ТОП 10:

Анализ отчета о прибылях и убытках.



Анализ отчета о прибылях и убытках предполагает последовательное изучение всех статей отчета и осуществляется в несколько этапов:

- чтение отчета (при отсутствии аудиторского заключения рекомендуется арифметически проверить итоговые показатели отчета о прибылях и убытках);

- горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ финансовых результатов, доходов и расходов;

- анализ факторов, влияющих на показатели финансовых результатов;

- анализ показателей рентабельности;

- анализ затрат на производство продукции, представленных в разрезе элементов затрат.

Информационной базой анализа является не только отчет о прибылях и убытках, данные о затратах в разрезе экономических элементов, но и материалы годового отчета анализируемой компании, если они доступны пользователю. В настоящее время публичные компании размещают годовые отчеты на своих интернет-сайтах. Кроме того, можно использовать деловую прессу, аналитические обзоры и тому подобную информацию для анализа факторов внешней среды, макроокружения анализируемой компании, состояния отрасли, к которой она относится.

Конечная цель анализа заключается в том,

чтобы объяснить, как управленческие решения в области операционной, инвестиционной и финансовой деятельности повлияли:

- на чистую прибыль - доход собственников;

- нераспределенную прибыль - прирост капитала в отчетном году.

Основные задачи анализа финансовых результатов - оценка структуры доходов и расходов, выявление тенденций формирования финансовых результатов, оценка качества прибыли и показателей рентабельности продаж.

В основе оценки тенденций формирования финансовых результатов лежит метод сравнения: оценивается в динамике деятельность компании минимум за три смежных года; сравниваются относительные показатели с показателями конкурентов, однотипных предприятий и со среднеотраслевыми значениями показателей.

В аналитической практике применяется несколько методов, которые используются при анализе любой формы отчетности: вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ показателей; расчет финансовых коэффициентов; сравнительный и факторный анализ. При оценке качества прибыли большое значение имеют бухгалтерские методы. Для прогнозирования финансовых результатов используются методы статистики.

К стандартным методам анализа отчетности относятся горизонтальный и вертикальный анализ формирования финансовых результатов. Необходимые расчеты показателей динамики и структуры изучаемой совокупности выполняются в аналитических таблицах.

Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - это анализ структуры формирования финансовых результатов в сравнении с предыдущим периодом.

Горизонтальный анализ - изучение темпов роста (прироста) показателей, выявление причин изменений в их структуре.

Трендовый анализ возможен при наличии сопоставимых данных за несколько лет, что предполагает длительный период функционирования организации, стабильность методов бухгалтерского учета и устоявшиеся формы бухгалтерской отчетности, возможность учитывать влияние инфляции на бухгалтерские показатели. Данные базового года служат исходной точкой расчета и принимаются за 100%. Изменение показателей отчета о прибылях и убытках (объема продаж, себестоимости, различных доходов и расходов, показателей финансовых результатов) рассчитывается по каждому показателю в процентах к базисному году. При изучении достаточно длительного периода данные могут быть усреднены (например, рассчитаны средние показатели за каждые три года). Другой подход - расчет структурных показателей отчета о прибылях и убытках за ряд лет. Тренды, построенные таким образом, изучаются для выявления тенденций изменения финансовых результатов.

 

Анализ и оценка структуры затрат и доходов предприятия.

Качество анализа затрат зависит от качества исходной информации. По данным финансовой отчетности выполнить полный анализ затрат невозможно. Для этого необходимо располагать данными аналитического и синтетического учета.

В форме «Приложение к бухгалтерскому балансу» деление затрат на производство представлено в поэлементном разрезе: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты.

Анализ себестоимости продукции на предприятиях обычно осуществляется в следующих направлениях: дается общая оценка себестоимости продукции в постатейном разрезе; изучается состав затрат на производство в поэлементном разрезе; проводится изучение динамики и факторный анализ затрат на один рубль товарной продукции; анализируются прямые затраты (материальные и затраты на оплату труда); изучаются расходы по обслуживанию производства и управлению; анализируются потери от брака продукции; изучается себестоимость отдельных видов продукции; рассчитывают общую сумму резервов снижения себестоимости.

Основными источниками информации для анализа себестоимости выступают форма годового отчета №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», калькуляции отдельных видов изделий, действующая система норм и нормативов расходов отдельных видов затрат на производство отдельных видов продукции и работ, смета расходов и фактическое их выполнение в разрезе отдельных статей управленческих и коммерческих расходов, смета представительских расходов и другие документы.

В ходе анализа учитывают существующую классификацию затрат на производство продукции, которые подразделяются по экономическим элементам затрат и статьям калькуляции.

Принята и используется следующая группировка затрат по элементам: материальные затраты; амортизация; расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды (единый социальный налог); прочие затраты.

Анализ затрат по статьям калькулирования начинается с определения отклонения фактической суммы затрат от плановой, рассчитанной исходя из плановых норм расхода на фактический объем и фактическую структуру продукции в целом по всей товарной продукции и в разрезе отдельных статей расходов.

Вместе с абсолютным отклонением определяют и отклонения в процентах по формуле

/\C в % = /\С / /\С0 * 100%

Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на один рубль товарной продукции, который определяется путем деления общей суммы затрат на производство товарной продукции на ее объем.

На изменение уровня затрат на один рубль продукции оказывает влияние изменение структуры выпущенной продукции, изменение себестоимости отдельных изделий, изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы и изменение цен на товарную продукцию.

Большой удельный вес в себестоимости занимают прямые материальные и трудовые затраты. Их размер зависит от влияния многих факторов: уменьшения объема продукции, изменения структуры затрат, изменения уровня затрат в себестоимости.

Использование в экономическом анализе деления затрат на переменные и постоянные позволяет установить функциональную зависимость между прибылью, объемом производства и реализации и затратами. Наличие этой зависимости используется для выполнения нетрудоемких расчетов различных вариантов уровней прибыли в зависимости от устанавливаемых цен, структуры реализуемой продукции по видам, ее оценки на уровне переменных затрат и общей суммы постоянных расходов. Эта зависимость может быть использована для прогнозирования уровня безубыточности предприятия.

Связь прибыли с объёмом продаж и затратами такова, что прибыль от реализации зависит не только от количества проданного, но и от той доли постоянных расходов, которая будет отнесена на единицу реализуемой продукции.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.208.22.127 (0.006 с.)