Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитания детей Иркутской области↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Базовые ценности для отбора содержания воспитания обучающихся образовательных организаций Иркутской области определены в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом положения о том, что необходимо «ограничиться немногими очень обобщенно сформулированными группами ценностей, их восприятием и освоением в системе социализации и воспитания» (Н.Д.Никандров), в соответствии с особенностями развития школьников в регионе. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. В Иркутской области определены базовые ценности в соответствии с особенностями региона, с учетом условий проживания и развития детей. Иркутская область является многонациональным, поликонфессиональным субъектом Российской Федерации. На территории Иркутской области проживают представители более ста национальностей. При этом в регионе в целом сохраняется уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных этнических сообществ. В этом смысле Иркутский регион – уникальное цивилизационное явление, обладающее множественностью особенных характеристик. Это пространство взаимодействия и взаимовлияния этносов, религий, культур, которое порождает новое интегральное сообщество граждан с конкретной системой ценностей, коммуникаций, включающей в себя религиозные, традиционные, нормативные современные установки. Базовыми ценностями в воспитании детей Иркутской области определены:
· ЧЕЛОВЕК (патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода). · ОТЕЧЕСТВО (гражданская идентичность - гражданская активность, позитивное отношение к принадлежности, знания о принадлежности к данной социальной общности ;традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания). · ЗНАНИЕ (наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие). · ПРИРОДА — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. · ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Система базовых ценностей, включающая ценности Человек, Отечество, Знание, Природа, Человечество, стойко укоренены в историческом, культурном наследии края, в его населении, в сибирской ментальности. Центральным компонентом ментальности людей является модель мира как комплекс традиций. В данном случае, это традиции, адаптированные к сибирским условиям в ходе «освоения» края. История освоения Сибири – это источник многочисленных образцов нравственного, социального, гражданского поведения людей. Русские люди принесли с собою в Сибирь традиционные занятия, уклад жизни, семейно-родственные отношения, народную педагогику, общинную организацию жизни, православную веру. Сибирская община - это прообраз гражданского общества с характерными укладами отношений. Полноправие членов общины, самоуправление, верховенство норм права в рамках своего «общества», высочайшая требовательность общины к Человеку, а человека к себе, высокая активность в делах сообщества, коллегиальное утверждение решений при высоком уровне самостоятельности индивида были и условием, и следствием особенностей жизни сибиряков, где труд играл первостепенную роль. Для человека – «сибиряка» исторически характерны любовь к Родине, целостное восприятие мира, органическое единство человека и природы, этического и природного, морального и естественного, коллективное сознание, обусловленное суровостью и отдаленностью края. Особое место в системе базовых ценностей занимает Отечество. Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к родине вырастает до понимания своей связи со страной. Сибиряки ощущают себя россиянами, гражданами России, Великой страны. Характер и социокультурные особенности Отечества, отражающие уровень общественного развития народа, складываются во времени под влиянием человека, общества и культуры. Россия, Иркутская область имеют общее богатейшее культурное прошлое, свои духовные ценности и тысячелетние корни православия. И поэтому авангардная, элитарная культура современного региона, несомненно, базируется и живет во многом за счет глубоких корней народной культуры, духовная мощь народа, в свою очередь, базируется на совести, высокой нравственности, порядочности и всеотзывчивости. Сибиряков всегда отличали качества упорства в по знании, настойчивости, твердости духа и смелости, предприимчивости. «На многие поступки, принципы и правила сибиряк смотрит гораздо свободнее, вольнее, смелее. Они жаждут новых впечатлений при монотонной замкнутости жизни. Часто можно видеть, как сибиряк, самый необразованный, расспрашивает о происхождении дождя, грома, землетрясения» (А.П. Щапов). Мотивом познания для сибиряка часто выступало любопытство, стремление узнать все о непонятном объекте или явлении, - «смелая пытливая любознательность». В процессе адаптации данное качество имело немаловажное значение в доскональном изучении окружающего мира в целях самосохранения. Благодаря этим чертам сибиряков в девятнадцатом столетии Иркутская область превратилась в один из духовных оплотов, очагов образования и культуры зауральских земель. Через Иркутскую губернию прошли и оставили здесь культурно-исторический след многие знаменитые люди страны. Протопоп Аввакум и святитель Иннокентий (Кульчицкий), Александр Радищев и Николай Чернышевский, Антон Чехов и Бенедикт Дыбовский. К культурному наследию Иркутской области как источникам формирования у детей базовых ценностей Человек, Отечество, Природа, Знание, Человечество относятся памятники архитектуры, истории и культуры, отражающие многообразие культур и народов, населяющих Иркутскую область, среди которых выделяются исторически сложившиеся ансамбли. Иркутская земля сохранила редкие, только здесь встречающиеся памятники – древнюю церковь ХYII века, сторожевые башни. Иркутск обладает самым большим из городов Сибири массивом памятников деревянного зодчества. Только на Иркутской земле барочный стиль, впитав мотивы древнерусского зодчества и искусства местных народов, дал начало новому направлению – сибирскому барокко, занявшего свою нишу в истории русской архитектуры. Музеи, библиотеки Иркутской области хранят богатые археологические и этнографические коллекции, уникальные коллекции произведений искусств, памятники истории и природы, культурное богатство сибирского края. Произведения иркутских драматургов, писателей Константина Седых, Александра Вампилова, Марка Сергеева, Валентина Распутина пронизаны нравственным содержанием, любовью к своей малой родине, к своему Отечеству. В их трудах – великая заповедная «страна Сибирь», её история. Неповторимость нашего края заключается в его уникальных природных особенностях. Загадочная русская душа нашла свое отражение и полное взаимопроникновение с сибирской природой. Иркутская область известна несметными природными богатствами, лесными массивами, уникальными запасами пресной воды в оз. Байкал – жемчужине мирового значения. Всего в Иркутской области несколько десятков объектов объявлены памятниками природы федерального значения. Богатые природные ресурсы, уникальные заповедные места Иркутского края всегда определяли высокий дух людей, умеющих ценить гармонию. Сохранить природу края – значит достичь гармонии с ней. В этом содержится огромный ресурс для благоприятного формирования экологического мировоззрения, экологического поведения и экологической культуры граждан. Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия богатой сибирской природы через чувства. Исторический и культурный контексты обращения к истокам ценностного кластера концепции воспитания детей и молодежи в Иркутской области помогают выявить скрытый в её предметном бытии глубинный духовный смысл, говорящий о людях нашего региона, её создавших, о характере творческой преобразовательной деятельности и их обращении с доставшимся им наследием – всё, в чём воплотился и «опредметился» духовный мир сибиряка, его психология и миросозерцание, его вкусы и идеалы, равно как и его умения, способы практических действий, уровень и характер мастерства. Воспитание на основе базовых ценностей становится значительным социокультурным заказом образовательным организациям Иркутской области. Базовые ценности лежат в основе целостного пространства каждой образовательной организации, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. При этом учитывается, что каждый человек избирает определённый вид деятельности, определённую социальную роль для реализации своих способностей. Поиск вида деятельности, рода занятий, социальной роли, а также активное включение в творчески – преобразующую деятельность изменяет самого субъекта (он становится востребованным обществом) и окружающий мир. Отношения человека с окружающим миром складываются в соответствии с основными установками по самосовершенствованию, стремлению к актуализации, к коллективной жизни в труде на благо общества, к освоению социальных ролей посредством приобретения социального опыта. Целенаправленная социализация имеет своей целью – социализированную личность, способную адаптироваться в обществе, самосовершенствоваться, способную противостоять негативным моментам, а также находиться в гармонии с окружающим миром. Система базовых ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей занимает ведущие позиции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.52.77 (0.009 с.) |