Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплексный экономический анализ↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Д. А. Коробейников
КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ для студентов бакалавриата по направлению 080100.62 «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Практикум
Волгоград Волгоградский ГАУ УДК 330(075.8) ББК 65.053я73 К-68
Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансов, бухгалтерского учета и аудита Волгоградского филиала Московского гуманитарно-экономического института Л.А. Наконечникова; кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и финансов Волгоградского ГАУ А.А. Карпова
К-68 Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия: практикум для студентов бакалавриата по направлению 080100.68 «Экономика» профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Д.А. Коробейников. – Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2013. - 72 с.
ISBN
Представлены практические задания в табличной форме, охватывающих базовые разделы дисциплины «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия», методические указания по их выполнению, требования к содержанию и оформлению выводов и предложений по результатам проведенного анализа. Практикум предназначен для студентов высших учебных заведений (бакалавров), обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
УДК 330(075.8) ББК 65.053я73
ISBN © ФГБОУ ВПО Волгоградский государственный аграрный университет, 2013 ВВЕДЕНИЕ В условиях многогранности и сложности экономических отношений между хозяйствующими субъектами существенно возрастает приоритетность и роль экономического анализа, основным содержанием которого является комплексное системное исследование хозяйственного и финансового механизма организации. Комплексный экономический анализ, осуществляемый, как правило, работниками бухгалтерской или финансовой службы организации, является неотъемлемым элементом системы управления, средством выявления неиспользованных резервов и разработки программы их реализации, инструментом прогнозирования и планирования, выполняет контрольные функции. При этом прикладные аспекты применения типовых методик анализа требуют их адаптации применительно к специфическим условиям функционирования организаций конкретной отрасли, в том числе сельскохозяйственного производства. Дополнительные сложности создает непрерывный процесс реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности, сопряженный с трансформациями информационной базы анализа. Все это требует использования новых подходов к оценке финансово-хозяйственных процессов, обучению студентов новым методикам экономического анализа с учетом особенностей отдельных отраслей экономики. Учебное пособие преследует цель привить студентам бакалавриата, обучающимся по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», навыки прикладного использования методов экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий агропромышленного сектора. Изучение курса комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия проводится на заключительном этапе подготовки бакалавра и опирается на знание теории финансов, теории бухгалтерского учета, экономической теории, теории экономического анализа, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой учебной дисциплины «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия» и охватывает содержание основных разделов курса. Все прикладные задания адаптированы под содержание типовых форм отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, что обеспечивает возможность их выполнения по материалам реально существующих сельскохозяйственных предприятий.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Выполнение практических заданий по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия» является важной составной частью учебного процесса при подготовке бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика», развивает навыки самостоятельной работы студентов с экономической информацией и имеет своей целью: • углубление и систематизацию знаний, полученных студентом при прослушивании курса лекций, самостоятельном изучении научной и учебной литературы; • формирование у студентов бакалавриата целостного представления о комплексном анализе хозяйственной деятельности как важнейшей функции управления, осмысление и понимание основных методов экономического анализа и их применения на разных стадиях процесса разработки и принятия управленческих решений; • развитие умений обосновывать основные направления комплексного анализа, определять последовательность и взаимосвязь их проведения, готовить исходные данные для расчета аналитических показателей и осуществлять их расчет с учетом существующих методик и действующей нормативно-правовой базы; • выработку умения и практических навыков по анализу и оценке различных направлений производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятий АПК, интерпретации полученных результатов, выявлению закономерностей и тенденций развития, обоснованию выводов и комплексной оценке эффективности хозяйственной деятельности. В процессе выполнения практических заданий студенты изучают годовые отчеты, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы реально существующих предприятий АПК и обобщают теоретические знания по общеобразовательным, технологическим и специальным дисциплинам, полученные за годы обучения. Практические задания выполняются студентом самостоятельно по данным хозяйства, где он проходил последнюю практику. Перед закрытием очередного контрольного модуля рабочая тетрадь подлежит сдаче преподавателю для проверки правильности расчетов, логичности и полноты выводов по итогам проведенного анализа деятельности исследуемого предприятия (результаты учитываются при выставлении рейтинговой оценки). Выполнение практических заданий позволит студентам приобрести как общенаучные, так и профессиональные компетенции: владеть навыками самостоятельной работы по сбору и обработке исходных данных, организовывать и выполнять на основе типовых методик расчеты по определению аналитических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, выполнять анализ и интерпретацию финансовой, бухгалтерской и иной информации содержащейся в отчетности, быть готовым к использованию полученных в ходе анализа сведений для обоснования управленческих решений.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ Поскольку практические задания выполняются каждым студентом по данным конкретного предприятия, важным условием является правильный подбор исходных материалов. Предлагаемые в учебном пособии задания построены таким образом, что для их решения достаточно данных, содержащихся в формах отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса (годовом отчете сельхозпредприятия). Однако для адекватной интерпретации полученных результатов и формирования обоснованных выводов, отражающих причинно-следственные связи, закономерности и тенденций развития объекта исследования необходимо привлечение дополнительной информации (регистров аналитического и синтетического учета, планово-нормативной документации предприятия и т.д.). По результатам решения предлагаемых заданий должны быть составлены аналитические таблицы, проведен их анализ, сделаны обоснованные выводы и даны предложения, направленные на оптимизацию отдельных аспектов деятельности предприятия. Для анализа студентом привлекаются материалы не менее чем за 2-3 года, самостоятельно подбирается и изучается экономическая и специальная литература. Выводы и предложения по каждой таблице и теме в целом должны вытекать из анализа предшествующего материала и содержать основные результаты исследования, быть конкретными. Изложение должно быть четким, последовательным и логичным; отражать содержание проделанной работы, её теоретическое и практическое значение. В них показывается, как решены поставленные задачи и что можно рекомендовать для совершенствования исследуемого аспекта деятельности предприятия. Выводы и предложения желательно излагать в виде отдельных пунктов или абзацев, при этом необходимо стремиться к кратким и точным формулировкам. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ДИСЦИПЛИНЫ Таблица 1.1 Показатели наличия и структурной характеристики сельскохозяйственных угодий в ____«____________»
Задание 2. Изучить показатели интенсивности использования сельскохозяйственных угодий и дать оценку произошедшим изменениям (табл. 1.2). Дополнительно охарактеризовать интенсивность использования сельскохозяйственных угодий с точки зрения структуры земельного фонда и его трансформации за период. Таблица 1.2 Таблица 1.3 Окончание таблицы 1.3
Таблица 2.1 Состав и структура основных средств в _____«______________»
Окончание таблицы 2.1
Задание 2. Рассчитать показатели движения и технического состояния основных средств (табл. 2.2), проанализировать их динамику, учитывая, что они находятся между собой в тесной взаимосвязи. Это должно прослеживаться в выводах при формулировании положений относительно причин изменений коэффициентов. Таблица 2.2 Таблица 2.3 Анализ обеспеченности основными средствами в _____«______________»
Задание 4. Оценить эффективность использования основных средств с использованием обобщающих стоимостных показателей (табл. 2.4). Таблица 2.4 Окончание таблицы 2.4
Задание 5. Провести факторный анализ показателей эффективности использования основных средств (фондоотдачи и фондорентабельности). Исходные данные для анализа необходимо представить в табличной форме (табл. 2.5). Таблица 2.5 Исходные данные для факторного анализа фондоотдачи и фондорентабельности в _____«______________»
Факторный анализ фондоотдачи необходимо выполнить способом цепных подстановок по трем моделям: ФОВП = ВП / ОС ФОВП = ВП / ОС = (ВП: ЧР) / (ОС: ЧР) = ГВ / ФВ ФОВ = В / ОС = (В: ВП) / (ВП: ОС) = УТ / ФОВП Результаты факторного анализа фондоотдачи представить в табл. 2.6. Таблица 2.6 Результаты факторного анализа фондоотдачи в _____«______________»
Окончание таблицы 2.6
Факторный анализ рентабельности основных средств необходимо выполнить способом абсолютных разниц по следующей модели: RОС = ППР / ОС = (ППР / В) × (В / ВП) × (ВП / ОС) = RПР × УТ × ФОВП Результаты факторного анализа рентабельности основных средств представить в табл. 2.7. Таблица 2.7 Результаты факторного анализа рентабельности основных средств в _____«______________»
Задание 6. Оценить степень экстенсивности и интенсивности в использовании основных средств (по методике А.Д. Шеремета), выявить влияние интенсивности и экстенсивности использования основных средств на приращение продукции, прибыли и рентабельности (табл. 2.8). Таблица 2.8 Анализ экстенсивности и интенсивности в использовании основных средств в _____«______________»
Окончание таблицы 2.8
Таблица 3.1. Состав и динамика трудовых ресурсов в _____«______________»
Окончание таблицы 3.1
При анализе изменений в составе и структуре персонала обратить внимание на наиболее значимые с точки зрения производственной специализации хозяйства категории персонала, в частности на специалистов и основные рабочие профессии. Таблица 3.2. Структура трудовых ресурсов в _____«______________»
Задание 2. Провести анализ распределения затрат труда по отраслям производства и видам деятельности предприятия (табл. 3.3). Таблица 3.3. Таблица 3.4. Таблица 3.5. Таблица 3.6 Факторный анализ изменения среднегодовой выработки в _____«______________»
Окончание таблицы 3.6
Задание 6. Провести анализ частных (натуральных) и вспомогательных (косвенных) показателей производительности труда (табл. 3.7). Желательно сопоставить данные о технологической трудоемкости производства по предприятию с данными передовых хозяйств, средними по району, области и т.п. Таблица 3.7 Таблица 3.8 Таблица 3.9. Анализ динамики и структуры фонда оплаты труда в _____«______________»
Задание 9. Провести факторный анализ абсолютного отклонения по фонду начисленной за год заработной платы в целом по предприятию по всем категориям работников. Исходные данные для анализа и результаты влияния факторов необходимо представить в табличной форме (табл. 3.10). Увязать полученные данные с результатами анализа использования фонда рабочего времени (наличием целодневных и внутрисменных потерь). Определить влияние факторов на изменение фонда заработной платы за анализируемый период можно одним из способов детерминированного факторного анализа, например, способом абсолютных разниц с использованием следующей модели: Таблица 3.10 Факторный анализ фонда начисленной заработной платы в _____«____________»
Задание 10. Провести факторный анализ использования средств на оплату труда при производстве отдельных видов продукции. Исходные данные для анализа и результаты определения влияния факторов необходимо представить в табличной форме (табл. 3.11). Изменение суммы начисленной зарплаты на производство конкретных видов продукции может произойти за счет изменения размера посевной площади или поголовья сельскохозяйственных животных (S), урожайности сельскохозяйственных культур или продуктивности сельскохозяйственных животных (У), уровня трудоемкости продукции (ТЕ) и уровня оплаты за 1 чел-ч (ЧЗП). Определить влияние факторов на изменение фактической суммы средств на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) по каждому виду продукции можно способом абсолютных разниц с использованием следующей детерминированной модели: ОТ = S ×У × ТЕ × ЧЗП Таблица 3.11 Таблица 3.12 Окончание таблицы 3.12
Задание 12. Провести анализ динамики средней начисленной за год заработной платы в сопоставлении с темпами роста производительности труда, сделать вывод о рациональности использования средств на оплату труда (табл. 3.13). Таблица 3.13. Таблица 3.14 Таблица 4.1 Факторный анализ валовых сборов основных культур в _____«____________»
Окончание таблицы 4.1
Задание 2. На условном примере определить резервы увеличения производства продукции растениеводства за счет более полного использования земельных ресурсов (табл. 4.2). Таблица 4.2 Таблица 4.3 Улучшения структуры посевов
Задание 4. На условном примере определить резервы увеличения производства продукции растениеводства за счет увеличения дозы внесения удобрений. Чтобы подсчитать резервы увеличения производства за счет дополнительного внесения удобрений, необходимо количество дополнительных удобрений под культуру в перерасчете на действующее вещество умножить на фактическую прибавку урожая данной культуры, которую обеспечивает 1 ц NPK в хозяйстве (табл. 4.4). Таблица 4.4 Таблица 4.5 Роста окупаемости удобрений
Задание 6. На условном примере определить резервы увеличения средней урожайности и производства продукции растениеводства за счет улучшения сортового состава посевов. Для расчета резервов увеличения производства продукции за счет использования семян более урожайных сортов культур необходимо разность урожайности более и менее продуктивного сорта умножить на возможный прирост площади под более урожайный сор
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.78 (0.015 с.) |