Основные правила работы в химической лаборатории и техника безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные правила работы в химической лаборатории и техника безопасности



ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

 

Специальности среднего профессионального образования технического профиля

 

Дисциплина: «Химия»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

 

Санкт-Петербург

Содержание

Введение  
Основные правила работы в химической лаборатории и техника безопасности Нормативная и учебная литература Лабораторная работа № 12 «Получение и свойства этилена» Лабораторная работа № 13 «Общие свойства спиртов. Фенолы» Лабораторная работа №14«Химические свойства альдегидов на примере формалина» Лабораторная работа № 15«Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот» Лабораторная работа №16«Свойства сложных эфиров и жиров» Лабораторная работа №17«Углеводы» Лабораторная работа №18«Амины» Лабораторная работа №19«Белки»        

 

 


Введение

Методические указания к лабораторным работам разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Химия», которая соответствует требованиями ФГОС к содержанию и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальностям.

При подготовке специалистов по данным профессиям изучение химии является частью профессиональной образовательной программы. Курс химии содержит базовые знания для дальнейшего изучения профессиональных и специальных дисциплин.

Неотъемлемой частью изучения курса химии является лабораторный практикум, выполнение которого помогает усвоить основные понятия и законы химии, экспериментально изучить закономерности протекания химических реакций и овладеть основами техники химического эксперимента.

Полученные знания и экспериментальные навыки помогут студенту при изучении специальных дисциплин.

В соответствии с учебным планом в течение года студент обязан:

1) выполнить и оформить лабораторные работы, предусмотренные

календарно - тематическим планом;

2) отчитаться за лабораторные работы преподавателю, ведущему

лабораторный практикум.

Данное пособие содержит лабораторные работы, описание которых изложено в следующей последовательности:

• Название лабораторной работы;

• Цель работы;

• Теоретическое введение;

• Экспериментальная часть, с используемыми в работе реактивами и оборудованием;

• Описание выполненных опытов;

• Вопросы для собеседования и задачи.

В пособии отведены места для написания выводов, письменных ответов на вопросы для собеседования, ведение необходимых записей на лабораторных работах.

Для выполнения лабораторной работы студенту предварительно необходимо:

• Тщательно изучить основные правила работы и технику безопасности в химической лаборатории;

• Перед выполнением лабораторной работы изучить теоретический материал,

используя конспекты лекций и теоретическое введение к выполняемой лабораторной работе;

• Иметь ясное представление о цели работы и последовательности ее выполнения.

Выполнение лабораторной работы следует начать с записи даты выполняемой работы на титульном листе. Опыты выполняются подгруппами (5 человек), на которые предварительно делятся студенты.

Записи результатов опыта и наблюдаемых изменений следует производить сразу же после его выполнения и не приступать к выполнению следующего опыта без записи результатов предыдущего. Результаты записываются после названия и описания опыта в отведенном месте или таблице данного пособия.

В конце лабораторной работы следует привести выводы по лабораторной работе.

После защиты лабораторной работы на титульном листе ставится подпись

преподавателя и дата защиты работы.


Основные правила работы в химической лаборатории и техника безопасности

1.1 Работа с небольшим количеством химических веществ снижает возможность несчастных случаев до минимума, но не исключает их. Поэтому каждому работающему в химической лаборатории нужно знать и строго выполнять все правила техники безопасности.

Работая в химической лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность.

Помнить, что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство с приборами и свойствами химических веществ могут повлечь за собой несчастный случай.

1.2 Приступать к выполнению задания можно только после разрешения преподавателя.

1.3 Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в такой посуде и приборах, как это указано в соответствующих разделах руководства.

1.4 Проводить опыт в чистой посуде.

1.5 Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество.

1.6 Все опыты, сопровождающиеся выделением ядовитых летучих и неприятно пахнувших веществ (например, выпаривание, кипячение растворов кислот, а также растворов, содержащих галогены, аммиак, сероводород и др.) производить только в вытяжном шкафу.

1.7 Выполнять опыт с взрывчатыми, легковоспламеняющимися веществами или кислотами и щелочами, помимо соблюдения всех других мер предосторожности, работать стоя. Поджигать выделяющиеся газы и пары можно только после предварительной проверки их на чистоту, так как смесь горючего газа с воздухом взрывается.

1.8 Наливая или нагревая реактивы, не наклоняться над сосудом, так как возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, колбы, стаканы, не держать их отверстием к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.

1.9 Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.

1.10 Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты.

1.11 При работе с газоотводной трубкой убирать горелку из-под пробирки с реакционной смесью можно лишь тогда, когда конец газоотводной трубки, опущенный в жидкость, удален из нее. Если убрать горелку преждевременно, то жидкость засосет в реакционную пробирку и может произойти ее разбрызгивание.

1.12 В лаборантской комнате должны быть огнетушитель, ящик с песком, аптечка с медикаментами.

1.13 Держать дальше от огня легковоспламеняющиеся вещества: бензол, спирт, эфир, бензин и др. Если воспламенится бензин, спирт или эфир, надо немедленно накрыть пламя асбестом или засыпать песком.

1.14 Осторожно пользоваться газовыми горелками или спиртовками. При появлении запаха газа немедленно закрыть краны и прекратить все работы с огнем. Прежде, чем открыть кран газовой горелки, зажечь спичку или лучинку. Спиртовку нельзя зажигать, наклоняя ее к другой горячей спиртовке, гасить спиртовку, накрывая ее сверху колпачком.

1.15 В случае возникновения пожара в лаборатории немедленно вызвать пожарную охрану. До прибытия пожарных гасить огонь песком, огнетушителем и водой.

1.16 В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать пострадавшему первую помощь и направить к врачу.

После ознакомления с правилами техники безопасности каждый учащийся должен расписаться в специальном журнале.

 


Нормативная и учебная литература

1. Г.Е. Рутзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 11 класс (базовый уровень). - М.: Просвещение.

2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 368 с.: ил.

3. Химия. Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/Ю.Д.Третьяков, Н.Н.Олейников, Я.А. Кеслер и др.; Под ред. Ю.Д. Третьякова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 333, [3] с.: ил. – (Справочные материалы).

4. Химия: Учебник для СПО / Ю. М. Ерохин. - 8-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2007. - 384 с.: ил. - (Среднее профессиональное образование).

 


Лабораторная работа №12

«Получение и свойства этилена»

 

Цель и задачи лабораторной работы

1.1. Цель работы:

- приобретение и совершенствование практических навыков обращения с химическим оборудованием и реактивами.

1.2. Задачи работы:

- развитие творческого подхода к исследованию химического соединения

- закрепление знаний по теме: «углеводороды».

Содержание лабораторной работы

2.1 Теоретическая часть (5 минут).

-знакомство с непредельными углеводородами - алкенами на примере этилена;

2.2. Практическая часть:

-научиться получать алкены лабораторным способом на примере этанола и доказать их непредельный характер;

-заполнение бланка-отчета и защита лабораторной работы(25 минут).

Оборудование и реактивы

- штатив с пробирками;

-держатель для пробирок;

-спиртовка, газоотводная трубка;

-реактивы: смесь этанола и концентрированной серной кислоты, растворы йодной или бромной воды и перманганата калия, речной песок.

4 Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы

Взять пробирку с газоотводной трубкой, насыпать на дно речной песок и налить 2 мл смеси спирта с кислотой.

Закрепить пробирку в держатель.

Нагревать пробирку на спиртовке.

Налить в другие пробирки 1мл йодной воды и 1мл перманганата калия.

При нагревании смеси начнет выделяться газ этилен, который нужно пропустить через растворы йодной воды и марганцовки до их обесцвечивания.

Затем, продолжая нагревать пробирку со смесью, поднять газоотводную трубку вверх и поджечь этилен.

Результаты наблюдений записать в таблицу №1.

Вопросы для самоконтроля

-Какие органические соединения называются гомологами?

-Каким гомологическим рядам соответствуют следующие формулы

,

-Какие частицы называются радикалами (привести примеры)?

-Что такое изомеры?

-Дать название изомерам на основе правил номенклатуры углеводородов

-Сформулируйте основные положения теории А.М.Бутлерова?

-Какую формулу имеет этилен и строение его молекулы?

-Как доказать что углеводороды обладают непредельным характером?

-Могут ли такие углеводороды входить в состав бензина?

 


Лабораторная работа №13

«Общие свойства спиртов. Фенолы»

Содержание лабораторной работы

2.1 Теоретическая часть (5минут)

-изучить свойства кислородсодержащих органических соединений на основе взаимного влияния атомов в молекуле фенола.

2.2 Практическая часть:

-овладевать навыками проведения простейших химических исследований органических соединений;

-заполнение бланка-отчета и защита лабораторной работы (25 минут).

Оборудование и реактивы

-штатив с пробирками

-держатель для пробирок

-реактивы: Глицерин, фенол(кристаллический), гидроксид натрия, медный купорос, хлорид железа(lll), соляная кислота, вода.

4 Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы

Налить в пробирку 1мл глицерина, добавить 2 мл воды, встряхнуть пробирку и убедиться, что глицерин смешивается с водой в любых соотношениях

В другую пробирку налить 1мл медного купороса (сульфат меди) и добавить 2 мл щелочи натрия

К полученному осадку гидроксида меди добавить раствор глицерина. Встряхнуть пробирку.

Насыпать кристаллический фенол в пробирку. Убедиться, что он имеет характерный запах.

Исследовать фенол на растворимость в холодной воде и нагретой до 40 градусов.

К концентрированному раствору фенола добавить раствор щелочи натрия.

К полученному раствору добавить соляную кислоту.

Налить в пробирку 1мл раствора фенола слабой концентрации и добавить раствор хлорида железа (lll).

Результаты наблюдений записать в таблицу №1.

Вопросы для самоконтроля

- Какие многоатомные спирты вам известны?

- Какой многоатомный спирт используется для приготовления антифриза?

- Назовите области применения многоатомных спиртов.

- Где используется фенол? Что такое фенолформальдегидная пластмасса?

 


Лабораторная работа № 14

«Химические свойства альдегидов на примере формалина»

 

Содержание лабораторной работы

2.1. Теоретическая часть (5 минут)

- освоение составления уравнений реакций химических свойств альдегидов, их генетической связи с другими классами органических соединений.

2.2. Практическая часть

- определение методики присутствия альдегидов в смесях с помощью качественных реакций;

- заполнение бланка отчета и защита работы (25 минут).

Оборудование и реактивы

- штатив с пробирками;

- держатели пробирок;

- спиртовка;

- спираль из медной проволоки;

-реактивы: раствор формалина, нитрата серебра, гидроксида натрия, гидроксида аммония (нашатырный спирт), сульфата меди (медный купорос), спирт этанол.

 

 

4 Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы

Медную спираль прокалить в пламени спиртовки и быстро погрузить пробирку с этанолом.

Налить в пробирку 1 мл сульфата меди, добавить 2 мл щелочи натрия. К полученному осадку добавить 2 мл формалина и нагревать до изменения цвета осадка на оранжевый.

В пробирку налить 1 мл нитрата серебра, добавить 0,5 мл щелочи натрия, добавить 0,5 мл гидроксида аммония. К полученному раствору добавить 2 мл формалина, затем аккуратно обогревать пробирку со всех сторон на спиртовке, не доводя до кипения или погрузить пробирку в стакан с горячей водой.

Вопросы для самоконтроля

-Какую общую формулу имеют альдегиды?

- Приведите примеры простейших представителей альдегидов (формулы и названия).

-Какая часть молекулы составляет функциональную группу альдегидов?

-В какой класс соединений окисляются альдегиды и какая часть молекулы при этом изменяется?

-Какие вы знаете качественные реакции на обнаружение альдегидов? (указать признаки реакций)

- Где находит применение формалин?

- В какие соединения окисляются спирты?

- Во что восстанавливаются альдегиды?

 


Лабораторная работа № 15

«Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот»

Содержание лабораторной работы

2.1. Теоретическая часть (5 минут):

- научится составлять уравнения реакций для химических свойств карбоновых кислот.

2.2. Практическая часть:

-усвоить методику изучения химических свойств карбоновых кислот с помощью эксперимента;

-заполнение бланка - отчета и защита работы (25 минут).

Оборудование и реактивы

- штатив с пробирками;

- держатель для пробирок;

- спиртовка;

-реактивы: индикаторы лакмус и фенолфталеин, оксид меди (порошок), растворы гидроксида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия, хлорида натрия и хлорида железа 3, сульфата меди.

4 Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы

Налить в пробирку 1 мл уксусной кислоты и добавить лакмус.

Насыпать в пробирку оксид меди и добавить 2 мл уксусной кислоты, нагревать до растворения оксида.

Налить в пробирку 1 мл щелочи натрия, добавить фенолфталеин и затем 1 мл уксусной кислоты.

В пробирку налить 1 мл раствора сульфата меди, добавить 2 мл щелочи натрия, полученный осадок растворить в 2 мл уксусной кислоты.

В пробирку налить раствор щелочи натрия 1 мл, добавить 1 мл хлорида железа 3 и затем 2 мл уксусной кислоты

Налить в 1 пробирку 1 мл раствора карбоната натрия, в другую 1 мл раствора хлорида натрия, в обе добавить по 1 мл уксусной кислоты. Сравнить результаты наблюдений и объяснить их.

Вопрос для самоконтроля

-Какую общую формулу имеют одноосновные карбоновые кислоты?

-Какой общей формуле соответствует предельный радикал?

- Какая часть молекулы составляет функциональную группу карбоновых кислот? (дайте определение функциональной группы)

- От чего зависят свойства карбоновых кислот?

- Какие вам известны предельные одноосновные карбоновые кислоты?

(формулы и названия)

- Какие вы знаете общие химические свойства карбоновых и минеральных кислот?


Лабораторная работа №16

«Свойства сложных эфиров и жиров»

 

Содержание лабораторной работы

2.1 Теоретическая часть

-научиться грамотно составлять уравнения реакции получения сложных эфиров.

2.2. Практическая часть

-освоение методики получения и исследования свойств легко воспламеняющихся ароматических веществ на примере сложных эфиров.

-заполнение бланка-отчета и защита работы(25 минут)

Оборудование и реактивы

-штатив с пробирками;

-держатель для пробирок;

-пробирки с газоотводной трубкой (воздушный холодильник);

-спиртовка;

-реактивы: речной песок, этанол, пропанол, бутанол, уксусная кислота, муравьиная кислота, серная концентрированная, гидроксид натрия, растительное масло, вода, раствор поваренной соли, бензин, мыло.

4 Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы

Взять пробирку с газоотводной трубкой, насыпать в нее речной песок, добавить 1мл этанола, 1мл уксусной кислоты, 1мл серной кислоты (концентрированной). Затем нагревать смесь 2-3минуты. Внимательно следить за процессом!

Затем остудить смесь на воздухе, открыть пробку и вылить содержимое пробирки в раствор поваренной соли. Понюхать пары эфира.

Взять другую пробирку с газоотводной трубкой, насыпать на дно речной песок, налить 1мл бутанола, 1мл муравьиной кислоты, 1мл серной (конц.). Нагревать пробирку 2-3 минуты, остудить смесь на воздухе и вылить в раствор поваренной соли, понюхать пары эфира.

В третью пробирку с газоотводной трубкой насыпать речной песок, налить 1мл пропанола, 1мл уксусной кислоты, 1мл серной кислоты(конц.). Нагревать пробирку 2-3 минуты, остудить содержимое пробирки на воздухе, вылить в раствор поваренной соли, понюхать пары эфира.

Взять две пробирки, в одну налить 1-2мл воды, в другую 1-2мл бензина, в каждую добавить 0.5мл растительного масла, встряхнуть пробирки и сравнить результат.

В пробирку наливаем 1мл растительного масла, добавляем 0,5мл 35% раствора едкого натра. Нагреваем смесь, помешивая стеклянной палочкой, когда масса загустеет, добавляем 2-3мл воды, помешивая, продолжаем нагревание. В итоге должно произойти полное омыление жира.

Кусочек мыла величиной в горошину растворить в 2-3мл воды. Пробирку нагреть, полученному мыльному раствору добавить несколько капель серной кислоты. В итоге должен выпасть хлопьевидный осадок жирных кислот.

Вопросы для самоконтроля

-Как называется реакция получения сложных эфиров?

-Какие вещества используют для их получения?

-Где находят применение сложных эфиров?

-В какие органические соединения восстанавливаются сложные эфиры?

-Напишите уравнения реакций, получение следующих эфиров: метиловый эфир масляной кислоты, этиловый эфир пропионовой кислоты.

-Из чего получают жиры?

-Какие органические вещества образуются при гидролизе жиров? (условия этой реакции)

-Где жиры находят применения? (связать ответ с автомобилем)


Лабораторная работа №17

«Углеводы»

Содержание лабораторной работы

2.1 Теоретическая часть:

-исследовать углеводы, особенности их строения и свойства (5минут).

2.2 Практическая часть:

-освоение методики экспериментального исследования углеводов;

-заполнение бланка-отчета, защита работы.

Оборудование и реактивы

-штатив с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка;

-реактивы: глюкоза, сахароза, крахмал, настойка йода, растворы нитрата серебра, гидроксида натрия, гидроксида аммония (нашатырный спирт), сульфата меди, соляной кислоты, серной кислоты.

4. Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы

В пробирку налить 1мл сульфата меди, добавить 2мл щелочи натрия. К полученному осадку добавить 2мл раствора глюкозы. Встряхнуть пробирку, записать наблюдения (сравнить с лабораторной работой №13).

В пробирку налить 1мл сульфата меди, 2мл щелочи натрия, 2мл раствора глюкозы. Нагреть содержимое пробирки до изменения цвета осадка на оранжевый (сравнить с лабораторной работой №14).

Налить в пробирку 1мл раствора нитрата серебра, добавить 2-3 капли щелочи натрия, 0.5 мл нашатырного спирта. К полученному раствору добавить 1мл раствора глюкозы. Затем равномерно обогреть пробирку пламенем спиртовки, не доводя до кипения (сравнить с лабораторной работой №14).

Налить в пробирку 3мл раствора сахарозы и 1мл раствора соляной кислоты. Нагревать содержимое пробирки 3-5 минут. В другую пробирку налить 1мл сульфата меди и 2мл щелочи натрия, полученный осадок смешать с горячим раствором сахарозы.

Домашний эксперимент.

Отрезать ломтик сырого картофеля и смазать йодной настойкой. Ломтик белого хлеба смочить водой и смазать йодной настойкой. В маленькую ёмкость налить 50мл воды (можно больше), добавить 0.5 чайной ложки крахмала, постоянно помешивая, довести до кипения (приготовить крахмальный клейстер). Остудить его и добавить 2-3 капли йодной настойки, прокипятить и снова остудить. Внимательно записать наблюдение и сделать выводы.

Вопросы для самоконтроля.

-Как классифицируют углеводы?

-К какому классу относится глюкоза?

-Какая реакция доказывает, что глюкоза подобна многоатомным спиртам?

-Какая реакция доказывает, что глюкоза подобна альдегидам?

-Запишите молекулярную и структурную форму глюкозы и укажите функциональные группы

-К какому классу углеводов относится сахароза, её формула?

-Что образуется при гидролизе сахарозы, назовите продукты реакции?

-К какому классу углеводов относится крахмал, его формула?

-Какую вы знаете качественную реакцию на обнаружение крахмала, признак реакции?

 


Лабораторная работа №18

«Амины»

 

Содержание лабораторной работы

2.1 Теоретическая часть:

-изучение метода химического эксперимента, который характерен для органических оснований (5минут).

2.2 Практическая часть:

-закрепить знания по генетической связи аминов с другими классами органических соединений;

-заполнение бланка отчета и защита лабораторной работы (25минут).

Оборудование и реактивы

-штатив с пробирками, держатель для пробирок;

-реактивы: анилин, индикаторы лакмус и фенолфталеин, растворы соляной кислоты и щелочи натрия, вода.

4 Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы

Налить в химический стакан 100 мл воды и 1мл анилина. Смесь хорошо перемешать, раствор анилина разделить на две порции, к одной порции добавить раствор лакмуса, в другой раствор фенолфталеина. Убедиться, что окраска индикаторов не изменяется (объяснить причину на основе взаимного влияния атомов)

В пробирку налить 5мл воды, добавить 0.5мл анилина, смесь взболтать и разделить пополам.

Затем к одной порции смеси анилина с водой по каплям добавить концентрированную соляную кислоту. Наблюдаем растворение анилина.

К другой порции смеси добавляем по каплям концентрированный раствор щелочи натрия. Выделяется анилин в виде маслянистой жидкости.

Вопросы для самоконтроля

-Какие вещества называют аминами? (производными какого соединения они являются?)

-Как классифицируют амины? (приведите примеры)

-Почему амины являются органическими основаниями?

-Каким аминам по классу относиться анилин, его формула и строение молекулы?

-Почему анилин слабо проявляет основные свойства?

-Где анилин находит применение в народном хозяйстве?

-Из чего получают анилин по реакции Н.Н. Зинина?

-Составьте генетическую цепочку получения анилина.

 

 


Лабораторная работа №19

«Белки»

Содержание лабораторной работы

2.1 Теоретическая часть:

- познакомиться с полипептидами на примере белка куриного яйца. (5 мин).

2.2 Практическая часть:

- освоение методики проведения цветных реакций на белке;

- заполнение бланка-отчета и защита лабораторной работы (25 мин).

Оборудование и реактивы

- штатив с пробирками;

- держатель для пробирок;

-спиртовка;

- реактивы: водный раствор белка куриного яйца, растворы гидроксида натрия, сульфата меди, соляной кислоты, серной кислоты, азотной кислоты, нитрата свинца, этанол, формалина, концентрированной соляной кислоты.

4 Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы.

Налить в пробирку раствор белка, нагреть на спиртовке до кипения.

Налить в пробирку раствор белка и добавить 1 мл этанола.

Налить в пробирку раствор белка и добавить 1 мл сульфата меди.

Налить в пробирку раствор белка и добавить 1 мл нитрата свинца.

Налить в пробирку раствор белка и добавить 1 мл формалина.

Биуретовая реакция (используется в медицине для обнаружения белка в моче) Налить в пробирку 1мл раствора белка, добавить 2 мл раствора щёлочи натрия и добавить 0,5 раствора медного купороса.

Ксантопротеированая реакция. Налить в пробирку 2мл раствора белка, добавить 0,5 мл концентрированной азотной кислоты, нагреть на спиртовке содержимое пробирки и добавить раствор аммиака.

Вопросы для самоконтроля

- Какую вы знаете общую формулу белков?

- Из чего состоят белки?

- Особенности структуры белков и её характеристики?

- Что такое денатурация?

- Какие факторы вызывают денатурацию белков?

- Какие вам известны качественные реакции на белок?

 

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

 

Специальности среднего профессионального образования технического профиля

 

Дисциплина: «Химия»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

 

Санкт-Петербург

Содержание

Введение  
Основные правила работы в химической лаборатории и техника безопасности Нормативная и учебная литература Лабораторная работа № 12 «Получение и свойства этилена» Лабораторная работа № 13 «Общие свойства спиртов. Фенолы» Лабораторная работа №14«Химические свойства альдегидов на примере формалина» Лабораторная работа № 15«Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот» Лабораторная работа №16«Свойства сложных эфиров и жиров» Лабораторная работа №17«Углеводы» Лабораторная работа №18«Амины» Лабораторная работа №19«Белки»        

 

 


Введение

Методические указания к лабораторным работам разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Химия», которая соответствует требованиями ФГОС к содержанию и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальностям.

При подготовке специалистов по данным профессиям изучение химии является частью профессиональной образовательной программы. Курс химии содержит базовые знания для дальнейшего изучения профессиональных и специальных дисциплин.

Неотъемлемой частью изучения курса химии является лабораторный практикум, выполнение которого помогает усвоить основные понятия и законы химии, экспериментально изучить закономерности протекания химических реакций и овладеть основами техники химического эксперимента.

Полученные знания и экспериментальные навыки помогут студенту при изучении специальных дисциплин.

В соответствии с учебным планом в течение года студент обязан:

1) выполнить и оформить лабораторные работы, предусмотренные

календарно - тематическим планом;

2) отчитаться за лабораторные работы преподавателю, ведущему

лабораторный практикум.

Данное пособие содержит лабораторные работы, описание которых изложено в следующей последовательности:

• Название лабораторной работы;

• Цель работы;

• Теоретическое введение;

• Экспериментальная часть, с используемыми в работе реактивами и оборудованием;

• Описание выполненных опытов;

• Вопросы для собеседования и задачи.

В пособии отведены места для написания выводов, письменных ответов на вопросы для собеседования, ведение необходимых записей на лабораторных работах.

Для выполнения лабораторной работы студенту предварительно необходимо:

• Тщательно изучить основные правила работы и технику безопасности в химической лаборатории;

• Перед выполнением лабораторной работы изучить теоретический материал,

используя конспекты лекций и теоретическое введение к выполняемой лабораторной работе;

• Иметь ясное представление о цели работы и последовательности ее выполнения.

Выполнение лабораторной работы следует начать с записи даты выполняемой работы на титульном листе. Опыты выполняются подгруппами (5 человек), на которые предварительно делятся студенты.

Записи результатов опыта и наблюдаемых изменений следует производить сразу же после его выполнения и не приступать к выполнению следующего опыта без записи результатов предыдущего. Результаты записываются после названия и описания опыта в отведенном месте или таблице данного пособия.

В конце лабораторной работы следует привести выводы по лабораторной работе.

После защиты лабораторной работы на титульном листе ставится подпись

преподавателя и дата защиты работы.


Основные правила работы в химической лаборатории и техника безопасности

1.1 Работа с небольшим количеством химических веществ снижает возможность несчастных случаев до минимума, но не исключает их. Поэтому каждому работающему в химической лаборатории нужно знать и строго выполнять все правила техники безопасности.

Работая в химической лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность.

Помнить, что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство с приборами и свойствами химических веществ могут повлечь за собой несчастный случай.

1.2 Приступать к выполнению задания можно только после разрешения преподавателя.

1.3 Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в такой посуде и приборах, как это указано в соответствующих разделах руководства.

1.4 Проводить опыт в чистой посуде.

1.5 Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество.

1.6 Все опыты, сопровождающиеся выделением ядовитых летучих и неприятно пахнувших веществ (например, выпаривание, кипячение растворов кислот, а также растворов, содержащих галогены, аммиак, сероводород и др.) производить только в вытяжном шкафу.

1.7 Выполнять опыт с взрывчатыми, легковоспламеняющимися веществами или кислотами и щелочами, помимо соблюдения всех других мер предосторожности, работать стоя. Поджигать выделяющиеся газы и пары можно только после предварительной проверки их на чистоту, так как смесь горючего газа с воздухом взрывается.

1.8 Наливая или нагревая реактивы, не наклоняться над сосудом, так как возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, колбы, стаканы, не держать их отверстием к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.

1.9 Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.

1.10 Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты.

1.11 При работе с газоотводной трубкой убирать горелку из-под пробирки с реакционной смесью можно лишь тогда, когда конец газоотводной трубки, опущенный в жидкость, удален из нее. Если убрать горелку преждевременно, то жидкость засосет в реакционную пробирку и может произойти ее разбрызгивание.

1.12 В лаборантской комнате должны быть огнетушитель, ящик с песком, аптечка с медикаментами.

1.13 Держать дальше от огня легковоспламеняющиеся вещества: бензол, спирт, эфир, бензин и др. Если воспламенится бензин, спирт или эфир, надо немедленно накрыть пламя асбестом или засыпать песком.

1.14 Осторожно пользоваться газовыми горелками или спиртовками. При появлении запаха газа немедленно закрыть краны и прекратить все работы с огнем. Прежде, чем открыть кран газовой горелки, зажечь спичку или лучинку. Спиртовку нельзя зажигать, наклоняя ее к другой горячей спиртовке, гасить спиртовку, накрывая ее сверху колпачком.

1.15 В случае возникновения пожара в лаборатории немедленно вызвать пожарную охрану. До прибытия пожарных гасить огонь песком, огнетушителем и водой.

1.16 В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать пострадавшему первую помощь и направить к врачу.

После ознакомления с правилами техники безопасности каждый учащийся должен расписаться в специальном журнале.

 


Нормативная и учебная литература

1. Г.Е. Рутзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 11 класс (базовый уровень). - М.: Просвещение.

2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 368 с.: ил.

3. Химия. Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/Ю.Д.Третьяков, Н.Н.Олейников, Я.А. Кеслер и др.; Под ред. Ю.Д. Третьякова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 333, [3] с.: ил. – (Справочные материалы).

4. Химия: Учебник для СПО / Ю. М. Ерохин. - 8-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2007. - 384 с.: ил. - (Среднее профессиональное образование).

 


Лабораторная работа №12

«Получение и свойства этилена»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.191 с.)