Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система оценки курсовой работы

Поиск

Б.В.Федоров

 

Тюмень

ТюмГНГУ 2012

 
 


УДК 530.075.80

 

Методические указания для выполнения курсовой работы для студентов по специальности 200100.65-"Приборы и методы контроля качества и диагностики"очной и заочной форм обучения.; Тюменский государственный нефтегазовый университет.– Тюмень: Издательский центр БИК ТюмГНГУ 2012.– 26 с.

 

 

Методические указания рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры «Физика, методы контроля качества и диагностики»

«__01__» _____03_______ 2012 года, протокол № __42__.

 

Зав. кафедрой ФМД,

профессор, доктор физ.-мат. наук _________________ В.Ф.Новиков

 

Аннотация

 

Методические указания для выполнения курсовой работы знакомит с технологией выполнения курсовых работ на кафедре ФМД. Описано общее положение о курсовых работах на кафедре. Показано, что нужно знать при написании курсовой работы. Описаны способы написания аннотации, подготовки доклада к выступлению, оформление формул, графиков, схем, фотографий и таблиц.

 

 

 
 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общее положение о курсовых работах………………………………….4

2.Что нужно знать при написании курсовой работы…………………….8

3. Как написать аннотацию к курсовой работе………………………….15

4. Оформление графиков, схем, фотографий, таблиц…………………. 21

 

1.ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КУРСОВЫХ РАБОТАХ

Опыт нашей кафедры показывает, что студенты гораздо эффективнее и более осознанно воспринимают курсы читаемых дисциплин, если они активно участвуют в научной работе. Эта идея положена в основу специальной программы выполнения курсовых научно-исследовательских работ на всех практикумах нашей кафедры. Основная цель программы — повысить уровень профессиональной подготовки студентов. Университет целенаправленно готовит профессиональных исследователей для фундаментальной науки и новых технологий, и мы убеждены, что исследовательская деятельность студентов должна начинаться как можно раньше. Именно поэтому мы просим студентов и преподавателей со вниманием и ответственностью относиться к выполнению данной программы.

За время учёбы студенты выполняют пять курсовых работ: теория физических полей, физические методы контроля качества изделий, физика первичных преобразователей, современные информационные технологии. С лучшими работами студенты выступают на научных конференциях университета.

Цель курсовой работы - развить навыки самостоятельной творческой работы, овладения методами современных исследований, углублённого изучения какого-либо вопроса или темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение источников научной информации).

Задачи, решаемые в процессе выполнения курсовой работы:

1- научить основам методики научного исследования;

2 - дать возможность студентам продемонстрировать свои творческие способности.

3- научить оформлять и представлять результаты работы в виде научного отчёта (статьи);

Курсовая работа - как обязательная часть учебного плана. Она является итоговой работой при изучении соответствующего раздела курса дисциплины в каждом семестре. Тема курсовой работы должна относится к тематике соответствующего практикума, быть близкой к нему. Это значит, что часть задач, решаемых в процессе выполнения работы, должна относиться к изучаемому курсу в данном семестре. Реальный выбор тем для курсовых работ очень широк. Многие исследования могут содержать аспекты, относящиеся к текущему курсу. Более того, как правило, исследуемые студентами различного вида диагностики в лабораториях или на практикумах содержат вопросы курса раздела ЕН. Важно это увидеть, поставить на первое место и выделить в курсовой работе.

Иногда возникают трудности с выбором тем курсовых работ. Например, вы хотите исследовать электрический разряд в газах. Если работа по молекулярной физике, - обратите внимание на особенности разряда в зависимости от свойств газа и свойств молекул газовой атмосферы, от термодинамических параметров. Здесь необходимо разобраться в физике молекулярных процессов, обратить внимание на пробег молекул, атомов и электронов, адсорбцию газов, вакуумные условия и т.д. Электрический разряд в газах традиционно относится к молекулярной физике. Если вы занимаетесь электрическим разрядом в курсе электричества и магнетизма, то следует уделить больше внимания распределению электрических полей, процессам ионизации и влиянию электромагнитных полей на развитие разряда, работе источников тока и на­пряжения, методам измерения электрических и магнитных величин. К счастью, электрический разряд традиционно относится и к данному курсу физики. Если вы выполняете работу по оптике, то оптические спектры, полученные при исследовании газового разряда, несомненно, будут кстати. Здесь вы сможете показать свои знания техники измерения оптических спектров, транспорта излучения из источника к детектору и, конечно, основ возникновения спектров. В работе по атомной физике следует обратить внимание на природу, механизм излучения атомами и молекулами, интерпретации спектров и причин их появления или зависимости от изменений параметров.

Подобные рассуждения можно провести практически по любой теме. Если вы испытываете затруднения, посоветуйтесь с научным руководителем, преподавателем или куратором практикума.

Список тем курсовых работ можно найти в электронной версии «EDUCON http://.ru/ в разделе «курсовые работы и проекты». Там же вы найдёте информацию о темах лабораторных работ. Они являются основой для многих замечательных курсовых работ. Список тем курсовых работ и проектов содержит достаточное количество названий. Темы работ по другим практикумам можно узнать у пре­подавателей и сотрудников соответствующих практикумов.

Тема курсовой работы может быть предложена преподавателем практикума или выбрана студентом самостоятельно. Конечно, сложность задач должна соответствовать возможностям университета. Хорошо, если студент проявляет инициативу при выборе темы курсовой работы. Она может быть посвящена исследованию интересного замеченного природного явления или опубликованного в печати физического процесса, анализу известных методов исследования, измерению физических констант, созданию измерительных приборов и так далее.

Выбор тем широк, но необходимо обосновать постановку исследования и чётко выделить цель работы, обязательно связанную с соответствующим практикумом. Важно, чтобы во введении было чётко аргументировано отношение к текущему курсу. Тема работы может быть развита в сле­дующей курсовой работе, однако во введении необходимо ясно указать, что нового выполняется в данной работе по сравнению с предшествующей. Как выполнить курсовую работу?

Обязательное требование: проконсультируйтесь по теме курсовой работы с преподавателем соответствующего практикума в течение первых недель семестра (по окончании месяца необходимо иметь утверждённую тему). Помните, что только ваш преподаватель несёт полную ответственность за качество данной части учебной программы перед кафедрой. У каждого студента должна быть собственная тема, отличная от других. Студенты могут объединиться (не более чем двое) и разрабатывать каждый соб­ственную задачу в рамках научной темы. У студента обязательно должен быть научный руководитель, согласованный с преподавателем. Важно, чтобы руководитель имел опыт проведения научных исследований и выступлений на конференциях.

В журнале выполнения лабораторных работ на практикуме в колонке: «Темы курсовых работ» должна быть записана тема работы, дата её утверждения преподавателем и научный руководитель (указать телефон). Темы курсовых работ каждого студента утверждаются кафедрой ФМД. Утверждённые темы, сроки утверждения, фамилии студентов, преподавателей и научных руководителей размещаются в Интернет для информации и документирования с целью наилучшей организации учебного процесса. Студентам полезно и выгодно вовремя утвердить тему и желательно раньше приступить к курсовой работе.

Место выполнения курсовой работы зависит от интересов и возможностей студента. Это может быть научно - исследовательская лаборатория или различного рода предприятия. У студента обязательно должен быть научный руководитель, согласованный с преподавателем.

Практикум создан в 2007 году на основе лабораторий кафедры физики (ТюмГНГУ, главный корпус, тел. 25-69-44) с целью развития самостоятельной творческой активности студентов. Цель практикума - предоставить студентам возможность заниматься исследовательской деятельностью с первых дней учёбы в университете по своему выбору, по интересам. В связи с большой учебной нагрузкой студентов в первом семестре первокурсники могут посещать лабораторию для знакомства с установками, темами работ, но им не рекомендуется принимать участие в исследованиях. Творческая увлечённость студентов может помешать успешной сдаче первой зимней сессии.

Научные направления факультативов и их количество могут изменяться каждый год. Время и место проведения занятий можно узнать в лабораториях, которые открыты для студентов. Все студенты, обучающиеся на нашей кафедре имеют возможность работать в это время. В лаборатории дежурят инженеры и лаборанты, которые всегда готовы помочь студентам.

Место выполнения курсовой работы не имеет существенного значения. Многое зависит от интереса к работе. Бывает, что студент работает в хорошей лаборатории института научного центра, использует современное оборудование, а отчёт о научном исследовании представляет слабый. Основные вопросы на защите курсовой работы: «Что вы сделали самостоятельно? Что в этом главное и новое? Покажите ваше участие в работе».

Оформление курсовой работы должно соответствовать требованиям, изложенным в данном методическом указании или в [1,2]. Обязательным является написание аннотации, которая размещается после титульного листа и не превышает 1700 знаков (треть страницы). Аннотации будут использованы студентами в будущем при выборе темы работы [2].

Файл аннотации и курсовой работы необходимо представить преподавателю практикума для размещения в Интернет на сервере кафедры. Если необходимо, нужно представить и файл тезисов. Преподаватель передаёт все файлы куратору практикума.

Курсовую работу и аннотацию подписывает научный руководитель. Преподаватель не принимает курсовую работу студента без подписи научного руководителя. На обложке работы должно быть указано: где работа выполнялась, фамилия имя отчество научного руководителя и преподавателя (телефон, e-mail). Если научный руководитель представляет работу на конкурс, он пишет краткую рекомендацию (несколько слов) и подписывает её. Научный руководитель оценивает работу. Учитывается участие студента, инициатива, дисциплина, аккуратность, знания, творческий вклад; профессиональные умения, полученные в предыдущем семестре; способность к исследовательской деятельности; умение работать в команде; способность к изложению и представлению полученных результатов - все составляющие творческой деятельности, необходимой в любой работе.

Защита курсовых работ проходит обязательно, на специальном семинаре в форме докладов (примерно 10 минут - доклад, 5 минут - обсуждение). Каждый студент сдаёт преподавателю свою собственную курсовую работу. Студенту выставляется оценка, которая отражает уровень понимания выполненной работы, соответствие критериям (требованиям), предъявляемым к курсовой работе, и личный вклад в работу. Среди студентов каждой группы проходит конкурс докладов (работ), лучшие рекомендуются на студенческую конференцию университета, которая проходит обычно в декабре. На конференцию студенты могут представить работу, состоящую из двух курсовых работ (не более), объединенную общей целью и выполненную совместно.

Курсовая работа показывает уровень усвоения программы по экспериментальной физике. Она является определяющей при получении экзамена или зачета. Доклад во время защиты научного исследования показывает уровень понимания студентом существа цели и методов решения поставленных задач.

Практика выполнения курсовых работ убеждает, что студенты, приступившие к выполнению работы в конце семестра, не успевают сделать работу так, как им бы хотелось. В результате - неудовлетворённость собственным результатом и, как правило, низкая итоговая оценка, а главное - сожаление, что не приступили к "курсовой" раньше.

Литература

1. Золкин А. С. Что надо знать при написании курсовой работы: Методическое пособие для студентов ФФ НГУ. Новосибирск, 1995; Сибирский физический журнал. № 4, 1995

2. Золкин А. С. Как написать курсовую работу: Методическое пособие для студентов ФФ НГУ. Новосибирск, 2002г., 57с.

 

2.ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ НАПИСАНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Структура и объем курсовой

Курсовая работа - это самостоятельное исследование студента, оформленное в виде научного отчета. Курсовая работа является обязательной частью учебного плана. Цель курсовой работы: во-первых, дать возможность студенту провести самостоятельное научное исследование, углубить знания; во-вторых, определить способность студента проводить научное исследование. Тему курсовой работы желательно связать с программой изучаемого раздела по этой дисциплине. Тема предлагается преподавателем. Лучшие работы участвуют в конкурсе в конце каждого семестра. При определении призовых мест предпочтение отдается работам соответствующего практического курса.

Курсовая работа содержит следующие основные части: введение, теория, эксперимент, результаты, обсуждение результатов, выводы, заключение, замечания, благодарности, список литературы и приложение. Аннотация объемом не более половины страницы расположена после титульного листа и предшествует «Содержанию».

Список буквенных обозначений и сокращений следует за «Содержанием». Рисунки располагаются по тексту. Работу необходимо написать аккуратно; желательно напечатать. Жесткие требования к объему работы отсутствуют; однако каждая из перечисленных частей должна содержать информацию, достаточную для ясного понимания ее существа.

Аннотация

Аннотация - это краткая характеристика содержания курсовой работы. Аннотация содержит ответы на вопросы: «Каков объект исследования? Что исследуется? Каков метод исследования? Каков диапазон изменяемых параметров? Что удалось выяснить или установить? В чем новизна работы? Сделан ли анализ погрешностей, и каковы причины возможных ошибок? Для каких областей знаний могут быть полезны результаты?».

 

Введение

Во введении, прежде всего, следует обосновать необходимость предлагаемого исследования; объяснить ваш интерес и ценность выбранного научного направления. Следует дать ответы на вопросы: «Что известно о задаче? Кто решал и какими методами? Какие результаты были получены до вас? Надежны ли они?». Ясно покажите, что собственно вы собираетесь исследовать; выделите «свой сектор» в проблеме; четко сформулируйте цель. При этом помните, «что любую цель люди понимают иначе, чем человек, ее указывающий».

Покажите, с помощью, какой методики будет решена задача. Осветите сильные и слабые стороны используемых методов, сложность и трудности измерений физических величин, возможные ошибки. Не забудьте, что во введении необходимо убедить читателя в важности предпринятого эксперимента. Иначе говоря, здесь вы должны ответить на вопрос: «Зачем проводили данный эксперимент и какова его цель?»

Теория

Теоретическая часть работы должна показать комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на толкование, объяснение исследуемого явления. Теоретическая часть - помогает глубже разобраться в сущности выбранной задачи, показывает уровень понимания предмета исследования, вводит в круг проблем, дает ясное представление о том, на что будут направлены усилия при проведении эксперимента и почему. Помните, что эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задачи и интерпретацию результатов. В главе «Обсуждение результатов» вы будете обращаться к гипотезам, моделям и представлениям, расчетам или известным фактам, изложенным в теоретической части. Возможно, это будет ваша теория. «Не бойтесь войти в противоречие с существующими представлениями, - советовал лауреат Нобелевской премии Н. Н. Семенов, - лишь бы ваши идеи в точности соответствовали опыту, этому важнейшему компасу истины». Поэтому изложенный вами материал должен быть сопоставлен с полученными результатами, проверен экспериментально. Стремитесь к тому, чтобы ваши теоретические представления, описания были понятны вам и читателю.

Эксперимент

Экспериментальная часть является основной в курсовой работе. В ней подробно описывается экспериментальная установка, особое внимание уделяется тем ее элементам, которые могут влиять на результаты измерений. Если аппаратура нестандартна, следует привести ее схему. Схемы способствуют ясности изложения. Обратите внимание на аккуратность при их графическом выполнении. В эксперименте (как методе познания) необходимо добиваться контролируемых и управляемых условий. Отдельно и детально опишите методику измерений. Здесь следует ясно изложить идею метода, остановиться на средствах измерения и (кратко) на возможных ошибках. «Когда вы можете измерить то, о чем вы говорите, и можете выразить это в числах, то вы кое-что знаете об этом; но когда вы не можете измерить это, когда вы не можете выразить это в числах, то ваши знания будут жалкого и неудовлетворитель­ного рода; это может представлять собой начало знания, но в ваших мыслях вы едва придвинулись к тому, что заслуживает названия науки, каков бы ни был предмет исследования». Это слова Дж. Томсона. «Выучиться правильно измерять - одно из наиболее важных, но и наиболее трудно осуществимых этапов науки. Достаточно одного ложного измерения, чтобы помешать открытию закона и, что еще хуже, привести к установлению несуществующего закона». Поэтому обратите внимание на надежность представляемых результатов. В разделе, относящемся к проведению опыта, хорошо опишите последовательность операций, способов и приемов, которые характеризуют технологию эксперимента. Как можно полнее ответьте на вопросы: «Как было сделано? Как удалось? Каким методом получен результат?» Подробное опи­сание, как правило, говорит о внимании автора к важным мелочам, об аккуратности и добросовестности исследователя. Информация о проведении опыта позволяет другим исследователям воспроизвести его, когда необходимо опереться на ваши результаты, чтобы продвинуться дальше. Кроме того, всякий эксперимент, если он тщателен, имеет самостоятельную ценность.

Помните, что эксперимент - дорогое удовольствие. Эксперименты необходимы там, где теория плохо работает и наши знания недостаточны.

Результаты

В этом разделе излагаются факты, и только факты. Они должны быть изложены беспристрастно. Представленный результат должен быть охарактеризован достаточно полно, иметь «свой паспорт», т.е. условия, в которых он получен. Не пренебрегайте мелочами. Опишите подробно, что замечено, на что обратили внимание, что показалось странным или удивительным. Не следует выбрасывать полученную зависимость только потому, что она не согласуется с вашими представлениями. Мы исследуем явления действительности, и наши знания (личные, в первую очередь) сегодня могут быть неполными. Ваша работа сейчас и направлена на получение, добывание этих новых знаний.

Часто результаты измерений представляются в виде таблиц. Это первичные, основные данные. Скажите, насколько они воспроизводимы, и укажите погрешность измеренных величин. Это ваша святая обязанность. Обращайтесь с ними бережно; это вами добытая ценность. Возможно, их придется использовать для вычисления более сложной зависимости не только вам. Особое внимание уделите графикам. В названии необходимо показать, что изображено в первую очередь - по осям координат; не сокращайте текст названия, он должен быть достаточно полон. Покажите готовый график коллеге. Уловит ли он его суть? Будет ли график понятен без текста? Поймет ли, что, собственно, изучается и в каких условиях? Графики всегда более информативны, чем слова.

О рисунках. Они обязательны при описании экспериментальной установки и отдельных ее частей с точки зрения исследуемого процесса. Например, при изучении истечения газов через сопло важно знать геометрию последнего, а при исследовании скорости распространения ударных волн - схему датчиков основного измерительного устройства. Коротко говоря, невозможно хорошо изучить явление без ясного понимания читателем «методических тонкостей». Погрешность полученных результатов и возможные ошибки должны быть описаны подробно. Не пишите общих фраз типа «погрешность измерения остальных напряжений - 2 %». Лучше скажите, какими приборами измеряли и как определялись погрешности. Постарайтесь ответить на вопрос: «Зачем нужна информация об ошибках в моем исследовании?» Помните, что оценка погрешностей необходима для извлечения из совокупности данных наиболее близких к истине результатов, чтобы вовремя заметить несоответствия и допущенные ошибки, разумно организовать измерения и правильно установить точность полученных результатов. Возможно, вам полезно обратиться к со­ответствующей работе измерительного практикума или специальной литературе.

Обсуждение результатов

Это центральная, наиболее важная часть работы. Здесь хранится критически осмысленная, переработанная информация о полученных вами результатах. Именно здесь должен быть проведен их анализ и синтез.

Во-первых, нужно выделить главный, основной результат. Возможно, это всего один график, единственная надежно измеренная величина, одна или несколько фотографий - неважно. Покажите ценность добытой информации и то, насколько устойчивы полученные результаты к изменениям условий, четко определите область параметров окружающей среды, где результаты верны.

Во-вторых, необходимо сопоставить полученные результаты с изложенными в теоретической части. Если ваши результаты соответствуют известному, надежному научному факту, вам повезло, у вас праздник. Если определенные величины совпадают с данными, хотя бы в каком-то диапазоне условий, вы – молодец.

В-третьих, обратите внимание на результаты, сопутствующие основному. Например, вы измеряете предельные силовые нагрузки на материал до разрушения и заметили излучение. Опишите наблюдаемое явление и покажите, в каких условиях, при каких нагрузках его наблюдали. Возможно, именно эта часть исследования станет основной в будущей вашей работе, в этой же отметьте только обнаруженный эффект.

Продвигайтесь к цели. Обсуждение результатов должно быть взаимосвязано с названием работы. Читатель должен видеть, как вы, рассуждая, исследуете то, что отражено в названии. Задача этой части работы - понять, объяснить механизм изучаемого процесса, найти причину наблюдаемого явления. Прежде всего, обсудите результат, используя известные физические модели других авторов. Отметьте то, что поддается объяснению, и что не вписывается в рамки известных вам теорий. Сделайте на этом акцент, заострите внимание. Четко сформулируйте то, что не можете объяснить старыми моделями. Придумайте свое красивое толкование, ясно изложите гипотезы, покажите, как можно трактовать новый результат. Раскройте свой талант!

Выводы

В отличие от аннотации, где отмечается ценность и применимость сделанного в выводах следует отметить существо сделанного. Обратите внимание: оглавление показывает, чем занимались, аннотация - что сделано и ценность труда, а выводы перечисляют, что установлено. Поэтому эти части не повторяют, а дополняют друг друга, облегчая ориентировку в поиске нужной информации и оценке работы.

Заключение

Эта часть отражает степень перспективности проведенного исследования, помогает понять ценность выбранной задачи. В заключении вы даете собственную оценку работе и вправе высказать мнение о нецелесообразности проведения дальнейших работ, если ваши аргументы достаточно убедительны. В дальнейшем другие исследователи (студенты) смогут лучше сориентироваться в выборе темы.

Покажите, что нового и полезного может дать развитие данной темы. Расскажите о новых, оригинальных постановках экспериментов. Не беспокойтесь, что ваши идеи «уплывут». Во-первых, описав их, вы оставляете за собой авторство. Во - вторых, если идеи совместные, т.е. родились в обсуждениях с кем-то, укажите потенциальных соавторов, и это укрепит ваши позиции. В - третьих, дарите идеи - это истинное наслаждение.

Замечания

Замечания отражают критическое отношение автора к работе в целом (а значит, и к себе тоже). Эта часть позволяет читающему понять, как была организована работа, что ее стимулировало и что тормозило; какой ее блок оказался наиболее трудным и почему; что нужно было делать усерднее и чего следовало избегать; на что ушла уйма времени и на что его не хватило.

Скажите, о чем вы сожалеете. Может быть, задача трудна или легка? Удалось ли получить ясное представление о цели работы и требованиях к ней в начале пути и что мешало? Поверьте, что ваш труд будут читать, результатами будут пользоваться. Поэтому изложенное в «Замечаниях» является опытом проведения работы, который не менее ценен, чем она сама.

Благодарности

Благодарности - деликатная часть работы. Никто не может вас заставить благодарить. Трудно дать совет на эту тему: каждый выбирает свой способ, стиль или слова, - это вопрос культуры. Например, исследователи выделяют отдельный абзац для этой цели: предложение темы исследования; обсуждение выбора темы; обсуждение выбора схемы экспериментальной установки предоставление экспериментального оборудования, помощь в его монтаже; обсуждение методов исследования; помощь при проведении опытов; исследование части образцов или специальные дополнительные исследования; обсуждение результатов; помощь в разработке моделей процесса или их обсуждение; помощь в написании работы; обсуждение работы или рекомендации по ее улучшению; моральная поддержка; другие причины.

Конечно, речь идет о творческом или стимулирующем вкладе в работу. Заметим, что обычно (всегда) текст рукописи дают просмотреть тем, чьи имена занесены в этот раздел. Будут ли согласны с этим ваши коллеги, это еще вопрос. Они понимают, что несут ответственность за труд. Если разделяют точку зрения автора, довольны работой, как правило, стремятся помочь. Благодарить - это помогать себе.

Библиографический список

Библиографический список располагается в конце работы и служит важным ее дополнением. Его можно сравнить с корневой системой, на которую опирается ваш труд.

Если использовали чью-то информацию, обязательно сделайте ссылку. Бывают случаи, когда необходимо включить в работу целые блоки, страницы текста- сделайте ссылку. Скажите, что рассматриваемый вопрос хорошо освещен, раскрыт или описан у автора имярек, и вы его приводите полностью. Обязательно укажите страницы источника, так как бывают случайные ошиб­ки, а их определить легче, когда есть точный адрес. Не включайте в список труды, которые вы не использовали и хотели бы включить только из соображений «важности». Если приводите устную информацию, например чье-то мнение или советы, сделайте ссылку (имярек - частное сообщение, дата).

Объем и качество используемой литературы показывает, насколько автор владеет основной, необходимой и современной информацией. Специалист после чтения аннотации и выводов обычно знакомится со списком литературы и сразу видит, какое место занимает работа в информационном потоке. Можно получить хорошие результаты, потратив массу времени, и не знать, что эти результаты устарели. А это не радует.

Обратите внимание на то, как оформлен библиографический список.

 

 

О стиле

«Письменная обработка научных исследований большей частью бывает трудным делом; мне, по крайней мере, она стоила великого труда. Многие отделы моих статей переписываю по четыре, по шесть раз, всячески меняя распорядок целого, и только тогда оставался довольным. Но в таком тщательном редактировании есть великая польза для автора (...). Я никогда не считал своего исследования законченным, пока оно не лежало передо мною в письменном изложении, в полном виде». Это слова Г. Гельмгольца. Ни один серьезный исследователь не пишет «с маху». Не доверяйте тем, кто говорит, что «с ходу написал хорошо» и не расстраивайтесь, когда у вас не получается. Значит, вы видите, что что-то не так, как хочется, поэтому у вас есть шансы писать лучше. А вот что пишет Ч. Дарвин: «В прежнее время у меня была привычка обдумывать каждую фразу, прежде чем записать ее, но вот уже несколько лет, как я пришел к заключению, что уходит меньше времени, если как можно скорее самым ужасным почерком и наполовину сокращая слова набросать целые страницы, а затем уже обдумывать и исправлять. Фразы, набросанные таким образом, часто оказываются лучше тех, которые я мог бы написать, предварительно обдумав их».

Главное в письменном изложении курсовой работы - чтобы вас поняли. Это трудно, но возможно. Один из широко используемых способов: напишите текст и отложите в сторону на время, «под сукно»; через недельку прочитайте. Постарайтесь разобраться в сути работы, поставьте себя на место читателя, который видит работу впервые. Обратите внимание на логичность изложения представленного вами материала, на связь между разделами и частями работы. В каждом абзаце должна быть видна ключевая мысль. Выводы необходимы в каждом разделе или большом абзаце. Их четкая формулировка должна исключать двойное толкование ваших мыслей и результатов. Это помогает.

Библиографический список оформляется соответственно ГОСТ Р 7.05-2008.

3.КАК НАПИСАТЬ АННОТАЦИЮ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ,

Студенты разных курсов спрашивают: «Что такое аннотация? И вообще зачем она нужна?». Студентам необходимо представить файл аннотации.

1. Что такое аннотация?

2. Что хотят узнать читатели из аннотации?

3. Способ написания аннотации. С чего начать?

4. Примеры аннотаций.

5. Заключение. Почему студенту выгодно написать аннотацию?

Что такое аннотация?

Аннотация (от лат. annotatio - замечание) - краткая характеристика содержания произведения печати или рукописи // Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1979. (С. 61).

Каков объём аннотации?

Как правило, 1000-1700 знаков включая пробелы. Научные журналы и оргкомитеты конференций устанавливают свои стандарты. Последнее время появились расширенные аннотации для научных конференций: до двух страниц. Это объясняется желанием редакторов глубже понять содержание, чтобы выбрать лучшие работы. Кроме того, это связано с возможностями Интернет, который позволяет пересылать большие объёмы информации. (Обычно аннотация не более 1700 знаков). Бывают короткие аннотации. Бывают очень краткие. Из них мало чего понятно. Получается, что аннотация - это самостоятельное произведение, из кото­рого должно быть ясно то, о чём авторы сообщают.

Примеры аннотаций

Пример (1544 символа без пробелов)

Получение водородно-кислородного пламени электролизом воды и исследование его состава спектральным методом. Первые результаты

Иванов Иван А. Петров Петр Т.

Кафедра ФМД. ………… практикум. …….. курс. Гр. ПМК…

20… год.

Кафедра ФМД. Научный руководитель. Новиков Виталий Федорович

Аннотация

1. Представлены теоретические основы электролиза воды, а также элементы теории процесса горения водорода в кислороде. Приведены известные спектры продуктов горения водородно - кислородного пламени.

2. Создана и подробно описана экспериментальная установка по генерации смеси водорода и кислорода - продуктов электролиза воды. Применены два гидрозатвора для безопасной работы с пламенем. Производительность установки: 7 см3/с при напряжении 18 В и токе в электролите 7 А.

3 Получен спектр водородно-кислородного пламени с помощью монохроматора УМ - 2 в диапазоне длин волн 4000 - 7500 А. Спектр записывали с помощью самописца.

4. Наблюдали нестабильность горения пламени, которая измерялась при фиксированном спектральном пике интенсивности вращательно - колебательной линии. Нестабильность составляет примерно ±10% от максимума пика и имеет характер случайных флуктуации по времени.

5. На основе анализа полученных спектров установлено, что в пламени присутствуют молекулы NO2\ Н2О, атомарный кислород, что совпадает с известными литературными данными.

6. Работа направлена на дальнейшее исследование характеристик пламени и относится к молекулярной физике, химической физике, электрохимии и оптике.

Заключение. Почему студенту выгодно написать аннотацию?

Форма написания аннотации может быть различной, но существо в ней должно быть отражено ясно. Обычно заключение это результат совместной работы студентов и научного руководителя. Кстати, помочь студенту написать аннотацию - святая обязанность научного руководителя. Это признак хорошего тона. Смелее обращайтесь с такой просьбой. Это ваше право. Руководителю приятна Ваша активность. Но прежде напишите свой вариант аннотации. Это вам надо сделать. И не переживайте, если после совместной работы от первого текста останутся только вос­поминания.

Часто студенты торопятся и не успевают написать аннотацию к моменту защиты своей работы. Преподаватель обязан выяснить причину отсутствия аннотации. Он может дать время на подготовку аннотации и не должен оценивать работу, если аннотация отсутствует. Это решение кафедры ФМД. Студент должен подготовить файл аннотации и «сбросить» его на компьютер в папку своей группы. Название файла - это фамилия и группа. Например: Ivanov PMK-10.doc.

Студенту выгодно написать аннотацию. Достаточно её прочитать, и становится ясно, - что сделано. В результате - меньше несущественных вопросов со стороны преподавателя и студентов на семинаре. Если Вы действительно хотели сделать хорошую работу - всегда есть, что написать. Главное - не занижайте значимость полученных Вами результатов. Всем ясно, что сегодня Вы многое делали бы по - другому.

 

4.ОФОРМЛЕНИЕ ГРАФИКОВ, СХЕМ,

ФОТОГРАФИЙ И ТАБЛИЦ

Иллюстративный материал - важная часть курсовой работы или будущей статьи. Когда читатель просматривает статью, он сразу обращает внимание на схему проведения опыта и графики, фотографии и таблицы. Все эти элементы имеют одну подпись: «рис...... Картинки всегда привлекают наше внимание, поэтому выгодно представить их в наилучшем виде.

Графики

Графический материал используется для наглядного представления функциональных зависимостей и анализа полученных данных. Графики позволяют видеть поведение характеристик, полученных в результате сопоставления различных процессов, которые порой невозможно или трудно получить в ходе эксперимента. Они дают возможность экстраполировать и прогнозировать поведение параметров путём сопоставления зависимостей на различных графиках. Графический материал является важной частью работы и поэтому должен быть представлен в виде, удобном для понимания и использования читателем. Графики должны занимать мало места и быть максимально информативными.

График обязательно содержит:

1. общий заголовок;

2. оси координат;

3. шкалу с масштабами, числовую сетку;

4. размерн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.1 (0.018 с.)