Раздел 1. Теория экономического анализа



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Теория экономического анализа



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по учебной дисциплине

«Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

студента группы МК-310

по специальности «Менеджмент (по отраслям)»

 

_____________________________________


Введение

 

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений НТП, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы.

Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

В первом разделе дисциплины мы рассмотрим теоретические основы АФХД как системы обобщающих знаний о предмете, методе, задачах, методике и организации экономического анализа. Во втором разделе рассматриваются методики комплексного анализа основных экономических показателей результатов деятельности предприятия с учетом отечественного и зарубежного опыта, характерные для рыночной экономики.

Студент должен быть знаком с вопросами экономики, организации производства на промышленном предприятии, бухгалтерским учетом и отчетностью, статистикой, финансовым менеджментом, маркетингом и другими смежными науками.

Основной задачей данного курса является изучение теоретических основ и приобретение практических навыков экономического анализа деятельности предприятий.

В процессе изучения предмета студенты должны научиться глубоко понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость, уметь их систематизировать и моделировать, определять влияние факторов, оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности производства.

 

 

Раздел 1. Теория экономического анализа

 

Тема 1.1. Научные основы экономического анализа в условиях

Рыночной экономики

 

Принципы АФХД

1) Анализ должен базироваться на государственном подходе (при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству)

2) Анализ должен носить научный характер, (т.е. основываться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований)

3) Анализ должен быть комплексным (комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия)

4) Обеспечение системного подхода, (когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов)

5) АФХД должен быть объективным, конкретным, точным (он должен основываться на достоверности, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов)

6) Анализ должен быть действенным (активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявлять недостатки, просчеты, упущения в работе и информировать об этом руководство предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигнута)

7) Анализ должен проводиться по плану (систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределение обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением)

8) Анализ должен быть оперативным (оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь)

9) Демократизм (участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся резервов)

10) Анализ должен быть эффективным (т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект)

 

Методы АФХД

1) Метод сравнения (ни одно явление не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолированно, без связи с другими. Чтобы понять и правильно оценить то или другое экономическое явление, необходимо изучить все взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями)

2) Метод индукции (исследование ведется от частного к общему, от изучения частных фактов к обобщениям, от причин к результатам)

3) Метод дедукции (исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов к причинам)

4) Систематизация (изучение взаимосвязи, взаимодействия, взаимозависимости и соподчиненности элементов. Это позволяет построить приблизительную модель изучаемого объекта, определить его главные компоненты, функции, соподчиненность элементов системы, раскрыть логико-методологическую схему анализа, которая соответствует внутренним связям изучаемых показателей)

5) Обобщение (синтез) (при обобщении результатов анализа необходимо из всего множества изучаемых факторов отделить типичные от случайных, выделить главные и решающие, от которых зависят результаты деятельности.)

 

Способы анализа

               
 
Логические способы обработки информации
 
Способы детерминированного факторного анализа
 
Способы стохастического анализа
 
Способы оптимизационного решения экономических задач

 


 

 

                   
 
1. Сравнения
 
6. Цепной подстановки
 
13. Корреляционный анализ
 
18. Линейное и нелинейное программирование
 
   
7. Абсолютных разниц
 
 
 
     
14. Дисперсионный анализ
 
 
   
8. Относительных разниц
   
19. Теория игр
 
 
   
9. Индексный  
 
15. Компонентный анализ
 
20. Теория массового обслуживания
 
   
10. Интегральный
 
     
16. Дискриминантный анализ
 
       
21. Исследование операций
 
 
 
4. Группировки
 
11. Пропорционального деления
 
     
17. Многомерный математический факторный анализ
 
 
 
5. Балансовый
 
   
12. Логарифмирования
 



Логические способы обработки информации широко применяются для обработки и изучения информации.

1) Сравниваются два показателя, результатом анализа определяется наиболее приемлемый

2) Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Средние величины используются в АФХД для обобщения количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку, т.е. одним числом характеризуют всю совокупность объектов.

3) Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Она значительно выразительнее и нагляднее словесного текста. Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-геометрических фигур.

4) Широкое распространение в АФХД находит группировка информации - деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам.

5) Балансовый способ служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.

 

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

 

6) Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины на фактическую в отчетном периоде.

7) При использовании этого способа величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.

Стохастическийанализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятной (корреляционной)

 

Способы оптимизации показателей заключаются в определении показателей, которые дают положительный результат.

 

 


Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции. Его повышение обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов и в то же время позволяет более полно удовлетворять потребности покупателей. Высокий уровень качества продукции выгодно выделяет ее из ряда аналогичных товаров, способствует повышению спроса на нее. Это дает основание для повышения цены и соответственно для увеличения выручки не только за счет роста объема продаж.

Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске

- удельный вес продукции высшей категории качества

- средний коэффициент сортности

- удельный вес сертифицированной продукции

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам

- удельный вес экспортируемой продукции в т.ч. в высокоразвитые страны.

Индивидуальные(единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

- полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания)

- надежность (долговременность, безотказность в работе)

- технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость)

- эстетичность изделий

Косвенныепоказатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия..

 

Средний коэффициент сортности можно определить:

 

∑ (VВП · Цi)

Ксорт = VВП · Ц1сорт

 

Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия:

Выпуск товарной продукции (∆ ТП) и прибыль (∆П). Расчет производится следующим образом:

 

∆ ТП = (Цф - Цпл) * VВП1сорт (ф)

 

∆ П = [(Цф - Цпл) * VВП1сорт (ф) ] - [(Сф - Спл) * VВП1сорт (ф) ]

Ли Якокка

1. Анализ использования фонда рабочего времени

Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени. Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по предприятию.

 

Задача №1 Использование использования фонда рабочего времени

 

Показатель Прошлый год Отчетный год Отклонения
план факт от пр. г. от плана
Среднегодовая численность рабочих (ЧР)    
Отработано за год одним рабочим: Дней (Д) Часов (Ч)                
Средняя продолжительность рабочего дня (П), ч. 7,85 7,95 7,8    
Фонд рабочего времени, ч.          
В т.ч. сверхурочно отработанное время, тыс. ч. -    

Фонд рабочего времени (ФРВ) зависит от численности рабочих (ЧР), количество отработанных дней одним рабочим в среднем за год (Д) и средней продолжительности рабочего дня (П)

 

ФРВ = ЧР * Д * П

ФРВ п.г. =

ФРВ пл. =

ФРВ ф. =

 


2. Анализ производительности труда

 

Наиболее обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая выработка продукции одним работающим. Величина его зависит не только от годовой выработки рабочих, но и от удельного веса последних в общей численности ППП, а также от количества отработанных ими дней и продолжительности рабочего дня.

Среднегодовую выработку продукции одним работником можно представить в виде произведения следующих факторов:

 

ΔГВ = УД · Д · П · СВ

Расчет влияния данных факторов производится одним из способов детерминированного факторного анализа. На основании данных таблицы произведем этот расчет способом абсолютных разниц.

При использовании этого способа величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.

Задача №1 Анализ производительности труда

 

Показатель Обозначение План Факт Изменение
1. Объем производства, тыс. руб.    
2. Удельный вес рабочих в общей численности ППП, % УД  
3. Отработано дней за год; дней Д  
4. Средняя продолжительность раб. дня, ч. П 7,8  
5. Среднегодовая выработка, тыс. руб. работающего рабочего   ГВ ГВ/     60,98  
6. Среднедневная выработка рабочего, руб. ДВ 265,2  
7. Среднечасовая выработка рабочего, руб. СВ 31,25 33,99  

 

ΔГВ = УД · Д · П · СВ

 

Определение среднегодовой выработки работников предприятия за счет изменения следующих факторов:

1) Удельного веса рабочих в общей численности ППП:

∆ГВУД =

 

2) Количества отработанных дней 1-м рабочим за год

∆ ГВД =

 

3) Продолжительности рабочего дня

∆ ГВП =

 

4) Среднечасовой выработки рабочих

∆ ГВСВ =

 

5) Составляем баланс

∆ ГВ =

∆ ГВ =

 

 

Задача №2. Анализ производительности труда

 

Показатель Обозначение План Факт Изменение
1. Объем производства, тыс. руб.    
2. Удельный вес рабочих в общей численности ППП, % УД  
3. Отработано дней за год; дней Д  
4. Средняя продолжительность раб. дня, ч. П 7,9  
5. Среднегодовая выработка, тыс. руб. работающего рабочего   ГВ ГВ/      
6. Среднедневная выработка рабочего, руб. ДВ      
7. Среднечасовая выработка рабочего, руб. СВ      
8. Численность ППП    

ГВ/ =

ГВ =

ДВ =

СВ =

 

Определение среднегодовой выработки работников предприятия за сет изменения следующих факторов:

1) Удельного веса рабочих в общей численности ППП:

 

∆ ГВУД =

 

2) Количества отработанных дней 1-м рабочим за год

 

∆ ГВД =

 

3) Продолжительности рабочего дня

 

∆ ГВП =

 

4) Среднечасовой выработки рабочих

 

∆ ГВСВ =

 

5) Составляем баланс

∆ ГВ =

∆ ГВ =

 


Домашнее задание: Задача №3. Анализ производительности труда

 

Показатель Обозначение План Факт Изменение
1. Объем производства, тыс. руб.    
2. Удельный вес рабочих в общей численности ППП, % УД  
3. Отработано дней за год; дней Д  
4. Средняя продолжительность раб. дня, ч. П 7,8  
5. Среднегодовая выработка, тыс. руб. работающего рабочего   ГВ ГВ/      
6. Среднегодовая выработка рабочего, руб. ДВ      
7. Среднечасовая выработка рабочего, руб. СВ      
8. Численность ППП    

 

Определение среднегодовой выработки работников предприятия за сет изменения следующих факторов:

1) Удельного веса рабочих в общей численности ППП:

∆ ГВУД =

 

2) Количества отработанных дней 1-м рабочим за год

∆ ГВД =

 

3) Продолжительности рабочего дня

∆ ГВП =

 

4) Среднечасовой выработки рабочих

∆ ГВСВ =

 

5) Составляем баланс

∆ ГВ =

∆ ГВ =

 


Тема 2.3 Анализ организационно-технического уровня производства

 

На уровне фирмы организационно-техническое развитие производства как фактор устойчивой работы в перспективе осуществляется в рамках инноваций.

Инновация – это результат интеллектуальной, научно-технической или другой деятельности в той или иной сфере новшеств. Новшества могут оформляться в виде открытия, изобретения, патента, рационального предложения, нового или усовершенствованного продукта, технологии, управленческого или производственного процесса, организационной, производственной или другой структуры, «ноу-хау», понятий, научных подходов или принципов, документов (стандарты, методики, инструкции, рекомендации и т.д.), результатов маркетинговых исследований и т.д.

Целью инновации является повышение качества и конкурентоспособности фирмы, товаров и услуг и увеличение за счет этого прибыли фирмы.

Инвестиции – вложения средств с целью сохранения и увеличения капитала. В состав инвестиций входят основной, оборотный капитал, нематериальные активы.

Инвестор – это юридическое или физическое лицо, вкладывающее инвестиции в инновацию.

На уровне фирмы мы управляем инновациями, а на уровне народного хозяйства – НТП. НТП- более широкое понятие, характеризующее прогрессивность применяемой техники, технологии и менеджмента на различных уровнях управления. Целью НТП является рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, удовлетворение новых потребностей, а в конечном счете – повышение качества жизни.

На уровне фирмы результаты НТП и инновационной политики выражаются в организационно-техническом уровне производства (ОТУП).

Организационно-технический уровень производства характеризуется степенью совершенства используемых на предприятии машин и оборудования, уровнем технологических процессов, состоянием организации труда и производства, уровнем эффективности принимаемых методов управления, использованием в производстве достижений науки, техники, уровнем качества выпускаемой продукции.

Анализ организационно-технического уровня должен осуществляться в трех направлениях:

- анализ показателей научно-технического уровня производства;

- анализ показателей организации труда и производства;

- анализ показателей организационной структуры и управления предприятием.

Состав задач анализа организационно-технического уровня производства можно представить в следующей схеме:

           
   
 
     
 
 

 

 


Для выявления отличий организационно-технического уровня предприятия от достигнутого на успешных предприятиях или в среднем по отрасли необходима соответствующая информация, позволяющая применить методику сравнительного анализа. Для установления взаимосвязи показателей организационно-технического уровня производства предприятия с его экономическими показателями в этом случае используются специальные математические методы. Правда, получение информации от предприятий – лидеров отрасли дело не простое. В условиях конкуренции такие сведения часто представляют собой коммерческую тайну. В этом случае экономисту предприятия должны помочь знания общих положений теории фирмы, особенностей технологических процессов в конкретном производстве, данные публичной отчетности о результатах деятельности предприятия-конкурента.

 

Требования к продукции

 

Вход Выход

 

 

Выпущенная продукция

 

Задача №1

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Таблица 1

Объем реализации продукции Среднереализационная цена, тыс. руб. Себестоимость Продукции, тыс. руб.
VРПпл   VРПф   Цпл   Цф   Спл   Сф  
8,34 8,84 6,79 7,16

 

Определение выручки от реализации продукции, общих затрат на производство продукции и прибыли

Таблица 2

Показатель План План, пересчитанный на фактический объем продаж Факт
Выручка от реализации продукции, (В)      
Полная себестоимость реализованной продукции (З)      
Прибыль (П)      

 

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент. Выполнение плана по реализации исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородная по своему составу). На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:

 

КРП =

 

Усл. 1 =

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:

 

Усл. 2 =

 

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

 

Усл. 3 =


Расчет влияния факторов первого уровня на изменение

суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

Таблица 3

Показатель прибыли Порядок расчета Расчет, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб.  
 
План        
Усл. 1        
Усл. 2        
Усл. 3        
Фактически        

 

По данным таблицы можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора:

- объема реализации продукции

ΔПVРП =

- структуры товарной продукции

ΔПУД =

- отпускных цен

ΔПЦ =

- себестоимости реализованной продукции

ΔПС =

 

Задача №2

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Таблица 1

Объем реализации продукции Среднереализационная цена, тыс. руб. Себестоимость Продукции, тыс. руб.
VРПпл   VРПф   Цпл   Цф   Спл   Сф  

 

Определение выручки от реализации продукции, общих затрат на производство продукции и прибыли

Таблица 2

Показатель План План, пересчитанный на фактический объем продаж Факт
Выручка от реализации продукции, (В)      
Полная себестоимость реализованной продукции (З)      
Прибыль (П)      

 

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент. Выполнение плана по реализации исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородная по своему составу). На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:

 

КРП =

 

Усл. 1 =

 

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:

 

Усл. 2 =

 

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

Усл. 3 =

 

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение

суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

Таблица 3

Показатель прибыли Порядок расчета Расчет, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб.  
 
План        
Усл. 1        
Усл. 2        
Усл. 3        
Фактически        

 

По данным таблицы модно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора:

- объема реализации продукции

ΔПVРП =

- структуры товарной продукции

ΔПУД =

- отпускных цен

ΔПЦ =

- себестоимости реализованной продукции

ΔПС =

 


2 Анализ рентабельности продукции

 

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов.

Анализируются факторы:

 

- объем реализации продукции (VРП)

- структура товарной продукции (УД)

- уровень среднереализационных цен (Ц)

- себестоимость продукции (С)

 

 

Факторная модель этого показателя имеет вид:

 

R = Прп (при VРПобщ, УД, Ц, С)

Зпл (при VРПобщ, УД, С)

 

Задача №3

 

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 2 и 3

 

Rпл. = Ппл : Зпл. =

Rусл1. = Пусл1 : Зусл. =

Rусл2. = Пусл2 : Зусл =

Rусл3. = Пусл3 : Зусл =

Rф. = Пф : Зф =

 

Из расчетов можно установить , как изменилась рентабельность за счет каждого фактора:

 

- объема реализации продукции

ΔRVРП =

- структуры товарной продукции

ΔRУД =

отпускных цен

ΔRЦ =

- себестоимости реализованной продукции

ΔRС = Rф – R усл3 =

 

Баланс факторов:

Проверка: ΔRобщ =

 


Задача №4

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 2 и 3

 

Rпл. =

Rусл1. =

Rусл2. =

Rусл3. =

Rф. =

Из расчетов можно установить , как изменилась рентабельность за счет каждого фактора:

 

- объема реализации продукции

ΔRVРП =

- структуры товарной продукции

ΔRУД =

отпускных цен

ΔRЦ =

- себестоимости реализованной продукции

ΔRС = Rф – R усл3

 

Баланс факторов:

Проверка: ΔRобщ =

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по учебной дисциплине

«Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

студента группы МК-310

по специальности «Менеджмент (по отраслям)»

 

_____________________________________


Введение

 

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений НТП, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы.

Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

В первом разделе дисциплины мы рассмотрим теоретические основы АФХД как системы обобщающих знаний о предмете, методе, задачах, методике и организации экономического анализа. Во втором разделе рассматриваются методики комплексного анализа основных экономических показателей результатов деятельности предприятия с учетом отечественного и зарубежного опыта, характерные для рыночной экономики.

Студент должен быть знаком с вопросами экономики, организации производства на промышленном предприятии, бухгалтерским учетом и отчетностью, статистикой, финансовым менеджментом, маркетингом и другими смежными науками.

Основной задачей данного курса является изучение теоретических основ и приобретение практических навыков экономического анализа деятельности предприятий.

В процессе изучения предмета студенты должны научиться глубоко понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость, уметь их систематизировать и моделировать, определять влияние факторов, оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности производства.

 

 

Раздел 1. Теория экономического анализа

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.058 с.)