Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние экспериментатора: проблемы влияния и способы снижения деформации.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эффект экспериментатора и первичный контроль ЭЭ – это фактор, рассматриваемый обычно на этапе первичного контроля и при оценке репрезентативности полученных данных.
Эффект экспериментатора и эффект испытуемого – это взаимосвязанные виды артефактных переменных, которые могут приводить к неверным выводам.
Под ЭЭ в самом широком смысле понимают искажение эмпирических результатов, вследствие воздействия экспериментатора на фиксируемые данные. Этот эффект может быть связан с различными механизмами и в зависимости от этого называться по-разному: – Эффект наблюдателя – эффект воздействия психолога на наблюдаемые им процессы. – Эффект ожиданий – эффект воздействия ожиданий экспериментатора на фиксируемые данные. – Эффект первого впечатления – влияние первого впечатления от личности испытуемого на интерпретацию и оценку экспериментатором его дальнейшего поведения и личностных особенностей. и т.д.
В плане отношения испытуемого к экспериментатору ЭЭ может выступать как эффект мотивации экспертизы.
Составляющие ЭЭ: 1. Воздействие со стороны личностных свойств экспериментатора. 2. Взаимодействие личностных свойств экспериментатора и испытуемого.
В эксперименте может выражаться: 1. В ошибочной регистрации данных, 2. В воздействии какого-либо из личностных свойств экспериментатора (возраст, пол, стиль общения, ожидания по отношению к рез-там эксперимента и т.д.) на ожидания или реакцию испытуемых.
ЭЭ может выступать источником как систематических, так и несистематических смешений, обуславливая в последнем случае ненадежность данных. ___ + Экспериментатор в разной степени включен в проведение эксперимента и общение с испытуемым в зависимости от процедуры эксперимента. Экспериментатор собирает данные, объясняет цель действий, во многом обусловливает мотивационный уровень принятия задачи испытуемым.
Г. Тэшфелл: эксперимент проходит не в вакууме: испытуемый строит предвосхищения относительно ожидаемых от него стратегий поведения или желательных ответов. Т. о., существует как «эффект экспериментатора», так и «эффект испытуемого ». На результаты эксперимента влияют такие характеристики экспериментатора, как пол, возраст и т. д. Влияние характерологических черт экспериментатора или взаимодействия черт испытуемого и экспериментатора проявляются в основном там, где может быть показана содержательная зависимость между обсуждаемым свойством и базисным процессом.
??? Способы снижения деформации: 1. Контроль ЭЭ как ДП. 2. Точная регистрация данных (без интерпретации). 3. Инструкция в письменном виде 4. Привлечение 2-го экспериментатора (нейтрально относящегося к теме исследования). Влияние испытуемого на результаты эксперимента. Эффект испытуемого и первичный контроль ЭИ – это фактор, рассматриваемый обычно на этапе первичного контроля и при оценке репрезентативности полученных данных.
Эффект экспериментатора и эффект испытуемого – это взаимосвязанные виды артефактных переменных, которые могут приводить к неверным выводам.
ЭИ заключается в том, что испытуемый строит предвосхищения относительно ожидаемых от него стратегий поведения или желательных ответов, также он строит предположения о целях исследования и меняет свое поведение.
+ Экспериментатор в разной степени включен в проведение эксперимента и общение с испытуемым в зависимости от процедуры эксперимента. Экспериментатор собирает данные, объясняет цель действий, во многом обусловливает мотивационный уровень принятия задачи испытуемым.
Т. о., существует как «эффект экспериментатора», так и «эффект испытуемого».
Влияние характерологических черт экспериментатора или взаимодействия черт испытуемого и экспериментатора проявляются в основном там, где может быть показана содержательная зависимость между обсуждаемым свойством и базисным процессом.
«Эффект испытуемого» Особенности восприятия человеком экспериментальной ситуации (и экспериментатора) и формирующееся на этой основе испытуемого к экспериментатору искажают обычное течение мыслей, чувств и форм поведения испытуемых.
В условиях эксперимента человек невольно принимает правила такой интеллектуальной игры: действовать тем способом, какой, как он думает, хочет от него экспериментатор; или тем способом, каким в его представлении действует нормальный человек, или так, как действует такой человек, когда за ним наблюдают.
Экспериментальная выборка, виды выборок и стратегии ее построения. Экспериментальная выборка.
Заключается в выборе объекта исследования. Вторая задача, после того, как определены ЗП и НП. Выборка должна соответствовать идеальному объекту.
Необходима для обобщения результатов конкретного эксперимента на всю генеральную совокупность.
Исследование с одним испытуемым проводиться в следующих случаях: 1. а. Когда индивидуальными различиями можно пренебрегать. б. Исследование велико по объему. в. Включает множество экспериментальных проб.
2. Когда испытуемый является уникальным объектом (гениальный музыкант, шахматист, и т.п.). 3. От испытуемого требуется особая компетентность при проведении исследований. 4. Когда повторение данного эксперимента невозможно с участием др. испытуемых.
Виды выборок: 1. Вероятностная выборка. - используется, когда поставлена задача узнать что-либо конкретное об определенной группе людей.
Генеральная совокупность – некоторая группа (определяет сам исследователь). Выборка – ее подгруппа. (пр: ГС – все население Земли; В – Россия).
2. Репрезентативная выборка. - выборка должна отражать особенности популяции в целом. Если этого нет à нерепрезентативная выборка. 3. Случайная выборка. - каждый член популяции имеет шанс попасть в эту выборку. (2) и (3) – виды (1). Эффективный практический способ построения репрезентативной выборки. Недостатки случайной выборки: 1) Трудно отразить определенные особенности популяции. 2) Неприменимость процедуры отбора.
4. Расслоенная выборка. - создается в случае, если необходима выборка, отражающая состав популяции, и для решения исследовательской задачи необходим учет групповых различий (пр: половой состав, возраст группы, и т.д.).
Точное соотношение важных подгрупп популяции. Исследователь сам решает на сколько уровней он делит популяцию.
5. Кластерная/гнездовая выборка. - решает проблему, когда невозможно получить полный список членов популяции. Исследователь случайным образом выбирает группу людей/кластер с определенными особенностями.
Стратегии/способы/дизайны конструирования экспериментальных групп. 1. В эксперименте создается 2 группы: - экспериментальная; - контрольная. Каждая из них помещается в разные условия.
2. Изучение одной группы в экспериментальных и контрольных условиях. В данном случае не контролируется эффект последовательности.
3. Парный дизайн. - подбор для каждого испытуемого эквивалентного, похожего на него, и распределение их в разные группы.
4. Смешанный план. Все группы ставятся в разные условия и образуется несколько подгрупп = факторный эксперимент. Критерий формирования выборок: 1. Содержательный критерий/критерий операциональной валидности. - подбор групп происходит/определяется предметом и гипотезой исследования. Экспериментатор должен создать идеальную модель объекта исследования, попытаться его описать. Характеристики реальной группы должны минимально отклоняться от характеристик идеальной группы.
2. Критерий эквивалентности испытуемых/критерий внутренней валидности. - выводы, полученные у всей группы, должны характеризовать каждого ее члена. Эквивалентные группы создаются при помощи рандомизации.
3. Критерий репрезентативности/критерий внешней валидности. - группа должна составлять генеральную совокупность. Показывает на какую более широкую популяцию можно распространить результаты исследования.
Опасность составляют реально существующие группы, т.к. НП вступает во взаимосвязь с испытуемыми.
Методы построения групп: 1. Рандомизация – каждый испытуемый имеет шанс попасть в группу. Создание группы испытуемых при помощи статистических методов. Рандом. позволяет обеспечить репрезентативную выборку и высокий контроль дополнительных переменных.
2. Попарный отбор. Создание выборок из эквивалентных др. др. испытуемых. Подбор однородной группы с уравниванием всех характеристик, кроме дополнительных переменных.
3. Рандомизация с выделением страт/стратометрических отбор. Страты – классы, половозрастные особенности, и т.д. Выделение существующих популяций или представляющих отдельные страты; и проведение рандомизации.
4. Приближенное моделирование. - данные, полученные на выборке, распространяются на более генеральную совокупность при четком указании критерия.
5. Репрезентативное моделирование. - позволяет более обоснованно приписывать данные генеральной совокупности, в силу того, что выборка является репрезентативной.
6. Привлечение реальных групп. - тех, которые существуют в реальности.
Удобная выборка – та, которая есть в наличии, в реальности; которая наиболее доступна экспериментатору. Ею еще называют целевую группу.
Доэкспериментальные планы, их содержание и возможности применения. Экспериментальные планы. Дизайны.
Классификация планов: 1. Межсубъектные – НП принадлежит субъекту (испытуемому). - каждый участник эксперимента начинает его с нуля. - каждая выборка начинает со своим условием. «+»: Позволяет избежать наложение одних экспериментальных воздействий на др. «–»: Большое количество осложнений (угрозы внешней и внутренней валидности).
Внутрисубъектные – проводятся на одной группе испытуемых, которая подвергается нескольким воздействиям. «+»: Нет проблемы подбора эквивалентных выборок; Требуется небольшая численность испытуемых. «–»: Последовательное выполнение заданий. Эффект последовательности, который касается предъявления воздействий и тестирования. Делится на: Эффект прогрессии (в выполнении теста) – испытуемый научается выполнению теста. Эффект передачи – наложение условий задачи др. на др.
2. по степени учета факторов внешней и внутренней валидности. 1. Доэкспериментальные планы. 2. Истинные эксперименты. 3. Квазиэксперименты и факторные эксперименты. 4. Другие (описательные, корреляционные, и т.д.).
ДОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ.
А) Исследование единичного случая.
Схема: Х О (Х – воздействие; О – тестирование)
- Однократное обследование одной группы, которая подверглась воздействию (единичному), вызвавшему изменение. - Полностью отсутствует контроль => не представляет научной ценности.
Усовершенствование: Х О О - Контроль факторов: доступно это сделать в интроспекции. - Нужно либо 2 экспериментальных воздействия, либо сравнение. - Отсутствие контрольной группы не позволяет говорить о достоверности результата.
Б) План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе. Используется, когда нет ничего лучшего.
О1 Х О2
Кэмпбелл называет этот план – дурным примером, который иллюстрирует нарушения внутренней и внешней валидности. Показывает возможности объяснения через конкурирующие гипотезы.
Конкурирующие гипотезы: 1. Фон – О1 и О2 могут проводиться в разные дни, и чем больше между ними промежуток, тем больше вероятность того, что именно фон является причиной изменений. Правдоподобность данной гипотезы будет выше, если событие произошло с максимально возможным числом людей. 2. Естественное развитие – все факторы, связанные с изменением испытуемых во времени, окажут свое влияние. 3. Эффект тестирования – научается выполнять + может догадаться о том, что тестируют. 4. Инструментальная погрешность – все, что касается ошибок измерения. 5. Статистическая регрессия – регрессия к среднему. Регрессия к среднему – при повторном тестировании значения испытуемых стремятся к среднему. Чем сильнее отклоняется оценка от среднего, тем выше вероятность того, что она связана с ошибкой измерения. Эффект статистической регрессии может оказывать негативные влияния на отношение заказчика к экспериментатору. Может приводить к ошибочным выводам.
В) Сравнение статистических групп.
Х О1 - - - - О2
- группы не являются эквивалентными и различия в результатах теста могут быть обусловлены массой причин.
** Гипотеза факторов выбывания (испытуемых).
Истинные экспериментальные планы: план для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия, план для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием, план Соломона. Экспериментальные планы. Дизайны.
Классификация планов: 1. Межсубъектные – НП принадлежит субъекту (испытуемому). - каждый участник эксперимента начинает его с нуля. - каждая выборка начинает со своим условием. «+»: Позволяет избежать наложение одних экспериментальных воздействий на др. «–»: Большое количество осложнений (угрозы внешней и внутренней валидности).
Внутрисубъектные – проводятся на одной группе испытуемых, которая подвергается нескольким воздействиям. «+»: Нет проблемы подбора эквивалентных выборок; Требуется небольшая численность испытуемых. «–»: Последовательное выполнение заданий. Эффект последовательности, который касается предъявления воздействий и тестирования. Делится на: Эффект прогрессии (в выполнении теста) – испытуемый научается выполнению теста. Эффект передачи – наложение условий задачи др. на др.
2. по степени учета факторов внешней и внутренней валидности. 1. Доэкспериментальные планы. 2. Истинные эксперименты. 3. Квазиэксперименты и факторные эксперименты. 4. Другие (описательные, корреляционные, и т.д.).
ПЛАНЫ ИСТИННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.
Максимально учтены факторы внутренней валидности.
А) План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой. (план №6) R O1 X O2 R O3 O4
à максимальный контроль внутренней валидности: 1. Фон/История – проведение обследования в обоих группах одновременно. Мешающий фактор – экспериментаторы разные. Рандомизация экспериментальных сеансов. Экспериментатор должен создать/контролировать равновероятность событий в контрольной и экспериментальной группах.
2. Одновременно контролируются эффект тестирования, естественное развитие, инструментальная погрешность – если рандомизация правильная. Наибольшая сложность при наблюдении и экспертной оценке.
3. Регрессия – сравнение контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце тестирования. R O1 X O2 | ß–––à | R O3ßàO4
(пр: х=10 ß10à 20 х=12 ß8à 20)
4. Отбор – в основе групп – рандомизация => группы эквивалентны.
5. Фактор выбывания – исключение испытуемого при отсутствии на одном из этапов эксперимента; можно его перевести в контрольную группу; не был на 2-х этапах – можно ничего с ним не делать. ** Исключение испытуемых не является выгодным. Оно может привести к смещению результатов и уменьшению эквивалентности групп.
Факторы внешней валидности: 1. Взаимодействие тестирования и эксперимента. Вопрос о предварительном тестировании и воздействии в экспериментальной группе. Необходимо создать условия, чтобы испытуемые не были осведомлены о целях воздействия и эксперимента; если это невозможно, то надо постараться минимизировать влияние тестирования на воздействие; необходимо учитывать частоту встречаемости события в данной популяции.
2. Взаимодействие отбора и воздействия. Нарушение будет возникать в случае неправильного отбора групп, испытуемые группы становятся нерепрезентативными. Направленный отбор – самостоятельно выбираем удобную выборку, излишне готовую к сотрудничеству. Кэмпбелл: чем больше попыток наладить сотрудничество, тем больше этот фактор проявляется.
3. Другие взаимодействия. а) Инструментальная погрешность – недостатки тестов и методик, которые будут использованы. б) Выбывание и воздействие – следствие эксперимента, а не факторы взаимодействия. в) Естественное развитие и эксперимент – результаты эксперимента должны быть распространяемы на всю совокупность, нужно учитывать отбор, развитие испытуемых и само воздействие; учет условий, в которых оказывается воздействие. г) Реакция испытуемого на эксперимент – все намерения испытуемого – угадать, что хочет экспериментатор; Как избегать реакцию испытуемого: отсутствие информации об экспериментальном воздействии, если воздействие носит характер регулярной деятельности; отсутствие физического разделения групп при рандомизации, использование реальных групп (школьные классы) при рандомизации.
Нельзя объединить данные по группам, трудно перенести на генеральную совокупность.
Стаистические методы (различительные критерии): t-критерий Стьюдента. Необходимо учитывать результаты предварительного тестирования. Можно использовать данные, если нас интересует степень увеличения при повторном тестировании. + Однофакторный дисперсионный анализ (Критерий Фишера, f).
Б) План Соломона
План с предварительным и итоговым тестированием и двумя контрольными и экспериментальными группами. (по Кэмпбеллу, план №5). 1947 г., Роберт Соломон.
R O1 X O2 R O3 O4 R X O5 R O6
Позволяет проконтролировать почти все факторы внутренней и внешней валидности.
Главный эффект экспериментального воздействия – всеми четырьмя группами (4 разных условия).
Эффект тестирования – через 3 и 4 группу. Фактор фона – 2 и 4 гр. Фактор естественного развития – 3 и 4 гр. Инструментальная погрешность – множество измерений. Регрессия – большее число групп. Эффект отбора – рандомизация. Выбывание – попадает в др. группу. Сравнение между: О1 и О2, О2 и О4, О5 и О6, О5 и О3.
В) План с применением контрольной группы и тестированием после воздействия. (план №4) R X O1 R O2
В истинном эксперименте предварительное тестирование не является обязательным условием, но должна быть обеспечена очень высокая рандомизация.
Применяется в случае, если предварительное тестирование невозможно.
Недостатки и отличия от плана Соломона: - Затраты на организацию плана Соломона слишком велики, а результаты адекватны; - Лучше плана «с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой» для избежания эффекта тестирования, но при условии рандомизации. - Статистические методы хуже, чем в плане 4. - Преимущество, если группа подвергается частому тестированию. - Эксперимент и тестирование могут быть представлены естественным образом. - Реакция испытуемых лучше, чем на все другие планы.
Основной статистический метод – различительный критерий Стьюдента, или др. критерии сравнения.
Простые истинные планы используются достаточно редко. Кэмпбелл: исследователи не любят выдвигать простые гипотезы, а стремятся к многомерной модели психической реальности, что затрудняет проведение истинных экспериментов.
Квазиэкспериментальные планы: план временных серий, план серий временных выборок, план серий эквивалентных воздействий, план с неэквивалентной контрольной группой. Экспериментальные планы. Дизайны.
Классификация планов: 1. Межсубъектные – НП принадлежит субъекту (испытуемому). - каждый участник эксперимента начинает его с нуля. - каждая выборка начинает со своим условием. «+»: Позволяет избежать наложение одних экспериментальных воздействий на др. «–»: Большое количество осложнений (угрозы внешней и внутренней валидности).
Внутрисубъектные – проводятся на одной группе испытуемых, которая подвергается нескольким воздействиям. «+»: Нет проблемы подбора эквивалентных выборок; Требуется небольшая численность испытуемых. «–»: Последовательное выполнение заданий. Эффект последовательности, который касается предъявления воздействий и тестирования. Делится на: Эффект прогрессии (в выполнении теста) – испытуемый научается выполнению теста. Эффект передачи – наложение условий задачи др. на др.
2. по степени учета факторов внешней и внутренней валидности. 1. Доэкспериментальные планы. 2. Истинные эксперименты. 3. Квазиэксперименты и факторные эксперименты. 4. Другие (описательные, корреляционные, и т.д.).
КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТ.
Применяется в случае невозможности проведения истинного эксперимента. Это эксперимент, в котором не установлено влияние НП, т.к. есть недостатки контроля над переменными в ходе исследования.
Квазиэксперимент – это эксперимент, в котором нельзя сделать вывод о причинно-следственной связи в силу неполного контроля.
А) План с временными сериями (план №7). План с прерванной временной последовательностью.
О1 О2 О3 Х О4 О5 О6
На эффект воздействия будет указывать нарушение непрерывности результатов исследования.
План был особо популярен в 19 веке в естественных науках.
В начале 20 века этот эксперимент использовали Фармер и Брукс для изучения факторов, влияющих на эффективность происзводства.
Основная проблема: - проблема внутренней валидности; - проблема конкурирующих гипотез.
За счет факторов внутренней валидности может быть объяснено изменение временной последовательности.
<<<график>>> –Ù– А _/– В Ð С
А и В – есть эффект. <<<>>>
Факторы внутренней валидности: 1. Фактор фона – трудно контролировать, т.к. исследования проводятся в разное время. Фон будет обеспечиваться только в случае обеспечения экспериментальной изоляции. + Необходимо учитывать: - циклические события (каникулы, праздники, четверти, семестры, и т.п.).
2. Фактор естественного развития – контролируется за счет того, что есть несколько серий тестирования и можно отследить изменения индивидуальных результатов.
3. Фактор инструментальной погрешности – можно проконтролировать, но условия проведения методики должны сохраняться от начала и до конца исследования.
4. Фактор регрессии – контроль за счет большого числа измерений. 5. Состав групп – требует особого контроля, т.к. состав групп должен быть постоянным на протяжении всего исследования. Факторы внешней валидности: В целом, не контролируются. Кэмпбелл, анализируя этот план, советует обратить внимание на: - реакцию испытуемых на экспериментальное воздействие. - фактор состава группы и экспериментального воздействия. - взаимодействие тестирования и экспериментального воздействия – может вызывать сильную ошибку.
Основной недостаток этого плана состоит в том, что нет возможности отделить влияние НП-ой от фоновых событий. Основное достоинство – позволяет оценить тенденции, т.е. предсказуемые события, возникающие в течение времени (пр: влияние рекламных и социальных кампаний).
Разновидности плана с временной последовательностью. 1. Применение контрольной группы/контрольного сравнения. О1 О2 О3 Х О4 О5 О6 О1 О2 О3 О4 О5 О6
2. План с прерванной временной последовательностью и переключающимися повторениями (предложил Кэмпбелл и Кукк в 1979 г.). Когда экспериментальное воздействие оказывает наибольший эффект. О1 О2 О3 Х О4 О5 О6 О1 О2 О3 О4 Х О5 О6
3. Без использования контрольной группы, но с несколькими зависимыми переменными (на одну ЗП повлияет НП, а др. ЗП – остается неизменной). (надо рассматривать всю тенденцию – рис. в тетради).
Б) План с неэквивалентными временными выборками. (план №8). Модификация плана №7.
В данном плане ожидается, что экспериментальное воздействие будет носить временный или обратимый характер.
Х1О Х0О Х1О Х0О
Основная задача: - позволяет сравнить действие 2-х экспериментальных воздействий на одну группу.
20-30-ые гг. – этот план разрабатывали Олпорт и Сорокин. 45 г. – Керр изучал – как влияет на работоспособность музыка.
(51 муз.дней/51 таких. 3 вида муз.произведений, каждое из которых предъявлялось эквивалентным выборкам по 14 дней).
Факторы валидности: Внутренняя валидность контролируется также, как и в плане 7. Но самая большая проблема связана с фактором фона. (Предъявление большого числа последовательностей в большом числе случаев позволяет контролировать этот фактор).
Внешняя валидность, в целом, не контролируется. Но – если испытуемые осведомлены об эксперименте – это играет отрицательную роль (сильно).
Отдельно отмечают: межуровневую интерференцию (наложение влияния одного на др.) экспериментального воздействия (т.е. первое экспериментальное воздействие может иметь продолжительный эффект и оказывать свое влияние на последующее воздействие). Частота изменения экспериментального воздействия может являться указателем для испытуемого об эксперименте и выступать как стимул (дополнительный мотивационный (новый) стимул).
Ценность данной схемы состоит в том, что можно проверить влияние 2-х экспериментальных воздействий.
Мат. методы: - анализ графиков изменений - сравнительные критерии предъявления 2-х воздействий. - сравнение одного воздействия, предъявленного в разные периоды.
В) План временных серий. -модификация доэкспериментального плана. О1 Х О2 О3 О4 2 естественные группы (пр: 2 параллельных класса). Обе группы тестируются. Затем одна группа подвергается воздействию, а другая – нет. Через определенное время обе группы проходят тестирование повторно.
Результаты обеих групп сапотавляются при помощи t-критерия Стюдента и дисперсионного анализа. О2 и О4 – естественное развитие и фон. Для выявления эффекта действия НП необходимо сравнить величины сдвигов показателей во времени. Значимость различия приростов à влияние НП на ЗП. (пр. иссл.: психолого-педагогический эксперимент).
Главный источник артефактов – различия в составе групп (не рандомизированы).
Чем больше сходство экспериментальной и контрольной групп, тем более валидны результаты, получаемые с помощью этого плана.
Г) Сбалансированные планы (план №11). - это все планы, а которых для (достижения) повышения контроля, всем группам испытуемых предусмотрено предъявление всех экспериментальных воздействий. Другие названия: · Маккол. Ротационный план. · Андервуд. Сбалансированный план. · Кохран и Кокс. Перекрестные планы. · Пеленборн. Планы с переключением.
В основе построения схемы этого плана лежит модель построения латинского квадрата.
** После каждого воздействия – тестирование.
Анализируется: 1 переменная: эффект группы. Группа является как: 1- фактор валидности. 2- переменная (характеризуется своей последовательностью воздействий).
2 переменная: номер воздействия. 3 переменная: само воздействие.
Основные проблемы, связанные с валидностью: 1. Групповой эффект (не за счет воздействия, а за счет состава изменяются результаты). 2. Последовательность воздействия (интерференция воздействия может объяснять и их последовательность).
Достоинство: - возможность планирования воздействия.
В силу того, что группы случайно разделить нельзя, необходимо учитывать факторы внутренней валидности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1911; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.69.138 (0.011 с.) |