Организация практической работы по коррекции агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация практической работы по коррекции агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта



Цель исследования – экспериментальным путем определить уровень проявлений агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и возможности их коррекции и психопрофилактики.

Методологическая основа исследования: эмпирические (диагностические методики исследования уровня склонности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта к агрессивному поведению); метод эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов: количественный метод (математическая обработка данных – U - критерий Манна-Уитни) и качественный анализы результатов исследования; метод наглядного представления результатов (таблицы и рисунки).

Сроки проведения исследования: с ноября 2015 года по апрель 2016 года.

Исследование проведено в три этапа:

1. Констатирующий этап.

Сроки проведения: ноябрь 2015 года.

На данном этапе подобраны специальные задания для составления методики и адаптирована процедура проведения диагностического исследования, с целью определения уровня проявлений агрессивного поведния у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Проведена первичная диагностика и выявлен уровень проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

2. Формирующий этап.

Сроки проведения: с октября 2015 года по апрель 2016 года.

Проведены специально подобранные и организованные индивидуальные занятия по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

3. Контрольный этап.

Сроки проведения: апрель 2016 года.

Проведение повторной диагностики. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа исследования.

Для исследования были задействованы следующие методики: Методика «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов), Анкета для воспитателей Критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992), проективная методика «Кактус» М.А.Панфиловой.

Методика 1. «Кактус» М.А.Панфиловой. (Бланк фиксациисм. Приложение А 1.2)

Цель: выявление детей с выраженным агрессивным поведением.

При интерпретации рисунков учитывался изобразительный опыт детей. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности – всё это существенно влияет на диагностический портрет личности.

Графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше трёх лет. Благодаря этой методике мы увидели состояние эмоциональной сферы каждого ребёнка, отметили наличие агрессивности, её направление, интенсивность и т. п.

При проведении диагностики каждому испытуемому предлагался лист белой бумаги и цветные карандаши 8 цветов.

Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, какой ты себе представляешь».

При обработке результатов принимались во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша, выбор цвета. Кроме того, учитывались показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и т.д.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

Наличие тех или иных качеств говорит о том, что у ребенка наблюдается агрессивное поведение:

Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.

Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.

Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.

Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм.

Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм: использование ярких цветов.

Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.

Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.

Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.

Интровертированность: изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.

Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.

Интерпретация рисунка.

При интерпретации рисунка в качестве показателей, свидетельствующих о наличии у ребенка агрессии, можно выделить следующие:

• крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте;

• частые иголки, расположенные по всему рисунку;

• иголки острые, длинные;

• промахивающиеся линии, не попадающие в одну точку.

• Данные, полученные при интерпретации рисунка по перечисленным выше показателям, заносятся в таблицу, где знаком "+" обозначается наличие того или иного признака, а знаком "-" — отсутствие признака.

Методика 2 «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов), (Карту наблюдения см. Приложение А 1.2)

Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей дошкольного возраста.

Оборудование: карта наблюдений, включающая 19 фрагментов, фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного.

Инструкция: воспитатель ведет наблюдение за детьми в течение недели в игровой деятельности и отмечает фрагменты, которые проявляются в их поведении.

Фрагменты:

1. Вегетативные признаки

2. Внешние проявления агрессивности

3. Длительность агрессии

4. Чувствительность к помощи взрослого

5. Особенности отношения к собственной агрессии

6. Недостаточность в проявлении гуманных чувств

7. Реакция на новизну

8. Реакция на ограничение

9. Реактивность (чувствительность к агрессии других)

10. Чувствительность к присутствию других

11. Физическая агрессия, направленная на предмет

12. Агрессия, направленная на сверстников

13. Агрессия, направленная на себя

14. Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте)

15. Вербальная агрессия

16. Агрессивность в виде угрозы

17. Агрессия, направленная на животных

18. Агрессия разных видов направленности

19. Неупорядоченные проявления агрессии

Показатели реакции агрессивности у ребенка:

0 – нет проявлений агрессивности;

1 – проявления агрессивности наблюдается иногда;

2 – часто;

3 – почти всегда;

4 – непрерывно.

- 1 уровень - от 0 – до 65 баллов: у ребенка нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;

- 2 уровень - от 65 до 130 баллов: есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением

- 3 уровень - от 130 до 195 баллов: ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций

- 4 уровень – от 195 до 260 баллов: психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведения, требуется медикаментозная помощь.

Методика 3 Анкета для воспитателей Критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992) (Бланк анкеты см. Приложение А 1.3)

Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей дошкольного возраста.

Оборудование: анкета для воспитателя, включающая 20 фрагментов, фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного.

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.02 с.)