Рве. 10. Шкала роста «знания растут» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рве. 10. Шкала роста «знания растут»




для девочек — "Пуговицы", "Троллейбусный маршрут", "Поиск клада". Иногда, в случаях более выраженной подготовки ребенка к школе, программа ограничивалась двумя играми (исключались "Троллейбусный маршрут" или "Поиск клада").

После окончания игровых занятий проводились контрольные срезы по методикам "Графический диктант" и "Диктант пространственных действий".

Анализ данных контрольной диагностики показал, что, как правило, дети, первоначально вошедшие в группу с низким уровнем сформированности таких показателей, как произволь­ность действий и пространственная ориентировка, после коррек-ционных занятий обнаруживали достаточно высокие положи­тельные результаты.

Беседы с учителями подтверждали определенные изменения: у ребенка появлялась школьная компетентность — формировалась (или усиливалась) внутренняя позиция, изменялось отношение к школе за счет понимания смысла и значения учения, он вступал в учебный диалог с учителем, ему нравилось выполнять учебные задания, повышалась общая успешность в обучении за счет умения действовать в умственном плане, владения знаково-символическими обозначениями. Кроме того, в результате освоения игр у детей снижалась общая школьная тревожность, они становились более спокойными, уверенными.

Далее представляем опыт проведения трех игр из коррекцион-ной программы.

Занятия с Вовой К., 7 лет (игра "Офицерсолдат")

В беседе учительница охарактеризовала Вову как слабоуспева­ющего, очень невнимательного ученика. Она отмечала, что маль­чик после перемены долго не может "включиться в урок": перекладывает тетради, ручки на парте, что-то ищет в портфеле и т. д. На уроках легко отвлекается, много разговаривает.

Результаты диагностических методик показали, что школь­ную жизнь Вова воспринимает формально, его внутренняя пози­ция сформирована недостаточно (преобладание ответов типа "Б" в "Беседе о школе" Т. А. Нежновой).

Хотя мальчик успешно справился с заданиями "Диктанта пространственных действий" (2 ошибки), выполнить "Графичес­кий диктант" он не смог: ни под диктовку, ни самостоятельно


 

        1"   --    
  !          
        ;       1 V  
                                \         ! U
U                                       j ■! ■ '■:
r     —,               i     i  
I             '. i i ■ •! i ■ ■; i 1  
f ~pTT"       i            
        __;_________________ — L_.,          
    1 i     -         • IT"'! '~: i 1      
                          j '  
                                    .,,.  
    j   "--             If     I i,f■    
                        4-^ и   L   f—t—j—     L ' J  
                               
                                       
      I         i » • ! ' I. i   ._,,,.,.    
          L                       itr      
                                |,Г;        
                        Г f         ' Г   I  
                          I               i! i  
                        <       j ■1 ■'it ;i  
                                  !       ! ■ i ■
                                                             

Pxc. 11. "Графический диктант" Вовы К.

Нова не нарисовал правильно ни одного узора. Даже тренировоч­ный узор, который был нарисован взрослым на доске, мальчик начинал рисовать дважды и так и не закончил (рис. 11).

Полученные данные свидетельствовали о низком уровне рп а вития произвольности — умений действовать по указанию ii.iрослого, выполнять задание по образцу.

Исходя из этого, были поставлены цели игровых занятий, п'мзанные, во-первых, с формированием новой позиции ребенка — i • > >ъекта деятельности, во-вторых, с формированием произволь­ности психических процессов.


Программа состояла из нескольких игр. Остановимся на некоторых особенностях поведения и деятельности мальчика в ходе игры "Офицер — солдат".

Уже на первом занятии ("Начало службы") обнаружились трудности Вовы, связанные с точным выполнением указаний взрослого. Обратимся к протоколу этого занятия.

 

Дата Время, мин. Этап игры Успешность Трудности Примечания
7.02   1-й, 1. Задачи   Играет с
    2-й принимает   удовольст-
          вием, вы-
          полнять
          задания
          ему явно
          нравится
        2.В сохранении  
        задачи: забывает  
        повторять ко-  
        манду  
        "офицера",  
        говорить слово  
        "Есть", переспра-  
        шивает количе-  
        ство клеток, на-  
        правление хода  
      3. Пространст- 3. Иногда требу-  
      венные призна- ется уточнение  
      ки листа знает: взрослого:  
      называет оба "Левый угол —  
      признака угла. какой?" (левый  
      Ориентируется на верхний). Иногда  
      реальных предме- путает правую-  
      тах и на листе левую стороны  

Хотя явных трудностей в пространственной ориентировке на Первом занятии Вова не испытывал, было решено провести упражнение "Молчаливая страница" (в этой игре — "Молчаливая Карта заговорила" — второе занятие) с целью развития произволь­ности — умений слушать и выполнять указания взрослого.

С заданиями этого занятия мальчик справился в целом успеш­но. Однако ему вновь было нелегко делать то, что требовалось: называя "синий карандаш", он брал коричневый или зеленый и т. п. На наш взгляд, это связано опять-таки с низкой произволь­ностью, рассогласованием вербальных и практических действий.


Достаточно успешно прошло третье занятие ("Слово офице-рп — закон"). Хорошо владея пространственной ориентировкой, Иова быстро и правильно выполнял задания "офицера", что позволило на этом же занятии перейти к следующему, третьему •♦тапу ("Присвоение звания", занятие "Школа офицера").

Приведем протокол третьего занятия.

 

Дэта Время, мин. Этап игры Успешность Трудности Примечания
13.02   3-й, 1. Задачи   Легко и
    4-й принимает   быстро
          выполнял
      2. Сохраняет зада- 2. При сохра- задания
      чу: "докладывает" о нении задачи: занятия
      конечном пункте не повторяет "Слово
      (итоговый конт- команду "офи- офицера—
      роль); обнаружива- цера", часто закон';
      ет ошибки 'сол- сразу начинает перешли к
      дата", выполняя действовать. содержа-
      роль "офицера" В роли офицера нию следу-
      (направление хода, не всегда заме- ющего
      количество клеток; чает невыпол- занятия—
      нашел все ошибки— нение "солда- "Школа
      пооперациональ- том"— офицера"
      ный контроль) взрослым  
        правила игры—  
      3. Пространствен- сказать "Есть"  
      ные признаки на- и повторить  
      зывает легко, дей- команду  
      ствия осуществля-    
      ет легко, быстро    
      4. Сотрудничество    
      со взрослым:    
      - упреждающие    
      действия (в роли    
      офицера, дав ко-    
      манду, сразу под-    
      сказывает "сол-    
      дату": "Есть!");    
      - обсуждает свои    
      трудности: "Труд-    
      но, когда солдат    
      забывает, что надо    
      делать"    

Как видно из протокола, трудности Вовы по-прежнему были няааны с овладением собственным поведением. Однако можно


отметить и некоторую динамику этого процесса, проявившуюся в появлении и успешном осуществлении контрольных действий.

На четвертом занятии ("Служба офицера") Вова играл ■0 паре с одноклассником. Он сумел объяснить правила игры товарищу при помощи взрослого, необходимость которой обуслов­ливалась тем, что Вова не всегда мог четко делать это, например, <yVL говорил: "Я скажу, а ты четыре клетки вниз" и т. п. Поэтому ^сихолог помогал на начальном этапе занятия — задавал наводя- хцяе вопросы, подсказывал необходимость переходов к следующе-ьЛУ этапу объяснения.

Игровые действия (в роли и офицера, и солдата) мальчик выполнял легко, безошибочно, с явным удовольствием. Общение с партнером носило характер сотрудничества. При. объяснении правил игры Вова смотрел на него, на листке показывал -направ­ление хода: "Вот гляди..."; иногда стремился упредить его дейст­вия: "Три клетки влево — это туда..." и т. д.

Поведение и деятельность мальчика на последнем, пятом •^ анятии ("Трудные задания") свидетельствовали о том, что он ояладел игровыми действиями. Обратимся к протоколу.

 

Дата Время, мин. Этап игры Успешность Трудности Примечания
$4.02   2-й, 1—2. Задачи прини-    
    3-й, мает и сохраняет.    
    4-й Осуществляет конт-    
      рольные действия:    
      сразу замечает и    
      исправляет "ошибки"    
      психолога (еще на    
      этапе проговаривания    
      "солдатом" команды    
      "офицера")    
      3. Действия в целом 3. Иногда Играл с удо-
      выполняет легко и путает пра- вольствием,
      безошибочно вую-левую даже после
        стороны звонка на урок
          физкультуры
          продолжал
          составлять
          "письма "-задания
      б. Сотрудничество   психологу.
      в общении со взрос-   объяснив: "Я
      лым, инициативность   потом, быстро
      ("А теперь я состав-   на физкультуру
      лю письмо")   разденусь"

Как видно из протокола, действовать по указанию взрослого, управлять своим поведением Вове на занятии не было трудно. Он проявил достаточно сильную заинтересованность в игре, с удо­вольствием знакомился с новыми правилами (составление "пись­ма"), был инициативен. Все это, на наш взгляд, свидетельствовало о том, что мальчик постепенно занимал активную позицию в игре, овладевал собственным поведением.

После пяти занятий игры "Офицер — солдат" с мальчиком вновь был проведен "Графический диктант". Результаты показа­ли, что Вове уже удается действовать по указанию взрослого — в узорах, выполненных под диктовку, он сделал лишь одну ошиб­ку. Однако со второй частью задания — нарисовать самостоятель­но узор по образцу — ему еще справиться было трудно: в целом он воспроизвел рисунок, выполненный под диктовку, но количе­ство клеток'в узорах часто не совпадало с образцом.

Занятия с Аней Б., 7 пет (игры "Пуговицы", "Поиск клада")

Девочка, по мнению учительницы, была робкая, молчаливая, исполнительная, на уроках пассивная, одинаково равнодушно относилась к своим успехам и неудачам. С первых дней обучения Аня испытывала трудности при письме: не всегда могла скопиро­вать элементы букв, не соблюдала ("не видела") строчки.

Результаты диагностических методик ("Графический дик­тант", "Диктант пространственных действий") показали, что девочка испытывает затруднения в пространственной ориентиров­ке, в выполнении произвольных (по указанию взрослого) дейст­вий. Приводим результаты выполнения "Графического диктанта" Аней Б. (см. рис. 12).

Программа включала три коррекционно-развивающие игры, несколько упражнений. Остановимся на особенностях поведения и деятельности девочки в ходе двух игр.

На первом занятии игры "Пуговицы" ("Где какая пуговица") Аня с интересом знакомилась с правилами, шкалой роста. Сразу же обнаружились затруднения девочки в пространственной ориен­тировке как в реальном плане (путала правую-левую стороны, правую руку называла "левой"), так и на игровом поле (не называла оба признака угла и др.); играя на шестиклеточном поле только тремя пуговицами, допускала ошибки.


Рис. 12. "Графический диктант" Ани Б.

Поведение девочки на этом занятии отличалось робостью, неуверенностью. Это проявилось в приглушенном тоне ее голоса (иногда говорила почти шепотом), сидении на самом краешке стула, Аня избегала смотреть в глаза, интенсивно качала ногой на протяжении всего занятия.

Приводим протокол этого занятия.


Дета Время, мин. Этап игры Успешность Трудности Примечания
24.11   1-й, 1. Задачи    
    2-й принимает    
      2. Задачи 2. Словесный отчет  
      сохраняет на о действиях затруднен,  
      протяжении отвечает односложно  
      всего занятия    
      3. Один раз 3. При ориентации на  
      безошибочно реальных предметах  
      разложила 3 и на игровом поле  
      пуговицы на стойко путает правую  
      шсстиклеточ- и левую стороны;  
      ном поле в игре на шестикле-  
        точном поло (3 пуго-  
        вицы) — 3 ошибки.  
        на довятиклеточном  
        поле (4 пуговицы) —  
        3 ошибки.  
        Перцептивные дей- Помощь
    -   ствия (описание пу- взрослого:
        говиц вслух) осущест- наводящие
        вляет с помощью вопросы,
        взрослого уточнения
      4. В сотрудни-   4. Отвечает
      честве со взрос-   тихим
      лым заинтере-   голосом,
      сована, но за-   избегает
      нимает пози-   взгляда
      цию исполни-    
      теля    

Анализ результатов первого занятия показал, что девочка нуждается в специальном обучающем занятии, которое позволило бы дифференцировать необходимые пространственные отноше­ния.

С этой целью в программу было включено упражнение "Мол­чаливая страница", первая часть которого (определение сторон и углов) вызвала наибольшие затруднения у девочки: часто пута­лась, сбивалась, даже после взрослого не могла повторить оба признака угла — вместо "правый верхний угол" она говорила "верхний" или "верхний зеленый угол".

Однако желание справиться с заданием было достаточно силь­ным, Аня старательно и с интересом выполняла все задания психолога. Первый успех в обучении заметно придал ей уверен­ности и позволил в более быстром темпе освоить вторую часть упражнения.

После упражнения, на третьем занятии ("Куда и как пришить пуговицы"), Аня успешно играла на шести- и девятиклеточном


взрослого на каждом занятии носила главным образом эмоцио­нально-регулирующий характер и заключалась в оценочных суждениях, одобряющих действия ребенка. Так как девочка на занятиях была робкой, очень мало и тихо говорила, то психолог Чаще использовал невербальные средства поддержки (кивок, ободряющая улыбка, теплый эмоциональный тон и т. п.). Посте­пенно овладение пространственной ориентировкой, успешное ос­воение игровых действий способствовали росту ее уверенности.

На последнем, шестом, занятии ("Потерявшиеся пуговицы. Подсказка для памяти") Аня выбрала для игры подругу из класса, но роль ведущего для нее была трудна, требовалась помощь взрослого (подсказка, вопросы при объяснении правил игры).

Приводим протокол этого занятия.

 

Дата Время, мин. Этап игры Успешность Трудности Примечания
5.12   3-й, 1. Задачу совместных 1. С трудом 1. Помощь:
    4-й действий принимает, объясняет подсказка,
      сохраняет правила игры вопросы.
          объяснение за
          девочку.
          Дополнительно
          сама объяснила
          назначение
          шкалы роста
      2. Осуществляет 2. В конце  
      контрольные занятия стала  
      действия. При допускать  
      затруднениях в ошибки.  
      запомнив нив действия  
      переходит к торопливы,  
      проговаривают передвигает  
      действий вслух: пуговицы с  
      «Большую красную места на  
      круглую пуговичку место (4  
      пришиваем в левый ошибки)  
      верхний квадрат»    
      3. Свободно владеет    
      пространственной    
      лексикой    
      4. Сотрудничество с   4. В сотрудни-
      партнером: уступает   честве вновь
      право выбора пуговиц,   появилась
      фишек при работе со   некоторая
      шкалой роста   неуверенность.
          зависимость от
          оценки взрослого

I


 

 

t     \
       
ь   I/  
/     • к  
N     is <X

Рис. 13. Образец выполнения «Диктанта пространственных действий»


Итак, Аня в достаточной степени овладела игровыми дейст­виями, при помощи психолога смогла сама организовать игру. Однако на последнем этапе вновь проявилась ее неуверенность, боязнь сделать ошибку.

Наблюдения за поведением и игрой девочки во время занятий позволили сделать вывод о том, что целями дальнейших игровых занятий должны стать: закрепление навыков пространственной ориентировки на другом материале; повышение уверенности девочки в себе; ее готовность занять иную позицию во взаимодей­ствии — не исполнителя, а субъекта деятельности.

Эти цели реализовывались в игре "Поиск клада".

На первом занятии Аня с интересом знакомилась с правилами игры, обсуждала с психологом способы обозначения предметов на плане. Однако пространственная ориентировка вновь осуществлялась девочкой с некоторыми трудностями: опре­деляя местоположение предметов в кабинете психолога, она иногда путала левую и правую стороны, не могла ориентироваться по плану при смене точек отсчета.

Хотя на занятии Аня достаточно много и свободно говорила, открыто улыбалась, все же чувствовалась некоторая ее напряжен­ность, это выражалось в позе учебной посадки в начале занятия, в навязчивых движениях (теребила фартук).

В ходе этого занятия девочка успешно освоила правила игры, научилась использовать план для поиска предмета — "клада" (например, взяв листок с планом, вначале поворачивала его так, чтобы сориентироваться относительно того места, где стояла, и лишь затем определяла, где спрятан "клад").

На втором занятии на предложение психолога самостоятельно составить план Аня уверенно согласилась, быстро и легко соста­вила план кабинета, используя принятые ранее условные обозна­чения предметов. Это объяснялось тем, что девочка дома по своей инициативе организовала понравившуюся ей игру с сестрой: составили план комнаты, вместе играли. Аня с удовольствием рассказывала об этом на занятии.

Она успешно и уверенно осуществляла все игровые действия: ориентировалась по плану, легко находила "клад", точно обозна­чала место его запрятывания.

Успешное освоение игры, некоторый рост уверенности девочки позволили на завершающем, третьем, занятии ввести в игру ту же одноклассницу Ани, что и на предыдущем.


Приводим протокол последнего занятия игры " 1оиск клада".
Дата Время, мин. Этап игры Успешность Трудности Примечания
12.02   3-Й.4-Й 1. Задачу совместных 1. Зависимость  
      действий принимает: от оценки  
      пытается объяснить взрослого:  
      правила, организо- объясняя пра-  
      вать игру вила игры,  
        смотрит не на  
        партнера, а >.а  
        психолога,  
        ждет подт-  
        верждения  
        правильности  
        своих слов  
      2. Местоположение    
      предметов в реальном    
      и символическом    
      пространствах    
    - определяет легко    
      3. Легко и уверенно    
      составила план    
      кабинета психолога    
      4. Сотрудничество со   4. Во время
      сверстницей: отвечает   игры
      но вопросы при   эазговаривали
      объяснении игры.   мало и тихо
      помогает девочке в   Аня впервые на
      ориентации при смене   лаиятии
      точек отсчета и в   смеялась,
      поиске «клада»   радуясь успеху
      определенным   подруги
      образом подает    
      листок с планом.    
      облегчая тем самым    
      поиск)    


Как видно из протокола, затруднения Ани на последнем этапе игры (как и в предыдущей — "Пуговицы") связаны с особеннос­тями ее поведения в ситуации взаимодействия.

Каждый раз на начальном этапе взаимодействия со взрослым или со сверстником в ходе игровых занятий она проявляла неуверенность, напряженность, социальную робость, переживая даже успех в деятельности. Особенно это проявилось в ходе игры "Поиск клада", на третьем занятии. Нам казалось, что успех и уверенность девочки на втором занятии позволят ей более уверен­но, чем в игре "Пуговицы", справиться с ролью ведущего, но она вновь ждала поддержки и одобрения взрослого. Однако следует


отметить, что все же Аня справилась с ролью организатора игры, не пыталась быть только исполнителем. Это свидетельствует о некотором усилении субъектности позиции девочки в ситуации взаимодействия.

Результаты проведенных занятий по двум описанным здесь, а также по некоторым другим играм и упражнениям показывали необходимость проведения с девочкой игровых занятий по другой программе, направленность которой была бы связана с преодоле­нием застенчивости, робости. И хотя это не входит в задачи настоящей работы, отметим, что девочка в дальнейшем участво­вала в занятиях психотерапевтической группы (куклотерапия).

Подведем некоторые общие итоги представленных занятий. Результаты диагностики, проведенной после всего цикла занятий ("Графический диктант"), показали, что Аня в достаточной степе­ни овладела умением действовать по указанию взрослого, не испытывала затруднений в пространственной ориентировке. Ее успехи значительно улучшились: если в начале занятий она входила в группу детей с низким уровнем сформированности пространственной ориентировки и произвольности поведения, то теперь ее результаты стали достаточно высокими.

Учительница также отмечала изменения в поведении и учебе девочки: Аня успешно овладевала письмом, стала активнее на уроках (поднимала руку, отвечала с места, иногда и у доски); если раньше на переменах предпочитала оставаться в классе, то теперь стала играть с девочками в коридоре.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.051 с.)