Занятие второе. «Маска, я Вас знаю» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие второе. «Маска, я Вас знаю»



Часть 1


Приветствие


Выполнение группового правила, обмен переживаниями


Упражнение «Передай улыбку по

кругу», участникам группы

предлагается взяться за руки, пожать

их, улыбнуться соседу


136


Цель занятия и упражнений Методы и техника работы Содержание занятия
Освоение коммуникативных умений самораскрытия, умения рассказывать о себе Групповая беседа (направлена на обсуждение темы «Я, мой мир, мое») Первоклассникам предлагается обсудить любимые занятия, книжки, игрушки и др.; на карточке каждый ребенок продолжает предложение: «Я люблю больше всего на свете...»; предлагается рассказать о любимых занятиях и предпочтениях своих родителей, братьев и сестер
Развитие у детей интереса к себе, повышение самопринятия, осознание себя и другого как уникальных людей Составление коллажа иэ достоинств — см. [12, с. 162] Упражнение «Я хвалюсь...»: первоклассникам предлагается назвать по 2—3 дела, которые они могут делать лучше других; задание на дом: вырезать из старых газет и журналов подходящие картинки и заголовки, которые иллюстрируют достоинства ребенка, сделать из них коллаж, принести в группу, показать
Подведение итогов первого этапа занятия; выработка группового правила Рефлексия по поводу переживания положительного отношения к себе В ходе рефлексии участники группы вырабатывают новое правило: «Другим интересно узнать про меня. В группе я рассказываю о том, что у меня получилось сегодня хорошо и что понравилось»
Развитие выразительности, координации, предвосхищения движений Хореотерапия Упражнение «Руку правую вперед», где первоклассники вслед за ведущим воспроизводят образцы движений
Часть 2
Диагностика и коррекция робости, застенчивости Проективная диагностика «Выбор маски», терапевтические приемы: — принятие и исполнение роли; — десенсибилизация страха (снижение значимости отрицательных героев); — переживание безопасности яа счет осознания условности ситуации; — переживания положительных эмоций за счет возможности творческой самореализации (терапия творчеством) Предлагается иэ в масок выбрать одну и обосновать свой выбор; упражнение «Маска, я Вас знаю»: каждому члену группы предлагается обменяться масками и, используя все виды жестов и прикосновений, изобразить поведение героев «положительных» (заботливый Айболит, трудолюбивый Гномик и др.) и «отрицательных» масок (хитрая Лиса, злая Ваба Яга и др.)

Цель занятия и упражнений Методы и техника работы Содержание занятия
Подведение итогов занятия, организация обратной связи Рефлексия переживаний по поводу занятия (обсуждение по кругу) Обсуждение переживания проходит согласно выработанному на этом занятии правилу: «Я рассказываю, что сегодня получилось и что понравилось»; ведущий организует позитивное подкрепление нового опыта ребенка (выполнение роли)
Занятие третье. «Театр двух актеров»
Часть 1
Приветствие; восстановление впечатления второго дня занятий; введение ритуального действия Обмен переживаниями; выполнение группового правила Упражнение «Передай улыбку по кругу»: участникам группы предлагается выразить приветствие (улыбнуться, пожать руку соседу), психолог предлагает детям ввести это правило в ритуал группы
Снятие напряжения, повышение уверенности в себе, самостоятельности, воображения Психогимнас­тика — [7] Игра «Паровозик»: дети цепляются друг за друга, главный — первый вагон; обращается внимание на чувство поддержки другого; «паровозик» преодолевает в ходе игры разные препятствия, которые создает психолог, а потом и первый ребенок — ведущий поезда, в роли которого выступает каждый по очереди
Освоение коммуникативных умений: развитие у детей интереса к другим людям, принятие их, повышение значимости другого Групповая беседа направлена на обсуждение темы «Люди вокруг меня» ' (Г. С. Абрамова) В ходе обсуждения темы первоклассникам предлагается придумать добрые слова, с которыми можно было обратиться к однокласснику, незнакомому человеку, к брату, сестре, маме и др.
Освоение коммуникативного умения передачи положительной обратной связи Упражнение на освоение вербальных средств признания другого — см. [12, с. 163] Упражнение «Комплименты»: каждый ребенок имеет возможность высказать другому положительную обратную связь; задание на дом: сказать добрые слова близким людям дома, рассказать на следующий день в группе об атом опыте
Подведение итогов первого этапа занятия; выработка группового правила Рефлексия группового опыта В ходе рефлексии участники группы вырабатывают новое правило: «Будем внимательны друг к другу»
Развитие выразительности, координации движений; повышение положительного эмоционального тонуса; активизация внимания Хореотерапия Упражнение «У дяди Августа семь сыновей...», где первоклассники вслед эа ведущим повторяют заданные движения и слова известной детской песни

Цель занятия и упражнений Методы и техника работы Содержание занятия
Часть 2
Диагностика и коррекция робости и застенчивости Проективная диагностика «Выбор масок» Предлагается выбрать ту или иную маску, обосновать выбор
Развитие сотрудничестве, творческого самовыражения, уверенности в себе, своих силах Игра-драматизация, терапевтические приемы: — принятие и исполнение роли (терапия творчеством); — прием формирования эмоционально-личностной децентрации; — Прием переноса отрицательных эмоций и качеств личности на игровой образ Игра «Театр двух актеров»: первоклассникам предлагается разделиться на группы по 2 человека, придумать сценку со своими масками, отрепетировать ее, показать остальным членам группы, использовать при этом аплодисменты, подарки, сделанные своими руками, выразить положительную обратную связь
Подведение итогов занятия, организация и обмен обратной связью Рефлексия переживаний по поводу занятия (обсуждение по кругу) «Ритуальное» действие Участникам группы предлагается рассказать об испытанных на этом занятии чувствах и переживааиях: «Сегодня на занятии я почувствовал...»; прощание с песней «От улыбки стало всем светлей...»; задание на дом: научить своих товарищей в классе, во дворе новым играм и упражнениям
Занятие четвертое. «Волшебная кукла»
Часть 1
Приветствие «Ритуальное» действие приветствии Упражнение «Передай улыбку по кругу»: участникам группы предлагается поприветствовать друг друга
Активизация группы, повышение эмоционального тонуса; возможность активного самовыражения, развитие воображения Психогимнастика — см. [24, с. 166) Участникам предлагается изобразить «дерево», «кустик», «резиновую игрушку», характерные движения животных (прыгающая лягушка, подкрадывающийся тигр и др.)
Освоение соммуникатииных навыков: научить различать чувства, мысли людей по выражению лица Групповая беседа, обсуждение темы «Лицо — аеркало наших переживаний» (Г. С. Абрамова) Первоклассникам показывают портреты одного и того же мальчика (девочки) с разным выражением лица (радостным и грустным) ипредлагается продемонстрировать такое же, как на рисунке, лицо; обсуждается, легко ли узнать мысли и чувства человека по выражению лица; предлагается придумать загадку, в которой надо угадить мысли и чувства человека

Цель занятия в упражнений Методы и техника работы Содержание занятия
Освоение средств выражения чувств, получение обратной связи Моделирование внешних проявлений чувств — см. [7, с. 133] Игра «Зеркало»: участники разбиваются на группы по два человека и по очереди каждый из них берет роль «зеркала», в котором отражаются эмоции и чувства второго
Подведение итогов первого этапа занятия Рефлексия по поводу проведенных беседы и упражнений В ходе рефлексии участники группы обмениваются полученными впечатлениями
Развитие выразительности, координации движении, повышение положительного эмоционального тонуса Хореотерапия Упражнение «V Оленя дом большой...»: первоклассникам предлагается вслед за ведущим в разном темпе повторить заданные образные движения и слова известной песни
Часть 2
Диагностика и коррекция робости и засте нч и воет и; уточнение психологического диагноза участников группы Проективная диагностика «Выбор героя кукольного театра» После выбора кукол первоклассникам предлагается провести спонтанную игру; выявляются различные социальные роли участников группы
Повышение самооценки, уверенности в себе Игровое моделирование, терапевтические приемы: — принятие и исполнение роли (куклотерапия); — эмоциональное отреагирование (свободное выражение эмоций, попытка эмоционального разрешения собственных проблем) Направленное игровое моделирование ситуаций: участникам группы предлагается разбиться на пары и сыграть о куклами сценкн: «Разговор дочки и матери», «Встреча друзей во дворе», «Учитель и ученик» и др.
Подведение итогов занятия, организация обратной связи Рефлексия переживаний по поводу занятия; «Ритуальное» действие Участникам группы предлагается рассказывать друг другу о овоих впечатлениях и переживаниях; групповая пеоня «От улыбки стало всем с петлей»; задание на дом: сделать с родителями или друзьями книжку-малышку с картинками и загадками или придумать загадки устно

Ирль занятии и упражнений Методы и техника работы Содержание занятая
Занягае пятое. «Внимание! Куклы оживают»
Часп.1
Приветствие; восстановление ш ючят лений прошлого занятия; организация групповой обратной связи «Ритуальное» действие приветствия У прожив шо «Передай улыбку по кругу»: предлагается определить нестроение каждого участника по выражению лица
Развитие чувства коммуникативной безопасности Пснхогимнястика— ем.[7,с.131] Игра «Восковая палочка»: группа построена кругом, близко друг к другу, выставив ладони на уровне груди; в кругу «восковая палочка», закрыв глаза, качается, а группа легко перелаоовывает ее от одного к другому
Освоение коммуникативных умений — научить различать чувства человека в зависимое™ от ого голосе (паралннгвистн-ческие средства общения) Групповая беседа направлена на обсуждение темы: «Голос человека и его возможности» (Г. С. Абрамова); психотерапевтический метод отрэапфспсиош отрицательных пережишний и десенсибилизация страхов —-см. [24, с. 177] Игра «Громче»: предлагается воем детям одновременно прокричать свои обиды, жалобы сначала с накрытыми, потом с открытыми глазами
Подведение итогов первого этапа зпнятия Рефлексия по поводу проведенных беседы и упражнений В ходе рефлексии выясняется значение голоса в общении людей
ОиПИО напряжения, повышение эмоционального тонуса; инициирование тактильных контактов Поихогнмнастика— см.[7.с-Ш] Игра «Жмурки»: водящему завязывают глазе, кружат на месте, после этого вое разбегаются, а «жмурка» должен кого-нибудь поймать и угадать, кто ото

 

  Часть 2  
Диагностика и коррекция робости и застенчивости; коррекция поведения, связанная с социальной робостью, развитие омелоеггн, уверенности в ообе, повышение оямооцвнки Проективная диагностика «Выбор куксл», терапевтические приемы: — принятие и исполнение роли (куклотерапия); — отреагнрованме отрицательных переживаний, связанных с осифгумем; — паряюоотрииятелшых переншвшшй; —лесемсионлшацкя ооииальньгх страхов —Участникам предлагается выбрать для -своей куклы роль взрослого человека, дать ему имя; психолог принимает роль робкого ребенка и по очереди с каждым участником импровизирует диалог; -этюды: «Встреча с незнакомцем», «Новенькая в классе», «Ведущий концерта»
Подведение итогов, оргаииаация обратной свили Рефлексия переживаний по поводу занятий (обгужлише по кругу); «Ритуальное» действие Участники группы обсуждают то, «по узнали на занятии, чему научились, обмениваются своими переживаш1ями по этому поводу, групповая песня «От улыбки стало всем светлвй»; заданно на дом: нарисовать рисунок «Любимая кукла»

Цель занятия и упражнений Методы и техника работы Содержание занятия
Занятие шестое. «Настоящий кукольный театр»
Часть 1
Приветствие, восстановление впечатлений от предыдущего занятия «Ритуальное» действие приветствия Упражнение «Передай улыбку по кругу»
Активизация группы, переживание группового единства Психогимнастика — см. [7, с. 133] Игра «Путанка»: по предложенной детьми считалке выбирается ведущий, он выходит из комнаты, остальные дети берутся за руки и образуют круг; не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как сумеет; водящий распутывает «путанку», не разжимая рук запутавшихся
Освоение коммуникативных умений, связанных с преодолением трудностей социальной робости Дифференциация схем поведения «трусливого» «робкого», «смелого» Игра «Смельчак», построенная на контрастных схемах поведения «робкий — смелый ребенок» Психотерапевтические приемы; — отреагированне отрицательных переживаний; — десенсибилизация социальных страхов Предлагается придумать и разыграть сюжет игры, героями которой являются трусливый, робкий и смелый
Подведение итогов первого этапа занятия Рефлексия по поводу полученных навыков общения В ходе рефлексии отмечается понимание значения того или иного коммуникативного умения
Активизация группы, развитие ■ самостоятельности, уверенности Психогимнастика Участникам группы предлагается игра на выбор, ведущий выбирается детьми
Часть2
Диагностика и коррекция робости и застенчивости Проективная диагностика «Выбор кукол» Первоклассникам предлагается выбрать куклы, обосновать выбор
Развитие самостоятельности и самореализации, повышение уверенности в себе Терапевтические приемы: — принятие и исполнение роли (куклотерапия); — эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения; — прием десенсибилизации социальных страхов Упражнение-соревнование «Кто громче?» — см. [24, с. 178]; участникам предлагается вместе с партнером выбрать отрывок из сказки и показать его при помощи кукол; психолог организует театральное пространство, актуализирует положительную обратную свяаь (аплодисменты, благодарность зрителей)

Цель занятия и упражнений Методы и техника работы Содержание занятия
Подведение итогов занятия, организация обратной связи Рефлексия переживаний по поводу занятия (обсуждение по кругу); «Ритуальное» действие Обсуждение проходит по правилу: «Другим интересно все про меня знать», психолог помогает выразить мысли и чувства ребенка; Групповая песня «От улыбки стало всем светлей»; задание на дом: «Нарисуй любимую сказку»
Занятие седьмое. «Что может кукла, могу и я»
Часть 1
Приветствие, восстановление впечатлений от предыдущего занятия; «Ритуальное» действие приветствия Упражнение «Передай улыбку по кругу»
Преодоление барьеров в общении, повышение самооценки, ответственности за другого, использование невербальных средств общения Психогимнастика Игра «Дублер»: участникам предлагается по очереди изобразить кого-то из присутствующих, остальные угадывают, кто это
Освоение коммуникативных умений — выбор средств успешного взаимодействия Групповая беседа на тему «Мы знаем, что нужно, чтобы люди понимали друг друга» Психолог предлагает рассказ по типу незаконченных предложений, первоклассникам необходимо по ходу дополнять и заканчивать предложения, опираясь иа знание основных навыков общения
Часть 2
Коррекция робости и застенчивости' Проективная диагностика «Выбор кукол», терапевтические приемы: — принятие и исполнение роли; — эмоциональное отреагирование (упражнение) «Покажи себя с неожиданной стороны» — 124, с. 178] Упражнение: «Что может кукла, могу и я!»: участникам предлагается сначала с помощью куклы, а потом самостоятельно продемонстрировать свои умения в ситуациях, где нужно показать смелость, уверенность в своих силах, умение самостоятельно принять решение; этюды: «Помощник», «Спасатель» и др.
Подведение итогов, организация обратной связи Рефлексия переживаний по поводу заключительного занятия (обсуждение по кругу) «Ритуальное» действие В ходе рефлексии обсуждаются чувства и переживания, возникшие во время второй части занятия Групповая песня «От улыбки стало всем светлей»; обмен рисунками подарками

Опыт проведения и некоторые результаты коррекционной работы

Как мы уже говорили, подбор учащихся в группы был сделан в ходе бесед с учителями, родителями и на основании ряда диагностических методик.

Думается, интересно проследить изменения, происходящие с детьми в ходе коррекционных занятий в группе игротерапии в следующих аспектах.

Отношение детей к маскам и куклам

Когда мы решили обратиться к маскам и куклам как к средству коррекции социальной робости первоклассников, то не ожидали такого эффекта. Первое знакомство с масками (1-е занятие) и куклами (4-е занятие) проходило всегда шумно, дети бурно реагировали — вскакивали со стульев, громко разговаривали, глаза у них блестели. Наших робких ребят невозможно было узнать: всем хотелось тут же взять каждую принесенную маску или куклу. На четвертом занятии возник даже небольшой конфликт из-за того, кто первый выберет куклу (пришлось вводить в подобных ситуациях считалки).

В то же время кукла не сразу выступила средством снятия
застенчивости, робости. На протяжении 4-го и 5-го занятий
"отношения" с куклой были скованными. Например, первое
представление куклы Наташей М. делалось очень робко — слова
произносились шепотом "на ухо" психологу. В другой группе
Женя Ш. вообще не знал, как с куклой работать, прижал
выбранного козлика к себе и не показывал зрителям. Только на
следующих занятиях дети освоились со своими героями и уже
легче представляли их, входили в их образ. ' V,

В то же время выбор куклы на разных этапах занятий был достаточно диагностичен. Например, впервые выбирая куклу, Женя Ш. остановил свое внимание на маленьком козлике, объяснив это тем, что "козлика все обижают". На следующем занятии мальчик выбрал куклу Аленушку, объяснив тем, что "она потерялась в лесу". Лена В. также при выборе остановилась на "робком" персонаже. "Зайчик несмелый" — так сказала о нем девочка.


Куклы предоставили дополнительную возможность еще раз увидеть степень робости, застенчивости участников группы. Только на следующих занятиях детям удалось несколько преодолеть свои трудности. Это выражалось в выборе других, более смелых героев, либо тех же, но с измененной характеристикой поведения ("смелый заяц", "сильный козлик" и др.).

Использование куклы в наших занятиях предполагало разную степень вовлеченности ребенка в работу с другими. Если на первых этапах кукла или маска выступала только в индивидуальном представлении, то потом нами создавались условия для кооперативных форм, что повышало возможность искать и находить необходимые для совместной работы средства сотрудничества. Приобретенные контакты уже на четвертом занятии дали определенный эффект, особенно это стало заметно во время упражнения "Комплименты".

Развитие коммуникативных умений

Попытки организовать спонтанное взаимодействие детей выявили их существенные трудности в общении: и на первом, и на втором, и в какой-то мере на третьем занятии многие прятали, отводили глаза, держались скованно (руки в замке, посадка напряженная на краешке стула).

Развитие необходимых умений общения шло через работу сознания и формирования отношений. Обсуждение адекватных средств приветствия, взаимодействия, поддержание контакта проводилось в ряде бесед и закреплялось в групповых правилах. Полученные детьми в ходе обсуждения знания отрабатывались на уровне поведения в ролевой игре и психогимнастических упражнениях.

Вовремя проведения психогимнастики дети сначала стеснялись выполнять танцевальные движения, делали это очень неуверенно и скованно. Но уже к третьему занятию появилась тенденция положительного эмоционального отношения к этим упражнениям. Ребята с удовольствием выполняли их, не веря, что могут быть ловкими и смелыми в присутствии других. Например, у Марины К. и Наташи М. — самых робких в группе девочек — во время проведения психогимнастики настроение всегда менялось, на лицах появлялись улыбка, выражение радости.


На наших занятиях дети имели возможность получить новые знания о невербальных средствах общения. Они учились видеть и слышать чувства, мысли, переживания других людей и выражать свои.

Изменение отношения к себе, рост уверенности, самопринятие

Постепенно у детей менялось отношение к себе, повышалась уверенность. С первого же занятия во время проведения специально подобранных упражнений детям предлагались ситуации, в которых они могли бы выразить себя, предстать перед другими в новом качестве. Для этого они надевали маску, затем, работая с куклой, прятались за ширму.

Маски и куклы давали интересный эффект — ребенок выступал перед зрителями, не боясь окружающих, речь и движения его становились более свободными, появлялась уверенность в себеЛ Так, уже на третьем занятии "Театр двух актеров" во время инсценировки сказки Марина К. очень уверенно управляла куклой§ и говорила за нее. На шестом и седьмом занятиях ширма убиралас# и дети имели возможность напрямую вступать во взаимодействие' со зрителями. Когда на пятом занятии мы предложили им самостоятельно провести игру в группе и выбрать ведущего, то совершенно неожиданно для нас среди желающих оказались наиболее робкие.

Эффективность наших занятий показало задание, которое ведущий просил провести за пределами группы — в классе с другими детьми или дома во дворе. Практически все дети выполнили его. Они выступили инициаторами и организаторами ряда игр на перемене и получили большое удовольствие в роли ведущих, гордились численностью участвующих в игре. '

По наблюдению учителя статус детей на протяжении занятий в группах заметно изменялся. Они стали интересны другим, могли найти предмет игрового и коммуникативного взаимодействия со сверстниками.

Полученные результаты дают возможность рекомендовать школьному психологу данную программу занятий для коррекции поведения социально робких младших школьников.

' ■. -4Т.»•■. т 146


Литература

1. Абрамова Г. С. Об улыбке, букве "Я", словах "надо" и
"нельзя": Материалы для психокоррекционных и развивающих
занятий с младшими школьниками. Волгоград, 1992.

2. Абрамян Л. А. Преодоление негативных эмоциональных
эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца,
Я. 3. Неверович. М., 1986.

3. Андрущенко Т. Ю. Графические приемы фиксации субъек­
тивных трудностей общения в предподростковом возрасте //
Вестник МГУ. Сер. 14, 1991. J* 1. ",

4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М., 1987.

5. Божович Л. Н. Личность и ее формирование в детском
возрасте. М., 1968.

6. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-
психологическое консультирование. Проблемы психического
развития детей. М., 1990.

7. Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений обще­
ния у младших школьников в игровой группе // Семья в психо­
логической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столи-
на. М., 1989.

8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии
ребенка// Вопросы психологии. 1966. № 6.

9. Готовность детей к школе. Диагностика психического
развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Метод,
разраб. для школьного психолога / Е. А. Бугрименко,
А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова,М., 1989.

10. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.

11. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. М., 1988.

12. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.

13. Изард К. Эмоции. М., 1980.

14. Исурина Г. Л. и др. Методы и техники групповой психо­
терапии // Групповая психотерапия. М., 1990.

15. Карвасарский В. Д. Психотерапия. М., 1985.

16. Карвасарский Б. Д., Ледер С. Теоретические концепции
групповой психотерапии // Групповая психотерапия. М., 1990.

17. Липкина А. И. Самооценка школьника. М., 1976.

18. Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожны­
ми детьми // Активные методы в работе школьного психолога: Сб.
науч. тр. М., 1990.


19. Родителям — о здоровье и болезнях детей // Твое здоровье.

1991. № 7. С. 24-29.

20. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекцион-
ные группы: теория и практика. М., 1990.

21. Рубин 3. Дети без друзей // Лабиринты одиночества. М.,

1989.

22. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М.,

1988.

23. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.

24. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М., 1981.

25. Элъконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

26. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их
коррекция / Под ред. В. В. Лебединского, О. С. Никольской и др.
М., 1990.


СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. Младший школьник в психологической

консультации........................................................................ 3

Т. П. Гаврилова. О трудностях и переживаниях младшего
школьника (опыт работы практического психолога)........ 5

Часть 2. Формирование школьной готовности

и компетентности............................................................... 27

Т. Ю. Андрущенко, Н. В. Карабекова. Коррекционно-
развивающие игры для младших школьников: теория,
техника, некоторый опыт................................................... 29

А. Г. Лидерс. Развитие и коррекция произвольности

речевого общения у детей 6—8 лет................................. 78

Часть 3. Коммуникативная компетентность младшего

школьника........................................................................ 89

Г. С. Абрамова. Развитие навыков общения младших
школьников со взрослыми и сверстниками (диалоги
психолога с ребенком)....................................................... 91

Часть 4. Психологическая помощь младшему

школьнику.................................................... __.__....... 120

Т. Ю. Андрущенко, Р. М. Язмир. Куклотерапия как
средство преодоления социальной робости младшего
школьника....................................................................... 122



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.82.44.149 (0.08 с.)