Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие агрессивного поведения в психолого-педагогической литературеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В зарубежной психологии проблему агрессии затрагивают психологи с точки зрения разных теорий: психоаналитическое направление (З. Фрейдом, А.Фрейд, Э. Фроммом А. Адлером, К. Юнгом, К. Хорни и др.), поведенческое направление (Дж. Доллардом, Л. Берковитцем, С. Розенцвейгом, Д. Уотсоном, А. Бандурой), гуманистическое направление (К. Роджерсом, В. Франклом, Ф. Перлзом) и др. В отечественные психологи также затрагивали изучение агрессии и агрессивного поведения. Вопросы психологии агрессивности изучали Н.Д. Левитов, Д.И. Фельдштейн, Ю.М. Антонян, А.Е. Личко, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, Т.Г. Румянцева, С.А. Беличева, И.А. Фурманов, С.Н. Ениколопов, Е.В. Ольшанская, В.Т. Кондрашенко, Г.М. Миньковский, И.А. Невский и другие исследователи, которые считают, что проблема агрессивности детей актуальна, и следует обращать на ее развитие у детей в дошкольном возрасте для того, чтобы избежать серьезные нарушения поведения в подростковом возрасте и во взрослой жизни. Существует множество подходов к определению данного феномена: Многие из психологов считают агрессию врожденной неотъемлемой характеристикой поведения в живом мире, связанным с борьбой за выживание. Как отмечали С.С. Степанов, В.В. Юрчук, Н.И.Конюхов, Е.Н.Корнеева, Е.Н.Зинченко, агрессивность – это качество человека выражающееся в проявлении негативных чувств по отношению к себе и другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или объектам. Имеет возможность считаться формой проявления снятия внутреннего напряжения и формой проявления личных процессов. Так же считают агрессивность врожденным качеством личности, но деструктивное агрессивное поведение отнюдь не неизбежным. Рассмотрим основные научные подходы к изучению данного феномена. В психоаналитической теории, основоположником которой является З. Фрейд,агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы, в одном ряду с инстинктами жизни, эроса, смерти, разрушения. З. Фрейд, изучая природу агрессии, представил, собственно что в человеке беспрерывно вырабатывается агрессивная энергия, которую он время от времени «выбрасывает», в том числе и без заметного предлога. Зигмунд Фрейд считал, собственно что агрессивность как бы встроена в организм и считается снованием людского поведения в одном ряду с сексуальностью. Эрих Фромм оценивал 2 абсолютно различных облика агрессии и внес следующую модель структуры агрессии: 1.Доброкачественная (биологически адаптивна, содействует поддержанию жизни, дает собой опасность, реакцию, бывает замечена в момент опасности) 2.Злокачественная (не считается на биологическом уровне адаптивной, не связана с сохранением жизни, не связана с обороной витальных интересов). Ведущий дефект психоаналитической доктрины заключается в том, собственно что она не разъясняет, а лишь только постулирует врожденность агрессивности и агрессивных поведенческих проявлений. В этологической теории (К. Лоренц) утверждается, что агрессия считается неразделимой частью человеческой природы и берет начало из прирожденного инстинкта борьбы за выживание. Сторонники предоставленной доктрины наблюдали агрессивность как основной потенциал всех живых организмов. В оптимальных критериях вероятная агрессивность быстро приходит к действию. Согласно ситуативной теории агрессии (Теория фрустрации- агрессии) (Дж. Доллард) к агрессии постоянно приводит фрустрация (помеха, раздражение), впрочем агрессия не всегда имеет место быть в отношении фрустратора. Нередко по причине страха наказаний, крепкой ответной реакции человек переносит собственные агрессивные воздействия на иного человека или же объекты, которые не имеют все шансы ответить ему тем же. Н. Е. Миллер выдвинул систематизированную модель, объясняющую возникновение такового парадокса. Он представил, что аналогичное поведение агрессивного индивида обосновано тремя причинами: мощью побуждения к агрессии; силой резона, тормозящих данное поведение; однообразием любой вероятной жертвы с фрустрирующим фактором. Агрессия - акт, целью которого считается нанесение вреда. Фрустрация появляется в то время, когда бывает замечена «помеха» претворению в жизнь реакции. Торможение - желание ограничить или же свинтить воздействие по причине ожидаемых негативных поступков. Замещение – влечение принимать участие в агрессивных деяниях, нацеленных напротив какого-нибудь иного лица, а не настоящего источника фрустрации. Заслуживает внимания и интереса теория социального научения агрессии (А. Бандура), которая заявляет, собственно что агрессивное поведение представляет собой трудную систему навыков и умений, требующую долговременного всестороннего научения. Человек обязан следить за социальными формами возникновения агрессии и усваивать их. Тут агрессия - поведение, усвоенное в процессе социализации личности сквозь надзор соответственного метода поступков и социализации подкрепления. Доктрина заявляет, собственно что человек в процессе жизни каждый день научается агрессивным деяниям: чем чаще он ими используется, тем совершенней становятся эти деяния. Иным необходимым элементом предоставленной доктрины считается социальное подкрепление. Под подкреплением понимается воздействие, вызванное усиление предоставленной реакции. Различают 2 формы: -положительное подкрепление (любой мотив, который следуя за реакцией, вызывает ее усиление) -отрицательное подкрепление (любой мотив, уничтожения которого содействует ужесточения реакций). Наблюдая постоянную агрессию становится понятно, что со временем развития человека приводит агрессивность в личностную черту, а наблюдение и укрепление неагрессивного поведения создается на невысоком уровне агрессивности. Роль социального научения, как одного из факторов развития агрессивного поведения, сегодня подвергается сомнению. Агрессивность символически возможно поделить на различные категории. По направлению на объект подразделяют на: 1. Внешнюю (гетеро), характеризующуюся открытым проявлением агрессии в адрес определенных лиц (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или же социальное окружение (смещенная агрессия). Ребенок набрасывается с кулаками на лицо, которое его обидело или «срывает злость» на окружающих, издевается над животными, портит имущества обидчика и прочее; 2. Внутреннюю (ауто), характеризующуюся выражением обвинений или же притязаний, адресованных самому себе. Ребенок мучается «угрызениями совести», занимается самонаказанием («Мамочка, я пойду и сам встану в угол, потому что я пролил и разбил стакан с водой!» иногда самоистязанием. По способу выражения агрессия делится: 1. Произвольная, образующаяся из желания и стремления, намерения воспрепятствовать, принести вред кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Например, ребенок, который никак не хочет, чтобы родители заходили в его комнату, высказывает им своем недовольстве в достаточно жесткой форме. Сюда же относится и строение планов мести за нанесенную обиду, выжидание комфортного момента для нанесения ответного удара; 2. Непроизвольная, представляющая собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или же ярости, когда воздействие неподконтрольно субъекту и проходит по типу аффекта. Наиболее иллюстративной в предоставленном случае имеет возможность быть ребяческая истерика, когда ребенок бросает в обидчика все, что подвернется под руку, всех оскорбляет. По выраженности и мотиву разделяют: 1. Конструктивная агрессия Агрессия, как изначально характерная человеку составляющая Я-функция представляет собой первоначальную открытость ребенка окружающей среде в смысле стремления к установлению контактов и любопытства. Иными словами, это первичный общий потенциал активности, уровень целенаправленности и целесообразности душевной деятельности, которым располагает личность для решения задач адаптации, поддержания и развития своей Я-идентичности. Конструктивная агрессия обеспечивает активно-исследовательское отношение к миру, деятельный, творческий подход к жизни, способность к контактам, к открытому выражению своих эмоциональных переживаний, предпочтений, точек зрения, мнений, идей, к формированию, удержанию и достижению собственных жизненных целей и их безбоязненному отстаиванию в конструктивно-агрессивном социально-энергетическом столкновении (дискуссиях) с другими лицами и группами; установление продуктивных межличностных контактов и их поддерживание, несмотря на возможные противоречия; способность к сопереживанию, широкий круг интересов и богатый мир фантазий. Конструктивно-агрессивный подход в человеческих отношениях по Аммону является развивающим, стимулирующим и плодотворным. Он представляет собой установление настоящего человеческого контакта, развитие отношений взаимоприятия и дружбы. Вместе с тем, в зависимости от характера и структуры группо-динамических отношений, прежде всего, в первичной (родительская семья), а в последующем и референтных (ближайшее окружение) группах, агрессия может терять свое активно-приспособительное значение, становясь дезинтегрирующим и дезадаптирующим фактором. 2. Деструктивная агрессия Будучи изначально конструктивной, агрессия под влиянием деструктивной динамики первичной группы превращается в деструктивную агрессию, представляющую из себя деформацию первичного потенциала активности в виде разрыва контактов и отношений, изменения или разрушения целей и задач субъекта, т.е. в виде деструкции, направленной как наружу, против окружающего социума и предметного мира (деструктивное отреагирование, деструктивная сексуальность, преступность, а также разрушительные фантазии, чувства мести, цинизма и т.д.), так и внутрь, против себя, своих целей и планов, (психосоматика, депрессия, наркомания, суицидальные тенденции, склонность к несчастным случаям и самоповреждениям или отреагирование социальной запущенностью). Причина деструктивной агрессии обычно кроется в бессознательном враждебно-отвергаемом отношении матери к ребенку (в частности, к его потребностям в получении нового жизненного опыта и психологическом овладении окружающей реальностью, что возможно лишь под ее защитой.). Такой интериоризованный «запрет» на собственную автономию и идентичность в последующем приводит к ситуационной неадекватности использования активности как по интенсивности, так и по направленности, способу или обстоятельствам проявления и сложному межличностному пространству человеческих отношений. На поведенческом уровне это проявляется склонностью к конфронтации, обесцениванием (эмоциональным и интеллектуальным) других людей, разрушением контактов и межличностных отношений, разрушительными поступками вплоть до открытых вспышек гнева и насилия, стремлением к силовому решению проблем, приверженностью к деструктивным идеологиям, словесным выражением своего гнева и ярости, Для деструктивно-агрессивных личностей характерны ● недоброжелательность, конфликтность, чрезмерное упрямство и неуступчивость, злопамятность, мстительность, злорадство, цинизм, жестокость, импульсивность, взрывчатость и (или) чрезмерная требовательность, ироничность, сарказм; ● неспособность поддерживать длительные дружеские отношения, нарушения эмоционально-волевого контроля и социальной адаптации, деструктивные фантазии и (или) кошмарные сновидения. Деструктивная агрессия играет важную роль при всех так называемых архаичных заболеваниях личности, в связи с чем ее психотерапевтическая обработка представляет собой основное звено психодинамической терапии идентичности. 3. Дефицитарная агрессия Дефицитарная агрессия обозначает блокирование первичного потенциала активности с утратой стремления к автономии, к выходу из первичного симбиоза, активному овладению и манипулированию предметным миром, т.е. блокирование потребности в реализации своей Я-идентичности. Причина кроется в дефицитарном характере раннего симбиоза с бессознательным эмоциональным отвержением матерью своего ребенка или чрезмерной идентификацией с ним. Равнодушное отношение к проявлениям прежде всего двигательной и познавательной активности ребенка, отсутствие у матери фантазий, создающих «игровое поле симбиоза» и поддержки ребенка в попытках игрового овладения окружающим миром, приводит к ощущению его непреодолимой сложности, отказа от реализации и неиспользованности первичного конструктивного потенциала активности. На поведенческом уровне дефицитарная агрессия проявляется неспособностью прикладывать усилия для достижения собственных целей, реализации своих планов, задач, отстаивания интересов и удовлетворения потребностей, избеганием каких-либо ситуаций «соперничества», конфронтации, конфликтов, дискуссий со склонностью к быстрым уступкам, затруднениями в открытом проявлении своих чувств, переживаний, выражения претензий и предпочтений; снижением предметной активности, сужением круга интересов и пассивным уединением, то есть, в общем, в неспособности к установлению продуктивных межличностных контактов и теплых человеческих отношений. Для дефицитарно-агрессивных личностей, таким образом, характерны пассивность, уступчивость, жертвенность, зависимость, ведомость, послушность, стеснительность, неспособность брать на себя ответственность в выборе и принятии решения, чувство внутренней пустоты, скуки, одиночества, собственной некомпетентности и вины, ненужности, безучастности, бессилия, «хронической» неудовлетворенности происходящим, отсутствие «радости жизни», ощущение бесперспективности существования и непреодолимости жизненных трудностей, компенсаторной склонностью к заместительным фантазиям, несбыточным планам и мечтам. [46, C. 95] По форме выражения различают: 1. Физическую агрессию - предпочтительное использование физической силы против другого лица (драка, толчки, подножки и пр.); 2. Вербальную агрессию - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг) или через содержание (оскорбления, ругань, сплетни, распускание слухов) словесных ответов; 3. Косвенную агрессию - действия, направленные окольным путем на другое лицо, хоть как-то связанное с обидчиком (например, когда несправедливо наказанный учителем школьник бьет учительского любимчика) или ни на кого не направленные (бросание предметов на пол, удары кулаком по столу, топание ногами); 4. Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления (часто детское упрямство, «неразговаривание») до активной борьбы против установившихся обычаев и законов (забастовки, митинги). Н.Д. Левитов выделил несколько компонентов агрессивного состояния: 1) Познавательный компонент помогает сориентироваться в ситуации, выделить объект для нападения, выбрать «наступательные» средства 2) Эмоциональныйкомпонент, прежде всего в данном компоненте выделяют гнев, который часто (но не всегда) сопровождает агрессию и в ряде случаев принимает форму аффекта, ярости. Особый оттенок агрессивному состоянию придают недоброжелательность, злость, мстительность, а в некоторых случаях — сила и уверенность. 3) Волевой компонент считается, что в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев — инициативность и смелость. Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств. Обсуждение волевого компонента агрессивного состояния связано с проблемой силы воли, которая проявляется, очевидно, не столько в умении просто «сдерживать» агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивным состоянием и агрессивными действиям. Н.Д.Левитов считает,что в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев - инициативность и смелость. Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств. Теперь определим в чем схожесть и различия между понятиями агрессивное действие, агрессивное поведение и агрессивность, т.к.в эти понятия вкладывается один и тот же смысл. Агрессивность, появляясь на свет вместе с рождением ребенка, - это естественная реакция на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей, реализации «принципа удовольствия». Под психическим состоянием понимается целостная картина психического функционирования в ограниченный промежуток времени. Представленность этого функционирования в сознании человека реализуется в оценке или сложившейся ситуации и своего положения в ней. Если ситуации, способствующие возникновению агрессивности как определенного психического состояния, повторяются с определенной частотой, то агрессивность переходит в черту личности, которая может влиять на ее характер, обуславливающий типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Таким образом, если агрессивность не стала чертой личности, то в ответ на возникновение данного психологического состояния следуют агрессивные действия. Агрессивные действия - это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Если же агрессивность является личностной чертой, то мы имеем дело с агрессией, как формой поведения данной личности. Агрессивные действия выступают в качестве: а) средства достижения цели б) способ психологической разрядки в) способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Итак, изучив виды агрессии, мы выяснили, что существуют виды агрессии, направленные на внешний объект или предмет (физическая, вербальная, косвенная, смешанная агрессия), или на самого себя (аутоагрессия). На основании рассмотренного теоретического материала были даны следующие определения: Агрессия является врожденной неотъемлемой биологически целесообразной характеристикой поведения человека в социуме, которая способствует выживанию и адаптации. Агрессивность- это стойкое личностное качество, уровень развития которого является показателем готовности индивидуума к агрессивному действию. Агрессивное действие - это компонента агрессии, которая имеет внешние, социально-неприемлемые формы проявления и фиксируется как единичный акт, связанный с нанесением вреда и урона другому. Агрессивное поведение - это систематическое осуществление индивидуумом агрессивных действий. Таким образом, содержательные данные этого параграфа необходимы для различения и понимания между следующими понятиями: агрессия, агрессивность и агрессивное поведение. Эти понятия являются смешанными, взаимозависимыми, но тем не менее в них вкладывается разный смысл. Также следует знать все виды и формы агрессии, что бы учитывать их при диагностике различных состояний и для грамотного подхода к детям с данным поведением.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.64 (0.017 с.) |