Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представлений у младших дошкольников

Поиск

 

Математическое развитие детей младшего дошкольного возраста осуществлялось нами в основном под влиянием целенаправленного обучения на коллективных занятиях по математике. Экспериментальное обучение осуществлялось через выполнение игровых задач, с учетом выявленных нами особенностей организации математического развития детей 3-4 лет: ………………….

– для поддержки активность и предупреждения утомления малышей на занятиях, необходима смена характера их деятельности; ……………………..

– организация работы малышей с дидактическим материалом в определённой последовательности; …………………………………………………

– в ходе работы детям указывают на ошибки и выясняют их причины;

– при усвоении способа действия, детям предлагается выполнить задание самостоятельно; ……………………………………………………………………..

– при выделенной цели на какое-то свойство и сосредоточение внимания детей на нём, игровые ситуации могут и отсутствовать; ……………………….

– ребёнок должен показать все приёмы работы и детально разъяснить последовательность действия; ……………………………………………………

– объяснения его должны быть доступным восприятию маленького ребёнка;

– многократное показывание и озвучивание одних и те же действий в разных ситуациях, при смене наглядного материала, что позволяет детям усвоить способы действий; ………………………………………………………………

– на одном занятии даются от 2 до 4 разных заданий, каждое из них повторяется не более 2-3 раз; ……………………………………………………..

– для активной работы на занятиях используются игровые приёмы и дидактические игры, в которых по возможности участвуют все дети; …………

– использование привлекательных наглядных пособий, указывающие именно тот признак, на который направлено внимание малышей; …………..

– ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом; …………………………………………………………………………..

– пояснения детям делается неназойливо и немногословно; ……………

– иногда ошибки исправляются без пояснений; …………………………..

– неоднократно повторяются однотипные упражнения, но при этом меняется наглядный материал, варьируются приёмы работы; ……………………

– использование комбинированных заданий, позволяющих детям усваивать новые знания и закреплять уже усвоенные ранее; ………………………..

– новое слово проговариваются не спеша, выделяя его интонацией, варьируются вопросы и задания к нему; ……………………………………………

– постоянное сочетание индивидуальных (2-3) и хоровых ответов детей;

– дается образец ответа, воспитатель начинает его, а ребёнок завершает;

– используются только те слова, смысл которых понятен детям; ……….

–для поддержки интереса к занятиям по математике, детей хвалят за правильные действия и ответы, как в ходе, так и в конце занятия; ……………….

– в конце, организуется игра для детей, у своего стола, с игрушками и другим наглядным материалом, которые использовались на занятии; ……

– знания, полученные детьми на занятиях, закрепляются в дидактических играх математического содержания; ……………………………………………

– если занятия по математике и дидактические игры являются звеньями единой системы, то получается хороший результат работы формирования математических представлений; …………………………………………………….

– ребенок, не справившийся с заданием, получает образец каждого нового способа действия; ………………………………………………………………..

– новые занятия давались постепенно, с учётом того, что дети уже знают и умеют делать; ………………………………………………………………..

– определяя объём работы, не допускается недооценка или переоценка возможностей детей; ………………………………………………………………..

– занятия по развитию математических представлений у детей 3-4 лет проводятся с сентября месяца в определённый день недели, не более – 12-15 минут.

– продолжительность занятия должны быть не более – 12-15 минут.

При формировании элементарных математических представлений как основы последующего усвоения математических знаний на занятиях реализовывались особенности организации математического развития математического развития детей 3-4 лет в дошкольном образовательном учреждении. ……

Новые знания давались постепенно, с учётом того, что дети уже знают и умеют делать. Определив объём работы, не допускалась недооценки или переоценки возможностей малышей, так как и то, и другое способствовало их бездействию на занятиях. ………………………………………………………….

У детей 3-4 лет внимание непроизвольное, неустойчивое, способность запоминать характеризуется непреднамеренностью. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на занятиях, использовались игровые приемы и дидактические игры. Игры организовывались так, чтобы по возможности в действии участвовали одновременно все дети, и им не приходилось ждать очереди. Используя игровые приемы, следили за тем, чтобы дети не отвлекались от главного в работе (пусть еще элементарной, но математикой!). Например, когда выделяли какое-то свойство, чтобы обратить внимание детей на него, игровые ситуации отсутствовали. ………………………………………………………………..

Использовались, привлекательные для детей наглядные пособия, в них ярко подчеркивался именно тот признак, на который нужно было обратить внимание детей. Демонстрировали полоски детям, чтобы дать представление об отношениях «длиннее – короче», контрастные по длине и однородные во всех других отношениях. …………………………………………………………….

Для того чтобы поддерживать активность и предупредить утомление детей на занятии, менялся характер их деятельности: сначала дети слушали и следили за деятельностью воспитателя, затем действовали с раздаточным материалом, участвовали в общей игре. Использовались игры и задания, позволяющие детям изменить позу и подвигаться («Найди свой домик» и др.). ……………..

Была проведена работа детей с дидактическим материалом. Малыши выполняли довольно сложные действия в определенной последовательности (прикладывали предмет под изображение на карточке-образце и др.). Если ребенок не справлялся с заданием, работал непродуктивно, он быстро потерял интерес к делу, уставал и отвлекался от работы. Учитывая это, мы дали детям образец каждого нового способа действия. ……………………………………………….

Стремясь предупредить возможные ошибки, ребенок показывал все приемы работы и детально разъяснял последовательность действия. Объяснение его были предельно четкими, ясными, конкретными, давались в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Наиболее сложные способы действия демонстрировались 2-3 раза, при этом каждый раз обращалось внимание малышей на новые детали. Многократно показывались и назывались одни и те же действия в различных ситуациях, при изменении наглядного материала, что позволило детям усвоить способы действий. ………………………………………

В ходе работы детям указывали на ошибки и выясняли их причины. Ошибки исправляли непосредственно в действии с дидактическим материалом. Объясняли детям ненавязчиво и немногословно. Иногда ошибки исправляли без объяснений. («Возьми в правую руку, вот в эту положи полоску слева, видишь, она шире этой!»). …………………………………………………………..

Когда дети усвоили способы действия, то его показ стал ненужным. Таким образом, мы продолжили выполнять задание только по словесной инструкции. Знания стали крепче после неоднократного повторения однотипных упражнений, но при этом мы меняли наглядный материал, варьировали приемами работы, так как однообразные действия быстро утомляли детей. На одном занятии давали от 2 до 4 различных задач. Каждое из них повторялось не более 2-3 раз.

Также использовались комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые знания и закреплять уже усвоенные ранее. («Посмотрите, какая дорожка короче? – Поставьте на нее одну матрешку!; Какая дорожка длиннее? – Поставьте на нее много матрешек»). …………………………………….

Каждый новый способ действия, усвоенный детьми, каждое вновь выделенное свойство закрепляли в точном слове. Новое слово проговаривали не спеша, выделяли его интонацией. Сначала двое – трое детей его повторяли, а затем все (хором). Варьируя вопросы и задания, обеспечивалось включение новых слов в активный словарь детей. Постоянно сочетая индивидуальные (2-3) и хоровые ответы. …………………………………………………………………….

Наиболее сложным для малышей было отражение в языке математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения, употреблять противительный союз а и соединительный и. Вначале приходилось ставить вспомогательные вопросы, а потом просить детей рассказать сразу обо всем. Например: «Сколько пуговиц на красной полоске? Сколько пуговиц на синей полоске? А теперь скажи, сколько пуговиц на красной и синей полоске?». Ребенка подводили к отражению связей: «На красной полоске одну пуговицу, а на синей много пуговиц». Давали образец ответа или начинали его, а ребенок заканчивал. ……………………

Для осознания способа действия детям предлагалось в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказывали, что и как надо делать. «Что надо сделать, чтобы узнать, какая дощечка шире? Как узнать, хватит ли всем карандашей?». Так устанавливалась связь между свойствами вещей и действиями, с помощью которых она появлялась. При этом использовались только те слова, смысл которых понятен детям. Для поддержания интереса к занятиям по математике подбадривали ребят за правильные действия и ответы, как в ходе, так и в конце занятия. В заключении организовывали у своего стола игру детей с игрушками и другим наглядным материалом, которые использовались на занятии. В другой раз дети с радостью соглашались заниматься. …………………………………………………………

Знания, полученные детьми на занятиях, закреплялись в различных видах деятельности. В младшей группе этому способствовали дидактические игры математического содержания: «Какие колокольчики звенят?», «Куда пойдешь, то и найдешь», «Угадай, что загадали», «Где звенит колокольчик?», «Достань куклам конфетки», «Пузырь», «Закрой двери в домике», «Назови пропущенное слово», «Раскрась правильно», «Яблоки и груши», «Какая у овоща форма?», «Разложи фигуры в домики», «Найди лишнюю фигуру» и др. Хорошие результаты были достигнуты благодаря тому, что занятия по математике и дидактические игры были звеньями единой системы работы по формированию математических представлений. ……………………………………………………………

Одна из задач математического развития детей в младшей группе – ознакомление их с множеством. Работа с детьми этого возраста направлена ​​в основном на формирование понятия о границах множества и его элементах, о равенстве и неравенстве групп по количеству элементов, умений и навыков в поэлементном сравнении контрастных и смежных множеств, на овладении приемами наложения и приложения. ………………………………………………………..

Содержание знаний о множествах включает: ……………………………….

– понимание того, что несколько предметов, игрушек, находящихся рядом, обозначаются словом много, единичные предметы – словом один; …….

– понимание выражений столько – сколько, поровну, по одному, больше – меньше и вопроса сколько? …………………………………………………….

– умение составлять группу из отдельных предметов (один, еще один, еще один – это много), разложить группу на отдельные предметы: ……………

– знание о равенстве или неравенстве групп по количеству элементов (кубиков и кирпичиков поровну, кубиков больше, чем кирпичиков и наоборот);

– умение последовательно накладывать один предмет на другой и наоборот;

– прикладывать один предмет к другому и именно так сравнивать одну группу с другой; ……………………………………………………………………

– ознакомление с тем, как образуется равенство или неравенство путем добавления или уборка одного предмета (единицы). ……………………………

Основными методическими приемами формирования представлений о множестве служили дидактические игры и упражнения с конкретными множествами (предметами, игрушками, геометрическими фигурами). Широко использовались различные карты. ………………………………………………………

В начале учебного года воспитатель этой возрастной группы повторяет с детьми, как выделяются отдельные предметы в однородной группе. На подносе лежит много цветных карандашей. Воспитатель предлагает детям взять по одному карандаша. ……………………………………………………………….

– Сколько ты взял? – спрашивает воспитатель. …………………………

– (Один.) …………………………………………………………………….

– А ты, сколько взяла? – спрашивает воспитатель. ……………………...

– (Один.) ……………………………………………………………………..

– И ты, Оля, возьми один карандаш. …………………………………..

С целью повышения познавательной активности детей в процессе обучения воспитатель предлагает им найти один или много предметов вокруг себя. Для этого он заранее группирует предметы в одну группу и размещает их в разных местах комнаты для занятий: на столах, полках, подоконниках. Воспитатель говорит детям: ……………………………………………………………..

– Посмотрите на полочку и скажите, предметов много, а каких один? Принесите одного зайчика. Принесите много петушков. ………………………

– Говорите, что вы несете: «Я несу одного зайчика». …………………..

– Как сказать о петушках? «Я несу много петушков». ………………….

После этой задачи воспитатель убирает названые игрушки и предлагает аналогичные задачи с другими игрушками. Задача повторяется несколько раз.

Воспитатель, планируя подобные задания, ставит перед собой следующие математические задачи: закрепить знания детей о том, что: ……………………

– несколько предметов, расположенных рядом, обозначаются словом «много»; …………………………………………………………………………..

– единичные предметы – словом «один»; ………………………………..

– понимать смысл вопроса «сколько»; ……………………………………….

– уточнить понятие «больше», «меньше», «один», «много». ………………

Рассмотрим более подробно такое занятие на тему: «Опиши картинку».

Оборудование и материалы для занятия: три ключа, лист бумаги, изображающий телевизор, иллюстрации, относящиеся к содержанию, на которых нарисованы полянки с цветами по количеству детей, клей, кисточки, салфетки.

Ход занятия. …………………………………………………………………

Воспитатель приглашает детей войти в «дом» и посмотреть «телевизор». Но дети не могут войти в комнату, так как она закрыта на ключ. Необходимо подобрать ключ к этой двери. Воспитатель предлагает детям различные ключи, но они не подходят. После нескольких попыток дети подбирают нужный «ключ» и заходят в «дом». ……………………………………………………….

На столе стоит «телевизор» – лист бумаги с иллюстрациями. Дети садятся на ковер или на пол. …………………………………………………………….

Воспитатель предлагает: «Ребята, включим телевизор? Ничего не слышно – ни звука. Что будем делать? Придется смотреть на рисунки и догадываться о том, что говорят на экране». ……………………………………………………..

1) На первой картине изображены ежи. …………………………………..

Воспитатель обращается к детям: ………………………………………….

– Кто знает, кого показывают по телевизору? (Ежиков.) Что вы можете о них рассказать? (Ежики остановились и разговаривают.) Как вы думаете, о чем они говорят? (Дети отвечают по-разному.) ……………………………………..

– Посмотрите внимательно – как они говорят? (Они смеются.) …………

– Они не могут посчитать, сколько на экране телевизора елочек и сколько птичек, давайте поможем ежику ребята. …………………………………………

– Сколько елок? (Одна.) ……………………………………………………..

– А сколько птиц? (Много.) ……………………………………………….

– Чего больше – елочек или птичек? ………………………………………

– Правильно, птичек много, а елочка одна. ……………………………….

2) На следующем занятии выполняются задания по второй картинке. На ней изображена зеленая лужайка, украшенная цветами, на ней один жук. Воспитатель проводит игру «Жук». Дети поют песенку (вместе с воспитателем):

Я веселый добрый жук, ……………………………………………………….

Я всегда жужжу, жужжу, …………………………………………………….

По лесам, полям летаю, ……………………………………………………….

Смело крылья расправляют, …………………………………………………

Жу – жу – жу, жу – жу – жу, …………………………………………………..

Крылышки сложил и жду. …………………………………………………….

Дети имитируют движения жука. ………………………………………….

– Сколько жуков на экране телевизора? Правильно, один. Поищите ребята, сколько жуков скрылось в комнате, они лежат под салфетками на столах.

Дети собирают жуков. Чтобы разместить их всех на поляне, наклейте их на картинки. На ковре появились «поляны» (с помощью воспитателя), дети наклеивают жуков на листы – поляны. ………………………………………….

Воспитатель: «Молодцы, ребята, картины стали у нас очень красивые.

Следующее умение, которому учатся дети младшей группы – это сравнение множеств, которые отличаются на один элемент; такие множества называются смежными. Они характеризуются смежными числами натурального ряда (1 и 2, 2 и 3, 3 и 4 и т.д.). Для формирования этого умения детям предлагается наложить элементы одного множества на элементы другого. Например, воспитатель предлагает детям рассадить кукол на стульчики. Одной кукле стульчика не хватило. …………………………………………………………………………

Воспитатель говорит: «Так получается, когда стульчиков меньше, чем кукол». Можно сказать и по-другому: «Так получается, когда кукол больше, чем стульев». ………………………………………………………………………………

– Как же нам посадить всех кукол на стуле? – Спрашивает воспитатель.

Кто-то из детей догадывается: «Принести еще один стульчик». ………..

На этих занятиях особое значение приобретают практические действия детей, в них усваиваются словесные указания воспитателя. …………………..

Приведем пример одного из таких занятий. ………………………………

На занятия к детям приходят медведь и кукла Маша. Они приносят с собой для детей много игрушек. Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какие интересные игрушки принесли Маша и медведь. Назовите игрушки Маши». Дети перечисляют эти игрушки. …………………………………………………………

– А какие игрушки принес для нас медведь? Дети называют их. ………..

– Кто из них принес больше игрушек – Маша или медведь? – Дети по-разному отвечают на вопрос. …………………………………………………….

Воспитатель: «Оля и Саша говорят, что больше игрушек принес медведь, а Костя и Лена – что Маша. Как же мы узнаем, кто из детей правильно ответил. Кто из гостей принес больше игрушек?» …………………………………………

Это затруднение образует проблемную ситуацию. Создание такой ситуации – очень важный мотивирующий элемент на занятии. ………………………

Все игрушки, принесенные медведем, дети выставляют в ряд. Затем детям предлагается рядом с каждой из игрушек, которую принес медведь, положить одну игрушку, принесенную куклой Машей. Игрушки ставят попарно. Теперь детям видно, где игрушек больше, а где меньше. ………………………

«Кто принес больше игрушек?» «Кто принес меньше игрушек?» ……….

Воспитатель еще раз напоминает детям: чтобы узнать, каких предметам меньше (больше), надо их сравнить путем наложения или приложения. B качестве итога занятия она говорит детям: ……………………………………………

– Кто нам помог узнать много интересного на занятии? Кому мы скажем спасибо? И показывает гостей (куклу Машу и медведя). ………………………

Можно провести похоже занятия с игрушками – лисичкой и зайчиком,

которые прибежали к детям из леса.

Так же воспитатель проводит занятия с обручами. Дети кладут обручи на пол. В первый обруч кладут одну машину, а в другой кладут много шишек.

На занятии самое главное, чтобы во время выполнения упражнений, дети использовали слова: «много», «один», «ни одного», «поровну», «больше», «меньше», «столько – сколько» и др.

На коллективных и индивидуальных занятиях с детьми по математике воспитатель использует различные средства визуализации. Все они описаны в программных задачах: ……………………………………………………………..

– карточки с нарисованными на них предметами, ………………………..

– карточки, разделенные на клетки, ………………………………………..

– карточки, разделенные на части одной или двумя полосками. ………….

На занятии воспитатель сначала использует карточки с нарисованными на них предметами и предлагает положить на каждый рисунок один предмет. ….

Чтобы детям было легче выполнить эту работу, к карточкам крепятся на нитях столько накладываемых предметов, сколько их на карте. Это упражнение очень важно для детей, в нем формируется практическое умение накладывать один предмет на другой. Дети на занятии тренируются закрывать рисунок игрушкой по порядку, не пропуская ни одного. На первых занятиях количество игрушек и предметов должно быть одинаково, чтобы детям было легче выполнить задание, а воспитателю проще контролировать практические действия детей.

На следующих занятиях его задачи, методика и задания сохраняются, используя различные способы установления равенства и неравенства множеств – увеличение или уменьшение элементов одного из множеств, при котором сравниваемые множества отличаются размером элементов (например, больших кругов меньше, а маленьких кругов – больше). Такие упражнения привлекают внимание детей к количеству предметов (а не к их размеру), то есть к тому, сколько элементов включает данное множество. ………………………………..

Для этого дети сначала накладывают элементы одного множества на элементы другого, а затем каждый элемент второго множества снимают и подкладывают его внизу, под элементами первого множества. На этом этапе работу облегчают карточки, разделенные на клетки. Они помогают ребенку освободиться от дополнительной задачи – делать пространственный анализ множества. В каждой клетке, как в домике, помещается один элемент. …………………

Внимание к такой работе объясняется тем, что именно в этой возрастной группе дети должны уметь свободно сравнивать множества прикладыванием элементов, размещая их попарно: напротив большой матрешки – одну маленькую и т.д. ……………………………………………………………………………

Проводя занятия, воспитатель заботится о разнообразии наглядного материала, а также приемов обучения, использует игровые ситуации. Приемы практического сравнения в единстве со словом создают условия для осознания получаемых детьми знаний. Постепенно воспитатель учит их выполнять задания лишь по устной инструкции. ………………………………………………………

В работе с детьми четвертого года жизни воспитатель обращает внимание на применение на занятиях с детьми разнообразных множеств по своему содержанию и возможность восприятия их различными анализаторами. Еще не зная чисел, не умея считать, малыши сравнивают множество звуков с множеством предметов, движений. ………………………………………………………….

Например, воспитатель дает задание постучать по барабану столько раз, сколько игрушек стоит на столе. А.М. Леушина предлагает проводить это занятие в такой последовательности: ………………………………………………….

– воспитатель стучит по столу один раз и ставит на стол одну игрушку, стучит еще раз и снова ставит игрушку; …………………………………………

– вызванный ребенок смотрит на эти предметы и стучит столько же раз, все остальные у себя на столе выкладывают игрушки по одной на каждый стук;

– вызванный ребёнок с места хлопает в ладоши столько раз, сколько у него игрушек; …………………………………………………………………………

– воспитатель хлопает в ладоши, а ребёнок, воспринимая звуки на слух, хлопает столько же раз. ……………………………………………………………

Следовательно, мы видим, что сравнение множеств осуществляется на основе чувственного восприятия. Дети не считают элементы множества, a сопоставляют их поэлементно, устанавливают взаимно-однозначное соответствие между ними. Главное в этих упражнениях – небольшое количество элементов в этих множествах (один, два, три). Сравнение двух множеств с помощью слухового и зрительного анализаторов дошкольниками воспринимается как игровой приём. Такие операции со множествами являются подготовительными, необходимым этапом в овладении ребёнком счёту с помощью числительных. ……..

Аналогичная работа c детьми 3-4 лет по формированию представлений об основанных формах – эталонах, как развитие представлений о: геометрических фигурах представлены в приложении № 1; умение определять количество – в приложении № 2; как развитие временных представлений – в приложениях № 3; умение сравнивать предметы по величине – в приложении № 4; развитие пространственных представлений – в приложении № 5; умение считать – в приложении №6; умение определять цвета – в приложении № 7. …………………

Таким образом, экспериментальная работа осуществлялась на основе первоначальных математических представлений, усваеваемых детьми во второй младшей группе, которые в большей степени определяют дальнейшее математическое развитие детей в следующих группах и являются залогом успешной подготовки ребят к школе. При этом, учитывались особенности организации образовательной деятельности детей 3 – 4 лет. …………………………………

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.126.46 (0.018 с.)