Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль комплексного анализа в управлении

Поиск

Роль комплексного анализа в управлении

Анализ является одной из функций управления, которая в управлен­ческом процессе занимает особые позиции, так как предоставляет аналитические расчеты, научно обоснованные выводы о состоянии финансово-хозяйственной деятельности предприятия для исполнения других функций управления, таких как планирование, организация, регулирование (координация), стимулирование и контроль.

Для исполнения функции планирования в процессе анализа:

выполняется оценка внутренних и внешних факторов влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия;

устанавливаются закономерности развития предприятия;

выявляются возможные резервы повышения эффективности производства продукции.

Для подготовки исполнения функций контроля и регулирования задачами анализа являются:

выявление отклонений и изучение их закономерности;

выявление случайных отклонений и возмущающих воздействий с целью их коррекции;

исследование прошлых периодов и текущих ситуаций с целью разработки сценария будущих ситуаций.

Для обеспечения функции стимулирования в результате аналитического исследования множества факторов предлагаются плановые показатели, задания, которые должны побуждать руководителей предприятия строить работу так, чтобы предприятие в целом могло достичь поставленных перед ней целей.

Организация деятельности предприятия строится на основе анализа всех возможных ситуаций, возникающих в процессе управления, на определении и обосновании возможностей (технических, информационных, методических и др.) аппарата управления.

Содержание финансового и управленческого анализа и последовательность его проведения

Финансовый (внешний) анализэто исследовательский и оценочный про­цесс, главной целью которого является выработка наиболее обосно­ванных предположений и прогнозов изменения финансовых условии функционирования субъекта хозяйствования. Финансовый анализ выполняется на основе данных внешней бухгалтерской (финансовой) отчетности и обеспечивает внешних пользо­вателей информацией о предприятии.

Для достижения главной цели анализа производится аналитиче­ская оценка прибыльности и финансовой стабильности, которые тесно взаимосвязаны.

Содержание финансового анализа — это глубокое и всестороннее изучение финансового положения предприятия и факторов его фор­мирования — прибыли, реализации продукции, ее себестоимости и некоторых других взаимосвязанных и взаимообусловленных показа­телей. Объективность оценки зависит от правильности и полноты их комплексного изучения.

Внешний финансовый анализ включает анализ: структуры имущества, капитала; финансовой устойчивости; платежеспособности; оборачиваемости оборотных активов; показателей прибыли по данным официальной бухгалтерской отчетности; рентабельности: продаж, активов, собственного капитала; затрат по экономическим элементам и рейтинговую оценку финансового состояния клиентов банками, страховыми компаниями.

Управленческий (внутренний) анализ основывается на данных управленческого учета и обеспечивает ана­литической информацией руководство предприятия для принятия оптимальных управленческих решений. Главная цель управленческого анализа - способствовать повышению эффективности производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия и поддержанию ее конкурентоспособности.

Содержание управленческого анализа вытекает из его роли в управлении предприятием как одной из функций управления позволяющей:

исследовать экономические процессы и их взаимосвязи, складывающиеся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

научно обосновывать планирование с объективной оценкой выполнения планов;

выявлять положительные и отрицательные факторы с коли­чественным измерением их действия;

раскрывать тенденции и пропорции хозяйственного развития с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

обобщать передовой опыт и создать информационную базу для разработки оптимальных управлен­ческих решений.

Последовательность проведения финансового и управленческого анализа:

формулировка задач и целей анализа;

определение объектов анализа;

выбор система показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

определение периодичности проведения ана­литического исследования;

определение методических (способы, приемы, методы, конкретные методики исследования) и организационных (отделы, службы, конкретные исполнители) аспектов анализа;

выбор источников информации, на основании которых выполняется анализ;

определение технических средств, необходимых для аналитической обработки информации;

определение перечня документов, необходимых для оформления ре­зультатов анализа;

составление списка потребителей (пользователей) результатов анализа.

3. Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей

Бизнес план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые намечается осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Цель бизнес плана: оценить возможности организации, емкость и перспективы рынка, определить расходы и соизмерить их с теми ценами, по которым будет реализовываться товар, убедить инвесторов в привлекательности инвестиций, определить по оценочным показателям прибыльность или убыточность деятельности, установить возможные контакты с контрагентами.

Существуют следующие виды бизнес-планов: стратегический, общего назначения; по предотвращению банкротства, инвестиционный бизнес-план.

Возможная структура бизнес-плана:

1. концепция бизнес-плана (обоснование привлекательности, конкурентоспособности и потребности в финансах. Должны быть отражены ситуация на рынке выбранного товара, слабые и сильные стороны предприятия, возможности выхода на другие рынки, возможности финансирования).

2. Ситуация в настоящее время (намерения, задачи, цели)

3. характеристика создаваемого предприятия и ее услуг (описание самого предприятия, формы выхода на рынок, потребители, обоснование покрытия затрат на производство)

4. управление (руководители, система оплаты труда работников, обучение, переподготовка)

5. исследование и анализ рынка (обосновывается выбор рынка, рассматриваются конкуренты, привлекательность товара, складывающаяся цена на рынке)

6. план маркетинговых действий (обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг, торговая и ценовая политика, реклама и продвижение продукции на рынке)

7. производственный план (описание производственного цикла, перечисление операций, перечень необходимого оборудования, сырья, материалов и их поставщиков, цены на сырье и материалы, себестоимость производимой продукции).

8. финансовый план (баланс доходов и поступлений, таблица доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов, стратегия финансирования, анализ хозяйственной деятельности по финансовым показателям). Таблица доходов и затрат включает показатели: доходы от продажи продукции, издержки производства, суммарная прибыль, чистая прибыль.

Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей заключается в следующем: Во-первых, нужно обосновать и заложить в план конкретные показатели с разбивкой по месяцам, кварталам и годам. Во-вторых, необходимо установить допустимые отклонения, а затем измерить получаемые в ходе реализации плана, оценить их отклонения от плановых значений, выявляя недопустимые. В-третьих, должны определяться причины серьезных отклонений, превышающих допустимые. В-четвертых, следует предлагать меры к устранению положения и ликвидации несоответствий между поставленными целями и допустимыми результатами.

Основные методы анализа.

I. [М.И.Баканов,А.Д.Шеремет] П од методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышение экономической эффективности. В процессе экономического анализа применяется ряд способов и приемов, которые подразделяются на две группы: традиционные (абсолютные, относительные и средние величины, сравнение, группировка, индексный метод, метод цепных подстановок, балансовый метод) и математические

II. [В.В.Ковалев, О.Н, Волкова - 2004 г.] Метод анализа — это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов. Категории – это наиболее общие ключевые понятия данной науки: модель, фактор, ставка, процент, риск, леверидж и др. Принципы: системность, научность, конкретность. Научный инструментарий -это способы, приемы и средства, которые в разных комбинациях используются для достижения поставленных целей анализа. Можно выделить две основные особенности научного инструментария, применяемого в анализа. Первая - открытость, выраженная в аккумулировании методов исследования из смежных отраслей знаний (математики, экономической теории, статистики и др.). Вторая особенность состоит в том, что на разных этапах анализа применяются различные методики и приемы. В реальном анализе чаще всего используются комбинации различных приемов и методик. Существуют различные классификации методов и приемов анализа: неформальные (логические) и формализованные (математические).

К формальным (логическим) относятся: разработка системы показателей; метод сравнений; построение аналитических таблиц; прием детализации; метод экспертных оценок (дельфийский метод, морфологический анализ); методы ситуационного анализа и прогнозирования (метод сценариев, имитационное моделирование).

К формализованным (математическим) относятся:

1. Классические методы экономического анализа, а именно: балансовый; детерминированный факторный анализ (приемы цепных подстановок и арифметических разниц, метод изолированного влияния факторов, дифференцированный метод, интегральный метод, логарифмический метод); прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей.

2. Традиционные методы экономической статистики: метод средних величин; метод группировки; индексный метод, элементарные методы обработки расчетных данных.

3. Математико-статистические методы изучения связей (стохастическое моделирование): корреляционный анализ; регрессионный анализ; дисперсионный анализ; кластерный анализ.

4. Методы теории принятия решений: Метод построения дерева решений; линейное программирование; анализ чувствительности.

5. Методы финансовых вычислений.

III. [В.В.Ковалев 1997 г.] Существуют различные классификации методов экономического анализа. Ведущим классификационным признаков является их деление на качественные и количественные. Качественные методы основаны на описании причин и условий хозяйственной деятельности на логическом уровне. К качественным методам можно отнести: метод сравнений, экспертный метод, метод последовательного принятия решений и др. Количественные методы это такие методы, в основе которых лежит достаточно строгие формализованные зависимости, т.е. взаимосвязь анализируемых показателей и определяющих их факторов выражается с помощью формул. К таким методам относятся методы математического моделирования, экономико-статистические и др.

 

Анализ в системе маркетинга

Маркетинг - это планирование и осуществление всех видов деятельности организации, связанных с удовлетворением покупателей. Объектами маркетинговых исследований служат: товар, рынки и каналы сбыта, конкуренция, ценообразование. Соответственно это предполагает проведение анализа: состояния рынка; потенциальных потребителей; рыночной конъюнктуры; цели, стратегии конкурентов; изменения цен; внутренних и внешних цен; эффективности рекламы; сильных и слабых сторон; производственных возможностей организации

Объектами маркетинговых исследований определяют и методы маркетингового анализа, которые включают стандартные методы анализа и специфические, например,

1. анализ «входа и выхода», который показывает, как изменение выпуска продукции в одной отрасли влияет на все остальные исходные данные для планирования

2. анализ взаимосвязи «цена -объем продаж» для конкретной марки товара и др.

Основная цель маркетингового анализа - изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов.

Маркетинговый анализ включает анализ динамики рынков сбыта и их доходности, анализ положения товаров на рынках сбыта (3-5 лет), исследование категории товаров (звезды- приносят основную прибыль, дойные коровы - переживают период зрелости, не нуждаются в инвестициях, трудные дети - это как правило новые товары, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать звездами, мертвый груз - не приносят прибыли), определение стадии жизненного цикла товара (внедрения, роста, зрело­сти и спада) на отдельных сегментах рынка, анализ ценовой политики.

Анализ обновления продукции

Анализ обновления продукции основан на выборе предприятием направления освоения новых видов продукции и исследовании возможностей с выделением финансовых и эко­номических средств на поддержку стратегии инновационного развития.

В процессе анализа необходимо уста­новить последовательность взаимодействия между этапами фор­мирования общего корпоративного плана и процессом вовлече­ния новых технологий в хозяйственный оборот.

Последовательность анализа обновления продукции на предприятии можно представить в рамках нескольких ос­новных этапов.

1. Анализ состояния инновационных процессов в предшествующем периоде, выработка рекомендаций.

2. СВОТ-анализ, анализ состояния инновационных процессов на предприятии, его корпоративных ориентиров роста и на основе их результатов разработка конкурентоспособного инновационного поведения в предстоящем периоде, постановка целей и задач и их координация с корпоративными планами развития.

3. Анализ инновационной активности в предшествующем периоде и оценка современного состояния инновационной инфраструк­туры.

4. Анализ альтернативных вариантов разработки и реализа­ции инновационных проектов и на его основе формирование инновационных стратегий, согласование их по срокам, ресурсам и исполнителям

5. Определение экономической эффективности, отбор и форми­рование портфеля инновационных проектов.

6. Оценка инновационного потенциала и обеспечение на корпора­тивном уровне эффективного оперативного управления стратегия­ми инновационного развития.

7. Анализ и контроль поставленных и достигнутых стратеги­ческих целей инновационного развития, выявление отклонений.

При оценке направлений инновационного развития важно так­же проанализировать и сравнить продуктовые и технологические проекты с позиции создания на их основе товарных платформ.

При оценке направлений инновационного развития важно так­же проанализировать и сравнить продуктовые и технологические проекты с позиции создания на их основе товарных платформ. Рост товарного портфеля определяется по формуле.

где RT - рост товарного портфеля предприятия при реализации стратегии инновационного развития, %; DТп - диверсификация товарного портфеля предприятия в резуль­тате разработки технологической инновации, ед.; Тасо- товарные позиции предприятия до реализации инновации, ед.

Оценку инновационной активности предприятия целесообраз­но вести в виде расчета и сравнения полученных значений коэффи­циентов с установленными базисными величинами (показатели за прошлый период, среднеотраслевые значения или соответствующие показатели у конкурентов).

Совокупность расчетных экономических показателей инно­вационной активности, определяющих степень обеспеченности предприятия инфраструктурными ресурсами в инновационной сфере, может включать ряд коэффициентов.

Кис-коэффициент обеспеченности интеллектуальной собствен­ностью- Ки= Си/

где Си - интеллектуальная собственность (стр. ПО «Нематериальные ак­тивы» I разд. Бухгалтерского баланса), руб. Авн - внеоборотные ктивые (основные средства, незавершенное строитель­ство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения) ри этом если К > 0,10... 0,15, то целесообразна стратегия лидера; Кис < 0,10... 0,05 - то же последователя.

Кпр - коэффициент персонала, занятого в НИР и ОК-. Кпр = Пн р

где Пн - число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.; Чр средняя численность работников предприятия, чел. При этом если Кпр > 0,20... 0,25, то целесообразна стратегия лидера; Кпр < 0,20... 0,15 - то же последователя.

Кнн - коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР- Кни =0оппн,

где Ооп - стоимость оборудования опытно-приборного назначения, руб.; Опн - то же производственного назначения, руб. ри этом если Кни > 0,25... 0,30, то целесообразна стратегия лидера; Кни < 0,25... 0,20 - то же последователя.

К - коэффициент освоения новой техники- Кот = ОФн/ ОФср,

где 0Фн- стоимость вновь введенных основных фондов, руб.;ОФср - среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб. ри этом если Кот > 0,35... 0,40, то целесообразна стратегия лидера; Кот < 0,35... 0,30 - то же последователя.

Квп - коэффициент внедрения новой продукции - Квп = ВРнр / ВРоб,

где ВРнр - выручка от продажи новой или усовершенствованной продук­ции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий, руб.; ВРоб - общая выручка от продажи всей продукции (работ, услуг), руб. При этом если Коп > 0,45... 0,50, то целесообразна стратегия лидера; Коп < 0,45... 0,40 - то же последователя.

Ки - коэффициент инновационного роста - Кир = Иис о6,.

где Иис - стоимость научно-исследовательских и учебно-методических ин­вестиционных проектов, руб.; Ио6 - общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб. При этом если Ки > 0,55... 0,60, то целесообразна стратегия лидера; Ки < 0,55... 0,50 - то же последователя.

Описанная система анализа обновления продукции как ис­ходного этапа формирования стратегии технологического развития позволяет предприятию проанализировать свои текущие инфра­структурные возможности в инновационной сфере еще до начала осуществления инвестиционных вложений на основе ряда эконо­мических критериев.

Анализ качества продукции

Качество продукции характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства строительной продукции, ее надежность и долговечность.

Некачественное выполнение работ ведет к переделкам и доделкам, что повышает затраты на производство продукции и соответственно снижает результаты деятельности предприятия. Повышение качества продукции – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества ведет к повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

1) удел. вес новой продукции в общем объеме выпуска

2) удел. вес продукции, соответствующей мировым стандартам

3) удел. вес продукции высшей категории качества

4) средневзвешенный балл продукции

5) средний коэффициент сортности

6) удел. вес сертифицированной продукции

7) удел. вес аттестованной и не аттестованной продукции

8) удел. вес продукции экспортируемой продукции и т. д.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержа­ние железа в руде, содержание белка в продуктах питания); б) надежность (долговечность, безотказность в работе); в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость); г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес бракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии и рекламации от потребителей, потери от брака. При исследовании брака его подразделяют по месту выявления на внутренний (выявленный на предприятии) и внешний брак (выявленный потребителями), а также на исправимый и неисправимый.

Анализ качества продукции осуществляется следующим образом: изучается динамика показателей качества и причины их изменения; оценивается выполнение плана по уровню качества продукции; определяется влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия.

Первая задача анализа. Анализ качества продукции должен выполняться на основе учета затрат по обеспечению качества продукции и вызванных устранением дефектов при производстве продукции. В процессе анализа определяется удельный вес затрат на обеспечение качества в общем объеме затрат на производство продукции.

Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции, выручку от реализации продукции и прибыль.

Для оценки качества выпущенной продукции используют стандартизацию и сертификацию продукции. Продукция также должна быть оценена по категориям качества и категории сортности.

Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил, характеристик. В РФ используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования по которым осуществляется сертификация.

Сертификация – деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям. В РФ существуют общие правила по проведению сертификации. После проведения сертификации выдается сертификат (документ соответствия требованиям).

Там где продукция не оценивается по категориям качества, используется категория сортности.

Сортность – тоже характеризует качество, но для определенных отраслей. При определении сортности используют ГОСТ-ы и ОСТ-ы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.

Основными причинами понижения качества продукции является: плохое качество материалов; не соблюдение технологии и технических условий производства; низкий уровень организации производства; низкая квалификация рабочих и инженерно-технических работников; неточности, ошибки и просчеты в документации и др.

Результаты анализа затрат на обеспечение качества продукции позволяют определить размеры различных видов потерь предприятия, связанных с переделкой и исправлением брака, и предоставить информацию о возможных резервах повышения эффективности деятельности за счет повышения качества продукции.

Оценка бизнеса

Для того чтобы определить стоимость предприятия с позиции измерения результата деятельности предприятия необходимо использовать эффективные подходы к оценке бизнеса. Подход к оценке означает применение определенного вида расчета с использованием одного или нескольких методов оценки. Метод оценки — это способ расчета стоимости объекта оценки в пределах одного из подходов к оценке.

В соответствии с российскими и международными стандартами оценки при определении стоимости предприятия рекомендуется использовать имущественный (затратный), доходный и сравнительный (рыночный) подходы и соответствующие им методы.

Имущественный (затратный) подход рассматривает предприятие с точки зрения понесенных издержек на его функционирование. Имущественный подход предполагает использование для оценки стоимости предприятия следующих методов: метод расчета балансовой стоимости активов; метод расчета чистых активов; метод расчета полной восстановительной стоимости.

Доходный подход к оценке стоимости предприятия является основным при расчете рыночной стоимости действующего предприятия. При доходном подходе стоимость предприятия определяется исходя из его возможных доходов, которые получит предприятие от своего бизнеса. В этом случае имущество предприятия, не учитывается, так как в противном случае (при продаже имущества) доходы от бизнеса станут не возможными. В рамках доходного подхода выделяют два основных метода: капитализации доходов; дисконтированных денежных потоков. Оба метода основаны на прогнозировании будущих доходов предприятия и их преобразование в текущую (приведенную) стоимость.

Сравнительный (рыночный) подход к оценке стоимости предприятия основывается на сравнении стоимости оцениваемого предприятия со стоимостью сопоставляемых предприятий. Применение сравнительного подхода возможно только в случае существования активного рынка сопоставимых объектов собственности и при наличии достоверной информации о недавних продажах, включая: физические характеристи­ки; время продажи; местоположение объекта оценки; условия продажи и финансирования и др.

Суть сравнительного подхода при определении стоимости предприятия заключается в следующем: выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, которое было недавно продано; рассчитывается соотношение между ценой продажи (стоимостью бизнеса) и каким-либо финансовым показателем по предприятию-аналогу; это соотношение (мультипликатор) умножается на тот же базовый финансовый показатель оцениваемого строительного предприятия. В качестве финансового показателя должен выступать показатель финансовых результатов за последний отчетный год, либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки. Для оценки стоимости сравнительным подходом используются два типа мультипликаторов: интервальные и моментные. К первому типу можно отнести мультипликаторы: цена/прибыль; цена/денежный поток; цена/дивидендные выплаты; цена/выручка от продажи. К моментным мультипликаторам относят: цена/балансовая стоимость; цена/чистая стоимость активов.

В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование трех основных методов: метод компании-аналога; метод сделок; метод отраслевых коэффициентов.

Выбор метода оценки бизнеса напрямую зависит от целей для которых она проводится. Комплексное использование предложенных методов оценки стоимости бизнеса позволит получить результаты деятельности за прошедшие периоды, и создать базу для принятия управленческих решений, направленных на увеличение стоимости бизнеса для акционеров (участников) предприятия.

Роль комплексного анализа в управлении

Анализ является одной из функций управления, которая в управлен­ческом процессе занимает особые позиции, так как предоставляет аналитические расчеты, научно обоснованные выводы о состоянии финансово-хозяйственной деятельности предприятия для исполнения других функций управления, таких как планирование, организация, регулирование (координация), стимулирование и контроль.

Для исполнения функции планирования в процессе анализа:

выполняется оценка внутренних и внешних факторов влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия;

устанавливаются закономерности развития предприятия;

выявляются возможные резервы повышения эффективности производства продукции.

Для подготовки исполнения функций контроля и регулирования задачами анализа являются:

выявление отклонений и изучение их закономерности;

выявление случайных отклонений и возмущающих воздействий с целью их коррекции;

исследование прошлых периодов и текущих ситуаций с целью разработки сценария будущих ситуаций.

Для обеспечения функции стимулирования в результате аналитического исследования множества факторов предлагаются плановые показатели, задания, которые должны побуждать руководителей предприятия строить работу так, чтобы предприятие в целом могло достичь поставленных перед ней целей.

Организация деятельности предприятия строится на основе анализа всех возможных ситуаций, возникающих в процессе управления, на определении и обосновании возможностей (технических, информационных, методических и др.) аппарата управления.

Содержание финансового и управленческого анализа и последовательность его проведения

Финансовый (внешний) анализэто исследовательский и оценочный про­цесс, главной целью которого является выработка наиболее обосно­ванных предположений и прогнозов изменения финансовых условии функционирования субъекта хозяйствования. Финансовый анализ выполняется на основе данных внешней бухгалтерской (финансовой) отчетности и обеспечивает внешних пользо­вателей информацией о предприятии.

Для достижения главной цели анализа производится аналитиче­ская оценка прибыльности и финансовой стабильности, которые тесно взаимосвязаны.

Содержание финансового анализа — это глубокое и всестороннее изучение финансового положения предприятия и факторов его фор­мирования — прибыли, реализации продукции, ее себестоимости и некоторых других взаимосвязанных и взаимообусловленных показа­телей. Объективность оценки зависит от правильности и полноты их комплексного изучения.

Внешний финансовый анализ включает анализ: структуры имущества, капитала; финансовой устойчивости; платежеспособности; оборачиваемости оборотных активов; показателей прибыли по данным официальной бухгалтерской отчетности; рентабельности: продаж, активов, собственного капитала; затрат по экономическим элементам и рейтинговую оценку финансового состояния клиентов банками, страховыми компаниями.

Управленческий (внутренний) анализ основывается на данных управленческого учета и обеспечивает ана­литической информацией руководство предприятия для принятия оптимальных управленческих решений. Главная цель управленческого анализа - способствовать повышению эффективности производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия и поддержанию ее конкурентоспособности.

Содержание управленческого анализа вытекает из его роли в управлении предприятием как одной из функций управления позволяющей:

исследовать экономические процессы и их взаимосвязи, складывающиеся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

научно обосновывать планирование с объективной оценкой выполнения планов;

выявлять положительные и отрицательные факторы с коли­чественным измерением их действия;

раскрывать тенденции и пропорции хозяйственного развития с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

обобщать передовой опыт и создать информационную базу для разработки оптимальных управлен­ческих решений.

Последовательность проведения финансового и управленческого анализа:

формулировка задач и целей анализа;

определение объектов анализа;

выбор система показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

определение периодичности проведения ана­литического исследования;

определение методических (способы, приемы, методы, конкретные методики исследования) и организационных (отделы, службы, конкретные исполнители) аспектов анализа;

выбор источников информации, на основании которых выполняется анализ;

определение технических средств, необходимых для аналитической обработки информации;

определение перечня документов, необходимых для оформления ре­зультатов анализа;

составление списка потребителей (пользователей) результатов анализа.

3. Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей

Бизнес план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые намечается осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Цель бизнес плана: оценить возможности организации, емкость и перспективы рынка, определить расходы и соизмерить их с теми ценами, по которым будет реализовываться товар, убедить инвесторов в привлекательности инвестиций, определить по оценочным показателям прибыльность или убыточность деятельности, установить возможные контакты с контрагентами.

Существуют следующие виды бизнес-планов: стратегический, общего назначения; по предотвращению банкротства, инвестиционный бизнес-план.

Возможная структура бизнес-плана:

1. концепция бизнес-плана (обоснование привлекательности, конкурентоспособности и потребности в финансах. Должны быть отражены ситуация на рынке выбранного товара, слабые и сильные стороны предприятия, возможности выхода на другие рынки, возможности финансирования).

2. Ситуация в настоящее время (намерения, задачи, цели)

3. характеристика создаваемого предприятия и ее услуг (описание самого предприятия, формы выхода на рынок, потребители, обоснование покрытия затрат на производство)

4. управление (руководители, система оплаты труда работников, обучение, переподготовка)

5. исследование и анализ рынка (обосновывается выбор рынка, рассматриваются конкуренты, привлекательность товара, складывающаяся цена на рынке)

6. план маркетинговых действий (обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг, торговая и ценовая политика, реклама и продвижение продукции на рынке)

7. производственный план (описание производственного цикла, перечисление операций, перечень необходимого оборудования, сырья, материалов и их поставщиков, цены на сырье и материалы, себестоимость производимой продукции).

8. финансовый план (баланс доходов и поступлений, таблица доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов, стратегия финансирования, анализ хозяйственной деятельности по финансовым показателям). Таблица доходов и затрат включает показатели: доходы от продажи продукции, издержки производства, суммарная прибыль, чистая прибыль.

Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей заключается в следующем: Во-первых, нужно обосновать и заложить в план конкретные показатели с разбивкой по месяцам, кварталам и годам. Во-вторых, необходимо установить допустимые отклонения, а затем измерить получаемые в ходе реализации плана, оценить их отклонения от плановых значений, выявляя недопустимые. В-третьих, должны определяться причины серьезных отклонений, превышающих допустимые. В-четвертых, следует предлагать меры к устранению положения и ликвидации несоответствий между поставленными целями и допустимыми результатами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.189 (0.013 с.)