своеобразное резонерство, проявляется в обстоятельности и излишней детализации.

Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления характерно для умственно отсталых лиц, у которых, как правило, отсутствует мотив действия. мышление становится не только поверхностным и незавершенным, но и перестает быть регулятором поведения.

Разноплановость мышления, т. е. протекание суждений в разных руслах, обнаруживается у некоторых умственно отсталых субъектов, которые при выполнении классификаций используют то свойства предметов, то личные вкусы и установки.

Нарушение критичности мышления (отсутствие контроля своих действий и коррекции допущенных ошибок) — постоянная характеристика умственно отсталых субъектов, которые не умеют оценивать работу, взвешивать за и против.

Слабость регулирующей роли мышления у индивидов с психическим недоразвитием возникает, в частности, в связи с тем, что они не умеют пользоваться в случае необходимости уже усвоенными умственными действиями. Редко замечают свои ошибки. Они даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными.

Нарушения речи

Нарушения речи у умственно отсталых лиц встречаются часто (40— 60%). Они проявляются в форме немоты, ограничения речи несколькими словами, косноязычия вследствие деформации органов речи (расщепление неба), косноязычия при нарушенном слухе, косноязычия при позднем развитии речи, косноязычия, связанного с заикания или речи, лишенной выразительности.При легкой умственной отсталости отмечается значительное запаздывание развития речи. Однако степень исправления речи зависит от обучения и воспитания.

Двигательный навык речи и слуховое различение звуков, возникает в 3-4 года.

Недоразвитие речи может быть обусловлено медленно формирующимися и нестойкими дифференцировочными условными связями в области слухового анализатора.

Звуки речи воспринимаются неразделенно.

Нередко нарушается формирование фонематического слуха. Уже выделенные и знакомые слова воспринимаются нечетко. Плохо различаются звуки, особенно согласные. В связи с этим при произнесении ими слов происходит замена одних звуков другими. Это также затрудняет написание слов. Из-за плохого различения окончания слов страдает освоение грамматических форм. У них также замедлено развитие артикуляции — всего комплекса движений ротовой, горловой и голосовой мускулатуры, необходимых для произнесения слов.

У умственно отсталых малышей первые слова появляются лишь в 2-3 года, короткие и аграмматичные фразы — к 5-6 годам. У умственно отсталых школьников имеется явное недоразвитие речи. Их словарный запас очень беден. Особенно плохо формируется активный словарь.

Таким образом, легко умственно отсталые дети приобретают элементарные речевые навыки с задержкой, но большинство из них овладевают способностью использовать речь в повседневных целях и поддерживать беседу.

Расстройство памяти.

Основные нарушения памяти: непрочность сохранения, неточность воспроизведения. Долго усваивают новое, после многих повторений.

Нарушается опосредованная память. Неэффективная переработка и отбор материала подлежащего запоминанию.

Дети не могут выделить существенные признаки запоминаемого слова.

При обучении у детей улучшается опосредованное запоминание.

Умственно отсталые дети плохо запоминают материал, лучше запоминают признаки материала.

Нарушается мотивационный компонент памяти. Дети не могут целенаправленно заучивать и припоминать. Запоминают то, что им интересно.

Расстройства эйдетической памяти (воспроизведение следов воспроизводимого). Не понимает и не способен рассказать про что в материале.

Больше всего страдает логически-опосредованное запоминание.

Механическая память оказывается сохранной. Запоминание обычно механическое, обусловленное внешним признаком предмета.

 

Расстройства чувств

Чувства умственно отсталых детей незрелы, недостаточно дифференцированы: тонкие оттенки чувств им недоступны, они могут только испытывать удовольствие и неудовольствие. Умственно отсталые дети различаются и по характеру чувств: одни поверхностно переживают все жизненные события, а другие отличаются большой инертностью переживаний, застреваемостью на каких-либо незначительных событиях.

Эмоции умственно отсталого индивида часто бывают неадекватными. Они высоко оценивают лишь тех, кто приятен, или то, что доставляет удовольствие.

По мере развития личности ребенка чувства меняються.

Слабость мысли тормозит формирование этих высших чувств.

У многих умственно отсталых лиц обнаруживаются болезненные проявления чувств: у одних — слабодушие с вспышками раздражительности; у других — дисфории. В более редких случаях могут наблюдаться немотивированное повышенное настроение или апатия, нежелание двигаться, потеря детских интересов и привязанностей.

Волевые расстройства

Воля у умственно отсталых лиц характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями. Они откладывают самые неотложные дела, например, срочную починку одежды.

Для умственно отсталых лиц характерны несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям или воздействиям, которые сочетаются с волевыми нарушениями противоположного типа.

умственно отсталые лица внушаемы, некритично воспринимают указания и советы окружающих людей. Их легко подговорить обидеть близкого или слабого человека, сломать нужную вещь и т. д. Наряду с этим могут проявить необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление разумным доводам, сделать наперекор тому, о чем их просят.

Эти контрасты проявлений воли — выражение незрелости личности, недоразвитие духовных потребностей.

Мотивы учебных, трудовых и других действий умственно отсталого индивида заданы взрослыми людьми, но они не превращаются в собственные действенные мотивы.

Незрелость личности, неразвитость самообладания и разумной переработки текущих внешних впечатлений приводит к обилию импульсий примитивных, непосредственных реакций на внешние воздействия. Ребенок хватает приглянувшуюся ему вещь, не задумываясь о последствиях.

Отсутствие самостоятельной личностной переработки этих воздействий.

Личность умственно отсталого ребенка формируется на основе усв-ения им общественных форм сознания и поведения.

Несамостоятельность с годами, по мере приобретения жизненного и трудового опыта становится менее выраженной. Гипобулия —появляеться вследствии отсутствия мотивации.

Формирование самооценки

Самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, собственной деятельности и собственной оценки ее результатов. При столкновении положительной оценки в семье и отрицательной, например в детском саду, у ребенка возникают обидчивость, упрямство, драчливость т. д. Эти формы поведения становятся чертами личности, если такая ситуация продолжается длительное время. Отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребенка избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности в себе.

Недоразвитие психомоторики

Обычно у умственно отсталых лиц имеется недоразвитие психомо­торики, проявляющееся в замедлении темпа развития двигательных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности по­следовательных движений, в двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сфор­мированы тонкие и точные движения, жестикуляция и мимика.

Школьная успеваемость

Большие затруднения наблюдаются в сфере школьной успеваемости, особенные трудности при овладении чтением и письмом. Тем не менее именно обучение способствует развитию навыков и выявлению компенсаторных возможностей.

При благоприятных обстоятельствах легко умственно отсталый подросток способен овладеть профессиями, требующими способностей к практической деятельности, т. е. неквалифицированным и полуквалифицированным ручным трудом (маляра, слесаря, швеи, картонажницы и т. д.).

Расстройства внимания

У всех нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Крайне слабое активное внимание препятствует достижению поставленной цели. При благоприятных условиях его удается значительно улучшить, можно добиться более активного включения в занятия с воспитателем, переключения в процессе выполнения освоенной деятельности.

Расстройства мышления

У умеренно умственно отсталых субъектов запас сведений и представлений весьма ограничен. Они с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у них конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие наглядного мышления. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено самыми элементарными обобщениями. Их можно научить группировать одежду, животных и т. д. Устанавливать различия им удается только на конкретных предметах. Они не способны оперировать отвлеченными понятиями. лица не умеют анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса, целенаправленного поиска. Их затрудняет установление связей между отдельными звеньями задачи. Из-за этого отсутствует целенаправленность, быстрота и точность реакций, пере-ключаемость с одного действия на другое, не развит самоконтроль.

Некоторые умеренно умственно отсталые дети усваивают все буквы, сливают их в слоги и читают даже короткие тексты. Осмысление прочитанного текста, как правило, выше их возможностей.

Нарушения речи

У этих детей медленно, запаздывая на 3—5 лет, развиваются понимание и использование речи, а окончательное ее формирование ограниченно. Развитие речи обычно соответствует степени умственной отсталости. При этом ребенок понимает речь собеседника весьма ограниченно, удовлетворительно улавливая интонации, жесты и мимические движения. В дальнейшем, в особенности под влиянием педагогов, происходит развитие речи, однако ее понимание в конечном итоге определяется личным опытом. Экспрессивная речь ограничивается отдельными словами или короткими предложениями. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений. Произносительная сторона речи дефектна, речь почти лишена модуляций, имеются выраженное косноязычие, нарушения структуры многих слов и аграмматизмы. У 20% умеренно умственно отсталых детей речь не появляется вовсе, что связывают с поражением речевых зон коры головного мозга.

Расстройства памяти

Память развита недостаточно. Ее объем мал, однако к подростковому возрасту он может увеличиваться, достигая уровня, имеющегося у легко отсталых детей. Долговременная память совершенствуется лучше кратковременной. При воспроизведении запечатленного материала часто возникают искажения. Нарушено произвольное запоминание. Страдает как логическая, так и механическая память. Дети с умеренной ум-ственной отсталостью по программе коррекционной школы (8-го вида) необучаемы. Незначительная их часть, главным образом за счет неплохой механической памяти, осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и элементарного счета. Образовательные программы (в специальных классах коррекционных школ или интернатах) мо-гут дать им возможность для развития своего ограниченного потенциала и расширения круга навыков самообслуживания и ориентировки в ближайшем окружении. С трудом освоенные знания обычно применяются механически, как заученные штампы. В результате обучения посредством наглядного многократного показа с постепенным усложнением задания в течение нескольких лет удается подготовить подростков к труду и жизни в трудовом коллективе. Помимо уроков труда приходится закреплять навыки чтения и счета, связанные с трудовыми процессами. Введение уроков социальной адаптации, воспроизводящих наиболее часто встречающиеся жизненные ситуации, облегчают их аби-литацию (Гаубрих Н. Ю., Кузьмицкая М. И., 1975). Умеренно умственно отсталые взрослые, спокойные и поддающиеся руководству, обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий, постоянном наблюдении и указаниях инструктора. Самостоятельная трудовая деятельность им не доступна.

Расстройства внимания

Внимание всегда серьезно нарушено: иногда оно не привлекается вовсе, а если это удается сделать, то оно малоустойчиво. Активное внимание может отсутствовать. В младшем возрасте внимание части детей иногда удается привлечь, но только яркими предметами, да и то на очень короткий срок.

Расстройства чувств

У тяжело умственно отсталых часто встречаются аномалии развития органов чувств. У подавляющего большинства имеются функциональные расстройства анализаторов. Так, при различении нескольких предметов по цвету они могут справиться с заданием. Со многими же предметами (10—12) это им не удается. Цвета они путают так, будто не знакомы с ними. Это показатель неумения перерабатывать поступающую информацию.

Нарушения восприятия

Восприятие тяжело умственно отсталых отличается глобальностью и поверхностностью. Окружающие предметы воспринимаются и различаются удовлетворительно. Незнакомые явления не вызывают ориентировочной деятельности, необходимой для более точного восприятия и сравнения его с известными объектами. Недифференцированность восприятия приводит к отсутствию анализа, сравнения, применения действий для улучшения восприятия. Деятельность становится беспорядочной и неосмысленной.

Недоразвитие памяти

Память тяжело умственно отсталых детей отличается очень малым объемом и постоянными искажениями при воспроизведении запечатленного материала. Преобладающее развитие механической памяти, так называемой частичной памяти на события, места, числа, в сравнении с очень плохой логической встречается нечасто.

Препятствия в освоении отдельных элементов трудовой деятельности находятся в связи с отсутствием мотивации, очень низким уровнем познавательных возможностей, затруднениями в организации деятельности и очень часто с грубыми расстройствами моторики. С большими сложностями, осмыслив задание, с трудом овладев навыком, часто не могут применить его даже в привычной ситуации.

Типичные черты личности тяжело умственно отсталых лиц — отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всему, что находится в пределах видимости. Все они отличаются большой инертностью и тугоподвижностью психики, с трудом переключаются на что-то новое, охотно подражают другим, повторяют старые заученные штампы.

Эмоциональные реакции характеризуются однообразием и недифференцированностью. Они могут быть вспыльчивыми и агрессивными. Им свойственна тугоподвижность эмоциональных реакций.

Умственной отсталости.

Интеллект, определение, понятие, функции

Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. В понимании его сущности мнения психологов расходятся. Трудности возникают даже при самом определении интеллекта. Вот некоторые из определений:

1)Интеллект - это способность к мышлению.
2)Интеллект - это вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели.
3)Интеллект - это целостная характеристика познавательных процессов человека.
Обобщенное определение может иметь такой вид: Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.

Функции интеллекта:

1. Способность к восприятию информации;
2. Способность к генерализации информации;
3. Способность к анализу информации;
4. Способность к синтезу информации;
5. Способность к прогнозированию изменения информации;
6. Способность к изменению (адаптации) этих способностей;

Виды нарушений интеллекта.

В клинической психиатрии принято выделять две основные формы интеллектуальных нарушений: умственную отсталость (олигофрению) как разновидность дизонтогенеза и деменцию. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Деменция представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных функций.

Умственная отсталость – это совокупность этиологически – различных, наследственных, врождённых или раннеприобретённых, стойких, непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации, главным образом, из-за преобладающего интеллектуального дефекта.

Классификация умственной отсталости в МКБ-10:

1. Умственная отсталость лёгкой степени - Ф70

2. Умственная отсталость умеренной степени – Ф71

3. Умственная отсталость тяжёлой степени – Ф72

4. Умственная отсталость глубокой степени – Ф73.

Деменция – это обеднение психической деятельности, с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, эмоциональным исхуданием, снижением группы интересов, присущих ранее индивидуальных черт.

Признаки и симптомы

Деменция по-разному поражает людей – это зависит от воздействия болезни и от индивидуальных особенностей человека перед заболеванием. Признаки и симптомы, связанные с деменцией, проходят три стадии развития.

Ранняя стадия: ранняя стадия деменции часто остается незамеченной, так как развивается постепенно. Общие симптомы включают: забывчивость; потерю счета времени; нарушение ориентации в знакомой местности.

Средняя стадия: по мере прогрессирования деменции к средней стадии признаки и симптомы становятся более явными и все более суживающими возможности. Они включают: забывчивость в отношении недавних событий и имен людей; нарушение ориентации дома; возрастающие трудности в общении; потребность в помощи для ухода за собой; поведенческие трудности, включая бесцельное хождение и задавание одних и тех же вопросов.

Поздняя стадия: на поздней стадии деменции развивается почти полная зависимость и пассивность. Нарушения памяти становятся значительными, а физические признаки и симптомы более очевидными. Симптомы включают: потерю ориентации во времени и пространстве; трудности в узнавании родственников и друзей; возрастающую потребность в помощи для ухода за собой; трудности в передвижении; поведенческие изменения, которые могут усугубляться и включать агрессивность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 2250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.161 (0.014 с.)