ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ



ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Психология девиантного поведения: основные понятия.

 

Девиантное поведение – отклоняющееся поведение, не попадающее в норму.

Поведение – это совокупность реакций и действий человека, обусловленная различного рода факторами.

Проблема курса:

Необходимость научно определить сущность девиантного поведения (ДП), отграничить от других психических явлений, определить место и значение в развитии личности, и на этой основе разработать психологические технологии адаптации и коррекции личности (чаще всего – подростки).

 

В поведении личности отражается процесс ее социализации, т.е. интеграции социума.

Социализация предполагает адаптацию к социальной среде с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Варианты соц.адаптации:

1.Радикальная адаптация – предполагает самореализацию через изменение личностью существующего соц. мира.

2.Гиперадаптация – самореализация через влияние личности на соц.жизнь посредством ее сверхдостижений.

3.Гармоничная адаптация – самореализация личности в социуме посредством ориентации на соц.требования.

4.Конформистская адаптация – это приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации.

5.Девиантная адаптация – это самореализация посредством выхода за существующие соц.требования.

6.Социально-психологическая дезадаптация – это состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.

 

При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя следующие характеристики:

1 – мотивированность – внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности.

2 – адаптивность – это соответствие ведущим требованиям соц. среды.

3 – аутентичность – это соответствие поведения индивидуальности, его естественности для данной личности.

4 – продуктивность – реализация сознательных целей.

5 – адекватность – согласованность с конкретной ситуацией.

 

Задачи психологии ДП:

Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявлений.

В частности, следует различать ДП, которое носит социально творческий характер, является порождением или отражением социальных инноваций, от ДП, которое порождено или открывает путь социальной патологии, носит «-» характер.

 

Понятие нормы и отклонения.

Под нормальным поведением понимают нормативно одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей.

Анормальное поведение можно разделить на нормативно неодобряемое, патологическое и нестандартное.

 

Стат.норма = 50-60% слечаев

по 20% - небольшое отклонение (*кривая нормального распределения)

 

Признаки отклоняющегося поведения:

1. Не соответствует общепринятым или официально установленным соц.нормам.

 

2. ДП и Л., его проявляющая, вызывает негативную оценку со стороны других людей.

Стигматизация Л. – навешивание ярлыка (пр: «Единожды солгавши, кто ж тебе поверит.»)

 

3. ДП наносит реальный ущерб самой личности или окр. людям.

Это м.б.:

- дестабилизация существующего порядка;

- материальный или моральный ущерб;

- физическое насилие;

- ухудшение здоровья.

В крайних своих проявления составляет угрозу для жизни (пр: суицид, наркотики и т.д.).

 

Для ДП характерны психологические страдания (как для самой личности, так и для окружающих).

Формы ДП:

а) Деструктивное (плохо другим)

б) Аутодеструктивное (плохо себе)

 

4. Рассматриваемое поведение может характеризоваться как стойко повторяющееся, т.е. многократное или длительное. Однократное отклоняющееся поведение нельзя считать девиантным, если не повторяются эксцессы.

 

5. Для того, чтобы поведение можно было классифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом не должно быть следствием нестандартной ситуации (пр: поведение в рамках посттравматического синдрома или при реальной угрозе для жизни).

 

6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах мед. нормы, т.е. не должно отождествляться с психическими заболеваниями и патологическими состояниями.

В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. Такое поведение требует мед. вмешательства.

 

7. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

 

8. ДП имеет выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие.

 

9. Ранее 5 лет у ребенка отсутствуют необходимые представления о соц.нормах, а самоконтроль осуществляется взрослыми => до 5 лет нельзя говорить о ДП. Только к 9-10 годам мы можем говорить о наличии у ребенка способности следовать соц. нормам (самостоятельно).

 

Исходя из вышесказанного, мы можем дать следующее определение отклоняющегося поведения: это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных соц. норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее соц. дезадаптацией.

 

 

Определение соц. норм.

 

Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен.

 

Существуют различные нормативные субкультуры – от научных до криминальных.

 

В целом, понятие нормы является достаточно дискуссионным.

 

Соц. норма – это совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет соц. общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

 

Соц. норма закрепляет исторически сложившийся интервал дозволенного или обязательного поведения людей.

 

В отличие от естественно-научной, соц. норма может соответствовать и не соответствовать законам развития.

 

!! Вследствие этого соц. отклонения могут быть не только негативными, но и позитивными.

 

Основные свойства соц. норм:

1. Объективность

2. Историчность (соответствие эпохе)

3. Универсальность

4. Безусловность (пр: по умолчанию, негласное правило)

Особую трудность составляют:

5. Относительность

6. Динамичность

 

Несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, соц. нормы играют регулятивную роль в жизни любого общества. Они создаю нормативно одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в данное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении, выполняя функцию контроля.

 

Виды соц. норм:

Нормы могут быть формализованы и записаны в виде законов, правил и инструкций, но чаще они существуют в форме общественного сознания в виде традиций, общественного мнения.

 

1.Духовно-нравственные нормы – носителями этих норм выступают сами люди, а также такие институты, как семья, религиозные концессии, общественные организации. Это общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли.

+ народные традиции, международные конвенции и декларации.

 

2.Морально-этические – представляют собой ожидания, предписания определенной соц. группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов.

Носителями этих норм являются конкретные социальные объединения. Данные номы обычно текстуально не закреплены, хотя бывают исключения (пр: «Русский домострой»).

Могут (иногда) противоречить нравственным нормам (пр: асоциальные группы).

Групповые нормы могут порождать стереотипы и предрассудки (пр: расовые и этнические).

 

3.Правовые – эти нормы закреплены в основных документах гос-ва (конституция, уголовный и гражданский кодекс и т.д.). данные нормы регулируются всей гос. системой.

 

4.Политические – они сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях. Направлены на регулировку отношений между странами.

 

5.Организационно-профессиональные – регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.

 

Появился новый вид социальной нормыиндивидуальная норма, связанная с признанием ценности каждой личности. Связана с гуманизацией общественного сознания в целом.

 

Для психологии особенно важен вопрос о механизмах воздействия соц. норм на личность.

Особенно интенсивно соц. нормы осваиваются на ранних этапах развития ребенка в семье.

 

В соответствии с общими психологическими представлениями, нормы присутствуют в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок.

 

Соц. установка = аттитюд.

Этот термин был введен Томасом и Занецким.

Позднее Смит выделил 3 компонента аттитюда (готовность/ предрасположенность субъекта воспринимать или действовать опр. образом):

1. Когнитивный – это знание об объекте или явлении.

2. Аффективный – эмоционально-оценочное отношение к объекту.

3. Конативный/поведенческий – готовность личности реализовать опр. поведение по отношению к объекту.

 

Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, т.е. имеют личностный смысл.

 

По Ядовой выделяются 4 уровня соц. установок:

1. Простейшие ситуативные поведенческие установки.

2. Соц. установки, действующие на уровне малых групп и привычных ситуациях.

3. Соц. установки, которые направлены относительно интересов конкретной сферы соц. активности.

4. Ценности или установки, которые регулируют целостность социального поведения или деятельности личности.

 

В силу различий в ценностях люди существенно отличаются по мотивам и стилям поведения.

Если человек ориентирован на выживание, то усилия будут направлены на обеспечение физической и материальной безопасности.

Другими ориентиром в жизни человека может быть общественное мнение => установки на стремление принадлежать к группе.

 

Т.е. соц. нормы создают установки личности, которые в свою очередь формируют диспозиционное поведение.

 

Соц. нормы выполняют в обществе очень важные функции:

1. Регулируют общий ход социализации.

2. Интегрируют индивидов в группы, а группы в общество.

3. Контролируют отклоняющееся поведение.

4. Служат образцами, эталонами поведения.

 

Социальные отклонения.

Соц. отклонения (с.от.) – это нарушения соц. норм, которые характеризуются опр. массовостью, устойчивостью и распространенностью.

Имеются ввиду такие негативные массовые соц. явления как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм.

 

Следует заметить, что между двумя полюсами – соц. одобряемое поведения и с.от. – лежит широкий круг явлений, который не регулируется соц. нормами. Это могут быть как положительные процессы (пр: творчество), так и явления с возможными отрицательными последствиями (пр: массовое курение).

Разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.

 

Вопрос о последствиях с.от. неоднозначен. Объективный вред явления и его субъективная оценка в ряде случаев не совпадают.

 

Особенно трудно оценить степень ущерба от пограничных форм асоциального поведения (пр: проституция, легкие наркотики и т.д.).

 

Соц. отклонения имеют следующие признаки:

1. Историческая детерминированность.

2. негативные последствия для общества.

3. относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени.

С.от. имеют направленность и содержание.

 

Общество противопоставляет с.от. способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.

 

Ряд с.от. имеет приходящий характер: вещевая спекуляция, брак по расчету, диссидентство.

 

Параллельно с этим изменяются меры общественного воздействия в отношении с.от.

(пр: в дореволюционной России были санкции против самоубийств).

 

В настоящее время отношение общества к поведению становится более либеральным.

 

Можно исследовать уровень или коэффициент отклонения. Он определяется как количество официально зарегистрированных проявлений данного отклонения относительно численности населения (чаще всего – на 100 тыс. человек).

 

В разных странах в разные годы этот уровень различен. Это зависит от экономики, политики и т.д.

 

Можно исследовать структуру отклонения или соотношение отдельных подвидов внутри отклонения.

 

Динамика – это показатель изменения уровня и структуры всего массива изучаемого явления за определенное время.

 

Функции с.от.:

1. Интеграции группы.

2. Формирование морального кодекса общества.

3. Выражение социального протеста и выход агрессивных тенденций.

4. Бегство.

5. Сигнал о неизбежных соц. изменениях.

6. Способ самоидентификации и самореализации.

 

Несмотря на сходства, с.от. отличаются от термина «»отклоняющееся поведение личности».

В 1 случае – это социальный феномен, а по 2 – психологический.

 

Отклонения могут носить как индивидуальный, так и групповой характер.

 

Виды с.от.:

1.Индивидуальные – один человек против культурных норм.

Групповые – конформное поведение в асоциальной группе.

 

2.Первичные отклонения – поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе.

Вторичные – отклонения, которые нарушают существующие соц. нормы = ДП.

 

3.Культурно-одобряемые отклонения:

· Сверх-интеллектуальность – повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении опр. статуса.

· Особые склонности в узких специфических участках деятельности.

· Сверхмотивация.

· Личностные качества (которые способствуют положительному развитию).

· Счастливый случай.

 

4.Культурно-осуждаемые отклонения – те нарушения, которые противоречат законам общества.

 

Социологические теории ДП

Социальные девиации подчиняются соц. закономерностям, зависят от времени и общества.

Их сложно прогнозировать и в ряде случаев ими можно управлять.

 

Наиболее известными представителями данного направления являются:

* Эмиль Дюркгейм – Концепция аномии:

Термин аномия (фр.) – отсутствие закона организации.

Такое состояние соц. дезорганизации, т.е. соц. вакуум, когда старые нормы и ценности не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.

(пр: количество самоубийств зависит не столько от внутренних свойств индивида, сколько от внешних причин).

Он пытался придать соц. отклонениям нормальность.

 

* В.Парето, Л.Козер, Р.Мертон.

ДП – результат несогласованности между опр. культурой, устремлениями и соц. структурой, задающими средства их удовлетворения.

(пр: В Американской культуре доминирует идея благосостояния, которая определяет высокую значимость успеха, но не все имеют одинаковые условия для достижения успеха).

В качестве путей адаптации могут выступать:

-конформизм

-инновация

-ритуализм

-ретрюм (пассивный уход от выполнения соц. норм)

-мятеж (активный бунт)

Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации.

 

* Р.Клацфд, Л.Оулин.

Личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминал, конфликтная среда и т.д.), с большей вероятностью будет проявлять формы ДП.

В качестве фактора возникновения ДП можно рассматривать влияние современных субкультур:

-аристократическая элита

-хиппи

-металлисты

-скинхеды

-реперы, и т.д.

Люди, склонны идентифицироваться с группой, лидерами и их идеалами, которые могут быть деструктивными.

Это объясняет возникновение массовых девиаций, таких как геноцид, расизм, фашизм и т.д.

Профессия -> ДП

Профессиональная среда может оказывать существенное воздействие на личность человека (проф. выгорание, стресс, деформация личности).

 

* Э.Леммерт, Г.Беккер – теория стигматизации (наклеивания ярлыков).

Девиации – следствие того, что само общество (вернее – соц. группа) наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с абстрактными правилами (первичная девиантность). Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность).

ДП может быть оисано с помощью понятия «соц. роль» или «соц. функция личности».

 

* Дж.Мид, М.Дойч, Р.Краусс.

Роль – система ожиданий относительно поведений человека. Представление человека о модели собственного поведения и поведение сообразно занимаемому положению.

В соответствии со статусом люди могут принимать на себя различные роли, в т.ч. и девиантные.

 

* Г.Сайк, Д.Матза.

Они считают, чтобы освободиться от моральных требований и оправдать себя, свое поведение, человек может ссылаться на высшие понятия (пр: дружбу, оправдывать свое поведение девиантностью жертвы или провокацией), отрицать вред своего поведения.

 

* Ю.А.Клейберг.

На примере подростковой девиантности раскрывает ДП через отношение личности к культурным нормам.

Он считает, что отклоняющееся поведение – это специфический способ изменения соц. норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним (пр: сленг, символика, мода, манера поведения).

 

 

Психоанализ.

* Зигмунд Фрейд.

Психологическое благополучие личности зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют 3 подструктуры: Ид, Эго и Суперэго.

Эго может оказаться слабее Ид, поэтому оно преобразовывает желание Ид в действия так, как будто желания Ид являются его собственными желаниями.

Тревога возникает тогда, когда происходит состояние неудовольствия, когда не находящие выхода чувства становятся источником напряжения.

Тревога сигнализирует о наличии конфликта, который лежит в основе поведенческих проблем.

Личностные проблемы м.б. связаны как с несформированностью Суперэго, так и с сильным, слишком жестким Суперэго.

 

* Анна Фрейд.

«Психология Я и защитные механизмы»

По ее мнению защитные механизмы работают бессознательно и становятся частью индивидуального стиля борьбы с трудностями.

Т.е. защитные механизмы могут защищать Я от какой-либо угрозы.

Проблемы личности появляются тогда, когда защиты неадекватны или недостаточны для нормальной адаптации.

 

Индивидуальная психология.

* Альфред Адлер.

Считал, что основным фактом, определяющим развитие индивидуальности, является жизненная цель.

В общем виде – это цель достижения превосходства над другими (пр: стремление к власти, красоте, богатству, силе, образованности и т.д.).

В норме – направленность на цель сочетается с направленностью на сотрудничество с другими людьми.

В случае нарушения поведения – комплекс неполноценности сочетается с неадекватной жизненной установкой и неразвитым соц. чувством. Т.е. блокируется чувство общности и человек видит других людей как средство выгоды, враждебную силу, не хочет вступать в сотрудничество. В следствии этого формируются отрицательные черты, которые определяют ДП человека.

 

Бихевиоризм.

* Скиннер.

(механизм оперантного обуславливания)

В результате проб и ошибок может достигаться успех, который приводит к удовольствию или устранению неприятностей.

Оперантное поведение – это поведение, которое оперирует в окр. среде, производя последствия.

Считал, что необходимо подкрепление. Оно может быть позитивным.

(пр: алкоголь --- настроение, праздник, внимание друзей, уход от проблем, снижение чувства неуверенности и т.п.).

Все эти подкрепления или поощрения могут провоцировать ДП.

Если же происходит угасание подкрепления (или НЕТ подкрпления), то реакция может ослабевать.

 

Наказание тоже может иметь эффект подкрепления и вести к ДП.

Эффект наказания зависит от ряда условий:

1. Оно должно применяться сразу после нежелательного поведения.

2. Быть пропорционально поступку.

3. Быть индивидуально значимым.

4. Должно осуществляться без свидетелей.

 

Представители бихевиоризма рассматривают поведение человека как процесс взаимодействия личности со средой.

 

Агрессивное поведение.

Агрессия (лат. – нападение) – это поведенческий акт нанесения ущерба.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в стремлении наносить ущерб кому-либо или чему-либо.

Агрессивное поведение – это совокупность действий и реакций, характеризующихся нанесением вреда и причинения страданий другим людям.

Враждебность – это свойство личности, выражающееся в отношении к миру как к опасному и угрожающему.

 

Агрессивное поведение является одним из самых ярких и имеет конкретные характеристики:

1. Направленность

2. Формы проявления

3. Интенсивность

 

Целью агрессии м.б. как собственно причиненное страдание жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия).

 

Агрессия бывает направлена: на внешние объекты (людей или предметы); на себя (тело или личность).

 

Уолтер и Бандура агрессию, направленную на других людей называют асоциальной, и связывают ее с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых м.б. нанесен ущерб другой личности или имуществу. Причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону.

 

Агрессия принимает самые разнообразные формы: явные или латентные.

 

Чаще всего этот термин (агрессия) употребляется для обозначения разрушительных намерений. Хотя и м.б. характеристикой познавательных намерений, таких как активность с целью самоутверждения, стремление к достижению, в спортивных состязаниях, при конкуренции.

 

Наиболее привычные проявления агрессии:

- конфликтность

- давление

- принуждение

- злословие

- негативное оценивание

- угрозы

- применение физ. силы

 

Скрытые формы агрессии выражаются в:

- уходе от контактов

- действии с целью навредить кому-то

- причинении вреда себе

- самоубийстве

 

Агрессия м.б.:

I. ЯВНАЯ

1. Физическая – прямое нанесение физического вреда

2. Косвенная – нанесение вреда опосредованное и вербальное (словесные унижения, ругательства, угрозы, оскорбление)

 

II. ПО СТЕПЕНИ ОСОЗНАННОСТИ

1. Осознанная – есть цель, человек четко понимает кому и с какой целью наносит ущерб

2. Импульсивная – цель: получить разрядку эмоций или как реактивные действия (защитные реакции, стресс, рефлекторные действия)

 

Внутренними репрезентациями агрессии могут быть:

- идеи

-фантазии

- аффекты

(пр: человек может вынашивать идею насилия над кем-либо; Он может расправляться с обидчиком лишь в своих фантазиях, или испытывать сильный аффект).

 

Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивное аффекты, таки как:

-раздражение

-зависть

-отвращение

-злость

-нетерпимость

-ярость

-бешенство

-ненависть

 

Функции агрессии:

1. отстаивание автономии

2. устранение источника угрозы или страдания

3. удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей

4. разрешение внутреннего конфликта

5. повышение самооценки

* при этом агрессия может не осознаваться ее хозяином

 

Одним из наиболее сложных агрессивных аффектов является НЕНАВИСТЬ.

Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии.

 

При опр. условиях ненависть и желание мести могут усиливаться. Если они становятся стабильной характерологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера.

 

В более легких случаях – ненависть приобретает форму жестких моральных запретов и агрессивного утверждения собственных идеалов.

 

Также ненависть может проявляться в желании власти – подчинять или уничтожать.

 

При более тяжелых формах ненависти появляются садистские наклонности, т.е. желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого.

 

Крайняя форма проявления ненависти – стремление к уничтожению или убийству, или радикальное обесценивание всех и вся.

 

Ненависть может выражаться и в самоубийстве.

 

Т.о. АГРЕССИЯ – как внутренняя побудительная тенденция – это неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности).

 

Агрессивность – это склонность конкретного человека проявлять агрессию в форме внутренних или внешних признаков.

 

Следовательно…

Агрессивное поведение может иметь различные формы по степени выраженности:

- ситуативные агрессивные реакции

- пассивное агрессивное поведение

- активное агрессивное поведение

 

Признаки агрессивного поведения:

1.Выраженное стремление к доминированию над людьми и использование их в своих целях.

2.Тенденция к разрушению

3.Направленность на причинение вреда окр. людям.

4.Склонность к насилию, причинению боли.

 

Выраженную социально негативную оценку имеют прежде всего те формы агрессивного поведения, которые нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

 

Чаще всего агрессор испытывает:

- злость

- ярость

- садистическое удовольствие

или

- безразличие

 

Жертва испытывает:

- страх

- унижение

 

Это поведение (агрессора) направляется агрессивными мотивами:

- разрушить

- устранить

- использовать

- навредить

 

На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения.

 

Насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) – является самыми серьезными проявлениями и нежелательными следствиями агрессивного поведения.

 

Агрессия выполняет важные функции социализации:

1. Освобождает от страха

2. помогает отстаивать свои интересы

3. защищает от внешней угрозы

4. способствует адаптации

 

Делинквентное поведение.

Делинквентное поведение – это противоправное поведение личности.

Это действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или соц. порядку, и уголовно наказуемы в крайних своих проявлениях.

 

Личность, проявляющая противозаконное поведение квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия – делинквентами.

 

Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще.

 

Делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм гос. жизни, четко выраженных в правилах или законах общества.

 

В литературе данный термин употребляется в различных значениях:

* Личко в практику подростковой психиатрии вводит понятие делинквентность, ограничивая им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности (пр: школьные побои, мелкое хулиганство, отнимание мелких денег).

* Ковалев считает, что делинквентное поведение является преступным поведением.

* В Росси делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе. По достижению совершеннолетия делинквент превращается в антисоциальную личность.

(за рубежом – с периодом совершеннолетия).

 

Среди подростков, совершивших правонарушение, Долгова, Горбатовская и Шумилкан выделяют 3 типа:

1. Последовательно-криминогенный – криминогенный вклад личности в преступное поведение при взаимодействии с соц. средой является решающим. Преступление вытекает из привычного стиля поведения и обуславливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта.

 

2. Ситуативно-криминогенный – нарушение моральных норм, правонарушение обусловлено неблагоприятной ситуацией. Преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть эксцессом. Такие подростки совершают преступления чаще всего в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициатором правонарушения.

 

3. Ситуативный тип – незначительная выраженность негативного поведения. Решающее влияние отводится ситуации, возникающей не по вине индивида.

 

Существует многообразие классификаций правонарушений. Это многообразие можно представить в нескольких группах делинквентных личностей:

1. Ситуативный правонарушитель – противоправные действия спровоцированы ситуацией.

 

2. Субкультурный правонарушитель – нарушитель, идентифицировавшийся с групповыми антисоциальными ценностями (чаще всего дети подражают взрослым из своего ближайшего окружения).

 

3. Невротический правонарушитель – асоциальные действия которого выступают следствием интрапсихического конфликта и тревоги: осн. мотивационный фактор – сильное и неосознаваемое чувство вины, которое скрывает под собой запретные эдиповы желания и ставит на их место противоправные действия.

4. Органический правонарушитель – совершающий противоправные действия вследствие мозговых повреждений с преобладанием импульсивности, интеллектуальной недостаточности и аффективности.

 

5. Психотический правонарушитель – свершающий деликты вследствие тяжелого психического расстройства – психоза, помрачения сознания. Окр. действительность воспринимается в искаженном виде. Фрустрация может завершаться вспышкой агрессии.

6. Психопатический правонарушитель – психопат описывается как асоциальный, высоко импульсивный, не испытывающий чувства вины и неспособный устанавливать и поддерживать близкие эмоциональные отношения.

7. Антисоциальная личность – антиобщественные действия которой вызваны специфическим сочетанием личностных черт: враждебность, неразвитость высших чувств, неспособность к близости.

 

Антисоциальная личность.

Антисоциальная или психопатическая (социопатическая) личность – это синонимы.

Социопатическая или антисоциальная личность представляют собой психологический тип, описанный через глубинные психологические механизмы функционирования личности.

Мак-Вильямс описывает эту личность как стремящуюся ощущать власть над другими, манипулировать людьми, чтобы чувствовать себя выше.

Отсутствие совести à делинквенты не страдают от дискомфорта из-за своего поведения.

Детство отличается безнадежностью, обилием опасности, часто бывает слабая мать или садистический отец. Алкоголизм и наркотики в семье, семейные разрывы.

Ребенок не получает чувство защищенности и поэтому всю свою жизнь пытается сам себя защитить.

В состоянии гнева, отчаяния человек может совершать антисоциальные действия, прибегать к антисоциальному поведению.

 

Девиантная виктимность.

Виктим = жертва

Виктимность – свойство личности, возникающее в следствии дефекта интерактивного культурогенеза и характеризующееся предрасположенностью личности стать жертвой фрустрации социогенных и персоногенных воздействий, ведущих к деформации развития личности.

 

Личность может компенсировать свою ущербность в различных формах ДП.

 

Личность становится жертвой отклоняющегося поведения ввиду своей некомпетентности à наступает девиантная виктимность (ДВ)

 

Чаще всего виктимная личность имеет следующие показатели:

1.Тревожность повышенная – ощущение внутренней напряженности, осторожности и тягость душевного дискомфорта, постоянное возрастание тревоги.

2.Эмоциональная ригидность – т.е. человек не может правильно, адекватно дать эмоциональную реакцию.

3.Эмоциональная вязкость – человек постоянно говорит об аффекте, событии, фиксация на нем.

4.Эмоциональная лабильность – быстрота и легкость изменения настроения.

5.Эмоциональная монотонность – эмоциональные реакции лишены гибкости, естественной зависимости от внешних или внутренних воздействий, эмоционально однообразны, т.е. состояние отстраненности.

6.Эмоциональное огрубление – утрата тонких эмоциональных дифференцировок: не способен правильно выражать эмоции.

7.Эмоциональная тупость – душевная холодность, черствость, бессердечие, эмоциональный репертуар личности резко ограничен.

8.Утрата эмоционально резонанса – полное или почти полное отсутствие эмоционального отклика на событие. Личность разобщена с внешним миром.

9.Алекситимия – сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний, т.е. человеку трудно в…

- определении и описании собственных переживаний

- сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями

- снижение способности к символизации – бедность фантазии, воображения.

- фокусировка на внешних событиях в большей мере, чем на внутренних переживаниях

 

ВИДЫ ДВ:

Первичная виктимность – это типичные свойства физических или юридических лиц, превращающие их в объект преступных посягательств.

 

Вторичная/субъективная виктимность – это типичные свойства физических или юридических лиц, снижающие их способность самостоятельно обеспечивать свою защиту.

 

Видовая виктимность – предрасположенность отдельных людей становиться в силу ряда обстоятельств жертвами преступлений.

 

Групповая виктимность – это повышенная общая предрасположенность отдельных групп населения, обладающих сходными демографическими, социальными, морально-психологическими качествами, в опр. условиях становиться жертвами преступления (пр: изнасилование à женщины).

 

Поведение жертв насилия:

Пассивное – невозможность отказать, сопротивляться.

Активное – подстрекательство.

 

Типы поведения несовершеннолетних:

1. <



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.232.88 (0.022 с.)