хозяйственной деятельности предприятия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

хозяйственной деятельности предприятия



 

1. Анализ прибыли от реализации продукции

2. Анализ рентабельности продукции

 

1 Анализ прибыли от реализации продукции

 

Основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов.

Анализируются факторы:

 

- объем реализации продукции (VРП)

- структура товарной продукции (УД)

- уровень среднереализационных цен (Ц)

- себестоимость продукции (С)

 

 

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на суму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратной пропорциональной зависимости: снижение себестоимости продукции приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таблице.

 

Задача №1

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Таблица 1

Объем реализации продукции Среднереализационная цена, тыс. руб. Себестоимость Продукции, тыс. руб.
VРПпл   VРПф   Цпл   Цф   Спл   Сф  
8,34 8,84 6,79 7,16

 

Определение выручки от реализации продукции, общих затрат на производство продукции и прибыли

Таблица 2

Показатель План План, пересчитанный на фактический объем продаж Факт
Выручка от реализации продукции, (В)      
Полная себестоимость реализованной продукции (З)      
Прибыль (П)      

 

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент. Выполнение плана по реализации исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородная по своему составу). На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:

 

КРП =

 

Усл. 1 =

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:

 

Усл. 2 =

 

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

 

Усл. 3 =


Расчет влияния факторов первого уровня на изменение

суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

Таблица 3

Показатель прибыли Порядок расчета Расчет, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб.  
 
План      
Усл. 1      
Усл. 2      
Усл. 3      
Фактически      

 

По данным таблицы можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора:

- объема реализации продукции

ΔПVРП =

- структуры товарной продукции

ΔПУД =

- отпускных цен

ΔПЦ =

- себестоимости реализованной продукции

ΔПС =

 

Задача №2

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Таблица 1

Объем реализации продукции Среднереализационная цена, тыс. руб. Себестоимость Продукции, тыс. руб.
VРПпл   VРПф   Цпл   Цф   Спл   Сф  

 

Определение выручки от реализации продукции, общих затрат на производство продукции и прибыли

Таблица 2

Показатель План План, пересчитанный на фактический объем продаж Факт
Выручка от реализации продукции, (В)      
Полная себестоимость реализованной продукции (З)      
Прибыль (П)      

 

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент. Выполнение плана по реализации исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородная по своему составу). На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:

 

КРП =

 

Усл. 1 =

 

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:

 

Усл. 2 =

 

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

Усл. 3 =

 

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение

суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

Таблица 3

Показатель прибыли Порядок расчета Расчет, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб.  
 
План      
Усл. 1      
Усл. 2      
Усл. 3        
Фактически      

 

По данным таблицы модно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора:

- объема реализации продукции

ΔПVРП =

- структуры товарной продукции

ΔПУД =

- отпускных цен

ΔПЦ =

- себестоимости реализованной продукции

ΔПС =

 


2 Анализ рентабельности продукции

 

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов.

Анализируются факторы:

 

- объем реализации продукции (VРП)

- структура товарной продукции (УД)

- уровень среднереализационных цен (Ц)

- себестоимость продукции (С)

 

 

Факторная модель этого показателя имеет вид:

 

R = Прп (при VРПобщ, УД, Ц, С)

Зпл (при VРПобщ, УД, С)

 

Задача №3

 

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 2 и 3

 

Rпл. = Ппл : Зпл. =

Rусл1. = Пусл1 : Зусл. =

Rусл2. = Пусл2 : Зусл =

Rусл3. = Пусл3 : Зусл =

Rф. = Пф : Зф =

 

Из расчетов можно установить , как изменилась рентабельность за счет каждого фактора:

 

- объема реализации продукции

ΔRVРП =

- структуры товарной продукции

ΔRУД =

отпускных цен

ΔRЦ =

- себестоимости реализованной продукции

ΔRС = Rф – R усл3 =

 

Баланс факторов:

Проверка: ΔRобщ =

 


Задача №4

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 2 и 3

 

Rпл. =

Rусл1. =

Rусл2. =

Rусл3. =

Rф. =

Из расчетов можно установить , как изменилась рентабельность за счет каждого фактора:

 

- объема реализации продукции

ΔRVРП =

- структуры товарной продукции

ΔRУД =

отпускных цен

ΔRЦ =

- себестоимости реализованной продукции

ΔRС = Rф – R усл3

 

Баланс факторов:

Проверка: ΔRобщ =

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.52.223 (0.016 с.)