Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рве. 10. Шкала роста «знания растут»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
для девочек — "Пуговицы", "Троллейбусный маршрут", "Поиск клада". Иногда, в случаях более выраженной подготовки ребенка к школе, программа ограничивалась двумя играми (исключались "Троллейбусный маршрут" или "Поиск клада"). После окончания игровых занятий проводились контрольные срезы по методикам "Графический диктант" и "Диктант пространственных действий". Анализ данных контрольной диагностики показал, что, как правило, дети, первоначально вошедшие в группу с низким уровнем сформированности таких показателей, как произвольность действий и пространственная ориентировка, после коррек-ционных занятий обнаруживали достаточно высокие положительные результаты. Беседы с учителями подтверждали определенные изменения: у ребенка появлялась школьная компетентность — формировалась (или усиливалась) внутренняя позиция, изменялось отношение к школе за счет понимания смысла и значения учения, он вступал в учебный диалог с учителем, ему нравилось выполнять учебные задания, повышалась общая успешность в обучении за счет умения действовать в умственном плане, владения знаково-символическими обозначениями. Кроме того, в результате освоения игр у детей снижалась общая школьная тревожность, они становились более спокойными, уверенными. Далее представляем опыт проведения трех игр из коррекцион-ной программы. Занятия с Вовой К., 7 лет (игра "Офицер — солдат") В беседе учительница охарактеризовала Вову как слабоуспевающего, очень невнимательного ученика. Она отмечала, что мальчик после перемены долго не может "включиться в урок": перекладывает тетради, ручки на парте, что-то ищет в портфеле и т. д. На уроках легко отвлекается, много разговаривает. Результаты диагностических методик показали, что школьную жизнь Вова воспринимает формально, его внутренняя позиция сформирована недостаточно (преобладание ответов типа "Б" в "Беседе о школе" Т. А. Нежновой). Хотя мальчик успешно справился с заданиями "Диктанта пространственных действий" (2 ошибки), выполнить "Графический диктант" он не смог: ни под диктовку, ни самостоятельно
Pxc. 11. "Графический диктант" Вовы К. Нова не нарисовал правильно ни одного узора. Даже тренировочный узор, который был нарисован взрослым на доске, мальчик начинал рисовать дважды и так и не закончил (рис. 11). Полученные данные свидетельствовали о низком уровне рп а вития произвольности — умений действовать по указанию ii.iрослого, выполнять задание по образцу. Исходя из этого, были поставлены цели игровых занятий, п'мзанные, во-первых, с формированием новой позиции ребенка — i • > >ъекта деятельности, во-вторых, с формированием произвольности психических процессов. Программа состояла из нескольких игр. Остановимся на некоторых особенностях поведения и деятельности мальчика в ходе игры "Офицер — солдат". Уже на первом занятии ("Начало службы") обнаружились трудности Вовы, связанные с точным выполнением указаний взрослого. Обратимся к протоколу этого занятия.
Хотя явных трудностей в пространственной ориентировке на Первом занятии Вова не испытывал, было решено провести упражнение "Молчаливая страница" (в этой игре — "Молчаливая Карта заговорила" — второе занятие) с целью развития произвольности — умений слушать и выполнять указания взрослого. С заданиями этого занятия мальчик справился в целом успешно. Однако ему вновь было нелегко делать то, что требовалось: называя "синий карандаш", он брал коричневый или зеленый и т. п. На наш взгляд, это связано опять-таки с низкой произвольностью, рассогласованием вербальных и практических действий. Достаточно успешно прошло третье занятие ("Слово офице-рп — закон"). Хорошо владея пространственной ориентировкой, Иова быстро и правильно выполнял задания "офицера", что позволило на этом же занятии перейти к следующему, третьему •♦тапу ("Присвоение звания", занятие "Школа офицера"). Приведем протокол третьего занятия.
Как видно из протокола, трудности Вовы по-прежнему были няааны с овладением собственным поведением. Однако можно отметить и некоторую динамику этого процесса, проявившуюся в появлении и успешном осуществлении контрольных действий. На четвертом занятии ("Служба офицера") Вова играл ■0 паре с одноклассником. Он сумел объяснить правила игры товарищу при помощи взрослого, необходимость которой обусловливалась тем, что Вова не всегда мог четко делать это, например, <yVL говорил: "Я скажу, а ты четыре клетки вниз" и т. п. Поэтому ^сихолог помогал на начальном этапе занятия — задавал наводя- хцяе вопросы, подсказывал необходимость переходов к следующе-ьЛУ этапу объяснения. Игровые действия (в роли и офицера, и солдата) мальчик выполнял легко, безошибочно, с явным удовольствием. Общение с партнером носило характер сотрудничества. При. объяснении правил игры Вова смотрел на него, на листке показывал -направление хода: "Вот гляди..."; иногда стремился упредить его действия: "Три клетки влево — это туда..." и т. д. Поведение и деятельность мальчика на последнем, пятом •^ анятии ("Трудные задания") свидетельствовали о том, что он ояладел игровыми действиями. Обратимся к протоколу.
Как видно из протокола, действовать по указанию взрослого, управлять своим поведением Вове на занятии не было трудно. Он проявил достаточно сильную заинтересованность в игре, с удовольствием знакомился с новыми правилами (составление "письма"), был инициативен. Все это, на наш взгляд, свидетельствовало о том, что мальчик постепенно занимал активную позицию в игре, овладевал собственным поведением. После пяти занятий игры "Офицер — солдат" с мальчиком вновь был проведен "Графический диктант". Результаты показали, что Вове уже удается действовать по указанию взрослого — в узорах, выполненных под диктовку, он сделал лишь одну ошибку. Однако со второй частью задания — нарисовать самостоятельно узор по образцу — ему еще справиться было трудно: в целом он воспроизвел рисунок, выполненный под диктовку, но количество клеток'в узорах часто не совпадало с образцом. Занятия с Аней Б., 7 пет (игры "Пуговицы", "Поиск клада") Девочка, по мнению учительницы, была робкая, молчаливая, исполнительная, на уроках пассивная, одинаково равнодушно относилась к своим успехам и неудачам. С первых дней обучения Аня испытывала трудности при письме: не всегда могла скопировать элементы букв, не соблюдала ("не видела") строчки. Результаты диагностических методик ("Графический диктант", "Диктант пространственных действий") показали, что девочка испытывает затруднения в пространственной ориентировке, в выполнении произвольных (по указанию взрослого) действий. Приводим результаты выполнения "Графического диктанта" Аней Б. (см. рис. 12). Программа включала три коррекционно-развивающие игры, несколько упражнений. Остановимся на особенностях поведения и деятельности девочки в ходе двух игр. На первом занятии игры "Пуговицы" ("Где какая пуговица") Аня с интересом знакомилась с правилами, шкалой роста. Сразу же обнаружились затруднения девочки в пространственной ориентировке как в реальном плане (путала правую-левую стороны, правую руку называла "левой"), так и на игровом поле (не называла оба признака угла и др.); играя на шестиклеточном поле только тремя пуговицами, допускала ошибки. Рис. 12. "Графический диктант" Ани Б. Поведение девочки на этом занятии отличалось робостью, неуверенностью. Это проявилось в приглушенном тоне ее голоса (иногда говорила почти шепотом), сидении на самом краешке стула, Аня избегала смотреть в глаза, интенсивно качала ногой на протяжении всего занятия. Приводим протокол этого занятия.
Анализ результатов первого занятия показал, что девочка нуждается в специальном обучающем занятии, которое позволило бы дифференцировать необходимые пространственные отношения. С этой целью в программу было включено упражнение "Молчаливая страница", первая часть которого (определение сторон и углов) вызвала наибольшие затруднения у девочки: часто путалась, сбивалась, даже после взрослого не могла повторить оба признака угла — вместо "правый верхний угол" она говорила "верхний" или "верхний зеленый угол". Однако желание справиться с заданием было достаточно сильным, Аня старательно и с интересом выполняла все задания психолога. Первый успех в обучении заметно придал ей уверенности и позволил в более быстром темпе освоить вторую часть упражнения. После упражнения, на третьем занятии ("Куда и как пришить пуговицы"), Аня успешно играла на шести- и девятиклеточном взрослого на каждом занятии носила главным образом эмоционально-регулирующий характер и заключалась в оценочных суждениях, одобряющих действия ребенка. Так как девочка на занятиях была робкой, очень мало и тихо говорила, то психолог Чаще использовал невербальные средства поддержки (кивок, ободряющая улыбка, теплый эмоциональный тон и т. п.). Постепенно овладение пространственной ориентировкой, успешное освоение игровых действий способствовали росту ее уверенности. На последнем, шестом, занятии ("Потерявшиеся пуговицы. Подсказка для памяти") Аня выбрала для игры подругу из класса, но роль ведущего для нее была трудна, требовалась помощь взрослого (подсказка, вопросы при объяснении правил игры). Приводим протокол этого занятия.
I
Рис. 13. Образец выполнения «Диктанта пространственных действий» Итак, Аня в достаточной степени овладела игровыми действиями, при помощи психолога смогла сама организовать игру. Однако на последнем этапе вновь проявилась ее неуверенность, боязнь сделать ошибку. Наблюдения за поведением и игрой девочки во время занятий позволили сделать вывод о том, что целями дальнейших игровых занятий должны стать: закрепление навыков пространственной ориентировки на другом материале; повышение уверенности девочки в себе; ее готовность занять иную позицию во взаимодействии — не исполнителя, а субъекта деятельности. Эти цели реализовывались в игре "Поиск клада". На первом занятии Аня с интересом знакомилась с правилами игры, обсуждала с психологом способы обозначения предметов на плане. Однако пространственная ориентировка вновь осуществлялась девочкой с некоторыми трудностями: определяя местоположение предметов в кабинете психолога, она иногда путала левую и правую стороны, не могла ориентироваться по плану при смене точек отсчета. Хотя на занятии Аня достаточно много и свободно говорила, открыто улыбалась, все же чувствовалась некоторая ее напряженность, это выражалось в позе учебной посадки в начале занятия, в навязчивых движениях (теребила фартук). В ходе этого занятия девочка успешно освоила правила игры, научилась использовать план для поиска предмета — "клада" (например, взяв листок с планом, вначале поворачивала его так, чтобы сориентироваться относительно того места, где стояла, и лишь затем определяла, где спрятан "клад"). На втором занятии на предложение психолога самостоятельно составить план Аня уверенно согласилась, быстро и легко составила план кабинета, используя принятые ранее условные обозначения предметов. Это объяснялось тем, что девочка дома по своей инициативе организовала понравившуюся ей игру с сестрой: составили план комнаты, вместе играли. Аня с удовольствием рассказывала об этом на занятии. Она успешно и уверенно осуществляла все игровые действия: ориентировалась по плану, легко находила "клад", точно обозначала место его запрятывания. Успешное освоение игры, некоторый рост уверенности девочки позволили на завершающем, третьем, занятии ввести в игру ту же одноклассницу Ани, что и на предыдущем.
\Ш Как видно из протокола, затруднения Ани на последнем этапе игры (как и в предыдущей — "Пуговицы") связаны с особенностями ее поведения в ситуации взаимодействия. Каждый раз на начальном этапе взаимодействия со взрослым или со сверстником в ходе игровых занятий она проявляла неуверенность, напряженность, социальную робость, переживая даже успех в деятельности. Особенно это проявилось в ходе игры "Поиск клада", на третьем занятии. Нам казалось, что успех и уверенность девочки на втором занятии позволят ей более уверенно, чем в игре "Пуговицы", справиться с ролью ведущего, но она вновь ждала поддержки и одобрения взрослого. Однако следует отметить, что все же Аня справилась с ролью организатора игры, не пыталась быть только исполнителем. Это свидетельствует о некотором усилении субъектности позиции девочки в ситуации взаимодействия. Результаты проведенных занятий по двум описанным здесь, а также по некоторым другим играм и упражнениям показывали необходимость проведения с девочкой игровых занятий по другой программе, направленность которой была бы связана с преодолением застенчивости, робости. И хотя это не входит в задачи настоящей работы, отметим, что девочка в дальнейшем участвовала в занятиях психотерапевтической группы (куклотерапия). Подведем некоторые общие итоги представленных занятий. Результаты диагностики, проведенной после всего цикла занятий ("Графический диктант"), показали, что Аня в достаточной степени овладела умением действовать по указанию взрослого, не испытывала затруднений в пространственной ориентировке. Ее успехи значительно улучшились: если в начале занятий она входила в группу детей с низким уровнем сформированности пространственной ориентировки и произвольности поведения, то теперь ее результаты стали достаточно высокими. Учительница также отмечала изменения в поведении и учебе девочки: Аня успешно овладевала письмом, стала активнее на уроках (поднимала руку, отвечала с места, иногда и у доски); если раньше на переменах предпочитала оставаться в классе, то теперь стала играть с девочками в коридоре. Наши наблюдения за поведением дев
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.79 (0.013 с.) |