Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация практической работы по коррекции агрессивного поведения у детей с нарушением интеллектаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель исследования – экспериментальным путем определить уровень проявлений агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и возможности их коррекции и психопрофилактики. Методологическая основа исследования: эмпирические (диагностические методики исследования уровня склонности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта к агрессивному поведению); метод эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов: количественный метод (математическая обработка данных – U - критерий Манна-Уитни) и качественный анализы результатов исследования; метод наглядного представления результатов (таблицы и рисунки). Сроки проведения исследования: с ноября 2015 года по апрель 2016 года. Исследование проведено в три этапа: 1. Констатирующий этап. Сроки проведения: ноябрь 2015 года. На данном этапе подобраны специальные задания для составления методики и адаптирована процедура проведения диагностического исследования, с целью определения уровня проявлений агрессивного поведния у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Проведена первичная диагностика и выявлен уровень проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. 2. Формирующий этап. Сроки проведения: с октября 2015 года по апрель 2016 года. Проведены специально подобранные и организованные индивидуальные занятия по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. 3. Контрольный этап. Сроки проведения: апрель 2016 года. Проведение повторной диагностики. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа исследования. Для исследования были задействованы следующие методики: Методика «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов), Анкета для воспитателей Критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992), проективная методика «Кактус» М.А.Панфиловой. Методика 1. «Кактус» М.А.Панфиловой. (Бланк фиксациисм. Приложение А 1.2) Цель: выявление детей с выраженным агрессивным поведением. При интерпретации рисунков учитывался изобразительный опыт детей. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности – всё это существенно влияет на диагностический портрет личности. Графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше трёх лет. Благодаря этой методике мы увидели состояние эмоциональной сферы каждого ребёнка, отметили наличие агрессивности, её направление, интенсивность и т. п. При проведении диагностики каждому испытуемому предлагался лист белой бумаги и цветные карандаши 8 цветов. Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, какой ты себе представляешь». При обработке результатов принимались во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша, выбор цвета. Кроме того, учитывались показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и т.д.), характеристика иголок (размер, расположение, количество). Наличие тех или иных качеств говорит о том, что у ребенка наблюдается агрессивное поведение: Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены. Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим. Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа. Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа. Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм. Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Оптимизм: использование ярких цветов. Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии. Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм. Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов. Интровертированность: изображен только один кактус. Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка. Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус. Интерпретация рисунка. При интерпретации рисунка в качестве показателей, свидетельствующих о наличии у ребенка агрессии, можно выделить следующие: • крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте; • частые иголки, расположенные по всему рисунку; • иголки острые, длинные; • промахивающиеся линии, не попадающие в одну точку. • Данные, полученные при интерпретации рисунка по перечисленным выше показателям, заносятся в таблицу, где знаком "+" обозначается наличие того или иного признака, а знаком "-" — отсутствие признака. Методика 2 «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов), (Карту наблюдения см. Приложение А 1.2) Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей дошкольного возраста. Оборудование: карта наблюдений, включающая 19 фрагментов, фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного. Инструкция: воспитатель ведет наблюдение за детьми в течение недели в игровой деятельности и отмечает фрагменты, которые проявляются в их поведении. Фрагменты: 1. Вегетативные признаки 2. Внешние проявления агрессивности 3. Длительность агрессии 4. Чувствительность к помощи взрослого 5. Особенности отношения к собственной агрессии 6. Недостаточность в проявлении гуманных чувств 7. Реакция на новизну 8. Реакция на ограничение 9. Реактивность (чувствительность к агрессии других) 10. Чувствительность к присутствию других 11. Физическая агрессия, направленная на предмет 12. Агрессия, направленная на сверстников 13. Агрессия, направленная на себя 14. Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте) 15. Вербальная агрессия 16. Агрессивность в виде угрозы 17. Агрессия, направленная на животных 18. Агрессия разных видов направленности 19. Неупорядоченные проявления агрессии Показатели реакции агрессивности у ребенка: 0 – нет проявлений агрессивности; 1 – проявления агрессивности наблюдается иногда; 2 – часто; 3 – почти всегда; 4 – непрерывно. - 1 уровень - от 0 – до 65 баллов: у ребенка нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; - 2 уровень - от 65 до 130 баллов: есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением - 3 уровень - от 130 до 195 баллов: ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций - 4 уровень – от 195 до 260 баллов: психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведения, требуется медикаментозная помощь. Методика 3 Анкета для воспитателей Критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992) (Бланк анкеты см. Приложение А 1.3) Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей дошкольного возраста. Оборудование: анкета для воспитателя, включающая 20 фрагментов, фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного. 1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных. 8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. 12. Часто не по возрасту ворчлив. 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16. Легко ссорится, вступает в драку. 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Высокая агрессивность – 15-20 баллов. Средняя агрессивность – 7-14 баллов. Низкая агрессивность – 1-6 баллов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.250 (0.006 с.) |