Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитания детей Иркутской области↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Иркутской области (проект) Иркутск, 2013 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Модернизация российского общества требует развития человеческого потенциала, генерации нового поколения россиян: людей с новым мышлением, современным стилем поведения и новой мотивацией, способных жить и работать в условиях все более усложняющихся общественных, экономических и политических отношений. Успешное становление такого человека, его личности происходит в конкретной социокультурной среде, в рамках исторического и социального контекста мирового, регионального и локально-территориального развития, которое сопровождается глобализационными процессами: возрастающей взаимосвязью, сближением разных стран и народов, массовой миграцией населения, нарастающими масштабами созидательной материально-предметной и духовной деятельности современного общества, его информатизацией и всевозрастающими коммуникационными процессами. Бурное развитие научно-технической революции, новые формы освоения природы, создание новых технологий является также неотъемлемыми характеристиками современного мира. Интеграция России в общемировое пространство, реформирование ее социально-экономической и политической сферы, переход к рыночным отношениям, помимо позитивных перемен, оказали деструктивное воздействие на общественную нравственность, гражданское самосознание, социальную сферу жизни. Произошла духовная дезинтеграция общества, девальвировались ценности старшего поколения, жизненные ориентиры молодежи оказались размытыми. Преобразование России и развитие её граждан неразрывно связано с усовершенствованием институтов управления, в своей деятельности опирающихся на общественно одобряемую систему ценностей. Диктуется необходимость осуществления мер, направленных на морально-нравственное оздоровление общества, объединение россиян в единую историческо-культурную и социальную общность. Ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны отводится образованию. Проблемы воспитания подрастающего поколения находятся под пристальным вниманием руководителей нашего государства и правительства. В.В. Путин утверждает: «Если мы не восстановим базовые ценности, то никакие экономические меры не принесут результата». В Иркутской области на начало 2012 года проживало 517 874 детей в возрасте от 0 до 18 лет. Структура населения региона по возрасту характеризуется более высокой долей детей и подростков – 19 %, чем в среднем по Российской Федерации (16%) и по Сибирскому Федеральному округу (17%). При этом в 2011 году за совершение правонарушений к уголовной ответственности было привлечено 1 793 несовершеннолетних.. В общем числе лиц, которым предъявлено обвинение в совершении преступлений на территории Иркутской области, доля данной категории лиц составила 7,6 %. На учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят 1 694 детей в возрасте до 14 лет, 2 199 - с 14 до 15 лет, 2 883 - с 16 до 17 лет; в настоящее время данная категория лиц представляет собой резерв подростковой преступности. Число лиц, совершивших на 01.01.2012 г. общественно опасные деяния и не достигших возраста уголовной ответственности, состоящих на профилактическом учете в ОДН ГУВД Иркутской области, составляет 1 431 человек. За последние шесть лет практически каждый четвертый несовершеннолетний, доставленный в ОВД Иркутской области из-за конфликта с законом, относится к возрастной группе до 14-ти лет. Число доставленных в ОВД несовершеннолетних 14-16 лет превышает треть от общего. Наибольшую долю доставленных несовершеннолетних (около 40%) составляют лица в возрасте 16-17 лет. Негативные факторы, отрицательно повлиявшие на воспитание подрастающего поколения: – разрушение идеологических и методологических основ ранее сложившейся системы воспитания и отсутствие новой идеологии; – социализация молодежи идет преимущественно с ориентацией на рыночные ценности в ущерб духовно-нравственным; – социальное расслоение общества, чрезмерная дифференциация уровня жизни различных слоев населения; – разрушение нравственно-этических норм и традиций уклада семейной жизни, снижение воспитательной роли семьи; – рост социального сиротства, беспризорности и безнадзорности. (На начало 2012 года количество детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 21 728 человек или 4,2 % от общей численности детского населения региона); – развитие различных форм асоциального поведения детей и молодежи, проявление у них агрессивности, безнадзорности, беспризорности, правонарушений, распространение наркомании и алкоголизма в детской и молодежной среде; – ухудшение состояния здоровья детей и молодежи; – негативное воздействие на воспитание подрастающего поколения прессы, телевидения, эстрады, Интернета, пропаганда праздного образа жизни, насилия, проституции, наркомании и секса. (По статистическим данным у 57,3 % школьников в Иркутской области имеются домашние компьютеры. По сведениям Министерства внутренних дел РФ число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз.) – усиление значимости этнического фактора, обусловливающего опасность межнациональной напряженности. (По данным регионального УФМС в 2013 года на территорию Приангарья въехало граждан ближнего зарубежья на 45% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего за первые три месяца 2013 года в регион прибыло более 35 тысяч иностранных граждан. Гражданство приобрели почти 2 тысячи иностранцев); – коммерциализация учреждений культурного и спортивного досуга детей и молодежи; (По данным управления юстиции Иркутской области в 2012 году на территории региона зарегистрированы 45 детских и 36 молодежных общественных объединений. В детских и молодежных общественных объединениях задействовано по предварительным данным только около 5 % от общей численности молодежи в регионе); – отсутствие у молодежных объединений согласованных целей и эффективного взаимодействия. По информации Росстата за 2010 год, Иркутская область - одна из лидеров среди субъектов РФ по числу детских суицидов. Согласно статистике ГУ МВД РФ по Иркутской области, всего в 2011 году имел место 131 факт детского суицида (в 2010 – 166, в 2009 – 160). Наиболее частыми причинами детских самоубийств (либо их попыток) в регионе определены: ссоры с родителями – 38, ссоры со сверстниками – 35, несчастная любовь – 18, другие причины – 33. Очевидно, что в нашем регионе проблемы воспитания подрастающего поколения стоят достаточно остро. Именно школа должна стать сосредоточением не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной и культурной жизни обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Новые образовательные стандарты при этом играют определяющую роль в формировании новой системы ценностей и ценностных ориентиров. Инновационность стандартов заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности. В Послании Президента Федеральному Собранию (декабрь 2012) говорится о том, что «Школа не просто передаёт набор знаний... Качественное обучение без воспитания невозможно». Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Серьезные изменения в общественной и политической жизни, информатизация общества, смена идеологии мышления, бурно происходящие мировые процессы, от войн и террористических атак до процессов глобализации и многое всем нам знакомое «другое» есть фон, платформа, на которой рождаются, растут и формируются наши дети. Ценностная инверсия привела к тому, что погоня за материальными благами, за престижным статусом сократили время и качество общения родителей с ребенком, нарастает дефицит ласки, душевного тепла и взаимного внимания. Взрослые становятся уязвимыми, неуверенными и эмоционально нестабильными и это не могут не чувствовать дети. Высокотехнологичные достижения, погруженность ребенка в виртуальный мир «уносит» его все дальше от родителей, погружая его в мир успеха любой ценой, мир агрессии и насилия. Информируемость детей при отсутствии опыта создает лишь иллюзию гиперразвития. Изменились темпы развития ребенка, психологические и физиологические особенности значительно отличаются от предшествующих поколений. Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, выделяется ориентация общества, и соответственно, детей на потребление, маргинализацию, рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог – "омоложение" болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть. Исследования показали, что это происходит, из-за "наследования опыта семейных неудач", происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка. Изменились «герои нашего времени». Идеалы стали либо виртуальными, либо недостижимо успешными. Все чаще происходит деление на «мажоров» и «отстой». Обычный стабильный «средний класс», из которого ранее рождались герои, конечно, существует, но его никто не замечает, а он мечется в попытках или в боязни примкнуть к одному из лагерей. Изменившийся мир, процессы демократизации и глобализации, открытость реальных и виртуальных границ трансформировали мировосприятие ребенка, который открыт для общества и мирового сообщества, куда он стремится. Значимыми изменениями у современных детей являются: резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста; рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий; снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий; значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений; ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя; увеличение числа детей с эмоциональными проблемами; снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков; астенизация телосложения и снижение мышечной силы; рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья; увеличение численности одаренных детей. Изменилась статусность самого ребенка, который осознает свою значимость и важность в современных жизненных процессах. Современный ребенок требует постоянного внимания и завоевывает его всеми возможными способами – от каприза до суицида. Он будет настойчиво и уверенно отстаивать свое мнение, редко прислушиваясь, иногда попросту игнорируя мнение взрослых или вообще, действовать ва-банк вплоть до асоциального поведения, либо замкнется в себе, выражая протест. К счастью, не все так печально и можно констатировать, что есть крепкая, здоровая «прослойка» детей с четким планом действий, богатым багажом знаний и умений, которые уважают взрослых, ценят заслуги предков, которые гуманны, чисты, милосердны. Борясь за увеличение количества таких детей, новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Концепция воспитания детей Иркутской области разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании». В основе данной концепции лежат исходные положения, содержащиеся в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и ежегодных посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных организаций Иркутской области с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция определяет: · цели и задачи воспитания детей и молодежи Иркутской области в соответствии с национальным воспитательным идеалом; · систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального населения Иркутской области; · основные социально-педагогические условия и принципы воспитания обучающихся. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: · нация — государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональное население Иркутской области, которое представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций; · национальное самосознание (идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба; · гражданское общество — общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования; · многообразие культур и народов — культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур много национального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия; · межэтнический мир и согласие — единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран; · социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений; · развитие — процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.; · воспитание — педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества; · национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, идеальное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций; · базовые национальные ценности — основные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального населения Иркутской области, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Законодательной базой разработки «Концепции воспитания детей Иркутской области» являются:Конституция Российской Федерации; Закон РФ «Об образовании»; «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2011); Стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Иркутской области. Воспитание детей Иркутской области является ключевым фактором развития региона, обеспечения духовного единства многонационального населения и объединяющих его базовых ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своему региону, своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития Иркутской области, России. Предполагаемыми результатами реализации «Концепции воспитания детей Иркутской области» определены следующие: – обеспечение организационных и научно-методических основ воспитания детей как человеческого капитала социально-экономического развития Иркутской области; – модернизация системы образования Иркутской области с позиции восстановления и развития ее воспитательной системы; - модернизация содержания и форм взаимодействия общеобразовательных организаций Иркутской области с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации по решению проблем воспитания детей; – содействие предупреждению и сокращению в среде детей и молодежи проявлений асоциального поведения; - обеспечение современного научного руководства и качества управленческой деятельности в организациях, обеспечивающих реализацию Концепции воспитания детей Иркутской области.
Разработчики: Осипова Е.А., к.п.н., зам. министра образования Иркутской области; Парфенов М.А. (начальник отдела Министерства образования Иркутской области); Стефановская Т.А., д.п.н., профессор (ИИПКРО) (отв.ред.); Монжиевская В.В. к.п.н., доцент, зав. кафедрой (ИГУ); Васкина Е.А., к.п.н., доцент (ФГКОУ ВПО «Вост.-Сиб. институт МВД России»); Красноярова Е.В., к.п.н., доцент (Юридический институт-филиал Российской правовой Академии Министерства юстиции РФ); Каменяр И.Н. заместитель директора ОГАОУ ДПО ИРО; Пронина Л.А., начальник управления образования администрации г.Усть-Илимска. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Иркутской области (проект) Иркутск, 2013 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Модернизация российского общества требует развития человеческого потенциала, генерации нового поколения россиян: людей с новым мышлением, современным стилем поведения и новой мотивацией, способных жить и работать в условиях все более усложняющихся общественных, экономических и политических отношений. Успешное становление такого человека, его личности происходит в конкретной социокультурной среде, в рамках исторического и социального контекста мирового, регионального и локально-территориального развития, которое сопровождается глобализационными процессами: возрастающей взаимосвязью, сближением разных стран и народов, массовой миграцией населения, нарастающими масштабами созидательной материально-предметной и духовной деятельности современного общества, его информатизацией и всевозрастающими коммуникационными процессами. Бурное развитие научно-технической революции, новые формы освоения природы, создание новых технологий является также неотъемлемыми характеристиками современного мира. Интеграция России в общемировое пространство, реформирование ее социально-экономической и политической сферы, переход к рыночным отношениям, помимо позитивных перемен, оказали деструктивное воздействие на общественную нравственность, гражданское самосознание, социальную сферу жизни. Произошла духовная дезинтеграция общества, девальвировались ценности старшего поколения, жизненные ориентиры молодежи оказались размытыми. Преобразование России и развитие её граждан неразрывно связано с усовершенствованием институтов управления, в своей деятельности опирающихся на общественно одобряемую систему ценностей. Диктуется необходимость осуществления мер, направленных на морально-нравственное оздоровление общества, объединение россиян в единую историческо-культурную и социальную общность. Ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны отводится образованию. Проблемы воспитания подрастающего поколения находятся под пристальным вниманием руководителей нашего государства и правительства. В.В. Путин утверждает: «Если мы не восстановим базовые ценности, то никакие экономические меры не принесут результата». В Иркутской области на начало 2012 года проживало 517 874 детей в возрасте от 0 до 18 лет. Структура населения региона по возрасту характеризуется более высокой долей детей и подростков – 19 %, чем в среднем по Российской Федерации (16%) и по Сибирскому Федеральному округу (17%). При этом в 2011 году за совершение правонарушений к уголовной ответственности было привлечено 1 793 несовершеннолетних.. В общем числе лиц, которым предъявлено обвинение в совершении преступлений на территории Иркутской области, доля данной категории лиц составила 7,6 %. На учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят 1 694 детей в возрасте до 14 лет, 2 199 - с 14 до 15 лет, 2 883 - с 16 до 17 лет; в настоящее время данная категория лиц представляет собой резерв подростковой преступности. Число лиц, совершивших на 01.01.2012 г. общественно опасные деяния и не достигших возраста уголовной ответственности, состоящих на профилактическом учете в ОДН ГУВД Иркутской области, составляет 1 431 человек. За последние шесть лет практически каждый четвертый несовершеннолетний, доставленный в ОВД Иркутской области из-за конфликта с законом, относится к возрастной группе до 14-ти лет. Число доставленных в ОВД несовершеннолетних 14-16 лет превышает треть от общего. Наибольшую долю доставленных несовершеннолетних (около 40%) составляют лица в возрасте 16-17 лет. Негативные факторы, отрицательно повлиявшие на воспитание подрастающего поколения: – разрушение идеологических и методологических основ ранее сложившейся системы воспитания и отсутствие новой идеологии; – социализация молодежи идет преимущественно с ориентацией на рыночные ценности в ущерб духовно-нравственным; – социальное расслоение общества, чрезмерная дифференциация уровня жизни различных слоев населения; – разрушение нравственно-этических норм и традиций уклада семейной жизни, снижение воспитательной роли семьи; – рост социального сиротства, беспризорности и безнадзорности. (На начало 2012 года количество детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 21 728 человек или 4,2 % от общей численности детского населения региона); – развитие различных форм асоциального поведения детей и молодежи, проявление у них агрессивности, безнадзорности, беспризорности, правонарушений, распространение наркомании и алкоголизма в детской и молодежной среде; – ухудшение состояния здоровья детей и молодежи; – негативное воздействие на воспитание подрастающего поколения прессы, телевидения, эстрады, Интернета, пропаганда праздного образа жизни, насилия, проституции, наркомании и секса. (По статистическим данным у 57,3 % школьников в Иркутской области имеются домашние компьютеры. По сведениям Министерства внутренних дел РФ число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз.) – усиление значимости этнического фактора, обусловливающего опасность межнациональной напряженности. (По данным регионального УФМС в 2013 года на территорию Приангарья въехало граждан ближнего зарубежья на 45% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего за первые три месяца 2013 года в регион прибыло более 35 тысяч иностранных граждан. Гражданство приобрели почти 2 тысячи иностранцев); – коммерциализация учреждений культурного и спортивного досуга детей и молодежи; (По данным управления юстиции Иркутской области в 2012 году на территории региона зарегистрированы 45 детских и 36 молодежных общественных объединений. В детских и молодежных общественных объединениях задействовано по предварительным данным только около 5 % от общей численности молодежи в регионе); – отсутствие у молодежных объединений согласованных целей и эффективного взаимодействия. По информации Росстата за 2010 год, Иркутская область - одна из лидеров среди субъектов РФ по числу детских суицидов. Согласно статистике ГУ МВД РФ по Иркутской области, всего в 2011 году имел место 131 факт детского суицида (в 2010 – 166, в 2009 – 160). Наиболее частыми причинами детских самоубийств (либо их попыток) в регионе определены: ссоры с родителями – 38, ссоры со сверстниками – 35, несчастная любовь – 18, другие причины – 33. Очевидно, что в нашем регионе проблемы воспитания подрастающего поколения стоят достаточно остро. Именно школа должна стать сосредоточением не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной и культурной жизни обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Новые образовательные стандарты при этом играют определяющую роль в формировании новой системы ценностей и ценностных ориентиров. Инновационность стандартов заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности. В Послании Президента Федеральному Собранию (декабрь 2012) говорится о том, что «Школа не просто передаёт набор знаний... Качественное обучение без воспитания невозможно». Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Серьезные изменения в общественной и политической жизни, информатизация общества, смена идеологии мышления, бурно происходящие мировые процессы, от войн и террористических атак до процессов глобализации и многое всем нам знакомое «другое» есть фон, платформа, на которой рождаются, растут и формируются наши дети. Ценностная инверсия привела к тому, что погоня за материальными благами, за престижным статусом сократили время и качество общения родителей с ребенком, нарастает дефицит ласки, душевного тепла и взаимного внимания. Взрослые становятся уязвимыми, неуверенными и эмоционально нестабильными и это не могут не чувствовать дети. Высокотехнологичные достижения, погруженность ребенка в виртуальный мир «уносит» его все дальше от родителей, погружая его в мир успеха любой ценой, мир агрессии и насилия. Информируемость детей при отсутствии опыта создает лишь иллюзию гиперразвития. Изменились темпы развития ребенка, психологические и физиологические особенности значительно отличаются от предшествующих поколений. Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, выделяется ориентация общества, и соответственно, детей на потребление, маргинализацию, рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог – "омоложение" болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть. Исследования показали, что это происходит, из-за "наследования опыта семейных неудач", происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка. Изменились «герои нашего времени». Идеалы стали либо виртуальными, либо недостижимо успешными. Все чаще происходит деление на «мажоров» и «отстой». Обычный стабильный «средний класс», из которого ранее рождались герои, конечно, существует, но его никто не замечает, а он мечется в попытках или в боязни примкнуть к одному из лагерей. Изменившийся мир, процессы демократизации и глобализации, открытость реальных и виртуальных границ трансформировали мировосприятие ребенка, который открыт для общества и мирового сообщества, куда он стремится. Значимыми изменениями у современных детей являются: резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста; рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий; снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий; значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений; ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя; увеличение числа детей с эмоциональными проблемами; снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков; астенизация телосложения и снижение мышечной силы; рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья; увеличение численности одаренных детей. Изменилась статусность самого ребенка, который осознает свою значимость и важность в современных жизненных процессах. Современный ребенок требует постоянного внимания и завоевывает его всеми возможными способами – от каприза до суицида. Он будет настойчиво и уверенно отстаивать свое мнение, редко прислушиваясь, иногда попросту игнорируя мнение взрослых или вообще, действовать ва-банк вплоть до асоциального поведения, либо замкнется в себе, выражая протест. К счастью, не все так печально и можно констатировать, что есть крепкая, здоровая «прослойка» детей с четким планом действий, богатым багажом знаний и умений, которые уважают взрослых, ценят заслуги предков, которые гуманны, чисты, милосердны. Борясь за увеличение количества таких детей, новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Концепция воспитания детей Иркутской области разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании». В основе данной концепции лежат исходные положения, содержащиеся в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и ежегодных посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных организаций Иркутской области с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция определяет: · цели и задачи воспитания детей и молодежи Иркутской области в соответствии с национальным воспитательным идеалом; · систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального населения Иркутской области; · основные социально-педагогические условия и принципы воспитания обучающихся. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: · нация — государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональное население Иркутской области, которое представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций; · национальное самосознание (идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.228 (0.012 с.) |