Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-когнитивная теория или теория соц. научения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
* Бандура. По мнению автора, любое поведение человека соц. обусловлено. Так, например, агрессивное поведение обусловлено присутствием способа усвоения действий, должна быть провокация и условие. Т.е. агрессор должен знать: что причиняет боль, как это сделать, в каких условиях. Осн. механизмы формирования поведения: 1. Научение через наблюдение – наблюдать можно сцены из жизни, кино, литературы, художественных изображений. 2. Научение в действии или научение через опыт – очень важно, как человек воспринимает последствия. (пр: если последствия были оценены высоко, то это повышает вероятность подобного поведения или может усилить его). Т.е. необходимы какие-то мотиваторы.
Копинг-поведение – это процесс, опосредующий приспособление, следующее за стрессовым событием. Впервые этот термин появился в 1962 г. Сейчас копинг-поведение рассматривается как процесс соц. адаптации или сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Происходит когнитивная оценка ситуации и индивид приступает к разработке механизмов преодоления стресса с целью адаптации -> человек вырабатывает копинг-стратегии (действия по совладанию со стрессом). Для этого ему необходимы копинг-ресурсы (здоровье, выносливость, устойчивая самооценка, общительность, интеллект, мораль, юмор, деньги и оборудование).
Выделяют 26 форм копинг-поведения. (Хейм выделил у онкологических больных). 1. Адаптивные варианты – способствуют снятию стресса. а) установка на собственную ценность б) проблемный анализ в) сохранение самообладания Такие формы поведения направлены на анализ возникших трудностей, на пути выхода из них, повышение самооценки, самоконтроля, сознания собственной ценности, наличие веры в собственные ресурсы.
2. Эмоциональные стратегии а) протест / оптимизм – человек стремиться к сотрудничеству, к поддержке со стороны близких людей. Малопродуктивны: б) смирение в) растерянность г) отказ от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы д) подавление эмоций е) покорность ж) самообвинение Стресс – это обычное для большинства людей явление.
В 60-ые гг. появилось направление… …Система консультирования и система семейной психотерапии. Личность рассматривается как элемент соц. системы. На поведение человека влияет его семья, т.к. он включен в семейную систему.
Дисфункциональная семья не справляется по стрессорами и не обеспечивает условия для личностного роста каждого ее члена.
Стрессоры: 1. Рождение ребенка. 2. Смена профессии. 3. Миграция. 4. Уход детей из дома.
Отклоняющееся поведение = симптом семейного неблагополучия.
Чаще всего – члены семьи игнорируют семейную проблему и не разделяют ответственность за случившееся. Закрываются внешние границы для решения проблемы извне. В этих семьях часто возникают проблемы выражения чувств.
!!! Отклоняющееся поведение характеризуют: 1. Духовные проблемы: - отсутствие или утрата смысла жизни - несформированные нравственные ценности - редуцированные высшие чувства (совесть, ответственность, честность) - внутренняя пустота - блокировка самореализации
2. Деформация в ценностно-мотивационной сфере личности: - девиантные ценности - фрустрированность потребностей - внутренние конфликты - малопродуктивные механизмы психологической защиты
3. Эмоциональные проблемы: - тревога - депрессии - негативные эмоции - трудности понимания и выражения эмоций
4. Проблемы саморегуляции: - нарушение способностей ставить цели и добиваться их выполнения - неадекватная самооценка - чрезмерный или недостаточный самоконтроль - низкая рефлексия - малопродуктивные механизмы совладания со стрессом - низкие адаптивные возможности - дефицит положительных ресурсов личности
5. Когнитивные искажения: - дисфункциональные мысли - стереотипы мышления - ограниченные знания - мифы - предрассудки - неадекватные установки
6. Негативный жизненный опыт: - негативные привычки и навыки - девиантный / плохой опыт - психические травмы - опыт насилия
Отклоняющееся поведение личности обусловлено сложной системой взаимосвязанных факторов, условий и психологических причин.
Агрессивное поведение. Агрессия (лат. – нападение) – это поведенческий акт нанесения ущерба. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в стремлении наносить ущерб кому-либо или чему-либо. Агрессивное поведение – это совокупность действий и реакций, характеризующихся нанесением вреда и причинения страданий другим людям. Враждебность – это свойство личности, выражающееся в отношении к миру как к опасному и угрожающему.
Агрессивное поведение является одним из самых ярких и имеет конкретные характеристики: 1. Направленность 2. Формы проявления 3. Интенсивность
Целью агрессии м.б. как собственно причиненное страдание жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия).
Агрессия бывает направлена: на внешние объекты (людей или предметы); на себя (тело или личность).
Уолтер и Бандура агрессию, направленную на других людей называют асоциальной, и связывают ее с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых м.б. нанесен ущерб другой личности или имуществу. Причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону.
Агрессия принимает самые разнообразные формы: явные или латентные.
Чаще всего этот термин (агрессия) употребляется для обозначения разрушительных намерений. Хотя и м.б. характеристикой познавательных намерений, таких как активность с целью самоутверждения, стремление к достижению, в спортивных состязаниях, при конкуренции.
Наиболее привычные проявления агрессии: - конфликтность - давление - принуждение - злословие - негативное оценивание - угрозы - применение физ. силы
Скрытые формы агрессии выражаются в: - уходе от контактов - действии с целью навредить кому-то - причинении вреда себе - самоубийстве
Агрессия м.б.: I. ЯВНАЯ 1. Физическая – прямое нанесение физического вреда 2. Косвенная – нанесение вреда опосредованное и вербальное (словесные унижения, ругательства, угрозы, оскорбление)
II. ПО СТЕПЕНИ ОСОЗНАННОСТИ 1. Осознанная – есть цель, человек четко понимает кому и с какой целью наносит ущерб 2. Импульсивная – цель: получить разрядку эмоций или как реактивные действия (защитные реакции, стресс, рефлекторные действия)
Внутренними репрезентациями агрессии могут быть: - идеи -фантазии - аффекты (пр: человек может вынашивать идею насилия над кем-либо; Он может расправляться с обидчиком лишь в своих фантазиях, или испытывать сильный аффект).
Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивное аффекты, таки как: -раздражение -зависть -отвращение -злость -нетерпимость -ярость -бешенство -ненависть
Функции агрессии: 1. отстаивание автономии 2. устранение источника угрозы или страдания 3. удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей 4. разрешение внутреннего конфликта 5. повышение самооценки * при этом агрессия может не осознаваться ее хозяином
Одним из наиболее сложных агрессивных аффектов является НЕНАВИСТЬ. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии.
При опр. условиях ненависть и желание мести могут усиливаться. Если они становятся стабильной характерологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера.
В более легких случаях – ненависть приобретает форму жестких моральных запретов и агрессивного утверждения собственных идеалов.
Также ненависть может проявляться в желании власти – подчинять или уничтожать.
При более тяжелых формах ненависти появляются садистские наклонности, т.е. желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого.
Крайняя форма проявления ненависти – стремление к уничтожению или убийству, или радикальное обесценивание всех и вся.
Ненависть может выражаться и в самоубийстве.
Т.о. АГРЕССИЯ – как внутренняя побудительная тенденция – это неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности).
Агрессивность – это склонность конкретного человека проявлять агрессию в форме внутренних или внешних признаков.
Следовательно… Агрессивное поведение может иметь различные формы по степени выраженности: - ситуативные агрессивные реакции - пассивное агрессивное поведение - активное агрессивное поведение
Признаки агрессивного поведения: 1.Выраженное стремление к доминированию над людьми и использование их в своих целях. 2.Тенденция к разрушению 3.Направленность на причинение вреда окр. людям. 4.Склонность к насилию, причинению боли.
Выраженную социально негативную оценку имеют прежде всего те формы агрессивного поведения, которые нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Чаще всего агрессор испытывает: - злость - ярость - садистическое удовольствие или - безразличие
Жертва испытывает: - страх - унижение
Это поведение (агрессора) направляется агрессивными мотивами: - разрушить - устранить - использовать - навредить
На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения.
Насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) – является самыми серьезными проявлениями и нежелательными следствиями агрессивного поведения.
Агрессия выполняет важные функции социализации: 1. Освобождает от страха 2. помогает отстаивать свои интересы 3. защищает от внешней угрозы 4. способствует адаптации
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.28 (0.008 с.) |